Мальцева Марина Арнольдовна
Заведующий консультативным отделением — врач-невролог, специалист в области экстрапирамидных патологий, врач высшей категории
Шабунина Екатерина Михайловна
Врач-невролог, 2 категория
Головная боль у ребенка — это не редкость. Подобные симптомы могут проявляться у пациентов любого возраста, в том числе у новорожденных. Основная задача родителей — вовремя распознать первые признаки и обратиться за медицинской помощью, поскольку болезненность может возникать по разным причинам. Врачи Клинического института мозга проведут полное обследование и назначат максимально эффективную схему терапии, с учетом всех особенностей детского организма. Попытки подобрать лечение самостоятельно могут приводить к опасным последствиям, поэтому здоровье ребенка стоит доверить профильным специалистам.
1. Как распознать головную боль у ребенка?
2. Причины головной боли у детей
2.1 Головная боль у новорожденного
2.2 Бытовые причины
2.3 Нарушения показателей давления
2.4 Мигрени у детей
2.5 Сосудистые патологии
2.6 Психогенные головные боли у ребенка
2.7 Заболевания позвоночника
2.8 Другие причины
3. Методы диагностики и лечения
Как распознать головную боль у ребенка?
Диагностика головной боли у ребенка младшего возраста и у новорожденных проводится профильным специалистом. В домашних условиях определить ее сложно, поскольку дети еще не могут точно описать, что их беспокоит. Существуют косвенные признаки, которые позволят родителям понять, что у ребенка болит голова, но они практически не отличаются от боли любой другой локализации. К ним относятся:
- беспокойство, нарушения сна, частый плач;
- отказ от еды, потеря в весе;
- некоторые дети постоянно дотрагиваются руками к голове, могут тянуть себя за волосы и вырывать их, что сопровождается повышенной возбудимостью.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста уже могут пожаловаться на головную боль и указать, в каком участке ощущается дискомфорт. У пациентов данной возрастной категории хронические боли возникают не более, чем в 3-8% случаев, а у подростков этот показатель может достигать 50 и даже 80%.
Причины головной боли у детей
Головная боль может проявляться в любом возрасте. Острая или хроническая, она может возникать в определенном участке либо распространяться на всю поверхность головы. Ее точная локализация, а также время возникновения и условия, при которых она обостряется, имеют важное диагностическое значение. Один из первых критериев — расположение головной боли, в зависимости от этого можно предварительно предполагать, что стало ее причиной.
- Боли в затылочной части головы часто возникают из-за напряжения в течение дня. Также их причиной могут становиться патологии в области шейного отдела позвоночника и различные нарушения осанки.
- Дискомфорт в височной доле — часто указывает на вегетативные нарушения. Еще одна причина болей в висках — заболевания сосудистой системы.
- Боль в области лба — одно из проявлений гипертонии. Также она диагностируется при повышенном внутричерепном или внутриглазном давлении.
- Односторонняя боль, которая полностью охватывает половину головы — признак мигрени. Она острая и возникает внезапно, вне зависимости от времени суток и других факторов.
Врачи Клинического Института Мозга специализируются на диагностике и лечении детей любого возраста, в том числе новорожденных, у которых наблюдаются признаки головной боли. Методики подбираются индивидуально, с учетом особенностей каждого пациента.
Головная боль у новорожденного
Головные боли могут быть причиной родовой травмы или нарушениями развития плода непосредственно перед родами. Они возникают при недостаточном поступлении кислорода в головной мозг новорожденного, из-за чего наблюдается повреждение отдельных клеток и крупных нервных структур. Даже если развитие плода происходит нормально в течение всей беременности, во время родов и в первые несколько месяцев жизни могут наблюдаться следующие нарушения:
- обвитие пуповиной — частое осложнение;
- инфекционные заболевания матери, перенесенные во время беременности;
- травмы и смещения позвонков в шейном отделе;
- врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы.
Одна из опасных причин головной боли у новорожденных — это гидроцефалия, или водянка головного мозга. Болезнь представляет собой нарушение циркуляции ликвора (спинномозговой жидкости) и приводит к повышению внутричерепного давления, а также постоянному сдавливанию тканей центральной нервной системы.
Бытовые причины
Голова может болеть и у здорового ребенка. Постоянная усталость, высокие нагрузки в школе и на дополнительных занятиях, стрессы и неправильный образ жизни — это частые причины хронической головной боли. Несмотря на то, что головной мозг ребенка способен усваивать и обрабатывать огромное количество информации, процесс обучения должен проходить в комфортном темпе. Для того, чтоб исключить наиболее простые факторы, которые могут вызывать головную боль, следует придерживаться основных правил:
- поддерживать режим сна, предоставлять ребенку свободное время для игр;
- проводить время на свежем воздухе;
- обеспечить регулярное здоровое питание с необходимым запасом витаминов, в том числе в холодное время года;
- минимизировать времяпровождение за монитором.
Головная боль напряжения — одна из наиболее распространенных ее разновидностей. Она возникает не только у взрослых, но и у детей в любом возрасте. Наиболее часто подвержены первоклассники (во время адаптации к новому графику), а также подростки 13-15 лет. Ее причинами становятся нервное напряжение, а также длительное пребывание в малоподвижном положении. Сидячий образ жизни и недостаток физических нагрузок также могут спровоцировать постоянный дискомфорт.
Нарушения показателей давления
Хроническая, давящая боль, которая часто возникает в передней части головы, часто свидетельствует о нарушении различных видов давления. Эти показатели отражают сопротивление всех видов жидкостей, которые присутствуют в организме человека, в том числе крови, спинномозгового ликвора, водянистой влаги глаз. Если их баланс нарушается, это приводит к постоянному дискомфорту и сдавливанию окружающих тканей.
При выявлении признаков головной боли проводится обследование с определением следующих показателей:
- артериальное давление;
- внутричерепное давление;
- внутриглазное давление.
Гипертония — повышение артериального давления. Если показатели изменяются незначительно, это редко приводит к острой головной боли и другим клиническим проявлениям. Однако, от 13 до 15% случаев болей в области головы являются следствием гипертонического криза, который может возникать в том числе у детей. Постоянное наполнение артерий кровью приводит к нарушению механизмов регуляции мозгового кровообращения. У пациента развивается гиперемия (усиленное кровенаполнение) головного мозга, в результате чего возникают головная боль, тошнота, ухудшение остроты зрения и даже потери сознания. Приступы обычно завершаются в течение суток, но они опасны сдавливанием нервных тканей и снижением поступления к ним кислорода.
Повышенное внутричерепное давление диагностируется у большей части населения, в том числе у детей любого возраста. Этот показатель представлен сопротивлением нескольких веществ: крови мозговых артерий, ликвора желудочков и собственно тканей головного мозга. Измерить его в домашних условиях невозможно, а точные данные получают только при строгой необходимости, с помощью инвазивной процедуры определения скорости тока спинномозговой жидкости. Стоит понимать, что незначительные колебания внутричерепного давления не представляют опасности.
Глазная гипертензия у детей может быть следствием врожденных или приобретенных заболеваний зрительного аппарата, а также травм или неправильного подбора очков и линз. Боль возникает непосредственно в глазах, а затем распространяется по ходу тройничного нерва, на височную и лобную области. Также проявляются другие симптомы: слезотечение, снижение остроты зрения, которые особенно заметны при ярком освещении. При подозрении на глазную гипертензию у ребенка следует обратиться к офтальмологу.
Мигрени у детей
Мигрень — это острая головная боль, которая особенно часто возникает у подростков. Установить ее причины сложно, а лечение заключается в своевременном использовании системных анальгетиков. Она возникает в форме приступа и может усиливаться в любое время суток. Определить ее можно по основным признакам:
- резкая головная боль, чаще односторонняя, но может распространяться на всю голову или на отдельные участки;
- длительность приступа от 5-30 минут до нескольких часов;
- головокружение, побледнение кожи;
- в некоторых случаях — тошнота и слезотечение.
Приступы мигрени сложно отличить от других проявлений головной боли. Если они возникают часто и длятся более 60 минут, следует обратиться за медицинской помощью. Мигрень может начинаться в подростковом возрасте и часто прекращается со временем. Единственный способ борьбы с ухудшением самочувствия во время приступов — это прием обезболивающих препаратов. Выбрать подходящее средство, максимально эффективное и одновременно безопасное для ребенка, сможет только врач.
Сосудистые патологии
Заболевания сердца и сосудов у детей младшего возраста часто имеют врожденный характер. У подростков они уже могут быть связаны с неправильным образом жизни и питания, дефицитом физическом активности и избыточным весом. При диагностике головной боли в Клиническом институте мозга обязательно проводятся исследования дл исключения следующих патологий:
- пороки сердца, различные виды аритмии, сердечная недостаточность;
- аномалии развития сосудов, которые участвуют в кровообращении в головном мозге;
- ишемия (недостаточное кровоснабжение) головного мозга;
- аневризмы и другие нарушения строения сосудов;
- мозговые кровоизлияния.
В нашей клинике есть все условия для полноценной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе у новорожденных и детей младшего дошкольного возраста. Следует понимать, что таким пациентам показан ряд ограничений в повседневной жизни, которые позволят болезням не прогрессировать, поэтому их важно обнаружить на ранней стадии.
Психогенные головные боли у ребенка
Психогенные головные боли чаще встречаются у детей старше 8-10 лет, но могут возникать и в более раннем возрасте. Они связаны с эмоциональным напряжением, конфликтной обстановкой в семье либо коллективе, психологическим давлением и любыми другими стрессовыми ситуациями, часто в сочетании с недостаточной физической активностью. Дети жалуются на давящую головную боль и дискомфорт, в некоторых случаях — тошноту или нарушения зрения. Приступы могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, выделяют также хроническую психогенную головную боль. Они менее интенсивные, чем мигрень, но могут продолжаться сутками. Наблюдается четкая взаимосвязь между головной болью и обострением стрессовой ситуации, которая ее провоцирует.
Заболевания позвоночника
Шейный отдел позвоночника — подвижная и одновременно уязвимая структура. Здесь проходят артерии, которые несут в головной мозг кровь, насыщенную кислородом и питательными веществами. Они частично защищены костными фрагментами позвонков, и ток крови возможен только при условии сохранения их целостности и правильного расположения. При нарушении одного из этих условий сосуды сдавливаются, и ток крови замедляется, что приводит к острой или хронической ишемии. Боль, которая возникает в затылочной части и может распространяться на всю поверхность головы, может быть спровоцирована одним из следующих изменений:
- остеохондроз — истончение и снижение эластичности межпозвоночных дисков (болезнь связывают с пожилым возрастом, но на практике она диагностируется в том числе у детей и подростков);
- искривление шейного отдела позвоночника;
- протрузии межпозвоночных дисков — нарушение их расположения, начальная стадия грыжи;
- нарушения осанки, длительное нахождение в неестественном положении без движения;
- воспаление или спазмы мышц шейного отдела.
Диагностика шейного отдела позвоночника входит в обязательную схему обследования при головной боли. Также в Клиническом институте мозга есть возможность проанализировать уровень кровообращения в сосудах, которые проходят на этом уровне.
Другие причины
Важно определить причину головной боли у ребенка, поскольку от этого будет зависеть назначенная схема лечения. В домашних условиях сделать это невозможно, но врачи нашей клиники всегда готовы провести полную информативную консультацию для родителей. Болезненные ощущения не всегда являются показателем серьезных нарушений и периодически возникают и у здоровых детей. Их причинами могут становиться:
- неправильный подбор очков или линз;
- недостаточное освещение во время чтения или выполнения домашних заданий;
- несоблюдение рекомендуемого расстояния от глаз до книги либо монитора;
- нарушения сна;
- вегетативная дисфункция — синдром, который может проявляться во время интенсивного роста ребенка.
Постоянные головные боли также могут указывать и на опасные проблемы, которые требуют немедленного лечения. Опухоли и гематомы в тканях головного мозга, повреждение сосудов, травмы либо инфекционные заболевания (менингит) — эти состояния диагностируются редко, но также учитываются во время обследования.
Методы диагностики и лечения
Диагностика головных болей у ребенка в Клиническом институте мозга — это современное оборудование и команда профильных специалистов. При появлении первых симптомов стоит обратиться к педиатру, а далее может понадобиться консультация офтальмолога, невролога, хирурга, отоларинголога. Для постановки точного диагноза проводится ряд обследований:
- ультразвуковая диагностика сосудов головного мозга;
- рентгенография шейного отдела позвоночника;
- МРТ головы — один из наиболее информативных методов;
- электроэнцефалография — оценка работы различных нервных структур.
Лечение подбирается индивидуально. В большинстве случаев головная боль проходит с возрастом, но у некоторых пациентов она сохраняется в течение всей жизни. В домашних условиях следует предоставить ребенку полноценный отдых и необходимый уровень физической активности, минимизировать провождение времени за монитором, обеспечить полноценное питание. Медикаментозное лечение включает прием анальгетиков (обезболивающих препаратов), спазмолитиков, витаминов и средств для коррекции мозгового кровообращения. В нашей клинике можно получить более подробные рекомендации по лечению головной боли у детей разного возраста, в зависимости от результатов обследования.
Клинический институт мозга
Рейтинг: 4/5 — 3 голосов
Программы:
Другие статьи по теме:
Чувствуют, но не могут сказать: проблема боли у новорожденных
Вплоть до начала 90-х годов ХХ века считалось, что новорожденные не чувствуют боли, и потому множество болезненных процедур проводили без анестезии. Отголоски этого заблуждения до сих пор есть как в традициях обрезания младенцев, так и, к сожалению, в медицине. Даже специалисты считали, что младенцы из-за незрелости нервной системы боль не ощущают, а если ощущают, то не запоминают, и последствий не будет. А анальгетики связывались с повышенным риском осложнений.
Все изменилось, когда в 90-х опубликовали масштабное исследование К. Ананда из США. С тех пор проблемы контроля боли и обезболивания привлекли внимание ученых и медиков. И, разумеется, волнуют родителей.
Новорожденный и боль: когда ребенок способен ее ощутить?
Ребенок способен воспринимать боль еще на стадии эмбриона: система восприятия формируется на 9 неделе вынашивания и заканчивает формирование к 23-ей. Таким образом даже при преждевременном появлении на свет анатомическое и функциональное состояние ноцицептивной системы позволяет воспринимать боль всем детям, включая глубоко недоношенных.
Более того, младенческий возраст характеризуется такими свойствами неонатальной системы, как низкий болевой порог, повышенная длительность реакций, широта рецепторных областей и незрелость нисходящего контроля. А это означает, что младенцы намного сильнее, обширнее и дольше чувствуют болевое воздействие.
Новорожденный ребенок сильнее чувствует боль, и это доказанный факт. А вот влияет ли это ощущение на него по окончании боли? Помнят ли дети боль?
Сознательное запоминание и воспроизведение воспоминаний о боли в раннем возрасте, конечно, недоступно. В том смысле, как помнят события взрослые, ребенок боль не воспринимает. Но это не означает, что она на него не действует даже в отдаленном будущем.
Исследования доказывают, что многократное ощущение боли младенцем вызывает как ближайшие, так и отдаленные негативные эффекты.
Причина — в чрезмерном отклике центральной нервной системы, который меняет и вызывает повреждения нормального развития синапсов, что способствует структурным и функциональным изменениям в тканях и работе головного мозга.
В исследовании изучали длительные последствия у малышей, долго пребывавших в отделениях интенсивной терапии. Среди нейроповеденческих изменений были отмечены нарушения нервно-психического развития, социальных аспектов, задержку формирования функции и длительности внимания, нарушения способностей к обучению.
Сильная или многократная боль у грудных детей способна вызвать внутрижелудочковые кровоизлияния, ишемию тканей головного мозга, перивентрикулярную лейкомаляцию. Она увеличивает вероятность септических инфекций, нарушений свертываемости крови, метаболического ацидоза. В итоге среди этой группы детей было выявлено повышенное количество летальных исходов в неонатальном периоде, не связанных с первичными последствиями патологии.
Как понять, что младенцу больно?
Понять, как часто возникает боль и какого она характера, непросто. Диагностируют болевой синдром у младенцев только косвенно, по таким показателям, как частотность патологий, сопровождающихся болевым синдромом, количество болезненных процедур, анализ состава препаратов и методов обезболивания, а также по мнению родных ребенка и медперсонала, который вовлечен в лечение.
Боль возникает при соматических и хирургических патологиях, при различных манипуляциях (уколах, пункции, катетеризации, респираторной терапии, включая искусственную вентиляцию легких), при оперативном вмешательстве и восстановительном периоде.
Однако болевые ощущения у детей могут появляться также при некомфортной позе, продолжительном статичном положении, замене повязок, пластыря, в процессе промывания катетера.
Если боль долгая и/или повторяющаяся, активируется механизм роста восприимчивости к повторному раздражению, и выраженный дискомфорт могут вызывать даже обычные уходовые процедуры — переодевание, взвешивание, кормление, измерение температуры тела и т. д.
Исследования в клиниках Европы и США выявили, что новорожденный в отделении интенсивной терапии ежедневно переносит от 6 до 16 агрессивных процедур и до 372 болезненных манипуляций. А некоторые дети — более 750. При этом частота применения обезболивающих крайне низка: 0,8-32%. Без анестезии проводились и до сих пор проводятся не только процедуры, но и операции — от обрезания крайней плоти и иссечения абсцесса до пластики брюшной стенки.
Устройства, которые помогли бы определить наличие боли, отсутствуют даже для взрослых: в более старшем возрасте можно анализировать жалобы пациентов. На данный момент разработано около 40 методик выявления боли у новорожденных, но «золотой стандарт» диагностики не выработан.
Еще Чарльз Дарвин в 1872 году дал точное описание признаков боли и дискомфорта у младенцев: «…пронзительно и долго кричат, их веки плотно сжаты, так что вокруг глаз и на лбу образуются морщинки. Рот широко открывается, губы вытягиваются особым образом, так что рот становится квадратным».
Однако проблема в том, что больной ребенок не всегда способен хоть как-то реагировать. В ближайших перспективах диагностики — технология биспектрального индекса, отслеживание динамики внутричерепного давления, церебрального кровотока, кожной проводимости и так далее.
Сегодня же специалисты настаивают: нельзя ждать, когда появятся методики для определения «больно или нет», надо действовать на опережение: контролировать и предупреждать дискомфорт, то есть использовать неинвазивные методики измерения, катетеры продолжительного использования, механические скарификаторы и иные устройства пониженной травматизации, вместо укола в пятку выбирать пункцию вены и т. п. От медицинского персонала требуется обосновывать назначенные болезненные манипуляции и привлекать к их проведению высококвалифицированных специалистов.
Сопутствующие методы предотвращения боли
Фармакологические методы анальгезии, подбор препарата, выбор дозы и времени воздействия даже локальных аппликаторов с обезболивающим — вопрос врача. Но медицинский персонал и сами родители могут использовать и иные способы профилактики боли.
К ним относят пеленание, ношение ребенка на себе (метод «кенгуру»), контакт с матерью как комплексное обонятельное и мультичувствительное воздействие. Такие способы способствуют активизации воротного механизма, контролирующего боль, а также стимулируют высвобождение эндорфина, обладающего свойством анальгетика.
Еще один наиболее изученный, эффективный и доступный метод нелекарственного обезболивания — раствор сахарозы/глюкозы за 2 минуты до манипуляции перорально (каплями в рот через шприц без иглы или с соски). Нанесение на соску-пустышку предпочтительно из-за доминирующего положительного раздражителя акта сосания. А сладкий вкус помогает высвобождению опиоидов. Этот же метод работает и с детьми намного старше.
В комбинации лекарственных и немедикаментозных способов эффект обезболивания усиливается. Специалисты также советуют объединять и проводить болезненные манипуляции до положительного события, например, до кормления, перед контактом с матерью.
О том, что новорожденным больно, и эта боль может сильно повлиять на настоящее и будущее здоровье ребенка, надо знать и родителям, и медицинскому персоналу, и добиваться наиболее гуманных способов терапии малыша. Он не обязан терпеть только потому, что не может рассказать о боли.
Право ребенка любого возраста на получение эффективного и безопасного обезболивания и лечения закреплено Федеральным законом РФ 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/g/golovnaya-bol-u-detej.html.
- https://MedAboutMe.ru/articles/chuvstvuyut_no_ne_mogut_skazat_problema_boli_u_novorozhdennykh/.
- Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
- Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).