Снова повторяется скорая деревянная дробь. Муха радостно кричит:
— Мишка, дятел! Дятел!
На кухне. Маленькая седая старушка (спортивная рубаха, номер «5», «Торпедо») занята приготовлением завтрака. Вбегает Муха.
— Бабушка, дятел!
— Портфель собрал?
— Успею.
Прихватив кусок хлеба. Муха убегает.
В комнате в ожидании завтрака сидит за столом Мухин-отец (инструктор аттракциона «Парашютная вышка» в парке культуры и отдыха). Утро, как обычно, начинается у него с газеты «Советский спорт». Как и вся семья, Мухин-отец в спортивной рубахе с номером «5», только на нем динамовская. Не трудно догадаться, что, переходя из клуба в клуб, Андрей всегда остается самим собой — пятеркой.
— Папа, ты слышишь? — вбегает Муха.
— Портфель собрал?
— Дятел прилетел!
— Отстань.
Муха выбегает на веранду. Здесь стоит его собственность — ударная установка, три залатанных барабана и медные тарелки. Муха берет палочки, прислушивается и вступает в состязание с дятлом.
Андрей, разбуженный барабанным боем, садится на постели. С ненавистью смотрит на раскладушку брата и на фотографии джазовых знаменитостей, вырезанные из журналов.
Бедный Муха! Он еще не знает, что великан уже покинул кушетку, что фотографии уже сорваны со стены и что расправа близка. Великан выпрыгивает из окна на веранду.
Муха, будь он подогадливей, мог бы объяснить брату, что каждый, кто задумал отпустить красивую бороду, кажется сперва небритым и что каждый, кто хочет стать приличным ударником, сперва досаждает окружающим громом своего инструмента.
Палочки, вырванные из рук барабанщика, летят в пруд, что находится тут же, под верандой. Дар снисходительности еще не посетил великана:
— Будешь еще барабанить по утрам?
— Буду! — выпаливает Муха.
В пруд летят барабаны. Муха онемел от такой решительности. Брат поворачивается и уходит.
— Верста! Каланча! Телеграфный столб!
Великан возвращается. Очередь за медными тарелками. Сопротивление бесполезно. Муха пускает в ход испытанное оружие детства зубы. Не часто можно слышать, как орет укушенный великан. Зато и расправа сурова.
Болтнув ногами в воздухе, Муха летит в пруд. Брызги! Вспугнутый дятел описывает над прудом круг и садится на дерево. Муха выныривает, заляпанный тиной, увешанный водорослями. Тяжек путь самоутверждения! Быть ударником — это не марки коллекционировать и не жуков на булавки накалывать. Придя в себя, Муха орет наверх: «Все равно буду! Буду! Назло!»
Пока Муха занят вылавливанием барабанов, звучит красивый и ободряющий перестук дятла.
Муха наяривает на барабанах. Он снова улыбается. Счастливый возраст! Но берегись, Муха, берегись! Из дома с перекошенным от негодования лицом, в пижаме выбегает сосед. Это Степан Степаныч, парикмахер (прозвище Стакан Стаканыч). Как все неудачники, Стакан Стаканыч хмур, подозрителен и коварен. Сосед крадется за угол дома и вскоре возвращается с Мухой. Когда тебя ведут за ухо — это больно и унизительно. Муха сопротивляется. Но сила, как всегда, ломит солому.
Они поднимаются по лестнице. Муха извивается в жестокой руке. Стакан Стаканыча. Звенит телефон. Муха рванулся к нему, но сосед был проворней.
— Алло? Мухина? Которого?.. Тебе звонит дама, — сказал Стакан Стаканыч своей жертве.
— Дайте трубку!
— Помолчи!
— Это мне звонят!
— Слушай, девочка, тут вот какой нюанс, твоего кавалера сейчас будут пороть, позвони попозже…
Муха, изловчившись, нажал рычаг. Короткие гудки.
— Ха! Да у него самолюбие! — издевается сосед. Они продолжают путь.
Семья Мухиных завтракает.
— Вот пишут… на юге жара. — Отец откладывает газету. — Говорил матери: бери отпуск осенью. Теперь в самое пекло попала, разве это отдых?
Стук в дверь. Стакан Стаканыч вводит Муху. У соседа рябит в глазах от цифры «5», много раз повторенной на груди, на спинах и рукавах.
— Физкульт-привет! — едко ухмыляется сосед и, презрительно хмыкнув, удаляется.
Муха, мокрый, заляпанный тиной, жмется у двери. Жалкое зрелище!
— Господи! — вздыхает бабка.
— Ты почему в таком виде? — сурово спрашивает отец.
— Пусть он скажет! — Муха тычет в брата.
— Папа, он меня укусил, — жалуется великан.
— Ты кого кусаешь? Ты советский баскетбол кусаешь! Где ремень? — кричит отец.
— Оставьте его, — заступается бабка. — Не выйдет из него человек, так пусть хоть барабанщик получится. Чего стоишь? Портфель собрал?
Муха направляется в другую комнату. Ловко увертывается от руки отца, который хотел слегка съездить ему по заду, но промахнулся и чуть не упал со стула. Отец проводил младшего сына довольным взглядом и сказал:
— Андрюха, ты видел, какая реакция? Мальчишка-то ловкий, увертливый. Вот только маленький. Что из него получится, не знаю.
В комнате Муха видит сорванные со стены и брошенные на пол фотографии джазовых знаменитостей. Муха становится на колени, подбирает фотографии, трет накрученное ухо. За окном стучит дятел. Внезапно Муха улыбается.
Школьный двор.
Сегодня последний день занятий. Кто-то из старших школьников проверяет микрофон:
Один, два, три, четыре…
На столе появляется красная скатерть. Потом бронзовый колоколец. Ожидается ритуал «последнего звонка». Завуч, Федор Кузьмич, репетирует с крохотной первоклассницей ее речь, предназначенную для выпускников.
— Ты пойдешь вот сюда, к микрофону и будешь говорить. Ну, давай, повторим, как ты скажешь?
— Я скажу, — патетически начинает крошка. — Я скажу «Дорогие наши выпускники! Сейчас! Прозвенит! Последний! Звонок! Он! Возвестит!..»
— Седьмой «А»! Седьмой «А»! Строиться! Булкин, ты слышишь? — зовет классный руководитель Татьяна Петровна. — Строиться!
— Татьяна Петровна, а Федорова не хочет со мной поздороваться, — явно что-то замышляя, жалуется Лева Булкин (известен под кличкой Батон). — Федорова, ну посмотри на меня!
— Отстань! — отворачивается Ирочка Федорова (самая красивая девочка в седьмом «А»).
— Булкин, оставь Федорову в покое.
— Я хочу поздороваться с ней за руку.
— Федорова, поздоровайся с ним, ради бога!
— Очень надо!
— Батон, поздоровайся со мной, — протягивает руку Капа Тарарухина, готовая поддержать любое начинание.
— Я с тобой не хочу… Федорова!.. Ну Федорова!
— Булкин! — сердится учительница. — Если тебе так уж невтерпеж с кем-то поздороваться, поздоровайся со мной.
Батон не ожидал такого поворота. Помедлив, достает руку из-за спины. Не замечая подвоха, учительница протягивает руку. Хохот. На руке у Батона голубая плавательная ласта.
— Очень остроумно! — сухо говорит учительница.
— Я не хотел вас обидеть, — оправдывается Батон. — Чтоб я дусту объелся!
— Помолчи. Становитесь. Ровнее, ровнее! А где Мухин?
Татьяна Петровна смотрит на Федорову.
— А почему вы у меня спрашиваете? — вспыхивает Федорова.
Дом на Островах.
Муха выбегает из дома. Как всегда, в последний момент завязывает шнурок на ботинках. За воротами проходит, замедляя скорость, экскурсионный автобус. Слышен голос экскурсовода:
— А в этом доме живет знаменитый баскетболист Андрей Мухин.
Пассажиры дружно поворачивают головы направо.
Мухин бежит за ворота, возле которых маячат любители, пришедшие посмотреть на тренировку своего кумира.
Великан появляется на крыльце с гигантской авоськой, полной баскетбольных мячей.
В классе.
— В сентябре, — говорит Татьяна Петровна, — все вы сдадите сочинение на тему «Как я провел лето».
— Опять «Как я провел лето»?!
— Это ты, Булкин? Чем ты не доволен?
— Да что каждый год одно и то же!
Голоса.
— Батон, заткнись!
— Не все ли равно?
— Вечно он суется!
— Тихо, тихо! — вмешивается учительница. — Булкин, ты можешь предложить другую тему?
— А что, могу!
— Пожалуйста, встань и сообщи.
Батон встает. Класс поворачивается к нему
— Я предлагаю немного изменить тему.
— Ну ну? Как? — учительница настораживается. — Тарарухина, перестань хихикать!
Соседка толкает Тарарухину, изнемогающую от ожидания.
— Например, так: «С кем я провел лето?».
Класс с одобрением встречает эту идею, становится шумно.
Учительница удрученно смотрит на инициатора новой темы.
— Сядь, Булкин. Сядь и помолчи.
— А что?
— А то, что твоя тема двусмысленна и неприлична.
В классе глухой ропот.
— Почему? — не унимается Батон.
— Булкин, довольно! Или я отправлю тебя к Федору Кузьмичу.
— Не отправите, — улыбается Батон.
— Почему ты так думаешь?
— Потому что, во-первых, сегодня последний день занятий, а во-вторых…
— Ну, ну? Договаривай.
— А во-вторых, я вам нравлюсь. Разве нет?
Класс хохочет.
Учительница не может скрыть улыбки. Этот плут действительно, ей нравится. Но нельзя же признаться в этом вот так, прямо.
— Слушай, Батон… э-э… Булкин, — поправляется учительница.
— Вот видите! Вы даже называете меня, как друг!
Тут открывается дверь и появляется Муха.
— A-а, товарищ Мухин, — иронически встречает опоздавшего учительница.
Пожалуйста, проходите. Спасибо, что пришли.
— Не за что.
— Что скажете?
— Седьмой «Б» уже на воле.
— Верно! — орет Батон. — Играют в футбол!
Класс порывается к окну, чтобы убедиться в этом.
— Все по местам! Полная тишина! — стучит по столу учительница. — Посмеялись и хватит. Мухин, садись. О сочинении мы договорились. Запишите список литературы, с которой вам необходимо познакомиться на каникулах.
Муха занимает свое место. За одним столом с Федоровой.
Тарарухина страдальчески смотрит на Муху и Федорову. Рыжая соседка толкает ее, шепча.
— Где твоя гордость?!
Муха поворачивается к Батону.
— Привет, Батон, — протягивает руку.
Батон только и ждал этого. Рукопожатие. С ластой, разумеется.
— Ух ты! шепчет Муха. — На что меняемся?
— А что ты можешь предложить?
— Хочешь рассказы Мопассана?
— Старо!
— И «Лезвие бритвы»? В придачу.
— Фантастика?
— Ага.
— Договорились, — оба кивают головами.
— Мухин! — голос учительницы.
— А?
— Что мы сейчас записывали?
Муха растерян. Федорова подвигает ему свою тетрадку.
— Мы записывали…
Федорова показывает ему пальцем.
— Мы записывали… Вот, пожалуйста… Гоголь, Байрон, Мольер.
— Садись, Мухин.
— Спасибо, — шепчет Муха Федоровой.
Урок продолжается. Спустя немного Татьяна Петровна видит, как Мухин показывает Булкину большой палец, что, как известно, означает высокую степень удовлетворения.
— Мухин! Да что это такое! — не на шутку сердится учительница. — Марш к доске!
— Причешись! — шепчет Федорова Мухе.
Муха отчаливает от стола по направлению к доске.
В классе хохот. Муха шлепает по проходу в ластах.
Класс становится неуправляемым.
— Вон из класса! — негодует учительница.
…Муха шлепает по коридору школы. Старая нянечка перестает вязать и роняет клубок: ласты на ногах Мухи в первый момент напугали ее.
— К Федору Кузьмичу?
— Ага.
— Снял бы галоши-то.
— А-а…
…Дверь с табличкой «Завуч». Муха стучит. Входит. Грозный голос:
— В чем вина? Какой класс? Фамилия?
Муха отвечает в указанном порядке:
— Ласты. Седьмой «А». Мухин.
Завуч поднимает голову
— Мухин? Брат?
— Брат.
— Стыдно, Мухин-младший!
Начинается суровая проповедь. Но тут гремит звонок, и голос завуча пропадает заглушенный звонком, гвалтом и гамом, наполняющими школу.
Двор школы.
— Федорова, кого это ты поджидаешь? — ехидно спрашивает рыжая.
— А тебе какое дело?
— Знаем-знаем кого! — хихикает рыжая.
Федорова, заносчиво махнув косичками, поворачивается к ней спиной. У Федоровой портфель и ботинки Мухина. Несчастная Тарарухина — ах, как бы ей хотелось вот так же поджидать Муху и беречь его портфель и ботинки! — бежит прочь.
…Двор школы постепенно пустеет. Федорова ждет Муху. И вот он понуро выходит из школы. Видит Федорову. Радостная улыбка возникает на его лице. Федорова бежит к нему. Он шлепает навстречу в ластах, потому что другой обуви у него нет. О чем-то говорят.
Опершись на плечо Федоровой, Муха снимает ласты. Если бы сейчас их увидела Тарарухина, ее сердце разорвалось бы от ревности. А Батон, вероятно, сказал бы: «Это любовь. Чтоб я на рельсах уснул!»
Улица.
Муха несет два портфеля: свой и Федоровой.
— А что ты будешь делать летом? — спрашивает Муха.
— У нас же практика.
— А потом?
— Может, поеду в лагерь. А ты?
— Я тоже. А потом?
— Приеду из лагеря.
— А потом?
— Потом настанет осень, опять в школу.
Какой-то малый в кепке и шортах, на превосходном гоночном велосипеде, проезжая мимо них, крикнул: — Ира, привет!
— Здравствуй!
Муха нахмурился:
— Кто это?
— Это Валерка. Он удивительный!
— Чем это он удивительный? — задет Муха.
— А всем!
— Ну чем всем? Чем?
— А почему ты злишься?
— Кто злится? Никто не злится.
— Нет, злишься. Не спорь… Злишься. Я вижу. Очки надень, — огрызнулся Муха.
Он быстро идет вперед и обиженно сворачивает за угол. Федорова прячет улыбку — ей нравится вспыльчивость Мухи.
…Два портфеля лежат на тротуаре, возле арки, ведущей во двор.
Муха едет на створке тяжелых ворот. Раздается тонкий, переливчатый звук. Муха вопросительно смотрит на Федорову: Узнаешь?
— Ты же знаешь, у меня нет музыкального слуха.
— Федорова, ты что, глухая? Это же из «Май фейр леди»!
Федорова обиженно отвернулась…
На оживленном перекрестке Муха берет Федорову за руку. Миновав мостовую, он пробует возобновить разговор:
— А что ты будешь делать после школы?
— Поступлю в институт.
— А потом?
— Буду работать.
— А потом?
— Выйду замуж.
— За кого?
— Откуда я знаю!
— А потом?
— У меня будут дети.
— А потом?
— Потом я стану бабушкой.
— Кто? Ты? — смеется Муха.
— Ничего смешного. И у меня будут внуки.
— А потом?
— А потом… потом я умру…
— Как умрешь? Зачем? — останавливается Муха. Глаза его смеются. — А что будет со мной?
— А ты… ты будешь стучать на своих барабанах, и кататься на воротах, и задавать дурацкие вопросы! — выпаливает Федорова и быстро идет вперед, потом бежит. Муха бросается за ней.
— Федорова! Я тоже умру! Вот увидишь! В тот же день!
Это заявление привлекает внимание прохожих. Какая-то женщина даже останавливается и делает несколько шагов за Мухой, но тот уже далеко.
Клепиков Ю. Не болит голова у дятла // Клепиков Ю. Пацаны. Сценарии. Л.: Искусство, 1988.
Не болит голова у дятла
Описание книги
В сборник вошли избранные сценарии известного российского кинодраматурга Юрия Клепикова «Год спокойного солнца», «Летняя поездка к морю», «Не болит голова у дятла» и другие, а также рассказы и повесть «Записки бывшего мальчика». Книга «Не болит голова у дятла» автора Юрий Клепиков оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.58 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
- Просмотров: 473
- Рецензий: 0
Информация об издании
- Переводчики: не указаны
- Серия: Библиотека кинодраматурга
- ISBN (EAN): 978-5-901586-12-9
- Языки: Русский
- Возрастное ограничение: не указано
- Год написания: 2008
Читатели
К этой книге не добавлены цитаты
Эта книга еще не добавлена в подборки
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ ТЕСТЫ
КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ
Ромео и Джульетта
Два семейства славного города Верона — Монтекки и Капулетти — враждуют между собой. Но случилось так, что Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти полюбили друг друга и решили сочетаться браком. Бессмертная история любви Ромео и Джульетты давно стала частью коллективного бессознательного, тем, без чего нельзя себя считать культурным человеком, ни в России, ни в Европе, ни где-либо еще. Бе…
Горе от ума
Российская империя начала XIX века. В дом Фамусовых к своей возлюбленной Софье приезжает молодой дворянин Чацкий и с порога начинается неравное противостояние просвещенности и консерватизма, молодости и зрелости. По пути на свет выползают все гнуснейшие стороны аристократического общества, только уму от этого — сплошное горе. Классика русской драматургии.
Ревизор
… В сытом довольстве живет Городничий Сквозник-Дмухановский, привыкший цепко хватать все, что «плывет в руки». Среди чиновников города процветает казнокрадство и взяточничество. Неожиданная весть о предстоящем приезде ревизора мгновенно нарушает мирное течение жизни, …а в местной гостинице уже две недели проживает «инкогнито» некий петербургский чиновник, который ведет себя странно и ни за что…
Гамлет
Одна из самых известных трагедий Шекспира и самых знаменитых пьес в мировой драматургии — о Гамлете, принце Датском. На ее страницах сосуществуют коварство, месть, преданность, любовь и предательство. Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гам…
Вишневый сад
Вишнёвый сад в имении Раневских был местом прогулок и отдыха, он стал как будто членом семьи для помещицы Любови Андреевны. Но семья разорена, и имение продадут за долги. Новому хозяину не нужен сад, ему нужна земля, которую занимают ненужные деревья. И вот, оплакивая такие родные, цветущие вишни, Раневская ничего не делает, чтобы спасти то, что ей дорого, с чем связаны самые лучшие воспоминания е…
Гроза
Александр Николаевич Островский (1823 — 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Действие пьесы «Гроза» происходит летом в вымышленном городе Калинове на берегу реки Волги. В семействе Кабановых царит домострой, всем заправляет мать Тихона — Марфа Игнатьевна Кабанова. Жена Тихона Катерина, главная героиня, в доме своих родителей…
Фауст
Это — «Фауст». Книга, которую — пусть минимально, пусть хотя бы «цитатно» — знает каждый. Трагедия, многократно экранизированная и до сих пор не сходящая с театральных подмостков. Пьеса, о скрытом смысле которой написаны сотни книг. Произведение, в котором каждый читатель должен найти — и найдет — свой собственный, уникальный смысл…Легенда о докторе Фаусте, вершина немецкой поэзии, главный труд Ио…
Гарри Поттер и Проклятое Дитя
Пьеса Джека Торна «Гарри Поттер и проклятое дитя» создана на основе новой истории от Дж.К.Роулинг, Джона Тиффани и Джека Торна. Это восьмая история о Гарри Поттере и первая официальная сценическая постановка. Специальное репетиционное издание сценария — продолжение путешествия Гарри Поттера, его друзей и семьи — вышло одновременно с премьерой пьесы в лондонском ВестЭнде 30 июля 2016 года и сразу ж…
На дне
Действие разворачивается на самом «дне жизни» — в ночлежке, где последнее человеческое отребье выясняет отношения, поёт песни, пёт водку, убивает друг друга. Когда в ночлежке появляется некий старец Лука, разговоры всё больше начинают приобретать другой оборот…
Недоросль
Вашему вниманию предлагается комедия в пяти действиях «Недоросль» Фонвизина Дениса Ивановича. Митрофанушка не хочет учиться, а хочет жениться… Тут как раз и невеста с приданым подвернулась — Софья. А то, что она любит Милона, так кому какое дело? Но Правдин и Стародум тоже не дремлют — они хотят положить конец злонравию дворянскому.
Голос
100 слов в день. Такой лимит устанавливает государство для каждой женщины в США. Каждая женщина обязана носить браслет-счетчик, и, если лимит будет превышен, нарушительница получит электрический разряд. Вскоре женщин лишают права работать. Девочек перестают учить читать и писать в школах. Их место теперь — у домашнего очага, где они молчаливо должны подчиняться мужчинам. Такая же судьба ждет и …
Золушка
В сборник вошли избранные сценарии классика отечественно кинематографа Евгения Шварца: «Доктор Айболит», «Снежная королева», «Золушка», «Первоклассница», «Повесть о молодых супругах», «Дон Кихот», «Марья-искусница». В книгу включены предисловие Алексея Германа, комментарии Е. Грачевой и фильмография.
Современная отечественная проза
8.2
Связь и другие киносценарии
В сборник вошли произведения известного российского кинодраматурга Дуни Смирновой, в том числе «Времена года», ставшие основой для ее режиссерского дебюта — фильма «Связь». Предисловие Никиты Михалкова.
Культура и искусство
8.6
Тот самый Мюнхгаузен и другие киносценарии
В сборник вошли сценарии выдающегося писателя, драматурга и сценариста Григория Горина, в том числе сценарии к фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона».
Современная отечественная проза
8.0
ДМБ и другие киносценарии
В настоящий сборник вошли сценарии И.Охлобыстина к фильмам «ДМБ», «Взять Тарантину» и др., а также ряд статей для журналов и цикл новелл «Духовные копи» — «бриллианты вымышленной мудрости», как их называет сам автор.
Груз 200 и другие киносценарии
1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство.
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен и другие киносценарии
Блестящие кинодраматурги, соавторы, друзья, ровесники. Среди фильмов, поставленных по сценариям этого неразлучного дуэта, такие шедевры советского кино, как «Мичман Панин», «Внимание, черепаха!», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Жил певчий дрозд», «Агония» и другие. С их драматургией работали многие талантливые и непохожие друг на друга режиссеры — Элем Климов, Ролан Быков, Але…
Солнце и другие киносценарии
В настоящий сборник вошли сценарии Юрия Арабова, известного российского кинодраматурга, лауреата множества премий. Среди них — «Господин оформитель», «Молох», «Телец», «Солнце», а также нереализованные сценарии: «Ужас, который всегда с тобой», «Конкубино». Предисловие режиссера Александра Сокурова.
Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы по работе сайта — напишите нам!
Ваше имя
Контакты
Введите контактные данные
Причина обращения
Жалоба/ просьба
Заполните поле
Сообщите, если Вы
нашли ошибку на странице!
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
- Baas, «Geschichte d. Medicin».
- https://chapaev.media/articles/3228.
- https://knigogid.ru/books/76560-ne-bolit-golova-u-dyatla.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.