«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.
В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения[1].
Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.
Сюжет[править | править код]
Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.
Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».
На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.
В ролях[править | править код]
- Саша Жезляев — Сева Мухин (Муха)
- Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
- Саша Богданов — Лёва Булкин (Батон)
- Ира Обольская — Капа Тарарухина
- Денис Козлов — Миша
- Андрей Никитин — Гаврила
- Юля Шишкина — Даша
- Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель Мухи
- Николай Гринько — отец Мухи (роль озвучил — Игорь Ефимов)
- Татьяна Волкова — бабушка Мухи
- Павел Ростовский — Андрей Мухин
- Михаил Светин — Степан Степанович, Стакан Стаканыч (роль озвучил — Алексей Кожевников)
- Владимир Васильков — ударник
- Ростислав Чевычелов — флейтист
- Анатолий Коваленко — флейтист
- Борис Лебединский — гитарист
- Эдуард Левкович — гитарист
Съёмочная группа[править | править код]
- Автор сценария — Юрий Клепиков
- Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
- Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
- Художник-постановщик — Владимир Светозаров
- Композитор — Евгений Крылатов
- Звукооператор — Борис Андреев
- Режиссёр — Людмила Кривицкая
Награды[править | править код]
- Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
- Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)
Отзывы[править | править код]
Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»:[2]
Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах[3].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- М. М. Щедринский. Дополнительная дозированная засветка как техническое и художественное средство (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1978. — № 3. — С. 25-29. — ISSN 0040-2249.
Ссылки[править | править код]
- Данные о фильме в каталоге «Ленфильма»
- Аркус Л. Не болит голова у дятла. Киноведческая база «Чапаев». Проект журнала «Сеанс». Дата обращения: 2 мая 2020.
- «Не болит голова у дятла» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
«Не болит голова у дятла»
Снова повторяется скорая деревянная дробь. Муха радостно кричит:
— Мишка, дятел! Дятел!
На кухне. Маленькая седая старушка (спортивная рубаха, номер «5», «Торпедо») занята приготовлением завтрака. Вбегает Муха.
— Бабушка, дятел!
— Портфель собрал?
— Успею.
Прихватив кусок хлеба. Муха убегает.
В комнате в ожидании завтрака сидит за столом Мухин-отец (инструктор аттракциона «Парашютная вышка» в парке культуры и отдыха). Утро, как обычно, начинается у него с газеты «Советский спорт». Как и вся семья, Мухин-отец в спортивной рубахе с номером «5», только на нем динамовская. Не трудно догадаться, что, переходя из клуба в клуб, Андрей всегда остается самим собой — пятеркой.
— Папа, ты слышишь? — вбегает Муха.
— Портфель собрал?
— Дятел прилетел!
— Отстань.
Муха выбегает на веранду. Здесь стоит его собственность — ударная установка, три залатанных барабана и медные тарелки. Муха берет палочки, прислушивается и вступает в состязание с дятлом.
Андрей, разбуженный барабанным боем, садится на постели. С ненавистью смотрит на раскладушку брата и на фотографии джазовых знаменитостей, вырезанные из журналов.
Бедный Муха! Он еще не знает, что великан уже покинул кушетку, что фотографии уже сорваны со стены и что расправа близка. Великан выпрыгивает из окна на веранду.
Муха, будь он подогадливей, мог бы объяснить брату, что каждый, кто задумал отпустить красивую бороду, кажется сперва небритым и что каждый, кто хочет стать приличным ударником, сперва досаждает окружающим громом своего инструмента.
Палочки, вырванные из рук барабанщика, летят в пруд, что находится тут же, под верандой. Дар снисходительности еще не посетил великана:
— Будешь еще барабанить по утрам?
— Буду! — выпаливает Муха.
В пруд летят барабаны. Муха онемел от такой решительности. Брат поворачивается и уходит.
— Верста! Каланча! Телеграфный столб!
Великан возвращается. Очередь за медными тарелками. Сопротивление бесполезно. Муха пускает в ход испытанное оружие детства зубы. Не часто можно слышать, как орет укушенный великан. Зато и расправа сурова.
Болтнув ногами в воздухе, Муха летит в пруд. Брызги! Вспугнутый дятел описывает над прудом круг и садится на дерево. Муха выныривает, заляпанный тиной, увешанный водорослями. Тяжек путь самоутверждения! Быть ударником — это не марки коллекционировать и не жуков на булавки накалывать. Придя в себя, Муха орет наверх: «Все равно буду! Буду! Назло!»
Пока Муха занят вылавливанием барабанов, звучит красивый и ободряющий перестук дятла.
Муха наяривает на барабанах. Он снова улыбается. Счастливый возраст! Но берегись, Муха, берегись! Из дома с перекошенным от негодования лицом, в пижаме выбегает сосед. Это Степан Степаныч, парикмахер (прозвище Стакан Стаканыч). Как все неудачники, Стакан Стаканыч хмур, подозрителен и коварен. Сосед крадется за угол дома и вскоре возвращается с Мухой. Когда тебя ведут за ухо — это больно и унизительно. Муха сопротивляется. Но сила, как всегда, ломит солому.
Они поднимаются по лестнице. Муха извивается в жестокой руке. Стакан Стаканыча. Звенит телефон. Муха рванулся к нему, но сосед был проворней.
— Алло? Мухина? Которого?.. Тебе звонит дама, — сказал Стакан Стаканыч своей жертве.
— Дайте трубку!
— Помолчи!
— Это мне звонят!
— Слушай, девочка, тут вот какой нюанс, твоего кавалера сейчас будут пороть, позвони попозже…
Муха, изловчившись, нажал рычаг. Короткие гудки.
— Ха! Да у него самолюбие! — издевается сосед. Они продолжают путь.
Семья Мухиных завтракает.
— Вот пишут… на юге жара. — Отец откладывает газету. — Говорил матери: бери отпуск осенью. Теперь в самое пекло попала, разве это отдых?
Стук в дверь. Стакан Стаканыч вводит Муху. У соседа рябит в глазах от цифры «5», много раз повторенной на груди, на спинах и рукавах.
— Физкульт-привет! — едко ухмыляется сосед и, презрительно хмыкнув, удаляется.
Муха, мокрый, заляпанный тиной, жмется у двери. Жалкое зрелище!
— Господи! — вздыхает бабка.
— Ты почему в таком виде? — сурово спрашивает отец.
— Пусть он скажет! — Муха тычет в брата.
— Папа, он меня укусил, — жалуется великан.
— Ты кого кусаешь? Ты советский баскетбол кусаешь! Где ремень? — кричит отец.
— Оставьте его, — заступается бабка. — Не выйдет из него человек, так пусть хоть барабанщик получится. Чего стоишь? Портфель собрал?
Муха направляется в другую комнату. Ловко увертывается от руки отца, который хотел слегка съездить ему по заду, но промахнулся и чуть не упал со стула. Отец проводил младшего сына довольным взглядом и сказал:
— Андрюха, ты видел, какая реакция? Мальчишка-то ловкий, увертливый. Вот только маленький. Что из него получится, не знаю.
В комнате Муха видит сорванные со стены и брошенные на пол фотографии джазовых знаменитостей. Муха становится на колени, подбирает фотографии, трет накрученное ухо. За окном стучит дятел. Внезапно Муха улыбается.
Школьный двор.
Сегодня последний день занятий. Кто-то из старших школьников проверяет микрофон:
Один, два, три, четыре…
На столе появляется красная скатерть. Потом бронзовый колоколец. Ожидается ритуал «последнего звонка». Завуч, Федор Кузьмич, репетирует с крохотной первоклассницей ее речь, предназначенную для выпускников.
— Ты пойдешь вот сюда, к микрофону и будешь говорить. Ну, давай, повторим, как ты скажешь?
— Я скажу, — патетически начинает крошка. — Я скажу «Дорогие наши выпускники! Сейчас! Прозвенит! Последний! Звонок! Он! Возвестит!..»
— Седьмой «А»! Седьмой «А»! Строиться! Булкин, ты слышишь? — зовет классный руководитель Татьяна Петровна. — Строиться!
— Татьяна Петровна, а Федорова не хочет со мной поздороваться, — явно что-то замышляя, жалуется Лева Булкин (известен под кличкой Батон). — Федорова, ну посмотри на меня!
— Отстань! — отворачивается Ирочка Федорова (самая красивая девочка в седьмом «А»).
— Булкин, оставь Федорову в покое.
— Я хочу поздороваться с ней за руку.
— Федорова, поздоровайся с ним, ради бога!
— Очень надо!
— Батон, поздоровайся со мной, — протягивает руку Капа Тарарухина, готовая поддержать любое начинание.
— Я с тобой не хочу… Федорова!.. Ну Федорова!
— Булкин! — сердится учительница. — Если тебе так уж невтерпеж с кем-то поздороваться, поздоровайся со мной.
Батон не ожидал такого поворота. Помедлив, достает руку из-за спины. Не замечая подвоха, учительница протягивает руку. Хохот. На руке у Батона голубая плавательная ласта.
— Очень остроумно! — сухо говорит учительница.
— Я не хотел вас обидеть, — оправдывается Батон. — Чтоб я дусту объелся!
— Помолчи. Становитесь. Ровнее, ровнее! А где Мухин?
Татьяна Петровна смотрит на Федорову.
— А почему вы у меня спрашиваете? — вспыхивает Федорова.
Дом на Островах.
Муха выбегает из дома. Как всегда, в последний момент завязывает шнурок на ботинках. За воротами проходит, замедляя скорость, экскурсионный автобус. Слышен голос экскурсовода:
— А в этом доме живет знаменитый баскетболист Андрей Мухин.
Пассажиры дружно поворачивают головы направо.
Мухин бежит за ворота, возле которых маячат любители, пришедшие посмотреть на тренировку своего кумира.
Великан появляется на крыльце с гигантской авоськой, полной баскетбольных мячей.
В классе.
— В сентябре, — говорит Татьяна Петровна, — все вы сдадите сочинение на тему «Как я провел лето».
— Опять «Как я провел лето»?!
— Это ты, Булкин? Чем ты не доволен?
— Да что каждый год одно и то же!
Голоса.
— Батон, заткнись!
— Не все ли равно?
— Вечно он суется!
— Тихо, тихо! — вмешивается учительница. — Булкин, ты можешь предложить другую тему?
— А что, могу!
— Пожалуйста, встань и сообщи.
Батон встает. Класс поворачивается к нему
— Я предлагаю немного изменить тему.
— Ну ну? Как? — учительница настораживается. — Тарарухина, перестань хихикать!
Соседка толкает Тарарухину, изнемогающую от ожидания.
— Например, так: «С кем я провел лето?».
Класс с одобрением встречает эту идею, становится шумно.
Учительница удрученно смотрит на инициатора новой темы.
— Сядь, Булкин. Сядь и помолчи.
— А что?
— А то, что твоя тема двусмысленна и неприлична.
В классе глухой ропот.
— Почему? — не унимается Батон.
— Булкин, довольно! Или я отправлю тебя к Федору Кузьмичу.
— Не отправите, — улыбается Батон.
— Почему ты так думаешь?
— Потому что, во-первых, сегодня последний день занятий, а во-вторых…
— Ну, ну? Договаривай.
— А во-вторых, я вам нравлюсь. Разве нет?
Класс хохочет.
Учительница не может скрыть улыбки. Этот плут действительно, ей нравится. Но нельзя же признаться в этом вот так, прямо.
— Слушай, Батон… э-э… Булкин, — поправляется учительница.
— Вот видите! Вы даже называете меня, как друг!
Тут открывается дверь и появляется Муха.
— A-а, товарищ Мухин, — иронически встречает опоздавшего учительница.
Пожалуйста, проходите. Спасибо, что пришли.
— Не за что.
— Что скажете?
— Седьмой «Б» уже на воле.
— Верно! — орет Батон. — Играют в футбол!
Класс порывается к окну, чтобы убедиться в этом.
— Все по местам! Полная тишина! — стучит по столу учительница. — Посмеялись и хватит. Мухин, садись. О сочинении мы договорились. Запишите список литературы, с которой вам необходимо познакомиться на каникулах.
Муха занимает свое место. За одним столом с Федоровой.
Тарарухина страдальчески смотрит на Муху и Федорову. Рыжая соседка толкает ее, шепча.
— Где твоя гордость?!
Муха поворачивается к Батону.
— Привет, Батон, — протягивает руку.
Батон только и ждал этого. Рукопожатие. С ластой, разумеется.
— Ух ты! шепчет Муха. — На что меняемся?
— А что ты можешь предложить?
— Хочешь рассказы Мопассана?
— Старо!
— И «Лезвие бритвы»? В придачу.
— Фантастика?
— Ага.
— Договорились, — оба кивают головами.
— Мухин! — голос учительницы.
— А?
— Что мы сейчас записывали?
Муха растерян. Федорова подвигает ему свою тетрадку.
— Мы записывали…
Федорова показывает ему пальцем.
— Мы записывали… Вот, пожалуйста… Гоголь, Байрон, Мольер.
— Садись, Мухин.
— Спасибо, — шепчет Муха Федоровой.
Урок продолжается. Спустя немного Татьяна Петровна видит, как Мухин показывает Булкину большой палец, что, как известно, означает высокую степень удовлетворения.
— Мухин! Да что это такое! — не на шутку сердится учительница. — Марш к доске!
— Причешись! — шепчет Федорова Мухе.
Муха отчаливает от стола по направлению к доске.
В классе хохот. Муха шлепает по проходу в ластах.
Класс становится неуправляемым.
— Вон из класса! — негодует учительница.
…Муха шлепает по коридору школы. Старая нянечка перестает вязать и роняет клубок: ласты на ногах Мухи в первый момент напугали ее.
— К Федору Кузьмичу?
— Ага.
— Снял бы галоши-то.
— А-а…
…Дверь с табличкой «Завуч». Муха стучит. Входит. Грозный голос:
— В чем вина? Какой класс? Фамилия?
Муха отвечает в указанном порядке:
— Ласты. Седьмой «А». Мухин.
Завуч поднимает голову
— Мухин? Брат?
— Брат.
— Стыдно, Мухин-младший!
Начинается суровая проповедь. Но тут гремит звонок, и голос завуча пропадает заглушенный звонком, гвалтом и гамом, наполняющими школу.
Двор школы.
— Федорова, кого это ты поджидаешь? — ехидно спрашивает рыжая.
— А тебе какое дело?
— Знаем-знаем кого! — хихикает рыжая.
Федорова, заносчиво махнув косичками, поворачивается к ней спиной. У Федоровой портфель и ботинки Мухина. Несчастная Тарарухина — ах, как бы ей хотелось вот так же поджидать Муху и беречь его портфель и ботинки! — бежит прочь.
…Двор школы постепенно пустеет. Федорова ждет Муху. И вот он понуро выходит из школы. Видит Федорову. Радостная улыбка возникает на его лице. Федорова бежит к нему. Он шлепает навстречу в ластах, потому что другой обуви у него нет. О чем-то говорят.
Опершись на плечо Федоровой, Муха снимает ласты. Если бы сейчас их увидела Тарарухина, ее сердце разорвалось бы от ревности. А Батон, вероятно, сказал бы: «Это любовь. Чтоб я на рельсах уснул!»
Улица.
Муха несет два портфеля: свой и Федоровой.
— А что ты будешь делать летом? — спрашивает Муха.
— У нас же практика.
— А потом?
— Может, поеду в лагерь. А ты?
— Я тоже. А потом?
— Приеду из лагеря.
— А потом?
— Потом настанет осень, опять в школу.
Какой-то малый в кепке и шортах, на превосходном гоночном велосипеде, проезжая мимо них, крикнул: — Ира, привет!
— Здравствуй!
Муха нахмурился:
— Кто это?
— Это Валерка. Он удивительный!
— Чем это он удивительный? — задет Муха.
— А всем!
— Ну чем всем? Чем?
— А почему ты злишься?
— Кто злится? Никто не злится.
— Нет, злишься. Не спорь… Злишься. Я вижу. Очки надень, — огрызнулся Муха.
Он быстро идет вперед и обиженно сворачивает за угол. Федорова прячет улыбку — ей нравится вспыльчивость Мухи.
…Два портфеля лежат на тротуаре, возле арки, ведущей во двор.
Муха едет на створке тяжелых ворот. Раздается тонкий, переливчатый звук. Муха вопросительно смотрит на Федорову: Узнаешь?
— Ты же знаешь, у меня нет музыкального слуха.
— Федорова, ты что, глухая? Это же из «Май фейр леди»!
Федорова обиженно отвернулась…
На оживленном перекрестке Муха берет Федорову за руку. Миновав мостовую, он пробует возобновить разговор:
— А что ты будешь делать после школы?
— Поступлю в институт.
— А потом?
— Буду работать.
— А потом?
— Выйду замуж.
— За кого?
— Откуда я знаю!
— А потом?
— У меня будут дети.
— А потом?
— Потом я стану бабушкой.
— Кто? Ты? — смеется Муха.
— Ничего смешного. И у меня будут внуки.
— А потом?
— А потом… потом я умру…
— Как умрешь? Зачем? — останавливается Муха. Глаза его смеются. — А что будет со мной?
— А ты… ты будешь стучать на своих барабанах, и кататься на воротах, и задавать дурацкие вопросы! — выпаливает Федорова и быстро идет вперед, потом бежит. Муха бросается за ней.
— Федорова! Я тоже умру! Вот увидишь! В тот же день!
Это заявление привлекает внимание прохожих. Какая-то женщина даже останавливается и делает несколько шагов за Мухой, но тот уже далеко.
Клепиков Ю. Не болит голова у дятла // Клепиков Ю. Пацаны. Сценарии. Л.: Искусство, 1988.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%B4%D1%8F%D1%82%D0%BB%D0%B0.
- https://chapaev.media/articles/3228.
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.