Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
«Перечень» ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Шатайло М.К. 1 Дорошина Н.В. 1 Елевтерова Е.Е. 1 Архарова О.Н. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье приводятся результаты клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ в прямой и боковой проекции 23 человек, играющих на скрипке, в возрасте от 6 до 43 лет. Целью исследования было выявить степень влияния игры на скрипке на возникновение деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной плоскости и определить факторы, оказывающие максимальное влияние. Представлено сравнение данных, полученных в ходе клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ лиц, играющих на скрипке, с контрольной группой, которую составили 10 обследованных, играющих на других музыкальных инструментах (фортепиано, гобой, домра и др.). Были обнаружены типичные изменения у играющих на скрипке, выявленные в процессе исследования: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица. При оценке пропорциональности лица выявили наличие изменений отношения морфологической высоты лица oph-gn к высоте нижнего отдела лица sn-gn в виде снижения высоты нижней 1/3 лица у 48% скрипачей. Также было выявлено, что степень выраженности морфологических изменений имеет прямую зависимость от длительности игры на инструменте и возраста начала обучения.
игра на скрипке
осанка
ассиметрия лица
1. Дибиров Т.М. Особенности диагностики и планирования хирургического лечения взрослых пациентов с асимметричными деформациями: дис. … канд. мед. наук. Москва, 2013. 270 с.
2. Брагин С.Е. Особенности клинических проявлений аномалий окклюзии зубных рядов у пациентов с постурологическими нарушениями: дис. … канд. мед. наук. Волгоград, 2015. 169 с.
3. Золотницкий И.В. Состояние зубочелюстной системы, профилактика основных стоматологических заболеваний, особенности ортопедического лечения музыкантов-профессионалов, играющих на духовых инструментах: дис. … докт. мед. наук. Москва, 2015. 87 с.
4. Herman E. Influence of musical instruments on tooth positions. American Journal of Orthodontics. 2010 no.80. P. 145-155.
5. Вакушина Е.А., Брагин С.Е., Брагин А.Е., Григоренко П.А., Кравченко В.Г. Клинический опыт применения цифрового комплекса BIO-РАК при лечении окклюзионных нарушений, ассоциированных нарушениями постуры // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2014. № 4. С.340-343.
6. Акоев З.У. Клинико-инструментальная оценка функционального состояния височно-нижнечелюстного сустава у музыкантов, играющих на скрипке: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 2010. 136 с.
7. Obata S., Kinoshita H. Chin force in violin playing. Eur J Appl Physiol. 2012. no.112(6). P. 57.
8. Лебеденко И.Ю., Акоев 3.У., Есенова 3.С., Золотницкий И.В. Определение тонуса жевательных мышц у музыкантов, играющих на скрипке // Образование, наука и практика в стоматологии» по объединенной тематике «3D- технологии» новое развитие стоматологии» 3D — «Думать. Действовать. Достигать»: сб.трудов VII Всероссийской научно-практической конференции (Дентал-Ревю, 8-12 февраля 2010 г.). 2010. С. 67-68.
9. Лебеденко И.Ю., Акоев З.У., Есенова З.С., Золотницкий И.В., Джанаева А.Т., Состояние функции височно-нижнечелюстных суставов у музыкантов, играющих на скрипке по данным аксиографии // Cathedra. 2010. № 33. С. 50-52.
На сегодняшний день доказано, что длительное воздействие сил или дополнительного давления на элементы зубочелюстной системы приводит к морфологическим изменениям лицевого скелета [1; 2]. Кроме того, в процессе формирования аномалий окклюзии у пациента могут наблюдаться существенные изменения в строении как лицевого отдела скелета черепа, так и специфические для той или иной формы аномалии окклюзии изменения постуры в виде нарушения гармонии строения и движения тела, изменения осанки и походки [3]. Одним из этиологических факторов возникновения постуральных нарушений и связанных с ними аномалий окклюзии и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава является игра на музыкальных инструментах [4; 5]. По данным исследований, распространенность аномалий окклюзии зубных рядов у пациентов на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата выше, чем у физически здоровых пациентов. Так, 62,24% пациентов имеют различные аномалии окклюзии зубных рядов, проявляющиеся на фоне нарушений осанки, что говорит о значимости вынужденного положения тела как фактора возникновения окклюзионных нарушений [6]. В частности, вынужденным положением сопровождается игра на некоторых видах музыкальных инструментов, что обуславливает возникновение профессиональных заболеваний. Это связано с тем, что музыканты во время выступлений и репетиций находятся в состоянии функционального перенапряжения, что может проявляться в виде деформаций лицевого скелета и патологий височно-нижнечелюстного сустава. В научных источниках достаточно широко освещено влияние игры на духовых инструментах на развитие деформаций зубов и зубных рядов [7], однако вопрос о связи морфологических изменений области лица с профессиональной игрой на струнных смычковых музыкальных инструментах изучен недостаточно. В частности, игра на скрипке предусматривает вынужденное положение головы в течение длительного времени, так как исполнитель использует нижнюю челюсть для фиксации инструмента [8]. Кроме того, влияние на зубочелюстную систему происходит и за счёт вибраций, направленных на кость челюсти, возникающих при различных техниках игры [9]. Считаем важным учесть, что обучение игре на скрипке начинается с 6-8 лет, в период активного роста и развития костей лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата в целом, что и приводит к возникновению различных деформаций. Также, по мнению ряда ученых, лица, профессионально играющие на скрипке, помимо этого, входят в группу риска заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, что может повлечь за собой их профнепригодность [10]. Причём с увеличением стажа игры на скрипке достоверно увеличивается разница асимметрии тонуса покоя и контракции жевательных мышц до и после игры на скрипке в сравнении с показателями мышечного тонуса музыкантов, играющих на других музыкальных инструментах [11]. Углубленное изучение влияния профессиональных занятий на скрипке на состояние зубочелюстной системы музыкантов позволит выработать систему профилактики возможных патологических состояний и предложить патогенетический план лечения и реабилитации, что очень важно для их здоровья и профессиональной деятельности.
Целью исследования было выявить степень влияния игры на скрипке на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях и определить факторы, оказывающие максимальное влияние.
Материалы и методы исследования
Проведён анализ 17 литературных источников по проблемам здоровья, оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний музыкантов-профессионалов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Проведено клиническое обследование и анализ фотографий и ТРГ в прямой и боковой проекции 23 человек, играющих на скрипке, в возрасте от 6 до 43 лет (рис. 1).
Проводилось сравнение данных, полученных в ходе клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ лиц, играющих на скрипке, с контрольной группой, которую составили 10 обследованных, играющих на других музыкальных инструментах (фортепиано, гобой, домра и др.).
При анализе фотографий в прямой проекции определяли:
1. Углы нижней челюсти справа и слева.
2. Углы, образованные касательными к телу нижней челюсти и средней линией.
3. Наклон головы.
При анализе фотографий в боковой проекции справа и слева определяли:
1. Положение головы.
2. Угол нижней челюсти.
3. Отношение sn-gn:n-gn.
4. Пропорциональность тела и ветви нижней челюсти справа и слева.
При анализе ТРГ в прямой и боковой проекции определяли:
1. Углы нижней челюсти (CoGoMe).
2. Углы, образованные Go-Me и средней линией.
3. Наклон головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом.
4. Соотношения N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me.
Рис. 1. Анализ фотографий: 1 — определение гониального угла; 2 — определение угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица; 3 — определение симметричности положения плеч
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа данных, полученных в ходе клинического обследования с использованием дополнительных методов (ТРГ, фотометрический анализ), были обнаружены типичные изменения у музыкантов, играющих на скрипке: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица (р≤0,05) (рис. 2).
Рис. 2. Частота типичных нарушений у играющих на скрипке, выявленных в процессе исследования
При проведении фотометрического анализа выявили, что у скрипачей левый гониальный угол, являющийся областью, на которую приходится максимальное давление при игре на инструменте, более острый, чем правый (p≤0,05). Также было обнаружено, что средняя величина гониального угла у музыкантов из контрольной группы больше, чем значение левого гониального угла у играющих на скрипке (р≤0,05). В контрольной группе углы слева и справа, как правило, были равны (p>0,05).
При изучении угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица, в среднем его значения слева были больше, но эти изменения были выражены минимально, что и подтверждается статистически (p>0,05).
Нами были выявлены типичные нарушения осанки в сагиттальном направлении, что выражалось в переднем положении головы к туловищу в 70% у скрипачей и в 30% у лиц из контрольной группы (p≤0,05).
Также были обнаружены характерные изменения положения головы в трансверзальном направлении: у 46% скрипачей отмечается наклон головы влево (сочетающийся в 76% случаев с более высоким положением левого плеча), тогда как в контрольной группе наклон головы влево обнаружили только у 10% обследованных (p≤0,05).
Нормальное положение головы было отмечено у 18% скрипачей и у 46% музыкантов из контрольной группы (p≤0,05).
Такая распространённость нарушений осанки в контрольной группе связана с недостаточным вниманием за положением тела со стороны самих музыкантов (или педагогов, в случае когда исполнителем является ребёнок) и не является профессиональной особенностью игры на данных видах музыкальных инструментов. В то время как вынужденное положение головы у профессиональных скрипачей является неотъемлемым условием игры на инструменте.
При оценке пропорциональности лица выявили наличие изменений отношения морфологической высоты лица oph-gn к высоте нижнего отдела лица sn-gn в виде снижения высоты нижней 1/3 лица у 48% скрипачей, тогда как в контрольной группе таких изменений не было обнаружено (p≤0,01).
Выявлены изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица: у скрипачей отношение в среднем составило sn-sto:sn-gn=1:2,8. В контрольной группе это соотношение было нормальным, т.е. 1:3 в среднем, что достоверно различно (p≤0,05). Полученные результаты говорят о тенденции к формированию аномалий прикуса в вертикальной плоскости, а именно, глубокой резцовой окклюзии/дизокклюзии у лиц, играющих на скрипке (рис. 3).
Рис. 3. Изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица
Также обнаружены характерные изменения в пропорциональности тела и ветви нижней челюсти справа и слева: у скрипачей длина тела нижней челюсти слева несколько короче правой стороны (p≤0,05). В контрольной группе таких изменений не выявляется, в среднем при анализе фотографий значения длины тела нижней челюсти слева и справа не отличались (p≤0,01).
Данные ТРГ в прямой и боковой проекции подтверждают результаты фотоанализа. При оценке углов нижней челюсти (CoGoMe), углов, образованных Go-Me и средней линией, наклона головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом и соотношений N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me были получены подтверждения результатов, полученных в ходе анализа фотографий .
Также была рассмотрена зависимость степени выраженности деформаций от возраста обследованных пациентов. При расчете степени асимметрии нижней челюсти и отклонений от нормальных лицевых соотношений было выявлено, что степень выраженности морфологических изменений имеет прямую зависимость от продолжительности игры на инструменте и возраста начала обучения (p≤0,05). Так, у обследованных скрипачей, стаж игры которых составлял менее 3 лет, степень деформаций была минимальна, разница между углами нижней челюсти справа и слева имеет наименьшее значение, степень выраженности нарушений осанки незначительна (p≤0,05). В то же время лица, играющие на скрипке более 10 лет, имеют более выраженные отклонения от нормальных параметров и, как правило, имеют сравнительно более существенную асимметрию костей лицевого скелета и значительные нарушения осанки (p≤0,05).
Также имеет значение возраст начала обучения игре на музыкальном инструменте. Развитие неблагоприятных явлений у юных музыкантов приходится на возрастной период 6-19 лет, когда происходит активное формирование опорно-двигательного и челюстно-лицевого аппаратов. В ходе работы было выявлено, что обследованные музыканты, играющие на скрипке с 5-6 лет, к моменту исследования имели более выраженные деформации по сравнению с теми, кто начал обучение в более позднем возрасте (после 15 лет) (p≤0,05) (рис. 4, 5).
В связи с этим возникает необходимость внедрения средств и методов профилактики возникновения аномалий окклюзии и морфологических изменений лицевого скелета у профессиональных музыкантов, играющих на скрипке. В первую очередь, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения постуральных нарушений вследствие гипертонуса отдельных групп мышц, вовлекаемых в процесс игры на инструменте. При раннем начале обучения игре на скрипке обязателен контроль со стороны педагогов и родителей за осанкой и положением головы ребёнка во время занятий. Рекомендовано соблюдение режима труда и отдыха с включением в период отдыха гимнастических упражнений для предупреждения перенапряжения мышц спины, головы и шеи. В частности, по мнению различных авторов, целесообразно применять миогимнастические упражнения для профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и предотвращения привычного смещения челюстей. Особенно показана миогимнастика при повышенном тонусе или спазме жевательных мышц, дискоординации сокращения жевательных мышц, чрезмерной подвижности головки нижней челюсти, щелканья в ВНЧС [12].
Рис. 4. Изменение соотношения sn-sto:sto-gn
Рис. 5. Степень выраженности разницы между углами нижней челюсти справа и слева, где голубым цветом отмечена контрольная группа, зелёным группа скрипачей
Выводы
1. Игра на скрипке оказывает существенное влияние на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях.
2. Продолжительность игры на инструменте и возраст начала обучения имеют максимальное значение.
Библиографическая ссылка
Шатайло М.К., Дорошина Н.В., Елевтерова Е.Е., Архарова О.Н. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА СКРИПКЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 5.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28178 (дата обращения: 10.05.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Голова может болеть у любого человека и по разным причинам, но важно знать, в каких случаях нужно обязательно обратиться к врачу. Мы поговорили с Ларисой Цукуровой, неврологом «Клиники Глазуновой», и узнали, какую головную боль правильно называть мигренью и чем вреден частый прием обезболивающих.
Невролог занимается заболеваниями нервной системы — нарушением структуры нервной ткани, ее химических реакций и функций.
Самые распространенные такие заболевания — это инсульты, предынсультные состояния и хронические сосудистые заболевания, которые приводят к нарушению движения, речи и ухудшению памяти. Большое количество больных обращаются с эпилепсией и похожим на нее заболеванием, связанным с потерей сознания. Неврологи работают также с осложнениями остеохондрозов — болями в спине и шее. Есть и достаточно редкие неврологические болезни — рассеянный склероз, миастения, наследственно-дегенеративные заболевания. Очень распространены жалобы на головную боль и головокружение.
Александра Цукурова
Врач-невролог
Какие причины могут быть у головной боли
Головная боль не всегда является серьезным неврологическим заболеванием. Иногда это просто результат перенапряжения, тревоги, недоедания и бессонницы. Даже головная боль от похмелья не выходит за пределы нормы. Если это боль эпизодическая, однократная, то она ничего страшного собой не представляет.
Часто к неврологам приходят с хронической головной болью напряжения. Стрессы приводят к гипертонусу мышц шеи, позвоночника, скальпа головы и сосудов внутри головы. Чаще всего такая боль проходит от простых действий — нужно поспать, поесть, выпить обезболивающее.
А вот головные боли, которые возникают резко, с приступами, которые продолжаются сутками и не снимаются обезболивающими, должны настораживать пациента и врача на приеме. Тогда уже нужно разбираться в причинах приступов и выяснить, мигрень ли это, боль из-за перепадов давления или боль, вызванная травмой головы.
Есть также класс головных болей, связанных с проблемами в позвоночнике, — травмами, сколиозами, смещениями позвонков, зажатием нервов. Это все имеет общее название — цервикокраниалгия. При таком виде боли есть смысл ходить к остеопатам и мануальным терапевтам.
Чем отличается мигрень от обычной боли
Мигрень носит интенсивный, нарастающий и распирающий болевой характер, она локализуется либо в левой, либо в правой половине головы, чаще за глазом. Головная боль усиливается при громких звуках, ярком свете, при физической и умственной работе. «Не кричите, у меня болит голова», — эту фразу часто можно услышать именно от человека с мигренью. Боль при мигрени может вызвать тошноту. После приступа часто хочется спать — такая боль очень выматывает.
Чаще всего мигрень бывает в молодом возрасте и чаще у женщин. Эта болезнь гормонозависима и может проявиться в определенную фазу цикла. Заболевание передается по наследству, чаще от женщины к женщине, и с возрастом проходит — к 50, 60 годам проявления мигрени становятся все менее интенсивны.
Мигрень может протекать как со зрительной аурой, так и без. Перед возникновением острой боли люди обычно замечают мелькание мушек перед глазами, некоторые даже начинают хуже видеть на один глаз. В этот момент как раз нужно принять противомигренозные препараты. Если у человека есть зрительная аура, необычные зрительные ощущения перед приступом, он заранее выпивает противомигренозную таблетку — и приступ уже не развивается. Купировать уже начавшийся приступ гораздо сложнее.
Какие факторы влияют на появление мигрени
Малоподвижный образ жизни является фактором риска очень многих заболеваний, и мигрени в том числе. Работа за компьютером требует определенной нагрузки глаз, что само по себе приводит к головным болям.
Спровоцировать мигрень могут алкоголь, курение, недосыпание или пересыпание, некоторые продукты (такие как сыр, орехи или шоколад)
Лариса Цукурова, невролог
Головную боль могут вызывать резкие запахи. Такая реакция говорит именно о склонности к мигрени. Что касается реакции на перемену погоды: да, это один из факторов. Перепады давления влияют на внутречерепное давление и тонус сосудов, но головная боль из-за погоды не обязательно может быть мигренью.
Почему при мигрени важно выбирать правильные лекарства
Часто при мигрени люди просто принимают широко разрекламированные препараты из класса спазмолитиков. На какой-то период головная боль уходит, но при новых приступах обезболивающие уже перестают действовать, при этом головная боль сохраняется ежедневно. Дело в том, что частый прием неподходящих обезболивающих приводит к так называемой абузусной головной боли — боли, вызванной лекарствами. Если минимум три раза в неделю на протяжении трех недель человек принимает обезболивающие, то химические реакции, которые происходят у него в организме, сами становятся причиной головной боли.
Это часто принимают за возникновение «толерантности» к препарату и меняют лекарство на более сильное. Но истинная причина в том, что анальгетики сами начинают провоцировать головную боль — пусть не такую сильную, но заметную.
Все препараты хороши, когда они используются по назначению. Спазмолитики эффективны в ситуациях, когда у пациента именно сосудистый спазм. Если у человека низкое давление, то мы используем препараты с кофеином, повышающие давление и улучшающие кровоснабжение. При мигрени мы выписываем для профилактики триптаны, противомигренозные препараты. Бороться с мигренью с помощью спазмолитиков неэффективно.
Для обследования нервной системы и мозга чаще всего неврологи направляют или на компьютерные исследования (КТ), или на магнитно-резонансные (МРТ). Часто используют электроэнцефалограмму. Направляют к окулисту для осмотра глазного дна, который может показать состояние сосудов части головного мозга и диск зрительного нерва. Если есть подозрение на травму головы, тогда направляют на рентген.
КТ — это исследование с помощью рентгеновских лучей, оно больше показывает костную структуру и общее состояние головного мозга. Хорошо исключает опухоли и инсульт. МРТ показывает более тонкие детали — практически на структурном клеточном уровне головной мозг в миллиметровых срезах. На МРТ можно увидеть и воспаления, и разрушения нервной ткани, и сосудистые изменения.
Бывают ли мигрени у детей
Мигренью могут страдать и дети. Диагностика у невролога в этих случаях такая же, особенностей никаких. Правда, бывает, что дети жалуются на головную боль родителям, а те не воспринимают это всерьез.
У совсем маленьких детей мигрень бывает редко. Но если ребенок не разговаривает и не может сказать о том, что у него что-то болит, доктора могут определить это косвенно — по ширине зрачков, по бледности, отказу от питания, вялости, отсутствию реакции на игрушки. Ребенок будет больше ложиться. У него будет рвота, не связанная с пищей. Любая головная боль вызывает желание уединиться, у детей в том числе.
Какой образ жизни лучше вести при мигрени
Сажать человека на пожизненный прием препаратов не рекомендуется. При мигрени лекарствами приступы скорее профилактируют. Поэтому при мигрени мы рекомендуем заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать, правильно и регулярно питаться. Мигрень очень зависит от режима. В том числе нельзя пить алкоголь, особенно красное вино. Оно содержит флавоноиды, которые действуют на рецепторы сосудов головного мозга и сужают их.
Снять приступ очень сложно — иногда приходится даже ставить капельницы в условиях стационара
Лариса Цукурова, невролог
Нужно учитывать, что любые занятия спортом, нагрузку и регулярность при наличии головной боли должен определять доктор. Перед тем как пойти в спортзал, нужно пройти обследование. При занятиях спортом опасно повышение давления — человек может не успеть скорректировать нагрузку, и у него произойдет разрыв сосуда и инсульт. Точно так же важно следить за сердечным ритмом. Если во время нагрузки произойдет сброс сердечного ритма, все органы придут в истощенное состояние, и человек потеряет сознание.
Как пережить приступ мигрени и что нужно знать близким
Во время приступа человека важно оставить в покое. Закрыть занавески, выключить телевизор, радио, убрать все шумы, разговаривать потише. Пациент обычно находит комфортное положение, лежа на боку. Хорошо помогают горячие грелки к ногам или перцовый пластырь на шею или плечи. Это отвлекает от головной боли. Если пациенту удается заснуть, то приступ мигрени может пройти во сне. Если заснуть не удается, есть рвота — без медикаментов не обойтись. Таблетки в таких ситуациях не действуют, нужно делать уколы с обезболивающими, прописанными врачом.
Мигрень — хроническое заболевание, которое остается с человеком на всю жизнь. Можно только увеличить период ремиссии. У кого-то между приступами может проходить месяц, у кого-то несколько лет. Но все равно при определенных условиях мигрень проявит себя. Страдающие мигренью должны хорошо быть информированы о своем состоянии и знать, как себя вести и что делать.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
- https://science-education.ru/ru/article/view?id=28178.
- https://e.yuga.ru/health/26.html.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
- Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».