Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.
Причины головной боли у детей
Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода
При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.
Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.
Вегетососудистая дистония
Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.
Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».
Последствия травм и ранений черепа и головного мозга
Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.
Опухоль головного мозга
Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.
Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?
У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.
- Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
- Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
- Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
- Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.
От уроков болит голова
АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004
Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.
Порочный круг
Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.
Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.
Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.
Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.
Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.
Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.
Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.
С чего начать
Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.
Итак, ваш первый шаг:
- Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
- Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
- Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
- Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила: 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.
2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.
3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.
Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.
Учимся расслабляться
Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.
В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.
И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.
Прямая зависимость
Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.
Тревожный симптом
Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:
- Ребенок от боли запрокидывает голову.
- Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
- Боль уменьшается при изменении положения головы.
- Голова болит утром и сопровождается рвотой.
- На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
- Голова заболела впервые в жизни.
- Головная боль возникает при физической нагрузке.
- Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.
Смотрите также:
- Умственная отсталость — не приговор! →
- О чем мечтает сердце подростка →
- Не шалость, а хорея →
Также вам может быть интересно
Неврология. ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ «ГОЛОВНАЯ БОЛЬ» — Мои файлы — Каталог файлов
Лекция на тему «Головная боль» Головная боль (цефалгия) — болевые ощущения в области мозгового черепа, частый симптом различных заболеваний и патологических состояний. Боли, локализующиеся ниже орбитоментальной линии (от наружного угла глаза к наружному слуховому проходу и далее к I шейному позвонку), относятся к лицевым (прозопалгия) и шейным. По статистике в течение года 90% людей хотя бы раз испытывают головную боль. Головная боль может быть первичная и вторичная. В 99% случаев у больных диагностируют первичные головные боли (как самостоятельный симптом), а у остальных 1% пациентов головная боль является причиной какого-либо заболевания, то есть являться вторичной. По механизму возникновения головную боль разделяют на 6 типов.
_________________________________________________________________________________ Ткань головного мозга не имеет болевых окончаний, поэтому головная боль возникает со стороны близ лежащих к мозгу анатомических структур. _________________________________________________________________________________ Головная боль (вторичная) может быть вызвана -острыми нарушениями мозгового кровообращения, чаще кровоизлиянием; -черепно-мозговой травмой; -инфекционными заболеваниями; -интоксикациями; -опухолями головного мозга; -повышением внутричерепного давления; -воспалительными поражениями оболочек мозга, -заболеваниями пазух носа (гайморовой, лобной); -сосудистыми заболеваниями (гипертоническая болезнь, гипотония); -хронической сердечно-сосудистой недостаточностью; -поражением шейных корешков спинного мозга, периваскулярных нервных сплетений крупных кровеносных сосудов головы (шейная мигрень и др.) Из первичной головной боли чаще всего встречаются -головная боль напряжения -кластерные головные боли -мигрень Головная боль напряжения (синоним: головная боль мышечного напряжения) — умеренной интенсивности или слабая тупая ноющая диффузная боль, захватывающая всю голову по типу «шлема», «каски», «обруча» с преобладанием затылочно-теменных или теменно-лобных областей. Боль обычно носит не пульсирующий характер. Головная боль напряжения сочетается с другими алгическими синдромами (кардиалгии, абдоминалгии, дорсалгии и др.) и психовегетативным синдромом, при этом преобладают депрессивные или тревожно-депрессивные эмоциональные расстройства. Ею страдают 40% населения. Патогенез: мышечное напряжение перикраниальных мышц. Часто отмечается лёгкая болезненность перикраниальных мышц и мышц воротниковой зоны, шеи, надплечий при пальпации. Головная боль напряжения может быть хроническая; эпизодическая. Длительность от 30 минут до 7 дней и до 180 дней в году. Провоцирующие факторы: -психоэмоциональное, умственное и физическое перенапряжение, -перемена погоды и геомагнитной обстановки, -переохлаждение и перегревание, -предменструальный синдром -голод или переедание, приём спиртного -недосыпание или сон более 10 часов -яркий свет и сильный шум, резкий запах -сексуальная активность -укачивание -нахождение в душном помещении При приступе головной боли напряжения, как правило, отмечается -повышенная раздражительность; -сниженное настроение; -свето-шумо-чувствительность; -утомлямость; -плохой сон; -анорексия. Основные направления терапии головной боли напряжения: 1. При эпизодической головной боли напряжения: -аспирин, парацетамол, парацетамол в сочетании с кофеином; -диазепам 5-30 мг/сут в/м или внутрь с аспирином или парацетамолом. 2. При хронической головной боли напряжения: -амитриптилин по 20 мг (2 мл) в/м или 25 мг/сут внутрь с увеличением дозы до 75-100 мг/сут; -флуоксетин (прозак, профлузак), пароксетин (паксил), циталопрам (ципрамил) 20 мг/сут однократно в утренние часы в течение 6-8 нед. (антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина). Пучковая (кластерная) головная боль (болезнь Хортона) — приступообразные интенсивные головные боли в области глазного яблока и в периорбитальной зоне в виде серий (пучков), сопровождающиеся вегетативными проявлениями на стороне боли (покраснение глаза, заложенность одной половины носа), психомоторным возбуждением. Мигрень (гемикрания по Галену) — это пароксизм (приступ) интенсивной пульсирующей головной боли, периодически повторяющиеся, локализующиеся чаще всего в одной половине головы, преимущественно в лобно-височно-теменно-глазничной области и сопровождающиеся в большинстве случаев тошнотой, иногда рвотой, непереносимостью яркого света, громких звуков, сонливостью и вялостью после приступа. Приступам мигрени повержены от 12 до 18% населения Земли. Патогенез мигрени до конца не изучен (скорее сосудистый — стойкое сужение во время приступа). Заболевание имеет наследственную предрасположенность. Чаще болеют женщины (соотношение женщины : мужчины — 3:1). Классификация мигрени: 1. Без ауры (простая мигрень). 2. С аурой (классическая, ассоциированная): -офтальмическая форма; -с пролонгированной аурой; -семейная гемиплегическая; -базилярная; -мигренозная аура без головной боли; -мигрень с остро начавшейся аурой; -офтальмоплегическая; -ретинальная; -периодические синдромы детского возраста; -доброкачественные пароксизмальные головокружения у детей; -альтернирующая гемиплегия у детей. Провоцирующие факторы: -психоэмоциональное, умственное и физическое перенапряжение, -перемена погоды и геомагнитной обстановки, -переохлаждение и перегревание, -предменструальный синдром, климакс, -голод или переедание, -приём определённого вида пищи (для каждого пациента — свои), -яркий свет и сильный шум, -укачивание, -нахождение в душном помещении Клиническая картина. Основное клиническое проявление мигрени — приступобразная головная боль, которая чаще локализуется в одной половине головы, носит интенсивный и часто пульсирующий характер. Нередко головной боли предшествует продромальный период: -ухудшение настроения; -раздражительность; -тревожность; -аура. Аура — комплекс фокальных преходящих неврологических симптомов, предшествующих приступу боли (продром) или возникающих на высоте болевых ощущений: -офтальмическая — гомонимные зрительные нарушения в виде зигзагов, искр, сочетающихся с мерцающим спиралеподобным контуром; -гемипарестетическая — парестезии или ощущение онемения, возникающие локально и распространяющиеся медленно на половину тела; -паралитическая (гемиплегическая) — односторонняя слабость в конечностях; -афатическая — речевые нарушения; -базилярная — головокружение системного характера, атаксия, нистагм и шум в ухе; -ретинальная — ухудшение зрения на один глаз; -офтальмоплегическая — парез взора -периодические синдромы детского возраста (рвота, боли в животе); -доброкачественные пароксизмальные головокружения у детей; -альтернирующая гемиплегия у детей — гемиплегия с одной стороны и парез черепно-мозгового нерва с другой. Приступ мигрени может возникнуть в любое время суток. Продолжительность приступа от 1-2 до 72 ч. Боль усиливается постепенно. Больные стараются лечь и заснуть. Другие характерные симптомы приступа мигрени: -тошнота и рвота, чаще возникающие к концу болевого эпизода; -озноб; -потливость; -повышение температуры тела; -сухость во рту и другие вегетативные симптомы. Мигрень без ауры: 1. Минимум 5 атак головной боли, отвечающих нижеперечисленным критериям; -длительность атаки 4-72 ч (без лечения или при безуспешном лечении); -головная боль односторонняя, пульсирующая, средней или значительной интенсивности; -боль снижает активность больного; -боль усиливается при монотонной работе или ходьбе. 2. Хотя бы один из сопутствующих симптомов: -тошнота; -рвота; -свето- и/или звукобоязнь. Мигрень с аурой: -минимум 2 атаки, отвечающие приведенным выше критериям; -мигренозные атаки с полной обратимостью одного симптома ауры или более и ни один из симптомов ауры не длится более 60 мин; -между аурой и началом головной боли проходит менее 60 мин. После окончания приступа наблюдается посприступный период, который длится несколько дней и сопровождается сильной слабостью, снижением работоспособности, депрессией. Частота приступов — от 1-2 в месяц до 10 в месяц. Иногда встречается аура без мигрени (обезглавленная мигрень): наличие локальных, чаще всего зрительных и вестибулярных, нарушений без последующего возникновения головной боли. Осложнения мигрени: -мигренозный статус (длительность приступа более 72 ч); -мигренозный инсульт и инфаркт мозга, -эпилепсия. Основные направления терапии мигрени — лечение приступа и его профилактика: 1. Купирование боли: -ацетилсалициловая кислота 500 мг в таблетках или в более быстродействующей шипучей форме; парацетамол 1000 мг; -седалгин, спазмовералгин по 1-2 таблетке; -суматриптан (имигран), 6 мг подкожно или внутрь или золмитриптан (зомиг) 2,5 мг внутрь (серотонинэргические средства — сужает расширенные во время приступа сосуды головного мозга); -эрготамина гидротартрат 1 мг внутрь или кафергот по 1-2 табл. или 0,5-1,0 мл 0,05% р-ра эрготамина в/в или в/м (если головная боль не прекращается в течение 30 мин, вводят еще 0,5 мг дигидроэрготамина; дигидергот в форме назального спрея по 1 дозе в каждую ноздрю, максимально 4 дозы в течение суток. 2. Уменьшение тошноты и рвоты: -прохлорперазин (компазин) 5-10 мг в/м; -галоперидол 0,4-1,0 мл 0,5% р-ра в/м; -метоклопрамид 10 мг в/м. 3. Снотворные и седативные средства: -реланиум 2 мл 0,5% р-ра в/м или в/в; -флуразепам 15-60 мг внутрь. 4. При тяжелых приступах головной боли, неэффективности вазоконстрикторов (эрготамин, суматриптан) и угрозе развития мигренозного статуса — наркотические анальгетики: -кодеин (30-60 мг); -морфин (4-8 мг) каждые 3-4 ч. 5. При развитии мигренозного статуса: -преднизолон 30-90 мг в/в капельно; -фуросемид 40 мг в/в; -глюкоза 20 мл 40% р-ра в/в струйно. Показания к госпитализации. Мигренозный статус. Медикаментозная профилактика приступа: -β-блокаторы и антагонисты кальция (конкор и амлодипин) -трициклические антидепрессанты (амитриптилин) -противосудорожные (вальпроат, топирамат) Пучковая (кластерная) головная боль (болезнь Хортона) — приступообразные интенсивные головные боли в области глазного яблока и в периорбитальной зоне в виде серий (пучков), сопровождающиеся вегетативными проявлениями на стороне боли (покраснение глаза, заложенность одной половины носа), психомоторным возбуждением. Патогенез пучковой (кластерной) головной боли (болезни Хортона) не ясен. Возможно, он связан с расширением глазничной артерии на фоне повышенного содержания болевых нейропептидов и активацией чувствительных волокон тройничного нерва. Кластерная головная боль возникает менее чем у 0,5% людей. Болезнь поражает преимущественно мужчин среднего возраста. Приступы длятся от 10-15 минут до 3 ч в виде серии от 1 до 4-5 болевых приступов. Часто возникают ночью в одно и то же время. Длятся 2-6 недель, затем исчезают на несколько месяцев или даже лет. Тошнота и рвота возникают лишь в 20-30% случаев. Диагностические критерии 1. По крайней мере 5 приступов сильной односторонней боли в глазничной, надглазничной или височной областях, продолжающихся без лечения 15-180 мин. 2. Один из следующих симптомов на стороне головной боли
3. Частота приступов 1-8 в неделю. Основные направления терапии пучковой (кластерной) головной боли (болезни Хортона): -суматриптан 6 мг подкожно; -эрготамин или дигидроэрготамин в/в (см. выше); -лидокаин 1 мл 4% р-ра в нос; -ингаляции кислорода в течение 10 мин со скоростью 7 л/мин; -преднизолон по 30-90 мг в/в капельно; -кодеин по 30- 60 мг каждые 3-4 ч. Абузусная головная боль — головная боль (ГБ), связанная с избыточным приёмом лекарственных средств (ЛС), определяется как хроническая цефалгия, возникающая в течение 15 дней в месяц и чаще, которая развивается в результате чрезмерного приёма любых обезболивающих препаратов и регрессирует после отмены этих ЛС. Другими терминами, определяющими эту форму ГБ, являются «лекарственно-индуцированная головная боль — ЛИГБ», «абузусная ГБ», «рикошетная ГБ». В Международной классификации болезней ГБ выделяют несколько форм цефалгии, связанной с избыточным приёмом обезболивающих ЛС, в зависимости от класса препарата, которым злоупотребляет пациент: простые анальгетики, комбинированные анальгетики, препараты эрготамина, триптаны, опиаты. Пациенты с наиболее тяжёлой ЛИГБ могут злоупотреблять приёмом сразу нескольких классов препаратов для купирования приступа ГБ. ЛИГБ является формой вторичной ГБ и всегда развивается из другой формы первичной или реже вторичной цефалгии. Согласно результатам европейских и североамериканских исследований, распространенность ЛИГБ в популяции составляет 1-2 % Первичной формой ГБ для 65 % пациентов с ЛИГБ является мигрень, для 27 % — ГБ напряжения (ГБН), для 8% — сочетание мигрени и ГБН или другая форма цефалгий. Женщины более подвержены развитию ЛИГБ. Первичная ГБ до развития ЛИГБ протекает, как правило, длительно — в среднем 20,4 года. Средняя продолжительность частого использования обезболивающих препаратов составляет 10,3 года, а средняя продолжительность хронической ГБ на момент обращения — 5,9 года. Рекомендации по терапии периода отмены включают регидратацию, применение анальгетиков, транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов, вальпроатов, внутривенное введение дигидроэрготамина, кислорода и электрическую стимуляцию. |
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/school/11/.
- https://aif.ru/archive/1694573.
- https://therapy-plus.ucoz.ru/load/lekcija_na_temu_golovnaja_bol/1-1-0-343.
- Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
- А.В. Ланцова, Е.В. Санарова, Н.А. Оборотова и др. Разработка технологии получения инъекционной лекарственной формы на основе отечественной субстанции производной индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. Т. 13. № 3. С. 25-32.
- ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).