Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Автор: Реклама INFPOL.RU
У ребенка болит голова — ищем причину!
Обзор
Повторяющаяся головная боль — один из самых частых симптомов недомогания у школьников. Определить опасность боли и её причину под силу каждому родителю. Для этого достаточно «отключить» панику и понаблюдать за ребенком. Сложное обследование, МРТ, КТ и госпитализация в больницу — крайние меры, к которым прибегают гораздо чаще, чем на самом деле требуется.
В 90% случаев ребенок, который страдает от головных болей оказывается совершенно здоровым. Причиной может быть унаследованная от родителей особенность кровоснабжения головного мозга или работы нервной системы, — тогда высокие нагрузки, быстрое взросление и переходный возраст приводят к частым болям в голове. Другая причина недомогания — невротическая реакция — когда физическая боль возникает из-за напряжения психики. Например, у детей в младших классах нежелание идти в школу часто сопровождается головной болью в дуэте с болью в животе. Хотя на самом деле и живот, и голова у них в полном порядке.
Только у 10% детей частые боли в голове — вторичные — это сигнал организма о наличии какой-то болезни, которую нужно искать и лечить. Так бывает, например, при скрытом нарушении зрения, осанки или нехватке железа в организме. Признаки вторичных головных болей полезно знать. Опасные для жизни состояния, такие как опухоли, сосудистые аневризмы, менингит тоже в этой группе, но они встречаются крайне редко и имеют очень специфические симптомы, которые трудно не заметить.
Опасные головные боли
Опухоли головного мозга, критические нарушения кровоснабжения, воспалительные процессы и другие опасные для жизни и здоровья состояния имеют характерные черты:
- головная боль сильная, нарастающая по интенсивности;
- усиливается при физической нагрузке, кашле, дефекации, крике, мышечном напряжении;
- тревожный признак — если все время болит одна часть головы.
Как правило, опасная головная боль у детей сопровождается одним или несколькими дополнительными симптомами:
- высокая температура;
- судороги;
- тошнота, рвота, не приносящая облегчения;
- нарушение зрения, проблемы с речью;
- головокружение и обмороки;
- слабость в руке, ноге, шаткость походки.
Такие виды боли наблюдаются у детей очень редко и требуют скорой медицинской помощи.
Усталость
Это самая частая причина головных болей у детей. Отличительные особенности:
- возникает в конце уроков или в конце дня;
- если отпустить ребёнка гулять или отвлечь активными играми, боль уходит;
- в выходные или на каникулах ничего не болит, если, конечно, источник стресса у ребенка — вне дома;
- голова болит вся целиком, боль ноющая, постоянная;
- ребенок плохо засыпает и беспокойно спит, но утром боль проходит.
Чтобы помочь ребенку, помассируйте кожу головы, мышцы шеи и верхней части спины. Если необходимо дайте обезболивающее. Постарайтесь занять чем-то интересным или просто дайте отдохнуть в тишине. Если боли возникают регулярно, нужно менять режим сна и бодрствования.
Мышечный спазм
Длительное напряжение мышц верхней части спины и шеи может приводить к появлению таких же болей, как от усталости. Так бывает при нарушении осанки у детей, которые:
- носят тяжелую сумку на одном плече;
- долго сидят за ноутбуком, компьютером или читают книгу где-нибудь на подоконнике, вжав голову в плечи и согнувшись калачом;
- не могут ровно сидеть за партой;
- вынуждены слишком сильно задирать голову вверх, разглядывая доску, или чрезмерно наклоняются к тетради.
Раздев ребенка, можно на ощупь определить болезненное мышечное напряжение справа или слева от позвоночника. Снять головную боль поможет массаж, теплая ванна или душ. Для формирования правильной осанки предложите ребенку занятия в бассейне или другой спортивной секции, где уделяют внимание общей физической подготовке. Если проблему своевременно не решить, круг замкнется: мышечный спазм будет вызвать боль, а боль — провоцировать спазм. Это приведет к стойким нарушениям осанки и постоянным болям в голове.
Мигрень
Причину этого вида боли ученым пока не удалось раскусить. Предполагают, что в деле замешаны половые гормоны, некоторые продукты питания и наследственность. Чаще болеют девочки. Для мигрени есть достаточно четкие диагностические критерии:
- болит половина головы, но с последующими приступами стороны боли меняются;
- боль пульсирующего характера: плавно нарастает и стихает;
- длительность приступа от 1-2 часов и больше;
- от яркого света и громких звуков становится хуже;
- часто бывает тошнота, у детей может быть повторная рвота, которая приносит облегчение;
- до и после приступа выражена слабость и сонливость.
Мигренозная аура у детей бывает редко. Если у ребенка наблюдается несколько признаков из перечисленных, лучше обратиться к врачу: педиатру или неврологу (если у родителей бывают подобные приступы). Не получается самостоятельно снять боль во время приступа — вызывайте скорую помощь.
Анемия
Снижение уровня гемоглобина в крови может вызывать головные боли, похожие на мигрени, особенно у девочек с началом полового созревания. На что обратить внимание:
- боль не связана с временем суток, погодой или усталостью;
- у девочек-подростков чаще возникает к концу менструации;
- у ребенка бледная кожа, он часто мерзнет, быстро устает;
- во время физических нагрузок бывает головокружение, тошнота, мушки перед глазами, сердцебиение и одышка;
- характерно извращение вкусовых и обонятельных предпочтений (нравится вкус земли, запах краски и пр.).
Чтобы подтвердить эту причину головных болей у подростков, достаточно сдать общий анализ крови.
Голод
Низкий уровень сахара в крови может вызывать головную боль. Поэтому причиной недомогания у здорового школьника вполне может быть пропущенный завтрак, скудный обед или слишком поздний ужин. Сопутствующими признаками гипогликемии являются:
- слабость;
- головокружение;
- потливость;
- агрессивное поведение или плаксивость.
После еды или сладкого чая головная боль быстро проходит. Однако подростки находятся в группе риска по развитию сахарного диабета. Понаблюдайте за ребенком внимательнее, чтобы исключить характерные симптомы. А если есть сомнения, отведите его в поликлинику, чтобы сдать кровь на сахар.
Плохое зрение
В норме ребенок напрягает глаза, когда рассматривает что-то в тетради, и расслабляет, глядя на доску. Если школьнику нужно и то и другое делать с напряжением глазных мышц, у него появляется головная боль. На что обратить внимание:
- голова болит после письменных предметов или чтения;
- после сна боль проходит;
- кроме боли может появится тошнота;
- ребенок щурится, трет глаза, низко склоняется над книгой, подходит близко к экрану;
- долго рассматривает написанное на доске, прежде чем дать ответ.
При этом качество зрения некоторое время может оставаться достаточным, чтобы видеть четко, поэтому беглая проверка глаз по таблицам ничего не покажет. Отведите ребенка к хорошему окулисту для полноценной диагностики. Головную боль могут также вызывать неправильно подобранные очки.
Синусит
Воспаление в придаточных пазухах носа обычно сопровождается температурой и насморком. Но у некоторых школьников насморк — перманентное состояние из-за аденоидита и частых простуд, а небольшую температуру можно и не заметить. Поэтому важным критерием синусита становится головная боль. Как распознать:
- боль локализуется четко в области лба или скуловых костей, может быть только с одной стороны;
- боль усиливается, если постучать зубами, наклонить голову вниз, попрыгать или похлопать подушечками пальцев по лбу или скулам;
- заболеванию обычно предшествует простуда.
Здесь нужна помощь ЛОР-врача. Оставлять синусит на самотек нельзя, так как возможны гнойные осложнения.
Дистония нервной системы
Для возраста 10-14 лет свойственны временные расстройства процессов возбуждения и торможения в вегетативном отделе нервной системы, который регулирует тонус сосудов и другие функции внутренних органов. Вегетативная дистония считается одной из причин нарушения венозного оттока из сосудов головного мозга, что вызывает головные боли у школьников. Как отличить этот тип боли:
- характерна метеозависимость;
- ребенок часто краснеет от волнения;
- если пальцем чиркнуть по коже, долго сохраняются белые или красные полосы;
- руки и ноги холодные, сильно потеют;
- при резком подъеме с кровати кружится голова;
- разница между частотой пульса в положении лежа и стоя более 15-20 ударов;
- входят в привычку «тоскливые» вздохи;
- ребенок чувствительный и эмоциональный.
Для такого школьника важно соблюдать режим дня, чаще бывать на улице, больше двигаться. От боли в голове также помогает массаж, отвлекающие методы, обычные анальгетики. Долгоиграющий эффект будет от закаливания и регулярного посещения спортивных секций.
Таким образом, головная боль у детей и подростков обычно не является поводом для серьезного беспокойства. Это не значит, что жалобы ребенка нужно игнорировать, ведь боль может быть сильной и мучительной. Однако проблема обычно решается коррекцией образа жизни и симптоматическим приемом анальгетиков: парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. Только в редких нужна серьезная диагностика и лечение.
Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительных целей и носят рекомендательный характер. При появлении симптомов, пожалуйста, обратитесь к врачу.
Напоправку.ру 2020
Болит голова от уроков
Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.
Причины головной боли у детей
Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода
При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.
Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.
Вегетососудистая дистония
Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.
Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».
Последствия травм и ранений черепа и головного мозга
Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.
Опухоль головного мозга
Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.
Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?
У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.
- Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
- Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
- Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
- Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.
Источники
- Kovalenko T., Tishchenko M., Vovk O., Mishyna M. THE INFLUENCE OF CONTRACEPTION ON VAGINAL MICROBIOCENOSIS CONDITION. // Georgian Med News — 2020 — Vol — N303 — p.40-44; PMID:32841178
- Cazae C., de Barbeyrac B. [Pelvic inflammatory diseases: Microbiologic diagnosis — CNGOF and SPILF Pelvic Inflammatory Diseases Guidelines]. // Gynecol Obstet Fertil Senol — 2019 — Vol47 — N5 — p.409-417; PMID:30878688
- Callealta I., Ganswindt A., Goncalves S., Mathew A., Lueders I. Detection of Simonsiella spp. in the Vagina of Lions and Leopard in Oestrus. // Reprod Domest Anim — 2018 — Vol53 — N6 — p.1605-1608; PMID:30066407
- Babu G., Singaravelu BG., Srikumar R., Reddy SV., Kokan A. Comparative Study on the Vaginal Flora and Incidence of Asymptomatic Vaginosis among Healthy Women and in Women with Infertility Problems of Reproductive Age. // J Clin Diagn Res — 2017 — Vol11 — N8 — p.DC18-DC22; PMID:28969122
- Kero K., Rautava J., Syrjänen K., Grenman S., Syrjänen S. Association of asymptomatic bacterial vaginosis with persistence of female genital human papillomavirus infection. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N11 — p.2215-2219; PMID:28681204
- Kaur J., Kalsy J. Study of pruritus vulvae in geriatric age group in tertiary hospital. // Indian J Sex Transm Dis AIDS — 2020 — Vol38 — N1 — p.15-21; PMID:28442799
- Donders G., Bellen G., Donders F., Pinget J., Vandevelde I., Michiels T., Byamughisa J. Improvement of abnormal vaginal flora in Ugandan women by self-testing and short use of intravaginal antimicrobials. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N4 — p.731-738; PMID:27933401
- Tansarli GS., Skalidis T., Legakis NJ., Falagas ME. Abnormal vaginal flora in symptomatic non-pregnant and pregnant women in a Greek hospital: a prospective study. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N2 — p.227-232; PMID:27738857
- Athanasiou S., Pitsouni E., Antonopoulou S., Zacharakis D., Salvatore S., Falagas ME., Grigoriadis T. The effect of microablative fractional CO2 laser on vaginal flora of postmenopausal women. // Climacteric — 2016 — Vol19 — N5 — p.512-8; PMID:27558459
- Lanowska M., Mangler M., Grittner U., Akbar GR., Speiser D., von Tucher E., Köhler C., Schneider A., Kühn W. Isthmic-vaginal smear cytology in the follow-up after radical vaginal trachelectomy for early stage cervical cancer: is it safe? // Cancer Cytopathol — 2014 — Vol122 — N5 — p.349-58; PMID:24478265
- Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
- https://lib.napopravku.ru/advices/detskoe-zdorove/u-rebenka-bolit-golova-ishchem-prichinu/.
- https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/school/11/.
- Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.