Круглый год. Обрядовая поэзия.
«А что, девки, ведь пора бы уж и Кострому хоронить?» — вывернется какая-нибудь бойкая бабёнка из толпы. «А ну-те с Костромой-те! — отзывается недовольным тоном другая.- Мне намесь (намедни) хозяин (муж) говорил: грех, потому тут в песнях-то гроб поминают; слышь, на том свете за это язык вытянут да сковороду раскалённую лизать заставят!» — «Ну, ещё того света долго ждать, пока ещё вытянут, а теперь мы в вольную голову погуляем: иди, девки, кто хочет Кострому сряжать (одевать), а кому грех, тот на месте сиди, всего не переслушаешь туточки!»
И с весельем, гиканьем, шумом и смехом бежит целая ватага молодых девушек, женщин и парней хоронить Кострому. Из избы выносят деревянную скамью и ставят её посреди улицы; на скамью ставят корыто и начинается делание Костромы. Притаскивается большой пук соломы, и все находящиеся тут парни и девки делают куклу наподобие женщины, причём поют следующее:
Кострома моя Костромушка,
Моя белая лебедушка.
У моей ли Костромы
Много золота-казны.
У костромского купца
Была дочка хороша,
То Костромушка была!
Костромушка-Кострома,
Лебедушка-лебеда!
У Костромы-то родства —
Кострома полна была,
У Костромина отца
Было всемеро.
Кострома-то разгулялась,
Кострома-то расхвалилась.
Как Костромин-то отец
Стал гостей собирать.
Гостей собирать,
Большой пир затевать;
Кострома пошла плясать,
А чужие-то пританцовывать:
«Кострома-Кострома,
То Костромушка была!
Я к тее, кума, незваная пришла;
Я ли тея, Костромушка,
За рученьку возьму,
Вином с маком напою,
В хоровод тебя введу».
Стала Кострома поворачиваться,
С вина-маку покачиваться;
Вдоль по улице пошла,
На подворьице зашла,
На подворье костромское,
На купецкое.
Кострома ли Кострома,
То Костромушка была!
Костромушка расплясалась,
Костромушка разыгралась,
Вина с маком нализалась.
Вдруг Костромка повалилась:
Костромушка умерла.
Костромушка-Кострома!
К Костроме стали сходиться,
Костромушку убирать
И во гроб полагать.
Как родные-то стали тужить,
По Костромушке выплакивати;
А чужие-то плясать, притапывати:
«Была Кострома весела,
Была Кострома хороша!»
Кострома-Костромушка,
Наша белая лебёдушка!
В продолжение этой же песни женщины и девушки одевают чучело в сарафан и рубашку; голову повязывают косынкою и убирают цветами; на ноги надевают башмаки, и, убрав таким образом Кострому, девушки и женщины
кладут её в корыто. «Понесем Кострому!» — раздаётся команда. Сейчас же все тут стоящие парни одеваются в рогожи и идут вперёд; один из них берет лапоть, изображающий собою как бы кадило, и все шествуют медленно, не спеша. А женщины и девушки, покрыв головы белыми платками, берут корыто с куклою на руки и точно также медленно несут ее по направлению к реке; причём одна группа девушек, изображающая собой плакальщиц, поёт:
Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развесёлая была,
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла!
И к тебе ль, Костроме,
Сошлись незваные сюда.
Стали Кострому
Собирать-одевать;
Собирать-одевать
И оплакивать:
«Кострома, Кострома,
Костромушка моя!
У тебя ль, Кострома,
Блины масленые,
Браги сыченые,
Ложки крашеные,
Чашки липовые».
Пришедши к реке или озеру, Кострому разоблачают, снимают с нее все уборы и бросают её в воду, причём поют следующее:
Во поле было во поле,
Стояла берёза.
Она ростом высока,
Листом широка.
Как под этой под берёзой
Лежала Кострома;
Она убита — не убита,
Тафтою покрыта.
Девица-красавица
К ней подходила,
Тафту открывала,
В лице признавала:
«Спишь ли, милая Костромка,
Или чего чуешь?
Твои кони вороные
Во поле кочуют,
Дороженьку чуют».
Девица-красавица
Водицу носила,
Дождичка просила:
«Создай, боже, дождя,
Дождичка частого,
Чтобы травоньку смочило,
Костроме косу остру притупило».
Как за речкой, за рекой
Кострома сено косит,-
Бросила косу
Середи покосу.
В других населённых пунктах Муромского уезда в обряде наблюдаются некоторые любопытные изменения.
