Головные боли у школьников. Советы невролога

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Душ от головной боли и мигрени — очевидное спасение не без рисков

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Будьте здоровы !

Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.

Пр.Строителей,10

Официальный сайт

https://www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте

https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Автор: Реклама INFPOL.RU

Болит голова у ребенка. Причины. Лечение

«Болит голова у ребенка» — одна из частых жалоб при обращении к врачу. Головными болями называют любые боли и дискомфорт в области головы. Цефалгия — это научное название головной боли. Надо помнить, что дети до 5 лет, а иногда и старше, не могут четко определить свои ощущения в силу незрелости функциональных систем мозга, а также отсутствия опыта. Кроме того, для детей вообще характерны жалобы на боли с целью привлечения к себе внимания взрослых. В то же время нельзя игнорировать жалобы на головную боль, так как она может быть симптомом многих заболеваний.

Головная боль у ребенка может быть самостоятельным заболеванием (первичная головная боль) или проявлением другого заболевания (вторичная головная боль).

Головная боль у детей: на что обращать внимание?

1. Локализация головной боли

2. Когда появляется головная боль

3. Как часто возникает боль

4. В какое время суток являются головная боль (очень важный симптом), какие есть симптомы до боли (то есть Аура)

5. Сопровождается ли боль другими симптомами, такими как, рвота, боль в животе и др.

6. Что провоцирет или усиливает головную боль (свет, шум, физическая нагрузка, поза)

7. Что успокаивает головную боль.

Классификация головной боли

Классификацией Международного общества головной боли предусматриваются следующие цефалгии:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная (пучковая) головная боль и хроническая пароксизмальная гемикрания;
  • головная боль, не связанная со структурным поражением мозга;
  • головная боль вследствие травмы головы;
  • головная боль вследствие сосудистых заболеваний;
  • головная боль вследствие внутричерепных несосудистых заболеваний;
  • головная боль вследствие приема некоторых веществ или их отмены;
  • головная боль вследствие внемозговых инфекций;
  • головная боль вследствие метаболических нарушений;
  • головная или лицевая боль вследствие патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, а также других лицевых или черепных структур;
  • краниальные невралгии, боли при патологии нервных стволов и деафферентационные боли;
  • неклассифицируемая головная боль.

Все эти виды цефалгии могут отмечаться и у детей, хотя на практике чаще встречаются мигрень, головная боль напряжения и кластерная (пучковая) головная боль.

Мигрень у детей

Мигрень — хроническое заболевание, проявляющееся периодически повторяющимися приступами интенсивной головной боли пульсирующего характера. Боль локализуется преимущественно в одной половине головы и часто сопровождается тошнотой, иногда рвотой, непереносимостью яркого света, громких звуков. Длительность приступа от 4 до 72 ч, после приступа наступает вялость и сонливость.

Дебют мигрени возможен в любом возрасте, пик заболеваемости приходится на возраст от 25 до 54 лет, женщины страдают чаще мужчин. В семейных случаях мигрень может возникать и в раннем возрасте, чаще всего с 5 лет.

Факторами, провоцирующими приступ мигрени, являются: физическая усталость, эмоциональный стресс, нарушение сна, недосыпание, пересыпание, чрезмерное употребление жирной пищи и др. Крайне легко мигрень провоцируют продукты, богатые тирамином и фенилэтиламином (твердые сорта сыра, шоколад, какао, орехи, копчености и др.). Читайте больше информации в статье «Головные боли, связанные с питанием». Провоцируют мигрень также естественные гормональные перестройки организма.

Мигрень чаще возникает у детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью с дефицитом внимания, эмоциональной лабильностью, завышенной самокритикой, демонстративностью поведения, стремлением к лидерству. Отмечено, что до 7-летнего возраста приступы мигрени чаще встречаются у мальчиков, а в период от 7 до 11 лет частота появления мигрени у мальчиков и девочек примерно одинаковая. В дальнейшем, к 16-18 годам, у юношей приступы регрессируют или отмечаются длительные ремиссии. У девушек частота появления приступов начинает зависеть от менструального периода, причем за полгода-год перед первым появлением менструаций приступы учащаются и становятся более выраженными, а с установлением регулярного цикла могут исчезать или возникать только перед или во время менструации.

Проблема диагностики мигрени у детей связана с их неспособностью четко передать свои ощущения, а также со стертостью фаз развития мигренозного приступа. Характеристики мигрени у детей обычно не соответствуют международным критериям диагностики мигрени, поэтому постановка точного диагноза становится возможной в большинстве случаев только спустя определенное время — с появлением отчетливых приступов мигрени с аурой или без ауры.

Головная боль при приступе мигрени у детей может быть пульсирующей или давящей, при этом многие дети затрудняются определить характер боли. Локализация боли чаще двусторонняя или в области лба с возможным усилением в одной половине головы. Интенсивность боли варьирует от умеренной до нестерпимой. Чувствительность к внешним раздражителям выражена меньше, чем у взрослых. Головная боль практически всегда сопровождается тошнотой, рвотой. Продолжительность приступа составляет от 1 до 48 ч. Характерны выраженные вегетативные проявления: бледность или гиперемия кожных покровов, учащение сердцебиения, затруднение дыхания, тошнота, рвота, гипергидроз, нестабильность температуры тела; возможен озноб, отмечаются слабость, сонливость. Приступ купируется в большинстве случаев отдыхом и сном, приемом небольших доз анальгетиков.

Читайте также:  Болит голова и закладывает уши

У детей часто встречается абдоминальная форма мигрени. Она проявляется повторными пульсирующими болями в животе, сопровождающимися бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой, диареей, похолоданием и ощущениями покалывания в конечностях, а также головной болью. При первично возникшем приступе важно в первую очередь исключить гастроэнтерологическую патологию и инфекции, которые могут иметь схожую клиническую картину. В результате обследования и наблюдения при отсутствии данных в пользу соматической или инфекционной патологии, а также с учетом однотипности повторяющихся приступов можно предполагать диагноз мигрени. Также дифференцировать данную форму мигрени необходимо с восходящим эпилептическим ощущением.

Практически только у детей встречается дисфреническая мигрень. Она характеризуется приступообразным агрессивным поведением, дезориентированностью, иррациональными поступками. Это состояние сочетается с нарушениями речи. Продолжительность приступа — от 1 ч до нескольких суток. В конце приступа дети успокаиваются и ложатся спать. После сна они чувствуют себя удовлетворительно или жалуются на головную боль, воспоминания о произошедшем частично сохранены. С возрастом дисфреническая мигрень трансформируется в типичные приступы классической мигрени.

У детей старшего возраста нередко наблюдаются приступы гемиплегической мигрени. Это редкая разновидность мигрени с аурой, распространенность составляет 1 случай на 10 000 населения. Обычно заболевание дебютирует в возрасте от 5 до 30 лет. Типичные атаки гемиплегической мигрени отличаются односторонней моторной слабостью, которая всегда сопровождается другими симптомами ауры, часто с сенсорными, зрительными или речевыми нарушениями, также односторонними. Д лительность ауры от 30 до 60 мин. Затем возникает сильная пульсирующая головная боль, которая может длиться несколько часов, дней и даже недель. Возможно развитие тяжелых приступов с длительной гемиплегией, спутанностью сознания, жаром, судорогами и развитием комы.

Лечение мигрени у детей

Лечение мигрени включает два основных направления: купирование приступа и лечение в межприступный период для предотвращения появления приступов.

Профилактическое лечение мигрени заключается в устранении провоцирующих факторов, соблюдении диеты, исключающей продукты, содержащие тирамин и фенилэтиламин. Важны регулярное питание, полноценный сон, дозированные физические нагрузки. Эффективны немедикаментозные методы релаксации (аутогенные тренировки, биологическая обратная связь и др.).

Медикаментозное профилактическое лечение показано при частых и тяжелых затяжных приступах, сопровождающихся существенным нарушением самочувствия и ограничением дееспособности.

У детей приступы мигрени подлежат медикаментозному лечению только в случаях, когда их частота и интенсивность нарушают нормальную жизнь ребенка.

Особенности лечения мигрени у детей заключаются в ограниченном выборе препаратов, так как применение многих препаратов не разрешено у пациентов в возрасте младше 18 лет! Чаще всего для купирования приступа применяют анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства и комбинированные препараты, в состав которых входит кофеин. Эффективным при умеренных и интенсивных приступах является ацетаминофен (парацетамол) в дозе 15 мг/кг. Отмечается эффективность напроксена, ибупрофена, фенацетина и кофеинсодержащих препаратов (например каффетин, начиная с 2-летнего возраста ребенка, от 1/3 таблетки до 1 таблетки 3 раза в день у детей старше 10 лет). Из препаратов, содержащих эрготамина тартрат, в начале приступа эффективен кафергот (кофетамин). Но маленькие дети редко говорят о головной боли в самом начале приступа, а назначение препаратов эрготамина при развернутом приступе неэффективно. Также эрготамин противопоказан пациентам с гемианопсией или гемипарезом во время ауры, а длительное его применение может способствовать возникновению болезни Рейно!

Головные боли напряжения у детей

Головные боли напряжения (ГБН) возникают при напряжении лобных, височных, затылочных мышц. Они возникают при повышенной тревожности и депрессивных расстройствах, а также в ответ на воздействие острого или хронического эмоционального стресса. Головные боли напряжения появляются в любом возрасте, чаще от 20 до 40 лет, у лиц женского пола. Головные боли напряжения составляют 60% всех случаев головной боли у детей.

Причинами головных боле напряжения могут быть: реакция на стресс (особенно при длительном его воздействии), длительное напряжение мышц при статических позах ребенка (работа за компьютером, работа с мелкими деталями). Немалую роль играет длительный прием некоторых лекарственных средств, особенно анальгетиков и транквилизаторов. Эпизодические головные боли напряжения продолжаются от 30 мин до 15 дней; у 2/3 больных боли возникают ежедневно в течение указанного времени. Хронические головные боли напряжения продолжаются от 15 до 180 дней; при этом боль постоянная, но ее интенсивность в течение дня меняется.

Клинически головные боли напряжения проявляются монотонными, тупыми, сдавливающими, стягивающими, ноющими, как правило, двусторонними головными болями, преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной и затылочно-шейной областях. Болят также мышцы лица, верхнего плечевого пояса с обеих сторон, без четкой локализации. Головные боли не усиливаются при физической нагрузке, редко сопровождаются непереносимостью яркого света или звука и лишь иногда тошнотой. Дети жалуются на боль и чувство сдавления, сжимания головы, ощущения «шлема», «каски» на голове, которые усиливаются при прикосновении к голове (особенно при причесывании). Эти головные боли редко бывают в ночное время. В большинстве случаев головные боли сочетаются с болями в других органах, без четкой локализации и с неопределенным характером, а также без патологических изменений в них. Характерна выраженная вегетативная дисфункция. Отмечаются нарушения сна: ребенок долго не может заснуть, сон становится поверхностным, непродолжительным, с множеством сновидений, частыми пробуждениями. После сна нет ощущения бодрости, днем возникает сонливость.

Читайте также:  Разные виды головной боли. Невролог объясняет, чем они отличаются и о чем говорят

Головные боли, возникшие в детском возрасте, влияют не только на школьную успеваемость, но и формирование психики и поведенческих реакций, что в дальнейшем способствует социальной дезадаптации и развитию психогенных заболеваний. Основной причиной появления ГБН у ребенка является стресс, связанный с:

  • 1) обучением (загруженность ребенка уроками, неудобное рабочее место, напряжение зрения),
  • 2) семейными конфликтами, гиперопекой,
  • 3) конфликтами с педагогами.

Хронические психотравмирующие факторы в детстве, как правило, сочетаются недостаточной физической активностью (гиподинамией). Незрелость механизмов психологической защиты ребенка выражается в появлении заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, факторов. Клинически ГБН протекает, как у взрослых, но дети младше 5- 7 лет не всегда объективно рассказывают о ней. Головная боль часто проходит самостоятельно или после отдыха. По мере роста ребенка головные боли учащаются, но их характер не изменяется. У 30% детей головная боль сопровождается потемнением в глазах и тошнотой. По характеру дети с ГБН стеснительны, не удовлетворены собой, плохо адаптируются к новой обстановке, иногда упрямы, капризны.

Для лечения головных болей напряжения у детей применяют обезболивающие средства, разрешенные в детском возрасте. Дозы подбираются индивидуально. Лечение начинают с немедикаментозных мероприятий: психологическая коррекция, нормализация режима дня, нормализация мышечной релаксации, дыхательный релаксационный тренинг, дозированные физические нагрузоки. Применяют фитотерапию: настойку валерианы, пустырника, пассифлоры и др.

При астенической симптоматике применяют растительные адаптогены (экстракт элеутероккока, настойка заманихи или лимонника). При неэффективности назначают фенибут, грандаксин, атаракс.

В более старшем возрасте применяют антидепрессанты в сочетании с транквилизаторами или миорелаксантами (мидокалм, сирдалуд, баклофен).

Кластерная (пучковая, хортоновская) головная боль у ребенка

Кластерная (пучковая, хортоновская) головная боль (цефалгия) встречается в основном у взрослых (у мужчин в 6 раз чаще, чем у женщин) и очень редко у детей. Локализуется боль в височной и орбитальной области с одной стороны, продолжается от 15 мин до 3 часов. По характеру боль жгучая, сверлящая, высокой интенсивности («невыносимая») и не купируется приемом анальгетиков. Может сопровождаться психомоторным возбуждением, тошнотой, брадикардией, слезотечением, ринореей, заложенностью носа на стороне боли. Возникает приступообразно, по ночам, в одно и то же время. Купируется самостоятельно, внезапно.

Причиной кластерных болей у детей могут быть артериовенозные мальформации и аневризмы сосудов головного мозга, другие объемные процессы, заболевания глаз и придаточных пазух носа.

Посттравматические головные боли

У детей одним из наиболее частых неврологических синдромов после черепно-мозговых травм является хроническая посттравматическая головная боль. По международным критериям, посттравматическими называются головные боли, возникающие в течение 14 дней с момента травмы. Они подразделяются на острые (продолжаются не более 8 нед после травмы) и хронические (более 8 нед после травмы). Выявление у детей хронической посттравматической головной боли нередко вызывает трудности, которые обусловлены тем, что иногда сложно установить отчётливую временную связь головной боли с перенесённой травмой.

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии — идиопатическое повышение внутричерепного давления,при котором отсутствуют признаки обструкции ликворопроводяших путей, перенесенной нейроинфекции. Этиология неизвестна. В детском возрасте может возникать в результате приема больших доз витамина А, лечения препаратами тетрациклинового ряда или после отмены кортикостероидов. Наблюдается чаще у детей с избыточной массой тела. Клиническая картина характеризуется головными болями, редко — нарушением зрения. Лечение симптоматическое.

Другие головные боли

Головные боли, связанные с приемом химических веществ или их отменой:

— при однократном или длительном бесконтрольном приеме лекарственных препаратов;

— при отмене лекарств (резкая отмена гипотензивных препаратов, бензодиазепинов);

— при хроническом приеме анальгетиков, бензодиазепинов, наркотиков;

— при приеме химических веществ с неизвестным механизмом действия.

Головную боль могут вызывать кофеин в высоких дозах, нитраты и нитриты, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы, карбамазепин, нестероидные противовоспалительные средства, антибиотики цефалоспоринового ряда, сульфаниламиды, противогрибковые средства.

Головные боли могут возникать при внемозговых инфекционных заболеваниях:

  • при вирусных инфекциях;
  • при бактериальных инфекциях;
  • при других инфекционных заболеваниях.

Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями, — при различных заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией (при пневмонии, гипотиреозе, феохромацитоме, гломерулонефрите и т.п.)

Головные или лицевые боли при патологии придаточных пазух носа, зубов, полости рта или черепа диагностируются на основании данных анамнеза, тщательного врачебного осмотра, с применением дополнительных методов исследования.

Когда появление головной боли у ребенка требует немедленного обращения к врачу

  • внезапное появление головных болей
  • не зарегистрировано ни одного случая мигрени в семье
  • нарушение походки — ребенок падает
  • ночью и утром головные боли
  • изменение в поведении, заторможенность
  • высокая температура
  • головная боль увеличивается со временем
  • головная боль сопровождается судорогами

Автор: Зоя Павлова для med39.ru

Литература:
  1. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
  2. Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
  3. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
  4. https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
  5. https://med39.ru/article/pediatria/gb.html.
  6. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  7. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
  8. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector