От уроков болит голова

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила: 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

    2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

    3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость — не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →
Читайте также:  Болит голова при резких движениях

Также вам может быть интересно

Болит голова от уроков

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

Причины головной боли у детей

Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода

При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Вегетососудистая дистония

Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».

Последствия травм и ранений черепа и головного мозга

Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.

Опухоль головного мозга

Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.
Читайте также:  Ушиб головы причины, симптомы, методы лечения и профилактики

Боль в основании черепа

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Боль в основании черепа: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Боль в основании черепа (цервикокраниалгия вертеброгенная) — это болевой синдром, локализующийся в шейно-затылочной области, который может распространяться на лобно-височную область и область глаза с гомолатеральной стороны. Доказано, что источником боли могут быть структуры верхнего шейного отдела позвоночника. Как правило, это уровень позвонков С1, С2 и С3, который включает в себя суставы, диски, связки и мышцы. Нижние шейные позвонки, как правило, играют косвенную роль в формировании клинических симптомов боли.

Патологические заболевания шейного отдела позвоночника, которые сопровождаются интенсивными или ноющими болевыми ощущениями, эксперты называют синдромом «болезненной шеи».

Международное общество по изучению головной боли 3-го пересмотра (МКГБ-3) рекомендовало рассматривать цервикогенную головную боль как вторичную, возникающую вследствие изменений в шейном отделе позвоночника, включая костные структуры, межпозвонковые диски, а также структуры мягких тканей, патология которых часто сопровождается болью в шее. 70% пациентов с болевым синдромом в шейном отделе позвоночника одновременно испытывают головную боль, но лишь в 18% случаев она рассматривается как следствие боли в шее.

В генезе головной боли детского и подросткового возраста значительную роль играют функциональные нарушения в позвоночно-двигательных сегментах шейного отдела позвоночника, в частности нарушения в структурах его верхнешейного отдела.

Разновидности болей в основании черепа

О цервикогенной боли свидетельствуют такие дифференциальные признаки, как односторонняя головная боль, распространяющаяся от затылка сзади наперед, и доказательства причастности к ней шейного отдела позвоночника. Приступ боли может быть спровоцирован давлением на триггерные точки в шейной/затылочной области или удержанием шеи в неудобном положении. Важно, что в некоторых случаях у такой боли присутствуют мигренозные черты — ряд пациентов ощущают фото- и фонофобию, слезотечение, тошноту, рвоту, что иногда может расцениваться как проявление мигрени.

Для боли в основании черепа характерны ограничение объема движений в шейном отделе позвоночника, болезненность шейных мышц, изменения мышечного тонуса или реакция на их пассивное или активное растяжение. Обычно боли сочетаются с функциональным блоком на верхнем шейном уровне.

Повреждения верхнего шейного отдела позвоночника в результате опухоли, переломов, инфекций и ревматоидного артрита могут вызвать головную боль, которая клинически проявляется так же, как и цервикокраниалгия. Однако особенностью цервикогенной головной боли является то, что она провоцируется движениями в шейном отделе позвоночника, а после выполнения определенных разминочных движений в шее может купироваться. Чаще всего подобные жалобы не связаны с серьезной патологией, и пациент полностью выздоравливает.

Возможные причины возникновения боли в основании черепа

В основе боли в основании черепа лежат функциональные и органические изменения различных анатомических структур шейного отдела позвоночника: суставов, связок, фасций, мышц, нервов. Главенствующая роль отводится дегенеративно-дистрофическим изменениям позвоночника. При этом имеются лишь единичные указания на роль функциональных нарушений.

Одной из основных причин появления боли в шее является длительное нахождение в неизменной позе. К другим причинам болезни относятся:

  • остеохондроз спондилоартроз, спондилез, унковертебральный артроз другие изменения в позвоночнике;
  • повреждения шеи, травмы;
  • растяжения связок;
  • грыжа межпозвонкового диска;
  • спондилоартрит, ревматоидный артрит.

Частой причиной цервикогенных болей является синдром нижней косой мышцы. Спазмированная мышца может сдавливать проходящий под ней сосудисто-нервный пучок (сегмент позвоночной артерии с периартериальным симпатическим сплетением, затылочные нервы) — для этого состояния типично развитие парестезий в волосистой части головы, иногда возникает боль при причесывании. Замечено, что стимуляция шейных структур вызывает боль, а анестезия уменьшает ее.

Последнее время врачи все чаще говорят о синдроме «текстовой шеи», который формируется у людей, проводящих много времени за чтением текстов с электронных устройств (гаджетов).

Голова взрослого человека весит порядка 5 кг — такой вес испытывает шея при ее нормальном положении. При чтении с экранов гаджетов голова, как правило, наклонена: при ее наклоне всего на 15° нагрузка на позвоночник возрастает до 12 кг, а при наклоне в 60° — до 27 кг. В результате меняется осанка, страдают межпозвонковые диски шейного отдела позвоночника, мышцы спазмируются, возникает боль в основании черепа.

К основным проявлениям боли в основании черепа относятся:

  • частое сведение затылочных мышц, судороги;
  • болезненные ощущения при поворотах головы;
  • шум в голове, нарушение сна;
  • боли в шейном отделе позвоночника, отдающие в голову;
  • головокружение;
  • постоянное напряжение в области шеи, затылка.

Наличие трех-четырех признаков должно заставить больного задуматься об обращении за медицинской помощью.

К каким врачам обращаться при появлении боли в основании черепа

Для установления причины головной боли следует обратиться к

врачу-терапевту, врачу общей практики или врачу-неврологу. Врач назначит необходимое обследование, установит причину болезни и назначит лечение.

Читайте также:  Головная боль при наклоне

Диагностика и обследования при болях в основании черепа

Для постановки диагноза используются следующие диагностические критерии:

  • Причинная связь головной боли с патологией шейной области основывается, по меньшей мере, на одном из следующих признаков:
    • клинические признаки подтверждают, что источник боли располагается в области шеи;
    • боль прекращается после диагностической блокады структур шеи или нервных образований (при адекватном сравнительном исследовании с плацебо).
  • Головная боль прекращается в течение 3 месяцев после успешного лечения нарушения или повреждения, вызвавшего болевой синдром.

С помощью клинических, лабораторных и/или нейровизуализационных методов определяют признаки нарушения или повреждения в области шейного отдела позвоночника или мягких тканей шеи, которые являются достоверной или возможной причиной головной боли:

  • рентген шейной области в нескольких проекциях;
  • магнитно-резонансная и компьютерная томографию головного мозга, сосудов шеи и мозга;

КТ головного мозга и черепа

Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.

  • электромиография;
  • ультразвуковая допплерография сосудов головы и шеи, иногда с функциональными пробами (поворотами головы).

Однако не всегда клинические проявления дают возможность поставить однозначный диагноз. Нередко на практике цервикокраниалгия и наиболее частые формы первичной головной боли могут сочетаться. Поэтому дифференциальная диагностика в менее типичных случаях может быть затруднена.

Что делать при болях в основании черепа

При цервикокраниалгии нет необходимости в соблюдении постельного режима даже в первые дни, когда боль проявляется наиболее остро. Избавиться от боли и снять напряжение в шее помогает ортопедический воротник Шанца, ношение которого показано при длительной работе за компьютером, вождении автомобиля и т.д. Благодаря поддержанию шеи в правильном положении происходит разгрузка и расслабление мышц шеи, что приводит к постепенному угасанию болевого синдрома. Небольшая физическая нагрузка не опасна, необходимо поддерживать повседневную активность, двигаться, ограничивать время работы в сидячем положении. Особое внимание нужно уделять спорту — неоспоримую пользу приносят занятия плаванием.

При шейных повреждениях важно своевременно проводить лечение, чтобы не допустить перехода патологии в хроническую форму.

Лечение болей в основании черепа

Процесс избавления от боли в голове и шее условно можно разделить на два этапа: на начальном этапе лечение направлено на купирование боли, затем работа ведется по направлению устранения причин цервикокраниалгии.

В рекомендациях по лечению цервикогенной боли в первом ряду стоит мануальная терапия в сочетании с другими немедикаментозными методами лечения: иглорефлексотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия. Хороших результатов лечения методами мягкой мануальной терапии удается достичь при течении цервикокраниалгии на фоне шейного остеохондроза. Наиболее адекватным способом купирования боли считается использование нестероидных противовоспалительных препаратов. Также назначают миорелаксанты, понижающие тонус мышц и улучшающие их кровоснабжение, антидепрессанты и, в ряде случаев, антиконвульсанты и нейротропный комплекс витаминов группы В.

Дополнительным эффективным консервативным методом лекарственной терапии цервикогенных болей является локальное инъекционное введение (блокада) лекарственного препарата, обладающего противоотечным и противовоспалительным действием.

В крайних случаях, при отсутствии положительной динамики от консервативной терапии, может потребоваться оперативное вмешательство.

Источники:

  1. Девликамова Ф.И., Хайбуллина Д.Х., Максимов Ю.Н., Губеев Б.Э. Цервикокраниалгия: множество причин, одна проблема. РМЖ. 2019; 9. С. 4-10.
  2. Комитет по классификации головной боли Международного общества головной боли (IHS). Международная классификация головных болей. 3-е издание. Цефалгия. 2018; 38 (1): 1-211. DOI: 10.1177 / 0333102417738202.
  3. Табеева Г.Р. Цервикалгии, цервикокраниалгии и цервикогенные головные боли. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014;(2). С. 90-96.
  4. Стайнер Т. Дж., Пемелера К., Йенсен Р. и соавт. Европейские принципы ведения пациентов с наиболее распространенными формами головной боли в общей практике. М.; 2010. [Steiner T.J., Pemelera K., Jensen R. et al. European principles for the management of patients with the most common forms of ache in general practice. M.; 2010 (in Russ.)].

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Информация проверена экспертом

От уроков болит голова

Лишова Екатерина Александровна

Высшее медицинское образование, опыт работы — 19 лет

Поделитесь этой статьей сейчас

Похожие статьи

Аритмия

Аритмия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Судороги

Судороги — непроизвольные сокращения мышц, носящие приступообразный характер.

Боль в ноге

Боли в ноге могут быть результатом травмы. Также Заболевания опорно-двигательного аппарата всегда сопровождаются болью в ногах.

Боль в паху

Боль в паху: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Нарушение сна

Нарушение сна: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Литература:
  1. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  2. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
  3. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  4. https://aif.ru/archive/1694573.
  5. https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/school/11/.
  6. https://www.invitro.ru/library/simptomy/26438/.
  7. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
  8. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  9. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
  10. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector