Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45-50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.
В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:
- синдром вегетативной дистонии;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
- нестабильность шейного отдела позвоночника;
- последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).
К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней). В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.
Виды головных болей
По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли. К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма). К вторичным — головные боли при инфекциях (чаще всего — инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.
Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.
По проявлениям врачи различают:
- острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
- острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
- острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
- хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология — объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
- хроническую непрогрессирующую (депрессия, головная боль напряжения, тревога и другие психологические факторы);
- смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).
Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.
Особенности цефалгии у детей
Возьмем, например, мигрень. Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном — вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).
У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6-7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10-11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери — вероятность ее у ребенка 60-70 %, если у отца — 30 %, у обоих родителей — 90-95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и… навсегда пройти с возрастом!
В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки». Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием — быстрым чтением большого объема информации. Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.
Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно — никому! Как и большинство детей, к сожалению…
Основные триггеры (провокаторы приступа)
Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:
- Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» — но никак не «до седьмого»! — хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) — наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом — все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
- Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
- Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8-10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
- Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.
Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!
Трудности диагностики
Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? — нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.
Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой. Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.
Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей. Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.
Вести ли ребенка на МРТ?
Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации — нужно сделать ее как можно скорее.
Абсолютными показаниями для МРТ служат:
- головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
- сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
- ночная головная боль с пробуждениями;
- головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
- отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
- отягощенный семейный анамнез.
Когда срочно нужно к врачу
Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:
- боль началась в возрасте младше 5 лет;
- когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
- боль локализуется в затылочной области;
- носит распирающий и внезапный характер;
- имеет выраженную интенсивность.
Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.
Средства скорой помощи
Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30-40 минут отдыха (для мигрени — 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает. Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках. Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.
Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно — содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!
Валентина Саратовская
Фото thinkstockphotos.com
Товары по теме: [product](ибупрофен), [product](нурофен), [product](парацетамол)
Сильная головная боль у ребенка 5 лет
анонимно, Мужчина, 5 лет
Ребенок 5 лет. В настоящее время испытывает сильные головные боли, на пике головных болей рвота. Началось все с повышения температуры до 38С, покраснение горла. температура держаласть два дня. Через 4 дня горло прошло, но температура вновь повысилась до 37.8. На утро начались сопли. Начали давать аугментин, который, вероятно, спровоцировал понос (ранее тоже замечали такую реакцию на него). Пожаловался однократно на боль в голове. Общее состояние нормальное. Поехали за 200км к бабушке. в дороге однократно пожаловался, что закружилась голова. Продолжали принимать Аугментин (суммарно 3 дня), затем перешли на супракс. Применяли 1 день. Стул нормализовался. На следующий день ребенку стало значительно хуже: сильная слабость, сильная головная боль, рвота. Вызвали скорою. В приемном отделении ребенка вырвало еще два раза, силы кончились (спал на руках, практически не реагировал на антибиотики). Был осмотрен врачами: инфекционистом, лором, педиатром. Положили в инфекционное отделение. Поставили капельницу, начали колоть антибиотики. На следующий день общее состояние немного улучшилось, но голова сильно болела в лобовой части, вырвало два раза за день, сильная слабость осталась (спал практически весь день, будили только на уколы). На второй и третий день пребывания в больнице были проведены анализы крови, мочи кала. Назначили аспаркам с диакарбом по 1/2 раз в день. Состояние немного улучшилось, рвоты не отмечалось, головные боли периодические, по реакции ребенка не очень сильные (при сильных болях сильно сильно зарывал глаза) Панически стал бояться уколов, очень сильная истерика, перестал подпускать врачей. Может быть связано с тем, что делали иногда в полусонном состоянии. Боясь за психическое состояние ребенка, антибиотики отменили. На этот момент были известна результаты анализов, — сказали норма, минингиальные признаки отсутствовали. На четвертый день по прежнему терпимые головные боли в лобной части, сильная сонливость. По нашему настоянию были проведены дополнительные обследования по линии неврологии. Ребенка обследовали в спящем состоянии. Может быть с этим связаны некоторые отклонения. Чтобы не гадать сделали анализ ЛП, сказали норма. На пятый день состояние улучшилось, стал понемногу есть, на головную боль пожаловался только утром. На шестой день ребенка выписали. Пробыл дома один день: очень раздражительный, на всех кричит (сел собирать конструктор, что не получилось кричит, бросается), ночью страхи, как будто что-то мерещилось. Встал рано, часов в 6. На утро состояние стабилизоровалось, стал поспокойнее. В обед (во время еды) опять приступ головной боли, рвота. После рвоты состояние улучшилось. Спустя 3 часа было принято решение ехать на место основного проживания (г. Раменское). Дорогу перенес плохо, болела голова, рвало 2 раза. После рвоты отмечалось временное облегчение состояния. Дома состояние сначала немного улучшилось — опять стал играть, но потом быстро устал и опять стал жаловаться на боль в голове. Дали Панадол — немного полегчало, лег спать. Проспал ночь хорошо, встал в 9ч. Аппетит плохой, съел 10 ложек бульона. Пошли на консультацию к неврологу и инфекционисту по месту жительства, результат тот же, что и при выписке — интоксикация после вирусной инфекции. На обратном пути опять сильная головная боль, рвота. Дома немножко стало легче, съел несколько ложек рисовой каши, банан, уснул. Выписку из инфекционного отделения прилагаю. Что делать дальше не знаем, — ребенок по- прежнему страдает от сильных головных болей в области лба. Прошу ваших рекомендаций по дальнейшему лечению. Знаю, что оптимально опять ложиться на обследование, делать МТР. Но учитывая психическое состояние ребенка (только начал успокаиваться), не знаю что делать. Надеюсь что прием аспаркама с диакарбом, назначенный нервопатологом по месту пребывания немного стабилизирует состояние и даст отдышку. В случае, если через пару дней состояние улучшиться пойдем делать МТР. Чего еще посоветуете? Заранее спасибо.
Доктор Комаровский: Дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма, это закон жизни
Наш гость: кандидат медицинских наук, детский врач, врач высшей категории, телеведущий и автор книг о здоровье детей.
Опубликовано: 26 сентября 2016 г.
В специальной медицинской литературе нередко встречается аббревиатура ЧБД. Стандартная расшифровка — часто болеющие дети. Иногда употребляется выражение «часто и длительно болеющие дети».
Созревание иммунной системы
В поликлиниках часто болеющие дети находятся на особом диспансерном учете. Но посмотрим на ситуацию объективно: стоит ли беспокоиться или эта статистика условна? Взрослые ведут менее здоровый образ жизни, чем их дети, но болеют ОРЗ намного реже. Хотя каждому из нас мамы рассказывали, что в детстве мы болели по 10 раз в год, а потом реже и реже. Это закон жизни: дети болеют ОРЗ чаще взрослых — это норма.
Ребенок рождается с незрелой иммунной системой, нужно время на ее формирование. Малышей окружает много людей, каждый из которых — носитель огромного количества вирусов и бактерий. Ребенку предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет. Но природа сделала все, чтобы частые детские болезни были не опасными. Организм детей легко справляется с ОРЗ. И каждая встреча с вирусом — это тренировка, формирование, совершенствование иммунитета. Чем все это закончится? Часто болеющий ребенок станет взрослым и здоровым родителем.
Терпеть или лечить?
Сколько бы я ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно, удается это не всем. Иной раз мама буквально не может посчитать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ — они просто не заканчиваются. Но родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета, так называемые первичные иммунодефициты — это большая редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит — это состояние смертельно опасное и не имеет отношения к двухмесячному насморку. С другой стороны, частые ОРЗ могут быть следствием вторичного иммунодефицита — то есть ребенок родился здоровым, но какие-то внешние факторы мешают нормальному развитию его иммунитета.
Главный вывод: если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. Есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка со средой или попробовать изменить окружающую среду, чтобы она ребенка устраивала.
Окружающая среда
Формирование и функционирование системы иммунитета ребенка обусловлено его образом жизни. Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками не решить эту проблему. Устраняйте конфликт с окружающей средой, изменяйте образ жизни.
Жилье. Организовать ребенку детскую комнату, где нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке и регулярному проветриванию. Ночная температура - 18°С, влажность — 50-70%. Мягкие игрушки — накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов.
Питание. Никогда не заставлять ребенка есть. Идеально кормить тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать перекусы, не злоупотреблять заморскими продуктами, слишком не разнообразить питание. В качестве сладостей — сухофрукты, а не шоколадки.
Питье. По желанию — минеральная вода, компоты, морсы, фруктовый чай. Температура напитков — комнатная.
Одежда. Достаточный минимум, поскольку потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть больше предметов одежды, чем на родителях.
Прогулки. Ежедневные, активные, желательно перед ночным сном.
Спорт. Идеальны занятия на свежем воздухе, а не в замкнутом пространстве. Плавание в бассейне нецелесообразно для ЧБД.
Летом. Ребенок должен отдохнуть от контактов с людьми, от городского воздуха, хлорированной воды и бытовой химии. Отдых «на морях» не имеет к оздоровлению отношения, так как большинство вредных факторов сохраняется, плюс общественное питание и худшие жилищные условия. Идеальный отдых для ЧБД: деревня, надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка, сам в трусах и босиком. Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду и дышит свежим воздухом, за 3-4 недели восстанавливает иммунитет.
Профилактика ОРЗ. Частые болезни вызывает не холод, а вирусы. Надо избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.
Лечение ОРВИ
Лечить ОРВИ — это не значит давать лекарства, а значит создать условия, чтобы организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями справился с вирусом. Нужно обеспечить оптимальные температуру и влажность воздуха, тепло одеть, не перекармливать, активно поить. Солевые капли в нос и жаропонижающее лекарство при необходимости — этого достаточно. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии.
Действия после выздоровления
Важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Ребенок на следующий день после улучшения состояния идет в коллектив, где встречается с новым вирусом, и новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей и потребует применения лекарств.
Когда стало лучше, надо еще неделю прожить нормальной жизнью — прогулки, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек. Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести.
Не бывает несадиковских детей
Когда произносится фраза «до трех лет не болел», значит, имеем абсолютно нормального ребенка. Пошли в садик, изменилась окружающая среда — начались болезни. Надо признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Постоянные болезни — значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду.
Даже очень частые ОРЗ при правильном лечении не отражаются на здоровье ребенка. Но если каждый чих — повод для назначения десятка сиропов, таблеток и антибиотиков, повод для тщательного обследования и консультаций десятка специалистов, такие ОРЗ — однозначное и очевидное зло. Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом — так пусть болеет, пусть ходит в детский сад.
Опубликовано: 26 сентября 2016 г.
- А.В. Ланцова, Е.В. Санарова, Н.А. Оборотова и др. Разработка технологии получения инъекционной лекарственной формы на основе отечественной субстанции производной индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. Т. 13. № 3. С. 25-32.
- Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
- Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
- https://apteka.ru/blog/articles/pro-zdorov%60E/golovnaya-bol-u-rebenka5f322c1007642248c30e348e/.
- https://health.mail.ru/consultation/2406370/.
- https://zdr.ru/articles/deti_boleyut_orz_chashe_vzroslykh_eto_norma_eto_zakon_jizni.
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.