Головные боли у школьников. Советы невролога

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Что делать если заклинило шею и больно поворачивать?

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Будьте здоровы !

Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.

Пр.Строителей,10

Официальный сайт

https://www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте

https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Автор: Реклама INFPOL.RU

Периодические головные боли в школе у ребенка

Пишу, аж трясет. Нужен взгляд со стороны. Ситуация такая: сыну 7 лет, 1 класс. Не так давно стал жаловаться на головные боли на уроках, говорит, учительница опять кричала (громко говорила?) и у меня голова болела из-за этого.

Раньше были головные боли приступами, сильнейшие, до плача и криков: «мама, мама, помоги, голова болит, не могу!» Хватался за лоб. Проходило минут через 15 и боль на столько выматывала его, что после засыпал. Было такое раза 3-4 с интервалом месяцев 5. Ходили к двум неврологам, вердикт: больше гулять и заниматься спортом. Занимаемся, гуляем.

На прошлой неделе опять был такой приступ посредине ночи и сегодня, видимо, в школе на уроке. В этот раз перерыва в несколько месяцев не получилось.

Сама ситуация: ребенок звонит мне из школы, на перемене, плачет навзрыд и говорит, что сильно болит голова. Я понимая как это у него бывает, звоню учительнице и прошу отпустить домой. Она отвечает, да конечно, а то ревёт и ревёт без перерыва. Эти ее слова повергли меня в шок. То есть она видит, что ребенок долго плачет и даже не интересуется, что случилось? И даже не звонит родителям?

Выспросила у сына как все было. Оказалось, что боль накатывала волнами. Начала голова болеть на втором уроке, под конец урока, стала невыносимой, начал плакать. Потом прозвенел звонок, он хотел позвонить мне, но их всех повели в столовую на обед. Там плакал тоже и ни чего не поел. Когда пришли в класс он мне позвонил с такими слезами, что я чуть с работы в школу не сорвалась.

Спрашиваю его, учительница видела, что ты плачешь на уроке, он отвечает — да. А в столовой — не знаю, говорит, не видел, смотрела она на меня или нет.

Спрашиваю, почему учительнице не сказал, что голова болит, отвечает, что побоялся, так как она говорила, что не будет обращать внимания на их слезы, они на нее не действуют. Эту фразу он говорил и раньше и учительница сама на собрании говорила, что каждого успокаивать и реагировать на всех плачущих она не может и не будет, а то так и урок сорвётся. Конечно она в чем то права, пока с каждым провозишься…

Тем более мой мальчишка был замечен со слезами на уроке и не раз, когда что-то не получалось. Ну малыши они ещё, первый класс!

Но разве нельзя спросить после урока, в чем дело? Может есть уважительная причина для слез? Тем более если «ревёт и ревёт без перерыва»?

После непродолжительного общения в Вайбере с учителем был получен ответ, что ребенок плакал, потому что забыл сдать тетрадь. То есть учитель сразу для себя определила, что ребенок по другой причине плакать не мог.

Я попросила быть внимательнее к моему сыну и интересоваться по возможности причинами его плача, хотя бы на перемене. Написала про периодические боли. Ведь всяко может быть, а вдруг наступит ситуация когда нужна будет медицинская помощь, а учитель, значит принципиально не обращает внимания на детские слезы.

Я в шоке от такого отношения, честно.

И что самое интересное к этому учителю мы попали подключив связи, так как она считается лучшей в этой школе. Все ее очень хвалят.

Может мне мой «материнский инстинкт» застилает глаза, не знаю…

Irgata

что я чуть с работы в школу не сорвалась.

сына из школы-то забрали?

Периодические головные боли — дело серьезное, особенно в таком возрасте.

Зрение проверяли? возможно, боли от внутриглазного давления или какого-то другого глазного недуга. = Вот у меня с детства так было, пока мне в 32 г не сделали операцию по исправлению астигматизма в левом глазу, и еще у меня левый плюс, правый минус, разница в диоптриях с возрастом только увеличивалась. А боли были сильные, на погоду — чаще на солнце, если разволновывалась, испугалась. В 12 лет выписали очки, стало меньше именно приступов.

Каприз

сына из школы-то забрали?

Да, конечно. Папа забрал.

Зрение проверяли?

Год назад. Было все в порядке.

Сегодня идём на ЭЭГ, потом опять к неврологу. Про окулиста тоже думала.

Рита

Каприз, у вас ребенок ВЧР. С таким подходом учителей его бы в малый класс или частную школу. С учительницей, конечно, нужно поговорить и попросить быть внимательней к ребенку, объяснить про головные боли по-хорошему. Если ничего не изменится, то надо менять или школу или учителя.

Я бы советовала обратиться к гомеопату.

ptashka

Поговорите с директором. Расскажите ему ситуацию. И попросите обратить внимание учителя, на то, что плач может быть следствием головной боли. И ребёнку нужно оказывать вовремя медицинскую помощь. Иначе школа может попасть в скандал, если вовремя не среагирует, а потом прийдется вызывать скорую. Ток не ругаться а конструктивно поговорить. Тогда ваша учительница, лучшая в школе, будет по другому относиться к вашему ребёнку.

А ребёнка надо обследовать конечно.

marina-asti

Да, конечно. Папа забрал. Год назад. Было все в порядке.

Сегодня идём на ЭЭГ, потом опять к неврологу. Про окулиста тоже думала.

Сделайте на всякий случай МРТ головы. Не хочу пугать, но к сожалению знаю 3 случая с детьми у близких друзей/подруг и как раз головные боли начинались плюс-минус в одном возрасте.

Читайте также:  Головная боль у ребенка как симптом заболевания

Зебра

Училка — ДУРА! Бегите! И от училки, и ко врачам.

Обычно я крайне редко бываю резка в суждениях. НО

Она отвечает, а то ревёт и ревёт без перерыва.

она говорила, что не будет обращать внимания на их слезы, они на нее не действуют. Эту фразу он говорил и раньше и учительница сама на собрании говорила, что каждого успокаивать и реагировать на всех плачущих она не может и не будет, а то так и урок сорвётся.

Старшая закончила школу, младшая в первом классе. В моем окружении было и есть огромное количество школьников за 12-то лет. И ни разу не слышала ничего подобного, чтобы учитель говорил про детские слезы на постоянной основе. Ушиб, травма, обида — это понятно. Но это что за училка?!?!?!?! Почему у нее дети постоянно рыдают?! Почему для нее это норма?! Взрослому не обязательно кричать или ругаться, взрослые умеют (особенно рангом повыше) своим высокомерием и презренной мордой лица «испепелить» и «уничтожить» ребенка.

Конечно она в чем то права, пока с каждым провозишься…

НЕТ! Не в данном случае.

Бегите. Ищите другого учителя, пусть без регалиий и грамот, но «теплого», душевного.

С учительницей, конечно, нужно поговорить и попросить быть внимательней к ребенку, объяснить про головные боли по-хорошему.

Педагог должен быть внимателен к детям в любом случае и без поводов.

Tricia

Каприз, Наташа, у меня аж сердце защемило от вашей истории. Очень жалко вашего малыша.

Я бы еще до начала занятий предупредила учителя, что могут быть приступы.

Вам, как мне кажется, нужно убедить сына, что просто необходимо сразу сообщать о приступе и учителю и вам, родителям! Ни в коем случае не терпеть, не скрывать, ничего не ждать!

И теперь провести серьезную беседу с этим учителем. Какая бы именитая она ни была, но, кмк, налицо профдеформация: все дети хнычут и ревут без причины, я такого не замечаю, я супертренерпедагог, я все про детей знаю. А сопереживание и человечность где-то заблудились, детей она как щенков дрессирует. Ладно, когда-то это к месту. Но плачущий ребенок от боли — это недопустимо, нигде и никогда! А учитель начальной школы, не спросивший, почему ты плачешь — вообще за гранью, если честно.

И по итогам беседы с этим человеком уже решать, бежать или оставаться. (Если будет тот же скепсис и «особые» методы дрессировки — вам точно нужен такой учитель?)

Если вы будете уверены, что такой учитель сможет относиться хорошо к вашему сыну без предубеждения, пренебрежения, почему бы и нет.

Если оставаться, то, возможно, дойти и до директора, обрисовать ситуацию с приступами, возможной, не дай Бог, скорой и т. д. Да, припугнуть.

Знания очень важны в этом мире, но детям надо учиться доверять своим близким. Кто, как не вы, защитит вашего сына от чужого безразличия, пренебрежения. У нас нет задачи вырастить эгоцентричное, самовлюбленное хамло, как могут подумать сторонники строгости в воспитании, не принимающие сторону своих детей и считающие, что учитель всегда прав, но у вас задача дать психологическую опору, которая послужит базой для крепкой психики — уверенность в том, что родители всегда защитят, поддержат и помогут. Это важнее любых знаний. Которые в начальной школе можно легко наверстать. Потому, считаю, что такую ситуацию нельзя спускать на тормозах. Этот пассаж к тому, что это не просто «материнский инстинкт», а критическая оценка очень серьезной ситуации!

Душевных сил вам и терпения! Здоровья вашей семье, а сынуле — особенно!

Anchic

Анастасия, полностью поддерживаю. Единственное:

нужно убедить сына, что просто необходимо сразу сообщать о приступе и учителю и вам, родителям!

Это бывает очень не просто. Точнее так. Может в следующий раз при ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ ситуации он и сообщит, но шаг вправо, шаг влево в ситуации — и всё, опять может промолчать.

Просто со своим по поводу травм уже сколько раз говорено-переговорено. Ушиб сильно руку/ногу, а тем более голову (занимается борьбой). Подойди к тренеру, сообщи об этом. Тренер примет решение: можно ли продолжать тренировку, может нужна мед. помощь, может он сам окажет, может скорую надо. Тем не менее, в ноябре приземлился неправильно в броске на выездной тренировке. Это была крупная тренировка, там были дети со всей области. Были медики прям в зале. Сын вошёл в мат головой (не сгруппировался), в глазах потемнело, были «искры». Тренер узнал об этом от меня уже вечером. Папа вызывал ему скорую уже домой, хоть папе рассказал. А ведь этот ушиб произошёл примерно в середине тренировки. И он продолжил тренироваться ещё примерно час. Хорошо, что, вроде, обошлось.

V-tina

Моя учащаяся, к слову, ей 20 лет, недавно на занятиях пожаловалась на головную боль, но от вызова медика отказалась. После занятий преподаватель уехала, а девочка упала в обморок. Хорошо, что рядом были другие учащиеся и один из администраторов, девочку с трудом откачали и забрали на скорой в стационар на обследование. К счастью, ничего серьёзного не нашли, сказали, что паническая атака на фоне головной боли. Так это взрослый, в принципе, человек.

А здесь малыш ещё совсем! Как можно не реагировать! Безумно жалко ребёнка.. уходите от этого именитого педагога, я своего сына во втором классе от такого же именитого, но бездушного и безпринципного забрала и не минуты не пожалела.

Сейчас можно для контроля ситуации смарт часы ребёнку приобрести, сестра успешно пользуется и отслеживает и состояние ребёнка и что на уроке происходит может послушать в любой момент.

Обследуйте обязательно сынулю, пусть всё будет хорошо.

Jouravl

Каприз, Наташа, срочно на МРТ с контрастом, учительница — это вторично.

Нужно обследовать ребёнка и выяснить причину сильных головных болей. Не хочу пугать, но это может быть очень серьезно

Читайте также:  Головная боль при беременности

Туся Тася

Возможно ребенок таки понервничал, что не сдал тетрадь. Спазм на нервной почве. А от дуры училки уходите. Если сомневаетесь, то поговорите с родителями других деток, как дети отзываются об учительнице и как она себя с ними ведет. В свое время я этого не сделала, о чем жалею до сих пор. А сын уже вырос, у него свои детки.

Svetlenki

А от дуры училки уходите

У меня мама проработала директором школы-новостройки, когда я была в первом классе. Такие вот заявления меня ранят. Вы вообще думаете, что пишите?

Каприз, Наташа, сил тебе и мудрости! Не руби с плеча. Мои мысли с тобой и с твоим сыном. Пусть все образуется

flame

Это может быть и детская мигрень. У ребенка ясно выражена боль в области лба, громкий голос учителя вызывает еще более сильную головную боль. Он засыпает после приступа боли. Если это именно мигрень — он должен систематически очень хорошо высыпаться, меньше психологических перегрузок. Как он реагирует на яркий свет при головной боли, проверьте, если и свет его в это время раздражает, то похоже именно на мигрень.

Конечно МРТ обязательно.

Так что учитель — вторично, сейчас только сын. Выздоровления малышу.

Туся Тася

мама проработала директором школы-новостройки, когда я была в первом классе

Света, совсем не обязательно, что все учительницы и директоры плохие. Так что не надо всё примерять на себя. Другого слова я просто не смогла подобрать к человеку, который, заметьте, не впервые видит малышнят, а давно с ними работает. И при этом совсем не понимает и не хочет понимать этих детишек.

Svetlenki

Другого слова я просто не смогла

Да, прошу прощения. Мы все на взводе, потому что малышу плохо. Я просто не верю, что учитель мог не отреагировать на физические страдания мальчика

Зебра

Каприз, Наташа, у сынули такие приступы начались в 1 классе или еще до поступления в школу? Вы водили его на подготовку? Такая сильная реакция может быть на стресс? Ему сейчас очень важны, жизненно необходимы, впрочем, как и любому другому ребенку, объятия и вообще тактильные ощущения. Увеличьте их количество. Прямо сгребайте его в охапку. Своими руками, как птица крыльями, обволакивайте его. Ваш папа тоже должен учавствовать в обнимашках с сыном. Папы бояться проявлять чувства с сыновьями, ведь они воспытывают мужчин. Но еще ни один ребенок не пострадал от нежности.

Старшая в детстве, да и сейчас тоже, была очень «буйная» и впечатлительная. Очень часто перевозбуждалась, и очень быстро усмирялась, когда залезала ко мне в животик: я надевала большущую мужнину кофту, она усаживалась ко мне на колени с ногами, и я застегивала молнию. В этом коконе доча просто «таяла», на нее накатывало такое вселенское умиротворение. Правда, чем старше становилась, тем сложнее ей было угнездиться у меня на коленях.

Ваша история потрясла меня. Я думала, такие педагоги встречаются только в плохом кино. Но потом я успокоилась, и даже стало стыдно за «дуру». Единственный раз, когда я столкнулась с негативом, связанным со школьным учителем за все 45 лет своей жизни, был, когда я училась в 4 классе. У нашей англичанки была любимая фраза: » Ну, что Иванов, (Петров, Сидоров, Стрелкова)? Очередной запор мыслей, понос слов?»

клубничка

Наташа, я сколько себя помню, всегда мучилась с гол. болями В то время никаких УЗИ и т. д не было, там, где я жила. У мамы был один вопрос-температура? Значит в школу не хочешь. Училась в двух школах. За всю жизнь столько таблеток выпила… А в 50 лет в санатории приезжал канд. наук и сказал, что это мигрень… Знала мужчину, который мог свалиться прям на работе… Так что это серьёзно. А малыша точно, переведите к простому учителю, он перестанет бояться. Я не поддерживаю тех учителей, которые кричат и унижают детей. Конечно детки сейчас ещё те, но… И конечно обследовать, подлечивать. Здоровья Вам и удачи!

Жаник

Я бы посоветовала от именитой учительницы уйти в параллели просто в другой класс. У моей дочери таких сбежавших к нам за два года уже пятеро. И дети не перестают удивляться, как «ашкам» не повезло. Цитата от моей дочки «Мам, они не такие плохие, чтобы на них так орать»

Если школа рядом. Вас все устраивает, требуйте перевести в другой класс в параллели. Не поверите… Для меня ещё с моего школьного возраста заслуженный учитель… Это бееееее. Скука и ор.

Но. Головные боли… Да ещё такие -тоже не норма ищите причину.. Здоровья и удачи!!!

plasmo4ka

Каприз, Наташа, срочно на МРТ с контрастом, учительница — это вторично. Нужно обследовать ребёнка и выяснить причину сильных головных болей. Не хочу пугать, но это может быть очень серьезно

Наташа, прислушайтесь к этому совету, ситуация с учителем — это не проблема, все можно решить за 30 мин. Главное — здоровье.

Литература:
  1. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
  2. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  3. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  4. https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
  5. https://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&topic=544241.0.
  6. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector