Опыт применения препарата Тенотен детский при головных болях напряжения у подростков в сочетании с синдромом вегетативной дистонии

Статьи

Опубликовано в журнале:

« Вестник семейной медицины » № 2 — 2010г.

А.П. Рачин, А.А. Аверченкова

Смоленская государственная медицинская академия, г. Смоленск

Головная боль в детском возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных проблем современной клинической медицины. Представляя собой наиболее распространенную жалобу, с которой сталкиваются в повседневной практике врачи неврологи и педиатры, цефалгия причиняет значительные страдания детям, нарушает их работоспособность, школьную успеваемость, социальную активность, сон и психологическую адаптацию.

Большинство успехов в изучении ГБ относятся к проблеме цефалгий взрослого населения. При этом исследования посвященные эпидемиологии, клиническим и патогенетическим особенностям ГБ у детей по-прежнему немногочисленны. Остаются не определенными вероятные предикторы, провоцирующие факторы и патогенетические механизмы возникновения и хронизации ГБ у детей. Незначительно изучено влияние хронической соматической патологии на клинические и психофизиологические особенности ГБ в детском возрасте.

Учитывая данные обстоятельства, следует отнести эту патологию к разряду важных общемедицинских, социальных и экономических проблем.

В последнее время не вызывает сомнений, что головная боль напряжения (ГБН) чаще возникает у детей с определенными личностными особенностями и закрепляется под влиянием индивидуально значимых стрессирующих факторов. Следует отметить, что индивидуальная значимость этих факторов зависит от многих причин, но в первую очередь определяется особенностями воспитания и той социальной средой, в которой живет ребенок.

Очевидно, что семья формирует личностные особенности ребенка, а также участвует в развитии и поддержании головной боли, особенно ее хронических вариантов.

Для изучения возможного влияния семейного стресса целесообразно проводить изолированный и совместный опросы детей, страдающих хронической ГБ и их родителей. Ребенок — это череда меняющихся мотивов поведения, и поэтому основной задачей врача является вызвать интерес у ребенка к существующей проблеме состояния его здоровья и переформировать интерпретацию его ощущений.

В возникновении ГБ у детей и подростков важна роль социальных факторов. Ребенок постоянно живет в рамках «общественного порицания» со стороны родителей, учителей, сверстников и т.д. Это состояние нарастает с возрастом, особенно когда ребенок начинает понимать, что он из неполной семьи или в семье недостаточно средств на питание, а одежда не соответствует современным запросам. Это может привести к социальной изоляции подростка, с концентрацией внимания на собственных ощущениях, в том числе на ГБ.

Кроме этого, существует категория общих заболеваний и состояний, которые могут быть коморбидны ГБ у детей и подростков. Это относится к синуситу, черепно-мозговой травме, проблеме зрения и ряду других, детальный анализ которых требует оценки, аналогично как сексуальный и лекарственный анамнез ребенка.

Жалобы на ГБ дети начинают описывать с 4-5 лет. ГБН в детском возрасте характеризуется двусторонними болями в лобно-височной или лобно-теменной областях, иногда с чувством давления на глаза. При этом боль носит стягивающий, сжимающий или давящий характер, имеет малую или среднюю интенсивность и не усиливаться от физической нагрузки.

Диагностика основных вариантов ГБ как у взрослых, так и у детей, проводится в соответствии с классификацией 2-го пересмотра, принятой Международным обществом по проблеме головной боли (МОПГБ) в 2003 году.

При диагностике ГБН считается необходимым проведение всестороннего обследования с учетом оценки жалоб ребенка, анамнеза ГБ, а также личностных характеристик. С этой целью, вместе с общеклиническим и неврологическим обследованием, целесообразно использовать психологические методы исследования.

При лечении эпизодической ГБН у детей и подростков, отдельные пароксизмы достаточно эффективно купируются приемом обычных анальгетиков: парацетамолом — 250-500 мг или ибупрофеном — 200-400 мг.

Однако «эксклюзивных» исследований по лечению ГБ у детей не проводилось. Тем не менее, в работе E. Blanchard (1992) показано эффективное использование биологической обратной связи (БОС) и стратегии по удалению стресса.

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности и безопасности препарата Тенотен у детей, страдающих сочетанием головной боли напряжения с синдромом вегетативной дистонии.

Материал и методы исследования

В исследовании приняло участие 51 пациент (ср. возраст — 13,9 лет), учащиеся школы-интерната для детей-сирот, в т.ч. 25 мальчиков и 26 девочек, которым в ходе клинического и неврологического осмотров был выставлен диагноз «Головная боль напряжения» с подтвержденным синдромом вегетативной дистонии. Все пациенты были разделены на 2 группы: основная группа (n = 31) получала лечение Тенотеном детским по 1 таб. 3 раза в день. Контрольную группу (n = 20) составили пациенты, страдающие ГБН, которые находилась под наблюдением, без терапии Тенотеном детским. Для купирования эпизодов ГБН в контрольной группе применялось симптоматическое лечение — парацетамол, 500-1000 мг. Длительность лечения составила 4 недели.

Обследование включало: сбор и анализ анамнеза заболевания с использованием оригинального опросника особенностей ГБ, десятибалльную визуально-аналоговую шкалу с разделением боли по интенсивности, неврологическое и соматическое обследование, исследование особенностей личности: шкала Спилбергера-Ханина (психологические тесты личностной и реактивной тревожности), шкала депрессии Бека, комплексный болевой опросник, шкала А.М. Вейна и А.Д. Соловьевой для определения вегетативной дистонии, корректурная проба Бурдона для определения показателей внимания. Полученные данные обрабатывались методами описательной и сравнительной статистики при помощи параметрических критериев Стьюдента и Фишера или непараметрических показателей Вилькоксона и Колмогорова-Смирнова с использованием пакета статистических программ istica и SAS, версия 8,12 под Windows XP.

Читайте также:  Головная боль и головокружение

Результаты исследования

Сравнительный анализ клинической картины ГБН

По окончанию исследования было отмечено, в процессе терапии Тенотеном детским, в группе пациентов страдающих сочетанием ГБН и синдромом вегетативной дистонии, отмечалась положительная динамика в виде снижения частоты жалоб на головную боль. Было отмечено уменьшение количества подростков в группах с жалобами на постоянную ГБН (с 9,7% до 6,5%) и ГБН с частотой 2 раза в неделю (с 22,6% до 16,1%). В то же время количество подростков с более редкими эпизодами ГБН возросло и составило: в группе с ГБН (1-2 раза в месяц) — 29%, а в группе с ГБН (1 раз в неделю) — 48% (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика частоты ГБН на фоне приема Тенотена детского

При анализе вегетативных проявлений, сопровождающих ГБН, выяснилось, что в группе пациентов, принимающих Тенотен детский, частота встречаемости симптома тошнота в процессе лечения через 28 дней уменьшилось с 19,4% до 16,1%, в то время как у пациентов противоположной группы процент пациентов, у которых ГБН сопровождалась тошнотой увеличился с 20 до 25% (рисунок 4, 5).

В отличие от основной группы, в контрольной группе зарегистрирована отрицательная динамика: процент подростков, которые страдали ГБН в сочетании с СВД 1 раз в неделю, через 28 дней возрос с 35% до 50%, а частота хронической ГБН сохранилась неизменной и составила 15% (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика частоты ГБН в контрольной группе

Таким образом, в процессе терапии пациентов, страдающих сочетанием ГБН и СВД, показано, что прием препарата Тенотен детский через 28 дней уменьшает частоту жалоб на ГБН. При определении вегетативной дистонии по шкале Вейна были получены следующие результаты: до начала лечения в основной и контрольной группе количество баллов статистически не различалось и составило соответственно 25,4 и 24,9 баллов. По окончанию лечения (рисунок 3) в группе, получавшей Тенотен детский, выраженность вегетативной дистонии снизилась до 20,8 баллов, в то время как в контрольной группе практически не изменилась (24,1 балл).

Рисунок 3. Динамика показателей вегетативной дистонии по опроснику

А.М. Вейна и А.Д. Соловьевой (в баллах)

Следует также отметить, что если в группе пациентов, не принимавших Тенотен детский, не отмечалась динамика такого сопровождающего симптома как желание лечь, то у подростков с ГБН на фоне приема Тенотена детского данный сопровождающий симптом уменьшился с 35,5 до 32,3% (рисунок 4, 5).

Рисунок 4. Динамика симптомов, сопровождающих ГБН

на фоне приема Тенотена детского

Рисунок 5. Динамика симптомов, сопровождающих ГБН в контрольной группе

В ходе дальнейшего анализа выяснилось, что в группе пациентов, принимающих Тенотен детский спустя 28 дней после лечения уменьшилась частота таких провоцирующих факторов как: эмоциональное напряжение — с 51,6% до 48,3%, перемена погоды — с 54,8% до 45,2% и плохой сон — с 25,8% до 16,1% (рисунок 6).

Рисунок 6. Динамика факторов, провоцирующих ГБН

(группа лечения Тенотеном детским)

В отличие от основной группы, у пациентов контрольной группы, страдающих сочетанием ГБН и СВД подобной динамики не отмечалось. Напротив, через 28 дней наблюдения возрос процент следующих провоцирующих ГБН факторов: физическая нагрузка — с 5% до 10% и эмоциональная нагрузка с 35% до 40% (рисунок 7).

Рисунок 7. Динамика симптомов, провоцирующих ГБН (контрольная группа)

Таким образом, в процессе наблюдения пациентов, страдающих сочетанием ГБН и СВД показано, что прием препарата Тенотен детский через 28 дней уменьшает частоту провоцирующих симптомов ГБН, в отличие от противоположной группы

Сравнительный анализ психологической картины ГБН

У всех подростков с ГБ был отмечен повышенный уровень тревожности. Оценивались показатели реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина. До начала лечения в основной группе показатели реактивной тревожности составили 46,3 балла, а личностной — 46,7 баллов. По окончанию лечения отмечалось положительная динамика в виде уменьшения показателей реактивной тревожности до 40,2 балла, и личностной до 42,4 балла (рисунок 8).

Рисунок 8. Динамика показателей тревожности по методикам Ч. Спилбергера

и Ю.Ханина в основной и контрольной группах

В контрольной группе показатели тревожности практически не изменились: уровень реактивной тревожности с 44,3 баллов увеличился до 46,3 баллов, а уровень личностной тревожности уменьшился с 45,4 до 45 баллов.

При анализе психологических особенностей личности пациентов, страдающих сочетанием ГБН и СВД, выяснилось, что практически у всех подростков отмечался повышенный показатель депрессии (по шкале Бека). По окончанию лечения была отмечена положительная динамика по регрессу депрессивной симптоматики в обеих группах, преимущественно в группе лечения Тенотеном детским (20,6 ± 2,80 до 12,4 ± 1,36 баллов). В контрольной группе также отмечалось изменение показателя депрессии с 16,5 ± 1,88 до 14,7 ± 0,89 баллов (рисунок 9).

Читайте также:  Боли в голове при физических нагрузках

Рисунок 9. Динамика показателей депрессии по шкале Бэка

в основной и контрольной группах

При анализе ряда когнитивных функций с помощью корректурной пробы Бурдона, и в частности, концентрации и продуктивности внимания нами было показано, что в группе пациентов с ГБН, принимавших Тенотен детский в процессе терапии, статистически достоверно увеличивались показатели концентрации внимания (с 85,3 ± 2,81 до 92,4 ± 1,23 баллов) и продуктивности внимания (с 1019 ± 34,24 до 1114 ± 23,4 баллов), что отличалось от противоположной группы (концентрация внимания возросла с 83,7 ± 2,33, до 84,8 ± 1,82, а продуктивность внимания с 1001 ± 31,83 до 1070 ± 28,17 баллов) (рисунок 10, 11).

Рисунок 10. Динамика показателей концентрации внимания в сравниваемых группах

Рисунок 11. Динамика показателей продуктивности внимания в сравниваемых группах

Выводы

У подростков, страдающих хроническими головными болями в сочетании с синдромом вегетативной дистонии установлено повышение уровня тревоги и депрессии, а также снижение когнитивных показателей.

Проведенная 8-недельная терапия Тенотеном детским позволяет уменьшить частоту возникновения эпизодов головных болей (снизить частоту жалоб на постоянные ГБ), нивелировать сопутствующие вегетативные нарушения, а также повысить показатели когнитивных функций, а именно концентрацию и продуктивность внимания.

Подтвержденные противотревожное и антидепрессивное действия Тенотена детского способствуют восстановлению психоэмоционального состояния подростков с ГБН при сочетании с СВД и способствуют психологической адаптации таких пациентов в коллективе.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало эффективность и безопасность применения Тенотена детского у детей с ГБН при сочетании с СВД (нежелательных явлений и аллергических реакций зарегистрировано не было).

Литература

1. Горюнова А.В. Маслова О.И., Дыбунов А.Г. Первичная головная боль у детей // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2004; №5, с. 69-76.

2. Рачин А.П. Закономерности формирования хронической головной боли (клинико-психофизиологические и социальные факторы), оптимизация терапии, прогноз и профилактика // Дис. докт. мед. наук. Смоленск. 2007; с. 277.

3. Шварков С.Б., Талицкая О.Е. Характер головной боли у детей с вегетативной дисфункцией // Тезисы Российской научно-практической конференции «Организация медицинской помощи больным с болевыми синдромами». Новосибирск. 1997; с. 83-84.

4. Яхно Н.Н., Соколова Е.Д., Маневич Т.М. Хронические головные боли напряжения у детей и подростков — психосоматическое заболевание // Тезисы докладов Российской научно-практической конференции «Клинические и теоретические аспекты острой и хронической боли» Н. Новгород. 2003; с. 129-130.

5. Anttila P., Metsähonkala L., Helenius H., Sillanpää M. Predisposing and provoking factors in childhood ache // ache. 2000 May; 40 (5): 351-6.

6. Balottin U., Termine C., Nicoli F., Quadrelli M., Ferrari-Ginevra O., Lanzi G. Idiopathic ache in children under six years of age: a follow-up study // ache. 2005 Jun; 45 (6): 705-15.

7. Bugdayci R., Ozge A., Sasmaz T., Kurt A.O., Kaleagasi H., Karakelle A., Tezcan H., Siva A. Prevalence and factors affecting ache in Turkish schoolchildren // Pediatr Int. 2005 Jun; 47 (3): 316-22.

8. Carlsson J., Laon B., Mark A. Psycho ing in schoolchildren with recurrent aches // ache. 1996; V. 36: 77-82.

9. Iwasaki Y., Kinoshita M., Ikeda K., Takamiya K., Shiojima T. Thyroid in patients with chronic ache // Int J Neurosci. 1991 Apr; 57 (3-4): 263-267.

10. Larner A.J. Thyroid dys and ache // J ache Pain. 2006 Feb; 7 (1) :51-2. Epub 2006 Jan 17.

11. LeResche L., Mancl L.A., Drangsholt M.T., Saunders K., Korff M.V. Relationship of pain and symptoms to pubertal development in adolescents // Pain. 2005 Nov; 118 (1-2): 201-9. Epub 2005 Oct 5.

12. Ramchandani P.G., Hotopf M., Sandhu B., Stein A.; ALSPAC Study Team. The epidemiology of recurrent abdominal pain from 2 to 6 years of age: results of a large, population-based study // Pediatrics. 2005 Jul; 116(1): 46-50.

13. Wang S., Fuh J., Lu S., Liu C., Hsu L., Wang P., Liu H. Chronic daily ache in Chinese elderly: prevalence, risk factors, and biannual follow-up // Neurology. 2000; V.54: 314-319.

14. Wang S.J., Fuh J.L., Lu S.R., Juang K.D. Outcomes and predictors of chronic daily ache in adolescents: a 2-year longitudinal study // Neurology. 2007 Feb 20; 68 (8): 591-6. Epub 2006. Dec 20.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени — состояния, которое сопровождается мучительной головной болью. На нее жалуются не только взрослые пациенты: врачи все чаще наблюдают признаки мигрени у детей. Характерные жалобы в основном поступают от детей, начиная с 6 лет, но специалисты уверены: болевые ощущения беспокоят и детей младшего возраста, просто они не могут об этом рассказать.

Назад к статьям

Содержание

  • Приступы мигрени у детей: симптомы, которые должны насторожить
  • Причины мигрени у детей: почему болит голова?
  • Мигрень у ребенка — что делать родителям?

По разным оценкам, симптомы мигрени встречаются у 1-8% детей, включая и годовалых малышей, и подростков. Заболевание сопровождается изнуряющей болью, которая может беспокоить несколько часов, а то и дней. Частота приступов может составлять несколько раз в год, квартал или месяц, а некоторые страдают от них ежедневно.

Кому-то мигрень кажется «безобидной» — казалось бы, достаточно выпить обезболивающее, и все пройдет. Но давайте разберемся с механизмом боли. Специалисты считают, что при мигрени она возникает из-за сосудистых мозговых расстройств. Во время приступа кровеносные сосуды расширяются и сдавливают нервные окончания, которые и вызывают болевые импульсы. Из-за сосудистых нарушений увеличивается внутричерепное давление, клетки мозга не получают достаточно кислорода, что впоследствии приводит к различным неврологическим расстройствам. Малыш, у которого болит голова, плачет и кричит, а обезболивающие препараты во многих случаях не приносят ожидаемого облегчения.

Дети, страдающие мигренью, отличаются повышенной тревожностью, они склонны к депрессивным состояниям, менее активны и трудоспособны. Поэтому родителям стоит разобраться, как проявляет себя это заболевание, и как можно помочь детям справиться с проблемой.

Приступы мигрени у детей: симптомы, которые должны насторожить

Поскольку существуют десятки причин, вызывающих головные боли, а дети не всегда могут четко описать свои ощущения, поставить диагноз «мигрень» со стопроцентной уверенностью не так просто.

Тем не менее, есть характерные симптомы, позволяющие заподозрить у маленького пациента именно это нарушение:

  • сдавливающая или пульсирующая боль одностороннего характера (чаще всего в области виска — лба — глазницы);
  • приступы тошноты, а иногда и рвоты;
  • повышенная чувствительность к свету и звукам;
  • головокружения;
  • потеря чувствительности, «мурашки» на коже;
  • после приступа — вялость, усталость, сонливость.

В зависимости от симптомов специалисты различают несколько видов мигрени: простую, с аурой, осложненную. Чтобы сделать точный вывод, изучается история болезни малыша и родителей, оцениваются жалобы маленького пациента, проводится дифференциальная диагностика, позволяющая определить, являются ли головные боли самостоятельной болезнью или это признак другой патологии.

Причины мигрени у детей: почему болит голова?

В различных медицинских источниках чаще всего в болезни «обвиняют» наследственность и частые стрессы. Практика показывает, что провокаторов приступов намного больше.

Это может быть реакция на некоторые виды продуктов (например, с большим содержанием искусственных химических добавок) и чрезмерную физическую нагрузку.

Спровоцировать головную боль могут изменения погоды и смена часового пояса (если вы берете с собой ребенка в дальнюю поездку).

Жара и духота в помещении, резкие запахи, избыток или недостаток сна, гормональные нарушения — все это также может привести к развитию мигрени.

Наконец, что очень актуально для нашего времени, мигрень возникает на фоне повышенных зрительных нагрузок, связанных с многочасовым просмотром телевизора и компьютерными играми.

Мигрень у ребенка — что делать родителям?

Лучше всего изначально создать условия, при которых риск возникновения мигренозной боли сводится к минимуму. Для этого постарайтесь обеспечить:

  • соблюдение режима дня (сон, еда, прогулки в одно и то же время);
  • рациональное сбалансированное питание;
  • полноценный восьмичасовой сон;
  • разумные интеллектуальные и физические нагрузки, соответствующие возрасту ребенка;
  • спокойную обстановку в семье;
  • разумные ограничения по просмотру телевизора и компьютерным играм.

Не следует создавать «тепличные» условия, чрезмерно контролировать, опекать и жалеть — такое отношение приводит к развитию неврозов. Ребенок должен считать себя абсолютно нормальным и здоровым.

Если же патология уже дала о себе знать, правильное лечение должен назначить невролог. Терапия носит комплексный характер: детям выписывают лекарственные препараты для купирования и предупреждения приступов, а также назначают сеансы физиотерапии и психотерапии. В целях профилактики и лечения может быть рекомендован Тенотен Детский — лекарственное средство, обладающее противогипоксическим и успокаивающим действием. Его прием способствует нормализации работы нервной системы.

Литература:
  1. Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
  2. ОФС.1.2.1.2.0003.15 Тонкослойная хроматография // Государственная фармакопея, XIII изд.
  3. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
  4. https://medi.ru/info/7289/.
  5. https://tenoten-deti.ru/articles/pristupy-migreni-u-detey/.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector