При полете на самолете часто возникает боль в ушах на взлете и посадке. Основная причина такого явления — перепад давления в носоглотке при смене эшелона. В большинстве случаев люди принимают такую ситуацию как данность и терпят. На деле же есть несколько хитростей, которые позволят минимизировать вред и риски.
О том, как правильно летать и готовиться к полету, чтобы не разболелись уши, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев.
Подготовка к полету
Если путешествие запланировано заранее, то наряду с подготовкой к нему — покупкой чемодана, составлением списка вещей — надо запланировать и чек-ап, в частности посещение ЛОР-врача. Это поможет снизить вероятность перелета с простудой, во время которой в полости носа стоит слизь.
«Когда человек болен, происходит в самолете следующее. Слизь в носу вырабатывается и в норме должна выходить через соустья (маленькие дырочки) в полость носа, но при воспалении нос отечный, его дыхания не хватает, и соустья эти находятся в прикрытом состоянии, плюс еще сильное давление самолета», — отмечает специалист.
Если рассмотреть причины появления боли в ушах, то стоит понимать, что в носоглотке находятся два отверстия диаметром 2 мм, которые правильно называются глоточные устья слуховой трубы.
«Механизм простой. Если плохо дышит нос, кислород не попадает в носоглотку, провоцируя тем самым отек носоглотки. Отекают не только слизистые, но еще и происходит отек глоточных устьев слуховых труб. Они закрываются, и тогда давление снаружи на барабанную перепонку через наружный слуховой проход становится выше, чем давление через нос. Перепонка имеет большое количество нервных окончаний — это специально задумано природой, чтобы человек мог ощущать проникновение инородного тела в слуховой проход. В результате возникает перерастяжение перепонки, и мы чувствуем боль», — объясняет Владимир Зайцев.
Меры для облегчения состояния
Чтобы избежать проблем, следует обратиться к врачу за несколько недель до поездки, чтобы успеть при необходимости пройти курс терапии. Специалист после осмотра назначит процедуры для восстановления работы носа, носоглотки и слуховых труб, удалит серные пробки.
Кроме того, немаловажно правильно выбрать место в самолете, недаром бизнес-класс находится в начале салона. Лучшие места — ближе к носу.
«В начале самолета давление на носоглотку и барабанные перепонки гораздо меньше. Если сидеть в кабине пилотов, то там оно еле-еле ощутимо, пилот не испытывает таких перегрузок, как пассажиры», — подчеркивает врач.
Помочь минимизировать боль в ушах могут и обычные сосудосуживающие капли. По словам отоларинголога, пользоваться ими после посадки лучше дважды.
«Идеально, если они будут детские, чтобы невысокая концентрация активного вещества была. Сели в самолет, он выехал на рулежную дорожку, как раз надо закапать, к моменту разгона и непосредственно взлета препарат и подействует. Когда объявят посадку, сделать нужно то же самое еще раз», — говорит Зайцев.
Стоит позаботиться и о наличии при себе жевательной резинки — причем использовать ее можно на протяжении всего полета при необходимости.
Еще одна мера — использовать спринцовку. Ее можно купить в любой аптеке, а потом обрезать кончик так, чтобы наружный диаметр был равен сантиметру.
«Далее плотно вставляем спринцовку в ухо и нерезкими движениями нажимаем на эту грушу: нажимаем-отпускаем, нажимаем-отпускаем, чтобы массировать перепонку. И эта мера гораздо эффективнее, чем жевать», — советует врач.
Если способ со спринцовкой вас смущает, есть вариант с использованием обычной воды. Для этого надо набирать ее в рот и во время взлета и посадки проглатывать ее интенсивными маленькими глотками.
Ну и, наконец, можно запастись обезболивающими и противоотечными средствами — как в виде таблеток, так и в виде ушных капель.
Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом
Проверенный способ избавления от боли в ушах в самолете
Автор admin На чтение 4 мин. Просмотров 4.9k. Опубликовано 06.09.2020
Туристы говорят! Недавно мне посчастливилось первый раз в жизни лететь на самолете.
Я летела на отдых и от этого мои эмоции по поводу первого полета усиливались.
Меня восхищало все — вид на стоянку самолетов из окна аэропорта, наблюдение за взлетающими самолетами, первый вход в салон, волнующий взлет, а особенно завораживающий вид из окна во время полета. Но пришло время посадки, и мое возбужденное восхищение сменилось ужасом!
С моими ушами творилось что-то непередаваемое. Их не просто заложило, они начали дико болеть. Я очень хотела избавиться от боли. Для этого начала широко открывать рот. Не помогало. Попробовала часто глотать. Но боль все усиливалась. Даже казалось, что мои барабанные перепонки сейчас лопнут, а из ушей потечет кровь.
Я очень испугалась. Боялась пошевелиться. Чуть не плакала.
Не знаю, сколько это продолжалось, но мне показалось, что целую вечность. Можете представить, с каким облегчением я вздохнула, когда мучения наконец-то закончились, и самолет приземлился.
Во время отдыха мне периодически приходила в голову мысль — а как же лететь обратно? Я не хотела переживать это снова.
Благодаря интернету, я выяснила происхождение боли в ушах при снижении самолета.
Оказывается, причина в так называемой евстахиевой трубе, которая находится между носоглоткой и средним ухом.
А точнее — в мембранах, которые, открываясь и закрываясь, регулируют давление внутри трубы. Когда мы находились в полете, давление воздуха в салоне было низкое. Но когда самолет пошел на снижение, давление начало увеличиваться, перепонки в моей трубе не раскрылись.
По этой причине под давлением наружного воздуха эти мембраны начали втягиваться внутрь — появилась боль.
Обычно это происходит по причине отека носоглотки, например, при насморке.
Основная рекомендация в этом случае — капать нос перед полетом. Но у меня-то насморка не было. Что же мне было делать? Часто глотать? Открывать рот? Зевать? Но ведь я это делала, и ничего не помогало.
Прочитала еще один совет — закрыть нос и рот руками, и пытаться выдохнуть, пока не услышишь щелчок. Но мне показалось это рискованным. А рисковать я не люблю.
Есть еще способ, который называют «чебурашка», когда прикладывают стаканчики к ушам. Почему-то он мне показался неэффективным. И выглядеть смешно я не хотела.
После некоторых размышлений, я решила объединить два метода. Во-первых, заткнуть уши ватой — не зря же придумали беруши. А во-вторых, заранее начинать часто глотать — как только самолет начнет снижение. Для этого я запаслась леденцами и начала с опаской ждать посадки.
Когда объявили о начале снижения, я приступила к внедрению своего плана в жизнь. И, о чудо! Сработало! При глотании в ушах щелкало, уши закладывало (так и должно быть), но никакой боли. И это прекрасно.
И тут я услышала, как плачет ребенок. Когда мы садились в самолет, я видела мамочку с малышом возрастом до года. Видимо, плакал он. Было понятно, что у него сейчас тоже ужасно болят уши. Было очень его жалко. Ведь я знала, что он чувствует в этот момент. Дело в том, что у маленьких детей слуховой проход слишком узкий и часто мембраны не успевают раскрыться.
Мой вам совет — не летайте с маленькими детьми без крайней необходимости. Не подвергайте своих малышей мучениям. Если все-таки существует необходимость лететь, при снижении самолета давайте крохе пить из бутылочки или, если позволяет возраст ребенка, дайте ему леденцы. Спасите его от этой ужасной боли.
Если вы также испытываете боль в ушах при посадке самолета, я буду рада, если мой способ предотвращения боли вам поможет. Он простой, безопасный и проверен на личном опыте. Пусть ничто не омрачает вам удовольствие от полета.
P.S.
Когда «закладывает» уши во время полета?
Это результат выравнивания давления воздуха в барабанной полости уха.
В природе внутреннее давление в полости равно внешнему, но при резком изменении высоты самолета возможен сбой в системе циркуляции и кондиционирования воздуха на борту, которая постоянно поддерживает избыточное давление внутри фюзеляжа, что и проявляется ощущением заложенности ушей.
Кстати именно поэтому возможность заразиться коронавирусом в самолете крайне низка.
Воздух в салоне самолетов полностью обновляется каждые 3 минуты и кстати он сухой! Так как воздух на высоте в 10 км не только холодный и разреженный, но и ещё достаточно сухой сам по себе.
Поэтому, обычно за час полета, человек теряет около 500 грамм воды! Так, что при взлете и посадке пейте водичку.
Валерий, директор ООО «ТУРИЗМ» Турагентство ПЕГАС ТУРИСТИК
Головная боль в самолете: что делать?
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane ache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude ache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Товары по теме: [product strict=»Парацетамол»](Парацетамол), [product strict=»Ибупрофен»](Ибупрофен), [product strict=»Кетопрофен»](Кетопрофен), [product strict=»Кофетамин»](Кофетамин), [product strict=»Суматриптан»](Суматриптан), [product strict=»Имигран»](Имигран), [product strict=»Рапимед»](Рапимед), [product strict=»Сумамигрен»](Сумамигрен), [product strict=»Амигренин»](Амигренин), [product strict=»Релпакс»](Релпакс)
Если в самолете закладывает уши и болит голова…
Некоторые наши советы, возможно, помогут туристам чувствовать себя лучше при взлете или посадке авиалайнера.
В этой заметке мы постарались дать туристам, путешествующим на самолете, некоторые советы. Они, возможно, помогут им чувствовать себя лучше при взлете и посадке авиалайнера.
Околоносовые пазухи человека (гайморовы, лобные и др.) — это камеры, заполненные воздухом, которые сообщаются с полостью носа через узкое отверстие (соустье). Когда давление в салоне самолета при взлете и посадке меняется, давление в пазухе начинает увеличиваться или уменьшаться по отношению к атмосферному. Если соустье между пазухой и носом нормально проходимо для воздуха, то давление в пазухе благополучно выравнивается. Если соустье закрыто (или сужено) — выравнивание не происходит, давление в пазухе остается повышенным или пониженным и человек ощущает в этой зоне боль. Соустье может быть заблокировано при различных заболеваниях носа и околоносовых пазух, включая иногда обычный насморк. У человека могут быть также врожденные особенности строения соустья, определяющие трудность выравнивания давления. Абсолютно такой же механизм лежит в основе появления заложенности ушей во время авиаперелета.
Меры профилактики головной боли при взлете и посадке очевидны — закапайте в нос сосудосуживающие капли за 30-60 минут до взлета, если у вас есть насморк. Можно также принять обезболивающее лекарство. Если боли повторяются раз за разом, в то время как нос нормально дышит, обратитесь к ЛОР-врачу с целью оценки проходимости соустья между пазухами и полостью носа. В редких случаях, если летать приходится часто, а боли очень сильные, может потребоваться оперативное лечение.
Знайте, что пуще всего уши закладывает при приземлении. Чтобы избежать неприятных ощущений вы можете, например, жевать жвачку, пить, зевать, или можно попробовать заткнуть нос пальцами и выдуть воздух через уши (самый действенный способ).
Вообще, можно к перелету подготовиться заранее. Тогда есть вероятность, что стресса у вас будет меньше.
1. Перед рейсом не пейте газировку. Перепад давления может вызвать неприятные ощущения.
2. Во время полета пейте как можно больше воды или сока (апельсинового, грейпфрутового, ананасового). Желательно — каждые полчаса. Кофе чай лучше не употребляйте. Эти напитки вызывают чувство тревоги.
3. Если вы носите контактные линзы, снимите их перед полетом. Воздух в самолете сухой, глаза будет «резать».
4. Обувь тоже снимите. Лучше надеть плотные носочки. Так комфортнее. И делайте зарядку для ног — периодически двигайте ими, чтобы кровь не застаивалась.
5. Возьмите с собой подушку для перелета, чтобы было комфортно «держать» шею и голову.
6. Если имеются проблемы с сосудами, лучше перед перелетом проконсультироваться с врачом. Возможно, вам предложат принять кардио- или обычный аспирин в соответствующей дозе, он разжижает кровь и помогает легче перенести перелет.
7. Если во время взлета и посадки закладывает уши — запаситесь сосательными конфетами. Некоторые авиакомпании раздают их пассажирам в самолете, но лучше захватить конфеты с собой. Также от неприятных ощущений в ушах помогает широко раскрывать рот, как будто вы зеваете.
8. Во время полета можно выпить немного сухого вина. Но не злоупотребляйте алкоголем.
9. Хорошо выспитесь перед рейсом. Нервозность будт меньше.
10. Не летайте простуженными. Если у вас, например, будет заложен нос, ощущения при взлете и посадке не оставят вас равнодушными. У вас заболит голова. Если у вас слабые сосуды, это может быть опасно.
Причины боли в ухе: отит, полеты на самолете, серные пробки
Ушная боль — одна из самых сильных и тяжело переносимых человеком видов боли. Провоцирующими факторами могут стать не только воспалительные заболевания наружного или среднего уха (отиты), но и многие другие причины внешнего характера или болезни, возникающие в результате нарушений обмена веществ, поражений анатомических структур уха или рядом расположенных органов. Болевые ощущения могут сопровождать заложенность уха, снижение слуха и головокружение. Особым вариантом будут ушные боли при изменении давления на борту самолета. Поговорим подробнее об этих проблемах.
Причины боли в ухе: влияние различных факторов
Первое, о чем думают пациенты при возникновении боли в ушах — это отит в результате вирусной или микробной инфекции. Однако есть целый ряд иных проблем, приводящих к формированию болезненных ощущений в комбинации с шумом, заложенностью уха или дополнительными симптомами. Может провоцироваться боль, если гулять в ветреную погоду, когда на зону ушной раковины влияет сильный ветер и низкие температуры. Это вызывает образование своеобразного отека кожи с синюшностью в зоне воздействия, что приводит к резкой болезненности кожи и подлежащих тканей. Проходит подобная боль сама, при согревании тканей и прекращении воздействия.
У людей, которые часто посещают бассейны или профессионально занимаются плаванием, нередко возникает синдром «уха пловца» из-за попадания в слуховой проход воды. Кожа как самой ушной раковины, так и области слухового прохода мацерируется (разбухает от воды), отекает, что провоцирует болезненные ощущения, а в некоторых случаях может приводить к отиту.
Заложенность уха и дискомфорт
Иногда ощущается заложенность уха, шум и боли — подобная проблема типична для серных пробок при избыточной продукции ушной серы. Ее нередко провоцируют сами пациенты, ковыряясь в ухе ватными палочками, инородными предметами или плохо следя за гигиеной. Скопление серы внутри слухового прохода приводит к образованию плотных комочков — пробок, которые нарушают проведение звука, формируя заложенность уха и боли. Попытки извлечь пробки самостоятельно грозят только ухудшением ситуации, усилением заложенности уха и снижением слуха. Устранять их нужно только у ЛОР-врача за счет промывания слухового прохода. Может страдать слуховой проход и от излишней сухости и дефицита серы, что также дает болевые ощущения. Важно своевременно обратиться к врачу в случае подобной проблемы, чтобы предотвратить осложнения и развитие раздражения или воспаления как наружного, так и среднего уха.
Средний отит и его проявления
Самая частая причина, по которой формируется боль в ухе — средний отит, формирование воспалительного очага за барабанной перепонкой в полости среднего уха. Хотя проявления похожи иногда на наружный отит, и в некоторых случаях различить их может только врач, последствия при подобном воспалении более опасны. К основным причинам развития среднего отита относят инфекции, которые проникают в полость среднего уха из носоглотки, а также травматические поражения, в том числе и барабанной перепонки. Основной симптом, которым проявляется такой отит — острая боль, которая усиливается при глотании или жевании пищи, поворотах головы, наклонах. Усиление боли возникает при нажимании на козелок или оттягивании мочки уха, уменьшаются ощущения при лежании на больном боку. Средний отит также может грозить временным снижением слуха или полной его потерей в области пораженного уха из-за нарушения целостности перепонки из-за нагноения. Типична заложенность уха, лихорадка, порой достигающая высоких цифр, и головные боли, звон в ушах и головокружения.
Боль в самолете: перепады давления
Нередко боль в ушах отмечают люди, часто совершающие перелеты на самолете. Обычно, помимо боли, возникают дискомфорт и заложенность, что связано с перепадами давления и особенностями анатомического строения барабанной полости. Она соединена с полостью носоглотки за счет слуховой трубы, и открывается сообщение между ними при глотании или жевании пищи. В обычных условиях давление в барабанной полости равно атмосферному, но при резком наборе высоты при взлете происходят изменения, из-за чего внутри уха давление становится больше, чем снаружи, что и вызывает дискомфорт. При посадке ситуация становится противоположной, и внутри барабанной полости давление снижается, что также приводит к боли. Помочь в исправлении ситуации может сглатывание слюны или питье жидкости, рассасывание конфет или жевание жвачки. При наличии хронических болезней носоглотки — гайморитов, фронтитов или хронического отита, боль может быть сильной в силу того, что разница давления становится сильнее и плохо выравнивается.
Какими болезнями грозит боль в ухе
Без лечения боли в ухе могут формировать различные болезни носоглотки, среднего и внутреннего уха, переходящие в хроническую стадию. Они опасны наличием очага хронической инфекции в организме и серьезными осложнениями. Так, наиболее опасным будет переход воспаления со среднего уха на внутреннее с развитием лабиринтита, имеющего крайне неприятные и мучительные проявления. Возможны такие болезни, как мастоидит — воспаление и гнойное расплавление сосцевидного тростка (особое костное образование за ушной раковиной), а также фронтит или гайморит. Если длительно не лечить процесс в области уха, возможен переход болезни в хроническую стадию с рецидивами при практически каждом эпизоде простуды, на фоне переохлаждения или стресса. Частые отиты могут грозить снижением слуха, вплоть до формирования тугоухости, что существенно ограничивает деятельность человека, в том числе и профессиональную.
При любой боли в ухе важно немедленно обратиться к ЛОР-врачу, чтобы он при осмотре и после подробного расспроса выяснил истинную причину проблемы и провел мероприятия по ее устранению, назначил адекватное лечение, чтобы полностью подавить воспаление и убрать боли. Нередко терапия может заключаться в применении местных препаратов — капель в уши в сочетании с системными препаратами и общими мероприятиями.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- https://aif.ru/health/life/chto_delat_esli_v_samolete_bolyat_ushi_gotovimsya_k_pereletu_pravilno.
- https://pegas-rostov.ru/173-proverennyj-sposob-izbavleniya-ot-boli-v-ushakh-v-samolete.
- https://apteka.ru/blog/articles/pro-zdorov%60E/golovnaya-bol-v-samolete5f322c2307642248c30ea4ca/.
- https://traveldaily.ru/2013/07/25/chto-delat-kogda-samolet-zakhodit-na-posadku/.
- https://MedAboutMe.ru/articles/prichiny_boli_v_ukhe_otit_polety_na_samolete_sernye_probki/.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.