«Кострому хоронят» так: обряжают молодую женщину или девушку, кладут в ящик или корыто и несут её с причетом и воем до лесу; корыто ставят под берёзою и поют: «Во поле было во поле, стояла берёза». Под берёзу помещают «Кострому», вероятно, по недостатку воды в селении. Корыто с женщиною, изображающей собою «Кострому», оставляют в лесу и уходят назад с весёлыми песнями, а женщина или девушка, называемая «Кострома», уже после присоединяется к своим товаркам.
***
Чучело «Костромы» — мужчина, одну из находящихся тут молодых женщин выбирают в жены умершего Костромы, и когда вся процессия двинется в путь, то жена впереди всех идёт за корытом и причитывает: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки! …» и так далее. Когда же чучело кинут в воду, то изображавшая собой жену Костромы начинает плясать, говоря: «Поди, душа, прямо-таки в рай, таки в рай, таки в рай!»
***
Берут сноп соломы, одевают его в новый сарафан и платок, увешивают сноп лентами, цветами, потом несут до речки или болота; тут сноп кидают в воду, говоря:
Костромушка, Кострома,
Куда твоя голова?
К бесу, к лесу,
В омут головой?
***
Обычай совершенно исчез у взрослых, которые считают его за греховную забаву и приписывают ему: голод, болезни и другие народные бедствия.
В «Кострому> играют девочки, одна из играющих садится на траву, другая ложится к ней на колена, изображая собою «Кострому»; несколько других девочек ходят вокруг и поют следующее:
Костромушка, Кострома,
Лебедушка, лебеда,
Белая, румяная.
У Костромушки, Костромы
Блины с творогом,
Кисель с молоком,
Каша масленая,
Тёща ласковая.
Когда вся эта песня пропоётся ходящими вокруг девочками, то они начинают спрашивать у девочки, сидящей на земле: «Жива ль, Кострома?», девочка отвечает: «Жива». Так расспросы продолжаются до трёх раз, когда же после последнего вопроса получат ответ, что «Кострома» преставилась, все девочки начинают тащить «Кострому» за руки и за ноги, потом бросят и побегут от неё, крича: «Зелёные глаза!». «Умершая Кострома» вскакивает и ловит бегущих. Кого поймает «Кострома», то они уже вдвоём ловят остальных, изловят третью,- втроём и так далее до последней, тем и оканчивается игра.
Читайте также —
Кострома
В русской культурной традиции Кострома — сезонный мифологический персонаж, являющийся воплощением весны и плодородия. Он известен также украинцам, у которых именуется Кострубом или Кострубонькой. В календарной обрядности Кострома выступает как главный персонаж ритуалов троицко-купальского цикла.
И русское, и украинское имя восходят к слову «костра» («костерь», «кострика»), которое в восточнославянских диалектах означает «остатки культурных растений после их обработки», «жесткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части».
Обряды с Костромой, приуроченные к некоторым значимым датам весенне-летнего периода, были известны во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Обычно обрядовое действо совершалось в конце все-святской недели — в воскресенье, называемое в разных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем», — или в петровское заговенье; реже он приурочивался к Троице или Духову дню.
Образ Костромы создавался посредством изготовления чучела из растительного материала, что соотносится со значением имени персонажа, или обряжения человека. В последнем случае Кострому чаще всего изображала девушка или молодая женщина, которую выбирали участники обряда, иногда — парень, ряженный молодой девушкой. Особенностью облика Костромы являлось белое, с головы до ног, одеяние, а атрибутом персонажа была зеленая ветвь дуба.
Антропоморфное чучело из обмолоченного ржаного снопа или просто из соломы изготавливали в основном девушки и молодки, иногда — при участии парней. В Саратовской губернии в некоторых местах для создания основы чучела использовали донце от прядильного гребня. На чучело надевали женскую рубаху, пояс, платок, башмаки; в костромской традиции его облачали в нарядный сарафан молодицы, недавно вышедшей замуж. В Муромском уезде Владимирской губернии чучело одевали в костюм молодого мужчины. Xарактерной особенностью наряда Костромы, изображаемого как человеком, так и куклой, было украшение его зеленью и цветами.
Изготовление чучела Костромы сопровождалось исполнением песен, в которых рассказывалось о Костроме — дочери костромского купца, о ее богатстве и красоте, о пире в доме ее отца, после которого она «с вина-маку» расплясалась и вдруг повалилась и умерла. В Самарской губернии сцена смерти разыгрывалась двумя участниками обрядового действия: изображавший Кострому — знаком его была зеленая ветвь — «умирал» при появлении другого, ряженного в маску «Смерти» с атрибутом в виде сухой ветви.
Соответственно названию — «похороны Костромы» — обряд относился к типу «проводов-похорон». Кострому — чучело или лежащего неподвижно человека — под пение песен с поклонами укладывали в «гроб», представлявший собой носилки, колоду, корыто или простую доску. «Покойника» носили по селу, иногда обносили вокруг церкви и затем несли к реке, в поле или лес. Шествие с Костромой имело характер инсценированной похоронной процессии в пародийном стиле. Девушки и молодые женщины, несшие «гроб», покрывали головы белыми траурными платками, другие «оплакивали» «умершую»:
Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развеселая была,
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла
И к тебе ль, Кострома
Сошлись незванные сюда
Стали Кострому
Собирать, одевать,
Собирать, одевать
И оплакивать
Парни, возглавлявшие процессию, рядились священниками, «поп» махал «кадилом» — старым лаптем или камнем на веревочке. Если Кострому представляли в мужском облике, то за «гробом мужа» следовала его «жена», которая причитала: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки» В некоторых песнях о Костроме упоминаются и другие ее «родственники»: мать, сын, кума.
На берегу реки или в лесу «гроб» с Костромой устанавливали под березой. Во Владимирской губернии участники обряда делились на две группы, одна из которых окружала Кострому и старалась защитить ее, другая же стремилась выкрасть и разорвать чучело. Борьба практически всегда заканчивалась похищением Костромы. В Саратовской губернии, где в сцене смерти участвовал ряженный Смертью, молодежь защищала еще «живую» Кострому, весело кружащуюся в хороводе, от посягательств Смерти, которая появлялась со стороны леса. Но и в этом случае Кострома «погибала».
Обряд завершался ритуальным разорением соломенного чучела и потоплением его в воде или насильственным купанием ряженного в Кострому. После растерзания чучела с него обычно снимали предметы его убранства и лишь затем топили. В селениях вблизи г. Мурома при этом припевали:
Костромушка, Кострома,
Куда твоя голова?
К бесу, к бесу,
В омут головой!
В некоторых местах «гроб» с Костромой оставляли в лесу. В Саратовской губернии Кострому на носилках выносили в ржаное поле и там просто вываливали и оставляли на меже.
Обычно заключительная часть обряда сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием молодежи, играми. В некоторых вариантах ритуала всеобщая радость объяснялась «воскресением» Костромы после «смерти».
В народном сознании ритуальные похороны знаменовали собой переход от весны к лету. Не случайно в текстах обрядовых песен слово «весна» нередко используется как синоним Костромы:
Костромушку да наряжали
Девки весну провожали
Пройдет весна, да Троица,
Все забавы скроются.
Значение обряда связано с идеей весеннего возрождения сил природы. Его исполнение являлось магическим действом, направленным на получение урожая, а сама Кострома воспринималась как символ плодородия. С идеей плодородия соотносится эротический элемент в образе Костромы, свойственный большинству сезонных персонажей троицко-купальского цикла и более ярко выраженный в украинской традиции: при создании чучела Коструба, зачастую изображавшего мужчину, подчеркивались его половые признаки. Кроме того, с идеей продуцирования плодородных сил и обеспечения урожая связан мотив вызывания дождя, содержащийся в обрядах с участием Костромы и в сопровождающих их текстах. Так, во Владимирской бернии над Костромой во «гробе» пели:
«Спишь ли, милая Костромка,
Или чего чуешь?»
Девица-красавица
Водицу носила,
Дождика просила:
«Создай, боже дождя,
Дождичка частого,
Чтобы травоньку смочило
Костроме косу остру притупило»
Как это часто бывает в традиционной культуре при изживании значимости обряда и утрате его магического значения, «похороны Костромы» во многих местностях потеряли временную приуроченность к своим календарным срокам и превратились в игру, зачастую детскую, с игровым персонажем Костромой. Вместе с тем в игровых текстах сохранились детали, отражающие связь образа Костромы с архаичной и важной для мифологического сознания идеей цикличности жизни — как человека, так и растений. В игровых вариантах, достаточно редких, содержится сценарий полного жизненного цикла персонажа. Тексты же некоторых игр с участием Костромы представляют собой описания технологических процессов обработки культурных растений. Так, в детской игре, записанной в Xерсонской губернии, Кострубонька, находясь в центре круга участников, изображает все процессы обработки земли (пахоту, боронование), сева и уборки хлеба (жатву, вязание снопов), а также обработки зерна (обмолот, помол). После всего сделанного Кострубонька умирает, и его тащат в ров. Аналогичен сюжет брянской игры, где Кострома демонстрирует все приемы обработки волокна: она его мочит, мнет, треплет, чешет, прядет, затем снует нитки, навивает их на ткацкий стан, ткет, и, наконец, мочит и колотит холст. Закончив работу, Кострома заболевает, соборуется и умирает, но затем вскакивает и начинает танцевать.
Игра в Кострому имеет более широкое географическое распространение, чем сохранявшийся на рубеже XIX-XX веков земледельческий ритуал.
Читайте также
Кострома
Кострома В русской культурной традиции Кострома — сезонный мифологический персонаж, являющийся воплощением весны и плодородия. Он известен также украинцам, у которых именуется Кострубом или Кострубонькой. В календарной обрядности Кострома выступает как главный
Кострома
Кострома Кострома — воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает
Кострома
Кострома Кострома — в восточнославянской мифологии женский персонаж, являлась воплощение плодородия и весны. Во время обрядов провода весны её изображали в образе молодой женщины, которая была закутана в белые простыни, держала в руках дубовую ветку и шла в
Кострома
Кострома Кострома — в восточнославянской мифологии женский персонаж, являлась воплощение плодородия и весны. Во время обрядов провода весны её изображали в образе молодой женщины, которая была закутана в белые простыни, держала в руках дубовую ветку и шла в
Кострома
Кострома Кострома — губ. город, на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Костромы, на высоте 349 фт. над ур. моря. Площадь, занимаемая К.. равна 739 дес.; поверхность ее большей частью ровная, возвышающаяся к ЮВ и В. С СЗ, З и ЮЗ, по правому берегу р. К. и по берегу Волги, выше
Кострома (мифология)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 февраля 2020; проверки требуют 10 правок.
Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век
Кострома́ (укр. Коструб)[1] — сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в русской и украинской традиционной крестьянской культуре[2].
В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому[3], сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен (ср. похороны Ярилы, Масленицы, «Кукушки» и пр.). Данный обряд сохранился и ежегодно проводится в селе Шутилово Первомайского района Нижегородской области.
По мнению В. Я. Проппа, чучело Костромы являет собой средоточие энергии плодородия, которую при помощи обрядов стремятся передать полям.
Этимология имени[править | править код]
Имя Кострома и укр. Коструб происходят от слова костра́ (кострика, костеря, кострица), которое в восточнославянских наречиях обозначает злаковую мякину или солому, оставшуюся после первичной обработки льна и конопли.
Украинское «Кострубонька» происходит от слова коструб, что также означает «неряха»[4].
Обряды[править | править код]
Обряды с Костромой, связанные со значимыми датами весенного и летнего периодов были распространены во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Они совершались в конце всесвятской недели, в воскресенье, которое называлось в различных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем». Реже обряд совершался в Духов день[1].
Из растительного материала, соответствующего значению Костромы, изготавливалось чучело, либо персонажа изображала ряженая девушка, которую выбирали участники обряда; иногда это мог быть парень, переодетый женщиной. Особенностью облика Костромы являлось длинное белое одеяние, а основным атрибутом — зелёная ветвь дуба. Чучело из соломы или обмолоченного ржаного снопа (в Саратовской губернии для основы использовалось донце от прядильного гребня) создавали в основном девушки. На него надевали женскую рубаху, пояс, платок и башмаки. В костромской традиции чучело наряжали в сарафан молодицы, которая недавно вышла замуж, а в Муромском уезде Владимирской губернии использовали костюм молодого мужчины. Характерной особенностью наряда было наличие зелени и цветов[1].
В современной культуре[править | править код]
- Песня этно-группы Иван Купала — «Кострома»[5].
- Песня пейган-метал-группы Аркона — «Купала и Кострома» (на мотив русской народной песни «Порушка-Параня»).
- Песня пейган-метал-группы Butterfly Temple — «Купало и Кострома».
- «Кострома (мультфильм)» — советский мультфильм 1988 года.
См. также[править | править код]
- Марена (мифология)
- Кострубонька
- Купало
- Ярило
- Мавка
- Русалка
- Семик
- Чучело обрядовое
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Адоньева С. Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик
- Кострома / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 292. — ISBN 5-85270-032-0.
- Кострома, Коструб / Агапкина Т. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 633-635. — ISBN 5-7133-0982-7.
Ссылки[править | править код]
- Сторома — смерть бога на ржаном поле
- Троица 2005. Похороны Сторомы. Нижегородская область.
- ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- Ковнер, «Очерки истории M.».
- https://krainov1.blogspot.com/p/blog-page_31.html?m=1.
- https://info.wikireading.ru/36838.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F).
- Ковнер, «Очерки истории M.».