Что делать, если в самолете болят уши? Готовимся к перелету правильно

При полете на самолете часто возникает боль в ушах на взлете и посадке. Основная причина такого явления — перепад давления в носоглотке при смене эшелона. В большинстве случаев люди принимают такую ситуацию как данность и терпят. На деле же есть несколько хитростей, которые позволят минимизировать вред и риски.

О том, как правильно летать и готовиться к полету, чтобы не разболелись уши, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев.

Подготовка к полету

Если путешествие запланировано заранее, то наряду с подготовкой к нему — покупкой чемодана, составлением списка вещей — надо запланировать и чек-ап, в частности посещение ЛОР-врача. Это поможет снизить вероятность перелета с простудой, во время которой в полости носа стоит слизь.

«Когда человек болен, происходит в самолете следующее. Слизь в носу вырабатывается и в норме должна выходить через соустья (маленькие дырочки) в полость носа, но при воспалении нос отечный, его дыхания не хватает, и соустья эти находятся в прикрытом состоянии, плюс еще сильное давление самолета», — отмечает специалист.

Если рассмотреть причины появления боли в ушах, то стоит понимать, что в носоглотке находятся два отверстия диаметром 2 мм, которые правильно называются глоточные устья слуховой трубы.

«Механизм простой. Если плохо дышит нос, кислород не попадает в носоглотку, провоцируя тем самым отек носоглотки. Отекают не только слизистые, но еще и происходит отек глоточных устьев слуховых труб. Они закрываются, и тогда давление снаружи на барабанную перепонку через наружный слуховой проход становится выше, чем давление через нос. Перепонка имеет большое количество нервных окончаний — это специально задумано природой, чтобы человек мог ощущать проникновение инородного тела в слуховой проход. В результате возникает перерастяжение перепонки, и мы чувствуем боль», — объясняет Владимир Зайцев.

Что делать, если в самолете болят уши? Готовимся к перелету правильно

Меры для облегчения состояния

Чтобы избежать проблем, следует обратиться к врачу за несколько недель до поездки, чтобы успеть при необходимости пройти курс терапии. Специалист после осмотра назначит процедуры для восстановления работы носа, носоглотки и слуховых труб, удалит серные пробки.

Кроме того, немаловажно правильно выбрать место в самолете, недаром бизнес-класс находится в начале салона. Лучшие места — ближе к носу.

«В начале самолета давление на носоглотку и барабанные перепонки гораздо меньше. Если сидеть в кабине пилотов, то там оно еле-еле ощутимо, пилот не испытывает таких перегрузок, как пассажиры», — подчеркивает врач.

Помочь минимизировать боль в ушах могут и обычные сосудосуживающие капли. По словам отоларинголога, пользоваться ими после посадки лучше дважды.

«Идеально, если они будут детские, чтобы невысокая концентрация активного вещества была. Сели в самолет, он выехал на рулежную дорожку, как раз надо закапать, к моменту разгона и непосредственно взлета препарат и подействует. Когда объявят посадку, сделать нужно то же самое еще раз», — говорит Зайцев.

Что делать, если в самолете болят уши? Готовимся к перелету правильно

Стоит позаботиться и о наличии при себе жевательной резинки — причем использовать ее можно на протяжении всего полета при необходимости.

Еще одна мера — использовать спринцовку. Ее можно купить в любой аптеке, а потом обрезать кончик так, чтобы наружный диаметр был равен сантиметру.

«Далее плотно вставляем спринцовку в ухо и нерезкими движениями нажимаем на эту грушу: нажимаем-отпускаем, нажимаем-отпускаем, чтобы массировать перепонку. И эта мера гораздо эффективнее, чем жевать», — советует врач.

Если способ со спринцовкой вас смущает, есть вариант с использованием обычной воды. Для этого надо набирать ее в рот и во время взлета и посадки проглатывать ее интенсивными маленькими глотками.

Ну и, наконец, можно запастись обезболивающими и противоотечными средствами — как в виде таблеток, так и в виде ушных капель.

Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом

Головная боль в самолете: что делать?

По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.

В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.

Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.

Виды головной боли при перелете

Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.

Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.

Читайте также:  Что делать если заклинило шею и больно поворачивать?

Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.

Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.

Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane ache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.

Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.

В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.

Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.

Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли

Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.

ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.

Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude ache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.

Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.

Когда обязательно нужен врач

Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!

Будьте здоровы!

Мария Мещерина

Фото istockphoto.com

Товары по теме: [product strict=»Парацетамол»](Парацетамол), [product strict=»Ибупрофен»](Ибупрофен), [product strict=»Кетопрофен»](Кетопрофен), [product strict=»Кофетамин»](Кофетамин), [product strict=»Суматриптан»](Суматриптан), [product strict=»Имигран»](Имигран), [product strict=»Рапимед»](Рапимед), [product strict=»Сумамигрен»](Сумамигрен), [product strict=»Амигренин»](Амигренин), [product strict=»Релпакс»](Релпакс)

Почему закладывает уши в полете и что в этом случае делать?

Некоторые люди чувствуют боль в ухе в момент приземления самолета. Боль может возникнуть уже при снижении самолета и становится весьма интенсивной в момент посадки. Как правило, неприятные ощущения проходят вскоре после посадки. Такие проблемы иногда называют аэроотитом или «самолетным ухом». Вместе с отоларинтологом GMS Clinic, Шмелевой Любовью Петровной, попробуем разобраться из-за чего это возникает, можно ли избежать этого и что делать, если проблема все-таки возникла. Из-за чего закладывает уши.

Читайте также:  Головные боли и носовое дыхание.

Почему закладывает уши в полете и что в этом случае делать?

Боль вызывает разница давления между воздухом в среднем ухе и атмосферным воздухом. Небольшое пространство в среднем ухе позади барабанной перепонки (барабанная полость) в норме заполнено воздухом. Это воздушное пространство соединено с задними отделами носа (носоглоткой) узким каналом под названием евстахиева труба.

Давление воздуха по обе стороны барабанной перепонки должно быть одинаковым. Атмосферное давление тем больше, чем ближе к земной поверхности. Во время приземления самолет опускается, а давление воздуха, соответственно, повышается. Воздух начинает давить на барабанную перепонку, что приводит ко втяжению её внутрь. Резкое втяжение может быть весьма болезненно. Чтобы противодействовать этому, давление внутри среднего уха тоже должно увеличиться. Для этого воздух должен попасть по евстахиевой трубе вверх в среднее ухо. Евстахиева труба обычно закрыта, но открывается время от времени — когда человек глотает, зевает или жует. У большинства людей обычные глотательные и жевательные движения быстро открывают евстахиеву трубу, способствуя прохождению воздуха в барабанную полость для выравнивания давления. У некоторых людей евстахиева труба не открывается так легко, и поэтому давление не может быть выравнено столь же быстро. Кроме того, евстахиева труба может быть уже, чем обычно. Частой причиной заблокированной евстахиевой трубы является воспаление при простуде, насморке, больном горле или аллергии.

Как предотвратить боль в ушах

В идеале любой человек с воспалением в ушах, простудой или респираторной инфекцией не должен летать. Тем не менее, не все могут отменить свои рабочие поездки или полеты в отпуск по этим причинам.

Следующие действия могут помочь людям, которые испытывают боль в ухе при полете:

  • Не спите, когда самолет приземляется. Попросите бортпроводника разбудить вас, когда самолет начнет снижаться. Когда вы не спите, то имеете возможность жевать или глотать — это выравнивает давление в ухе и дает возможность избежать боли и дискомфорта. Малышам тоже не разрешайте спать во время приземления. Дайте им попить или покормите их. Если ребенок кричит, не пытайтесь успокоить его — крик также способствует открытию евстахиевой трубы и выравниванию давления.
  • Рассасывайте леденцы, когда самолет начинает снижаться. Воздух поступит по евстахиевой трубе в барабанную полость, если вы глотаете, зеваете или жуете.
  • Наденьте беруши или наушники с плотными амбушюрами. Беруши часто продаются в аэропортах и во многих аптеках. Они замедляют скорость изменения давления воздуха в наружном слуховом проходе и тем самым уменьшают давление на барабанную перепонку. Следуйте инструкциям, которые прилагаются к ним. Вы можете использовать их во время всего полета, либо только во время набора и высоты и во время снижения.

Как снизить боль в ухе

Глубоко вдохните, затем попытайтесь выдохнуть осторожно с закрытым ртом и зажатым носом. Таким образом воздух не выдыхается наружу, а проходит в евстахиеву трубу. Если вы сделаете это правильно, то можете почувствовать, как воздух «выталкивается» в среднее ухо, и услышите тихий щелчок или хлопок. Повторяйте так каждый раз, когда вы чувствуете дискомфорт в ухе.

Используйте сосудосуживающие спреи, если вы летите на фоне выраженного отека в полости носа. Например, препараты, содержащие ксилометазолин или оксиметазолин. Спрей закапайте в нос примерно за час до предполагаемого времени начала посадки, повторите через тридцать минут.

Примите антигистаминный препарат перед полетом, если заложенность носа вызвана не простудой, а аллергией. Это позволит снять отек и избежать проблемы дискомфорта в ушах.

Почему закладывает уши в полете и что в этом случае делать?

Когда стоит обратиться к врачу

Если предотвратить заложенность и боль в ухе не удалось, не переживайте. Хотя боль может быть очень интенсивной, она обычно быстро проходит. Используйте болеутоляющие средства, такие как парацетамол, ибупрофен. Если у вас была простуда перед полетом, то евстахиева труба может оставаться заблокированной длительное время и после посадки. Если боль продолжает беспокоить или сохраняется снижение слуха — обратитесь к врачу. А если вы обнаружили появление крови из слухового прохода (признак разрыва барабанной перепонки), то это показание для срочного врачебного осмотра.

Быть здоровым с GMS Clinic легко!

Источник: mommys.ru

Статьи по теме

Азбука здоровья: я не буду вас лечить!

03 августа 2015

Азбука здоровья: я не буду вас лечить!

Георгий Кириллов для портала Дочки-матери

Читать статью

Другие статьи этого автора

Защита слуха

02 февраля 2017

Защита слуха

Отоларинголог GMS Clinic Любовь Шмелева рассказывает о слухе.

Читать статью

Боль в ушах в самолёте. Лечение в клинике «Эхинацея»

Боль в ухе или обоих ушах при взлете или посадке в самолете — типичный признак хронического воспаления в ухе, носоглотке или придаточных пазухах носа. Обычно эта проблема решается достаточно легко. Мы сделаем всё возможное, чтобы предотвратить появление боли в ушах во время и после перелёта в самолёте. В большинстве случаев операция не требуется и мы предлагаем консервативное лечение.

Будем рады Вам помочь!

  • Частые проблемы при перелётах
  • Причины заболеваний уха
  • Диагностика и лечение заболеваний и боли в ушах при перелётах. Лечение в клинике «Эхинацея»
Читайте также:  Болит переносица и голова

Частые проблемы с ухом (ушами) при перелётах

Основные проблемы при перелётах:

  • Болевые ощущения в ушах.
  • Головная боль и/или головокружение.
  • Снижение слуха или его временная потеря. Иногда наблюдаются проблемы с восприятием некоторого спектра частот. Выпадение восприятия ухом некоторых частот может обнаружиться при аудиометрии, но быть незаметной для человека.
  • Редкие симптомы — тошнота и рвота + потеря равновесия или чувство вращения. Этот симптом связан с близостью к пораженной области вестибулярного аппарата и возникает при вовлечении в процесс внутреннего уха;

Причины заболеваний уха

Основные проблемы, с которыми Вы можете столкнуться при перелете в самолете — это боль и «закладывание» ушей. Такое состояние возникает из-за разности между давлением в среднем ухе и внешней средой. Это давление в норме регулируется перемещением воздуха в слуховых трубах между средним ухом и носоглоткой. Если в слуховой трубе идет воспалительный процесс и отёк (он может быть незаметен) или устье слуховой трубы закрыто (например, аденоидами или отёком носоглотки), то проходимость трубы нарушается. В итоге слуховая труба перестает сбрасывать давление в среднем ухе при взлёте или наращивать его при посадке. Из-за этого возникает чрезмерное прогибание барабанной перепонки соответственно внутрь или наружу, с ее чрезмерным растяжением и болью. Аналогичные проблемы бывают у дайверов.

Заложенность носа и воспаление придаточных пазух носа во время или после полёта в самолёте. Слизистая оболочка носа и придаточных пазух носа привычна к определенному давлению и влажности воздуха. Воздух в салоне самолёта настолько сухой, что слизистая оболочка носа не всегда успевает увлажняться, а в сухую слизистую легче проникают болезнетворные микробы. Негативно сказывается и перепад давления при взлёте и посадке: способствует отёку, заложенности, а отсюда нарушение вентиляции носа и его пазух. При наличие инфекции в носоглотке микроорганизмы проникают в придаточные пазухи носа и вызывают гайморит, фронтит, сфеноидит и т.д.

Боль в ушах при перелетах при остром или хроническом воспалении околоносовых пазух — сигнал о возможном воспалительном процессе. Инфекция может проникнуть из придаточных полостей носа и носа в ухо по слуховой трубе (она соединяет среднее ухо с носоглоткой и обеспечивает адаптацию к перепадам давления). Наша основная задача — устранить воспаление, чтобы предотвратить появление боли в ушах при перелётах.

Что делать, если в самолете болят уши? Готовимся к перелету правильно Аудиометрия. Диагностика нарушений слуха

Будем рады Вам помочь!

Диагностика и лечение заболеваний и боли в ушах при перелётах. Лечение в клинике «Эхинацея»

В нашей клинике лечением боли в ушах во время перелетов занимается врач-отоларинголог. Самые актуальные исследования при возникновении боли во время перелётов:

  • Тимпанометрия — метод определения эластичности барабанной перепонки. Это достоверный метод, позволяющий определить уровень давления в ухе и функцию слуховой трубы.
  • Отоскопия — это простое и информативное визуальное исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки на предмет её сохранности и оценки травм, если они есть.
  • Эндоскопическое исследование помогает оценить, в каком состоянии находится нос, его придаточные пазухи. Исследование позволяет избежать рентгенологических методов обследования. Мы проводим эндоскопическое исследование с помощью современного тонкого эндоскопа.
  • Компьютерная томография (КТ) и МР-томография. Их мы используем в том случае, когда необходимо оценить состояние придаточных пазух носа.
  • Аудиометрия — это метод определения чувствительности к разночастотным звукам и является самостоятельным исследованием, которое позволяет определить некоторые нарушения слуха.
  • Микробиологические исследования мы используем для выявления микроорганизма, вызвавшего воспаление. Важно не только определить, какой микроорганизм вызвал воспаление, но и к каким конкретно противомикробным лекарствам он чувствителен. Это необходимо для целенаправленного лечения.

Эндоскопия полости носа и носоглотки Эндоскопия полости носа и носоглотки

Как будет построено лечение:

  • Восстанавливаем проходимость слуховых труб и, подвижность и целостность барабанной перепонки.
  • Восстанавливаем вентиляцию носа и околоносовых пазух.
  • Проводим антибактериальную терапию, направленную на элиминацию (удаление) возбудителя воспаления из организма.

Советуем своевременно обращаться к ЛОР-врачу и пролечивать острые инфекции еще до того, как они перешли в хроническую стадию т.к. при перепадах давления инфекция может попадать в околоносовые пазухи и уши. При необходимости мы проведем профилактику до перелёта. Будем рады Вам помочь!

Литература:
  1. Ковнер, «Очерки истории M.».
  2. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  3. ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
  4. https://aif.ru/health/life/chto_delat_esli_v_samolete_bolyat_ushi_gotovimsya_k_pereletu_pravilno.
  5. https://apteka.ru/blog/articles/pro-zdorov%60E/golovnaya-bol-v-samolete5f322c2307642248c30ea4ca/.
  6. https://www.gmsclinic.ru/blog/aerootit.
  7. https://ehinaceya.ru/otolaringologiya/bol-v-ushax-v-samolyote/.
  8. Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.
  9. Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
  10. Baas, «Geschichte d. Medicin».
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector