Голова может болеть у любого человека и по разным причинам, но важно знать, в каких случаях нужно обязательно обратиться к врачу. Мы поговорили с Ларисой Цукуровой, неврологом «Клиники Глазуновой», и узнали, какую головную боль правильно называть мигренью и чем вреден частый прием обезболивающих.
Невролог занимается заболеваниями нервной системы — нарушением структуры нервной ткани, ее химических реакций и функций.
Самые распространенные такие заболевания — это инсульты, предынсультные состояния и хронические сосудистые заболевания, которые приводят к нарушению движения, речи и ухудшению памяти. Большое количество больных обращаются с эпилепсией и похожим на нее заболеванием, связанным с потерей сознания. Неврологи работают также с осложнениями остеохондрозов — болями в спине и шее. Есть и достаточно редкие неврологические болезни — рассеянный склероз, миастения, наследственно-дегенеративные заболевания. Очень распространены жалобы на головную боль и головокружение.
Александра Цукурова
Врач-невролог
Какие причины могут быть у головной боли
Головная боль не всегда является серьезным неврологическим заболеванием. Иногда это просто результат перенапряжения, тревоги, недоедания и бессонницы. Даже головная боль от похмелья не выходит за пределы нормы. Если это боль эпизодическая, однократная, то она ничего страшного собой не представляет.
Часто к неврологам приходят с хронической головной болью напряжения. Стрессы приводят к гипертонусу мышц шеи, позвоночника, скальпа головы и сосудов внутри головы. Чаще всего такая боль проходит от простых действий — нужно поспать, поесть, выпить обезболивающее.
А вот головные боли, которые возникают резко, с приступами, которые продолжаются сутками и не снимаются обезболивающими, должны настораживать пациента и врача на приеме. Тогда уже нужно разбираться в причинах приступов и выяснить, мигрень ли это, боль из-за перепадов давления или боль, вызванная травмой головы.
Есть также класс головных болей, связанных с проблемами в позвоночнике, — травмами, сколиозами, смещениями позвонков, зажатием нервов. Это все имеет общее название — цервикокраниалгия. При таком виде боли есть смысл ходить к остеопатам и мануальным терапевтам.
Чем отличается мигрень от обычной боли
Мигрень носит интенсивный, нарастающий и распирающий болевой характер, она локализуется либо в левой, либо в правой половине головы, чаще за глазом. Головная боль усиливается при громких звуках, ярком свете, при физической и умственной работе. «Не кричите, у меня болит голова», — эту фразу часто можно услышать именно от человека с мигренью. Боль при мигрени может вызвать тошноту. После приступа часто хочется спать — такая боль очень выматывает.
Чаще всего мигрень бывает в молодом возрасте и чаще у женщин. Эта болезнь гормонозависима и может проявиться в определенную фазу цикла. Заболевание передается по наследству, чаще от женщины к женщине, и с возрастом проходит — к 50, 60 годам проявления мигрени становятся все менее интенсивны.
Мигрень может протекать как со зрительной аурой, так и без. Перед возникновением острой боли люди обычно замечают мелькание мушек перед глазами, некоторые даже начинают хуже видеть на один глаз. В этот момент как раз нужно принять противомигренозные препараты. Если у человека есть зрительная аура, необычные зрительные ощущения перед приступом, он заранее выпивает противомигренозную таблетку — и приступ уже не развивается. Купировать уже начавшийся приступ гораздо сложнее.
Какие факторы влияют на появление мигрени
Малоподвижный образ жизни является фактором риска очень многих заболеваний, и мигрени в том числе. Работа за компьютером требует определенной нагрузки глаз, что само по себе приводит к головным болям.
Спровоцировать мигрень могут алкоголь, курение, недосыпание или пересыпание, некоторые продукты (такие как сыр, орехи или шоколад)
Лариса Цукурова, невролог
Головную боль могут вызывать резкие запахи. Такая реакция говорит именно о склонности к мигрени. Что касается реакции на перемену погоды: да, это один из факторов. Перепады давления влияют на внутречерепное давление и тонус сосудов, но головная боль из-за погоды не обязательно может быть мигренью.
Почему при мигрени важно выбирать правильные лекарства
Часто при мигрени люди просто принимают широко разрекламированные препараты из класса спазмолитиков. На какой-то период головная боль уходит, но при новых приступах обезболивающие уже перестают действовать, при этом головная боль сохраняется ежедневно. Дело в том, что частый прием неподходящих обезболивающих приводит к так называемой абузусной головной боли — боли, вызванной лекарствами. Если минимум три раза в неделю на протяжении трех недель человек принимает обезболивающие, то химические реакции, которые происходят у него в организме, сами становятся причиной головной боли.
Это часто принимают за возникновение «толерантности» к препарату и меняют лекарство на более сильное. Но истинная причина в том, что анальгетики сами начинают провоцировать головную боль — пусть не такую сильную, но заметную.
Все препараты хороши, когда они используются по назначению. Спазмолитики эффективны в ситуациях, когда у пациента именно сосудистый спазм. Если у человека низкое давление, то мы используем препараты с кофеином, повышающие давление и улучшающие кровоснабжение. При мигрени мы выписываем для профилактики триптаны, противомигренозные препараты. Бороться с мигренью с помощью спазмолитиков неэффективно.
Для обследования нервной системы и мозга чаще всего неврологи направляют или на компьютерные исследования (КТ), или на магнитно-резонансные (МРТ). Часто используют электроэнцефалограмму. Направляют к окулисту для осмотра глазного дна, который может показать состояние сосудов части головного мозга и диск зрительного нерва. Если есть подозрение на травму головы, тогда направляют на рентген.
КТ — это исследование с помощью рентгеновских лучей, оно больше показывает костную структуру и общее состояние головного мозга. Хорошо исключает опухоли и инсульт. МРТ показывает более тонкие детали — практически на структурном клеточном уровне головной мозг в миллиметровых срезах. На МРТ можно увидеть и воспаления, и разрушения нервной ткани, и сосудистые изменения.
Бывают ли мигрени у детей
Мигренью могут страдать и дети. Диагностика у невролога в этих случаях такая же, особенностей никаких. Правда, бывает, что дети жалуются на головную боль родителям, а те не воспринимают это всерьез.
У совсем маленьких детей мигрень бывает редко. Но если ребенок не разговаривает и не может сказать о том, что у него что-то болит, доктора могут определить это косвенно — по ширине зрачков, по бледности, отказу от питания, вялости, отсутствию реакции на игрушки. Ребенок будет больше ложиться. У него будет рвота, не связанная с пищей. Любая головная боль вызывает желание уединиться, у детей в том числе.
Какой образ жизни лучше вести при мигрени
Сажать человека на пожизненный прием препаратов не рекомендуется. При мигрени лекарствами приступы скорее профилактируют. Поэтому при мигрени мы рекомендуем заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать, правильно и регулярно питаться. Мигрень очень зависит от режима. В том числе нельзя пить алкоголь, особенно красное вино. Оно содержит флавоноиды, которые действуют на рецепторы сосудов головного мозга и сужают их.
Снять приступ очень сложно — иногда приходится даже ставить капельницы в условиях стационара
Лариса Цукурова, невролог
Нужно учитывать, что любые занятия спортом, нагрузку и регулярность при наличии головной боли должен определять доктор. Перед тем как пойти в спортзал, нужно пройти обследование. При занятиях спортом опасно повышение давления — человек может не успеть скорректировать нагрузку, и у него произойдет разрыв сосуда и инсульт. Точно так же важно следить за сердечным ритмом. Если во время нагрузки произойдет сброс сердечного ритма, все органы придут в истощенное состояние, и человек потеряет сознание.
Как пережить приступ мигрени и что нужно знать близким
Во время приступа человека важно оставить в покое. Закрыть занавески, выключить телевизор, радио, убрать все шумы, разговаривать потише. Пациент обычно находит комфортное положение, лежа на боку. Хорошо помогают горячие грелки к ногам или перцовый пластырь на шею или плечи. Это отвлекает от головной боли. Если пациенту удается заснуть, то приступ мигрени может пройти во сне. Если заснуть не удается, есть рвота — без медикаментов не обойтись. Таблетки в таких ситуациях не действуют, нужно делать уколы с обезболивающими, прописанными врачом.
Мигрень — хроническое заболевание, которое остается с человеком на всю жизнь. Можно только увеличить период ремиссии. У кого-то между приступами может проходить месяц, у кого-то несколько лет. Но все равно при определенных условиях мигрень проявит себя. Страдающие мигренью должны хорошо быть информированы о своем состоянии и знать, как себя вести и что делать.
Как перестать кричать на своих детей
Крик ничем не лучше физического наказания: он не помогает в воспитании детей, а только способствует развитию депрессии. К такому выводу пришли психологи. Родители требуют от детей хорошего поведения, но при этом сами далеки от идеала, когда срываются на визг. Крика в общении с ребенком быть не должно. Но как управлять своими эмоциями и почему мы все-таки не сдерживаем себя? В этом разбиралась журналист, блогер, мать двоих детей Евгения Бородина.
Фото: depositphotos/olly18
Не в радость
Мамы, кричащие на своих детей, очень несчастны. Они знают, что крик — это не метод воспитания. Прекрасно представляют, что со стороны выглядят некрасиво. Понимают, что постепенно дети привыкают к воплям и перестают реагировать на них. Отдают себе отчет в том, что их главный метод рано или поздно обесценится и уж тем более перестанет действовать, когда дети станут подростками. Мамы дают себе слово больше никогда не повышать голос и постараться находить время для продолжительных уговоров и объяснений, но вновь и вновь срываются.
Эмоциональные мамы становятся еще несчастнее, когда вспоминают о том, что где-то там — в мире белых пальто, розовых пони и плюшевых мишек — есть счастливые родители, которые не унижают себя криком.
Почему родители кричат
Крик — это быстрый способ донести до ребенка нужную информацию. Иногда он бывает оправдан — например, если ребенок находится на волосок от опасности. В других случаях родительские вопли, конечно, не метод воспитания. За криком кроются неумение иначе воздействовать на ребенка, отсутствие времени на переговоры и элементарная усталость. Иногда проступок, который выводит маму из себя, не столь и ужасен. Просто он становится последней каплей, переполнившей чашу ее собственных проблем. По сути, родитель кричит о своих обидах и нерешенных вопросах.
Повышением голоса особенно грешат одинокие мамы, которым приходится надеяться только на себя. И женщины, мужья которых постоянно заняты или отстраняются от воспитания детей и домашней работы. Им не к кому в нужный момент обратиться как к третейскому судье, неоткуда ждать помощи в бытовых делах.
«Собирайся поскорее». «Пора выходить». «Делай уроки». «Пора спать». Ребенок привыкает к набору дежурных фраз и уже не спешит выполнять эти приказы-советы, потому что порой не обращает на них внимания.
Фото: depositphotos/Dmyrto_Z
Из-за чего шум?
По мнению москвичек, главная ловушка для родителей — это обычное утро, когда надо старшего отвести в школу, младшего — в сад, а самой — мчаться на работу. Порой эти драгоценные минуты, отведенные на сборы и завтрак, дети используют не по назначению.
Мама загнана во временные рамки. У нее нет времени на уговоры, вот и повышаются децибелы. На втором месте — игнорирование отпрыском обычных обязанностей, например соблюдения чистоты и порядка. Родители многих подростков выходят из себя, уже когда открывают дверь в комнаты детей. По признанию мам, прикрикнуть на чадо проще, чем уговаривать его разложить все по полочкам, взывать к совести или делать все самой.
Много родительских нервов трепят и ученики, делающие уроки. Ситуация, когда мать охрипла, собака оглохла, а соседи выучили домашнее задание наизусть, вошла в анекдоты. Отдельный вопрос — зачем родители делают уроки с детьми. Но есть и такие школьники, которые не нуждаются в тьюторе, однако не обходятся без эмоциональной взбучки, чтобы вовремя сесть за рабочий стол, а не тянуть до последнего, отвлекаясь на другие, маловажные вещи. В любом случае родитель попадает в ситуацию, когда он не может не реагировать на неправильные, как ему кажется, действия ученика, и сотрясает дом громогласными нравоучениями.
Как не сорваться?
Когда огонь ссоры только разгорается, представьте себе лица соседей, до которых донесется ваш воинственный клич. Да, в этот момент они тоже существуют, эти милые люди, которые здороваются с вами при встрече, придерживают вам дверь, хвалят ваших детей. Они никуда не исчезают, когда вы кричите. И слышат все. В лучшем случае вы станете для них «той теткой с третьего этажа, которая вечно орет». В худшем кто-то потом наберет номер участкового.
Едва обстановка накалится — покиньте место действия. Выйдите в другую комнату или закройтесь в ванной. Тут два бонуса. Во-первых, вы более или менее придете в себя, кричать вам будет уже стыдно. Во-вторых, дети сразу насторожатся, успокоятся и, не зная, как им себя дальше вести, интуитивно выберут роль послушных.
Фото: depositphotos/khosrork
Если кажется, что ваш ребенок что-то делает медленно или не так хорошо, как вам хотелось, просто вспомните о родителях, которые только мечтают о таком результате для своих детей. О тех, чьи ребята по состоянию здоровья не могут удержать в руках ложку, а не то что быстро застегнуть молнию на куртке и завязать шнурки. После поблагодарите судьбу, обнимите ребенка и еще чуть-чуть наберитесь терпения.
Когда вы чувствуете, что вот-вот сорветесь, вспомните какой-нибудь случай из жизни ребенка, когда вам было его жалко. Например, он был маленьким, а вы в ожидании скорой на руках носили его по квартире, горячего и беспомощного. Щемящая жалость притормозит эмоции. Можно выиграть время у гнева и даже задуматься о том, так ли важно зацикливаться на том, что вас беспокоит.
Если ребенок совершил серьезный проступок, криком вряд ли вы что-то исправите. Скорее всего, в будущем он постарается скрыть что-то подобное, не желая всплеска эмоций. А это уже грозит потерей доверия. Нужно обязательно поговорить с ребенком о причинах и последствиях того, что он натворил. Не забывайте, что перед вами человек, пусть и маленький. Дети умеют делать выводы, осознавать и сочувствовать. Говорите с ними почаще. Просите прощения у детей, если вы неправы. Они вас поймут и войдут в положение.
Не казните себя за то, что вдруг сорвались. Идеальные люди существуют только на страничках в соцсетях. Просто постарайтесь сделать выводы. Кстати, лично мне командирский тон как-то помог прекратить драку двух здоровых мужиков в автобусе. После слов: «А ну тихо там!» — они мигом разбежались в разные стороны. Наверное, отреагировал, как теперь модно говорить, «их внутренний ребенок», вспомнивший зычный материнский голос.
Головные боли у школьников. Советы невролога
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 — 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции — метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 — 40% школьников в период 7 — 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения — психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями — это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники «Доктор лор» кандидату медицинских наук — Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Автор: Реклама INFPOL.RU
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
- Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.
- Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
- https://e.yuga.ru/health/26.html.
- https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/28032021/157863.
- https://www.infpol.ru/104443-golovnye-boli-u-shkolnikov-sovety-nevrologa/.
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).