, ?

Иешуа же многословен необычайно: — Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе даже трудно глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет [6].

Христос безмолвствовал — и в том должно видеть глубокий смысл. Но уж коли заговорил — мы ждем ответа на величайший вопрос, какой только может задать человек Богу; ибо ответ должен звучать для вечности, и не один лишь прокуратор Иудеи будет внимать ему. Но все сводится к заурядному сеансу психотерапии. Мудрец-проповедник на поверку оказался средней руки экстрасенсом (выразимся по-современному). И нет никакой скрытой глубины за теми словами, никакого потаенного смысла. Истина оказалась сведенной к тому незамысловатому факту, что у кого-то в данный момент болит голова. Нет, это не принижение Истины до уровня обыденного сознания. Все гораздо серьезнее. Истина, по сути, отрицается тут вовсе, она объявляется лишь отражением быстротекущего времени, неуловимых изменений реальности. Иешуа все-таки философ. Слово Спасителя всегда собирало умы в единстве Истины. Слово Иешуа побуждает к отказу от такого единства, к дроблению сознания, к растворению Истины в хаосе мелких недоразумений, подобных головной боли. Он все-таки философ, Иешуа. Но его философия, внешне противостоящая как будто суетности житейской мудрости, погружена в стихию «мудрости мира сего».

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 3, 19-20). Поэтому-то нищий философ сводит под конец все мудрствования не к прозрениям тайны бытия, а к сомнительным идеям земного обустройства людей.

«В числе прочего я говорил, — рассказывает арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообше не будет надобна никакая власть» [7].

Царство истины? «Но что есть истина?» — только и можно спросить вслед за Пилатом, наслушавшись подобных речей. «Что есть истина? — Головная боль?»

Ничего оригинального в такой интерпретации учения Христа нет. Еще Белинский в пресловутом письме к Гоголю утверждал о Христе: «Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения» [8]. Идея, на что и сам Белинский указал, восходит к материализму Просвещения, то есть к той самой эпохе, когда «мудрость мира сего» была обожествлена и возведена в абсолют. Стоило ли огород городить, чтобы возвращаться все к тому же? Можно угадать при этом возражения поклонников романа: главной целью автора было художественное истолкование характера Пилата как психологического и социального типа, эстетическое его исследование.

Несомненно, Пилат привлекает романиста в той давней истории. Пилат вообще одна из центральных фигур романа. Он крупнее, значительнее как личность, нежели Иешуа. Образ его отличается большей цельностью и художественной завершенностью. Все так. Но зачем ради того было кощунственно перекореживать Евангелие? Был же ведь тут какой-то смысл…

Но то большинством нашей читающей публики и вовсе как несущественное воспринимается. Литературные достоинства романа как бы искупают любое кощунство, делают его даже незаметным — тем более что публика настроена обычно если и не строго атеистически, то в духе религиозного либерализма, при котором за всякой точкой зрения на что угодно признается законное право существовать и числиться по разряду истины. Иешуа же, возводивший в ранг Истины головную боль пятого прокуратора Иудеи, давал тем самым своего рода идеологическое обоснование возможности сколь угодно многого числа идей-истин подобного уровня. Кроме того, булгаковский Иешуа предоставляет всякому, кто лишь пожелает, щекочущую возможность отчасти свысока взглянуть на Того, перед Кем Церковь склоняется как перед Сыном Божиим. Легкость вольного обращения с Самим Спасителем, которую обеспечивает роман «Мастер и Маргарита» (утонченное духовное извращение эстетически пресыщенных снобов), согласимся, тоже чего-то стоит! Для релятивистски настроенного сознания тут и кощунства никакого нет.

Впечатление достоверности рассказа о событиях двухтысячелетней давности обеспечивается в романе Булгакова правдивостью критического освещения современной действительности, при всей гротескности авторских приемов. Разоблачительный пафос романа признается как несомненная нравственно-художественная ценность его. Но тут нужно заметить, что (как ни покажется то обидным и даже оскорбительным для позднейших исследователей Булгакова) сама тема эта, можно сказать, открыта и закрыта одновременно уже первыми критическими отзывами на роман, и прежде всего обстоятельными статьями В.Лакшина (Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»// Новый мир. 1968. №6) и И.Виноградова (Завещание мастера // Вопросы литературы. 1968. №6). Что-либо новое сказать вряд ли удастся: Булгаков в своем романе дал убийственную критику мира недолжного существования, разоблачил, высмеял, испепелил огнем язвительного негодования до nec plus ultra (крайних пределов. — ред.) суетность и ничтожество нового советского культурного мещанства.

Оппозиционный по отношению к официальной культуре дух романа, а также трагическая судьба его автора, как и трагическая первоначальная судьба самого произведения, помогли вознесению созданного пером М.Булгакова на труднодосягаемую для любого критического суждения высоту.

Все курьезно осложнилось и тем, что для значительной части наших полуобразованных читателей роман «Мастер и Маргарита» долгое время оставался едва ли не единственным источником, откуда можно было черпать сведения об евангельских событиях. Достоверность булгаковского повествования проверялась им же самим — ситуация печальная. Посягновение на святость Христа само превратилось в своего рода интеллигентскую святыню. Понять феномен шедевра Булгакова помогает мысль архиепископа Иоанна (Шаховского): «Одна из уловок духовного зла — это смешать понятия, запутать в один клубок нити разных духовных крепостей и тем создать впечатление духовной органичности того, что не органично и даже антиорганично по отношению к человеческому духу» [9]. Правда обличения социального зла и правда собственного страдания создали защитную броню для кощунственной неправды романа «Мастер и Маргарита». Для неправды, объявившей себя единственной Истиной. «Там все неправда», — как бы говорит автор, разумея Священное Писание. «Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Правда же открывает себя вдохновенными прозрениями Мастера, о чем свидетельствует с несомненностью, претендующей на безусловное доверие наше, — Сатана.

(Скажут: это же условность. Возразим: всякая условность имеет свои пределы, за которыми она безусловно отражает определенную идею, весьма определенную).

II.

Роман Булгакова посвящен вовсе не Иешуа, и даже не в первую очередь самому Мастеру с его Маргаритой, но — Сатане. Воланд есть несомненный главный герой произведения, его образ — своего рода энергетический узел всей сложной композиционной структуры романа. Главенство Воланда утверждается изначально эпиграфом к первой части: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Сатана действует в мире лишь постольку, поскольку ему дозволяется то попущением Всевышнего. Но все, совершающееся по воле Создателя, не может быть злом, направлено ко благу Его творения, есть, какой мерой то ни меряй, выражение высшей справедливости Господней. «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144, 9). В этом смысл и содержание христианской веры. Поэтому зло, исходящее от дьявола, преобразуется во благо для человека, благодаря именно Божьему попущению. Господнему произволению. Но по природе своей, по дьявольскому изначальному намерению оно продолжает оставаться злом. Бог обращает его во благо — не Сатана. Поэтому, утверждая: «Я творю добро», — служитель ада лжет. Бес лжет, но то в природе его, на то он и бес. Человеку же дана способность распознать бесовскую ложь. Но сатанинская претензия на исходящее от Бога — воспринимается автором «Мастера и Маргариты» как безусловная истина, и на основании веры в дьявольский обман Булгаков и выстраивает всю нравственно-философскую и эстетическую систему своего творения.

Читайте также:  Головная боль у ребенка

, ?

,   ?

,   ?

:

, ? ? ? , 4. , ? ?

,   ?

:

,   ?

⇐ 19 19

.. , , — : https://ouspenie.geralt.yaroslavl.su/ .

, , , ? -. — , , . , , , , ( . . ., 1978, . 443).

: . » , , , , …

, , , , : , . — , (…) .., . . , , . : ! ( . 439). .

, , , . : , . , . : . : , …

. : . , : . . , , : , (. 435). , , , , , . . , . , . , ( !), . ? , (, , ?), . , .

, : , , , , .

, , , . , — ( ). , , , , . : . , , , , . , , ?

: (. 446). , . , . , — . — , , . , , . , .

, . . . . , , . , , , , , . , , , .

, . , , . . , . , , , , , , . , .

, . , : , (. 448) , . , . , , , .

. , . , , . , , . , . , , , . .

, , . , -, .

, , , , — , . ?

, . , . ? .

. , . : , , , . , . , . — , , , -, , . , (. 441).

.

, , , . . — ( -!). , , . , — .

, . . , , , , . — . . , , , . — , . , , .

, : . : , (1 <> <, .> 3, 19 20). — , . — : , , , , — . , (. 447). ? ? , .

