Четыре стадии принятия Fallout 4 и польза игровой журналистики

Четыре стадии принятия Fallout 4 и польза игровой журналистики

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)

19 мая 2021, 10:56 | Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

По моему скромному мнению, Fallout 4 — это худшая игра всех времён и народов. А также единственная в мире игра, не содержащая в себе буквально ни одной хорошей идеи. Нарушение логики. Строительство. Кислотная картинка. Смещение акцентов в сторону слабейшей игровой механики. Повсеместное упрощение. Лживые обещания и дьявольская головная боль при попытке разобраться в происходящем.

Bethesda никогда не умела делать игры, а фанаты Fallout 4 — на самом деле синты. Искусственные люди, созданные Издательством для продвижения собственных игр. Противоречия повсюду. И именно о противоречиях сейчас пойдёт речь. Статья не является обзором и не претендует на объективность. Но вас же это не остановит, правда?

Мы здесь одни, поэтому давайте честно признаемся друг другу. Третья и четвертая части разрабатывались специально для детей. Судите сами. Детям нравится экшен: яркая картинка, перестрелки, взрывы и монстры. Дети имеют развитую живую фантазию. Готовы провалиться в выдуманный мир. Искать секреты, ходить по мрачным подземельям, строить поселения и разукрашивать силовую броню. На этом фоне New Vegas, кажется, изо-всех сил старается прыгнуть выше Беседкиной головы и прокричать: «У меня тут проститутки! Азартные игры и рабство! А также прочие остросоциальные и межличностные темы!»

Fallout 4 ничем не перетруждает ребёнка. Ни глубоких диалогов, ни серьёзного вызова, ни даже сложных или ответственных моральных выборов. Ничего, что могло бы отвлечь от активного игрового процесса. Крафт оружия и модификаций. Обустройство собственной базы. Сталкинг и прокачка — всё это требует десятки, если не сотни часов, вынуждая ребёнка постоянно возвращаться в игру. В проектах Чёрного острова и Обсидиан значение имели нахождение игрока в мире и его отношение к происходящему в игре. В проектах от Bethesda значение имеют лишь уровень героя и урон, наносимый его оружием. Это вовсе не поливание игры помоями. Я лишь хочу сказать, что предыдущие игры серии (кроме Fallout 3) имели достаточно высокий для детей порог вхождения и требовали больше усидчивости. Долго раскачивались. Не разъясняли каждый аспект и т.п.

За миг до того, как с неба посыпались бомбы

Детская игра или взрослая — успех любого крупного проекта невозможен без синергии. Каждый член команды знает, какие задачи поставлены перед его коллегой и чувствует общее направление, в котором движется весь коллектив. В Fallout 4 этого нет. Противоречия повсюду. Открытый мир с миллионом мелочей ручной работы служит лишь полигоном для бесконечной резни с ордами супермутанов и рейдеров. Попытка хоть сколько-нибудь оживить диалоги с помощью постановочных ракурсов обесценивается пустым их содержанием. Складывается впечатление, что некоторые сотрудники вообще не понимали, чем занимаются. Более того, в процессе первого знакомства с игрой у меня создалось ощущение, что руководители проекта бросили все силы исключительно на привлечение новых игроков, и никакого «общего направления» или главной идеи вообще не существовало.

Fallout 4 имеет две основные проблемы, из которых происходят все остальные недостатки игры. Со стороны игроков, это проблема несовпадения ожиданий и действительности. Со стороны разработчиков, — полная некомпетентность и неспособность соответствовать общепризнанным стандартам качества. Иными словами, обуздать игру не получилось ни у кого.

Здесь бы начать рассуждение о том, что Fallout 4 — это не ролевая игра, а всего лишь шутер в открытом мире, но я, пожалуй, откажусь от этой идеи. Никаких жанров давно уже не существует. «Жанр» — это просто ключевое слово. Тег, который крепится на обложку любого контента для дополнительного продвижения. Не отрицаю — в игре нет главного героя-пустышки, личность которого игрок должен заполнить своим поведением. Нет нормальной диалоговой системы и живых персонажей. Нет даже логично выстроенного мира, в котором развиваются события.

Но всё это неважно. И даже не нужно. Потому что сама игра не понимает, кем хочет быть. Она уже не человек, но ещё и не мутант. Уже не взрослое ролевое приключение, но всё ещё не кооперативное рубилово на большой карте с донатным магазином. Но кто же она? Кто она за миг до того, как с неба посыпались бомбы?

Дивный новый мир

Как может измениться человечество после ядерной войны? Что станет с людьми? Превратятся ли они в жестоких дикарей и каннибалов? Попробуют восстановить общество, основанное на довоенных идеалах? Или навсегда откажутся от высоких технологий, чтобы не обречь своих потомков на повторение глобальной катастрофы?

Нет. Вместо этого люди будут притворяться героями комиксов, строить поселения, фармить уровни и собирать лут. Вселенная Fallout 4 не имеет ничего общего с нашим миром — возьмите этот тезис за отправную точку в рассуждениях о любом аспекте игры. Окрестности Бостона — это совершенно нереалистичное место. Преступники, людоеды, наркоманы и прочие сбившиеся в стаи маргиналы составляют две третьих от общего числа людей и попросту не могут не уничтожить разумное меньшинство. Мирные жители играют в репортеров, детективов и супер-шпионов в том же самом городе, где происходят похищения, каннибализм, наркомания и массовые расправы.

Читайте также:  Боль в шее при повороте головы
Облучение стилистики

Первое, что замечает каждый выходец из убежища — это чудовищно контрастную и вырвиглазную графику. Игра умудряется быть ослепительно яркой и в то же время полностью серой. Такое положение дел рождает два серьёзных недостатка. Во-первых, происходящее на экране теряет единообразие и сваливается в мыльную кашу из ярких вспышек и мутных силуэтов. А во-вторых, спустя пару часов от Fallout 4 попросту начинают болеть глаза.

В голову сразу же приходит единственное разумное объяснение. Сотрудники Bethesda решили не заморачиваться. Установили на Fallout 3 первую попавшуюся в Интернете бездуховную EMB-сборку и нарекли её «новой версией движка для Fallout 4». Попытка омолодить и облагородить изображение — это похвально. Но желание издателя не перетруждать себя привело к тому, что игра отпугивает людей ещё на стадии просмотра скриншотов.

Разумеется, графика — это далеко не единственная проблема, связанная с визуальной составляющей игры. Костюмы персонажей, дизайн оружия и врагов просто пышут безвкусицей. Нелепые причёски, головные уборы и прочие аксессуары сразу же дают понять: дизайн NPC скорей всего был отдан на аутсорс. А в диздоке — в графе «визуальный стиль» значилось только одно слово — «ретро-футуризм». И художники не имели ни малейшего представления о том, как должен выглядеть мир. Ковбой с лазерной винтовкой. Гуль-пират. Шлем для бейсбола в качестве брони. Искусственные люди, зелёные орки, вампиры и мафиози. Всё это никак не складывается в единую картину и внушает игроку чувство «зловещей долины».

Смерть логики

Для примера. Враги в New Vegas — это не просто враждебные болванчики на локации. Их местонахождение всегда обусловлено и является частью единого мира. Когти смерти пришли из конкретных мест (два больших гнезда). Как и таинственные ночные охотники. И даже рейдеры. Супермутанты покидают свои обители только по веским причинам. Рад-скорпионы не отходят далеко от своих гнёзд. А наличие гулей всегда говорит об источнике высокой радиации поблизости.

Создатели Fallout 4 в свою очередь традиционно не заморачиваются. Так, например, в окрестностях Даймод-Сити можно найти притаившегося на крыше высотного здания когтя смерти. Некоторые чудовища в любой момент могут выскочить из-под земли, а супермутанты и рейдеры просто раскиданы по всей карте. Кроме того — при повторном визите на уже зачищенную локацию все враги появляются заново. В происходящее на экране не веришь. И игра даже не пытается тебя убедить.

В первые пару часов игроку на полном серьёзе предложат звание генерала и должность главнокомандующего одной из четырёх главенствующих фракций. А также вступить в Братство Стали и комедийный кружок секретных агентов. При том, что все эти организации враждебны по отношению друг к другу. И у вас не будет совершенно никакой возможности разобраться в происходящем. Ни с помощью дипломатии, ни с помощью перестрелок.

Я проходил игру дважды. На разных платформах и разными персонажами. Выбил все концовки, прожал все диалоги. Но так и не понял мотивацию Института. Зачем создавать искусственных людей? Что за инцидент такой, после которого подземные учёные отказались от взаимодействия с миром на поверхности? Как синты сбегают из Института? И какова его конечная цель? Прошу вас: напишите, в чем, по вашему мнению, заключается основной конфликт игры.

Поражение сюжета

Сюжетная линия игры по уровню исполнения ничем не отличается от побочных заданий. Сюжет Fallout 4 не затрагивает ни философских, ни псевдо-политических — вообще никаких тем. Здесь нет морали. Нет даже основной идеи. События нехотя сменяют друг друга, перетекают в перестрелки и оборачиваются бессмысленными диалогами из четырёх вариантов.

Нижняя реплика всегда нейтрально-положительная. Правая — нетерпеливо-агрессивная. А оставшиеся две выполняют уточняющие и переспрашивающие функции. Главный герой озвучен и имеет конкретную предысторию. Вариативность в диалогах отсутствует, а их качество оставляет желать лучшего. Именно в процессе разговора с местными персонажами у игрока появляется стойкое чувство, что ему здесь не место. История движется сама по себе и не оставляет место для отыгрыша. Не оставляет место для самого игрока.

Действия фракций, как и их мотивы и цели, также не несут никакой смысловой нагрузки. Взять, например, Подземку. Фракция придумана исключительно в противовес Институту. Кто в условиях тотальной разрухи и постоянной смертельной опасности будет волноваться об искусственных людях? Подземка верит, что роботы обладают самосознанием и должны иметь равные с человеком права. Хотя совершенно очевидно, что за счёт своего человечного облика синты попросту вызывают эмпатию и провоцируют людей на жалость. Иными словами — это уловка, ошибка в психике.

Читайте также:  Головная боль, болит живот и тошнота

Но зачем эти роботы вообще стремятся вырваться на поверхность — жить в идиотском мире за авторством Bethesda? Как они сбегают из Института? Кто их выпускает? И почему Институт не может никак этому воспрепятствовать? А потому что детский сюжет — как будто для мультфильма.

Кто-то немедленно возразит. О том, что и предыдущие игры серии с призраками, говорящими когтями смерти и легионерами в юбках были бредом сумасшедшего, и что Fallout любят за игровой процесс, а вовсе не из-за художественной ценности или реалистичности. Справедливое замечание и удачный мостик к главному предмету сегодняшнего разговора — игровому процессу.

Мутация игрового процесса

Именно здесь проявляются и разом вспыхивают все озвученные ранее проблемы. Первое, на что следует обратить внимание — это ускоренный темп. Пропали продолжительные диалоги и вдумчивые прогулки по пустошам. VATS больше не позволит спокойно обдумать дальнейшие действия посреди напряжённой перестрелки, а уровень врагов всегда будет подстраиваться под уровень игрока. Появление хит-маркеров сигнализирует о неспособности разработчиков грамотно реализовать стрельбу. Без этих «крестиков» игрок никогда не смог бы понять — попал он по врагу или нет.

Число противников увеличилось в разы. По этой причине на экране постоянно происходит непонятное мельтешение. А кривая анимация и дешёвые звуки, кажется, делают всё, чтобы раз и навсегда избавить тебя от игровой зависимости.

Разработчики совершенно не пытаются вовлечь в происходящее. Игрок, вооруженный 10-мм пистолетом, будет находить на телах поверженных врагов всё что угодно, кроме нужных в данный момент боеприпасов. Но стоит поменять оружие, например, на двуствольное ружьё — и патроны 10-мм тут же начнут сыпаться в карман. Это скрытая механика и очевидно, что игрок не должен о ней знать. Но создателям Fallout 4 всё равно. Они используют костыли и делают это бездарно.

Строительство. С одной стороны, к нему нет никаких претензий. Ребята школьного возраста делают продажи, и именно за их счёт живёт и процветает так называемая «игровая индустрия». Однако данная особенность в Fallout 4 мало того, что совершенно не вписывается в происходящее, так ещё и реализована как любительская модификация от фанатов третьей части. То есть, Bethesda в очередной раз не стала заморачиваться. Я может и хотел бы построить большую базу с оборонительными укреплениями, спальными местами и огородом. Завербовать поселенцев, разработать для них единую форму одежды и оружие. Сформулировать собственную идеологию и навсегда избавить пустошь от Института, БС и прочих сумасшедших. Но вместо этого мне предлагают собирать дома-коробки и расставлять кровати. Необязательная, скучная и бессмысленная функция.

Как несложно догадаться, любые задания в Fallout 4 всегда сводятся к стрельбе. Перестрелки существуют в двух формах: утомительные и раздражающие. С утомительными перестрелками всё просто. Однообразный и рутинный процесс отстрела рейдеров на солнечных улицах мультяшного Бостона — уныние, скука и боль. Раздражающие перестрелки — это другая история. Они могут бросить хоть какой-то вызов и призвать игрока к разумным действиям. Например, вы можете исхитриться и натравить болотников на вражеский высокоуровневый лагерь. Устроить засаду на когтя смерти или бесшумно проникнуть на охраняемую базу. И внезапно, благодаря широкому арсеналу и множеству так называемых «билдов», игрок получает *больше* тактической свободы, чем во всех шпионских песочницах вместе взятых.

С другой стороны, фактически игра полностью линейна. С каждым новым прохождением игрок не будет чувствовать себя частью выбранной фракции, не узнает новых фактов о вселенной игры и не откроет доступ к альтернативным репликам в диалогах. Кроме того, весьма вторичный сюжет и рутинные перестрелки умножают на ноль даже крохотное желание перепройти игру.

Игрожук и сообщество

Прямо сейчас. Откройте в соседней вкладке обзоры на Fallout 4. Предрелизные материалы и разборы в первые дни после выхода. Это очень важно. Потому что никто, кроме игровых журналистов, так хорошо не чувствует сообщество и основную аудиторию игры. Мы можем относиться к ним как угодно, но отрицать тот факт, что обзоры от крупных издательств действительно дают базовые представление об игре — невозможно. Это та самая лакмусовая бумажка, по которой мы можем определить, насколько всё плохо. Три гиганта отечественной игровой журналистики.

Читайте также:  Головные боли при посадке самолета

«Игромания» традиционно снимает отстранённые, пафосные и оптимистичные обзоры, не имеющие ничего общего с реальным положением дел. Такие видео рассчитаны на массового потребителя (в которого также целились и разработчики Fallout 4) и повёрнуты к нему лицом, а не какой-то другой частью тела. Если сократить обзор до одного предложения, получается следующее: «Fallout 4 — это достойная игра со своими недостатками, однако каждый здесь найдёт что-нибудь для себя!»

Стопгеймовцы как всегда молодцы. Их видео также направлено в сторону юного зрителя, но содержание обзора более критично и явно имеет особый подтекст. Ролик начинается со слов: «Отвратительный Fallout, но при этом — отличная игра». Однако каждый союз, каждая словесная конструкция в обзоре ясно дают понять, что Fallout 4 — с какой стороны не посмотри — это невероятная пустышка и фарс, созданный в угоду современным трендам. Заголовок и начальные тезисы одни, а содержание и суть — совсем другие.

Такой трюк они провернут ещё не раз и не два. В том числе — в обзоре Cyberpunk 2077. Трезвые и здравомыслящие люди всё поймут и лишний раз убедятся в своей правоте, а фанатики даже не заметят, что их любимую игру не оценили и признали посредственностью. Уважаю такой подход.

Вот теперь мы переходим к тяжёлой артиллерии. Речь, конечно же, идёт об Антоне. Не совсем понятно, откуда в его сторону идёт негатив. Но понятно другое — рождения культуры здорового общения в Интернете никто из ныне живущих не увидит никогда. Антон — это человек, который в одиночку, не смотря ни на что, троллит всё игровое сообщество. Здесь нет никаких подводных камней, ни двойного дна, ни даже желания воспитать в людях критическое мышление. Просто. Обычный. Троллинг. Чтобы понаблюдать реакцию окружающих. Прочувствовать их эмоции. Обзоры Антона — это самая верная лакмусовая бумажка из всех существующих в РУ-сегменте. Именно он раньше всех распознал и попытался предупредить нас о противоречиях в игре. Но, естественно, сделал это в своей манере. Вот лишь пара примеров.

Текст: «Начало игры — прямо шедевр. Видно, что с любовью делали». Видеоряд — кривые человечки с анимацией манекенов и текстурами из Fallout 2 бегут навстречу мыльному ядерному грибу.

Текст: «Ну и, конечно же, не обошлось без *больших* геймплейных нововведений. Главное — это, конечно же, собака…» Напомню, 2015 год — рассвет эпохи шуток про Call of Duty: Ghost и позиционирование собаки, как *большого* нововведения. Серьёзно. Посмотрите его видео. Но на этот раз попробуйте держать в голове мысль: «Этот мужик прикалывается и издевается над всеми». И сразу же всё встанет на свои места.

Война никогда не меняется

Иногда хочется просто поиграть в плохую игру. Лёгкая простуда или крайне неудачный отпуск. Остаться дома и попробовать что-нибудь по-настоящему безвкусное. Игру, где надо бежать вперёд и стрелять. Чтобы врагов и локаций было как можно больше. В одном ухе — вопли супермутантов. В другом — любимый подкаст или стрим. И никаких сожалений.

В какой-то момент ребятам из Bethesda нужно было просто смириться. Полностью удалить диалоги, заменить главного героя (200 летнего ветерана войны) на обычного рейдера и поставить игроку единственную задачу: УНИЧТОЖИТЬ СОДРУЖЕСТВО. Устроить зачистку всей карты на 45-60 часов. А в финале прилетело бы БС, и игроку был бы предложен выбор — объединится с Братством или уничтожить его.

Сбор мусора, захват вышек и зачистка подземелий. Даже для строительства нашлось бы место. Ну не умеет Bethesda делать нормальные игры. Не получается — не страшно. Это не всем дано. Имели возможность сделать весёлый треш, вроде Rage 2. Но жадность вынудила угодить всем. Не получилось. Очень жаль. Дальше будет только хуже.

Во всех частях Fallout (кроме третьей) всегда прослеживалась одна идея. Человечество не изменить. Никакой ядерный огонь не выжжет лицемерие, гордыню, алчность, зависть и похоть. Люди всегда будут тянуться к материальным благам, производить оружие для истребления себе подобных и оправдывать проституцию. Война и мир никогда не меняются. А Fallout 4 — это худшая игра всех времён и народов. Мне, как ветерану серии, безумно грустно из-за этого. Fallout 3 и 4 сильно отличаются от New Vegas.

И, естественно, они бесконечно далеки от первых двух частей, которые *вообще-то* были гоночными симуляторами ©

Литература:
  1. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  2. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  3. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  4. https://www.ixbt.com/live/games/chetyre-stadii-prinyatiya-fallout-4-i-polza-igrovoy-zhurnalistiki-rassuzhdeniya.html.
  5. Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector