Библиотека

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег.

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого — указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого — указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой.

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:

Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире. Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие:

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения. В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся — никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет — мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем — полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов).

Основное содержание этого правила можно представить в виде таблицы, которую следует запомнить.

:

А или НО

КОГДА или ЕСЛИ

ТАК ЧТО

ПОТОМУ ЧТО

А ИМЕННО

ЧТО

Упражнение

  1. Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

  2. Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

  3. Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

  4. Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

  5. Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

  6. Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

  7. Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

  8. Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

  9. Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

  10. Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

  11. Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

  12. И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

  13. Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

  14. Класс наполнялся вдруг разноголосными жужжаниями_ авдиторы выслушивали своих учеников (По Гоголю).

  15. Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

  16. В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

  17. Надо его ввести_ он робок, еще новичок… (Гончаров).

  18. Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

  19. Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

  20. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

  21. Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

  22. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… (Чехов).

  23. «Нечего делать! — сказал наконец Базаров. — Взялся за гуж — не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

  24. Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… (Чехов).

  25. Несем мы его в приемный покой, кровь льет — страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

  26. Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

  27. Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

  28. Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

  29. Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

  30. Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

  31. По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

  32. Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

  33. Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

  34. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

  35. Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой — немец — уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий — тоже немец — перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

  36. Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

  37. Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

  38. Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом — единственная печаль мира (Набоков).

Конспект учебного занятия по русскому языку на тему: «ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Южно-Якутский технологический колледж»

Методическая разработка открытого учебного занятия

по разделу «Синтаксис»

Тема: «ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Разработчик: Гарькавая Оксана Юрьевна,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

ГАПОУ РС(Я) «ЮЯТК»

первой квалификационной категории

Нерюнгри, 2016

Цели учебного занятия:

Образовательные:

1. Углубление знаний студентов о сложном предложении с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными.

2. Определение интонационных особенностей бессоюзных сложных предложений.

3. Выявление уровня освоения постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Развивающие:

  1. Развитие навыков постановки знаков препинания между частями в БСП.

  2. Развитие умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

  3. Развитие умения систематизировать полученные знания.

Воспитательные:

  1. Формирование коммуникативной составляющей профессиональной деятельности.

  2. Повышение мотивации к обучению.

  3. Привитие любви к русскому языку как к учебному предмету.

  4. Обеспечение общей эмоциональной удовлетворенности студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно-познавательной деятельностью.

Вид урока: информационно-развивающий.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Педагогические технологии:

  • предметная интеграция;

  • исследовательская;

  • проблемно-поисковая;

  • коммуникативная в рамках педагогики сотрудничества.

Формы обучения:

  • по степени сложности: составная; по способу обучения: индивидуально-коллективная и групповая.

Средства обучения:

  • Технические: интерактивная доска, ноутбук.

  • Мультимедийные: компьютерная презентация.

  • Организационно-педагогические средства: бонусные карточки для студентов (выдаются в случае правильных ответов), таблицы-памятки, карточки с заданиями, рейтинговая таблица для оценки результатов работы групп по итогам урока (для преподавателя).

  • Программное обеспечение: MS Power Point.

План урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ — 3 мин.

  2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ — 4 мин.

  3. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ — 30 мин.

  4. РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ — 4 мин.

  5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ — 4 мин.

  6. РЕФЛЕКСИЯ — 4 мин.

ХОД УРОКА

Перед началом занятия настраивается интерактивная доска, включается презентация. Каждому студенту выдается опорный конспект.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги и студенты! Меня зовут Оксана Юрьевна, я приехала из г. Нерюнгри. Сегодня мы с вами проведём совместный урок по русскому языку. Разбивка учебной группы на микрогруппы. Определение критериев, по которым будет оцениваться работа на уроке (студентам будут заданы вопросы в процессе изучения нового материала, а также в конце занятия — по изученной теме. Те, кто ответил верно, получают бонусные карточки). Количество карточек, заработанных студентами в группах, будет учитываться при подведении итогов работы групп на уроке.

Преподаватель: Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с легенды времен Великой Отечественной войны, которая дошла до наших дней.

К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом ходит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

— В данной легенде, ребята, передана основная мысль о роли языка (русского), которая заключается в умении сплотить людей, поддержать в трудную минуту, в вере в великое предназначение страны, в вере в неразрывную связь языка и народа.

Неважно на каком языке мы свами говорим (на русском, на якутском, на украинском), важно помнить о том, что каждый язык — это целый мир, и Язык это не только предмет для изучения, а это живая душа народа, его радость, память, сокровище, язык объединяет все страны и народы.

Недаром писал великий якутский лингвист, создатель якутской письменности Семён Андреевич Новгородов: «Богатство народа в его языке!».

От всего сердца, ребята, дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, в результате которого ощутите лёгкое головокружение от успехов! Ну, что готовы? Тогда вперёд!

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Вы уже знаете, какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?

Озвучивание темы занятия.

Как вы считаете, какие задачи мы с вами будем решать сегодня на уроке?

Слайд 2 (задачи занятия).

1.Углубить знания о сложном предложении с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными.

2.Определить интонационные особенности бессоюзных сложных предложений.

3.Умение правильно расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2.2. Актуализация знаний.

Назовите основные группы сложных предложений (слайд № 3).

Ответ: Сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные сложные предложения.

Вспомните определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений, заполнив пробелы в схеме ответа (слайд № 4).

Ответ: ССП — (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).

СПП — (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений)(слайд 5)

Объясните устно расстановку знаков препинания в данных предложениях (слайд 6).

Ответ: Части ССП отделяются друг от друга запятой; сочинительные союзы (и, да, но, а, или, либо, тоже, также и др.).

В СПП придаточная часть отделяется от главной запятой.

  1. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

  1. Изучение нового материала

Ребята, давайте посмотрим на третье предложение (слайд 6), если ли в данном предложении союзы? (нет). Как называется такое предложение? (БСП)

Давайте сформулируем определение БСП (слайд 7).

Ответ: Бессоюзное сложное предложение состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, связанных по смыслу и интонацией (слайд 7). В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия (слайд 8).

Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится каждый из перечисленных знаков препинания. На примере предложений из произведений художественной литературы (слайды № 9;10,11,12) преподаватель объясняет постановку знаков препинания, и напоминает студентам о вкладе этих писателей в литературу.

  1. Итак, рассмотрим предложение великого поэта М.Ю. Лермонтова (За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца — Пушкина) (слайд 9):

Между частями БСП ставится ЗАПЯТАЯ, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И.

Например: «Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному».

  1. Между частями БСП, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены предложения, причастные или деепричастные обороты, уточнения) (слайд 10).

Например: «Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван» (Ф.М. Достоевский — изучая свойства русского мышления, затронул, тем не менее, мышление мировое, привело его к мировому литературному пьедесталу!).

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ может быть поставлена также в таком БСП, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых (слайд 11).

Например: «На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита» (М.Е. Салтыков-Щедрин -великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, и действительное средство нашей сегодняшней жизни. Литературное наследие Салтыкова-Щедрина не утратило своей яркой жизненности).

  1. ДВОЕТОЧИЕ между частями БСП ставится: (слайд 12)

  1. [ ] : [причина]. БСП

(= потому что; так как)

Печален я: со мною друга нет.

  1. [ ] : [пояснение]. БСП

(= а именно; то есть)

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

  1. [ ] : [дополнение]. БСП

(= что; и увидел, что…; и понял, что…)

Пора понять: ты за себя в ответе.

  1. ТИРЕ между частями БСП ставится: (слайд 13)

(противопоставление)

1. [ ] — [ ]. БСП Труд человека кормит — лень портит.

(= а, но)

2. [ Время, условие ] — [ ]. БСП

(= если…; когда…) Любишь кататься — люби и саночки возить.

Проголодаешься — хлеба достать догадаешься.

3. [ ] — [вывод, следствие]. БСП

(= так что; поэтому) Раз солгал — на век лгуном стал.

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.

(быстрая смена событий)

4. [ ] — [ ]! БСП Я за свечку — свечка в печку!

Вот солнышко пригрело — трель зазвенела.

  1. [ ] — [сравнение]. БСП

(= словно; как; будто; точно; что)

По улице идёт — лебёдушка плывёт.

(Работа с таблицей-памяткой) (слайд). Ответы студентов.

ИНТОНАЦИЯ (слайд 14)

Особую роль в правильной постановке знаков препинания играет интонация.

Например, точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом. (Сказать о , : -)

ВЫВОД: А теперь давайте сделаем вывод о постановке знаков препинания в БСП Таким образом, интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

2.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. Устная фронтальная беседа. Студенты делают вывод, опираясь на (слайды №15, 16, 17, 18, 19, 20).

4.РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ.

Самостоятельная работа (слайды №21, 22, 23) предусматривает усвоение учащимися новых способов действия.

ОБЪЯСНЕНИЕ:

ГРУППА №1 (1 предложение — простое перечисление событий; 2 предложение — третья и четвертая части практически не связаны между собой и с первыми двумя частями предложения).

ГРУППА №2 (1 предложение — во второй части причина; 2 предложение — перечисление событий).

ГРУППА №3 (1 предложение — вторая часть распространена; 2 предложение — противопоставление).

Каждой группе выдаются карточки с заданиями. Задача студентов:

• вставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения (отработка пунктуационного навыка);

• вставить пропущенные буквы (совершенствование орфографических умений).

Время выполнения задания — 4 минуты, при этом учитывается скорость выполнения задания. Затем преподаватель с представителями групп проверяет правильность выполненного задания (подсчитывается количество ошибок и правильных ответов, в зависимости от этого выдаётся определённое количество бонусных карточек).

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

1.Подведение итогов учебного занятия

  • Какую тему мы изучили?

  • Что мы пытались с вами выяснить на уроке?

  • Удалось решить поставленные задачи?

  • Достиг ли урок цели?

  • Какие получили результаты?

— Как вы думаете, а нужны ли бессоюзные сложные предложения в нашей речи? Какова их роль? (БОНУСЫ)

Ответ: БСП передают динамичность в описании какой-либо картины, бессоюзные сложные конструкции часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.

  1. Подсчитывается число баллов, заработанных группами; количество «бонусных карточек», которые были получены студентами в группах. Дополнительные баллы добавляются за скорость выполнения задания. Группа, набравшая максимальное количество баллов и карточек, объявляется победителем.

Всем группам вручаются грамоты (за первое, второе и третье места).

6.РЕФЛЕКСИЯ

Заключительные слова-пожелания (Огромное спасибо вам, ребята, за работу на уроке, вы все молодцы, все принимали активное участие на каждом этапе уроке). Чтение стихотворения Якутского народного поэта С. Данилова

Преподаватель предлагает студентам поделиться своими впечатлениями от урока (оценить урок по тем критериям: «восхищены уроком», «урок вызвал положительные эмоции», «удовлетворены уроком»).

8

Литература:
  1. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  2. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
  3. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
  4. https://new.gramota.ru/biblio/textbooks/gramota/punct/339-45-185.
  5. https://infourok.ru/konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-russkomu-yaziku-na-temu-ponyatie-o-bessoyuznom-slozhnom-predlozhenii-znaki-prepinaniya-v-bessoyu-1252747.html.
  6. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  7. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector