Несмотря на то, что во главе древнегреческого пантеона богов стоял Зевс, было немало тех бессмертных, которые имели не меньшую власть. В первую очередь, это дочь Громовержца — Афина. Эта богиня часто появляется в самых разных преданиях, помогает людям, противостоит богам, предостерегает героев. Да что там говорить: один из крупнейших городов Древней Греции, Афины, был назван в честь неё.
Афина была покровительницей войны и мудрости. Странное сочетание, не так ли? Однако легенды об этой богине вполне ясно объясняют такую взаимосвязь. Почему же рождение богини было необычным? Какой характер Афины открывают нам предания?
Афина была воплощением мудрости и справедливости
Рождённая не матерью, а отцом
Афину можно назвать одной из ключевых персонажей среди богов гомеровских «Одиссеи» и «Иллиады». Она выступает суровой, но справедливой защитницей справедливости. Афину для греков была воплощением мудрости, которая является обязательным качеством истинного полководца.
Стратегия и тактика военных походов также находились во власти Афины. Если Арес, бог войны, являлся лишь любителем кровавых побоищ, то Афина поддерживала «разумные» войны, где мудрость играла не последнюю роль.
Интересным и необычным можно назвать миф о появлении афины на свет. Как ни странно, но «родил» её сам Зевс. Когда Громовержец узнал, что его первая супруга Метида ждёт ребёнка, он отправился к пророкам, чтобы узнать о судьбе наследника.
Предсказание не понравилось Зевсу — ему предрекли, что сын будет гораздо мудрее его самого. Чтобы не допустить этого, бог проглотил жену. Через некоторое время сильная боль в голове стала мучить Громовержца.
Недоумевая, что является её источником, он приказал помощникам нанести удар молотом. Голова раскололась, а из неё вышла взрослая Афина. Родилась она в женском обличье, однако характер имела поистине мужской. К счастью для Зевса, его божественные способности помогли заживить голову. Саму же Афину он считал своей любимой дочерью.
Подарок Афины людям
О появлении города Афины также существует знаменитое предание. Когда был построен чудесный город, его жители не могли определиться, кого из богов сделать своим покровителем.
Фаворитами стали Посейдон, покровитель морской стихии и торговли, и Афина, покровительница благородных воинов и мудрецов. Греки предложил каждому из божеств продемонстрировать дар, который он преподнесёт людям.
Посейдон стукнул по скалам трезубцем, после чего из неё забил солёный источник. Афина же взмахнула рукой, сотворив чудесное оливковое дерево, из которого люди могли бы делать масло, а также греться у костров из его дров.
По моему мнению, греки поступили верно, избрав последний дар. Благодаря подарку Афины её город стал процветающим и богатым. Тем не менее, Посейдон, не забыв обиды, наслал страшную бурю и потоп на Аттику.
Афина — величественная богиня Греции
Мстительный характер Афины
Непростой нрав Афины можно заметить в историях о Медузе Горгоне. Конечно, все знают предание о том, что Медуза была страшным чудовищем, что заслуженно было наказано Персеем. Однако в преданиях греков говорится, то изначально Горгона являлась прекрасной девушкой, что жила неподалёку от храма Афины и служила ей.
Однажды красавицу увидел Посейдон, которого охватила такая безумная страсть, что он стал преследовать Горгону. Пытаясь укрыться от вездесущего бога и сохранить свою честь, девушка бросилась в храм Афины, где Посейдон и настиг её, взяв силой.
Меня удивило, что после этого разгневанная Афина решила наказать не бога морей, а именно Горгону. По её мнению, та осквернила храм богини, не сумев сохранить свою невинность.
По волшебству Афины волосы красавицы стали ядовитыми змеями, а взгляд её сулил гибель всем, на кого она посмотрит. Позднее Афина рассказала об этой особенности Медузы Персею, подарив ему зеркальный щит, который уберёг героя от смертельных глаз Горгоны.
Афина Паллада — почему ее так называют?
Я уверена, что вам приходилось встречать вариант имени афины с приставкой Паллада, но знаете ли вы, почему богиню называли именно так? Паллада была подругой Афины в детских играх, вместе с богиней она обучалась воинским премудростям и искусству.
Во время одного из дружеских поединков девушки старались с помощью копий одержать верх друг над другом. Паллада оказалась проворнее, и Зевс, увидев это, разозлил. Он не хотел, чтобы его дочь потерпела поражение. Бог отвлёк Палладу, а Афина, не зная этого, сделала выпад, ожидая, что подруга сумеет увернуться.
Увы, произошла трагедия, и Паллада погибла от руки Афины. Несчастная богиня бесконечно оплакивала свою подругу. В честь неё она создала палладий, из которого была создана статуя Паллады.
Позднее Афина взяла себе титул Паллады, который символизировал вечную память о подруге и продолжение её жизни в самой богине. Священный палладий был подарен троянцам. Афина отметила, что, пока её творение будет в городе, Троя останется неприступной. Вторжение греков произошло как раз после похищения палладия. С тех пор слово «палладий» нередко используется в переносном смысле, когда речь идёт о защите, спасении, обереге.
Скульптура Афины в Лувре
Афина — один из самых ярких и «живых» персонажей древнегреческих преданий. Её образ настолько отточен мастерами слова, что вовсе кажется списанным с конкретной личности или же собирательным обликом различных интересных людей. Пересказанные мной предания о богине — только часть множества легенд, что описывают Афину и как мудрую покровительницу, и как жестокую женщину, и как справедливую защитницу. В ней сочетаются самые разные качества, делая её неповторимой богиней древности.
Афина | 10 интересных фактов о греческой богине.
На чтение 9 мин. Просмотров 2.7k. Опубликовано 23.11.2019
Афина — древнегреческая богиня мудрости, ремесел и войны. Она была одна из самых ярких фигур в греческой мифологии и считалась защитницей различных городов по всей Греции. Афина, как полагают, была рождена из головы своего отца Зевса после того, как он проглотил свою беременную жену Метис. Она была одной из трех Богинь Дев и была известна как Афина Парфенос («девственница»). Афина считалась могущественной и грациозной и часто изображалась как символ расширения прав и возможностей женщин в массовой культуре. Древние греки считали Афину одной из самых важных божеств и был даже праздник, посвященный ей, названный Панатенайя. Узнайте больше о древней греческой богине Афине через эти 10 интересных фактов.
№1. Афина — богиня мудрости, ремесел и войн.
В древнегреческой религии и мифологии Афина — богиня мудрости, ремесел и войн. Афина обычно изображается с животными, такими как совы и змеи; оливковыми деревьями; и горгонейоном, волшебным кулоном, показывающим головы из мифических существ, известных как Горгоны. Как покровительница ремесел, она была связана с прядением и ткачеством; и как богиня войны она обычно изображается с копьем, щитом и шлемом, одетая в доспехи. Афина была покровительницей различных городов древнегреческого мира, в частности, города Афины или Афинай, который сегодня является столицей и крупнейшим городом Греции. Хотя ранее обсуждалось, получила ли Афина свое имя от названия города или было наоборот, современные ученые обычно соглашаются с тем, что именно Афина берет свое имя из города Афины. Греки посвятили классический храм, известный как Парфенон, Афине. Этот храм был построен на Афинском Акрополе в центральной части города около 438 г. до н.э. Сегодня он считается постоянным символом Древней Греции и одним из величайших культурных памятников в мире.
Парфенон в Афинах
№2. Она одна из двенадцати олимпийских богов.
Афина — одна из 12 олимпийских богов, живших на вершине горы Олимп. Олимпийцы — это раса божеств, которые являются третьим или четвертым поколением бессмертных существ, и им поклонялись как основным божествам греческого пантеона. Олимпийцам удалось стать верховными божествами после 10-летней борьбы, известной как Титаномахия. В этой борьбе отец Афины Зевс привел своих братьев и сестер к победе над Титанами, которые были правящими божествами в то время. Хотя на горе Олимп есть несколько бессмертных жителей, только 12 из них считаются самыми важными. К ним относятся дети Титанов Кроноса и Реи, а именно: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра и Гестия; вместе с главными потомками Зевса, а именно: Афиной, Аполлоном, Артемидой, Аресом, Гефестом, Гермесом, Дионисом и Афродитой. Будучи дочерью и любимым ребенком Зевса, Афина занимала видное место среди 12 олимпийских богов.
Фрагмент эллинистического рельефа с изображением двенадцати олимпийцев
№3. Она родилась из головы своего отца Зевса.
Согласно греческой мифологии, Афина была рождена из головы своего отца Зевса. Зевс женился на богине Метис, которую называют «самой мудрой среди богов и смертных». Это согласуется с тем, что Афина является богиней мудрости. Узнав, что Метис была беременна, Зевс услышал пророчество о том, что Метис родит детей, которые будут мудрее его, и что его не рождённое потомство попытается свергнуть его с трона. Чтобы предотвратить это, Зевс обманул Метис и проглотил ее, но было уже слишком поздно, потому что она уже зачала. Когда Афина росла внутри Зевса, у него сильно болела голова. Вскоре он уже не мог терпеть больше боль и попросил бога Гефеста взломать ему голову, вскрыв её топором. Когда Гефест вскрыл голову, из трещины в черепе Зевса вышла Афина, окрепшая и одетая для битвы. Считается, что Афина была любимым ребенком Зевса, так как она была его первенцем.
Зевс, отец Афины
№4. Афина была одной из трех богинь Дев.
В греческой мифологии девственные богини или девичьи богини не выходят замуж и не рожают детей, как обычно. Афина была одной из трех главных Богинь Дев в греческой мифологии; две других — Артемида и Гестия. Афина была известна как Парфенос («девственница»), потому что считалось, что она навсегда осталась девственницей. Самый известный храм Афины, Парфенон на Афинском Акрополе, получил свое название от слова «Парфенос». Согласно греческой мифологии, название Парфенос является не просто подтверждением девственности Афины, но и признанием ее роли как проводника правил сексуальной скромности и ритуальной тайны. Ее девственность также означала, что она могла общаться с мужчинами на равных и участвовать в мужской погоне за войной. Древние афиняне ценили девственность как женскую добродетель, и это отражает то значение, которое они придают этой черте, связанной с Афиной. Хотя Афина, возможно, не была описана как девственница первоначально, девственность была приписана ей очень рано.
№5. Она была приемной матерью Эрихтония.
Афина как Дева Богиня, никогда не имела каких — либо биологических детей. Однако, Афина была приемной матерью ребенка по имени Эрихтоний, сына Гефеста. Согласно мифу, Афина пошла в мастерскую Гефеста попросить об изготовлении оружия. Гефест попытался её изнасиловать, но Афина сопротивлялась, так как охраняла свою девственность. Следовательно, при попытке изнасилования сперма упала на ее бедро, и она с отвращением вытерла его ворсом из шерсти и швырнула его на землю. Из земли родился Эрихтоний. Афина усыновила ребенка, назвала своим сыном и вырастила его. Позже Эрихтоний стал одним из самых важных героев-основателей и легендарным правителем древних Афин.
Афина, презирающая успехи Гефеста (1555) — Картина Парижа Бордоне
№6. Афина обычно изображается, как статная женщина с оливковой кожей и серыми глазами.
Афина считается одной из самых мощных и грациозных богинь греческого пантеона. Она обычно изображается с темно-коричневыми/черными волосами, оливковой кожей и серыми глазами. Ее глаза часто сравнивали с глазами совы из-за присутствия в них мерцания. Афина обычно изображается стоя и в доспехах, одетая как греческий воин. Выражение ее лица часто воспринимается как жестокое, остроумное и полное гордости. Иногда её изображают в коринфском шлеме с поднятым забралом и с Эгидой, чтобы раскрыть образ «Победы» в греческой богине, которая олицетворяла «Виктории». Эгида — это щит с головой Горгоны, который в основном использовался Зевсом. Но он иногда одалживал его Афине. Другие источники называют Эгиду кожей животных, надетой на одежду, в качестве дополнительной защиты. Таким образом, иногда изображают Афину, несущую Эгиду как щит или носящую ее как плащ. Афина также часто изображается с совой, сидящей на одном из ее плечей.
Афина Паллада
№7. Символической птицей Афины была сова.
В греческой мифологии маленькая сова (Athene noctua), сидящая на плече Афины, традиционно сопровождала её. Сова открывала ей истины, а также олицетворяла ее мудрость и знания. Так как совы способны видеть в темноте, то она использовалась как символ, который освещал «слепую сторону» Афины, позволяя ей увидеть всю правду. Совы также были широко связаны с благословением Афины, и греческие солдаты рассматривали вид сов перед битвой как символ того, что богиня была на их стороне. «Сова Афины» также часто встречается в афинском искусстве, например, на вазах; и символ в конечном итоге распространился на другие греческие города-государства. Кроме того, символ совы Афины использовался на денежной единице в городе, на обратной стороне монеты. Образ совы как символа мудрости продолжился и в Древнем Риме, когда совы ассоциировались с богиней Минервой, римским эквивалентом Афины. Возможно, из-за ее связи с Афиной сова использовалась как символ знания, мудрости, проницательности и эрудиции во всем западном мире.
№8. Афина была богиней войны и женским эквивалентом Ареса.
Афина была богиней-воином, и считалось, что она ведет солдат в битву под именем Афины Промахос («божество, которое сражается впереди»). Она представляла дисциплинированную стратегическую сторону войны, в отличие от ее брата Ареса, покровителя насилия, кровожадности и бойни, «необузданной силы войны». Она никогда не проявляла горячности и всегда рассматривала войну в первую очередь как средство разрешения конфликта и искала справедливости и праведности, в отличие от ее конфликтолюбивого брата Ареса. Греки относились к Афине с гораздо большим уважением, чем к Аресу. Афина также упоминается как Промахос у древних греков из-за своей патриотической, оборонительной и стратегической добродетели в войне. Колоссальная статуя, известная как Афина Промахос, была создана знаменитым греческим скульптором Фидием. Он возвышался над Парфеноном и был главной афинской достопримечательностью. Фидий также создал другую знаменитую статую Афины, известную как Афина Парфенос. Это была огромная скульптура из золота и слоновой кости, которая была самым известным культовым образом Афины.
Арес, бог войны
№9. В её честь был проведен Фестиваль Панатенайя.
В древней Греции фестиваль под названием Панатенайя проводился каждый четвертый год. Мероприятие состояло в основном из религиозного праздника, спортивных соревнований, культурных мероприятий и церемонии вручения премии. Одним из главных событий на фестивале был то, что священники в Афинах представляли знаменитую статую Афины в Парфеноне с новым платьем, которое называлось пеплоса на греческом языке. Представлять текстиль было уместно, поскольку Афина была, помимо прочего, богиней ткачества. Спортивные соревнования были также примечательной частью фестиваля. Так как Афина была известна большой силой в бою, фестиваль включал соревнования силы и ловкости в честь греческой богини. Культурные мероприятия включали поэтические и музыкальные конкурс. Стадион Панатенаик был зарезервирован для игр. Победителям были вручены панафинские амфоры, которые представляли собой большие керамические сосуды с оливковым маслом в качестве призов. Панатенайя был самый важный праздник для афинян, хотя не такой важный, как Олимпийские игры — соревнования различных городов-государств.
№10. Афина часто изображается как символ расширения прав и возможностей женщин.
В греческой мифологии Афина изображалась как богиня-воин с интеллектом, мудростью, творчеством и силой. В классическом греческом искусстве она часто изображается на монетах, картинах и т. д. В эпоху Возрождения она была одним из любимых героев живописцев; а в 17-м и 18-м веках она была связана в искусстве с такими влиятельными женщинами-правителями, как королева Елизавета I из Англии и королева Екатерина II из России. Афина продолжает использоваться в массовой культуре как символ мудрости, обучения и расширение прав и возможностей женщин. Она фигурирует в популярных американских телесериалах под названием Зена: Королева Воинов. В ней она изображается как богиня с более высоким сознанием выражения эмоций и воображения. В 1982 году была основана некоммерческая организация, известная как Athena International, которая стремится поддерживать, развивать и уважать женщин-лидеров посредством программ. Более того, это вдохновляет женщин полностью раскрыть свой потенциал и стремится создать баланс в лидерстве во всем мире. Основатель организации был вдохновлен Афиной, поскольку она воплощает в себе «силу, мужество, мудрость и просвещение», качества к которым стремятся женщины-лидеры.
Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи. Часть 5. Афина
Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции — Афина, дева-воительница, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, знаний, искусств и ремёсел; покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. В римской мифологии ей соответствовала Миневра. Эпитеты: около 50-ти. Чаще всего упоминаются: Паллада — сотрясающая оружием, Парфенос — дева, также её называли совоокой, сероокой и русоволосой.
Подготовительный картон работы И.Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.
Атрибуты: шлем, эгида(щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива.
Животные: сова, змея.
Рядом с Афиной часто изображали крылатую богиню победы — Нику.
Изобретения: Афина считалась основательницей государства; она изобрела: колесницу, корабль ,флейты и трубы, керамический горшок, грабли, плуг, ярмо для волов и уздечки для лошадей; научила ткачеству, прядению и кулинарии; учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).
Хендрик ван Бален. Как видите, даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. 1599г
Джорджо Вазари «Изготовления эгиды Афины»1567г
Иохим фон Зандрарт «Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи»1644г
Питер Пауль Рубенс «Минерва защищает Мир от Марса»
Бартоломео Спрангер «Афина, как победительница невежества»
Франс Флорис «Афина и музы» 1560г
Арнольд Хубракен «Афина Паллада, навещающая Апполона на Парнасе»1703г
Лавиния Фонтана «Минерва одевающаяся»1613г.
Жозеф-Бенуа Сюве»Бой Марса и Минервы»
Жак Луи Давид «Бой Ареса и Афины»
Ганс Роттенхаммер «Афины и музы»1610г
Рембрандт. «Афина Паллада или Александр Великий»
Франц фон Штук «Афина Паллада»1898г
Густав Климт «Афина Паллада» 1898г
Необычна история рождения богини. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет от него двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом.
Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы
Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках. Гефест пролил семя на землю, после чего Гея-земля родила младенца — Эрихтония.Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным и отдала в ларце трем дочерям Кекропа: Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями. Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, то воцарился в Афинах.
Парис Бордоне. «Афина отвергает ухаживания Гефеста».1557г
Якоб Йорданс. «Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония» 1640г
Джаспер ван дер Лаанен «Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония»1620
Питер Пауль Рубенс «Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония»
Одним из самых известных эпизодов, связанных с именем Афины является ее состязание с Арахной. Не откажу себе в удовольствие опять процитировать Н.А.Куна
«На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу и гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, и среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде, вонзила глубоко в землю свое копье, и выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась гордая царевна в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.»
Густав Доре. Иллюстрация к Данте
Диего Веласкес «Пряхи»( «История Арахны»)
Долгое время эта картина называлась «Пряхи» или «Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде «
Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия «Метаморфозы», которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева — Арахна; у прялки — Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины ,способом «одновременных эпизодов,» показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобеленом, вытканным на тему «Похищение Европы» по картине Тициана. Рядом — Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.
Но не только карала мудрая Афина. Те, кто чтили ее, тем оказывала она всемерную помощь.
Персей. Был воспитан в храме Афины. Провожая его на подвиги, богиня вручила ему меч и, что самое главное зеркальный щит, с помощью которого Персей расправился с Медузой — Горгоной. В благодарность за это Персей подарил Афине полову Медузы, которую она укрепила на своем щите — эгиде. Позднее Персей был помещен Афиной на небо.
Кристиан Бернхард Роде «Афина вручает Персею зеркальный щит»
Беллерофонт. Временно жил в Тиринфе, у царя Прета.Жена Прета, Алтея влюбилась в Беллерофонта, но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на её честь. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Беллерофонта. Но Иобат не решился на это и стал посылать его в опасные походы. Иобат сначала приказал Беллерофонту убить изрыгавшую пламя трёхликую Химеру, которую Беллерофонт и умертвил, сражаясь с ней на крылатом коне Пегасе — подарке Афины.
Александр Иванов «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры»
Кадм.Скитался во Фракии, Фокиде, затем основал Фивы. Корову, следовать за которой ему указал оракул Аполлна, он принес в жертву Афине. Встретился с драконом, рожденного Аресом. Дракон убил спутников Кадма, а Кадм убил его камнем, который дала ему Афина. После этого Афина предоставила ему царскую власть, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты.
Хендрик Гольциус «Кадм убивает дракона»
Кроме того неоднократно помогала Гераклу, Одиссею, Диомеду, Ахиллу, Тесею и Ясону.
Но бывало,что и обижали гордую богиню. И больнее всего обидел Афину Парис, в известной истории. Позволю себе коротко напомнить ее.
Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Тема эта очень полюбилась живописцам. Некоторые писала ее по несколько раз. Например,Кранах.
1528г.
1527г.
1530г.
Или Рубенс
1633г
1638г.
Но большинству достаточно было и одного раза.
Ансельм фон Фейербах 1870г
Ботичелли 1485г.
Жанс Франсуа де Труа 1734г
Лука Джордано 1681г.
Пьер Август Ренуар 1909г.
Михаил Врубель 1893г.
- Baas, «Geschichte d. Medicin».
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
- https://musaget.ru/afina-boginya-gretsii-soedinivshaya-voynu-i-mudrost/.
- https://vneklas-chas.ru/afina-10-interesnyh-faktov-o-grecheskoy-bogine/.
- https://2nikgar2.livejournal.com/6448.html.
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.