Но ни к тому, ни к другому я не пошла. А отправилась к заслуженному врачу России Яну Голанду, который с 1964 года работает в Первой городской клинической больнице, построенной еще в 1889 году знаменитым психиатром Петром Кащенко. «Доктор, у меня или сглаз, или порча!» — с ходу выпалила я. «Это вы так считаете, — мягко поправил Голанд. — Успокойтесь, голубушка, у вас просто невроз…»
— Но ведь сегодня очень многие жалуются, что у них те же симптомы!
— Да, число больных неврозами за последние годы резко возросло. Причины чаще всего социальные. Кто-то потерял работу, кто-то не может свести концы с концами, не последнюю роль играет невежество. А такого невежества, как сейчас, в России не было очень давно. Результат — примерно 60-70 процентов мужчин, обращающихся за помощью, считают, что причиной их расстройства является порча или сглаз. У женщин показатель еще выше — 80 — 90 процентов. Если раньше, при советской власти, один мужчина из ста, заикаясь, краснея и бледнея, говорил: «Доктор, а вдруг у меня порча?», то сейчас подавляющее большинство больных уверены не только в том, что их сглазили, но даже знают кто.
— А как они реагируют на информацию о том, что проблема не в сглазе?
— Не соглашаются, приходится убеждать. Для этого есть масса приемов. Я, например, показываю (на видеокассетах) больных, которые так срослись с понятием, что их сглазили, так глупо и нелепо при этом жили, что, выйдя из невроза, сами удивляются, как такое могло быть… Многие на групповую терапию приходят, общаются с теми, кто побывал в шкуре «испорченного-сглаженного». Помогает. Начинают понимать, что причина нервного расстройства не порча и сглаз, а конфликт. С самим собой, с окружающими, на работе, с руководством, личный, сексуальный. Конфликт является причиной переживаний, волнений. Человек теряет сон, аппетит, не находит себе места, у него происходит частая смена настроений, появляются различные страхи… Человек обращается к целителям, увлекается различной потусторонней литературой, смотрит мистические телепередачи и укрепляется во мнении, что есть такие нехорошие люди, которые «испортили» его. А ведь симптомы порчи — это не что иное, как обычный невроз. Это головные боли, ком в горле, дрожат руки-ноги, болит желудок. Человек с высшим образованием будет чувствовать, что боли иррадиируют, а без образования скажет, что в животе жжет-печет. Сейчас даже вернулись грубые симптомы истерического невроза, описанные еще в средние века. Это люди, которые лают, кукарекают, мяукают, падают в припадках, изгибаются дугой, считают, что в них вселился бес. Культура человека определяет симптомы.
— А как объяснить, что многие идут при этом в церковь и церковь им помогает?
— Человеку объясняют причину болезни тем, что в него вселился дьявол, нечистая сила. Называется священник, который якобы может исцелить. В церкви «сглаженный» человек начинает падать, вопить, чревовещать. Эти же пациенты, когда приходят ко мне, начинают осознавать суть и смысл своего расстройства. Я не обращаюсь к сверхъестественным силам, а всего лишь объясняю пациенту, почему у него ком в горле, почему он падает, почему не может войти в церковь без истерического припадка. Невроз — это и внушение, и самовнушение. А когда невротики собираются все вместе, они воруют друг у друга симптомы! А потом выдают своим родным и близким. До революции были известны случаи, когда целыми деревнями люди лаяли, мяукали и квакали.
— А как объяснить, что женщины чаще, чем мужчины, считают, что их сглазили?
— Женщины более эмоциональны. Когда возникает какой-то конфликт, женщины не знают, что делать, а мужчины обращаются к старому известному антидепрессанту и снимают напряжение алкоголем. Кроме того, мужчина, если обращается к врачу, то склонен верить его объяснениям. С женщинами сложнее.
— Что же такое невроз? Болезнь?
— Это болезнь личности, когда нарушаются отношения личности с самой собой, с окружающими и снижается самооценка. Невротик — это скрупулезный ювелир скорбных переживаний. Инвентаризатор всех тех ощущений, которые были в течение дня, недели, месяца, а то и многих лет.
— Сколько выведение из невроза может занять времени?
— Все зависит от культуры, интеллекта, общего развития человека. Обычно пациент разбирается в течение сорока минут — полутора часов. Он выходит из состояния невроза, а дальше получает от меня всю необходимую информацию, потому что невроз — это болезнь неведения. Мой прадед психиатр Самойло Тимофеевич Руденко говорил так: невроз — это невежество, возведенное в ранг болезни. Задача врача — дать правильную необходимую информацию. Тогда пациент сам может найти ответ на простые вопросы — зачем, как и почему он заболел.
— Почему же люди верят в порчу и сглаз?
— Вот женщина жалуется — у нее головные боли, головокружение, она не может ездить в транспорте, боится войти в лифт, она постоянно вызывает себе «скорую помощь», и все видят, что она такая больная… Соседи сочувствуют, врачи лечат современными методами. Состояние остается прежним. Когда ее спрашивают, почему, она говорит: «Это порча, сглаз». А врачи не знают, как лечить порчу и сглаз, и вылечить ее не могут. Начинаешь беседовать с такой пациенткой — оказывается, у нее муж пьет и третирует ее. Здесь показателен случай, который любил рассказывать мой учитель, профессор Николай Владимирович Иванов на лекциях в медицинском институте. Он после окончания медицинского института получил назначение работать где-то под Иркутском, в глухом районном городишке. Как- то раз в его дежурство привозят женщину. Очень больную. Голова обвязана полотенцем, на животе — горячая грелка, в ногах — лед. Женщина изгибается в судорогах, кричит, плачет и размахивает руками. Он посмотрел — невроз. Говорит мужу, несите ее ко мне в кабинет. Муж заботливо, аккуратно, нежно, несет ее в кабинет, укладывает на диван. Входит профессор Иванов. Погружает больную в гипнотическое состояние, а затем говорит: считаю до десяти, вы открываете глаза и уходите — свежая, бодрая и энергичная. При счете «десять» пациентка отрывает глаза, просветленно смотрит на врача и говорит: «Спасибо, будущий профессор Иванов». Проходит неделя, другая. Привозят ту же женщину. Состояние — хуже прежнего. Муж заботливо несет ее в кабинет врача. Врач проводит сеанс гипноза. Женщина встает и бьет врача по лицу. «Когда я болею, мой муж не пьет!» Оказывается, такой женщине хочется думать, что ее сглазили. Она не может признать, что причина — в алкоголике-муже, и предпочитает думать, что ее сглазили. Опять-таки присутствует надежда, что муж посмотрит-посмотрит, пожалеет да и бросит пить. Психологически это легче — винить не мужа, а какую-то злую старушку, напустившую порчу.
— С чем еще приходится сталкиваться?
— Встречаются больные с так называемыми хульными мыслями. Есть такие верующие — стоит человек в церкви, и вдруг в голову приходит страшная шальная мысль — плюнуть на икону. Человек пугается, эта мысль противоречит его христианским убеждениям, он в ужасе выбегает из церкви. Возвращается — возникает то же желание. Это — особая форма невроза навязчивости.
Есть пациентки с нервной анорексией — хотят быть похожими на фотомоделей и манекенщиц, худеют, изнуряют себя диетами и становятся похожи на заключенных концлагерей. Порой у них выпадают зубы, волосы, наступают необратимые гормональные изменения, нередко все это заканчивается внезапной смертью.
— Я знаю, что среди ваших пациентов были потенциальные маньяки. Это тоже невроз?
— Это пациенты с сексуальными перверсиями, половыми извращениями. Да, такие были. Это садисты, эксгибиционисты — они могут нанести вред окружающим. Среди моих пациентов много гомосексуалов, которые приходят и просят помочь. Такой пациент говорит: я измучился, надоело скрываться, меня постоянно шантажируют, я хочу иметь нормальную семью. Я помогаю таким пациентам, у меня их было около семидесяти. Сейчас они ведут нормальный гетеросексуальный образ жизни, счастливы в браке, имеют детей, некоторые стали дедушками и бабушками.
— Такие отклонения тоже начинаются с невроза?
— Как правило, с такими расстройствами не рождаются, их провоцирует социальная среда, воспитание, детство, первые сексуальные впечатления, фантазии. Число пациентов с врожденными расстройствами — десятые доли процента. Сейчас, например, на телевизионных экранах много эпатажа — показывают, какие эти геи свободные, независимые, красивые. Но это не так. Большинство из них — страдающие люди, желающие изменить свою жизнь.
— Ваши методы лечения традиционны?
— Ну, есть, конечно, свои секреты.
— Ваше учреждение мало напоминает больницу.
— Да, мы старались уйти от казенной больничной обстановки. Картины, которые висят у нас на стенах, написаны самими больными. Их здесь около 150, сейчас готовится выставка картин душевнобольных.
— Вы по картине можете определить, что у пациента в душе?
— Можно определить, в каком состоянии пациент писал картину. Вот эта мрачноватая картина написана пациентом со страхом закрытого и открытого пространства. Он не мог ездить в лифтах, его водили за руку поводыри — в течение 27 лет. Он так и ходил — с поводырем, с карманами, набитыми лекарствами и с маленьким баллончиком кислорода — на случай, если не хватит воздуха и он будет задыхаться. Сейчас здоров, женат, двое детей.
На Новый год мы нарядили для больных и персонала елку, которую подвесили вверх ногами — как символ нашей современной жизни и символ нашего пациента с неврозом.
* * *
Когда я прощалась с Яном Голандом, в кабинете зазвонил телефон. Звонила мама очень аккуратной девочки. Девочки, которая постоянно моется. Ребенка привезли в пионерский лагерь, там девочка решила принять душ — ледяной, горячей воды не было, а затем все-таки отказалась оставаться в лагере — слишком грязно. Синдром навязчивости- одна из самых распространенных и тяжелых форм невроза. Люди постоянно моют руки, возвращаются по нескольку раз в квартиру, чтобы проверить, выключен ли газ, совершают прочие некие ритуальные действия. Невроз проявляется по-разному, а вот лечить его нужно одинаково — у психотерапевта. Не обращайтесь к народным целителям.
Как не нервничать по пустякам?
— Процитирую Марка Аврелия: измени отношение к вещам и будешь в безопасности. Если случилось плохое — радуйся, что ты достойно встретил это плохое. Невозможно, например, изменить вашего шефа. Но можно изменить свое отношение к его реакции на вас и ваших коллег. Отбрасывайте все эмоциональное, а рациональное — принимайте. Не нужно расстраиваться, приходить домой и думать, что он специально вас решил обидеть. Есть известная притча про монахов, старого и молодого, которые на берегу горной реки увидели прекрасную девушку. Молодой монах перенес девушку через бушующий поток, и они пошли дальше. Вечером старый монах говорит молодому: «Как ты посмел подойти к девушке, взять ее на руки? Ты же монах!» А молодой ему отвечает: «Да, я ее перенес через реку и поставил на землю. А вот ты несешь ее до сих пор — в голове». Так вот — не нужно ничего лишнего носить в голове.
В церке будьте бдительны.
ОСТОРОЖНО ПОРЧА В ЦЕРКВИ
Маги , колдуны , ведьмы , бесноватые, одержимые специально посещают церковь, чтобы не дать вам возможности настроиться на молитву, сбить вас с толку, отбить желание посещать литургию, забрать сон у детей, здоровье, нанести испуг или порчу — особенно детям.
Мне как целителю неоднократно приходится сталкиваться как бабули «кормят» детей, угощая их конфетами, печеньем . Мамы, бабушки, не позволяйте детям нечего брать в церкви, объясните ребенку — что это плохо, что у чужих ничего нельзя брать. Но если ребенку что-то дали заберите и отдайте тому, кто дал. Извинитесь, скажите, что ребенку нельзя перебивать аппетит, или выбросите собакам. Не разрешайте гладить детей по голове, читать над ребенком молитвы, а тем более заговоры. Дети — это чистые души и «темные силы» всегда будут, за ними охотится. На ребенке всегда должен быть нательный крестик. Который Освящен в церкви с распятием который не рекомендуется снимать. Это защита.
