О. Хабиб O. Habib
Основоположник психоанализа испытал за свою жизнь многие виды боли. Особенно мучительны были головные боли (ГБ) в период с 1880 по 1900 г., а с 1929 г. и до смерти в 1939 г. Фрейд страдал мигренью. Богатый личный опыт послужил основой для создания психоаналитической теории боли.
Теоретические подходы Фрейда к мигрени. Интерпретация этиологии и патогенеза боли, особенно мигрени, постоянно менялась. Выделяют три этапа в развитии психоаналитической концепции боли: 1-й — нейрофизиологический, 2-й формируют концепции, появившиеся в процессе изучения истерии, 3-й этап — метапсихологические концепции.
Суть нейрофизиологической модели изложена в «Проекте для научной психологии»: боль порождает неограниченный приток внешней и внутренней энергии в нейронную систему, которая, в свою очередь, пытается защититься от нее; боль означает, что нейронной системе не удалось защитить психическую от проникновения извне огромных количеств энергии. В работе используется множество чисто механических терминов для объяснения психологических явлений — это ранняя попытка утвердить психологию как естественную науку.
Взгляды на мигрень были опубликованы в 1895 г. в обзоре монографии Мебиуса «Мигрень» (1894 г.). Этот труд был вновь «открыт» в 1983 г., он посвящен трем аспектам: эквивалентам мигрени, роли генетической обусловленности и «назальных» причин в ее возникновении. Как и Мебиус, Фрейд считал, что эквиваленты мигрени отличаются от мигренозных атак по характеру, частоте возникновения и течению. Он различал три вида эквивалентов — абдоминальную, спинальную и сердечную мигрень. Фрейд отвергал наследственную теорию, по-видимому, по личным причинам, полагая, что все связанное с наследственностью сулит плохой прогноз. Отвергая генетическую обусловленность мигрени, он мог надеяться на долгую и счастливую жизнь. Много внимания уделялось так называемому «назальному рефлекторному неврозу», о котором много говорилось в 1850 — 1900 гг. (E. Kraepelin был тоже вовлечен в исследование проблемы интеллектуального спада, обусловленного назальной обструкцией). Сторонниками назальной теории, помимо Фрейда и Fleiss, некоторое время были ранние психоаналитики Adler и Stekel. Дискуссии вокруг назально-рефлекторного невроза был положен конец во второй и последней работе Фрейда, посвященной мигрени («Мигрень: проверенные факты»). Фрейд считал мигрень полиэтиологическим заболеванием, при котором чувствительность к патогенетическим и триггерным факторам определяется уровнем стимуляции. Мигрень, связанную с сексуальными проблемами (пол, менструальная мигрень, беременность), Фрейд рассматривал как результат токсического воздействия некоей стимулирующей сексуальной субстанции, не находящей выхода. Он полагал, что аналогичное действие могут оказывать и другие химические субстанции, провоцирующие приступы мигрени раздражением твердых мозговых оболочек. Фрейд считал ядро тройничного нерва (иннервация dura mater) «центром» мигрени и не исключал, что в сферу рефлекторного влияния dura mater может входить и спастическая иннервация гладких мышц сосудистой стенки. Таким образом, Фрейд предугадал важность сосудистого и нейрогенного механизмов в патогенезе мигрени, что позднее было подтверждено в эксперименте и включено в ныне признанную гипотезу Moskowitz: нервные импульсы из патологически расширенных менингеальных артерий раздражают сосудистые ветви тройничного нерва .
На втором этапе развития теории Фрейд характеризовал боль как «актуальный невроз» токсического генеза (текущие конфликты порождают разнообразную соматическую симптоматику). Он считал актуальные неврозы непродуктивными с позиции психоанализа. Фрейд выдвинул гипотезу о том, что вызванная сексуальными токсинами ГБ может трансформироваться в истерическую и стать соматическим проявлением возбуждения либидо. Таким образом, сексуально-токсический синдром был ядром и I стадией развивающегося впоследствии психоневротического синдрома. При изучении истерических реакций у страдающих эдиповым комплексом боль рассматривается как доминирующий конверсионный симптом и символизирует существование какого-то конфликта в подсознании. Истерическая ГБ, в частности, базируется на фантазийных аналогиях, когда верхние и нижние части тела выступают как эквиваленты: волосистая часть головы — волосы лобка, щеки — ягодицы, губы — большие срамные губы, рот — вагина, при этом атака мигрени может символизировать насильственную дефлорацию или ситуацию исполнения желаемого. Фрейд рассматривал боль как компас в процессе психоанализа и пришел к заключению, что «первичное обнаружение» скрытых в подсознании конфликтов провоцировало боль, а аналитическое «лечение» этих конфликтов ее устраняло.
Суть третьей метапсихологической фазы изложена в приложении к работе «Inhibitions, Symptoms and Anxiety», где боль рассматривается как ключ в осознании своего тела. Боль помогает получить пространственные представления о частях своего тела (репрезентативное знание). В метафизическом плане скорбь и переживание потерь приобретают особое значение в понимании боли. Физическая боль порождает сильный нарциссический катексис «болящей части тела», что является причиной концентрации энергии в психической репрезентации этой части тела. Переключение с физической боли на психическую соответствует трансформации нарциссического катексиса в объективный.
Развитие фрейдовской психоаналитической теории боли, начатое в «Проекте для научной психологии» в 1895 г., завершилось этой метапсихологической концепцией, опубликованной в 1926 г. Теории конверсии и метапсихологии оказывали длительное влияние на психодинамическое понимание боли, ГБ и психосоматических расстройств.
Дальнейшее развитие психодинамической теории ГБ. Постфрейдовские психоаналитические исследования породили несколько новых концепций боли. Вплоть до 50-х годов оставалась популярной концепция конверсии эдиповых комплексов. С 60-х годов в понимании природы мигрени ключевые позиции последовательно отводились: динамическим аспектам в теории инстинктов, роли депрессии, механизмам конверсии, личностным качествам и нарциссическим механизмам. Ассоциированная с депрессией или возбуждением мигрень была выделена в свое время в отдельный синдром. Личностными особенностями страдающих мигренью занимались многие ученые. Wolff выделял такие качества, как навязчивые идеи, перфекционизм, выраженные социальные амбиции. Alexander, Fromm-Reichmann и Shafer ввели понятие typus migraenicus. Shafer полагал, что присущие этим людям личностные качества typus melancholicus обеспечивают им защиту от экзистенциальных страхов. Alexander считал, что мигрень является следствием блокировки выражения агрессивных эмоций, а значит, мигрень можно рассматривать как вегетативный невроз, вариант аффективного эквивалента.
Haas и Beck отметили у страдающих мигренью повышенную чувствитвительность к нарциссическим «травмам» и нарциссическую уязвимость. Они интерпретировали мигрень как попытку восстановить нарциссически раненое эго, с тем чтобы уберечь его от фрагментизации или психотической декомпенсации.
Egle и Hoffmann пришли к выводу, что для понимания психогенной боли важны следующие факторы: нарциссические и конверсионные механизмы, ресоматизация и познавательные механизмы. Эти ученые сделали попытку интегрировать психодинамические концепции в современные исследования боли, считая, что они необходимы для корректировки текущих психологических исследований ГБ, в которых в настоящее время доминирует бихевиоральная терапия. Egle выделял эмпирическую значимость биографических данных (внутрисемейные конфликты в детстве) и их психодинамических последствий в рамках различных теорий боли. Он выдвинул гипотезу о существовании специфических личностных качеств (возбудимость) у страдающих от боли и считал боль первично психическим явлением.
Заключение. Некоторые идеи Фрейда и концепции раннего психоанализа представляют исторический интерес, но на сегодняшний день явно устарели (назально-рефлекторный невроз, отрицание генетических механизмов, исключительно психогенная интерпретация мигрени). Другие идеи — конверсионные механизмы, вегетативный невроз, нарциссические аспекты, роль психосоциальных факторов — должны быть интегрированы в современные исследования по ГБ.
Бихевиоральная ориентация современной психологии ослабила позиции психоаналитических теорий боли и ГБ. В последних исследованиях психоаналитики пытаются получить эмпирические доказательства значения биологических, психологических и психосоциальных факторов в патогенезе боли. Психодинамический подход к ГБ и мигрени позволяет лучше понять их суть, но психодинамические концепции отнюдь не должны противоречить бихевиоральным. Они должны дополнять друг друга и стать частью современного биологического подхода к ГБ.
Литература:
Karwautz А, Wober-Bingol С, Wober С. Freud and migraine: the beginning of psychodinamically oriented view of ache a hundred years ago. Cephalalgia 1996;16:22-6.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И МЫШЕЧНЫЕ ЗАЖИМЫ
Чувства, эмоции и мировоззрение влияют на физическое тело, здоровье и благополучие. Тело как зеркало отражает наше психоэмоциональное состояние. По теории австрийского психолога Вильгельма Райха, специалиста по телесно-ориентированной терапии, всякое наше переживание может образовывать мышечный панцирь, задача которого сдерживать проявления отрицательного переживания.
А что думает на этот счет современная наука?
Для начала проводим самодиагностику и выявляем есть ли у нас такие очаги мышечных напряжений и энергоблоков. Ведь устранив причины, можно справиться и со следствиями. Причина усиления мышечного напряжения у людей — постоянное умственное и эмоциональное напряжение. Если ум и тело — единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу. Характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus — твердый) или мускульного панциря. Хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций; Заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания и связанные с ними фантазии из разных периодов жизни человека.
Устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема. Целезатравленность — состояние современного человека. Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент — держат людей в постоянном напряжении. Отсюда мышечные зажимы, спазм кровеносных сосудов, гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и многое другое. Всё остальное — причины вторичные.
Функция мышечного панциря — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту уменьшением своей способности к удовольствию.
Устранение мышечных зажимов достигается через:
- накопление в теле энергии;
- прямое воздействие на хронические мышечные блоки (массаж);
- выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
- спонтанные движения, танцетерапия, упражнения на расслабление, йога, цигун, холотропное дыхание и др.
Мышечный панцирь образуется в семи условных сегментах, состоящих из мышц и органов. Эти сегменты располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза:
- Глаза. Защитный панцирь проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется раскрыванием глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб; гимнастикой для глаз.
- Рот. Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Сегмент удерживает выражение плача, крика, гнева. Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц лба и лица.
- Шея. Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим позволяют крики, пение, рвотные движения, высовывание языка, наклоны и вращения головы и т.п.
- Грудной сегмент: широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания — средство подавления любой эмоции. Панцирь распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.
- Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Мышечный блок удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.
- Живот. Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные зажимы на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.
- Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.
Секторы мышечных зажимов:
- ЗОНА ШЕИ. Шея — очень важная область, своего рода и барьер, и мост между сознательным (голова) и бессознательным (тело). Рациональность, свойственная западной культуре, порой заставляет нас излишне полагаться на собственный разум. По данным исследований, изучавших, как люди воспринимают свое тело, размер головы во внутреннем представлении занимает в среднем 40-60% от размера тела (тогда как объективно, анатомически — около 12%). Такой «перекос» вызывается избыточной мыслительной деятельностью, непрекращающейся «ментальной болтовней», дающей ощущение, что голова переполнена, и невозможно ни восстановиться, ни расслабиться. При этом генерируемые головой тексты «не доходят» до тела, а тело просто игнорируется сознанием — возникает ситуация «отдельности», своего рода «головы профессора Доуэля». В этом случае важно сфокусировать внимание клиента на сигналах, подаваемых телом, чтобы мысли связались с ощущениями. Существует и обратный вариант «шейного барьера»: ощущения в теле существуют, и достаточно яркие, но они не интерпретируются, не выходят на уровень осознания. Для этой ситуации характерны различные боли психосоматического генеза, парестезии и пр., причин которых человек не понимает.
- ГОРЛОВАЯ ЗОНА. Локализуется в области яремной выемки и связана с блокировкой эмоций. Здесь отражаются проблемы взаимодействия с другими людьми (коммуникации) или с самим собой (аутентичность). Такой блок может возникать, если человек попадает в ситуацию, когда невозможно признаться себе самому в какой-то неприятной истине или сделать что-то, что грозит нарушить его идентичность («если я это сделаю — это буду не я»). Также в этой зоне отражается невозможность, запрет на осознание каких-то важных истин (то есть запрет на произнесение значимого текста или запрет на определенные действия: «если я это скажу/сделаю — это буду не я»). Длительно существующие проблемы в этой области грозят развитием заболеваний щитовидной железы, астмы, бронхолегочных нарушений.
- СЕРЕДИНА ГРУДИННОЙ КОСТИ. Эта область располагается за выступающей костью грудины, ниже яремной выемки, и в ней локализуется зона обиды. Субъективно ощущения здесь могут восприниматься как ком, шар, сгусток, «камень на сердце». При этом действительно происходит перегрузка канала перикарда, возникают сердечные расстройства. Для человека с такой проблемой характерно и специфическое выражение лица — выраженные носогубные складки, опущенные уголки губ — все это складывается в маску недоверия миру, обиды.
- ЦЕНТР ГРУДИ. По восточной традиции, посередине груди на уровне сердца располагается сердечная чакра, анахата — средоточие любви и эмоциональной открытости миру. Если в жизни человека нет места любви, то возникает иное базовое чувство — тоска, которая вызывает тянущее, сосущее ощущение в этой области. Также клиенты могут описывать его как присутствие черствой, сжатой, холодной, темной «субстанции». Поражение этой зоны, как правило, связывается с масштабными психотравмами, полученными в детстве, — в первую очередь, с холодностью родителей, детской покинутостью и пр.
- ДИАФРАГМАЛЬНАЯ ЗОНА. Захватывает зону диафрагмальных мышц и эпигастральную область. В телесно-ориентированной терапии эта область связывается с блокировкой, запретом на выражение любых эмоций — как хороших, так и плохих. Также здесь коренятся страхи финансового неблагополучия и социальной дезадаптации. При работе с этой зоной может ощущаться втянутость даже при объемном животе. Напряжение здесь похоже на ощущение после удара «под дых» — дыхание становится менее глубоким, «замораживаются» эмоции, плач, смех.Защитной реакцией организма на образование зажима (что сопряжено с застоем крови, лимфы и пр.) часто является образование жировой подушки.Также нередко возникают психосоматическая язва желудка, проблемы печени (в Китае печень считалась источником гнева), желчного пузыря. Зажим в диафрагмальной зоне характерен для людей, которые стремятся все контролировать, держать в себе. Для них типичны такие речевые обороты, как «я не могу себе это разрешить», «за все удовольствия надо платить» и т. п. Такжетакие люди стремятся постоянно обсуждать происходящее, генерировать умственные конструкции, видеть жизнь через призму схем.
- ОКОЛОПУПОЧНАЯ ЗОНА. Это зона страха, которая соответствует так называемому «поясу Райха», включающему и проекцию почек. Китайцы называли почки «кладбищем эмоций» и источником холода. После работы в этой зоне (а здесь применяются долгие «выдавливающие» движения) клиент может ощутить перераспределение холода по телу.
- ТАЗОВЫЙ ЗАЖИМ Со спины это область крестца, ягодиц, гребней подвздошных костей, спереди — низ живота и внутренние поверхности бедер. Райх связывал тазовый зажим с заблокированной сексуальностью. Если в результате сексуальной жизни не происходит глубокой разрядки, дающей ощущение целостности, то наблюдается глубокая спастика, жир, застойные явления в области малого таза. При наличии тазового зажима многие техники работы с жировыми отложениями малорезультативны, поскольку, как уже говорилось, они образуются в качестве защитной реакции организма. Лобный зажим — (каска невростеника), при постоянных, длительных напряжениях, общее переутомление. Челюстной зажим — сжимаются челюсти (агрессия) Область шеи — дегитальность — концентрирование ощущений, амбивалентность, двойственность. Грудной зажим — Бронхит, астма, зона конфликта между «хочу и надо». Середина груди — зона обиды. Диафрагмальный зажим — блокирует эмоции (держит всё в себе, зона психоза). Зона страха — Страх поражает почки и мочевой пузырь. Тазовый зажим — Низ живота, ягодичные мышцы.
Осторожно — гипертонус
Практически всегда мышечный зажим, который воспринимается как гипертонус, вызывает дискомфорт, ощущение напряжения и стянутости мышц, болевые ощущения. Кинезиотейпирование позволяет быстро решить эту проблему, а также показывает хороший результат, тем самым позволяет расстаться с проблемами, ставшими уже привычными.
Для записи на процедуру кинезиотейпирования вы можете позвонить по телефону + 7 (495) 540-46-56 в наш медицинский центр. Наши специалисты всегда рады помочь вам.
- Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
- https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Istoriya_mediciny_FREYD_I_MIGRENY_ZAROGhDENIE_PSIHODINAMIChESKIH_VZGLYaDOV_NA_PRIRODU_GOLOVNOY_BOLI_100_LET_NAZAD/.
- https://wikimed.ru/useful_info/emotsionalnoe-napryazhenie-i-myshechnye-zazhimy/.
- Guardia, «La Médecine à travers les âges».
- Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).