Чем опасен мазут для человека, водоемов и почвы? Всегда ли является опасным грузом?

ГК Трэйд-Ойл > Информация о мазуте > Чем опасен мазут для человека, водоемов и почвы? Всегда ли является опасным грузом?

Мазут — остаточный продукт переработки нефти. Это самая тяжелая фракция, образующаяся после выкипания всех остальных составляющих вроде бензина, керосина, газойля и пр. Как любой нефтепродукт мазут оказывает определенное негативное воздействие на человека и природу. Об этом нужно знать, чтобы правильно перевозить и использовать продукт, не допуская загрязнения окружающей среды.

Читайте также: «Область применения мазута»

Класс опасности мазута

Мазут является опасным грузом, но по степени воздействия на человека относится к малоопасным нефтепродуктам — 4-му классу опасности по классификации в п. 1.1. ГОСТ 12.1.007-76. В соответствии с этим предельно допустимая концентрация вредных паров нефтепродукта в воздухе рабочей зоны начинается с 10 мг/м3. Это одна из норм для 4-го класса опасности. В смеси с воздухом взрывоопасной считается концентрация паров мазута от 1,4 до 8%. Поэтому при работе с ним не допускается использовать инструменты, которые дают искру при ударе.

Основные показатели для грузов разных классов опасности

Чем опасен мазут и его пары для людей

Для человека высокой токсичностью обладают пары мазута, которые оказывают отравляющее действие. В продуктах сгорания содержатся углекислота, оксиды азота, соединения серы, ванадия, оксид углерода и метан. Пары могут попадать через органы дыхания, иногда с пищей и водой всасываются в кровь. Раздражают слизистые оболочки и глаза. Пары действуют как нервные яды с наркотическим действием. Они поражают центральную нервную систему:

  • повышают возбудимость;
  • вызывают общую слабость;
  • увеличивают пульс;
  • вызывают головокружение.

В легких случаях отравления появляются кашель, насморк, слезотечение, боль в груди и чувство сухости в горле, в острых — головокружение, общая слабость, головная боль. При длительном воздействии наблюдается хроническое отравление. Оно может проявляться в виде бронхита с приступами удушья, атрофическим ринитом, поражением зубов.

Если перечислять, чем еще опасен мазут для людей, то нужно сказать, что он несет вред и при попадании на кожу. Нефтепродукт обезжиривает и сушит ее поверхность, что может приводить к экземам и дерматитам.

Читайте также: «Физико-химические свойства топочных мазутов»

Опасен ли мазут для почвы и воды

Особую опасность мазут несет для водоемов. При попадании на поверхность воды он образует пленку, которая нарушает влаго-, энерго- и теплообмен с атмосферой. Нефтепродукт меняет цвет и pH воды, придает ей специфический вкус и запах, вызывает нарушение жизнедеятельности обитателей водоема.

Мазут образует на поверхности воды непроницаемую пленку, которая нарушает все виды обмена

Если рассматривать, чем опасен мазут, для почвы, то нужно сказать, что он оказывает угнетающее влияние на экологические системы, губит живые организмы и значительно меняет условия их обитания. Пропитывание нефтепродуктом почвенной массы ведет к изменению ее химического состава, свойств и структуры. В результате ухудшается свойство почвы как питательной среды для растений. К их корням не поступает достаточное количество влаги, из-за чего нарушаются все физиологические процессы.

Эффект мазута как тяжелой фракции проявляется позже, чем от легких дистиллятов. Со временем образуется устойчивый очаг загрязнения, из-за чего очищение природной среды протекает с трудом. Особенно токсичны ароматические углеводороды, асфальтены, смолы и тяжелые металлы, которые цементируют почвенное пространство и значительно ухудшают водно-физические свойства почвы.

Считается ли мазут опасным грузом

Одним из спорных на сегодня является вопрос, считается ли мазут опасным грузом или нет. В соответствии с п. 2.2.9.1.10.6 ДОПОГ (Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов), нефтепродукт относится к № ООН 3082, что соответствует жидким веществам, опасным для окружающей среды.

В п. 2.2.9 ДОПОГ идет речь о прочих опасных веществах и изделиях, которые не охвачены названиями других классов. Именно сюда включают мазут, поскольку в других разделах документа он не встречается. Некоторые перевозчики пользуются тем, что этот нефтепродукт не указан в алфавитном перечне ДОПОГ и пытаются транспортировать его как неопасный груз. Но это может привести к последствиям, поскольку подкованный инспектор ДПС со ссылкой на 2.2.9 ДОПОГ легко зафиксирует нарушение, за которым могут последовать штраф и ответственность.

Читайте также: «Особенности транспортировки мазута»

По свойствам мазут действительно занимает почетное место в ряду нефтепродуктов и веществ с уже присвоенным классом опасности. Неопасным грузом его считали до 25 апреля 2012 года, когда подобные грузы транспортировали в соответствии с приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73. Согласно этому документу, товары классифицируют на опасные и неопасные в соответствии с критериями ГОСТ 19433-88. По нему мазут и битум — неопасные, поскольку имеют температуру вспышки более 90 °C.

Читайте также:  Болит голова при кашле

Но, начиная с 25 апреля 2012 года, опасные грузы стали перевозить в соответствии с ДОПОГ (правовое основание — постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272). В соответствии с его классификацией к опасным относятся жидкости, которые перевозятся при температуре не ниже 100 °C. Если мазут загружается при таких условиях, то его относят к опасным грузам.

Если же договорные отношения на перевозку отсутствуют и нефтепродукт транспортируется юридическим лицом или ИП для собственных нужд и на транспортных средствах, которые принадлежат ему на законных основаниях, тогда правила ДОПОГ не применяются.

Читайте также: «Резервуары для хранения мазута»

Вывод

Мазут — однозначно опасное вещество, негативно влияющее на окружающую среду и человека. Но при перевозке он не всегда попадает в категорию опасных грузов. Все зависит от условий транспортировки: какая организация, на каком основании и на чем перевозит нефтепродукт. Основные требования относительно перевозки мазута приводятся в ДОПОГ. Они предъявляются к емкостям и транспорту, а также к водителю, который должен иметь соответствующее свидетельство на осуществление деятельности. Эти и другие требования ДОПОГ важны для обеспечения надежности доставки и сохранности груза.

Выгодная бункеровка: как работать на мазуте без головной боли

«Вполне возможно снизить затраты на бункеровочное топливо в 2 раза», — именно этим тезисом руководствуются специалисты ООО «Управляющая Компания АКРОСервис», убеждая руководителей компаний, имеющих в своем составе крупнотоннажные суда, перевести их с дизельного и средневязкого топлива на значительно более дешевые высоковязкие сорта мазута. На самом деле на сегодняшний день это является, пожалуй, самым логичным и обоснованным шагом на пути к кардинальному снижению затрат на эксплуатацию флота и, как следствие, снижению себестоимости выпускаемой рыбопродукции.

Очевидно, что в последние годы абсолютно все судовладельцы столкнулись с проблемой губительного роста цен на бункеровочное топливо. Поэтому сложилась острая необходимость в применении более дешевых сортов топлива, альтернативных дорогостоящим легким сортам. Оптимальным, несмотря на трудность его качественной подготовки перед подачей в двигатель, был признан мазут. Нормальная работа судовых двигателей с определенными характеристиками может быть обеспечена достаточно широким диапазоном марок мазута. Это могут быть не только IFO 30 или HFO 180, но и сравнительно более дешевый HFO 380. Мазут этих марок как альтернатива дизельному и средневязкому топливу уже был успешно применен такими изветстными в России рыбопромысловыми компаниями, как «Мурманский траловый флот», «Морская Звезда». Судоходные компании «ИНОК», «Волга-Нева», «Беломорско-Онежское пароходство» также перевели свои суда на мазут. Принято решение о переходе на тяжелое топливо компаниями «Акрос», «Вестрыбфлот», «ФОР Групп» и другими.

Современные системы топливоподготовки, профессиональным внедрением которых уже несколько лет активно занимается компания «АКРОСервис», обеспечивают полное решение проблем топливоподготовки от расходного танка до двигателя. Это сконструированные, изготовленные и прошедшие заводские испытания агрегаты, поставляемые компанией «Альфа Лаваль», мировым лидером в области обработки топлив и масел, несущим ответственность за каждый из этих этапов. Установки могут монтироваться в достаточно ограниченном пространстве, экономя тем самым трудозатраты на установку. Предназначенные для автоматической работы в машинных отделениях, эти системы сочетают надежную работу с минимумом обслуживания.

Все вышеперечисленное в совокупности с малым сроком окупаемости делает установку этих систем весьма привлекательной и целесообразной для большинства судовладельцев. Не нужно быть экономистом, чтобы увидеть очевидную выгоду от приобретения подобного оборудования, способного снабжать двигатель высоковязким топливом, которое, как минимум, на 50% дешевле дизельного. Ведь в этом случае, учитывая нынешние цены на топливо, при среднесуточном расходе топлива хотя бы 10 тонн, компания-судовладелец только за 1 сутки экономит более 100 000 рублей!

Ни это ли реальная возможность сохранять серьезную конкурентоспособность в сложных рыночных условиях!?

Сам процесс подготовки мазута состоит из нескольких ступеней, требующих установки специфического оборудования: очистки при помощи современных сепараторов и фильтров, подогрева, выполняемого на основе электроподогревателей, паровых кожухотрубных или пластинчатых теплообменников и непосредственной подготовки вязкости, требуемой заводом-изготовителем судовых дизелей, осуществляемой при помощи бустерных модулей.

1. Очистка тяжелых сортов топлива.

При работе на тяжелых сортах мазута судовладельцы столкнулись с очень низким качеством топлива, иногда по плотности превышающим плотность воды, что создает дополнительные трудности при очистке данного топлива. С подобной проблемой легко справляются суперсовременные высокоэффективные сепараторы, такие, как сепараторы Альфа Лаваль серии S. Основное их отличие от остальных моделей сепараторов — это отсутствие гравитационных дисков и наличие датчика обнаружения воды в чистом топливе на выходе из сепаратора, который позволяет правильно регулировать положение границы раздела топлива и воды в барабане сепаратора. Конструкция системы отличается простотой и надежностью эксплуатации, безусловно, положительным можно признать тот факт, что при колебаниях плотности, вязкости, скорости потока и температуры замена гравитационных дисков не требуется.

2. Очистка смазочного масла

При работе судов на тяжелом топливе очень важное значение имеет качество смазочного масла. Очистке масла должно уделяться особое внимание, главным образом это касается тронковых двигателей. Скорость проникновения продуктов сгорания топлива, продуктов износа деталей, пыли различного типа, а также воды и топлива в картеры этих двигателей в 5-10 раз выше по сравнению с крейцкопфными двигателями. Следовательно, процесс загрязнения и старения масла в них происходит гораздо интенсивнее, что приводит к быстрому изнашиванию или выходу из строя деталей двигателя. Лучшим способом очистки масла также является способ центробежного сепарирования, т.к. воду и частицы размером менее 10 микрон невозможно удалить с помощью фильтров. Сепаратор способен удалять мельчайшие частички воды и механических примесей. Непосредственно перед самим двигателем целесообразно устанавливать автоматические масляные фильтры тонкой очистки. Особенность данных фильтров — использование рабочей жидкости (топлива или масла), подлежащей фильтрованию, для очистки фильтрующих элементов, не требующих замены, путем обратной промывки.

Читайте также:  Шум в голове причины, способы диагностики и лечения

3. Назначение системы топливоподготовки

Все низкоскоростные двигатели и большинство современных двигателей средней скорости работают на тяжелом топливе. Чтобы создать необходимые условия для хорошего сгорания, нужна система подготовки топлива. Основное назначение системы состоит в соответствующей подготовке тяжелого топлива, подаваемого из расходных баков в дизельные двигатели. Система обеспечивает необходимый поток, давление и вязкость.

3.1. Применение

Системы подготовки топлива предназначены для судов или электростанций, использующих дизельные двигатели, которые работают на тяжелом топливе. На всех судах, предназначенных для работы на тяжелом топливе при вязкости более 180 Сст и температуре выше 50 градусов C, должны быть установлены герметические системы (топливные системы, определяемые всеми производителями двигателей). Для современного топлива с высокой вязкостью требуются высокие температуры впрыска. Во избежание чрезмерного испарения легких частиц и остатков воды необходимо поддерживать соответствующее давление. Это осуществляется при помощи создающих давление насосов.

Основной управляющий параметр в системе — это вязкость.

Модули подготовки топлива, поставляемые ООО «Управляющая Компания АКРОСервис», оборудованы двухступенчатой системой создания давления. Давление в камере низкого давления поддерживается на уровне 4 бар, а в камере высокого давления от 6 до 16 бар, в зависимости от требований производителя двигателя.

3.2. Типичная система

Ступень низкого давления

Ступень низкого давления включает два питающих насоса (один действующий и один в режиме ожидания), автоматический фильтр Alfa Laval с дублирующим ручным неполнопоточным фильтром и датчик потока для представления информации о потреблении топлива. Последним компонентом камеры низкого давления является смесительный бак, в котором свежее топливо смешивается с горячим топливом, возвращающимся из двигателя. Так как скорость двигателя изменяется, изменяется и потребление топлива, поэтому специальный клапан регулировки давления позволяет топливу циркулировать в камере низкого давления таким образом, чтобы поток свежего топлива, поступающий через трехходовой клапан, точно соответствовал потреблению топлива двигателем. Если произойдет сбой в работе действующего насоса, система автоматически переключится на насос, который находится в режиме ожидания. Из смесительного бака топливо попадает в камеру высокого давления. Скорость потока в этой камере устанавливается в несколько раз выше, чем фактический уровень потребления топлива, с целью предотвращения недостачи топлива в форсунках. Скорость потока возрастает, и давление в системе задается производителем двигателя.

Ступень высокого давления

Ступень высокого давления включает циркуляционный насос, устройства подогрева топлива и датчик вязкости. Датчик измеряет вязкость топлива и направляет сигнал в контроллер, где он сравнивается со значением вязкости, заданным производителем двигателя. Отклонения от требуемого значения корректируются уровнем подачи теплоносителя в нагреватель. Давление в системе поддерживается клапаном регулировки давления, расположенным за форсунками (обычно он входит в комплект поставки двигателя), и избыточное топливо возвращается в смесительный бак.

Специалисты компании «АКРОСервис» окажут вам квалифицированную помощь в подборе оборудования.

Наш адрес: 690014 Владивосток, ул. Некрасова, 52а, кабинет 301, тел.(4232) 26-56-97, факс(4232) 26-87-98,

acroservice@acroservice.ru; www.acroservice.ru

Отравление краской — лечение, первая помощь

Многие лакокрасочные материалы высокотоксичны. При несоблюдении правил безопасного использования испарения краски могут вызвать интоксикацию. Это связано с составом материалов: в них могут быть соли тяжелых металлов, синтетические красители, растворители и другие компоненты. Некоторые вредные вещества обладают высокой летучестью. Отравление краской возникают и тогда, когда профессиональная деятельность человека связана с использованием лакокрасочных материалов, и в случаях домашнего ремонта.

Химический состав красок

Особую опасность красок представляют растворители в их составе:

  • ацетон;

  • метанол;

  • толуол;

  • трихлорэтилен и др.

Опасны и соли тяжелых металлов, особенно свинец, мышьяк, цинк.

Токсичные компоненты попадают в кровь через слизистые оболочки, дыхательные пути, а затем быстро распространяются по организму. Существуют относительно безопасные дозировки, они могут варьироваться с учетом степени токсичности веществ. Однако аллергикам, людям с хроническими заболеваниями дыхательной системы, слабым иммунитетом нужно быть осторожнее.

Возможные осложнения

Пищевое отравление краской называют токсическим отравлением. Употребление краски в пищу свойственно маленьким детям и лицам с психическими отклонениями. Вне зависимости от объема краски в этом случае важно как можно скорее обратиться за помощью врача, такое состояние очень опасно.

При воздействии ядовитых паров страдает пищеварительная, нервная система, сердце и сосуды. Острое отравление проявляется внезапными и быстро нарастающими признаками. Хроническое может протекать бессимптомно, но скапливающиеся яды так или иначе влияют на состояние здоровья.

Читайте также:  Болит голова в лобной части: что делать и как избавиться?

К наиболее распространенным последствиям относят следующие:

  • функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы — стойкое снижение артериального давления, тахикардия, аритмия и др.;

  • поражение дыхательной системы и связанные с этим гипоксия, головокружение, головные боли и др.;

  • снижение зрительной функции.

Аэрозольные краски считаются более вредными, поскольку токсические компоненты быстро проникают в дыхательную систему.

Существуют ли безопасные краски?

Отравление краской реже встречается при использовании силикатных, эмульсионных, водно-дисперсионных красок. Последние не содержат растворителей, поэтому сравнительно безопасны. Тем не менее соблюдать меры предосторожности стоит при использовании любых лакокрасочных материалов.

Симптомы отравления

К общим симптомам отравления краской относят следующие:

  • бледность кожи, головная боль;

  • головокружение, слезотечение;

  • повышенное отделяемое из носа;

  • чихание, отек слизистой носа;

  • сухой, раздражающий кашель;

  • краснота глаз, тошнота, рвота;

  • диарея, боль в животе;

  • тяжесть в груди, затрудненное дыхание;

  • повышенная температура тела.

В тяжелых случаях может наступать дезориентация, сонливость, спутанность сознания или обморок.

Существуют и специфические признаки отравления краской. Они связаны с конкретным токсическим веществом. Например, пары ацетона приводят к тому, что дыхание приобретает резкий «химический» запах. При содержании бутилацетата в материале может появляться сильное жжение слизистых носоглотки, рта.

Хронические интоксикации могут сопровождаться периодическими головными болями, утомляемостью, снижением работоспособности, сухим кашлем, не поддающимся лечению. Также возникают нарушения пищеварения, сна, сухость слизистых оболочек и постоянная жажда.

Меры предосторожности

При использовании любой, даже относительно безопасной и низкотоксичной краски, важно соблюдать технику безопасности. Необходимо защищать органы дыхания с помощью респиратора или марлевой повязки, стоит выбирать спецодежду из плотных материалов. Одеждой нужно закрыть всю поверхность кожи.

При попадании краски на кожные покровы нужно вымыть участок тела теплой водой с мылом или воспользоваться специальным растворителем.

В помещении, где идет ремонт, категорически не рекомендовано есть и пить. Важно делать перерывы, чаще выходить на свежий воздух, обращать внимание на самочувствие. Если во время работы с краской чувствуется запах или привкус ацетона, это может говорить об отравлении. Необходимо обратиться к специалисту. Нельзя возвращаться к работам до тех пор, пока не будет уверенности в том, что нет никаких осложнений.

Первая помощь и особенности лечения

Первая помощь при отравлении краской состоит в обеспечении притока свежего воздуха. Облегчить состояние можно с помощью промывания открытых участков кожи и полоскания полости рта.

Ускорить выведение токсинов нужно с помощью большого количества жидкости: минеральной воды, слабого раствора соды.

Во всех состояниях, угрожающих здоровью и жизни, следует незамедлительно вызвать скорую помощь.

Лечение отравления краской может проводиться амбулаторно при условии, что состоянию здоровья ничего не угрожает. Врач назначит детоксикационную терапию, в основу которой входят сорбенты. Одним из эффективных препаратов является «Фитомуцил Сорбент Форте». Он содержит натуральные компоненты: оболочку семян подорожника Psyllium, а также пребиотик инулин и комплекс живых пробиотических бактерий. Псиллиум связывает токсины и яды в кишечнике и выводит их естественным путем. Средство способствует снятию симптомов интоксикации — тошноты, диареи, а также действует мягко и бережно, не раздражая слизистую оболочку кишечника.

Важно проконсультироваться с врачом по поводу отравления краской. Могут существовать определенные ограничения, и только специалист подскажет, как справиться с проблемой.

Статья имеет ознакомительный характер. Авторы не несут ответственности за качество оказания услуг третьими лицами и за возможные осложнения.

Список литературы

  • Красильникова И. В. Поражение органа зрения при интоксикации метанолом // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2018. — №3(22). — С. 24-26.

  • Оруджев Р. А., Джафарова Р. Э. Особенности токсического воздействия углеводородов нефти на организм человека // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2017. — Том 16, №4. — С. 8-15.

  • Шестова Г. В., Ливанов Г. А., Остапенко Ю. Н., Иванова Т. М., Сизова К. В. Опасность хронических отравлений свинцом для здоровья населения // Медицина экстремальных ситуаций. — 2012. — №4(42). — С. 4-16.

Литература:
  1. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  2. Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.
  3. https://www.trader-oil.ru/informatsiya/mazut-info/chem-opasen-mazut-dlya-cheloveka-vodoemov-i-pochvy/.
  4. https://fishnews.ru/mag/articles/3170.
  5. https://sorbentforte.ru/articles/otravlenie-kraskoi/.
  6. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
  7. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  8. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  9. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector