Головные боли у школьников. Советы невролога

  • Фото-Видео
  • Отзывы
  • Статьи
  • Лицензии
  • Вакансии
  • Страховые партнеры
  • Партнёры
  • Контролирующие организации
  • График приема граждан по личным обращениям
  • Онлайн консультация врача
  • Документы

Наиболее частые причины болей в животе  у школьников

В школьном возрасте жалобы на повторяющиеся боли в животе предъявляют более половины детей. В некоторых случаях боли проходят бесследно и не требуют проведения серьезного лечения, но в 50-70% они продолжают беспокоить пациентов, переходя в хронические гастроэнтерологические заболевания.

Существует большое количество заболеваний, которые сопровождаются болями в животе. По характеру различают острые, хронические и рецидивирующие боли в животе.

Острая боль в животе может быть следствием острой хирургической патологии, травмы, острого инфекционного заболевания или пищевого отравления.

Значительно чаще встречаются пациенты с жалобами на рецидивирующие боли в животе.

Боль в животе (абдоминальная боль) является наиболее распространенным симптомом

  • при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта (желудок, поджелудочная железа, кишечник, печень, желчный пузырь);
  • при заболеваниях почек;
  • при заболеваниях органов малого таза.

У здоровых людей, как правило, боль в животе появляется при переедании или при избыточном газообразовании. Такая боль не требует никакого специального лечения, она проходит самостоятельно в течение нескольких часов или дня.

Что не нужно делать при сильных болях в животе?

  • Не следует принимать обезболивающие препараты — это затруднит определение истинной причины болей в животе
  • Не прикладывать теплую грелку на живот
  • Не принимать слабительные
  • Ни в коем случае не нужно самостоятельно ставить клизмы
  • Пациент при сильных болях в животе должен воздержаться от еды и питья

Если в течение 2-4 часов состояние ребенка становиться хуже (усиливается боль в животе), то нужно вызвать врача (скорую помощь).

Аппендицит

Аппендицит встречается у одного из шести детей. Редко бывает у детей до 2 лет. Удаление аппендикса — одна из наиболее частых операций у детей.

Аппендицит можно заподозрить по следующим признакам:

  • дети теряют аппетит,
  • периодически бывает тошнота, слабость и усталость,
  • иногда незначительно повышается температура тела.

В некоторых случаях бывают боли вокруг пупка, которые держатся несколько часов, потом усиливаются и локализуются внизу живота справа. Боль усиливается, ребенок старается лечь с приведенными к животу ногами. Аппендициту может сопутствовать запор или небольшой понос. Отмечается выраженная боль при дотрагивании в правой нижней стороне живота. При наличии таких признаков ребенка нужно срочно доставить в больницу.

Кишечная инфекция

Гастроэнтерит (кишечная инфекция) начинается с тошноты, рвоты, повышения температуры тела и приступообразных болей. Позже появляется понос. Боль усиливается до и после еды. Часто похожие симптомы заболевания бывают и у других членов семьи.

Переохлаждение и боли в горле возникают у маленьких детей несколько раз в году. Вирусы и бактерии вызывают воспаление не только лимфоузлов шеи, но и брыжейки кишечника. Иногда боли в животе при этом бывают сильными, похожими на боли при аппендиците.

Боли в горле и животе могут сопутствовать также инфекционному мононуклеозу и так называемым энтеровирусным инфекциям.

В 4-5% случае периодически возникающие сильные боли в животе у детей, сопровождаются тошнотой и рвотой, но не связанны с отравлением или кишечной инфекцией и могут быть следствием спазма сосудов кишечника (абдоминальной мигрени). В случае таких болей ребенка следует показать невропатологу.

Гастрит и гастродуоденит

Боли, возникающие сразу или в течение 20-30 минут после еды говорят о заболеваниях пищевода и желудка. Ночные боли, «голодные», проходящие после еды или возникающие через 1-2 часа после еды говорят о замедленной эвакуации желудочного содержимого и о заболеваниях 12-перстной кишки (в том числе о язвенной болезни). При нарушении процессов пищеварения, при заболеваниях тонкой кишки боли чаще возникают после приема свежих фруктов и овощей, преимущественно в вечернее время.

При появлении у ребенка подобных жалоб, первым правилом для родителей должно стать соблюдение ребенком режима дня. Дети начальных классов должны ложиться спать в 21.00, старшие школьники — в 22.00. У младших школьников обязательно должно быть время для дневного сна. Все дети должны иметь возможность погулять, поиграть после школы. Важно помнить о 3-разовом горячем питании. Если в школе на завтрак нет горячей еды, то кормить ребенка надо дома. Если ребенок дополнительно занимается в кружках или секциях, у него должно быть время спокойно пообедать. Не разрешайте детям кушать на ночь, ужинать надо за 1,5-2 часа до сна.

Родители должны объяснить ребенку чем плохо потреблять фаст-фуд, чипсы, газированные напитки. Если боли в животе периодически повторяются у ребенка в течение 2 — 3 месяцев, это должно насторожить родителей: а нет ли у ребенка хронического гастрита и не пора ли обратиться к врачу?

Частая причина длительных болей в животе у детей — запоры. Запоры нарушают работу кишечника и проявляются болями в виде колик.

Воспаление почек

Воспаление почек чаще возникает у девочек и начинается с болей в боку или пояснице. Дети часто мочатся, у них отмечается повышение температуры тела, тошнота и рвота. В случае таких симптомов ребенка следует показать урологу.

Растяжение мышц живота

Растяжение мышц живота бывает при чрезмерных занятиях физкультурой, кашле или рвоте. Боль появляется только при ходьбе или если ребенок пытается сидеть прямо. Боль внезапная и при этом острая (в отличие от гастроэнтерита, когда боль тупая). Общее состояние не нарушается, сохраняется хороший аппетит.

Читайте также:  Что делать, если ломит тело, а температуры нет

Психологические проблемы

Психологические проблемы бывают у 10 % детей школьного возраста. В 90 % случаев невозможно выявить какую-то физическую причину болей. Они вызваны переживаниями, стрессами либо иными психологическими факторами. Дети описывают в этих случаях появляющуюся и исчезающую тупую боль вокруг пупка. Такие дети обычно бледные, уставшие, у них бывают головные боли и тошнота. Хотя в большинстве случаев эти явления проходят самопроизвольно, надо наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить какое-либо заболевание. Боли в животе, обусловленные психологическими причинами, иногда бывают довольно сильными, поэтому внимательнее отнеситесь к ребенку и постарайтесь выяснить причину. Иногда необходима консультация психотерапевта и беседа с учителями в школе.

Услуги и цены

Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога первичный

Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога повторный

Проведение дыхательного теста хеликобактерной инфекции с помощью тест-системы Хелик

Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста первичный

Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста повторный

Прием (осмотр, консультация) врача-нефролога первичный

Прием (осмотр, консультация) врача-нефролога повторный

Прием (осмотр, консультация) врача психотерапевта повторный

Сеанс саморегуляции подросткам от 12 до 18 лет (60 минут)

Прием (осмотр, консультация) врача детского уролога-андролога первичный

Прием (осмотр, консультация) врача детского уролога-андролога повторный

Пособие по цистографии (катетеризация мочевого пузыря, введение контраста, контроль диуреза)

Прием (осмотр, консультация) врача-хирурга детского первичный

Прием (осмотр, консультация) врача-хирурга детского повторный

Рентгенография почек (обзорный снимок)

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости комплексное

Ультразвуковое исследование желчного пузыря с определением его сократимости

Ультразвуковое исследование почек

Ультразвуковое исследование мочевого пузыря

Ультразвуковое исследование матки и придатков

Ультразвуковое исследование желчного пузыря

Ультразвуковое исследование передней брюшной стенки, пупочного кольца и паховых областей

Головные боли у школьников. Советы невролога

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.
Читайте также:  Причины головной боли в висках

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Будьте здоровы !

Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.

Пр.Строителей,10

Официальный сайт

https://www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте

https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Автор: Реклама INFPOL.RU

У ребенка болит голова — ищем причину!

Повторяющаяся головная боль — один из самых частых симптомов недомогания у школьников. Определить опасность боли и её причину под силу каждому родителю.

Для этого достаточно «отключить» панику и понаблюдать за ребенком. Сложное обследование, МРТ, КТ и госпитализация в больницу — крайние меры, к которым прибегают гораздо чаще, чем требуется на самом деле.

В 90% случаев ребенок, который страдает от головных болей оказывается совершенно здоровым. Причиной может быть унаследованная от родителей особенность кровоснабжения головного мозга или работы нервной системы, — тогда высокие нагрузки, быстрое взросление и переходный возраст приводят к частым болям в голове. Другая причина недомогания — невротическая реакция — когда физическая боль возникает из-за напряжения психики. Например, у детей в младших классах нежелание идти в школу часто сопровождается головной болью в дуэте с болью в животе. Хотя на самом деле и живот, и голова у них в полном порядке.

Только у 10% детей частые боли в голове — вторичные — это сигнал организма о наличии какой-то болезни, которую нужно искать и лечить. Так бывает, например, при скрытом нарушении зрения, осанки или нехватке железа в организме. Признаки вторичных головных болей полезно знать. Опасные для жизни состояния, такие как опухоли, сосудистые аневризмы, менингит тоже в этой группе, но они встречаются крайне редко и имеют очень специфические симптомы, которые трудно не заметить.

Навигация для занятых

Опасные головные боли

Опухоли головного мозга, критические нарушения кровоснабжения, воспалительные процессы и другие опасные для жизни и здоровья состояния имеют характерные черты:

  • головная боль сильная, нарастающая по интенсивности;
  • усиливается при физической нагрузке, кашле, дефекации, крике, мышечном напряжении;
  • тревожный признак — если все время болит одна часть головы.

Как правило, опасная головная боль у детей сопровождается одним или несколькими дополнительными симптомами:

  • высокая температура;
  • судороги;
  • тошнота, рвота, не приносящая облегчения;
  • нарушение зрения, проблемы с речью;
  • головокружение и обмороки;
  • слабость в руке, ноге, шаткость походки.

Такие виды боли наблюдаются у детей очень редко и требуют скорой медицинской помощи.

Усталость

Это самая частая причина головных болей у детей. Отличительные особенности:

  • возникает в конце уроков или в конце дня;
  • если отпустить ребёнка гулять или отвлечь активными играми, боль уходит;
  • в выходные или на каникулах ничего не болит, если, конечно, источник стресса у ребенка — вне дома;
  • голова болит вся целиком, боль ноющая, постоянная;

    ребенок плохо засыпает и беспокойно спит, но утром боль проходит.

Чтобы помочь ребенку, помассируйте кожу головы, мышцы шеи и верхней части спины. Если необходимо дайте обезболивающее. Постарайтесь занять чем-то интересным или просто дайте отдохнуть в тишине. Если боли возникают регулярно, нужно менять режим сна и бодрствования.

Мышечный спазм

Длительное напряжение мышц верхней части спины и шеи может приводить к появлению таких же болей, как от усталости. Так бывает при нарушении осанки у детей, которые:

  • носят тяжелую сумку на одном плече;
  • долго сидят за ноутбуком, компьютером или читают книгу где-нибудь на подоконнике, вжав голову в плечи и согнувшись калачом;
  • не могут ровно сидеть за партой;
  • вынуждены слишком сильно задирать голову вверх, разглядывая доску, или чрезмерно наклоняются к тетради.

Раздев ребенка, можно на ощупь определить болезненное мышечное напряжение справа или слева от позвоночника. Снять головную боль поможет массаж, теплая ванна или душ. Для формирования правильной осанки предложите ребенку занятия в бассейне или другой спортивной секции, где уделяют внимание общей физической подготовке. Если проблему своевременно не решить, круг замкнется: мышечный спазм будет вызывать боль, а боль — провоцировать спазм. Это приведет к стойким нарушениям осанки и постоянным болям в голове.

Мигрень

Причину этого вида боли ученым пока не удалось раскусить. Предполагают, что в деле замешаны половые гормоны, некоторые продукты питания и наследственность. Чаще болеют девочки. Для мигрени есть достаточно четкие диагностические критерии:

  • болит половина головы, но с последующими приступами стороны боли меняются;
  • боль пульсирующего характера: плавно нарастает и стихает;
  • длительность приступа от 1-2 часов и больше;
  • от яркого света и громких звуков становится хуже;
  • часто бывает тошнота, у детей может быть повторная рвота, которая приносит облегчение;
  • до и после приступа выражена слабость и сонливость.

Мигренозная аура у детей бывает редко. Если у ребенка наблюдается несколько признаков из перечисленных, лучше обратиться к врачу: педиатру или неврологу (если у родителей бывают подобные приступы). Не получается самостоятельно снять боль во время приступа — вызывайте скорую помощь.

Анемия

Снижение уровня гемоглобина в крови может вызывать головные боли, похожие на мигрени, особенно у девочек с началом полового созревания. На что обратить внимание:

  • боль не связана с временем суток, погодой или усталостью;
  • у девочек-подростков чаще возникает к концу менструации;
  • у ребенка бледная кожа, он часто мерзнет, быстро устает;
  • во время физических нагрузок бывает головокружение, тошнота, мушки перед глазами, сердцебиение и одышка;
  • характерно извращение вкусовых и обонятельных предпочтений (нравится вкус земли, запах краски и пр.).

Чтобы подтвердить эту причину головных болей у подростков, достаточно сдать общий анализ крови.

Голод

Низкий уровень сахара в крови может вызывать головную боль. Поэтому причиной недомогания у здорового школьника вполне может быть пропущенный завтрак, скудный обед или слишком поздний ужин. Сопутствующими признаками гипогликемии являются:

  • слабость;
  • головокружение;
  • потливость;
  • агрессивное поведение или плаксивость.

После еды или сладкого чая головная боль быстро проходит. Однако подростки находятся в группе риска по развитию сахарного диабета. Понаблюдайте за ребенком внимательнее, чтобы исключить характерные симптомы. А если есть сомнения, отведите его в поликлинику, чтобы сдать кровь на сахар.

Плохое зрение

В норме ребенок напрягает глаза, когда рассматривает что-то в тетради, и расслабляет, глядя на доску. Если школьнику нужно и то и другое делать с напряжением глазных мышц, у него появляется головная боль. На что обратить внимание:

  • голова болит после письменных предметов или чтения;
  • после сна боль проходит;
  • кроме боли может появится тошнота;
  • ребенок щурится, трет глаза, низко склоняется над книгой, подходит близко к экрану;
  • долго рассматривает написанное на доске, прежде чем дать ответ.

При этом качество зрения некоторое время может оставаться достаточным, чтобы видеть четко, поэтому беглая проверка глаз по таблицам ничего не покажет. Отведите ребенка к хорошему окулисту для полноценной диагностики. Головную боль могут также вызывать неправильно подобранные очки.

Синусит

Воспаление в придаточных пазухах носа обычно сопровождается температурой и насморком. Но у некоторых школьников насморк — перманентное состояние из-за аденоидита и частых простуд, а небольшую температуру можно и не заметить. Поэтому важным критерием синусита становится головная боль. Как распознать:

  • боль локализуется четко в области лба или скуловых костей, может быть только с одной стороны;
  • боль усиливается, если постучать зубами, наклонить голову вниз, попрыгать или похлопать подушечками пальцев по лбу или скулам;
  • заболеванию обычно предшествует простуда.

Здесь нужна помощь ЛОР-врача. Оставлять синусит на самотек нельзя, так как возможны гнойные осложнения.

Дистония нервной системы

Для возраста 10-14 лет свойственны временные расстройства процессов возбуждения и торможения в вегетативном отделе нервной системы, который регулирует тонус сосудов и другие функции внутренних органов. Вегетативная дистония считается одной из причин нарушения венозного оттока из сосудов головного мозга, что вызывает головные боли у школьников. Как отличить этот тип боли:

  • характерна метеозависимость;
  • ребенок часто краснеет от волнения;
  • если пальцем чиркнуть по коже, долго сохраняются белые или красные полосы;
  • руки и ноги холодные, сильно потеют;
  • при резком подъеме с кровати кружится голова;
  • разница между частотой пульса в положении лежа и стоя более 15-20 ударов;
  • входят в привычку «тоскливые» вздохи;
  • ребенок чувствительный и эмоциональный.

Для такого школьника важно соблюдать режим дня, чаще бывать на улице, больше двигаться. От боли в голове также помогает массаж, отвлекающие методы, обычные анальгетики. Долгоиграющий эффект будет от закаливания и регулярного посещения спортивных секций.

Таким образом, головная боль у детей и подростков обычно не является поводом для серьезного беспокойства. Это не значит, что жалобы ребенка нужно игнорировать, ведь боль может быть сильной и мучительной. Однако проблема обычно решается коррекцией образа жизни и симптоматическим приемом анальгетиков: парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. Только в редких нужна серьезная диагностика и лечение.

Хороший детский врач — большая удача! Найти его можно с помощью сервиса «Напоправку». У нас записаться на прием к детским врачам любой специализации можно, не выходя из дома.

Литература:
  1. Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
  2. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  3. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  4. https://lit-baby.ru/about/articles/naibolee-chastye-prichiny-boley-v-zhivote-u-shkolnikov/.
  5. https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
  6. https://blog.napopravku.ru/u-rebenka-bolit-golova-ishhem-prichinu/.
  7. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector