«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.
В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения[1].
Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.
Сюжет[править | править код]
Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.
Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».
На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.
В ролях[править | править код]
- Саша Жезляев — Сева Мухин (Муха)
- Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
- Саша Богданов — Лёва Булкин (Батон)
- Ира Обольская — Капа Тарарухина
- Денис Козлов — Миша
- Андрей Никитин — Гаврила
- Юля Шишкина — Даша
- Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель Мухи
- Николай Гринько — отец Мухи (роль озвучил — Игорь Ефимов)
- Татьяна Волкова — бабушка Мухи
- Павел Ростовский — Андрей Мухин
- Михаил Светин — Степан Степанович, Стакан Стаканыч (роль озвучил — Алексей Кожевников)
- Владимир Васильков — ударник
- Ростислав Чевычелов — флейтист
- Анатолий Коваленко — флейтист
- Борис Лебединский — гитарист
- Эдуард Левкович — гитарист
Съёмочная группа[править | править код]
- Автор сценария — Юрий Клепиков
- Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
- Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
- Художник-постановщик — Владимир Светозаров
- Композитор — Евгений Крылатов
- Звукооператор — Борис Андреев
- Режиссёр — Людмила Кривицкая
Награды[править | править код]
- Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
- Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)
Отзывы[править | править код]
Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»:[2]
Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах[3].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- М. М. Щедринский. Дополнительная дозированная засветка как техническое и художественное средство (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1978. — № 3. — С. 25-29. — ISSN 0040-2249.
Ссылки[править | править код]
- Данные о фильме в каталоге «Ленфильма»
- Аркус Л. Не болит голова у дятла. Киноведческая база «Чапаев». Проект журнала «Сеанс». Дата обращения: 2 мая 2020.
- «Не болит голова у дятла» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
Не болит голова у дятла (фильм)
Не болит голова у дятла (фильм)
«Не болит голова у дятла» (1974) — советский художественный фильм о первой школьной любви, снят режиссёром Динарой Асановой по сценарию Юрия Клепикова.
В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой (затем кинорежиссёром).
Сюжет
Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.
Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».
На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Булкин сообщает об этом Мухе, тот приходит пешком в город и бежит на вокзал, за поездом, увозящем Иру…
В ролях
- Богданов, Александр — Лёва Булкин, «Батон»
- Васильева, Екатерина Сергеевна — Татьяна Петровна, учительница
- Васильков, Владимир Иванович — ударник
- Волкова, Татьяна — бабушка «Мухи»
- Гринько, Николай Григорьевич — отец «Мухи»
- Жезляев, Александр — Сева Мухин, «Муха»
- Козлов, Денис — Миша
- Конопацкий, Иосиф Николаевич
- Никитин, Андрей — Гаврила
- Обольская, Ирина — Капа Тарарухина
- Ростовский, Павел — Андрей Мухин
- Светин, Михаил Семёнович — Степан Степанович, «Стакан Стаканыч» (роль озучена Александром Демьяненко)
- Хроменков, Олег Герасимович — работник типографии
- Цыплакова, Елена Октябревна — Ира Фёдорова
- Шишкина, Юлия — Катя
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик: Динара Асанова
- Автор сценария: Юрий Клепиков
- Оператор-постановщик: Дмитрий Долинин
- Художник-постановщик: Владимир Светозаров
- Композитор: Евгений Крылатов
- Звукооператор: Борис Андреев
Награды
- Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
- Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)
Отзывы
- Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»[1]:
Интересные факты
- Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах[2][3].
Примечания
Ссылки
- Данные о фильме на сайте kino-teatr.ru
- Данные о фильме в каталоге «Ленфильма»
Wiki Foundation. 2010.
Смотреть что такое «Не болит голова у дятла (фильм)» в других словарях:
-
Не болит голова у дятла — Жанр мелодрама, фильм о школе Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Юрий Клепиков В главных … Википедия
-
НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА — «НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1974, цв., 73 мин. Мелодрама. « В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. В обвислой чуть ли не до колен… … Энциклопедия кино
-
Пацаны (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пацаны. Пацаны … Википедия
-
Никудышная (фильм) — Никудышная Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Валерий Приёмыхов В главных ролях Ольга Машная Михаил Глузский Кин … Википедия
-
Беда (фильм) — Беда Жанр драма Режиссёр Динара Асанова … Википедия
-
Жена ушла (фильм) — Жена ушла Жанр драма Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Виктор Аристов В главных ролях Елена … Википедия
-
Милый, дорогой, любимый, единственный (фильм) — Милый, дорогой, любимый, единственный Жанр Мелодрама Режиссёр Динара Асанова В главных ролях Кинокомпания Ленфильм Страна СССР … Википедия
-
Ключ без права передачи (фильм) — Ключ без права передачи Жанр драма, мелодрама Режиссёр Динара Асанова Автор сценария Георгий Полонский В главных … Википедия
-
Асанова, Динара Кулдашевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Асанов. Динара Асанова … Википедия
-
АСАНОВА Динара Кулдашевна — (24 октября 1942, Фрунзе 04 апреля 1985, Мурманск), российский режиссер, сценарист. Премия Ленинского комсомола (1977, за фильм «Ключ без права передачи»); Заслуженный деятель искусств России (1980); Лауреат Государственной премий СССР (1985, за… … Энциклопедия кино
«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.
В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения[1].
Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.
Сюжет
Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.
Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».
На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.
В ролях
- Саша Жезляев — Сева Мухин («Муха»)
- Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
- Саша Богданов — Лёва Булкин («Батон»)
- Ира Обольская — Капа Тарарухина
- Денис Козлов — Миша
- Андрей Никитин — Гаврила
- Юля Шишкина — Даша
- Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель «Мухи»
- Николай Гринько — отец «Мухи» (роль озвучил — Игорь Ефимов)
- Татьяна Волкова — бабушка «Мухи»
- Павел Ростовский — Андрей Мухин
- Михаил Светин — Степан Степанович, «Стакан Стаканыч» (роль озвучил — Алексей Кожевников)
- Владимир Васильков — ударник
- Ростислав Чевычелов — флейтист
- Анатолий Коваленко — флейтист
- Борис Лебединский — гитарист
- Эдуард Левкович — гитарист
Съёмочная группа
- Автор сценария — Юрий Клепиков
- Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
- Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
- Художник-постановщик — Владимир Светозаров
- Композитор — Евгений Крылатов
- Звукооператор — Борис Андреев
- Режиссёр — Людмила Кривицкая
Награды
- Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
- Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)
Отзывы
Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»:[2]
Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах[3].
Примечания
Литература
- М. М. Щедринский. Дополнительная дозированная засветка как техническое и художественное средство (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1978. — № 3. — С. 25-29. — ISSN 0040-2249.
Ссылки
- Данные о фильме в каталоге «Ленфильма» (недоступная ссылка)
- «Не болит голова у дятла». Фильмы (недоступная ссылка — история). Энциклопедия отечественного кино. Проверено 24 января 2013.
- «Не болит голова у дятла» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Не болит голова у дятла» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1974 году режиссёром Динарой Асановой.
В фильме сыграла свою первую роль Елена Цыплакова, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссёром. Кинокартина также стала первой в СССР, при съёмках которой использована технология дополнительной дозированной засветки киноплёнки для управления цветом изображения[1].
Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.
Сюжет
Семиклассник Сева Мухин по прозвищу Муха увлекается музыкой и учится играть на ударной установке. Он заворожённо смотрит из-за стекла на репетицию джазового ансамбля в местном клубе и тоже хочет сыграть в группе. Но пока за его музыку ему достаётся и от старшего брата-баскетболиста (главной знаменитости их городка), и от соседа-парикмахера «Стакана Стаканыча», который норовит в отсутствие Севы сдать его барабаны в металлолом.
Ещё Севе нравится девочка из их класса, красавица Ира Фёдорова. Они дружат, однако идеальными их отношения не назовёшь, они то ссорятся, то мирятся. К тому же Сева ревнует Иру к какому-то Валерке, о котором она говорит, что тот всё знает, даже «где у кузнечика уши».
На летних каникулах Севе удаётся собрать единомышленников и создать музыкальную группу. Потом он уезжает в летний лагерь. Тем временем Ира приходит к их однокласснику Булкину («Батону») и говорит, что уезжает, её отца-военного переводят в Мурманск. Ира сообщает об этом в письме Мухе, тот приходит пешком в город на вокзал и бежит за поездом, увозящим Иру.
В ролях
- Саша Жезляев — Сева Мухин («Муха»)
- Лена Цыплакова — Ира Фёдорова
- Саша Богданов — Лёва Булкин («Батон»)
- Ира Обольская — Капа Тарарухина
- Денис Козлов — Миша
- Андрей Никитин — Гаврила
- Юля Шишкина — Даша
- Екатерина Васильева — Татьяна Петровна, учительница, классный руководитель «Мухи»
- Николай Гринько — отец «Мухи» (роль озвучил — Игорь Ефимов)
- Татьяна Волкова — бабушка «Мухи»
- Павел Ростовский — Андрей Мухин
- Михаил Светин — Степан Степанович, «Стакан Стаканыч» (роль озвучил — Алексей Кожевников)
- Владимир Васильков — ударник
- Ростислав Чевычелов — флейтист
- Анатолий Коваленко — флейтист
- Борис Лебединский — гитарист
- Эдуард Левкович — гитарист
Съёмочная группа
- Автор сценария — Юрий Клепиков
- Режиссёр-постановщик — Динара Асанова
- Оператор-постановщик — Дмитрий Долинин
- Художник-постановщик — Владимир Светозаров
- Композитор — Евгений Крылатов
- Звукооператор — Борис Андреев
- Режиссёр — Людмила Кривицкая
Награды
- Медаль и диплом Лауреата Д. Асановой на II Ленинградском смотре творческой молодежи (1976)
- Звание Лауреата В. Светозарову на III Ленинградском смотре творческой молодежи (1978)
Отзывы
Дмитрий Савельев, журнал «Сеанс»:[2]
Название фильма отражает тот известный факт, что дятлы действительно не страдают от головной боли, хотя долбят дерево с частотой 12 тысяч ударов в день. За открытие причин, по которым у дятла не болит голова, американские ученые Иван Шваб и Филипп Мэю из Калифорнийского университета в 2006 году получили Шнобелевскую премию — оказалось, что это происходит вследствие особого строения черепа у дятлов, в котором кости имеют губчатую структуру и защищают мозг от сотрясения при ударах[3].
Примечания
Литература
- М. М. Щедринский. Дополнительная дозированная засветка как техническое и художественное средство (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1978. — № 3. — С. 25-29. — ISSN 0040-2249.
Ссылки
- Данные о фильме в каталоге «Ленфильма» (недоступная ссылка)
- «Не болит голова у дятла». Фильмы (недоступная ссылка — история). Энциклопедия отечественного кино. Проверено 24 января 2013.
- «Не болит голова у дятла» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Не болит голова у дятла (1974)
Первый полнометражный фильм Динары Асановой — «Не болит голова у дятла» (1974).
История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником, целыми днями барабанящем по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушающегося в стук дятла и находящего музыку в скрипе железных ворот, влюблённого в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная — картина.
Внешне даже банальная, избитая тема, как часто про это пишут — «о трудностях переходного возраста и первой любви». Однако в ней нет ни подделываемой под детскость наивности, ни умилённого взгляда взрослого — «ой, все мы такими были, всё пройдёт». Не пройдёт. Кажется, что проходит. Но чаще всего жизнь — это уход в сторону от того сущностного и важного, что начинало приоткрываться в детстве, когда ещё не было груза разочарований и цинизма, отупения от однообразной, где придётся, работы и столь же однообразных и скучных развлечений.
Взгляд авторов отстранён от мира взрослых, смотрит на него как бы боковым зрением, центр внимания которого сосредоточен на происходящем с подростками, через маленькие трагедии мальчишки говоря об этом мире больше, чем иные прямые и конкретные формулировки.
Такие трагедии проходят чередой через весь фильм — это и неприятие взрослыми увлечения мальчика, видящих в нём беспутную блажь и всего лишь раздражающий и всем мешающий шум, и сравнения со старшим братом — успешным спортсменом, правильным и образцовым молодым человеком, и бессилие перед безличной властью билетёрши в кинотеатре, запросто пропустившей выглядящую старше подругу, но запершая дверь перед носом Мухи, и вполне личной и неодолимой силой соседа, ломающего барабаны, и как апогей этой неодолимости — финал фильма, разлучающий Севу и Иру.
Зримое, воплощённое зло являет сосед «Стакан Стаканыч», этакий косный мещанин и гонитель юного дарования. Вроде бы фигура вполне понятная, даже заштампованная. Видимо, в своё время зрители однозначно считали этот образ и разделились на два лагеря — «нонконформистов», противников «гонителя», и ему сочувствующих. Булат Окуджава в своё время так написал (или сказал) о фильме:
Какой точный рисунок, какие достоверные детали! А персонажи! А сила чувства!.. Помню восторженные отзывы, и вдруг резкое неприятие из уст одного раздраженного человека: «Да я бы тоже морду набил этому парнишке с его барабанами. Жить нельзя…» Меня огорчил этот отзыв, но тогда я не подумал о явлении, о гибнущем поколении совсем юных, гибнущем, в общем, по нашей вине. Тогда это воспринималось как частное событие; я еще не успел сформулировать болезни общества, мне был симпатичен мальчик, отвратителен его гонитель и не менее отвратителен хулитель фильма, весьма просвещенный человек. Все это не воспринималось как обобщение, как предостережение — просто кинофакт, но, конечно, талантливый, яркий, незаурядный […] (Окуджава Булат. Составителю сборника // Динара Асанова: у меня нет времени говорить неправду. Составитель сборника Ф. ГУКАСЯН. Искусство, Ленинградское отделение, 1989. С. 377)
Простые схемы, простые оппозиции. Прямо видится за этим перестроечные препирания о «демократах» и «консерваторах», вылившиеся позже в либеральный зуд. Надо полагать, что Стакан Стаканыч — это персонификация «репрессивного государства», а Муха — стонущий под «тоталитарным прессом» интеллигент. Как всё у них просто было, а главное — желание за каждым вздохом каждого автора углядеть высказывание в определённом идеологическом ключе. Чего-то никто не задумался: а как быть и Мухе, и этому «Стаканычу», один из которых не может не играть, а другой — не может спать? И обоим одинаково необходимо.
Впрочем, Булат Шалвович был в чём-то прав — весь фильм пронизывает отчуждение и тревожное настроение, может быть незаметное явно, но чувствующееся неким внутренним напряжением, наводящее на желание более широкого обобщения. Но оно воплотилось отнюдь и далеко не только в фигуре соседа. В сценах с ним, может быть, даже менее, чем в других эпизодах — слишком уж карикатурен, нелеп этот сосед.
У нас уже лет так сорок каждое следующее поколение — «потерянное». Уже засеребрились сединой виски ровесников тех ребят из фильма, у них выросли свои дети, а у кого-то уже есть и внуки, прошелестели застойные семидесятые, отбушевали перестроечные восьмидесятые, мертвечиной худших перемен прокатились девяностые, вот кончаются бессмысленные своим бескомпромиссным абсурдом нулевые — а молодые всё так же «потеряны», о чём мусолятся бесконечные, впрочем, уже и неинтересные своей затасканностью разговоры, и мы раз за разом начинаем с нуля.
Но авторский взгляд — это и не повествование от лица подростка, это взгляд зрелого и сопереживающего человека. Не высокомерно воздающего по делам и прикладывающего мерку, а старающегося понять.
Может быть одно из самых значимых достижений Асановой — такой подход к работе с детьми, когда они становятся соавторами картины. Сама она так рассказывала в интервью о съёмках:
— Это ваш первый полнометражный фильм. […] Расскажите, пожалуйста, как вам удалось «сыграть» между собой таких разных ребят? Заставить их быть предельно естественными перед камерой?
— В том-то и дело, что мы старались поменьше их «заставлять». Заставлять заучивать роли, например. Сценарий был прочитан детям всего один раз. […]
— Исполнителей главных ролей — Лену Цыплакову, Сашу Жезляева и Сашу Богданова […] мы и в жизни стремились сдружить между собой. Ведь по сценарию они знали друг друга «тыщу лет». Пока готовились к съемкам, очень много гуляли по Ленинграду с Леной и двумя Сашами. Мы говорили о жизни вообще и о том, как бы нам по правде сделать наш фильм. [….]
Ребята наши оказались очень чуткими, нетерпимыми к любой фальши. Работали перед камерой наравне со взрослыми […]. Но самую большую высоту, безусловно, взял Саша Жезляев.
Мы отдавали себе отчет в том, что идем на риск, утверждая его на главную роль. Ведь сразу выяснилось, что у него полное отсутствие слуха. Но он оказался упрямым в достижении цели. Постоянно делал упражнения для рук, с палочками барабанными не расставался. И — победил! Все импровизации на ударной установке исполняет в фильме он сам. […] Но что еще более важно: он впервые открыл для себя, что и его может волновать и будоражить настоящая музыка. Все ребята за время съемок стали взрослее, мудрее, засветились изнутри тем особенным светом, который оставило в них соприкосновение с искусством. […]
(Корконосенко Н. Ленинские искры. 1975. 24 сент. // Динара Асанова: у меня нет времени говорить неправду. Составитель сборника Ф. ГУКАСЯН. Искусство, Ленинградское отделение, 1989. С. 98-100)
В том же интервью она говорила и о содержании фильма:
— После третьего дубля с поездом,- рассказывает мне режиссер фильма Динара Асанова,- Саша Жезляев, играющий Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»
Да, они многое постигали перед камерой, актеры-семиклассники, и несли зрителям свое потрясение. Наверное, потому невозможно смотреть на маленькие трагедии Мухи снисходительно взрослым взглядом: «Возрастное — это пройдет…»
Нет, не пройдет. Чувство собственного достоинства — оно или есть в человеке, или его нет совсем. Оно — как охранная грамота, не позволяющая ему стать пажом красивой девчонки, состоять «при ней».
Не пройдет и одержимость музыкой. Не взял Сева ростом — зато у кого еще такие гибкие руки и такой тонкий музыкальный слух? […]
— Нам было очень важно показать,- продолжает нашу беседу режиссер,- как из четырнадцатилетнего мальчика выкристаллизовывается личность. Как стремительно взрослеют рядом друг с другом Ира и Севка. Он — потому, что страдает, она — от столкновения с Севкиной неординарностью, бескомпромиссностью. […] Наша Ира Федорова пока не понимает, как ей повезло на детство, в котором был такой вот неуемный Муха. А Севка — эта самая что ни на есть нефальшивая нота на всю жизнь. Помните песенку: «Кораблик детства возвратится»? В самые критические минуты взрослой жизни будут вставать в памяти Иры требовательные и преданные Севкины глаза».
На съемках фильма «Не болит голова у дятла»
В сборнике, в состав которого вошло интервью, были и такие слова, принадлежащие Асановой:
Как и у первого моего фильма, у этого тоже необычное название: «Не болит голова у дятла». По этому поводу хочу заметить: ученые утверждают, что у дятлов бывает сотрясение мозга. От безуспешного ли постукивания или ненужного напряжения, этого никто еще не доказал… […] Не знаю, как дело обстоит с дятлами, но у нас еще до сегодняшнего дня головная боль из-за этого фильма. Он давно уже существует помимо нас, но мы все еще поглощены им. Фильм этот — попытка исследовать внутренний мир подростка. В пятнадцать лет он сопоставляет себя с окружающим его миром, пытается разобраться в своей индивидуальности, наталкивается на трудности при попытке переделать себя. Детям этого возраста — хотя детьми их, пожалуй, уже не назовешь — присуще острое желание обратить на себя внимание взрослых, дать им понять, что вот мы рядом, мы живы, у нас свои желания… Подростку часто кажется, что к нему проявляют слишком мало интереса. Поэтому поведение нашего героя нередко агрессивно, так он пытается утвердить себя.
В этом возрасте подросток обязательно хочет быть и любимым, и признанным. Его состояние определяется тем, что он уже не ребенок, но далеко еще не взрослый: с одной стороны, требования к нему предъявляются как к взрослому, с другой стороны, его наказывают, как маленького ребенка.
Эту драматическую неопределенность своего состояния подросток чувствует очень остро. Он не хочет понять, что в этой двойственности заложен плодотворный источник его духовного становления.
Фильм этот о подростках, но совсем не исключительно для подростков, он обращен и к взрослым. В этом вопросе самым важным для нас было найти интонацию, лишенную риторики и нравоучений, найти такой материал, с которым подросток мог бы себя отождествить. Историю, которая могла бы по-настоящему заинтересовать его. И найти такого героя, в котором каждый узнал бы себя.
Поэтому фильм пронизан лирической, романтической музыкой и спортом. Поэтому и сюжет его — история любви, и герой его — заурядный подросток, обещающий вырасти в необыкновенного человека. Это не означает, что он станет каким-то крупным музыкантом. Просто речь идет о талантливой личности.
Почти все — и критики, и зрители — ставили один и тот же вопрос: как вы работали с детьми? Ведь получается впечатление, что кинокамеры для них не существует, они ведут себя так же непринужденно, как в жизни.
Наши исполнители […] поняли всю серьезность этой темы, почувствовали, что им доверяют, что их любят и хотят им помочь. Поняли они также, что их замечают, уделяют им внимание. Самая важная задача — оставаться самими собой — одновременно и самая трудная. Сценарий читался детям только один раз. Сами они его не читали, только слушали. Когда затем начались съемки, ребята сами должны были подавать реплики. Наша задача заключалась лишь в том, чтобы при повторных съемках подводить детей к диалогам, указанным в сценарии. Были, конечно, отклонения от текста. Но какую это им доставляло радость, когда мы говорили: «Да, так хорошо, так правильно!» И они старались быстро все усвоить, чтобы скорей закончить съемки. Они считали, что они сами авторы сюжета.
Больше, чем сам режиссёр, сказать трудно. Тем более когда сказано столь определённо и ясно. Нам остаётся только пересматривать фильм, наслаждаться работой авторов и — думать, думать, чувствствовать и пытаться понять, в чём же всё-таки заключается магия световых пятен на белом полотне, когда вроде бы известны и рецепты, и обстоятельства, а приёмы по косточкам разобраны в учебниках и преподаются в соответствующих учебных заведениях.
Эта статья была опубликована на Редаре 21 октября 2009 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.
О других фильмах Динары Асановой:
Ключ без права передачи (1976)
Никудышная (1980)
- Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
- Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%B4%D1%8F%D1%82%D0%BB%D0%B0.
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1057751.
- https://wiki2.net/%D0%9D%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%B4%D1%8F%D1%82%D0%BB%D0%B0.
- https://wiki2.info/%D0%9D%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%B4%D1%8F%D1%82%D0%BB%D0%B0.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5c04159e71df8e03e10f2407/ne-bolit-golova-u-diatla-1974-5c094066bfd94d00ada6b4e0.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).