Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Автор: Реклама INFPOL.RU
У ребенка болит голова: как избавить его от мучений
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 13 января, 2021
Обновлено: 25 марта, 2021
Головная боль — распространенная проблема не только среди взрослых, но и у детей [1]. Неприятные ощущения способны возникать с самого юного возраста, с момента рождения. Как у взрослых, бывают сигналами о наличии серьезного заболевания, негативном влиянии других факторов на здоровье малыша. Могут возникать и вследствие недостаточной адаптации маленького организма к окружающей среде, без опасной патологии.
Ребенок начинает жаловаться на то, что болит голова, примерно с 3-4 лет, когда речь и осознание себя сформировалась достаточно, чтобы суметь описать свои ощущения. По статистике, школьники испытывают подобные проблемы чаще малышей. Связывают это с повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой на не привыкший к ней головной мозг.
Причины сильной головной боли у ребенка
Как и у взрослых, у деток и подростков, неприятные ощущения в области головы способно причинять множество факторов. В зависимости от вида триггера, приступы традиционно разделяют на первичные и вторичные.
Первые — реакция на какое-либо одномоментное воздействие, справиться с которым можно в домашних условиях. Например, после переживаний из-за оценки в школе или после стресса.
Вторичная цефалгия — один из симптомов болезни, требующей лечения в клинике. Отличается длительностью, регулярностью приступов без видимых к тому причин.
Первичный тип
Ребенок часто жалуется на головную боль, возникающую вследствие таких факторов:
- Длительное пребывание в непроветриваемом, душном помещении. Неприятности приносит сон в непроветриваемой спальне или подвижные игры в комнате без притока свежего воздуха.
- Эмоциональное перенапряжение, стресс. При этом головную боль вызывают как отрицательные, так и положительные переживания, испытанные малышом.
- Умственное перенапряжение. Как правило, встречается у школьников младших классов, только привыкающих к учебной нагрузке [2].
- Болевой синдром характерно возникает при сильной загруженности умственной деятельностью в течение дня и недостатке отдыха в ночное время, на фоне плохого сна.
- Головная боль напряжения. Приступы цефалгии появляются после физических нагрузок.
- Нарушенный сон. Когда мало времени для полноценного отдыха, неудобные подушка и матрас, не проветриваемая спальня и т.д., приводят к вялости и плохому самочувствию.
- Интоксикация, например — красителями и ароматизаторами в сладостях, напитках. Порой, неприятные ощущения в области лба, одновременно с тошнотой и головокружением возникают из-за отравления, в том числе и при вдыхании некоторых сильных запахов.
- Побочный эффект от приема лекарственных средств, например, при лечении ОРЗ и простуды, кашля. О появлении болевого синдрома после приема препарата, нужно сообщить лечащему врачу и произвести замену лекарства.
С первичными болями, родители и близкие ребенка, как правило, справляются самостоятельно. Для этого достаточно устранить тревожащий фактор: проветрить спальню, пересмотреть режим учебы и отдыха.
Первичную боль в голове снимаем обезболивающими препаратами в возрастных дозах. Если сомневаетесь, прежде чем давать лекарство, созвонитесь с врачом.
Вторичный тип
У таких пациентов, боль с помощью подручных средств и обезболивающих, либо не снимается, либо отступает на некоторое время.
Когда ребенок часто жалуется на боль в голове, а каких-либо провоцирующих ее внешних факторов не наблюдается, это может быть симптомом серьезного заболевания.
Патологические состояния детского возраста, проявляющие себя цефалгией:
- Мигренозные атаки [3]. Приступы этой патологии сложно купировать, так у нее разные причины, а препараты не всегда подходят детям. Обнадеживает то, что детская и подростковая мигрень проходит. После 18 лет приступы могут исчезать и не повторяются. Чтобы снизить их частоту и интенсивность, необходимо определить факторы, триггеры, провоцирующие начало приступа.
- Вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония. В младшем школьном возрасте, порой, страдает незрелая регуляция сердечно-сосудистой системы. Проявляется такое расстройство дефицитом снабжения мозга кислородом. Ребенок начинает зевать, у него случаются приступы ноющей головной боли.
- Инфекционные и вирусные заболевания, протекающие без лихорадки (например — герпес, кариес). В зависимости от очага инфекции и воспаления, локализация цефалгии отмечается в разных частях головы. Симптом пройдет по факту излечения от основной болезни.
- Вторичной причиной цефалгии становятся заболевания почек, печени, сердечно-сосудистой системы. Ухудшают состояние маленького пациента постоянные стрессы, нервное, умственное и физическое напряжение.
- Черепно-мозговые травмы, а удариться головой ребенку — не проблема. Даже если нет внешних признаков травмы, неприятные ощущения могут возникнуть сразу после удара или некоторое время спустя. Если есть упоминание о травме головы и появляется головная боль, нужно обратиться в клинику для обследования [4].
- Врожденные и приобретенные сосудистые аномалии, например — аневризмы артерий.
- Новообразования доброкачественные и злокачественные. Опухоли в мозгу — достаточно редкая причина постоянной боли. Но их нужно подозревать, если голова у ребенка болит в одном и том же месте с утра, усиливается на протяжении дня.
Нельзя игнорировать жалобы на головную боль, когда у ребенка при этом кружится голова, его тошнит, появляется рвота, судороги. Это опасные симптомы, и независимо от сопутствующих явлений, пациента нужно безотлагательно показать врачу [5]. Своевременное обращение в больницу поможет избежать осложнений патологии.
Установить, от чего у ребенка может болеть голова, доктора смогут после осмотра, обследования маленького пациента.
Если ребенок часто жалуется на боль в голове, то проведение диагностики — обязательно. Напомним, это может оказаться одним из симптомов серьезной патологии, нарушающей работу не только органов, расположенных в голове, но и других систем организма.
При необходимости, после осмотра и сбора данных о маленьком пациенте, врач назначает ряд исследований:
- Общий и биохимический анализы крови, чтобы выявить возможную инфекцию, интоксикацию или недостаточный уровень кислорода.
- Рентгенологическое исследование черепа и шейного отдела позвоночника.
- МРТ для выявления мягкотканных новообразований, опухолей.
- Исследование сосудов, питающих головной мозг на предмет аневризм, мальформаций.
После получения результатов, врач сможет установить причину неудовлетворительного самочувствия и подобрать эффективную терапию.
Лечение и профилактика
Разобраться с тем, что делать, если у ребенка часто или постоянно сильно болит голова, но температуры нет, поможет невролог с опытом.
Единичные приступы цефалгии снимаются домашними средствами. Как правило, помогает адаптированный сон, прогулка на свежем воздухе, прикладывание влажных и прохладных компрессов, обильное питье.
От болей, вызванных эмоциональным перенапряжением, избавляют отвары успокаивающих трав и хороший отдых.
Когда причина плохого самочувствия — сторонняя болезнь, самолечение может принести только вред. В подобных ситуациях нужно пройти широкую диагностику и следовать рекомендациям врача.
Схема лечения и профилактики строится на принципах комплексной терапии:
- Применение препаратов, не только избавляющих от симптомов, но и непосредственно на причину цефалгий.
- Физиотерапия, направленная на восстановление функции пораженных систем, укрепление организма.
- Ряд профилактических мероприятий. В некоторых случаях требуется пересмотреть распорядок дня ребенка, режим питания, нагрузки, сна.
- Упражнения лечебной физкультуры, подобранные опытным тренером для конкретного маленького пациента.
Важно подобрать оптимальный состав курса лечения. Так, например, заметные результаты показывает рефлексотерапия стоп у детей с острой и хронической головной болью [6].
Оперативное вмешательство проводится в крайних случаях при выявлении новообразований, получении черепно-мозговых травм.
Список использованной литературы
- ^Leonardi M, Grazzi L, D’Amico D, Martelletti P, Guastafierro E, Toppo C, Raggi A. «Global Burden of ache Disorders in Children and Adolescents 2007-2017». International Journal of Environmental Re and Public Health. 2021; 18(1):250.
- ^Straube, Andreas et al. «ache in school children: prevalence and risk factors.» Deutsches Arzteblatt international vol. 110,48 (2013): 811-8.
- ^Al Khalili, Yasir. and Pooja Chopra. «Migraine ache In Childhood.» Pearls, Pearls Publishing, 13 May 2020.
- ^Goriunova, A V. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova vol. 109,12 (2009): 55-9.
- ^Khan, Aadil M et al. «A High-Grade Glioma of Temporal Lobe in a Child: A Case Report and Literature Review.» Cureus vol. 12,11 e11802. 30 Nov. 2020.
- ^Bertrand, Amandine et al. «Evaluation of efficacy and feasibility of foot reflexology in children experiencing chronic or persistent pain.» Bulletin du cancer vol. 106,12 (2019): 1073-1079.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
У ребенка болит голова — ищем причину!
Повторяющаяся головная боль — один из самых частых симптомов недомогания у школьников. Определить опасность боли и её причину под силу каждому родителю.
Для этого достаточно «отключить» панику и понаблюдать за ребенком. Сложное обследование, МРТ, КТ и госпитализация в больницу — крайние меры, к которым прибегают гораздо чаще, чем требуется на самом деле.
В 90% случаев ребенок, который страдает от головных болей оказывается совершенно здоровым. Причиной может быть унаследованная от родителей особенность кровоснабжения головного мозга или работы нервной системы, — тогда высокие нагрузки, быстрое взросление и переходный возраст приводят к частым болям в голове. Другая причина недомогания — невротическая реакция — когда физическая боль возникает из-за напряжения психики. Например, у детей в младших классах нежелание идти в школу часто сопровождается головной болью в дуэте с болью в животе. Хотя на самом деле и живот, и голова у них в полном порядке.
Только у 10% детей частые боли в голове — вторичные — это сигнал организма о наличии какой-то болезни, которую нужно искать и лечить. Так бывает, например, при скрытом нарушении зрения, осанки или нехватке железа в организме. Признаки вторичных головных болей полезно знать. Опасные для жизни состояния, такие как опухоли, сосудистые аневризмы, менингит тоже в этой группе, но они встречаются крайне редко и имеют очень специфические симптомы, которые трудно не заметить.
Навигация для занятых
Опасные головные боли
Опухоли головного мозга, критические нарушения кровоснабжения, воспалительные процессы и другие опасные для жизни и здоровья состояния имеют характерные черты:
- головная боль сильная, нарастающая по интенсивности;
- усиливается при физической нагрузке, кашле, дефекации, крике, мышечном напряжении;
- тревожный признак — если все время болит одна часть головы.
Как правило, опасная головная боль у детей сопровождается одним или несколькими дополнительными симптомами:
- высокая температура;
- судороги;
- тошнота, рвота, не приносящая облегчения;
- нарушение зрения, проблемы с речью;
- головокружение и обмороки;
- слабость в руке, ноге, шаткость походки.
Такие виды боли наблюдаются у детей очень редко и требуют скорой медицинской помощи.
Усталость
Это самая частая причина головных болей у детей. Отличительные особенности:
- возникает в конце уроков или в конце дня;
- если отпустить ребёнка гулять или отвлечь активными играми, боль уходит;
- в выходные или на каникулах ничего не болит, если, конечно, источник стресса у ребенка — вне дома;
- голова болит вся целиком, боль ноющая, постоянная;
ребенок плохо засыпает и беспокойно спит, но утром боль проходит.
Чтобы помочь ребенку, помассируйте кожу головы, мышцы шеи и верхней части спины. Если необходимо дайте обезболивающее. Постарайтесь занять чем-то интересным или просто дайте отдохнуть в тишине. Если боли возникают регулярно, нужно менять режим сна и бодрствования.
Мышечный спазм
Длительное напряжение мышц верхней части спины и шеи может приводить к появлению таких же болей, как от усталости. Так бывает при нарушении осанки у детей, которые:
- носят тяжелую сумку на одном плече;
- долго сидят за ноутбуком, компьютером или читают книгу где-нибудь на подоконнике, вжав голову в плечи и согнувшись калачом;
- не могут ровно сидеть за партой;
- вынуждены слишком сильно задирать голову вверх, разглядывая доску, или чрезмерно наклоняются к тетради.
Раздев ребенка, можно на ощупь определить болезненное мышечное напряжение справа или слева от позвоночника. Снять головную боль поможет массаж, теплая ванна или душ. Для формирования правильной осанки предложите ребенку занятия в бассейне или другой спортивной секции, где уделяют внимание общей физической подготовке. Если проблему своевременно не решить, круг замкнется: мышечный спазм будет вызывать боль, а боль — провоцировать спазм. Это приведет к стойким нарушениям осанки и постоянным болям в голове.
Мигрень
Причину этого вида боли ученым пока не удалось раскусить. Предполагают, что в деле замешаны половые гормоны, некоторые продукты питания и наследственность. Чаще болеют девочки. Для мигрени есть достаточно четкие диагностические критерии:
- болит половина головы, но с последующими приступами стороны боли меняются;
- боль пульсирующего характера: плавно нарастает и стихает;
- длительность приступа от 1-2 часов и больше;
- от яркого света и громких звуков становится хуже;
- часто бывает тошнота, у детей может быть повторная рвота, которая приносит облегчение;
- до и после приступа выражена слабость и сонливость.
Мигренозная аура у детей бывает редко. Если у ребенка наблюдается несколько признаков из перечисленных, лучше обратиться к врачу: педиатру или неврологу (если у родителей бывают подобные приступы). Не получается самостоятельно снять боль во время приступа — вызывайте скорую помощь.
Анемия
Снижение уровня гемоглобина в крови может вызывать головные боли, похожие на мигрени, особенно у девочек с началом полового созревания. На что обратить внимание:
- боль не связана с временем суток, погодой или усталостью;
- у девочек-подростков чаще возникает к концу менструации;
- у ребенка бледная кожа, он часто мерзнет, быстро устает;
- во время физических нагрузок бывает головокружение, тошнота, мушки перед глазами, сердцебиение и одышка;
- характерно извращение вкусовых и обонятельных предпочтений (нравится вкус земли, запах краски и пр.).
Чтобы подтвердить эту причину головных болей у подростков, достаточно сдать общий анализ крови.
Голод
Низкий уровень сахара в крови может вызывать головную боль. Поэтому причиной недомогания у здорового школьника вполне может быть пропущенный завтрак, скудный обед или слишком поздний ужин. Сопутствующими признаками гипогликемии являются:
- слабость;
- головокружение;
- потливость;
- агрессивное поведение или плаксивость.
После еды или сладкого чая головная боль быстро проходит. Однако подростки находятся в группе риска по развитию сахарного диабета. Понаблюдайте за ребенком внимательнее, чтобы исключить характерные симптомы. А если есть сомнения, отведите его в поликлинику, чтобы сдать кровь на сахар.
Плохое зрение
В норме ребенок напрягает глаза, когда рассматривает что-то в тетради, и расслабляет, глядя на доску. Если школьнику нужно и то и другое делать с напряжением глазных мышц, у него появляется головная боль. На что обратить внимание:
- голова болит после письменных предметов или чтения;
- после сна боль проходит;
- кроме боли может появится тошнота;
- ребенок щурится, трет глаза, низко склоняется над книгой, подходит близко к экрану;
- долго рассматривает написанное на доске, прежде чем дать ответ.
При этом качество зрения некоторое время может оставаться достаточным, чтобы видеть четко, поэтому беглая проверка глаз по таблицам ничего не покажет. Отведите ребенка к хорошему окулисту для полноценной диагностики. Головную боль могут также вызывать неправильно подобранные очки.
Синусит
Воспаление в придаточных пазухах носа обычно сопровождается температурой и насморком. Но у некоторых школьников насморк — перманентное состояние из-за аденоидита и частых простуд, а небольшую температуру можно и не заметить. Поэтому важным критерием синусита становится головная боль. Как распознать:
- боль локализуется четко в области лба или скуловых костей, может быть только с одной стороны;
- боль усиливается, если постучать зубами, наклонить голову вниз, попрыгать или похлопать подушечками пальцев по лбу или скулам;
- заболеванию обычно предшествует простуда.
Здесь нужна помощь ЛОР-врача. Оставлять синусит на самотек нельзя, так как возможны гнойные осложнения.
Дистония нервной системы
Для возраста 10-14 лет свойственны временные расстройства процессов возбуждения и торможения в вегетативном отделе нервной системы, который регулирует тонус сосудов и другие функции внутренних органов. Вегетативная дистония считается одной из причин нарушения венозного оттока из сосудов головного мозга, что вызывает головные боли у школьников. Как отличить этот тип боли:
- характерна метеозависимость;
- ребенок часто краснеет от волнения;
- если пальцем чиркнуть по коже, долго сохраняются белые или красные полосы;
- руки и ноги холодные, сильно потеют;
- при резком подъеме с кровати кружится голова;
- разница между частотой пульса в положении лежа и стоя более 15-20 ударов;
- входят в привычку «тоскливые» вздохи;
- ребенок чувствительный и эмоциональный.
Для такого школьника важно соблюдать режим дня, чаще бывать на улице, больше двигаться. От боли в голове также помогает массаж, отвлекающие методы, обычные анальгетики. Долгоиграющий эффект будет от закаливания и регулярного посещения спортивных секций.
Таким образом, головная боль у детей и подростков обычно не является поводом для серьезного беспокойства. Это не значит, что жалобы ребенка нужно игнорировать, ведь боль может быть сильной и мучительной. Однако проблема обычно решается коррекцией образа жизни и симптоматическим приемом анальгетиков: парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. Только в редких нужна серьезная диагностика и лечение.
Хороший детский врач — большая удача! Найти его можно с помощью сервиса «Напоправку». У нас записаться на прием к детским врачам любой специализации можно, не выходя из дома.
- Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
- https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
- https://newneuro.ru/u-rebenka-bolit-golova-kak-izbavit-ego-ot-muchenij/.
- https://blog.napopravku.ru/u-rebenka-bolit-golova-ishhem-prichinu/.
- Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
- Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
- Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.