«Маска любви», «Бьющееся сердце» и не только
Иллюзии… Как же легко одурачить наши глаза! Как просто обмануть наш мозг! Не верь глазам своим, но верь знаниям!
Вот что, скорее всего, захочется сказать в первую очередь после того, как вы посмотрите на нижеследующие 10 иллюзий, отмеченных в книге «Champions of Illusion: The Science Behind Mind-Boggling Images and Mystifying Brain Puzzles» («Чемпионы иллюзий: наука, стоящая за умопомрачительными изображениями и загадочными головоломками») Сусанны Мартинес-Конде, профессора офтальмологии, неврологии, физиологии и фармакологии медицинского центра SUNY Downe в Бруклине, Нью-Йорк.
Это увлекательное произведение, сборник отмеченных наградами конкурса «Лучшая иллюзия года».
«Ваш мозг создает симуляцию мира, которая может соответствовать, а может и не соответствовать реальности. «Реальность», которую вы воспринимаете, является результатом вашего особого взаимодействия с этой симуляцией. Да, снаружи есть реальный мир, но вы воспринимаете события, происходящие вокруг, ошибочно или неполно».
Представляем вам 10 визуальных иллюзий с описанием из книги Champions of Illusion .
1. «Иллюзия потолка» Энтони Норчи (аналогичная иллюзии Коффера: долгие лаги)
ANTHONY NORCIA, STANFORD UNIVERSITY
Информация, передаваемая от сетчатки в мозгу, ограничена физическими условиями, в частности такими, как количество нервных волокон в зрительном нерве (около миллиона волокон).
Если бы каждое из этих волокон отвечало за создание отдельного пикселя в общей получаемой картинке, зрение людей было бы ниже, чем разрешение камеры телефона. Но наша система зрительного восприятия преодолевает эти ограничения, игнорируя ненужные детали в наблюдаемых объектах и сценах.
Мозг извлекает, выделяет и обрабатывает эти уникальные компоненты, которые имеют решающее значение для идентификации объекта.
Вышепоказанная иллюзия на самом деле также содержит в себе шестнадцать кругов, которые изначально будут невидимы для наблюдателя и как бы скрыты линейными формами узора. Причина, по которой круги сразу не могут быть видимыми для нас, в том, что наш мозг занят обработкой других деталей — углами и сторонами прямоугольников.
2. Иллюзия «Вращающийся змей» Акиёси Китаока
AKIYOSHI KITAOKA
Эта иллюзия — отличный пример того, как мы воспринимаем воображаемое движение неподвижного изображения. Кажется, что «змеи» в кругах вращаются в то время, когда вы двигаете глазами по картинке. Однако на самом деле ничего не движется, кроме ваших глаз!
Если вы сосредоточитесь на одной «змейке» (круге) и сфокусируете взгляд на ней на какое-то время, то движение других «змей» замедлится или даже остановится.
3. «Иллюзия восстанавливающейся решетки» Рёта Канаи
RYOTA KANAI
Посмотрев на это изображение, вы увидите ровный клетчатый узор в центре и разделенные на «плюсы» квадраты по краям.
Выбираете одно из перекрестий в середине изображения и фокусируетесь на этом перекрестии в течение 30 секунд… Вы увидите, что крестики на фрагментированной части рисунка «самовосстановятся».
Эта иллюзия возникает из-за «угасания восприятия». При фокусировке на центре изображения детали по краям начинают блекнуть. Нейронные связи используют доступную информацию из центра для восстановления этих слабо видимых изображений, и поэтому рассеянный узор вокруг выглядит таким же гладким и упорядоченным, как и центральный.
4. «Маска любви» Джанни Сарконе
COURTESY OF GIANNI SARCONE, COURTNEY SMITH, AND MARIE-JO WAEBER. COPYRIGHT © GIANNI A. SARCONE, GIANNISARCONE.COM. ALL RIGHTS RESERVED.
Еще одна интересная иллюзия, на фотографии которой можно увидеть как одно лицо, так и два лица влюбленной пары за мгновенье до поцелуя.
Эта иллюзия была обнаружена на старой фотографии следующим образом: Джанни Сарконе возглавлял группу итальянских ученых, которые занимались исследованием головоломок, связанных с восприятием. Ученый был близорук и, увидев на стене черно-белую фотографию, подумал, что это лицо одного человека. Надев очки, он понял, что на самом деле на изображении было два лица.
Для усиления эффекта «одного лица» на фотографию была наложена венецианская маска…
Такой тип иллюзии называют бистабильным, т. к. на картинке можно увидеть или одно лицо, или пару влюбленных, но точно не оба изображения сразу. Наша визуальная система склонна во всем видеть то, что она ожидает увидеть, ориентируясь на подсказки. Мозг имеет тенденцию «видеть» то, что он ожидает увидеть, тем более что маска вокруг изображения подсказывает, что это одна голова, поэтому сначала мы и видим ее.
5. Виктория Скай «Возраст — всего лишь иллюзия в твоей голове»
VICTORIA SKYE
Фотографу, иллюзионисту и создательнице иллюзий Виктории Скай было нелегко сфотографировать фотопортрет своего отца в подростковом возрасте. Сильный свет сверху портил снимок, поэтому Скай наклонила камеру вбок, чтобы избежать бликов. В результате движений камеры она увидела, что фотография отца изменялась — из юноши человек на фотографии превращался в мальчика или во взрослого.
Иллюзия Скай — пример анаморфической перспективы в ее типичном виде. Наклон камеры создал две противоположные точки схода, которые создавали иллюзию возрастного «омоложения» и «старения».
6. Симона Гори и Кай Гамбургер «Иллюзия вращающихся наклонных линий»
SIMONE GORI AND KAI HAMBURGER
Чтобы увидеть иллюзию, двигайте головой вперед-назад, ориентируясь на центр. По мере приближения к изображению вы увидите, что линии вращаются против часовой стрелки, а по мере удаления от изображения линии будут вращаться по часовой стрелке.
Ученые, работающие в области офтальмологии, утверждают, что такие иллюзии активируют области мозга, которые включаются только при движении.
7. Иллюзия «Бьющееся сердце» Джанни Сарконе, Кортни Смит и Мари-Джо Вэбер
COURTESY OF GIANNI SARCONE, COURTNEY SMITH, AND MARIE-JO WAEBER. COPYRIGHT © GIANNI A. SARCONE, GIANNISARCONE.COM. ALL RIGHTS RESERVED.
А эта иллюзия создает ощущение движения, биения сердца на полностью неподвижном изображении.
Вот и объяснение, как это работает: повторяющиеся неподвижные узоры с правильным сочетанием контрастов активируют чувствительные к движению нейроны нашей зрительной системы, а параллельное расположение чередующихся иглообразных красных и белых линий заставляет нас воспринимать это как бьющееся, пульсирующее сердце.
8. «Иллюзия призрачного взгляда» Роба Дженкинса
ROB JENKINS
Когда у человека пустой взгляд, то есть мы не понимаем, куда он смотрит, это заставляет нас понервничать. Именно по этой причине иногда может казаться странным или даже некомфортным разговаривать с кем-то, кто носит темные солнцезащитные очки.
Данная иллюзия, созданная Робом Дженкинсом в 2008 году, как раз и использует этот малоприятный эффект.
Так, если посмотреть на фото с расстояния, то кажется, что сестры-близнецы смотрят друг на друга. Но когда вы подносите лицо ближе, замечаете, что два портрета смотрят прямо на вас!
В общем и целом данная иллюзия состоит из объединенных двух немного отличающихся изображений одной и той же женщины (то есть на одно лицо наложено второе). Наложенные друг на друга фотографии различаются двумя важными нюансами: их пространственными деталями (мелкими или крупными) и направлением их взгляда (вбок или вперед). Изображения, обращенные друг к другу, содержат только грубые детали, в то время как изображения, «смотрящие» прямо, состоят из менее грубых, крупных деталей. Когда вы подносите к картинкам взгляд, вы можете увидеть все мельчайшие детали, поэтому кажется, что сестры смотрят прямо перед собой. Но когда вы отодвигаете взгляд, начинают преобладать грубые детали, и сестры, кажется, смотрят друг другу в глаза.
9. «Неуловимая арка» Деяна Тодоровича
DEJAN TODOROVIC
Вы видите здесь три разные овальные трубы или 3 пары канавок? Левая часть рисунка выглядит как три трубы, но если посмотреть с правой стороны, она выглядит как гофрированная поверхность. Так?
Пытаетесь уловить область перехода одной формы в другую? Не получается? Да потому что ее просто нет! На фотографии одновременно показаны и «трубки», и «канавки» (смотря как посмотреть), но наш мозг может сосредоточиться только на одном виде зараз.
10. Иллюзия «Плавающей звезды» Джозефа Хаутмана
JOSEPH HAUTMAN, AKA KAIA NAO. COPYRIGHT © KAIA NAO
И наконец, эта пятиконечная звезда неподвижна, но многие люди, глядя на изображение, испытывают стойкую иллюзию, что звезда вращается по часовой стрелке.
Эта видимость, созданная Джозефом Хаутманом, — еще одна вариация иллюзии «Вращающийся змей» Китаоки. Эта иллюзия Хаутмана показала, что в отличие от геометрической модели, используемой Китаокой, неправильный узор был особенно эффективен в достижении иллюзорных движений.
Когда вы смотрите по сторонам, движения ваших глаз стимулируют нейроны, чувствительные к движению. Тщательно организованные переходы между белой, черной, светлой и темной областями заставляют нейроны воспринимать эту форму, как если бы они видели эту форму, постоянно движущуюся в одном направлении.
Обложка: COURTESY OF GIANNI SARCONE, COURTNEY SMITH, AND MARIE-JO WAEBER. COPYRIGHT © GIANNI A. SARCONE, GIANNISARCONE.COM. ALL RIGHTS RESERVED. / ROB JENKINS
Исследователи и врачи раскрыли тайны оптических иллюзий
Восприятие картинок-иллюзий, по всей видимости, зависит от индивидуальных психологических особенностей человека
Фото: EAST NEWS
ЗМЕЙ-ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ
Самая известная оптическая иллюзия — «Вращающиеся змеи». В 2005 году ее впервые продемонстрировал общественности японский профессор психологии Акиеши Китаока. С тех пор эта и другие «движущиеся» фигуры стали хитами в Интернете. Многие утверждают, что загадочные картинки не только искусство и развлечение, а настоящие тесты на состояние здоровья.
Чаще всего встречается такая трактовка: если изображение перед глазами не движется, то можете порадоваться — у вас крепкое психическое здоровье, минимум стрессов и в целом все отлично (если вдруг вы без картинок этого не заметили). Когда цветные змеи все же движутся, но медленно, у вас накопилась усталость, физическая и моральная, однако положение еще не критичное, и можно исправить ситуацию, начав как следует высыпаться (напомним, для взрослого человека от 18 до 65 лет норма сна в среднем 7 — 9 часов, но кому-то индивидуально может требоваться и по 10 часов). Если же змеи движутся активно, то уровень стресса очень высокий, с психическим состоянием уже нешуточные проблемы — словом, пора к врачу.
Самая известная оптическая иллюзия — «Вращающиеся змеи»
Скептики, правда, замечают, что в разное время суток, после работы либо отдыха и тем более после бокала вина оптическая иллюзия выглядит по-разному — вряд ли серьезные перепады в состоянии здоровья могут случаться так быстро. Так чему же верить и зачем на самом деле нужны эти таинственные картинки?
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЯРКОСТИ И СКОРОСТИ
В научном сообществе сегодня есть две основные версии того, как работает иллюзия вращения, рассказал «КП» один из ведущих российских экспертов по изучению зрительных иллюзий, заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Высшей школы экономики Игорь Уточкин. Первое объяснение связано с тем, что нейроны (то есть нервные клетки) зрительной коры нашего головного мозга с разной скоростью реагируют на свет разной яркости. А именно: чем ярче точка или фрагмент рисунка, на который мы смотрим, тем быстрее включаются соответствующие нейроны и мозг обрабатывает изображение. Более темные и блеклые детали вызывают реакцию нейронов чуть медленнее.
Благодаря такой разнице в скорости обработки цвета и света, по всей видимости, удается создать эффект вращения картинки. «Китаока использовал в своем узоре регулярное чередование элементов разной яркости, выстроив их в определенной последовательности: черный-синий-белый-желтый-черный и т.д, — поясняет эксперт. — Как правило, в таком же направлении мы видим движение». То есть пятна разного цвета вызывают нейронные реакции в зрительной коре не одновременно, а последовательно — как раз так, как происходит при восприятии реального движения.
Оптическая иллюзия «Исчезающие голубые точки»
КОГДА ГЛАЗА БЕГАЮТ
Еще одна версия связана с движением глаз. Попробуйте пристально смотреть в центр одного из кругов, а потом переводите взгляд, пытаясь охватить всю картину целиком. В первом случае эффект движения узоров пропадает, во втором — появляется и усиливается тем больше, чем быстрее вы водите глазами или моргаете. «Поскольку мы подвижны, то и картинка у нас перед глазами изменчива», — говорит Игорь Уточкин.
— Но ведь когда мы смотрим на другие изображения, читаем книгу и моргаем, то нет ощущения бегущей строки — почему?
— Наш мозг устроен так, что обычно отличает собственные движения глаз от реального движения объектов и за счет этого дает команду воспринимать картинку стабильной, если она в действительности неподвижна. Но известно, что в такой системе распознавания возможны сбои при микродвижениях глаз — мозг может как бы не заметить их, и тогда вызванные этими микродвижениями небольшие смещения картинки интерпретируются как движения узора.
УСТАЛОСТЬ — ДВИГАТЕЛЬ УЗОРОВ
— Мне не доводилось встречать научные работы, где исследователи доказали бы связь между восприятием зрительных иллюзий и какими-либо особенностями здоровья людей, состояния их психики и т. п., — разводит руками руководитель научно-учебной лаборатории когнитивных исследований. — Вместе с тем, есть данные, что движения глаз человека меняются при общем утомлении, зрительных перегрузках. В частности, людям становится труднее фиксировать взгляд на одной точке или детали, появляются и усиливаются так называемые дрейфы, то есть микросползания взгляда с первоначальной точки. И это теоретически может усилить ощущение движения узоров на картинке.
Голубые точки, размещенные по углам невозможно одновременно увидеть
Кстати, при переутомлении начинает казаться, что движутся не только задуманные для этого изображения-иллюзии. Во всяком случае, автор этого материала, углубившись в тему и пересмотрев непрерывно несколько десятков подобных картинок, вдруг обнаружила, что уже и буквы на бумаге начинают превращаться в бегущую строку… Испугавшись, я поскорее позвонила нейрофизиологу.
ЗАКАЛЯЙТЕСЬ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
— Оптические иллюзии это многогранный раздражитель, который, скорее всего, действует и на определенные зоны коры головного мозга (зрительную зону, см выше. — Авт.), но также и на подкорку. Многие из этих процессов еще не изучены, остаются загадкой, — говорит врач-невролог, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, член-корреспондент Американской академии неврологии Виктор Косс. — Не исключено, что сила иллюзорного движения может зависеть от мозгового кровотока — в случае нарушения кровообращения узоры будут двигаться быстрее. Но это лишь предположение, доказанных фактов нет.
Однако ведущую роль в восприятии иллюзий играет… внушение, считает доктор Косс. «Если человеку заранее не говорить, что узоры должны вращаться, а просто показать картинку и спросить, что вы видите, то с большой вероятностью движения он не заметит», — уверяет нейрофизиолог. Также, по его мнению, больше шансов удержать картинку стабильной, неподвижной, у тех, кто в целом хорошо себя чувствует, лучше выспался, отдохнул и обладает большей силой воли.
«Плывущая звезда» Кая Нао Далее: https://uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-krutiye-opticheskie-illuzii.html
— Мой вывод такой: чем больше потерян контроль над самим собой, окружающим миром, чем больше неуверенности, тревоги, хронических заболеваний, нарушений сна — тем быстрее вращаются змеи. А чем собраннее человек, тренированнее, увереннее в себе, закаленнее душой и телом, тем меньше шансов увидеть вращение там, где его нет, — выносит вердикт врач.
КСТАТИ
От головокружения до нехватки воздуха
— Восприятие картинок-иллюзий, по всей видимости, зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, строения мозга, выработки нейромедиаторов (то есть молекул, с помощью которых передаются сигналы между нервными клетками. — Авт.), — говорит руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова, кандидат медицинских наук Александр Калинкин. — Действительно, здесь еще масса неизученного. В то же время известно, что оптические иллюзии могут вызывать дискомфорт и в таком случае действуют неблагоприятно с медицинской точки зрения. Возможно нарушение работы вегетативной нервной системы, регуляции дыхания, головокружение, ощущение страха, тревоги. Поэтому я бы посоветовал этим не увлекаться. Посмотреть 1 — 2 раза и хватит.
Японский психотерапевт Ямамото Хашима разработал тест на степень утомляемости: 1. Картинка не двигается — человек стабилен 2. Движется средне — психоэмоциональное истощение 3.Движется активно — имеются опасные признаки психоза, неврастении и депрессии
ВМЕСТО ВЫВОДА
Опрошенные нами эксперты сошлись в том, что зрительные иллюзии на сегодня не могут служить тестами о состоянии здоровья — у врачей и ученых нет доказанных данных об однозначной связи конкретных нарушений в организме с движением узоров. В то же время, по наблюдениям, вращение картинок зачастую усиливается при физическом утомлении, которое мы, как правило, ощущаем и без подсказки.
— В целом изучение разнообразных иллюзий является важной частью исследований того, как работает восприятие человека, его органы чувств и мозг, — поясняет заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Высшей школы экономики Игорь Уточкин. — Узнавая, как возникают любопытные сбои при иллюзиях, мы можем выяснить что-то новое о том, как восприятие работает в обычных условиях.
Оптические иллюзии: как мозг возвращает нас в детство
Телеканал«360» разобрался, некоторые картинки могут обмануть человека.
Видеть, значит верить. Мы привыкли полностью полагаться на глаза, ведь их, кажется, не проведешь. Но при всей важности зрения, оно не такое уж и совершенное. Некоторые картинки способны обвести нас вокруг пальца и заставить видеть движение там, где его нет, или чувствовать головокружение, стоя на разрисованной, но абсолютно ровной поверхности. А все потому, что видим мы не глазами, а нейронами мозга, который обманываться только рад. Телеканал «360» разобрался в ошибках восприятия и в том, почему они происходят.
«Лицо на Марсе»
Пожалуй, самый яркий пример иллюзии космического масштаба — знаменитое «лицо на Марсе». Образ, похожий на человеческий лик, наделал много шума, и породил гипотезы об инопланетном происхождении. На самом же деле, отчетливо видимое лицо оказалось лишь игрой света и тени.
Человеческое сознание устроено так, что достраивает картинку.
«Из сочетания темных и светлых пятен возникает иллюзия объема, перспективное изменение масштаба и контрастности создает иллюзию глубины, наличие симметрии и асимметрии придает картинке статичность или динамичность», — рассуждает фотограф Станислав Ржевский.
В отличие от галлюцинаций иллюзии восприятия присущи каждому человеку с нормальным состоянием психики. Говоря простыми словами, иллюзия — это искажение формы, цвета, положения в пространстве. Но каждый из этих признаков не воспринимается самостоятельно, а только в совокупности.
Иллюзии движения
«Когда изображение искусственно модифицировано, например, смежные изображения заметно отличаются друг от друга, возникает иллюзия движения. Это достигается за счет контраста, мозг начинает думать, что картинка движется», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.
Доказательство — знаменитая иллюзия японского профессора психологии Акиоши Китаока «Вращающийся змей», подарившая создателю мировую славу. Посмотрите, картинка абсолютно статична. Это легко проверить, зафиксируйте взгляд в центре одного из кругов.
Иллюзия Китаока активирует зоны мозга, призванные наблюдать за действительно движущимися объектами, например, пейзажем из окна поезда.
«Такой эффект достигается за счет гиперконтрастного изображения, деталей, и, главное, из-за микродвижений глаз. Это физиология. Глаза всегда находятся в движении», — говорит нейрофизиолог Илья Ханыков.
Информация о контрасте, изменениях яркости крайне важна для нашего мозга, именно по этим параметрам мы распознаем оттенки цвета, фигуры, поэтому большинство иллюзий движения построены на повторе разноцветных фрагментов.
«Можно сказать, что мы вообще интерпретируем реальность через контрасты. Есть эффект усиления контраста для более убедительного поиска различий и создания значимых сигналов для нашей деятельности», — объяснил нейрофизиолог Илья Ханыков.
Это, например, видно в такой вот иллюзии.
«Если в полной темноте зажечь свечу, она ослепит. В этом случае увеличивается чувствительность, которая формируется на уровне нейронов. И этот эффект также вызван поиском контрастов», — сказал нейрофизиолог Илья Ханыков.
Иллюзия тени и света
Человеческий мозг не сомневается, если объект находится в тени, значит, он хуже освещен. Достаточно посмотреть на оптическую иллюзию профессора Массачусетского технологического института Эдварда Адельсона. Опубликованная в 1995 году она до сих пор заставляет нас, махнув рукой, говорить: «Да, ладно, не может быть!»
Может. Фишка этой картинки в том, что клетки шахматной доски, обозначенные буквами A и B, одного оттенка серого цвета, но благодаря тени и окружающей обстановке, кажутся абсолютно разными.
То, что клетки одинакового цвета, элементарно доказать. Распечатайте на принтере картинку, вырежете квадраты по контуру и приложите друг к другу.
«Светлая клетка, окруженная более темными, будет восприниматься светлее обычного, и наоборот, — так сам Адельсон объясняет данный эффект, — На рисунке светлая шахматная клетка (В) в тени окружена более темными. Это приводит к тому, что клетка (В) кажется нам светлее. Темные же шахматные клетки, окруженные светлыми вне падающей тени, кажутся нам более темными».
Восприятие цветов зависит от окружающей действительности. Один и тот же тон может выглядеть по-разному, в зависимости от фона, на котором он изображен. Плюс большую роль в восприятии цвета играет освещение.
«Серое пятно, помещенное в окружении цветных пятен, в иллюзорном восприятии приобретает некоторый тон, которого в действительности не существовало», — отмечает художник Станислав Ржевский
Какая из фигур темнее? Наверняка, вы ответите, не задумываясь. А теперь закройте середину пальцем и убедитесь в том, что ошиблись. Фигуры одинакового цвета.
Эти иллюзии показывают, насколько важна реакция мозга на восприятие цвета при наличии тени. Именно то, как мозг воспринимает фон, тень, освещение и расположение объекта формирует то, что мы видим. Вспомните, злосчастное платье. Одни видели бело-золотое, другие сине-черное. Разгадка тайны оказалась на поверхности — освещение и фон. Это и есть пример разницы зрительного восприятия.
Так и на картинке ниже. Вы уверены, что эти собаки разного цвета? А на самом деле они одинаковы.
А если нам не верите, убедитесь сами: загрузите картинку с лошадьми в графический редактор и уберите фон.
Цвет придумывает мозг
Стоит отметить, что технически цвета вообще не существует. Есть понятие света, сигналы которого получает и пытается распознать мозг, окрашивая это электромагнитное излучение в разные тона. По большому счету мир — монохромный, а цвета — исключительно творение мозга. Такое восприятие, говорят физиологи, было необходимо для выживания, что бы отличать груду камней от спящего бизона или медведя. Именно поэтому естественный отбор, эволюция и поддержали его.
Человеческий глаз обладает так называемым свойством цветопостоянства — в пределах широкого диапазона яркости освещения, восприятие тонов практически не изменяется.
«К примеру, цветные предметы выглядят практически одинаково при комнатном и уличном освещении. Однако по мере снижения интенсивности света, способность к сохранению цветопостоянства ослабевает», — отмечает фотограф Станислав Ржевский.
При очень слабом освещении отдельные цвета становятся неразличимы. И тогда эта самая оптическая иллюзия, то есть ошибка восприятия, помогает нам. На сетчатке формируется изображение, отличающееся от предмета, который его создал.
«Например, в темном парке на тропе мы видим движение и воспринимаем, например, опавший листок, как птичку или мышку, то есть живой объект. Только после мы понимаем, что он неживой. Такое восприятие было эволюционно выигрышно, потому что все, кто предполагал живой объект, с большей вероятностью выживали в столкновении с ним», — отмечает нейрофизиолог Илья Ханыков.
Иллюзия объема и глубины
Художественные приемы, позволяющие на плоскости создавать объемные предметы, с учетом их расположения в пространстве, открыли еще в античные времена. До сих пор для этого применяются различные виды перспективы и светотеневые акценты.
Перспектива сама по себе уже является обманом, потому что она создает иллюзию пространства на плоскости. Например, уходящая вдаль дорога или рельсы всегда изображаются линиями, стремящимися к сближению в одной точке. И кажется, что два одинаковых отрезка разные по размеру. А все потому, что мозг воспринимает верхний отрезок как расположенный дальше, следовательно, представляет его большим по размеру.
