293 просмотра
19 мая 2020
Здравствуйте! Ребёнку 7 лет, с февраля занимаемся гимнастикой! При упражнениях связанных с мостиком болит голова! Сделали узи сосудов шеи все хорошо! Год назад на ээг обнаружили отклонения, документы прилагаю! После лечения в ноябре делали ээг и мрт головы! Врач сказала, все хорошо! С чем могут быть связаны головные боли? Они быстро отпускают, говорит жжёт что то! В обычном режиме жизни никаких болей нет! К сожалению, ноябрьских обследований нет на руках
Возраст: 33
Хронические болезни: Порог сердца!
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Педиатр
Здравствуйте , о проблемы с шейными позвонками исключили ? Возможно при упражнениях , просто ущемляются позвоночные артерии
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Хеди, ещё ущемляются артерии, что с этим делать!
Педиатр
Здравствуйте на мрт шоп что есть?
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Елена, что такое шоп? Врач сказала все хорошо
Педиатр
Шейный отдел позвоночника
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Педиатр
Тогда нужно сделать возможно есть сдавливающий компонент
И кровь на гормоны щитовидной железы
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Елена, на шею совсем не жалуется!!!
Детский невролог, Невролог
Здравствуйте, не во время занятий ребенок жалуется на головные боли?
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Марьяна, здравствуете! Только про упражнениях с мостиком! В обычном состоянии и других упражнениях ничего не болит!
Невролог
Здравствуйте. Во время мостика болит какая часть головы, затылок? А в шее болей при этом нет?
Шею сами пропальпируйте (потрогайте) сидя кончиками пальцев по ходу позвонков нет болей при надавливании?
После занятий практически сразу боли проходят?
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Яна, говорит лоб болит! Быстро проходят, буквально минута две!
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Невролог
А если , допустим она позанимается, но при этом не будет на мостик вставать, головные боли будут или всегда тренировки с мостиком?
Я просто хотела сравнить , боли от физических упражнений в целом или именно только от мостика.
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Яна, от упражнений связанных с мостиком
Невролог
Часто именно во время мостика, и даже у взрослых, появляется кратковременная боль головная. В целом это не страшно. По описанию я так поняла шея не беспокоит.
Вы обратите внимания и дочь пусть обратит когда выполняет мостик именно в момент прогиба часто задерживают дыхания, и головная боль именно в этом случае связана с кислородным голоданием.
Так что у детей сосудистый тонус не такой как у взрослых, более слабый , и такие боли могут быть из-за затруднения оттока крови. Прекращать занятия в любом случае не нужно, а наоборот нужно продолжать так сказать для тренировки сосудов.
Пока назначать что либо не стоит. Если симптомы будут усугубляться — то сосудистая терапия (Кавинтон к примеру).
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Яна, это как то может связано с отклонениями в ээг?или шеей?
Невролог
Нет , я так не думаю. С ээг однозначно нет.
Если бы были проблемы в шее, они бы проявлялись не только в позе мостика. Невролог Вас когда осматривал , шею смотрел, трогал, надавливал?
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Яна, все тренировки с мостиком! Но если какие упражнения без мостика, ничего не болит!
Невролог
Просто лишний раз не хочется назначать мрт ребёнку. Это частый «мостиковый» симптом, кратковременные головные боли. Давайте понаблюдаем , пока смысла в мрт не вижу. Тем более во время мостика болит голова, не от шеи отдаёт , верно?
Елена, 19 мая 2020
Клиент
Яна, на шею не жалуется совсем!!!
Невролог
Елена, 20 мая 2020
Клиент
Яна, может быть ужи сосудов головы сделать
Невролог
Вы можете пройти транскраниальную доплерографию (узи сосудов головы), но тонус сосудов там не покажет. По этому вместе с РЭГ пройдите.
Елена, 21 мая 2020
Клиент
Педиатр, Терапевт
Здравствуйте. Попробуйте плавание, хорошо снимает нагрузку на головной мозг. С уважением. Здоровья и удачи.
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовал 1 человек,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — получите свою бесплатную онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Головная боль у детей — спортсменов.
11.02.2019
Головная боль у детей — спортсменов.
Головная боль у детей — спортсменов.
Причины. Профилактика. Алгоритм обследования.
Уже давно известно, что спорт есть наилучшая профилактика многим болезням, но он не предотвращает появление и усугубление головной боли (чаще головной боли напряжения), и как следствие — развитие мигрени, которая есть у мамы, папы или других близких родственников.
Нельзя игнорировать головную боль. Она может быть симптомом переутомления, перенапряжения, а так же может быть проявлением более серьезного заболевания. Если головная боль возникает достаточно регулярно, то обязательно на это надо обратить внимание.
Причины возникновения головной боли при занятии различными видами спорта.
Плавание.
Предрасполагающие факторы- учащенное дыхание и резкие повороты головы, долгое удерживание головы над водой.
Что происходит?
Увеличивается тонус мышц, тонизируются и спазмируются сосуды шеи, ухудшается кровоснабжение головного мозга, возможно повышение внутричерепного давления. Появляется ощущение «тяжелой головы», пульсации в висках, также возможно возникновение мигрени.
Каратэ, кик-бокс.
Предрасполагающие факторы- резкие повороты головы, растяжение мышц шеи по типу «хлыстовой» травмы шеи, травмы на фоне нестабильности шейного отдела позвоночника.
Что происходит?
Постоянное движение приводит к длительному повышению тонуса мышц, в том числе мышц шеи и плечевого пояса. На этом фоне может развиться головная боль мышечного напряжения.
Бокс.
Предрасполагающие факторы- прямые удары в голову, резкие повороты и запрокидывание головы, высокий риск закрытых черепно-мозговых травм в результате нокаутов, нокдаунов (сотрясения головного мозга, чаще легкой степени тяжести).
Что происходит?
Удары по голове и нижней челюсти приводит к сотрясению головного мозга и как следствию этого, появлению головной боли.
Если у боксера вдруг начинает болеть голова на фоне хорошего самочувствия, это может быть признаком перенесенного сотрясения головного мозга, которое он не заметил!
Борьба, дзюдо, тяжелая атлетика.
Предрасполагающие факторы- падения в результате бросков, настуживание при поднятии большого веса.
Что происходит?
Повышение тонуса мышц приводит к спазмированию сосудов и повышению внутричерепного давления, в следствии появляется головная боль напряжения.
Легкая атлетика.
Предрасполагающие факторы- учащенное дыхание и запрокидывание головы.
Что происходит?
Нарушение кровоснабжения по позвоночной артерии, вызывает снижение кровотока в сосудах головного мозга, что провоцирует головную боль по спастическому типу, которая чаще всего возникает в затылочной области.
Общая физическая подготовка.
Аэробная физическая нагрузка (ходьба, езда на велосипеде, фитнес и др.) есть эффективный, абсолютно безопасный и мало затратный способ профилактики головных болей у всех без исключения — и у спортсменов и у людей, ведущих малоактивный образ жизни.
Постоянные и умеренные тренировки поддерживают оптимальное состояние вегетативной нервной системы, улучшают регуляцию и поддерживают нормальное состояние сосудистого тонуса, увеличивают работоспособность, повышают стрессоустойчивость, при этом общее самочувствие становится лучше.
Если же обычная физическая зарядка приводит к возникновению приступа мигрени, то необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы разработать индивидуальный план повышения уровня физической активности.
Алгоритм диагностики головной боли у детей — спортсменов (информация для родителей).
Подробно расспросите ребенка о появлении головных болей и их локализации:
— боль в затылке во второй половине дня (после занятий спортом) — чаще всего — головная боль напряжения, связанная с перенапряжением шейных мышц;
— боль в висках — часто связана с вегетативными расстройствами;
— болит лоб и макушка — обычно в первой половине дня — возможно повышение внутричерепного давления;
— болит половина головы — резкая боль, внезапно возникающая в любое время дня и ночи и быстро усиливающаяся — это мигрень;
— тошнота, рвота, светобоязнь, резкая реакция на звуки, перевозбуждение или вялость — симптомы, которые требуют незамедлительного обращения к врачу для обследования.
Что необходимо предпринять:
Назначение дополнительных консультаций у:
1.Педиатра — если головная боль сопровождается повышением температуры, затрудненным мочеиспусканием, сыпью, насморком, кашлем;
2. Отоларинголога — для исключения патологии пазух носа, т.к. из-за затрудненного дыхания возникает гипоксия головного мозга;
3. Окулиста — для обследования глазного дна, с целью исключения повышения внутричерепного давления;
4. Невролога — для назначения дополнительных исследований (электроэнцефалография, реоэнцефалография, М-Эхо, УЗДГ (ультразвуковая доплерография головного мозга), рентгенография шейного отдела позвоночника, МРТ и др.).
Профилактика головной боли у детей — спортсменов.
1. Нормализуйте нагрузку, которая часто бывает неадекватно высокой (уроки, занятия в нескольких секциях).
Для различных видов спорта разработаны «Федеральные стандарты спортивной подготовки и правил видов спорта», где указывается рекомендуемое количество часов для тренировок. Внимательно изучите сколько часов в неделю должен заниматься спортом ваш ребенок и придерживайтесь этих рекомендаций.
2. Следите за психоэмоциональным фоном ребенка.
3. Соблюдайте правила питания: помните о том, что головной мозг «работает на глюкозе», ему не нужны жиры и белки, его надо «кормить» углеводами.
Это необходимо знать! Углеводное окно — короткий отрезок времени- 30-40 минут, наступающий после тренировки и характеризующийся высоким усвоением углеводов и других питательных веществ организмом. Вся съеденная пища расходуется на восстановление энергии и рост мышц. Поэтому сразу после тренировок, в ближайшие 30 минут, необходимо «перекусить» углеводами — финики, мед, желе, компот, морс, шоколад и др.
4. Массаж, мануальная терапия с элементами постизометрической релаксации (расслабление спазмированных мышц после тренировки или при подготовке к ней).
И самое главное, помните о том, что если головная боль не устраняется питанием, отдыхом и массажем, немедленно обратитесь к врачу.
Будьте здоровы и не болейте!
Врач-невролог Екатерина Дмитриевна Лебедева
Врач мануальный терапевт Алексей Александрович Ткаченко
Боли в голове при физических нагрузках
Физические нагрузки — неотъемлемая часть нашей жизни. Организм человека создан таким образом, что без физической активности он начинает слабеть и болеть. Но что делать, если любая физическая активность вызывает головную боль? А бывает это не так уж и редко.
Причины головной боли
В первую очередь при появлении головной боли во время нагрузки нужно измерить артериальное давление. Если тонометра под рукой нет, сходите в поликлинику. Не обязательно записываться к врачу, давление можно померить в кабинете доврачебной помощи у медсестры. В аптеках тоже часто можно найти такую услугу.
Повышенное давление может быть незаметно, если человек не напрягается и живет размеренной жизнью. Но стоит ему поднять что-то тяжелое, пробежаться или подняться по лестнице, как голова начинает болеть. Боль в голове при нагрузках — важный индикатор артериальной гипертонии. Эту болезнь необходимо лечить, и чем быстрее, тем лучше. Не стоит уповать на таблетки от головной боли, когда причина ее кроется в сосудах, ведь, кроме облегчения симптомов, аспирин с парацетамолом ничего не дадут. Гипертонию нужно лечить под контролем врача. Только когда давление нормализуется, физическую активность можно будет вернуть к былому уровню.
Другой случай — головная боль при очень больших нагрузках у здоровых с виду молодых людей. Давление может при этом быть нормальным, гипертония отсутствовать. Но стоит только переусердствовать с физическими упражнениями, выполняя их на пике возможностей, как появляется боль в голове. Такие пациенты нуждаются в детальном обследовании, общих рекомендаций для них нет. Чаще всего эти симптомы — последствия травм головы и контузий, либо родовых травм с нарушением циркуляции мозговой жидкости (ликвора). Для обследования нужно пройти осмотр невролога, сделать МРТ и другие необходимые анализы.
Частой проблемой для молодых спортсменов бывает отличить гипертонию от повышенного артериального давления, которое бывает в норме при физической активности. Для этого можно выполнить очень простой тест. Понадобится только напарник, бумага, ручка и тонометр.
Тест на гипертонию
- Измерьте давление в покое на правой руке. Оно должно быть в пределах до 139/90, в идеале 120/80 мм рт.ст. Запишите.
- Не снимая манжетки, возьмите тонометр в руку и выполните 10 приседаний (20 для физически подготовленных людей) в быстром темпе.
- Сразу же после десятого приседания попросите напарника измерить вам давление, запишите его.
- Посидите одну минуту в покое, после чего измерьте давление еще раз и снова запишите.
Расшифровка теста
В итоге у вас должно быть 3 показателя АД: в покое, сразу после нагрузки и через минуту после нагрузки. В норме цифры будут примерно такими: 120/80 — 140/80 — 120/80. У тренированных спортсменов может быть и такой результат: 120/80 — 130/60 — 120/80 — это тоже норма.
Как видите, особое значение в этом тесте имеет нижняя цифра.
Если имеется скрытая гипертония, то после нагрузки нижняя цифра будет расти, например: 140/90, 140/100. Чем сильнее гипертония, тем дольше времени будет нужно для нормализации, так что через минуту вы можете увидеть даже повышение нижней цифры, например: 130/100. Это говорит, что вам нужно обратиться к врачу и лечить гипертонию.
Если же нижняя цифра падает, то это говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы. У очень тренированных спортсменов на пике нагрузки нижнее давление даже может быть равно нулю, то есть стук в тонометре будет слышен при сдутой манжетке.
Это домашний вариант теста. Если вы сомневаетесь, а голова при нагрузках болит, обратитесь к врачу. Для выявления гипертонии есть масса методов функциональной диагностики.
Другие причины боли в голове при физических нагрузках
Есть ещё несколько причин, по которым во время тренировок может разболеться голова. Это, например:
- обезвоживание — вы забыли восполнить потерянную во время физнагрузки жидкость и получили головную боль, поэтому не забывайте пить,
- нехватка полезных веществ, например, магния, натрия, кальция и калия, которые играют важнейшую роль в передаче нервных импульсов от клеток к тканям. Их недостаток может привести к приступам острой головной боли. Не нужно принимать витамины и минералы самостоятельно — предварительно проконсультируйтесь с врачом,
- скачки сахара в крови, как падение уровня глюкозы, так и резкое его повышение из-за съеденного во время тренировки сладкого продукта,
- неправильная техника дыхания. Грамотное дыхание — один из важнейших пунктов тренировок, задержка дыхания во время выполнения сложных упражнений, происходящая рефлекторно, может привести к гипоксии, когда организм получает недостаточно кислорода, а гипоксия — к головной боли,
- неправильная техника выполнения упражнений, тех из них, которые развивают грудь, плечи и спину, а также подъёма тяжёлого груза. Некорректное использование снарядов может привести не только к головной боли, но и стать причиной серьёзного увечья, поэтому внимательно слушайте инструктора,
- неподготовленность — физические нагрузки являются определённым стрессом для организма, и неподготовленность к ним может привести к разным симптомам, в том числе к усталости, сопровождаемой болью в голове.
Поэтому, даже если у вас нет проблем с артериальным давлением, рекомендуем внимательно относиться к своему здоровью. Если голова продолжает побаливать, лучше обратиться к врачу, а также:
- записаться к массажисту, мануальному терапевту или остеопату, который снимет нагрузку с плечевого пояса,
- добавить в диету больше свежих фруктов, овощей и орехов, богатых полезными веществами, а также продуктов с высоким содержанием магния, кальция и калия,
- заняться ароматерапией в домашних условиях — для релаксации хорошо подходят масла майорана, ромашки и лаванды, лимонника, базилика, мяты,
- делать регулярную зарядку-растяжение, особенно если ваша работа подразумевает постоянное сидение на одном месте.
Эти простые рекомендации снизят уровень стресса, а с сокращением уровня стресса может уняться головная боль при физических нагрузках. И всё равно, если она систематическая, необходимо обязательно обратиться к врачу.
Автор статьи:
Титов Игорь Викторович
Врач-остеопат, педиатр, детский и торакальный хирург, мануальный терапевт. Преподаватель Института Остеопатии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова (Московский филиал)
Уточняйте время приема специалиста
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год… С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке — в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более — ходить нельзя.
— А сидеть можно?
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь — активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая — когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым — и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, — центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать — в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то — встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом — стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях — то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе — головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология — лечим, если физиология — лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать — на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка — до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени — те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок — так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений — брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз — изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр — это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке — и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте — дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
- Любую резаную, колотую рану надо показать доктору. Не стоит заливать рану зеленкой или йодом! Так вы добавите к порезу еще и химический ожог. Не надо прикладывать к открытой ране вату — ее волокна потом крайне сложно удалить из раны. Если место травмы сильно загрязнено — промойте чистой водой. Потом закройте рану чистой тканью (стерильным бинтом, носовым платком и пр.), наложите давящую повязку и, как можно скорее, отправляйтесь в травмпункт. Врач проведет первичную хирургическую обработку раны, тщательно очистит ее (самостоятельно вам вряд ли удастся это выполнить настолько качественно), восстановит целостность всех структур и наложит повязку.
- Если на месте травмы появился заметный отек. Это может говорить о том, что это не просто ушиб, но и перелом, вывих или разрыв связок.
- Если ребенок потерял сознание, даже кратковременно. Это может говорить о черепно-мозговой травме, которая может иметь серьезные последствия.
- Если у ребенка после травмы была рвота. Рвота, тошнота, бледность также указывают на возможность черепно-мозговой травмы.
- Если ребенок ударился головой. Последствия удара головой могут быть не заметны сразу, и при этом иметь очень серьезные последствия.
- Если ребенок ударился животом. При ударе животом возможно повреждение вну