Классный час «Будем милосердны к старости» классный час (6 класс) по теме
Классный час
Тема: Будем милосердны к старости!
Эпиграф: Мои года — моё богатство.
Цели:
1.Воспитывать у подростков чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к людям пожилого возраста;
2.Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли воспитанников, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки;
3.Формировать навыки толерантного поведения;
4.Учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
План
I Вступительное слово воспитателя (под музыку песни «Мои года- моё
богатство»)
Фронтальная беседа по вопросам
II Основная часть
1.Об отношении к пожилым людям (Слайды №1 — 18)
а) Священное писание;
б) «Поучение» великого князя Владимира Мономаха;
в) Указ Петра I « Юности честное зерцало или показание к житейскому
обхождению»;
г) слайды с демонстрацией пословиц об уважительном отношении к
старшим.
2. Демонстрация видеоролика с поздравлением Дмитрия Медведева;
3.Чтение стихотворения «Ходит наша бабушка»;
4.Размышление о проявлении милосердия к пожилым людям;
5.Отрывок из видеоролика о стариках;
6.Стихотворение « Идёт старуха…»;
7. Стихотворение «Человек не думает о старости»;
8.Чтение стихотворения «Стоит избушка у дороги …»;
9.Статья «Равнодушие»;
10.Беседа по содержанию статьи;
I1 .Сценка «Просто старушка»;
12.Беседа по вопросам;
13. Стихи Григория Остера;
14. Демонстрация видеоролика «Дорогие мои старики» (под аудиозапись песни Игоря Саруханова « Дорогие мои старики»);
III Подведение итогов.
IV Рефлексия
Ход классного часа
I Вступительное слово воспитателя (звучит аудиозапись песни в исполнении В. Кикабидзе «Мои года- моё богатство»)
Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы будем говорить о нашем отношении к людям старшего поколения. Это те люди, которые накопили не только годы и морщины, но, что самое ценное,- мудрость, огромный жизненный опыт. И самое главное — то, что своим опытом и мудростью они могут поделиться с теми, кто молод. Итак, тема нашего часа нравственности «Будем милосердны к старости!» А эпиграфом к нашему мероприятию я взяла строчку из песни на слова Р.Рождественского « Мои года — моё богатство »
(Слайды №1,2,3)
Фронтальная беседа по вопросам:
1.Кого называют «люди старшего поколения»?
2.Можно ли к этой группе отнести всех, кто старше вас?
З.Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?
4.Необходимо ли помогать старикам?
Воспитатель: С древнейших времён люди беспокоились об отношении
молодёжи к пожилым людям. Из поколения в поколение передавались
советы, наставления своим потомкам о том, как им жить, как поступать
мудро и справедливо. Эти советы называют ещё «заповеди», «заветы»- что
обозначает наставление, совет последователям, потомкам («Жить по заветам
отцов»). (Слайд №4)
Такие заповеди есть у каждого народа. Первые заповеди христиан отражены в Священном писании». ( Слайд №5) Одна из заповедей гласит: «Будь милосердным, помни о сострадании» А кто же как не старый человек нуждается в участии, сострадании и заботливом отношении!
Другая заповедь гласит: «Почитай старших, благогови» (Слайд №6)
Что такое «благогови»? В толковом словаре Даля «благоговение» означает глубочайшее почтение, значит, благогови — относись с глубоким уважением к старшим. (Слайд № 7)
До наших дней дошло «Поучение» великого князя Владимира Мономаха,
которое было написано еще в 1117 году, т.е. 894 года назад. Эти заветы не утратили своего большого значения и в наши дни. (Слайд №
Денису было дано задание выписать часть этих заветов. И сейчас он нам их зачитает.
Токарев Денис: «Дети мои, слушая эту грамотку, не посмейтесь, пусть она будет люба вам, примите её в сердце своё» — вот так звучит начало «поучения» великого Мономаха. Говорится в поучении и об отношении к старым людям: «При старых молчать, старшему покоряться…глаза держать к низу, а душу ввысь. Старых чтите, как отца»
Царь Петр I в 1717 году издал Указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» (Слайд №9).
О чём в нём сказано — нам зачитает Саша Нурчков :
«Во-первых,… дети должны отца и матерь в великой чести содержать…и когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле них не садиться… при них в окно не выглядывать. Когда говорят родители, речей не перебивать, а ждать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. Без спросу не говорить, отвечать тотчас и не дерзновенно…»
Беседа по вопросам:
1.Как вы понимаете эти правила?
2.Какие из них и сегодня нужны?
3.Расскажите, какие из перечисленных правил вы выполняете, а какие
нет?
Воспитатель: Одним из важнейших источников, раскрывающих
отношение к авторитету стариков, являются пословицы и поговорки. В
них подчёркивается житейский опыт и мудрость старого человека (Слайд№10)
Пословицы.
Старик, да лучше семерых молодых (русская) (Слайд№11)
Молодой работает, старый — ум даёт (русская) Молодой красив, старый умён (финская)
Век прожить — всякое пережить, старый умён, хотя и не силён (финская)
Спелое пробуй, старших слушай (монгольская) (Слайд№15)
Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку (узбекская)
От совета старых людей голова не болит (русская) (Слайд№17)
Кто старшего не послушался, в большую яму упал (чеченская) (Слайд№18)
Итак, народы всех континентов и во все времена призывали молодых людей уважать старость. В наше время тоже сложилась определённая норма уважения к старшим. Эта норма адресована вам, т.е. молодёжи.
Нам надо быть благодарными и признательными за всё, что создано старшим поколением, за всё, чем мы пользуемся сейчас.
Наше государство проявляет заботу о престарелых и пожилых людях.
Посмотрите и послушайте выступление президента РФ Дмитрия Медведева ко Дню пожилого человека.
Демонстрация видеоролика с выступлением Д.Медведева (1 мин.20 сек.)
Воспитатель: Сейчас мы поговорим с вами о проявлении милосердия к пожилым людям.
Старики, старики — наша радость и мука, Старики, старики — наша слава и свет.
На ступеньках крутых протяните им руку
И просящей руке не жалейте монет.
Старые люди есть почти в каждой семье: это дедушки и бабушки,
прадедушки и прабабушки. А сколько стариков мы встречаем с вами на
улице, в общественных заведениях. А сейчас мысленно вспомните,
помогли ли вы старой незнакомой бабуле сойти с крыльца, уступили ей
дорогу или место в транспорте, придержали дверь старику, чтобы он
смог пройти? Наверно, мало вспоминается таких случаев. А ведь
молодые люди просто обязаны старикам помогать, уважать и почитать
их. Вашему вниманию я хочу предложить стихотворение «Ходит наша бабушка» в исполнении воспитанника 5 класса Ильшата Ильямова.
Чтение стихотворения «Ходит наша бабушка»
Воспитатель: В юности человек всегда стремится к красивому, к романтичному, а старый человек обычно таких чувств не вызывает. (Слайд№18)
Часто молодым людям старики кажутся убогими, дряхлыми, немощными и некрасивыми. И действительно, как часто мы равнодушно проходим мимо пожилого человека и не всегда даже просто поздороваемся с ним! Кажется, старик думает о чем-то своем и ничего не замечает вокруг, а мы ошибочно думаем, что кроме своего внутреннего мира ему ничего неинтересно. Встречаются и такие пожилые люди, что идут и сами с собой разговаривают. И, конечно же, такого человека каждый старается обойти стороной.
Халимов Батыр
Идет старушка, одета странно
Руками машет, пальцем тычет.
Бормочет нудно и не складно,
Как будто бы ребенок хнычет,
И парень молодой свернул с дороги.
Он бабушки седой стыдится.
И только мне старушке этой
Хотелось в ноги поклониться!
Воспитатель: Бывает, что над стариком молодые и посмеяться могут. Они совсем не думают о том, что неизвестно, какими сами будут в старости. И их же пренебрежение и насмешки могут вернуться к ним бумерангом в дальнейшем. Нужно с пониманием относиться к странностям стариков. Старость и одиночество чаще всего идут бок о бок. К сожалению, мы не всегда думаем об этом, пока молоды. В повседневных заботах мы часто не замечаем, что рядом чья-то боль, чьё-то страдание.
Воспитанник Соколов Алексей:
Человек не думает о старости,
Человек не замечает старости,
Так велось среди людей веками.
Но потом не хватит даже ста «прости»
Повиниться перед стариками.
Мы в лучах надежды душу греем.
Святы пред собой и белым светом.
Мы когда-то тоже постареем,
Умоляю, помните об этом!
Воспитатель: Очень часто от бессердечия и отсутствия доброты у окружающих страдают пожилые люди. Пока они трудятся в коллективах, не очень ощущают своё одиночество, но заслуженный отдых, на который его проводили сослуживцы, порой оборачивается целой сетью проблем: это и болезни, и инвалидность, и одиночество.
И жизнь бывает иногда беспощадна и сурова к старикам.
Воспитанники читают стихи.
Нурчков Саша:
Стоит избушка у дороги,
В ней бабушка одна живет.
Ее едва уж носят ноги-
Сегодня, завтра и …. Помрет.
Соколов Алексей:
Она жила и, как умела.
Преображала этот мир.
Работу всякую умела
И не жалела своих сил
Токарев Денис:
Но время быстро, быстро мчится
И силы нет его держать.
Ушли года как та водица
И не воротятся назад.
Вагизов Вадим:
Вот так и мы, как та старушка
Придем к такому рубежу.
Нам забывать о том не надо.
Что мы у стариков в долгу.
Воспитатель:
Пусть не черствеют ваши души
И пусть сердца не тронет лед.
Не забывайте вы об этом,
Вас в жизни тоже старость ждет!
Воспитатель: Именно по отношению к пожилым людям определяется благородство и уровень нравственного развития человека. Быть снисходительным, терпеливым в отношении к старикам — это признак воспитанного, умного и доброго человека. Только у человека с добрым сердцем старые люди не вызывают раздражения, и пренебрежения.
Воспитатель:
У стариков уже силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей.
Без которых не было б нас!
Не всегда мы внимательны даже к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в жизненных ситуациях. Внуки, вроде бы, и любят стариков, но позволяют себе пренебрежительное отношение к ним, могут перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги. А что делать старикам? Смиряться, терпеть и прощать. Сколько трагедий происходит из-за равнодушия и черствости детей и внуков к своим престарелым родителям, дедушкам и бабушкам.
Вот, например, такая история произошла в городе Жуковском Московской области.
Чтение статьи «Равнодушие»
Саша Горин-ученик 11 класса, единственный сын у мамы, которая воспитывает его одна. И вот недавно мама привезла из деревни больного старика отца. Нельзя сказать, чтобы внук обрадовался этому, но дед оказался тихим и незаметным. Он почти не выходил из своей комнаты. Деда именно Саша приучил знать свое место и не соваться в Сашину комнату.
Поначалу тот, бывало, пробовал заговорить с внуком, погружался в воспоминания. Но кому интересны его старческие побасенки! Как-то однажды к Саше пришел в гости одноклассник Гена Вихрев. Юноши ушли в Сашину комнату и громко включили музыку. Но вдруг за стенкой раздался слабый хриплый старческий кашель.
-Кто это там? — спросил Гена
-Дед мой, не обращай внимания, он сюда не войдет — ответил Саша.
-А дедушке разве шум не мешает?- снова спросил Гена
-Нет, он уже привык.
-Знаешь, выключи,- смущенно попросила Гена.
Саша выключил музыку и Гена спросил у него: «А твой дед воевал на войне?». В это время дверь открывается и в щель просовывается худой сгорбленный человечек. Гена с ним почтительно поздоровался. Дед только успел сказать: «Здравствуйте, молодой человек!» — и тут же начал кашлять и задыхаться.
«Тебе чего, дед?» — недовольно спросил Саша. Дед прокашлялся и, вытирая слезы на глазах, ответил: «Да нет, внучок, ничего. Я только хотел…»
Саша раздраженно прервал его: «А раз ничего, так иди к себе. Сгинь и не мешай нам».
«Уйду, уйду,- жалко бормочет старик, — извини внучек» Гена недоуменно спрашивает: «Чего это ты с ним так? А может, ему нужно было лекарство или доктора вызвать?»
Саша беззаботно отмахивался: «Да брось ты! А то начнет свои байки про войну рассказывать — не переслушаешь!»
— Он что, воевал? — спрашивает Гена.
— Кажется, не знаю точно, — ответил Саша.
Гена собирается домой, Саша проводил его до двери. И тут он вспоминает, что ему нужно писать сочинение на тему «Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне». И тут Сашу осенило: «А ведь дед, наверно, что-нибудь да вспомнит». Честно говоря, Саше совсем не улыбалось идти к старику, слушать его слабый голос. Открыв дверь в комнату деда, Саша тихо спросил: «Дед, я к тебе, можно?». Ответа он не услышал. Старик лежал на кровати в какой-то странной позе, откинув голову. Открытые глаза неподвижно смотрят в потолок. И Саша с ужасом понимаем, что дед умер. А ведь он только что ходил, кашлял, извинялся. Почему же дед умер?
Вероятно, старику было плохо с сердцем, а Саша даже не стал его слушать, а попросту выгнал. И никогда, никогда теперь не узнать, что и как случилось, и никогда и ничем не загладить эту вину. Вот таким печальным образом закончилось Сашино равнодушие к родному человеку. Достаточно было просто выслушать деда и вызвать «Скорую медицинскую помощь».
Беседа по вопросам:
1.Как можно озаглавить эту статью?
2.Автор назвал статью «Равнодушие». Как вы думаете, почему?
3.Какой внук у дедушки?
4.Каково ваше отношение к Саше?
5.Почему он вам не понравился?
6.Скажите, Саша — мальчик добрый?
7.Чем он обидел дедушку?
8.Как вы думаете, понял ли Саша, что он в какой-то мере виноват в
смерти дедушки?
Воспитатель:
Помилуй, Боже, стариков
Всю жизнь работали их руки!
Истоптано немало башмаков
Но близок с ними час разлуки!
И вот в это-то оставшееся до вечной разлуки со старыми людьми время мы должны проявлять к ним заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, сопереживании, и добром отношении. А как тяжела старость, когда человек одинок.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку по рассказу Веры Осеевой «Просто старушка» в исполнении воспитанников младших классов.
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки!- крикнул мальчик, передал девочке свою
сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
-Это твоя бабушка?
-Нет,- ответил мальчик.
-Мама?- удивилась подружка?
— Нет!
-Ну, тётя? Или знакомая?
-Да нет же, нет!- улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка!
Беседа по вопросам:
-О чём эта история?
-Чему научил вас этот случай?
Воспитатель: Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить,- как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в своё время будут относиться наши дети и внуки.
Воспитатель: Об этом очень метко сказал в своих стихотворениях
замечательный поэт Григорий Остер.
Воспитанники читают стихи.
Савин Антон:
Когда состаришься — ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, всё равно
Стоять придётся там,
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далёким временам
Не станет их совсем!
Халимов Батыр:
Уступайте в транспорте
Место старым людям,
Ведь однажды старыми
Мы и сами будем.
Сесть захочет мальчик
Через много лет,
А ему ответят:
Обойдёшься, дед!
Если людям в старости
Уступать места,
Мы и сами запросто
Доживём до ста!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик
«Дорогие мои старики». Вглядитесь в эти лица… В добрые, спокойные
лица стариков. Каждая морщинка на их лице — след переживаний,
перенесённых бед, тяжёлых испытаний, слёз.
Демонстрация видеоролика «Дорогие мои старики».
Подведение итогов классного часа:
Воспитатель: Ребята, из страны детства и юности вы уйдёте в большую жизнь, где будет и радость, и страдание, и любовь, и боль расставания, и минуты счастья, спокойствия, и минуты отчаяния. И каждый из вас может дарить людям щедрость своего сердца, тепло своей души. Это то, в чём особенно нуждаются пожилые люди.
У нас в гостях ветеран нашей школы, участник ВОВ Мария Михайловна Гузаева. Она подготовила для вас стихотворение Н. Паршуковой «Не обижайте стариков». Дадим ей слово.
Не обижайте стариков.
Пусть эта истина банальна,
Их молодость прошла уже,
А старость — это постоянно.
Они за прожитую жизнь
Порой не очень сыто ели,
Работали и день, и ночь,
Хотели все стране помочь,
А отдавали ей здоровье.
Не обижайте стариков.
Не будьте к ним вы равнодушны.
Ведь им не очень много нужно.
Помыть полы, помочь рублём,
А может просто их послушать.
Поговорить, попить чайку
И расцветут тогда их души.
Не обижайте стариков.
Они обидчивы, как дети.
Ребячьи слёзы пустяки
Их тут же дети забывают
Но если плачут старики,
Как гвозди в душу забивают.
Не обижайте стариков.
И не гневите Бога.
Ведь к старости мы все придём,
У нас одна у всех дорога.
Воспитатель: Именно этими словами — не обижайте стариков — мне бы хотелось закончить наш классный час.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, о своём эмоциональном состоянии по ходу классного часа и в конце его, что вы чувствовали?
— Что нового вы узнали, чему научились?
— Как вы оцениваете своё участие в нашем сегодняшнем классном часе?
Воспитатель: Я очень надеюсь и верю в то, что наш классный час помог вам увидеть закат человеческой жизни по-новому. Я верю, что вы пересмотрите своё отношение к людям преклонного возраста, никогда не пожалеете своих и времени, чтобы облегчить жизнь пожилого человека. Берегите близких и относитесь уважительно к старикам. Они заслужили наше почтение и уважение. От них многому можно научиться, а потерпеть их немощи, наверно, не так уж трудно, правда?
Включается аудиозапись песни на слова Р.Рождественского «Мои года — моё богатство» в исполнении Вахтанга Кикабидзе.
У разных народов мира есть пословицы и поговорки, которые воспевают мудрость старости. Например: китайские: — Если в семье есть старец — значит в семье есть опыт. — Старый человек в семье — сокровище. — Родителям помогай при жизни. А вот японская пословица: — Родительское сердце приковано к детям, и потому старые родители так беззащитны перед безжалостными детьми. А это французская пословица: — каждый стареет так, как он жил. Русские пословицы похожи на мудрые наставления: — СТАРЦУ ПАКОСТИ НЕ ТВОРИ. — НЕ СМЕЙСЯ НАД СТАРЫМ, И САМ БУДЕШЬ СТАР. — СТАРШИХ И В ОРДЕ ПОЧИТАЮТ. — РЕБЁНКУ ДОРОГ ПРЯНИК, А СТАРИКУ — ПОКОЙ. — ОТ СОВЕТА СТАРЫХ ЛЮДЕЙ ГОЛОВА НЕ БОЛИТ. — УЧАТ ДОБРУ НЕ ДУРАКИ, А СТАРИКИ. — МОЛОДЕНЬКИЙ УМОК СТАРЫМ УМОМ КРЕПИТСЯ. — УВАЖАЕШЬ СТАРОСТЬ — В СТАРОСТИ УВАЖАТ ТЕБЯ. Да, молодость крылата и задорна, Да, зрелости под силу все дела. Но мудрых мыслей золотые зёрна Судьба в награду старости дала. А.Сурков Бессонница. КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ПРИСУЩИЕ КАЖДОМУ ВОЗРАСТУ. ДЕТСТВО: непосредственность, любопытство, любознательность, шаловливость, наивность, неопытность, непредсказуемость. ЮНОСТЬ: оптимизм, самолюбие, самоуверенность, ранимость, максимализм, своенравие, эгоизм, доверчивость, непрактичность, наивность. МОЛОДОСТЬ: вдумчивость, пытливость, упрямство, самоуверенность, ироничность, оптимизм, самоуглубленность, максимализм, самолюбие. ЗРЕЛОСТЬ: рассудительность, осторожность, практичность, взаимопонимание, опытность, неторопливость, авторитарность, категоричность, чувствительность. СТАРОСТЬ: неторопливость, рассудительность, сосредоточенность, беззащитность, ранимость, отзывчивость, снисходительность, опытность, практичность, доверчивость, терпеливость, мудрость. Вывод: Каждому возрасту присущи свои особенности» -справедливо заметил философ и блестящий оратор ЦИЦЕРОН. Для весенних весёлых ветвей Корни более, чем родня. Берегите старых людей От обид, холодов, огня. За спиной у них — гул атак, Годы тяжких трудов и битв. Но у старости — силы не те. Дней непрожитых мал запас. Берегите старых людей, Без которых не было б вас! Л.Татьяничева Берегите старых людей. В книге «Заветное» Д.С.Лихачёв даёт совет, как общаться с пожилыми людьми. « Общаться со стариками нелегко. Это ясно. Но общаться нужно, и нужно делать это общение легким и простым. Старость делает людей ворчливее, болтливее( вспомните поговорку «Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей»). Нелегко для молодых и переносить глухоту старых. Старые люди недослышат, невпопад ответят, перераспрашивают. Надо, разговаривая с ними, повышать голос, чтобы старики расслышали. А повышая голос, невольно начинаешь раздражаться (наши чувства чаще зависят от нашего поведения, чем поведение от чувств). Старый человек чаще обижается (повышенная обидчивость — свойство старых людей). Одним словом — трудно не только быть старым, но и трудно быть со старыми. И тем не менее молодые должны понимать: все мы будем старыми. И ещё должны помнить: опыт старых ох как может пригодиться. И опыт, и знания, и мудрость, и юмор, и рассказы о былом, и нравоучения. Старики не только ворчливы, но и добры, не только болтливы, но и отличные рассказчики, не только глуховаты, но обладают хорошим слухом на старые песни» (стр. 189-191) Наступит время, когда каждый из нас постареет и окажется на месте сегодняшних стариков. И чтобы наша старость была спокойной и безоблачной, надо сейчас её уважать, быть милосердными и снисходительными к пожилым людям. «Счастлив тот, кто предков с чистым сердцем чтит!»- утверждал Гёте. Мы продолжение наших предков. Они — наше начало. Уважайте старость, уважайте, Дедушек своих не забывайте, Бабушек своих боготворите, Как вторых родителей любите! ———- Не обидь свою бабушку словом, Она любит тебя, как мать. Не обидь её хмурым взглядом, Взглядом добрым её погладь. Самым нежным заботливым другом Может в жизни твоей она стать, В задушевных и теплых беседах Сможет мудрость свою передать. Если видишь, что бабушке трудно, Руку помощи ей предложи, Откажи ей немножко вниманья, О себе что-нибудь расскажи. Ты увидишь: из глаз потускневших Искры радости вновь побегут. И откуда возьмутся силы: Даже ноги быстрее пойдут! — — — — — — — — Отчего у бабушки Заболело сердце? Может, мне не следует За столом вертеться? Может быть, волнуется Бабушка, когда я Во дворе с мальчишками Играю допоздна? Трудно, может бабушке Стало мыть посуду? Нет, сердить я бабушку Никогда не буду! Помогать по дому ей Буду после школы. Станет снова бабушка Бодрой и весёлой. ( А.Стариков Заболела бабушка) Есть несколько историй из жизни, которые потрясают. Возможно, для кого-то они будут предостережением от ошибок. (рекомендую обратиться к текстам произведений: К.Паустовский «Телеграмма», А.Алексин «Прости меня, мама» и др.) Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве. Чтобы потом, когда уже невозможно что-либо поправить, вас не терзала совесть, стоит быть внимательнее к пожилым людям при жизни. Доброта, отзывчивость, бескорыстие, сочувствие, милосердие — именно в проявлении таких качеств нуждаются самые близкие для вас люди. Постарайтесь чаще радовать их! -«Живут старики дольше там, где их уважают, где они себя чувствуют лучше, где, как им кажется, больше приносят пользу своими советами» (Д.С.Лихачёв) — Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин) — Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. (И.Гёте) — Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями. (Б.Ауэрбах) Обратите внимание на слова Леонардо да Винчи: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи». |
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/01/31/klassnyy-chas-budem-miloserdny-k-starosti.
- https://loknaj.ucoz.ru/publ/oktjabrja_den_pozhilykh_ljudej/1-1-0-123.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.