Головные боли у школьников. Советы невролога

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Читайте также:  Почему болят корни волос на голове и как решить эту проблему

Будьте здоровы !

Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.

Пр.Строителей,10

Официальный сайт

https://www.clinic-doctorlor.ru/

Группа вконтакте

https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Автор: Реклама INFPOL.RU

Почему болит голова у школьника: 10 причин, о которых должны знать родители

Узнайте, по какой причине школьник может жаловаться на головную боль и в каких случаях нужно немедленно обращаться к врачу.

Школьники могут часто жаловаться на головную боль: кто-то, конечно, симулирует ее, чтобы пропустить самостоятельную работу по физике, а кто-то говорит серьезно и мучается на уроках. Родители в свою очередь тоже могут реагировать на эти жалобы по-разному. «Голова у тебя болит, потому что на свежем воздухе не бываешь! Марш гулять, само все пройдет!», — скажут одни. «А если это какое-то серьезное заболевание? — подумают другие. — Нужно немедленно показать ребенка врачу!»

Марина Вершинина, эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, помогла «Летидору» разобраться в причинах появления головной боли у детей школьного возраста, а также назвала симптомы, при которых нужно срочно обращаться за медицинской помощью.

При появлении головных болей у ребенка родителям стоит придерживаться золотой середины: не игнорировать жалобы малыша, но и не паниковать без особой на то причины.

Головные боли у детей случаются достаточно часто. Если среди дошкольников на боль и неприятные ощущения в области головы жалуются 3-8% малышей, то в подростковом возрасте периодическое возникновение головных болей отмечает большинство детей (по данным разных исследований 57-82%).

К счастью, почти во всех случаях прогноз благоприятный и при правильно подобранном режиме дня, сбалансированном питании, после оптимизации учебных нагрузок, назначении лекарств (при необходимости) удается достичь значительного улучшения.

Если головная боль — симптом другого заболевания

Прежде всего, разберем те ситуации, которые требуют обязательного обращения за медицинской помощью. Головная боль часто является симптомом какого-либо заболевания.

При инфекционных заболеваниях(например, при гриппе, ОРВИ) головная боль может возникнуть на фоне общего недомогания, повышения температуры тела, интоксикации.

При острых отитах и синуситах(гайморитах, фронтитах) головная боль может быть довольно интенсивной, часто она усиливается при физическом напряжении, а также когда ребенок кашляет, чихает, наклоняет и поворачивает голову.

При менингитеголовная боль может появиться внезапно, на фоне рвоты «фонтаном», резкого подъема температуры.

Головная боль может быть признаком повышения внутричерепного давления(из-за нарушения венозного оттока или формирования объемного новообразования). В этих случаях головная боль возникает утром, после ночного сна, может сопровождаться тошнотой, усиливаться при кашле, подъеме по лестнице. Такого рода боли, связанные с внутричерепной гипертензией, могут ослабевать в течение дня.

Кроме того, головная боль может появиться после травмы. Иногда ребенок не придает значения тому, что упал, ударился головой, поэтому при сильной головной боли родителям стоит уточнить этот момент. И если травма была, то обратиться к врачу.

Также у детей могут возникать эпизоды головной боли, которые не связаны с какими-либо заболеваниями. Это первичная головная боль, к разновидностям которой относят мигрень и головную боль напряжения.

Мигрень- это периодически повторяющиеся приступы интенсивной, пульсирующей головной боли, локализованной преимущественно в одной половине головы.

Приступы мигрени могут продолжаться от трех часов до трех дней.

У ребенка может появиться тошнота, рвота, непереносимость яркого света и громких звуков. При этом боль при мигрени может усиливаться после физической нагрузки.

Мигрень, как правило, передается по наследству. Очень важным при лечении мигрени является не только облегчение боли, но и предупреждение возникновения мигренозных приступов. Подобрать эффективное лечение мигрени бывает совсем непросто, обязательно необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Но гораздо чаще у детей возникают головные боли напряжения.Чем же они вызваны?

В первую очередь, чрезмерным напряжением шейных мышц. Например, головная боль может появиться после урока физкультуры, если не очень тренированный ребенок слишком интенсивно двигался, бегал, прыгал.

Или, напротив, из-за того, что ребенок много времени проводит почти в неподвижном состоянии — сперва на уроках в школе, затем на дополнительных занятиях, а вечером за выполнением домашних заданий, опять сидя за столом. В результате происходит напряжение мышц, отток венозной крови от головы нарушается, что и приводит к болезненным ощущениям.

Кстати, стресс, чрезмерные волнения также могут вызывать мышечный спазм и как следствие головную боль.

Еще одна причина — проблемы со зрением. Обратите внимание: не щурится ли ваш ребенок, когда что-то разглядывает. Спросите его, хорошо ли он видит написанное на доске. Постоянное напряжение глаз может также приводить к головной боли.

Когда нужно срочно обратиться за медицинской помощью

Итак, ребенка необходимо безотлагательно показать врачу (педиатру, неврологу), если головная боль:

интенсивно нарастает с каждым днем;

возникает в утренние часы;

сопровождается рвотой и тошнотой;

нарастает параллельно с подъемом температуры;

становится более интенсивной при изменении положения головы и тела;

постоянная, длительная, не снимаемая лекарственными препаратами.

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Болит голова от уроков

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

Причины головной боли у детей

Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода

При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Вегетососудистая дистония

Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Читайте также:  Алена голова моя болит

Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».

Последствия травм и ранений черепа и головного мозга

Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.

Опухоль головного мозга

Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.

Источники

  • Kovalenko T., Tishchenko M., Vovk O., Mishyna M. THE INFLUENCE OF CONTRACEPTION ON VAGINAL MICROBIOCENOSIS CONDITION. // Georgian Med News — 2020 — Vol — N303 — p.40-44; PMID:32841178
  • Cazae C., de Barbeyrac B. [Pelvic inflammatory diseases: Microbiologic diagnosis — CNGOF and SPILF Pelvic Inflammatory Diseases Guidelines]. // Gynecol Obstet Fertil Senol — 2019 — Vol47 — N5 — p.409-417; PMID:30878688
  • Callealta I., Ganswindt A., Goncalves S., Mathew A., Lueders I. Detection of Simonsiella spp. in the Vagina of Lions and Leopard in Oestrus. // Reprod Domest Anim — 2018 — Vol53 — N6 — p.1605-1608; PMID:30066407
  • Babu G., Singaravelu BG., Srikumar R., Reddy SV., Kokan A. Comparative Study on the Vaginal Flora and Incidence of Asymptomatic Vaginosis among Healthy Women and in Women with Infertility Problems of Reproductive Age. // J Clin Diagn Res — 2017 — Vol11 — N8 — p.DC18-DC22; PMID:28969122
  • Kero K., Rautava J., Syrjänen K., Grenman S., Syrjänen S. Association of asymptomatic bacterial vaginosis with persistence of female genital human papillomavirus infection. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N11 — p.2215-2219; PMID:28681204
  • Kaur J., Kalsy J. Study of pruritus vulvae in geriatric age group in tertiary hospital. // Indian J Sex Transm Dis AIDS — 2020 — Vol38 — N1 — p.15-21; PMID:28442799
  • Donders G., Bellen G., Donders F., Pinget J., Vandevelde I., Michiels T., Byamughisa J. Improvement of abnormal vaginal flora in Ugandan women by self-testing and short use of intravaginal antimicrobials. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N4 — p.731-738; PMID:27933401
  • Tansarli GS., Skalidis T., Legakis NJ., Falagas ME. Abnormal vaginal flora in symptomatic non-pregnant and pregnant women in a Greek hospital: a prospective study. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N2 — p.227-232; PMID:27738857
  • Athanasiou S., Pitsouni E., Antonopoulou S., Zacharakis D., Salvatore S., Falagas ME., Grigoriadis T. The effect of microablative fractional CO2 laser on vaginal flora of postmenopausal women. // Climacteric — 2016 — Vol19 — N5 — p.512-8; PMID:27558459
  • Lanowska M., Mangler M., Grittner U., Akbar GR., Speiser D., von Tucher E., Köhler C., Schneider A., Kühn W. Isthmic-vaginal smear cytology in the follow-up after radical vaginal trachelectomy for early stage cervical cancer: is it safe? // Cancer Cytopathol — 2014 — Vol122 — N5 — p.349-58; PMID:24478265

От уроков болит голова

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Читайте также:  Мигрень из-за мороза, или Как снять головную боль домашними методами

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила: 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

    2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

    3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость — не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →

Самое интересное в соцсетях

Литература:
  1. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  2. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  3. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
  4. https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
  5. https://doctor.rambler.ru/news/40815869-pochemu-bolit-golova-u-shkolnika-10-prichin-o-kotoryh-dolzhny-znat-roditeli/.
  6. https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/school/11/.
  7. https://aif.ru/archive/1694573.
  8. Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector