Что делать, если у ребенка болит голова?
Часто родители, когда к ним обращаются дети с жалобами на головные боли, не задумываясь тянутся к домашней аптечке, просто предлагая малышам обезболивающие сиропы или таблетки. Во многих случаях боль возникает эпизодически и не представляет опасности для ребенка. В некоторых ситуациях ее может провоцировать начинающаяся инфекция или серьезное заболевание, и тогда немедленно нужно обследование и лечение. Поэтому важно обращать внимание на подобные жалобы и при необходимости обращаться к специалистам.
Важно, чтобы все родители понимали тот факт, что головные боли в любом возрасте ребенка — это не отдельное заболевание, а всего лишь симптом, проявление определенных патологий, и за счет них тело сигнализирует о том, что формируются разного рода неполадки. Наиболее часто голова болит у детей лишь эпизодически, в результате сильных негативно воздействующих факторов — инфекционных болезней, переутомлений, перегревания на солнце в летнее время или сильных негативных эмоций. Однако, если головная боль стала часто повторяться, возникает на фоне полного здоровья и резко, сильно, либо же длится по несколько часов — это опасное проявление, которое требует и родительского внимания, и врачебного контроля.
По данным статистики…
Согласно статистическим данным и исследованиям, такая жалоба у детей, как головная боль занимает устойчивое второе место среди самых популярных симптомов, уступая лишь жалобам на болевые ощущения в области живота. Важно понимать, что страдать от головной боли возможно в любом возрасте, и это не только подростки или школьники, но и младенцы, вплоть до новорожденных. Но сказать они о подобных ощущениях, увы, не могут, даже малыши первых 3-4 лет жизни не могут полноценно и точно описать свои ощущения.
Известно, что до 35-40% девчонок, и около 30% мальчишек в школьном возрасте также могут периодически жаловаться на головные боли и недомогания. Если же рассматривать грудничков и детей в раннем возрасте, у них эквивалентом такого симптома, как головная боль может стать повышение плаксивости и возбуждение, нарушенный сон и рвоты, обильные и частые срыгивания, вялость и попытки постоянно прилечь, держась за головку. Обычно дети при головных болях выглядят усталыми, говорят о том, что хотят спать и требуют внимания, укладываются в нетипичное время спать.
Причина болевых ощущений
Если говорить о причинах болей (цефалгии), в детском возрасте все их можно поделить на две большие группы (относительно условно):
- Органическая боль, связанная с различными объемными процессами или развитием нейроинфекции, поражающей мозг, оболочки и систему кровоснабжения. Сюда относят энцефалиты с менингитами, сосудистые расстройства и кистозные, объемные образования в области мозга, гематомы, приводящие к повышению внутричерепного давления.
- Функциональная боль, которая возникает в силу расстройств, приводящих к нарушению мозгового кровотока, инфекционные раздражения рецепторов в сосудах головного мозга, токсические и прочие.
Наиболее вероятными причинами боли в голове у детей становятся заболевания группы ОРВИ и иные инфекции, инфекционно-воспалительные процессы — пневмония, пиелонефриты, пищеварительные расстройства, расстройства нервной системы. Отдельным вариантом является головная боль, формирующаяся на фоне психических заболеваний и неврозов, детская мигрень или последствия черепно-мозговых травм, но подобные причины бывают редко.
Самые распространенные причины подобных жалоб в детском возрасте достаточно банальны — длительное воздействие стресса, напряжение физического и эмоционального плана, нерациональные нагрузки, дефицит сна или слишком длительный сон, просиживание за компьютером или телевизором с дефицитом физической нагрузки и свежего воздуха, конфликты семейного и школьного характера. В подростковом возрасте сильные боли могут стать результатом переутомлений у профессиональных спортсменов, диет для похудения у девочек, аллергии на определенные продукты и напитки, а также следствием приема наркотических препаратов, алкоголя и курения.
Симптомы, требующие немедленных реакций родителей
В некоторых случаях при возникновении такой жалобы, как головная боль, родители должны насторожиться, вызвав врача или даже неотложку. Сюда стоит отнести:
- Приступы внезапно возникшей боли, которая сопровождается тошнотой или рвотой, а также судороги, лихорадка, сильная слабость в зоне кистей или стоп, эпизоды потери сознания.
- Возникновение боли после травм головы, падений или ударов головой, даже если нет ссадин и ушибов.
- Головные боли на фоне воспаления уха или придаточных пазух носа, на фоне носовых кровотечений.
- Если боли возникают в утреннее время, при отдыхе или на фоне физических нагрузок.
Во всех остальных случаях важно, чтобы родители умели вовремя замечать жалобы детей, косвенные признаки недомоганий, особенно, если это ранний возраст малышей. Так, обычно малыши на боль не жалуются, либо не могут точно указать локализацию боли. Косвенные подозрения могут возникать при плаксивости с беспокойством, если кроха трется головкой о руки или тело мамы, прикладывается головой на ладони. Могут быть при головных болях зевота или краснота глаз.
У детей постарше жалобы могут быть уже более конкретными, и важно обращать на них пристальное внимание, не принимая их за симуляцию, особенно, если они стали частыми и однотипными. В школьном возрасте причины подобных жалоб — это переутомление, и если боль не проходит после сна и отдыха, она возникает систематически, мешая полноценной учебе и привычной деятельности, необходима помощь врача.
Тактика при головных болях
Головные боли — это субъективный признак, и важно при нем обратить внимание на состояние ребенка, побыть с ним и при сильном недомогании, облегчить приступы за счет подручных средств или медикаментов.
Если ребенок утомился, жалуется на головные боли, то лучшее средство от них — это отдых и сон. Можно при боли в голове применять влажные полотенца на лоб, лежание в проветриваемой и затемненной комнате, теплый чай и отвар седативных трав. Иногда помогает прогулка на свежем воздухе, особенно, если ребенок много времени проводит дома.
Когда нет тошноты и описанных выше опасных проявлений, для устранения головных болей могут помочь Нурофен (ибупрофен) или парацетамол, которые нужно давать в половинной дозе от возрастной. После приема лекарств нужно отдохнуть и полежать. Запрещены в детском возрасте комбинированные взрослые таблетки и такие традиционные для старшего поколения препараты, как Аспирин, Цитрамон или Анальгин. Они имеют массу побочных и негативных эффектов, из-за которых страдают слизистые пищеварительного тракта, печень и кроветворение.
Также могут помочь при головных болях седативные растительные настои — валериана, пустырник, которые дают в возрастной дозе — капля на год жизни. Если подобные действия не помогают, боли не проходят или усиливаются, стоит вызвать врача. Подобным же образом нужно поступить и при длительных болях, которые возникают несколько дней подряд и не реагируют на препараты, если это боль с одной стороны головы. При последних нельзя давать ребенку спазмолитики и какие-либо препараты, не посоветовавшись с врачом и не исключив мигрени.
Пройдите тестНе пора ли посетить невролога У вас появилась рассеянность? Вы забываете слова или не можете вспомнить что-то важное? Вы стали чаще уставать? Пройдите этот тест и узнайте, не пора ли вам обратиться за помощью к неврологу.
«Почему ребенок качает (мотает) головой?»
«ПОЧЕМУ РЕБЕНОК КАЧАЕТ (МОТАЕТ) ГОЛОВОЙ?»
Многие дети качают или мотают головой. Это довольно распространенное явление. Считается, что около 20 % детей до трех лет делают это намеренно, причем мальчики в три раза чаще, чем девочки. Часто дети начинают делать это в возрасте от 6 месяцев до года, а в возрасте 18-24 месяцев делают это активно. Эта привычка может сохраняться у вашего ребенка несколько месяцев или даже лет, но большинство детей перерастают ее к трем годам.
Возможные причины, по которым ваш ребенок мотает головой:
- Ощущение комфорта.Как бы странно это ни звучало, в большинстве случаев дети делают это, чтобы расслабиться. Они ритмично качают головой, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи и даже во сне. Некоторые раскачиваются, стоя на четвереньках. Специалисты по детскому развитию считают, что ритмичные движения, как например, раскачивание на стуле, помогают ребенку успокоиться.
- Облегчение боли. Ваш ребенок может также качать головой, когда ему больно — когда у него режутся зубы или болит животик или уши, например. Качая головой, он чувствует себя лучше, потому что это отвлекает его от неприятных ощущений во рту или в ухе.
- Расстройство. Если ваш ребенок качает головой во время присчтупа гнева, скорее всего, он пытается таким образом дать выход сильным эмоциям. Он еще не умеет выражать свои чувства адекватно при помощи слов, поэтому он использует физические действия. Во время вспышки гнева он также может успокаивать себя качанием головы.
- Потребность во внимании. Постоянное качание головой может быть способом привлечь ваше внимание. Конечно, вы обратите внимание, если ваш ребенок делает что-то, что, как вам кажется, может ему навредить. А поскольку ему нравится, что вы суетитесь вокруг него, он может продолжать качать и мотать головой, чтобы получать от вас внимание.
- Проблема с развитием. Иногда качание головой может быть связано с аутизмом и другими нарушениями развития, но в большинстве случаев это просто поведенческий сигнал. Очень редко качание головой при отсутствии других признаков свидетельствует о какой-то серьезной проблеме.
Что можно сделать?
Проявляйте внимание к ребенку, но не тогда, когда он качает или мотает головой
Убедитесь, что ребенок получает от вас достаточно внимания, когда он не трясет головой. Если же он продолжает делать это с целью привлечь ваше внимание, не придавайте этому большого значения, чтобы не поощрять такое поведение. Если у вас не получается полностью игнорировать его качание головой, не ругайте и не наказывайте ребенка. Он слишком мал, чтобы понять, что к чему, а ваше неодобрение может только усугубить ситуацию.
Следите, чтобы ребенок не поранился
Как минимум раз в месяц проверяйте детскую кроватку — не торчат ли где-нибудь шурупы или гвозди, чтобы, качая или мотая головой, ребенок себя не поранил.
Не обкладывайте бортики кроватки подушками и одеялами, это создает опасность удушения. Если вы используете бампер для кроватки, убедитесь, что он тонкий, плотный и прочно прикреплен к бортикам (чтобы ребенок не мог просунуть голову между бампером и бортиком кроватки).
Старайтесь не волноваться
Ваш малыш может заработать пару синяков, но не переживайте — мотание головой — это своеобразный способ саморегуляции. Это значит, что ребенок вряд ли таким образом может нанести себе серьезную травму.
Помогайте ребенку развивать чувство ритма другими способами
всего, вашему малышу нравятся четкие ритмы, поэтому предлагайте ему другие занятия, которые позволяют развивать чувство ритма. Специалисты часто советуют танцы, марширование, игру на барабанах. Вы также можете поставить в детской комнате метроном и включать его периодически, чтобы ребенок слушал четкий ритм. Убедитесь, что у ребенка достаточно физической активности в течение дня — это поможет ему высвободить нервную энергию, избыток которой и может быть причиной его качания головой.
Установите спокойный ритуал отхода ко сну
Если ребенок качает головой, чтобы успокоиться после насыщенного дня, постарайтесь установить соответствующий режим отхода ко сну. Теплая ванна, укачивание у вас на коленях и тихая сказка или песня могут помочь. Вы можете перед засыпанием погладить его по спинке. Приятная тихая музыка также может успокоить малыша.
Проконсультируйтесь с врачом, если вы беспокоитесь
Если в течение дня ваш ребенок часто качает или мотает головой, или делает это, причиняя себе боль, вы можете захотеть посоветоваться с врачом. Хотя это бывает крайне редко, качание головой может быть связано с аутизмом и другими нарушениями развития, которые проявляются в возрасте от года до 5 лет. Аутичные дети обычно плохо контактируют с людьми. Им неинтересен физический контакт с родителями, и они скорее смотрят как бы сквозь людей, а не на них. Если вы заметили, что ваш ребенок теряет какие-то навыки, которые он уже освоил (физические или связанные с общением), если он становится крайне замкнутым или постоянно отстает в достижении тех или иных этапов развития, обратитесь к врачу.
Подготовила:
Педагог-психолог
Миронова Н.В.
Ребенок мотает головой
Скорее всего у ребенка Cтepeoтипии этo oднooбpaзныe бeccmыcлeнныe (пo oцeнke okpyжaющих) и пoвтopяющиecя фopmы пoвeдeния или дeятeльнocти. Oбычнo cтepeoтипии cлyжaт oдниm из cпocoбoв бopьбы co cтpeccom или тpeвoгoй. Нa нaчaльных этaпaх paзвития (пpиmepнo лeт дo 4-5) дeти moгyт cocaть пaлeц, нaпpиmep, нekoтopыe дeлaют этo иckлючитeльнo пepeд cнom. Нemaлo взpocлых людeй, koтopыe вo вpemя вoлнeния нaчинaют гpызть нoги, дepгaть нoгoй, чecaть лaдoни или хoдить из cтopoны в cтopoн.
Эти дeйcтвия бyдyт иmeть пaтoлoгичнyю пpиpoдy и тpeбoвaть нe cтoльko лeчeния, ckoльko koppekции, ecли meшaют нopmaльнomy oбщeнию и paзвитию. Пaтoлoгичнoй cтepeoтипия бyдeт, ecли peбeнky диaгнocтиpyют kakoe-либo зaбoлeвaниe, вoзниkшee в peзyльтaтe opгaничeckoгo пopaжeний цeнтpaльнoй нepвнoй cиcтemы. Takжe cтepeoтипии чacтыe cпyтниkи пpи пcихичeckoй бoлeзни или paccтpoйcтвe, нeвpoзe.
Нepeдko oни пpoявляютcя y ayтиcтoв. Ecли вmeшaтьcя в cтepeoтипныe движeния или пoвeдeниe, peбeнok c paзличныmи нapyшeнияmи paзвития oбычнo пpoявляeт aгpeccию, coпpoтивляeтcя или плaчeт. Пopoй kak бyдтo пoлнocтью cocpeдoтaчивaeтcя тoльko нa cтepeoтипных дeйcтвиях. Бoлeзнeннo peaгиpyeт нa пoпытkи oтвлeчь eгo либo пpocтo игнopиpyeт, a koгдa eгo ocтaвляeшь в пokoe, вoзвpaщaeтcя k пpивычнomy pитyaлy cтepeoтипии. Хapakтep тeчeния, интeнcивнocть и пpoдoлжитeльнocть зaвиcят oт ocнoвнoгo зaбoлeвaния, тakжe и лeчeниe бyдeт зaвиceть oт хapakтepa бoлeзни.
Meтoды koppekции cтepeoтипий y дeтeй
C.C. Mopoзoвa пpeдлaгaeт cлeдyющиe cпocoбы koppekции:
Пepekлючeниe. Cтepeoтипныe дeйcтвия «пepekлючaют» нa дpyгиe дeйcтвия. Нo тoльko нa тe, koтopыe нpaвятcя peбeнky или хoтя бы нe вызывaют в нem нeгaтивных эmoций. Нaпpиmep, ecли peбeнok нaчaл packaчивaтьcя, eгo ocтopoжнo ocтaнaвливaют и пpeдлaгaют вmecтo этoгo пoигpaть в тo, чтo emy нpaвитcя (пokaтaть maшинkи или coбpaть пaзл). Ecли y peбeнka двигaтeльныe cтepeoтипии k пpиmepy, oн бeccmыcлeннo, нo нeпpecтaннo тepeбит пaльцы вmecтo тoгo, чтoбы зaниmaтьcя нa ypoke, emy moжнo пpeдлoжить пoлoжить pykи нa cтoл, ecли oн нe peaгиpyeт нa cлoвa, тo нyжнo пoдoйти и пomoчь emy этo cдeлaть.
Зameщeниe. В хoдe нeгo peбeнky oднoй cтepeoтипиeй зameщaют дpyгyю, нo бoлee coциaльнo-пpиemлemoй и нe тakoй бeccmыcлeннoй. Нaпpиmep, ecли peбeнok packaчивaeтcя нa mecтe, y нeгo пpoявляeтcя cиндpom нaвязчивых движeний, тo moжнo oтвecти eгo пokaчaтьcя нa kaчeлях. Oднooбpaзныe пpыжkи двигaтeльных cтepeoтипий moжнo пoдmeнить пpыжkamи нa бaтyтe или чepeз ckakaлky. Oднy cтepeoтипию moжнo зameщaть paзныmи видamи дeятeльнocти. Oни бyдyт oгpaничeны пo вpemeни и бoлee пoдвлacтны koнтpoлю.
Tpaнcфopmaция. Этo cхoднo c зameщeниem. Пo cyти этo и ecть зameщeниe, нo тoльko пpи этom cmыcл дeйcтвий meняeтcя. Дeйcтвия бyдyт бoлee пoлeзныmи для paзвития peбeнka. Нaпpиmep, ecли peбeнok любит бecцeльнo maнипyлиpoвaть c meлkиmи дeтaляmи koнcтpykтopa, eгo moжнo нayчить koнcтpyиpoвaть цeлeнaпpaвлeннo — пocтpoить дom из koнcтpykтopa, нaпpиmep.
Пpepывaниe. Этoт meтoд бoлee kapдинaльный. Peбeнka лишaют вoзmoжнocти coвepшaть cтepeoтипныe дeйcтвия или лишaют eгo pитyaлoв. Нaпpиmep, ecли oн пpивыk, чтoбы вce двepи были зakpытыmи, пocтeпeннo eгo пpиyчaют k тomy, чтo нe вce двepи в пomeщeнии moгyт быть зakpытыmи и этo нopmaльнo. Внaчaлe cлeгka пpиoтkpывaют двepь, a пoтom дoвoдят дo пoлнocтью oтkpытoй. Ecли peбeнok пpивыk ecть из oднoй тapeлkи, внaчaлe пoдбиpaют пoхoжyю нa нee, нaпpиmep, нo нemнoгo oтличaющyюcя, пocтeпeннo пpиyчaя peбeнka k нoвoй пocyдe.
Нapaбoтka гибkocти. Пpи этom peбeнky ввoдят нoвыe cпocoбы cтepeoтипий, koтopыe взaиmoдeйcтвyют co cтapыmи. Пocтeпeннo пpoиcхoдит зameнa. Этoт пpoцecc дoлгий, koтopый дoлжeн быть нeпpepывныm, oн cпocoбcтвyeт лeчeнию. Чтoбы peбeнok пocтeпeннo пpиcпocaбливaлcя k нoвыm ycлoвияm жизни.
Пo mнeнию mнoгих cпeциaлиcтoв, cтepeoтипия иcчeзнyть cama coбoй y дeтeй нe moжeт. Пpи этom тpeбyeтcя нe тoльko лekapcтвeннoe лeчeниe, нo и пomoщь пcихoлoгa, пpи нapyшeнии peчeвoй cфepы зaнятия c дeфekтoлoгom и лoгoпeдom. Уcпeхa moжнo дocтичь тoльko дoлгoй, meдлeннoй и тщaтeльнoй koppekциoннoй paбoтoй. Oб этom cтoит зaдymaтьcя poдитeляm, koтopыe нaдeютcя, чтo «camo пpoйдeт». Ecтecтвeннo, peчь идeт o пaтoлoгичeckих cтepeoтипиях, cиmптome бoлeзнeй. Camи cтepeoтипии нe бoлeзни пo cyти, koтopыe лeчaт тoльko вpaчи. Этo пoвeдeниe или дeйcтвия, koтopыe чaщe вceгo тpeбyeт пcихoтepaпии и пcихokoppekции, вниmaтeльнoгo oтнoшeния poдитeлeй и пeдaгoгoв.
Диагностика и лечение детских неврологических заболеваний и нарушений
Как заметить неврологические нарушения у малышей до года, чтобы своевременно обратиться к врачу? Если новорожденный все время кричит и плохо спит — надо ли это лечить? Какие новые методы появились в лечении детей и подростков с эпилепсией и детским церебральным параличом (ДЦП)? На вопросы отвечает Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, к.м.н.
У дочки при полном секвенировании генома выявили неврологическое генетическое заболевание — синдром лопес-марсьель-роден. Как его лечить?
Это редкое генетическое заболевание проявляется нарушением психического и моторного развития у детей. Лечение носит симптоматический характер. Таких детей наблюдают психиатры, педиатры, неврологи и реабилитологи.
Ребенку 1,7 года, ДЦП, синдром Денди-Уокера и микроцефалия. Ребенок постоянно вздрагивает после крепкого сна. Энцефалограмма дневная и ночная без эпи. Что это может быть? Нужна ли противосудорожная терапия?
Вздрагивания после крепкого сна могут относиться к неэпилептическим миоклониям, при отсутствии судорог и нормальной электроэнцефалограмме лечения не требуют.
Мальчику 3 года, трогает половые органы. Пока отвлекаем и переключаем внимание. Нужно ли обратиться к врачу?
В этом возрасте происходит пик интереса к собственному телу, поэтому малыш исследует себя. Если это не носит навязчивого характера, лечение не требуется. Если он делает это все свое свободное время, имеет смысл обратиться к детскому психологу.
Ребенку 4,5 года. В год поставили диагноз «эпилепсия генерализованная криптогенная с миоклоническими припадками». Приступы начались примерно в 10 месяцев. До этого момента нареканий к здоровью не было. До года выполняли все плановые прививки (с года прививки не делаем). На сегодняшний день ремиссия 3 года 4 месяца (препараты не принимаем 7 месяцев). Может ли данное заболевание быть вызвано действием прививок (АКДС)? Как безопасно начать делать прививки с таким диагнозом?
Эпилепсия относится к многофакторным заболеваниям с генетической предрасположенностью при провоцирующих воздействиях внешней среды. Прививки сами по себе не являются причиной заболевания, но могут спровоцировать болезнь, как и любой другой фактор. Если у ребенка ремиссия по приступам, то прививки ему не противопоказаны.
Девочке 2 года и 10 месяцев. Не хочет одевать колготы, гольфы, кофты. Выйти погулять — целая проблема. Надеваем куртку на майку, сапожки на голую ножку и штаны без колготок. Варежки тоже не надеть. Перерастет или надо обращаться к специалистам?
Это могут быть возрастные особенности ребенка. Но также это может говорить о начальных проявлениях заболеваний, связанных с нарушением психики и поведения. Поэтому для уточнения этих особенностей имеет смысл показаться детскому психиатру, психотерапевту или психологу.
Ребенку 4 года. С рождения делает вращательные движения кистями рук и часто прыгает. Что это может быть? Невролог аутизма не выявил, в плане обучения все нормально. Движения повторяет часто, особенно когда рад чему-то. Если этому поведению есть научное объяснение?
У детей при повышенной возбудимости нервной системы многие эмоциональные реакции сопровождаются повышенной двигательной активностью. Эти дополнительные движения помогают ребенку справиться с избытком эмоций, особенно положительных. Поэтому при нормальном психическом развитии лечения это не требует.
Мальчику 1 год и 10 месяцев. С рождения нормально не проспал ни одной ночи. Каждые 40 минут крик, плач, истерика. Сначала списывали на колики, режущиеся зубы. Пробовали укладывать позже/раньше, качать/не качать, ванны/душ перед сном, активное/спокойное времяпровождение. Дневной сон сейчас 1,5-2 часа, тоже прерывистый. ЭЭГ в норме, УЗИ головного мозга без патологии, анализы в норме. Невролог выписывал ноофен, магний В6, дормикинд. Ничего не помогает!
Нарушение сна у детей может указывать на ряд серьезных неврологических заболеваний, однако если развитие ребенка соответствует возрастным нормам, плохой сон в большей степени доставляет дискомфорт родителям, чем ребенку. Нарушение сна, как правило, связано с перевозбуждением нервной системы и переизбытком информации. Беспокойный сон часто помогает малышу справиться с лишней информацией, которую он получил днем. Внезапный плач во время ночного сна, когда малыш кричит и не может успокоиться, может быть этапом взросления. Лечение требуется только тогда, когда ночные кошмары носят постоянный, спереотипный характер и сопровождаются нарушением самочувствия ребенка на следующий день.
Сыну 2 месяца. Он спит всего 1 раз в день в течение двух часов. И то только на улице в коляске (дома в дневное время не удается уложить). Он засыпает, спит 30 минут и просыпается. Во время сна активно машет ручками и дергает ножками. Сон удается продлить, если дать ему грудь сразу, как он проснулся.
У многих детей двигательная активность (вздрагивание, подергивание ножками, ручками) часто сопровождает сон, и это нормальное явление, так же как и крик и плач. Беспокоиться не стоит.
Ребенок родился в 38 недель, роды были тяжелыми, в три месяца УЗИ показало наличие арханоидальной кисты, расширение желудочков. До двух лет развивался в пределах нормы с небольшим отставанием (курсы лечения ноотропами), ближе к двум стал просыпаться ночью и орать с выгибанием в дугу, начали проявляться аутичные черты, затем крики стали учащаться, поведенческих нарушений стало больше. Сейчас ребенку 5 лет, и врачи не знают, что с нами делать: он не разговаривает, продолжает просыпаться по ночам и кричать, выгибаться. На фенибут, кортексин, ноофен, пантокальцин, рисперидон, валерьянку реагирует возбуждением, появляются проблемы с туалетом. Также назначали карбамазепин для исключения эпилепсии. Что нам делать?
Ситуация серьезная. Ночные пробуждения не основная проблема. Необходима консультация психиатра.
Дочери 11,5 месяца. Периодами плохо спит по ночам, часто просыпается с плачем. Последний прием пищи в 10 вечера, а засыпает в лучшем случае в полночь. Похоже, что она недосыпает, и я не могу понять причину. Может, есть какие-то неврологические нарушения или это просто зубки и нужно подождать?
Нарушения сна бывают разные. Самые опасные те, которые связаны с нарушением развития ребенка, при этом он может спать без внезапных пробуждений. Диагноз в этой ситуации ставится по факту клинических нарушений (задержка развития) и записи ЭЭГ во время сна. Когда же ребенок часто просыпается и кричит ночью, но днем чувствует себя хорошо и его развитие соответствует норме, лечение не требуется. Это нормально. Если же ребенок пытается днем доспать, это может быть вызвано не неврологическими причинами, имеет смысл обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.
Ребенку 9 лет. С 6 лет болит голова (висок), иногда сопровождается рвотой, МРТ с сосудами, энцефалограмма в норме. По назначению врача принимали ноофен и витамины группы В — улучшений нет, с ноября голова болит раз в неделю. Что делать?
Все головные боли делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся головная боль напряжения и мигрень. Головная боль напряжения часто связана с завышенными требованиями родителей к успехам ребенка и повышенной нагрузкой. Здесь часто требуется привлечение психотерапевта и пересмотра отношения родителя к своему ребенку. Мигрень больше относится к наследственно обусловленным заболеваниям. Для нее характерны тошнота, рвота и сон, приносящие облегчение. Подбор медикаментозной терапии осуществляет невролог, и это не всегда легко. ЭЭГ, МРТ головного мозга, оценка глазного дна проводятся для исключения вторичных головных болей, которые могут быть вызваны многими причинами: объемные процессы, аневризмы, повышенное артериальное давление и др. В случае выявления вторичных головных болей лечение направлено на устранение основной причины.
Существует ли какая-то статистика о количестве детей, которые перенесли гипоксию по время родов и имеют из-за этого задержку развития речи? Какие методы используют неврологи и педиатры при диагностике задержки речи у детей двух лет? Как распознать данную задержку? Ребенок в 2 года говорит только простые слова из двух слогов, не соединяя их в простые предложения.
Количество детей, которые переносят гипоксию, невелико. Если гипоксия является причиной задержки речи, то при этом она вызывает и другие выраженные неврологические нарушения. Диагностика проводится логопедом, психологом, детским психиатром. Методов диагностики много. Сейчас дети позже начинают говорить, но при этом понимание речи находится у них на достаточном уровне. Отсутствие активной речи в первую очередь должно заставить обратиться к специалисту, если нарушено понимание речи. В вашей ситуации имеет смысл в первую очередь обратиться к логопеду.
Ребенку 1 год и 11 месяцев, очень капризный, частые истерики. Живет с мамой. Когда остается с бабушкой, ведет себя гораздо спокойнее. Отмечается боязнь новых помещений, новых людей. В 1 год и 8 месяцев говорил около 10 слов, но когда отучали от соски на ночь, перестал говорить вообще. Спустя 1,5 месяца вновь появились слова МАМА, БАХ, БИ-БИ, АМ. Любит читать книжки, но не показывает пальчиком, где собачка, например. Цвета, цифры, буквы его не интересуют совсем, а вот лепить и рисовать может недолго. Хотя явно понимает, что от него хотят. В развивающем центре групповые детские занятия игнорирует. Ночью просыпается 10-15 раз, просит пить. Невролог в поликлинике назначала курс ноофена (1,5 месяца), во время его приема спал лучше. Собирает пирамидку, башни из кубиков, игрушки в основном разбрасывает, но может поиграть с ними 5 минут. Умеет сам кушать ложкой, но не хочет. Могут ли вышеперечисленные симптомы быть признаками аутизма? Какие будут рекомендации по коррекции поведения ребенка?
В данной ситуации имеет смысл обратиться в Центр раннего вмешательства, чтобы ребенка посмотрели детский психиатр, психолог и логопед. Или в центр коррекционного развития.
Мальчику 6 лет, очень активный, на месте не сидит, периодически случаются тики (моргание), спокойно постоять не может ни минутки, руки, ноги — все в движении. Это плохо или особенности возраста? Можно ли обойтись без успокоительных или надо пропить курс?
Часто тики помогают ребенку справиться с перевозбуждением нервной системы, так же как и активные движения. Если это не нарушает социализации ребенка и ему не мешает, попытки лечения тиков малоэффективны и часто бесполезны. К подростковому возрасту порядка 70 % тиков проходят без лечения.
Ребенку 10 месяцев. С пяти месяцев регулярно мотает головой вправо-влево, когда засыпает, и иногда днем лежа на спине (вероятно, когда хочет спать или скучно). Есть ли повод для беспокойства?
Мотание головой влево-вправо обладает легким успокаивающим действием, в ряде случаев помогает ребенку уснуть. Это нормально, беспокоиться не нужно.
У ребенка (8 месяцев) при засыпании немного вздрагивают пальчики, ручки, ножки. У папы наблюдается точно такая же реакция при засыпании. Что это такое?
Это миоклония во время сна, которая не сопровождается неврологическими нарушениями, не требует лечения и часто носит наследственный характер.
У ребенка с раннего возраста движение рук будто котенок массирует кошку — при виде чего-то интересного и захватывающего. Если сидит, то может подергивать ногами, как будто бежит, когда стоит, то подпрыгивает, скачет. Сейчас ребенку почти 5 лет. Неврологи, психолог говорят, что все в порядке. Мы не можем отучить ребенка от этих движений. А может, и не нужно?
Это может наблюдаться у детей с повышенной возбудимостью нервной системы. Относится к синдрому навязчивых движений. Отучать не нужно. Но в случае появления новых навязчивых движений или увеличения этих имеет смысл еще раз показаться специалисту.
Двойняшки после ЭКО, плановое кесарево, 38 недель, беременность без осложнений. До 1,9 года проблем не было. Потом у девочки появился плоско-вальгус стоп, затем коленок, снизился тонус ног. До этого бегали, приседали, поднимались по ступенькам. Все произошло за 3 месяца. Легли на обследование в детскую областную больницу. МРТ спины, КТ головного мозга в норме, исключили болезнь Шарко-Мари, наследственные нарушения обмена веществ. КФК-168, отклонения есть по ЭЭМГ (электронейромиография), интеллект и речь в норме. Больше года не можем определить диагноз, ездим каждые 2,5 месяца в детскую областную больницу, проходим курсы лечения. Подскажите, куда обратиться дальше?
В данной ситуации имеет смысл обратиться в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Записаться на прием можно по телефону: 327-55-06 (Минск). Там будет проведена углубленная диагностика.
Нужно ли лечить новорожденному повышенную возбудимость? Насколько безопасны ноофен и пантокальцин?
Повышенная возбудимость нервной системы у новорожденного часто является условием нормального развития и в случае отсутствия отставания в развитии и лечения не требует. Ноотропные препараты новорожденным детям, с моей точки зрения, в любом случае не показаны.
Ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы 21 января.
Фотографии — Евгений Креч
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен
- Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- https://MedAboutMe.ru/articles/chto_delat_esli_u_rebenka_bolit_golova/.
- https://a2b2.ru/methods/28300_pochemu__rebenok_kachaet_i_motaet_golovoy/.
- https://sprosivracha.com/questions/80474-rebenok-motaet-golovoy.
- https://24health.by/diagnostika-i-lechenie-detskix-nevrologicheskix-zabolevanij-i-narushenij/.
- Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
- Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.