Люди приходит в храм для общения с Богом, получения помощи и духовной поддержки. Церковь является средоточием мощных энергетических потоков, образованных соборной молитвой. В храм люди идут со своими желаниями, бедами, горестями и просьбами. Там где есть плюс, там всегда присутствует — минус. Приходя в храм божий, молящийся человек — раскрывается, чувствует себя в безопасности. Человек теряет бдительность, а вот порча, которую могут навести в церкви, вполне реальна. Чаще всего порча в церкви происходит ненамеренно, когда всезнающие бабушки одергивают тех, чье поведение им не нравится, или бормочут с нареканием, на людей которые подали мало милостыни. Энергетическая « грязь», сброшенная на человека пришедшего помолиться , обычно прилипает достаточно быстро и сильно тем самым , производит длительное разрушительное действие. Но существуют и сознательно делаемые магами — магические ритуалы, о которых и пойдет речь в статье.
Люди, которые приходят в церковь редко, и не знают, куда нужно ставить свечи, являются идеальной мишенью для колдунов.
В храм , нужно входить, перекрестившись и с поклоном.
Колдуны и ведьмы стараются смотреть в глаза людям, взгляд их колюч, злой, можете почувствовать озноб или холод по спине и глаза постоянно «бегают». Очень тяжелую, даже смертельную порчу наводят и при помощи церковных свечей. Если ваша свеча сильно коптит, трещит -то это признак сильной порчи на здоровье или на ваше материальное благосостояние.
Поставив свою свечу «за здравие», следите, чтобы вашу свечу, никто не переставлял и не касался. Стойте возле своей свечи и молитесь, пока она не догорит до конца. Старайтесь не трогать чужие свечи.
Не допускайте, чтобы вашу свечу тушили, не меняли местами с другой свечой и не втыкали горящую свечу в другой подсвечник — все эти манипуляции могут обозначать, что на вас пытаются навести порчу.
Если вы стоите и держите свою зажженную свечу в руках, а кто-то просит позволения зажечь свою свечу от вашей, то вежливо откажите, и посоветуйте этому человеку зажечь свою свечу от свечей, стоящих на подсвечнике.
Никогда не ставьте свою свечу в гнездо, где уже стоят другие свечи. В церкви не положено зажигать свою свечу от зажигалки или спичек, можно зажечь от рядом стоящей свечи желательно только что зажженной.
Если вы почувствовали за своей спиной подозрительную возню, или кто-то вас толкнул или задел в практически пустой церкви, извинитесь и перейдите на другое место. Если человек стоит с горящей свечой в руке, но свечу держит не как положено, а горизонтально — скорей всего этот человек наводит порчу.
Лучше всего ставить в церкви восковую свечу можно не большую, поскольку она догорит быстро. Тушить свечу надо пальцами, а не задувать ее.
Войдя в церковь, произнесите про себя « Господи благослови».
Если в церкви вас ругают, проклинают не обращайте внимание. Отойдите — это болящие (бесноватые или одержимые бесом ) люди . А главное не бойтесь. Если у вас пошел страх, вы открылись. Темным силам это и нужно, с открытого человека проще качать энергетику. Мысленно вы должны подумать:
«Кого убоюсь, если со мной Господь Бог» Псалом Давида 26-й и читать 90-й» Да воскреснет Бог и расточатся враги его». В таких случаях попросите защиту у Господа, Пресвятой Богородицы, и помолитесь за этого человека так .» Господи сотвори благо этому человеку по милости твоей».
Почему, ведьмы столь активно занимаются своими грязными делами в церкви? Нет ли здесь какого-то парадокса или противоречия? Ведь церковные обряды, молитвы, иконы, ладан, кресты и подобная атрибутика, казалось бы, должна отпугивать темные силы !На самом деле, никакого особого «отпугивания» не происходит. Пара простейших приёмов позволяет «темным силам » ведьмам без каких-либо проблем посещать Храм, и даже принимать участие в христианских обрядах. Ведьмы используют для своих целей сильную энергетику, производимую большим скоплением людей, объединённых единой верой и одним ритуалом. Кроме того, многие старые церкви установлены на местах бывших ритуальных языческих поклонений. В таких Храмах ведьм бывает особенно много, ведь эти места обладают особой обрядовой силой. На таких местах служители языческих культов практиковали свои обряды с незапамятных времён, задолго до возникновения христианства. Так, что ведьмы приходят «работать» на свои «традиционные места», где раньше стояли каменные идолы, а теперь построены христианские церкви.
Церковь для ведьмы — это мощный источник энергии, а особые обряды позволяют манипулировать этой энергией с какой угодно целью: в церкви можно лечиться, можно делать несколько видов колдовской порчи, можно производить привороты и отвороты, и прочее. Конечно, принято считать, что церковь — это место, где вы общаетесь с Всевышним.
Чем сильнее порча — тем тяжелее человеку находиться в храме, если вообще он сможет туда зайти. Порченому человеку на литургии становиться плохо, его может трясти, кружиться голова, он будет порываться выйти, может быть, беспричинная дрожь, злоба, плакать.
Если Вас в церкви ругают — это тоже своего рода метод перебрасывания негатива на другого человека. Божий человек никогда не будет кричать в храме на прихожан и постоянно делать им замечания, стараясь намеренно вывести Вас из себя. В таком случаи отойдите и не обращайте внимания , не обижайтесь. Если вы почувствовали, что вам сделали порчу ,то обратитесь к специалисту для снятия ее. Сами вы ничего не сделаете.
Ангела хранителя.
Разные виды головной боли. Невролог объясняет, чем они отличаются и о чем говорят
Головная боль может служить симптомом сотни заболеваний, начиная от простуды, артериальной гипертензии, последствий перенесенной черепно-мозговой травмы, проявлением синдрома хронической усталости и заканчивая инсультом. Терпеть ее нельзя. И если одни и те же симптомы повторяются, нужно срочно обращаться к врачу. Почему? Давайте разберем наглядно.
Эдуард Терешко
врач-невролог первой категории медицинского центра «Парацельс»
Опоясывающая головная боль
— Чаще всего так проявляют себя головные боли напряжения — боли мышечного типа (которые, как правило, двусторонние) впервые появляются в любом возрасте, но чаще в 25-30 лет.
Обычно ощущения давящие, сковывающие, как будто череп стягивает невидимый обруч. Это наиболее распространенный тип головной боли. Сопровождается напряжением мышц черепа.
Среди причин можно выделить:
- эмоциональные (тревожность, депрессия, стрессовые и конфликтные ситуации в семье и на работе);
- нарушение режима труда и отдыха (монотонный труд или перегрузки на работе либо в учебе, недостаток отдыха);
- нарушения сна;
- сексуальные проблемы, которые провоцируют головную боль;
- дисфункция височно-нижнелелюстного сустава.
Такая боль может возникать время от времени либо каждый день на протяжении многих месяцев. Женщины страдают чаще.
Боль в шее и затылке
— Причина тут в проблемах шейного отдела позвоночника, которую, кстати, нередко провоцирует вынужденное положение тела в течение длительного времени, остеохондроз и остеоартроз, реже — невралгия затылочного нерва.
Частая проблема — так называемая текстовая шея (Text-neck). Одна из самых распространенных постуральных дисфункций — смещение головы вперед относительно вертикальной опорной линии. Возникает дисбаланс мышц шеи, их перегрузка, формирование триггерных точек, ограничение объема движений, сдавление нервов и как следствие — боль! Причина: работа за компьютером, чтение с мобильных устройств и так далее.
Важно откорректировать положение шеи и стараться держать осанку.
Эффективно: иглорефлексотерапия, массаж триггерных точек, мануальная терапия, блокада затылочных нервов.
— Редко, но бывает коитальная (оргазмическая) пульсирующая головная боль, которая возникает у мужчин во время полового акта. Появляется она из-за повышения давления и учащения сердцебиения. Проблема сосудистого характера. Если она возникает систематически либо сохраняется несколько часов — нужно обратиться к неврологу, исключить субарахноидальное кровоизлияние.
Боль в висках и/или в области лба, глаза или над глазом
— Тут разговор, скорее всего, будет идти о пульсирующей, тяжелой ноющей боли, которую относят к мигренозной или мигренеподобной боли (в зависимости от интенсивности, ее протяженности во времени и причин появления). Сопутствующими симптомами могут стать: тошнота, рвота, гиперчувствительность к свету, звукам и запахам.
В чем дело? Мигрень — это приступообразная периодически возникающая головная боль, которая сопровождается различными неврологическими и вегетативными симптомами. Страдают чаще женщины детородного возраста.
Развитие мигрени обусловлено совокупностью факторов окружающей среды и генетики. Приблизительно две трети случаев мигрени имеют семейный характер.
Применение лекарственных препаратов с целью предупреждения приступов мигрени показано только при частых (2 и более в месяц) и тяжелых приступах. Длительность лечения составляет в большинстве случаев несколько месяцев.
Рекомендую:
- избегать эмоционального и физического перенапряжения и голода;
- выяснить, какие продукты вызывают приступ (обычно это продукты с высоким содержанием биогенных аминов (шоколад, сыр, красное вино, грецкие орехи, шпинат, сельдерей, печень, тунец);
- вести здоровый образ жизни;
- научиться медитации, методам релаксации и биологической обратной связи.
Реже встречается пучковая (кластерная) головная боль. Она характеризуется приступами сильной сверлящей или жгучей односторонней боли, чаще в области глаза или за глазом, но может локализоваться периорбитально или в височной области, распространяться на щеку, мягкое небо, нижнюю челюсть, ухо или шею. Приступы начинаются в одно и то же время суток, чаще всего ночью, и возникают сериями. У мужчин бывают в несколько раз чаще, чем у женщин.
Характерна наследственная предрасположенность. На стороне боли слезотечение, покраснение глаза, заложенность носа, сужение зрачка, потливость лба или лица, отек века.
Психические нарушения и симуляция
— Головная боль, как и утомляемость, может быть основной жалобой у больных с психическими нарушениями. Психогенная головная боль наблюдается при депрессии (в том числе и маскированной) и тревожных расстройствах.
Для психогенной головной боли характерно то, что она постоянна, обычно двусторонняя, сдавливающая лоб, виски на протяжении многих недель и месяцев. Больные часто отрицают наличие у них депрессии и тревожности, поэтому основную роль в диагностике психогенной головной боли играет тщательно собранный анамнез.
Психические нарушения при головной боли могут развиваться вторично: из-за страха опухоли или инсульта. Этот страх часто выражается в навязывании врачу своего мнения о причине головной боли: «надо измерить давление», «проверить глаза» и провести другие обследования, если понадобится.
Боль в скулах и над глазами
— О такой боли свидетельствует невралгия тройничного нерва.
Боль может сосредотачиваться в области скуловой кости, верхней и нижней челюсти, вокруг глазницы. Приступы возникают спонтанно, много раз в сутки, провоцируются жеванием, разговором, бритьем.
Причина: опоясывающий герпес, переохлаждение, сдавление корешка нерва.
Лечение — назначение противоэпилептических лекарственных средств, анальгетиков, физиотерапевтических процедур, рефлексотерапии, иногда нейрохирургическое вмешательство.
Профилактика головных болей
1. Достаточный сон. Желательно, не менее 8 часов.
2. Закаливание (осторожное и постепенное), контрастный душ. Все это отлично тренирует вегетативную нервную систему.
3. Физические нагрузки. Нужно держать себя в тонусе, но не перенапрягаться.
4. Контроль за артериальным давлением. Головная боль — особенно частый спутник людей с гипотонией. Посещайте кардиолога, следите за артериальным давлением, ритмом сердца, корректируйте курс препаратов.
5. По возможности избегать сквозняков и переохлаждений.
6. Массаж. Его профилактический курс полезно время от времени проходить всем. Если страдаете от частых головных болей, особое внимание стоит уделить области воротниковой зоны.
Помните, каждый случай головной боли индивидуален. Не существует шаблонов в подборе лекарственной терапии. Обращайтесь только к специалистам.
Фото: Дмитрий Рыщук
- ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
- https://rg.ru/2003/08/24/Kakyaiskalalekarstvootporchiisglaza.html.
- https://celitel.com.ua/favicon/igri/177-kak-stat-dilerom-megafon/.
- https://mag.103.by/topic/67403-raznyje-vidy-golovnoj-boli-nevrolog-obyasnyajet-chem-oni-otlichajutsya-i-o-chem-govoryat/.
- Ковнер, «Очерки истории M.».
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».