Одним из первых миру это продемонстрировал итальянский психолог Марио Понцо в начале XX века: он доказал, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона, и разработал классическую иллюзию, которая носит его имя.
Ярким примером иллюзии объема является направление в искусстве под названием оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»). Одним из его основоположников считается Виктор Вазарели, французский художник и скульптор.
Такие изображения, говорит психотерапевт Марк Сандомирский, искусственно модифицированы: «Иллюзия объема или пространства возникает за счет изменения пропорций этих псевдообъемных изображений. Они модифицированы очень тонко и заставляют мозг думать, будто бы картинка объемная».
Одна из таких модифицированных картин даже попала в книгу рекордов Гиннеса. Художники из 13 стран мира на асфальте создали гигантский 3D рисунок — 150 метров в длину, и около 15 метров в ширину, общей площадью — более двух тысяч метров.
В большинстве случаев такие рисунки делаются на горизонтальных поверхностях. И именно благодаря искаженным пропорциям, при просмотре с определенной точки мы видим не плоское изображение, а объемное. К слову, в Москве работает целый музей оптических иллюзий. Так что если вас не пугают обмороки и головокружения, отправляйтесь в мир искаженной реальности. А если «укачивает», тренируйте вестибулярный аппарат, ведь весь дискомфорт связан именно с ним.
«Глаза видят одно, от положения тела поступают другие сигналы, из-за этого несоответствия и возникает дискомфорт. Но самое приятное в этом то, что вестибулярный аппарат можно тренировать», — делится наблюдениями нейрофизиолог Илья Ханыков.
Психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский уточняет, что подобные картинки рассчитаны на человека с нормальным состоянием нервной системы, глаз, мозга и связи между ними.
«Если у человека есть проблемы со зрением, мозгом или координацией, а к этому могут присоединяться проблемы с органами равновесия, тогда восприятие подобных картинок либо не получается, либо становится чрезмерной нагрузкой для мозга и вызывает разного рода дискомфорт — головную боль, боль в глазах, зрительное утомление», — объяснил Сандомирский.
Очевидно, что таким людям, и в 3D-кино не сходить…
Иллюзия искажения
Оптические иллюзии художники и дизайнеры в XXI веке научились вписывать в интерьер. По их мотивам создают мебель и предметы декора. Так, например, автор стеллажа «180°» был вдохновлен иллюзией немецкого астрофизика Иоганна Цельнера, обнаруженной ученым в 1860 году. Горизонтальные линии искажены особым расположением квадратов, и, хотя они параллельны относительно друг друга, кажется, что каждая установлена под наклоном.
На рисунке Цельнера длинные линии кажутся не параллельными, но в действительности это не так. Весь фокус в том, что короткие линии образуют угол с длинными, и именно он создает впечатление, будто бы один конец длинной линии ближе к нам, чем другой.
Мозг возвращает нас в детство
Любые оптические иллюзии вызывают в человеке бурный поток эмоций.
«Все эти эффекты, несовпадение восприятия с реальностью, несовпадение зрительного впечатления с привычным опытом вызывают возрастную регрессию, то есть заставляют мозг переключаться в детское состояние», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.
По его словам, в самом раннем возрасте, в первые недели и месяцы жизни мозг только учился обрабатывать информацию, которую передают глаза, распознавать предметы и улавливать целостную картинку. А при просмотре искаженных и модифицированных картинок обычный навык нарушается, мозг оказывается в непривычном состоянии, полагая, что нужно переучиваться.
«Картинка приковывает внимание, взрослый, словно ребенок, воспринимает предметы с жадным любопытством, именно поэтому эффекты вызывают детские эмоции, ведь у ребенка они более живые и яркие чем у взрослого. То же самое лежит в основе оптических иллюзий и 3D кино», — заключил Марк Сандомирский.
Ольга Лисакова
- Baas, «Geschichte d. Medicin».
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
- https://1gai.ru/publ/526923-10-luchshih-opticheskih-illjuzij-otmechennyh-mezhdunarodnymi-nagradami.html.
- https://www.kp.ru/daily/26802.7/3836695/.
- https://360tv.ru/news/tekst/opticheskie-illyuzii-kak-mozg-vozvrashaet-nas-v-detstvo-75858/.
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).