При полете на самолете часто возникает боль в ушах на взлете и посадке. Основная причина такого явления — перепад давления в носоглотке при смене эшелона. В большинстве случаев люди принимают такую ситуацию как данность и терпят. На деле же есть несколько хитростей, которые позволят минимизировать вред и риски.
О том, как правильно летать и готовиться к полету, чтобы не разболелись уши, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев.
Подготовка к полету
Если путешествие запланировано заранее, то наряду с подготовкой к нему — покупкой чемодана, составлением списка вещей — надо запланировать и чек-ап, в частности посещение ЛОР-врача. Это поможет снизить вероятность перелета с простудой, во время которой в полости носа стоит слизь.
«Когда человек болен, происходит в самолете следующее. Слизь в носу вырабатывается и в норме должна выходить через соустья (маленькие дырочки) в полость носа, но при воспалении нос отечный, его дыхания не хватает, и соустья эти находятся в прикрытом состоянии, плюс еще сильное давление самолета», — отмечает специалист.
Если рассмотреть причины появления боли в ушах, то стоит понимать, что в носоглотке находятся два отверстия диаметром 2 мм, которые правильно называются глоточные устья слуховой трубы.
«Механизм простой. Если плохо дышит нос, кислород не попадает в носоглотку, провоцируя тем самым отек носоглотки. Отекают не только слизистые, но еще и происходит отек глоточных устьев слуховых труб. Они закрываются, и тогда давление снаружи на барабанную перепонку через наружный слуховой проход становится выше, чем давление через нос. Перепонка имеет большое количество нервных окончаний — это специально задумано природой, чтобы человек мог ощущать проникновение инородного тела в слуховой проход. В результате возникает перерастяжение перепонки, и мы чувствуем боль», — объясняет Владимир Зайцев.
Меры для облегчения состояния
Чтобы избежать проблем, следует обратиться к врачу за несколько недель до поездки, чтобы успеть при необходимости пройти курс терапии. Специалист после осмотра назначит процедуры для восстановления работы носа, носоглотки и слуховых труб, удалит серные пробки.
Кроме того, немаловажно правильно выбрать место в самолете, недаром бизнес-класс находится в начале салона. Лучшие места — ближе к носу.
«В начале самолета давление на носоглотку и барабанные перепонки гораздо меньше. Если сидеть в кабине пилотов, то там оно еле-еле ощутимо, пилот не испытывает таких перегрузок, как пассажиры», — подчеркивает врач.
Помочь минимизировать боль в ушах могут и обычные сосудосуживающие капли. По словам отоларинголога, пользоваться ими после посадки лучше дважды.
«Идеально, если они будут детские, чтобы невысокая концентрация активного вещества была. Сели в самолет, он выехал на рулежную дорожку, как раз надо закапать, к моменту разгона и непосредственно взлета препарат и подействует. Когда объявят посадку, сделать нужно то же самое еще раз», — говорит Зайцев.
Стоит позаботиться и о наличии при себе жевательной резинки — причем использовать ее можно на протяжении всего полета при необходимости.
Еще одна мера — использовать спринцовку. Ее можно купить в любой аптеке, а потом обрезать кончик так, чтобы наружный диаметр был равен сантиметру.
«Далее плотно вставляем спринцовку в ухо и нерезкими движениями нажимаем на эту грушу: нажимаем-отпускаем, нажимаем-отпускаем, чтобы массировать перепонку. И эта мера гораздо эффективнее, чем жевать», — советует врач.
Если способ со спринцовкой вас смущает, есть вариант с использованием обычной воды. Для этого надо набирать ее в рот и во время взлета и посадки проглатывать ее интенсивными маленькими глотками.
Ну и, наконец, можно запастись обезболивающими и противоотечными средствами — как в виде таблеток, так и в виде ушных капель.
Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом
Проверенный способ избавления от боли в ушах в самолете
Автор admin На чтение 4 мин. Просмотров 6.9k. Опубликовано 06.09.2020
Туристы говорят! Недавно мне посчастливилось первый раз в жизни лететь на самолете.
Я летела на отдых и от этого мои эмоции по поводу первого полета усиливались.
Меня восхищало все — вид на стоянку самолетов из окна аэропорта, наблюдение за взлетающими самолетами, первый вход в салон, волнующий взлет, а особенно завораживающий вид из окна во время полета. Но пришло время посадки, и мое возбужденное восхищение сменилось ужасом!
С моими ушами творилось что-то непередаваемое. Их не просто заложило, они начали дико болеть. Я очень хотела избавиться от боли. Для этого начала широко открывать рот. Не помогало. Попробовала часто глотать. Но боль все усиливалась. Даже казалось, что мои барабанные перепонки сейчас лопнут, а из ушей потечет кровь.
Я очень испугалась. Боялась пошевелиться. Чуть не плакала.
Не знаю, сколько это продолжалось, но мне показалось, что целую вечность. Можете представить, с каким облегчением я вздохнула, когда мучения наконец-то закончились, и самолет приземлился.
Во время отдыха мне периодически приходила в голову мысль — а как же лететь обратно? Я не хотела переживать это снова.
Благодаря интернету, я выяснила происхождение боли в ушах при снижении самолета.
Оказывается, причина в так называемой евстахиевой трубе, которая находится между носоглоткой и средним ухом.
А точнее — в мембранах, которые, открываясь и закрываясь, регулируют давление внутри трубы. Когда мы находились в полете, давление воздуха в салоне было низкое. Но когда самолет пошел на снижение, давление начало увеличиваться, перепонки в моей трубе не раскрылись.
По этой причине под давлением наружного воздуха эти мембраны начали втягиваться внутрь — появилась боль.
Обычно это происходит по причине отека носоглотки, например, при насморке.
Основная рекомендация в этом случае — капать нос перед полетом. Но у меня-то насморка не было. Что же мне было делать? Часто глотать? Открывать рот? Зевать? Но ведь я это делала, и ничего не помогало.
Прочитала еще один совет — закрыть нос и рот руками, и пытаться выдохнуть, пока не услышишь щелчок. Но мне показалось это рискованным. А рисковать я не люблю.
Есть еще способ, который называют «чебурашка», когда прикладывают стаканчики к ушам. Почему-то он мне показался неэффективным. И выглядеть смешно я не хотела.
После некоторых размышлений, я решила объединить два метода. Во-первых, заткнуть уши ватой — не зря же придумали беруши. А во-вторых, заранее начинать часто глотать — как только самолет начнет снижение. Для этого я запаслась леденцами и начала с опаской ждать посадки.
Когда объявили о начале снижения, я приступила к внедрению своего плана в жизнь. И, о чудо! Сработало! При глотании в ушах щелкало, уши закладывало (так и должно быть), но никакой боли. И это прекрасно.
И тут я услышала, как плачет ребенок. Когда мы садились в самолет, я видела мамочку с малышом возрастом до года. Видимо, плакал он. Было понятно, что у него сейчас тоже ужасно болят уши. Было очень его жалко. Ведь я знала, что он чувствует в этот момент. Дело в том, что у маленьких детей слуховой проход слишком узкий и часто мембраны не успевают раскрыться.
Мой вам совет — не летайте с маленькими детьми без крайней необходимости. Не подвергайте своих малышей мучениям. Если все-таки существует необходимость лететь, при снижении самолета давайте крохе пить из бутылочки или, если позволяет возраст ребенка, дайте ему леденцы. Спасите его от этой ужасной боли.
Если вы также испытываете боль в ушах при посадке самолета, я буду рада, если мой способ предотвращения боли вам поможет. Он простой, безопасный и проверен на личном опыте. Пусть ничто не омрачает вам удовольствие от полета.
P.S.
Когда «закладывает» уши во время полета?
Это результат выравнивания давления воздуха в барабанной полости уха.
В природе внутреннее давление в полости равно внешнему, но при резком изменении высоты самолета возможен сбой в системе циркуляции и кондиционирования воздуха на борту, которая постоянно поддерживает избыточное давление внутри фюзеляжа, что и проявляется ощущением заложенности ушей.
Кстати именно поэтому возможность заразиться коронавирусом в самолете крайне низка.
Воздух в салоне самолетов полностью обновляется каждые 3 минуты и кстати он сухой! Так как воздух на высоте в 10 км не только холодный и разреженный, но и ещё достаточно сухой сам по себе.
Поэтому, обычно за час полета, человек теряет около 500 грамм воды! Так, что при взлете и посадке пейте водичку.
Валерий, директор ООО «ТУРИЗМ» Турагентство ПЕГАС ТУРИСТИК
Головная боль в самолете: что делать?
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane ache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude ache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Товары по теме: [product strict=»Парацетамол»](Парацетамол), [product strict=»Ибупрофен»](Ибупрофен), [product strict=»Кетопрофен»](Кетопрофен), [product strict=»Кофетамин»](Кофетамин), [product strict=»Суматриптан»](Суматриптан), [product strict=»Имигран»](Имигран), [product strict=»Рапимед»](Рапимед), [product strict=»Сумамигрен»](Сумамигрен), [product strict=»Амигренин»](Амигренин), [product strict=»Релпакс»](Релпакс)
Почему закладывает уши в полете и что в этом случае делать?
Некоторые люди чувствуют боль в ухе в момент приземления самолета. Боль может возникнуть уже при снижении самолета и становится весьма интенсивной в момент посадки. Как правило, неприятные ощущения проходят вскоре после посадки. Такие проблемы иногда называют аэроотитом или «самолетным ухом». Вместе с отоларинтологом GMS Clinic, Шмелевой Любовью Петровной, попробуем разобраться из-за чего это возникает, можно ли избежать этого и что делать, если проблема все-таки возникла. Из-за чего закладывает уши.
Боль вызывает разница давления между воздухом в среднем ухе и атмосферным воздухом. Небольшое пространство в среднем ухе позади барабанной перепонки (барабанная полость) в норме заполнено воздухом. Это воздушное пространство соединено с задними отделами носа (носоглоткой) узким каналом под названием евстахиева труба.
Давление воздуха по обе стороны барабанной перепонки должно быть одинаковым. Атмосферное давление тем больше, чем ближе к земной поверхности. Во время приземления самолет опускается, а давление воздуха, соответственно, повышается. Воздух начинает давить на барабанную перепонку, что приводит ко втяжению её внутрь. Резкое втяжение может быть весьма болезненно. Чтобы противодействовать этому, давление внутри среднего уха тоже должно увеличиться. Для этого воздух должен попасть по евстахиевой трубе вверх в среднее ухо. Евстахиева труба обычно закрыта, но открывается время от времени — когда человек глотает, зевает или жует. У большинства людей обычные глотательные и жевательные движения быстро открывают евстахиеву трубу, способствуя прохождению воздуха в барабанную полость для выравнивания давления. У некоторых людей евстахиева труба не открывается так легко, и поэтому давление не может быть выравнено столь же быстро. Кроме того, евстахиева труба может быть уже, чем обычно. Частой причиной заблокированной евстахиевой трубы является воспаление при простуде, насморке, больном горле или аллергии.
Как предотвратить боль в ушах
В идеале любой человек с воспалением в ушах, простудой или респираторной инфекцией не должен летать. Тем не менее, не все могут отменить свои рабочие поездки или полеты в отпуск по этим причинам.
Следующие действия могут помочь людям, которые испытывают боль в ухе при полете:
- Не спите, когда самолет приземляется. Попросите бортпроводника разбудить вас, когда самолет начнет снижаться. Когда вы не спите, то имеете возможность жевать или глотать — это выравнивает давление в ухе и дает возможность избежать боли и дискомфорта. Малышам тоже не разрешайте спать во время приземления. Дайте им попить или покормите их. Если ребенок кричит, не пытайтесь успокоить его — крик также способствует открытию евстахиевой трубы и выравниванию давления.
- Рассасывайте леденцы, когда самолет начинает снижаться. Воздух поступит по евстахиевой трубе в барабанную полость, если вы глотаете, зеваете или жуете.
- Наденьте беруши или наушники с плотными амбушюрами. Беруши часто продаются в аэропортах и во многих аптеках. Они замедляют скорость изменения давления воздуха в наружном слуховом проходе и тем самым уменьшают давление на барабанную перепонку. Следуйте инструкциям, которые прилагаются к ним. Вы можете использовать их во время всего полета, либо только во время набора и высоты и во время снижения.
Как снизить боль в ухе
Глубоко вдохните, затем попытайтесь выдохнуть осторожно с закрытым ртом и зажатым носом. Таким образом воздух не выдыхается наружу, а проходит в евстахиеву трубу. Если вы сделаете это правильно, то можете почувствовать, как воздух «выталкивается» в среднее ухо, и услышите тихий щелчок или хлопок. Повторяйте так каждый раз, когда вы чувствуете дискомфорт в ухе.
Используйте сосудосуживающие спреи, если вы летите на фоне выраженного отека в полости носа. Например, препараты, содержащие ксилометазолин или оксиметазолин. Спрей закапайте в нос примерно за час до предполагаемого времени начала посадки, повторите через тридцать минут.
Примите антигистаминный препарат перед полетом, если заложенность носа вызвана не простудой, а аллергией. Это позволит снять отек и избежать проблемы дискомфорта в ушах.
Когда стоит обратиться к врачу
Если предотвратить заложенность и боль в ухе не удалось, не переживайте. Хотя боль может быть очень интенсивной, она обычно быстро проходит. Используйте болеутоляющие средства, такие как парацетамол, ибупрофен. Если у вас была простуда перед полетом, то евстахиева труба может оставаться заблокированной длительное время и после посадки. Если боль продолжает беспокоить или сохраняется снижение слуха — обратитесь к врачу. А если вы обнаружили появление крови из слухового прохода (признак разрыва барабанной перепонки), то это показание для срочного врачебного осмотра.
Быть здоровым с GMS Clinic легко!
Источник: mommys.ru
Статьи по теме
03 августа 2015
Азбука здоровья: я не буду вас лечить!
Георгий Кириллов для портала Дочки-матери
Читать статью
Другие статьи этого автора
02 февраля 2017
Защита слуха
Отоларинголог GMS Clinic Любовь Шмелева рассказывает о слухе.
Читать статью
- Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
- ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
- https://aif.ru/health/life/chto_delat_esli_v_samolete_bolyat_ushi_gotovimsya_k_pereletu_pravilno.
- https://pegas-rostov.ru/173-proverennyj-sposob-izbavleniya-ot-boli-v-ushakh-v-samolete.
- https://apteka.ru/blog/articles/pro-zdorov%60E/golovnaya-bol-v-samolete5f322c2307642248c30ea4ca/.
- https://www.gmsclinic.ru/blog/aerootit.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
- Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
- Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.