. : , , (… . . , . 3, ., 1948, . 709). , , , , . , ?

: , . , . . , , . . . ?

. , , , . , , — . , , , , . ˸ , , — ! .

, . — . , ( ) , , . ( . . , 1968, 6) . ( . , 1968, 6). , ; — . : , , , . , . : , , . , , — .

, , , . , , . -. . , .

(): , , , ( , 1991, 1, . 14). . , . , . , . , . (: . : , ).

, , . , . : , .

, , , , ( ) , . , . , . , , , , , , . , (<>. 144, 9) . . , , , , . , . . , : , , , . , — .

, , , . , , . , ( ). . ( ) , , , , , , ( !). , , : , . (…) , … , … … … (…) … (. 541).

, , . : , , ( ), . , . : , .

? , ? — ( !). . ?

, , , . — . , [364], . , ?

, . : , , ( ), . , , . , , ( ) : , . , , , . : , . , ? , ? , ? , . .

. : , . , , ( , 1968, 6, . 299). : , . . … … , ? , , . ?

, , — — , , , . .: . (…) -, , , , ( . 289).

…………………………………………………………………………………..

: — , , .. , , , ,

19 2000 .

26 30 2001 .

: 25 2003 .

6 , 8 2004 .

[1] Copyright , . Copyright . .

[2] , i (, 1988 .), , , , .., , .

[3] : , , , .

[4] , .

[5] . ( , 5, 1991).

[6] .. 1988: .: .

[7] . . … (1863).

[8] , 19: 94(93). , , ; (94). . 95(95). . 96(96). , , , .

, , , . , , , , .

[9] , 养 , , , , : , , , ( ), .

, , , .

, 养

[10] , , , , , , , ( ̻: ). . , — . , , , , (. 13).

, , , W, ̻. , , , W.

XX . 1916 . , . 1929 . , . , , . , . . , , , , . . , . , ..

[11] , .., . , . , , . , . .. , , : , , , , .

, .. , , : —. , — -, . Ÿ — : .

[12] 1893 . -.

[13] () ( ) . , , , , . .. :

/ ; / ; / ; / , ; / / / ().

[14] .., ..

[15] 5 2000 .

[16] , , , . , ! (, 33:5).

[17] , , , , , < : > (, 21:18(18) ).

[18] , .. (. 3, . 289) , , , .. .

[19] , , : , , . , . , — , . ; ; — , .

[20] , . () , , , , . , , -, .

[21] (1808 1874) -. (. 1, 2, 1835 36 .) , . (.. ) ( , 1986 ., . 1531).

[22] , , , . , , ! (, 2:182(186) ).

[23] .. .

[24] , , , .

[25] .

[26] , 16: 101(99). , <> , . 102(100). , ( : . , , ).

, , , , , — .

[27] , , , .

[28] , , (, 13:12).

[29] , . ..: , , , (.., , , , 1988 ., . 33).

-, . , . , , . — — , , , , .

[30] <> , ; ; ; ! (, 35:37(39) ).

[31] , , .

[32] , , , , , :

( : )? .

, , , , . . , , , , , () , , , ( ), , ? , , ( ).

— ?

.

, , 䅻

,

[33] , , , , , .

[34] , . .

[35] , , — , , — .

[36] , , , . , , 500 .

[37] — : , , , , , (, 21:18(18) ).

(, 6:16; , 4:7; , 4:12), , , : , , , , . , ( , . 1:2, 3).

[38] , .. , .. ( : , , 1979 .), , — 30 ( ) 12 . , — : 30______-…doc.

[39] , , ; : , ; , ; , , (, 20:25 28).

, ! ; ; , (, 6:9, 10).

[40] , , — . . : . www.vodaspb.ru — ( ).

[41] : , . 1‑ 1‑ . .

[42] , .., : , , . , ( 9 , . 9, . 434).

[43] , ( ), , .. ( , -, 2000 .).

[44] .. 13 , , . .. , .., 13 , .

[45] , , , , 12 2000 . — . . 12 2000 ( , 2000 ., : ).

[46] , .

[47] , ; , .

, . . , .. . , , — , . . www.vodaspb.ru : ( 2004 .).

[48] ..á 1837 1857 1806 1858 ., , , , : , .

[49] — ..: , , , .

. , , -. , , , -, , -.

.. , -, , -, — , .

: — .. , — . , .. — , ; .

— .., , .

[50] .

[51] : , , , , , ; , ; , ; , [ ] (3- , . 19:11, 12).

, . , , , .. .

[52] , .

[53] .

[54] : , .

[55] :

, , , . , .

, .

, . , , , .

, .

! .

, .

!

!

, , .

:

, ! , !

, ! , , , ! , ! !

, , . . , , .

, , , , , , , , , , . , . ?! , ! ! ! , !

, . .

?! , ? , , , . !! .

!! , !

.

, , , , ( : ), ?! , , , ?! ( ). ! . ! !! !

!! , ! , , , !

, , .

! .

! , , , , :

, , ( , 4, 1991, . 14).

, .

, : -, , , -. , , , . .

, . , () . , , , , .

[56] : ѻ ֻ, ʻ. , , ; . .

[57] -. .. — , , — ( .. ).

[58] . : , .

[59] , 19, , , :

16(16). ().

17(17). . , .

18(18). : , .

19(19). : , .

20(20). : ? , .

21(21). : : . . .

22(22). .

23(23). <> . : , !

24(24). < > — : : .

25(25). , , <>.

26(26). , , ! ,

27. : .

28(27). , . : , !

29(28). , , .

30(29). . : , ?

31(30). : , .

32(31). , , , ,

33(32). , .

34(33). , , , , , ! ( , , : ).

35(34). , < >, , .

36(35). , ! — , : ! .

37(36). , : , !

[60] , , , . , , .

[61] . : , , ( 2001 . : , ), , , ?.

, , , ( , 3:14), , , , .

[62] , , , , , . , .

[63] :

.. , ( ).

20 , , , : 70- , 20 .

[64] , , .

[65] .

[66] , , , ; , ́ , — ( ) .

[67] — .

[68] , , , , ?

[69] . , , . , . (29). : , , , : , . ! (, 3:27(28) ).

[70] 17(15). , , ! : , , . , ! 18(16). . ; , ! (, 39).

, . , , ! (, 3: 169(175) ). . : ?

, ; , , , , , , . , ! ! , , (, 3:48(44) ).

.

[71] :

, ! / : / ; / / ! / ; / / . / ! 腻.

, , . :

ó : / , , / / , / ? // , : / , / , , / ????.

.

[72] 2004 . https://www.vodaspb.ru -. , .

[73] .

[74] .

[75] .

[76] . .

[77] , .

, . . , , . ! ! <…> , . , , ( ..). , , , , .

[78] (1907 .).

[79] .. 9 (, , 1990 .).

[80] .

. . , , . , ; ; , -, , , — ; . , , () , , , . , , , , . , , ( ..).

[81] 1. , , 腔

[82] , ; , , . , , .

[83] , .

[84] : truth , ; justice , , ; righteousness . , , , -.

[85] : , .

[86] : , , , .

[87] , — , , .

[88] :

, -:

, , , . , , . , , . , , ( , 6, 1991, . 55).

[89] , : , , 27:14; , 15:5.

[90] , .. . . 3. , ?.

[91] , .

[92] ..: , 10- .. 1887 ( 9: . . .

: 2016-05-25; view: 194;

Дунаев М. — Истина в том, что болит голова

Он робок и слаб, простодушен, непрактичен, наивен до глупости, он имеет настолько превратное представление о жизни, что не может в любопытствующем Иуде из Кириафа распознать заурядного провокатора-стукача (тут любой «простой советский человек» почувствует горделиво свое безусловное превосходство над нищим мудрецом). По простоте душевной Иешуа и сам становится добровольным доносчиком, ибо того не подозревая, «стучит» Пилату на верного ученика, сваливая на него все недоразумения с толкованием собственных слов и дел. Тут уж поистине «простота хуже воровства». Да и мудрец ли он, этот Иешуа, готовый в любой момент вести беседу с кем угодно и о чем угодно?

Его принцип: «правду говорить легко и приятно». Никакие практические соображения не остановят его на том пути, к которому он считает себя призванным. Он не остережется даже тогда, когда его правда становится угрозою для его же жизни. Но мы впали бы в заблуждение, когда отказали бы Иешуа на этом основании хоть в какой-то мудрости. Тут-то как раз он достигает подлинной духовной высоты, ибо руководствуется не практическими соображениями рассудка, но стремлением более высоким. Иешуа возвещает свою правду вопреки так называемому «здравому смыслу», он проповедует как бы поверх всех конкретных обстоятельств, поверх времени — для вечности. Поэтому он не только надздравомысленно мудр, но и нравственно высок.

Иешуа высок, но высота его- человеческая по природе своей. Он высок по человеческим меркам. Он — человек, и только человек. В нем нет ничего от Сына Божия. Божественность Иешуа навязывается нам соотнесенностью, несмотря ни на что, его образа с личностью Христа. Однако если и сделать вынужденную уступку, вопреки всей очевидности, предоставленной в романе, то можно лишь признать условно, что перед нами не Богочеловек, но человекобог.

Сын Божий явил нам высший образ смирения, истинно смиряя Свою Божественную силу. Он, Который одним взглядом мог бы разметать всех утеснителей и палачей, принял от них поругание и смерть по доброй воле и во исполнение воли Отца Своего Небесного. Иешуа явно положился на волю случая и не заглядывает далеко вперед. Он не знает Отца, вообще не знает своих родителей — сам в том признаваясь. Он смирения в себе не несет, ибо нечего ему смирять. Он слаб, он находится в полной зависимости от последнего римского солдата. Иешуа жертвенно несет свою правду, но жертва его не более чем романтический порыв плохо представляющего свое будущее человека.

Христос знал, что Его ждет. Иешуа такого знания лишен, он простодушно просит Пилата отпустить его и верит, что это возможно. Пилат и впрямь готов был помиловать нищего проповедника, и лишь примитивная провокация Иуды из Кириафа решает исход дела к невыгоде Иешуа. Поэтому, по истине, у Иешуа нет не только волевого смирения, но и подвига жертвенности.

У Иешуа нет и трезвой мудрости Христа. По свидетельству евангелистов, Сын Божий был немногословен перед лицом своих судий. Иешуа, напротив, чересчур говорлив. В необоримой наивности он готов каждого наградить званием доброго человека и договаривается под конец до абсурда, утверждая, что кентуриона Марка изуродовали именно «добрые люди». В подобных идеях нет ничего общего с истинной мудростью Христа, простившего Своим палачам их преступление. Иешуа же не может никому и ничего простить, ибо простить можно лишь вину, грех, а он не ведает о грехе. Он вообще как бы находится по другую сторону добра и зла. Следовательно, его смерть не есть искупление греха человеческого.

Но и как проповедник Иешуа безнадежно слаб, ибо не в состоянии дать людям главного — веры, которая может послужить им опорою в жизни. Что говорить о других, если не выдерживает первого же испытания даже ученик-«евангелист», в отчаянии посылающий проклятия Богу при виде казни Иешуа.

Или здесь христианство являет свою несостоятельность?

Иешуа слаб, потому что не ведает он истины. Тот важнейший, центральный момент всей беседы между Иешуа и Пилатом в романе — диалог об истине.

— Что такое истина? — скептически вопрошает Пилат.

Христос здесь безмолвствовал. Все уже было сказано, все возвещено. Иешуа же многословен необычайно:

— Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, — начинает он длинный монолог, в результате произнесения которого головная боль Пилата усмиряется.

Христос безмолвствовал — и в том должно видеть глубокий смысл.

Но уж если заговорил — ответь же на величайший вопрос, какой только может задать человек, ибо ты вещаешь для вечности, и не только прокуратор Иудеи ждет ответа. Но все сводится к примитивному сеансу психотерапии. Мудрец-проповедник на поверку оказался средней руки экстрасенсом (выразимся по-современному). И нет никакой скрытой глубины за теми словами, никакого потаенного смысла, который заключался даже в молчании истинного Сына Божия. А тут — истина оказалась сведенной к тому незамысловатому факту, что у кого-то в данный момент болит голова.

Литература:
  1. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  2. Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
  3. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  4. https://www.litmir.me/br/?b=273782&p=2.
  5. https://mydocx.ru/11-71700.html.
  6. https://www.kanavka.ru/find/4884/3/on_robok_i_slab_prostodushen_nepraktichen_naiven_do_gluposti_on_imeet_nastolko_prevratnoe_predstavlenie_o_jizni_chto_ne_.htm.
  7. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  8. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector