Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Автор: Реклама INFPOL.RU
Почему болит голова у школьника: 10 причин, о которых должны знать родители
Узнайте, по какой причине школьник может жаловаться на головную боль и в каких случаях нужно немедленно обращаться к врачу.
Школьники могут часто жаловаться на головную боль: кто-то, конечно, симулирует ее, чтобы пропустить самостоятельную работу по физике, а кто-то говорит серьезно и мучается на уроках. Родители в свою очередь тоже могут реагировать на эти жалобы по-разному. «Голова у тебя болит, потому что на свежем воздухе не бываешь! Марш гулять, само все пройдет!», — скажут одни. «А если это какое-то серьезное заболевание? — подумают другие. — Нужно немедленно показать ребенка врачу!»
Марина Вершинина, эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, помогла «Летидору» разобраться в причинах появления головной боли у детей школьного возраста, а также назвала симптомы, при которых нужно срочно обращаться за медицинской помощью.
При появлении головных болей у ребенка родителям стоит придерживаться золотой середины: не игнорировать жалобы малыша, но и не паниковать без особой на то причины.
Головные боли у детей случаются достаточно часто. Если среди дошкольников на боль и неприятные ощущения в области головы жалуются 3-8% малышей, то в подростковом возрасте периодическое возникновение головных болей отмечает большинство детей (по данным разных исследований 57-82%).
К счастью, почти во всех случаях прогноз благоприятный и при правильно подобранном режиме дня, сбалансированном питании, после оптимизации учебных нагрузок, назначении лекарств (при необходимости) удается достичь значительного улучшения.
Если головная боль — симптом другого заболевания
Прежде всего, разберем те ситуации, которые требуют обязательного обращения за медицинской помощью. Головная боль часто является симптомом какого-либо заболевания.
При инфекционных заболеваниях(например, при гриппе, ОРВИ) головная боль может возникнуть на фоне общего недомогания, повышения температуры тела, интоксикации.
При острых отитах и синуситах(гайморитах, фронтитах) головная боль может быть довольно интенсивной, часто она усиливается при физическом напряжении, а также когда ребенок кашляет, чихает, наклоняет и поворачивает голову.
При менингитеголовная боль может появиться внезапно, на фоне рвоты «фонтаном», резкого подъема температуры.
Головная боль может быть признаком повышения внутричерепного давления(из-за нарушения венозного оттока или формирования объемного новообразования). В этих случаях головная боль возникает утром, после ночного сна, может сопровождаться тошнотой, усиливаться при кашле, подъеме по лестнице. Такого рода боли, связанные с внутричерепной гипертензией, могут ослабевать в течение дня.
Кроме того, головная боль может появиться после травмы. Иногда ребенок не придает значения тому, что упал, ударился головой, поэтому при сильной головной боли родителям стоит уточнить этот момент. И если травма была, то обратиться к врачу.
Также у детей могут возникать эпизоды головной боли, которые не связаны с какими-либо заболеваниями. Это первичная головная боль, к разновидностям которой относят мигрень и головную боль напряжения.
Мигрень- это периодически повторяющиеся приступы интенсивной, пульсирующей головной боли, локализованной преимущественно в одной половине головы.
Приступы мигрени могут продолжаться от трех часов до трех дней.
У ребенка может появиться тошнота, рвота, непереносимость яркого света и громких звуков. При этом боль при мигрени может усиливаться после физической нагрузки.
Мигрень, как правило, передается по наследству. Очень важным при лечении мигрени является не только облегчение боли, но и предупреждение возникновения мигренозных приступов. Подобрать эффективное лечение мигрени бывает совсем непросто, обязательно необходимо обратиться к врачу-неврологу.
Но гораздо чаще у детей возникают головные боли напряжения.Чем же они вызваны?
В первую очередь, чрезмерным напряжением шейных мышц. Например, головная боль может появиться после урока физкультуры, если не очень тренированный ребенок слишком интенсивно двигался, бегал, прыгал.
Или, напротив, из-за того, что ребенок много времени проводит почти в неподвижном состоянии — сперва на уроках в школе, затем на дополнительных занятиях, а вечером за выполнением домашних заданий, опять сидя за столом. В результате происходит напряжение мышц, отток венозной крови от головы нарушается, что и приводит к болезненным ощущениям.
Кстати, стресс, чрезмерные волнения также могут вызывать мышечный спазм и как следствие головную боль.
Еще одна причина — проблемы со зрением. Обратите внимание: не щурится ли ваш ребенок, когда что-то разглядывает. Спросите его, хорошо ли он видит написанное на доске. Постоянное напряжение глаз может также приводить к головной боли.
Когда нужно срочно обратиться за медицинской помощью
Итак, ребенка необходимо безотлагательно показать врачу (педиатру, неврологу), если головная боль:
интенсивно нарастает с каждым днем;
возникает в утренние часы;
сопровождается рвотой и тошнотой;
нарастает параллельно с подъемом температуры;
становится более интенсивной при изменении положения головы и тела;
постоянная, длительная, не снимаемая лекарственными препаратами.
Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!
Болит голова от уроков
Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.
Причины головной боли у детей
Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода
При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.
Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.
Вегетососудистая дистония
Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.
Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».
Последствия травм и ранений черепа и головного мозга
Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.
Опухоль головного мозга
Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.
Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?
У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.
- Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
- Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
- Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
- Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.
У ребенка болит голова: как избавить его от мучений
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 13 января, 2021
Обновлено: 25 марта, 2021
Головная боль — распространенная проблема не только среди взрослых, но и у детей [1]. Неприятные ощущения способны возникать с самого юного возраста, с момента рождения. Как у взрослых, бывают сигналами о наличии серьезного заболевания, негативном влиянии других факторов на здоровье малыша. Могут возникать и вследствие недостаточной адаптации маленького организма к окружающей среде, без опасной патологии.
Ребенок начинает жаловаться на то, что болит голова, примерно с 3-4 лет, когда речь и осознание себя сформировалась достаточно, чтобы суметь описать свои ощущения. По статистике, школьники испытывают подобные проблемы чаще малышей. Связывают это с повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой на не привыкший к ней головной мозг.
Причины сильной головной боли у ребенка
Как и у взрослых, у деток и подростков, неприятные ощущения в области головы способно причинять множество факторов. В зависимости от вида триггера, приступы традиционно разделяют на первичные и вторичные.
Первые — реакция на какое-либо одномоментное воздействие, справиться с которым можно в домашних условиях. Например, после переживаний из-за оценки в школе или после стресса.
Вторичная цефалгия — один из симптомов болезни, требующей лечения в клинике. Отличается длительностью, регулярностью приступов без видимых к тому причин.
Первичный тип
Ребенок часто жалуется на головную боль, возникающую вследствие таких факторов:
- Длительное пребывание в непроветриваемом, душном помещении. Неприятности приносит сон в непроветриваемой спальне или подвижные игры в комнате без притока свежего воздуха.
- Эмоциональное перенапряжение, стресс. При этом головную боль вызывают как отрицательные, так и положительные переживания, испытанные малышом.
- Умственное перенапряжение. Как правило, встречается у школьников младших классов, только привыкающих к учебной нагрузке [2].
- Болевой синдром характерно возникает при сильной загруженности умственной деятельностью в течение дня и недостатке отдыха в ночное время, на фоне плохого сна.
- Головная боль напряжения. Приступы цефалгии появляются после физических нагрузок.
- Нарушенный сон. Когда мало времени для полноценного отдыха, неудобные подушка и матрас, не проветриваемая спальня и т.д., приводят к вялости и плохому самочувствию.
- Интоксикация, например — красителями и ароматизаторами в сладостях, напитках. Порой, неприятные ощущения в области лба, одновременно с тошнотой и головокружением возникают из-за отравления, в том числе и при вдыхании некоторых сильных запахов.
- Побочный эффект от приема лекарственных средств, например, при лечении ОРЗ и простуды, кашля. О появлении болевого синдрома после приема препарата, нужно сообщить лечащему врачу и произвести замену лекарства.
С первичными болями, родители и близкие ребенка, как правило, справляются самостоятельно. Для этого достаточно устранить тревожащий фактор: проветрить спальню, пересмотреть режим учебы и отдыха.
Первичную боль в голове снимаем обезболивающими препаратами в возрастных дозах. Если сомневаетесь, прежде чем давать лекарство, созвонитесь с врачом.
Вторичный тип
У таких пациентов, боль с помощью подручных средств и обезболивающих, либо не снимается, либо отступает на некоторое время.
Когда ребенок часто жалуется на боль в голове, а каких-либо провоцирующих ее внешних факторов не наблюдается, это может быть симптомом серьезного заболевания.
Патологические состояния детского возраста, проявляющие себя цефалгией:
- Мигренозные атаки [3]. Приступы этой патологии сложно купировать, так у нее разные причины, а препараты не всегда подходят детям. Обнадеживает то, что детская и подростковая мигрень проходит. После 18 лет приступы могут исчезать и не повторяются. Чтобы снизить их частоту и интенсивность, необходимо определить факторы, триггеры, провоцирующие начало приступа.
- Вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония. В младшем школьном возрасте, порой, страдает незрелая регуляция сердечно-сосудистой системы. Проявляется такое расстройство дефицитом снабжения мозга кислородом. Ребенок начинает зевать, у него случаются приступы ноющей головной боли.
- Инфекционные и вирусные заболевания, протекающие без лихорадки (например — герпес, кариес). В зависимости от очага инфекции и воспаления, локализация цефалгии отмечается в разных частях головы. Симптом пройдет по факту излечения от основной болезни.
- Вторичной причиной цефалгии становятся заболевания почек, печени, сердечно-сосудистой системы. Ухудшают состояние маленького пациента постоянные стрессы, нервное, умственное и физическое напряжение.
- Черепно-мозговые травмы, а удариться головой ребенку — не проблема. Даже если нет внешних признаков травмы, неприятные ощущения могут возникнуть сразу после удара или некоторое время спустя. Если есть упоминание о травме головы и появляется головная боль, нужно обратиться в клинику для обследования [4].
- Врожденные и приобретенные сосудистые аномалии, например — аневризмы артерий.
- Новообразования доброкачественные и злокачественные. Опухоли в мозгу — достаточно редкая причина постоянной боли. Но их нужно подозревать, если голова у ребенка болит в одном и том же месте с утра, усиливается на протяжении дня.
Нельзя игнорировать жалобы на головную боль, когда у ребенка при этом кружится голова, его тошнит, появляется рвота, судороги. Это опасные симптомы, и независимо от сопутствующих явлений, пациента нужно безотлагательно показать врачу [5]. Своевременное обращение в больницу поможет избежать осложнений патологии.
Установить, от чего у ребенка может болеть голова, доктора смогут после осмотра, обследования маленького пациента.
Если ребенок часто жалуется на боль в голове, то проведение диагностики — обязательно. Напомним, это может оказаться одним из симптомов серьезной патологии, нарушающей работу не только органов, расположенных в голове, но и других систем организма.
При необходимости, после осмотра и сбора данных о маленьком пациенте, врач назначает ряд исследований:
- Общий и биохимический анализы крови, чтобы выявить возможную инфекцию, интоксикацию или недостаточный уровень кислорода.
- Рентгенологическое исследование черепа и шейного отдела позвоночника.
- МРТ для выявления мягкотканных новообразований, опухолей.
- Исследование сосудов, питающих головной мозг на предмет аневризм, мальформаций.
После получения результатов, врач сможет установить причину неудовлетворительного самочувствия и подобрать эффективную терапию.
Лечение и профилактика
Разобраться с тем, что делать, если у ребенка часто или постоянно сильно болит голова, но температуры нет, поможет невролог с опытом.
Единичные приступы цефалгии снимаются домашними средствами. Как правило, помогает адаптированный сон, прогулка на свежем воздухе, прикладывание влажных и прохладных компрессов, обильное питье.
От болей, вызванных эмоциональным перенапряжением, избавляют отвары успокаивающих трав и хороший отдых.
Когда причина плохого самочувствия — сторонняя болезнь, самолечение может принести только вред. В подобных ситуациях нужно пройти широкую диагностику и следовать рекомендациям врача.
Схема лечения и профилактики строится на принципах комплексной терапии:
- Применение препаратов, не только избавляющих от симптомов, но и непосредственно на причину цефалгий.
- Физиотерапия, направленная на восстановление функции пораженных систем, укрепление организма.
- Ряд профилактических мероприятий. В некоторых случаях требуется пересмотреть распорядок дня ребенка, режим питания, нагрузки, сна.
- Упражнения лечебной физкультуры, подобранные опытным тренером для конкретного маленького пациента.
Важно подобрать оптимальный состав курса лечения. Так, например, заметные результаты показывает рефлексотерапия стоп у детей с острой и хронической головной болью [6].
Оперативное вмешательство проводится в крайних случаях при выявлении новообразований, получении черепно-мозговых травм.
Список использованной литературы
- ^Leonardi M, Grazzi L, D’Amico D, Martelletti P, Guastafierro E, Toppo C, Raggi A. «Global Burden of ache Disorders in Children and Adolescents 2007-2017». International Journal of Environmental Re and Public Health. 2021; 18(1):250.
- ^Straube, Andreas et al. «ache in school children: prevalence and risk factors.» Deutsches Arzteblatt international vol. 110,48 (2013): 811-8.
- ^Al Khalili, Yasir. and Pooja Chopra. «Migraine ache In Childhood.» Pearls, Pearls Publishing, 13 May 2020.
- ^Goriunova, A V. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova vol. 109,12 (2009): 55-9.
- ^Khan, Aadil M et al. «A High-Grade Glioma of Temporal Lobe in a Child: A Case Report and Literature Review.» Cureus vol. 12,11 e11802. 30 Nov. 2020.
- ^Bertrand, Amandine et al. «Evaluation of efficacy and feasibility of foot reflexology in children experiencing chronic or persistent pain.» Bulletin du cancer vol. 106,12 (2019): 1073-1079.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
- https://doctor.rambler.ru/news/40815869-pochemu-bolit-golova-u-shkolnika-10-prichin-o-kotoryh-dolzhny-znat-roditeli/.
- https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/school/11/.
- https://newneuro.ru/u-rebenka-bolit-golova-kak-izbavit-ego-ot-muchenij/.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.