Тот факт, что болит голова у взрослого человека, мало кого смущает. Ведь люди зрелого возраста много работают, нередко ведут не самый здоровый образ жизни, а также реагируют на погоду. Когда же начинает болеть голова у детей, это наводит на размышления. Ведь поводов для развития такого симптома у малышей еще не так много. О том, почему может болеть голова у ребенка и как понять, что он может симулировать, АиФ.ru рассказал к. м. н. невролог, эпилептолог, врач высшей категории Института взрослой и детской неврологии и эпилептологии имения Свт. Луки Игорь Степанищев.
Как болит голова у детей
Дети часто сталкиваются с головной болью, отмечает специалист. «Она может быть легкой и пройти через какое-то время. Может длиться несколько часов или стать регулярной. Обычно детские головные боли не являются серьезной проблемой и вызваны общими факторами, которые легко устранить. Например, громкий шум, яркий свет, переутомление или даже чрезмерная суета вокруг. Но если головные боли становятся постоянными или слишком сильными, это уже тревожный признак», — отмечает Игорь Степанищев.
Естественно, в первую очередь надо разбираться с тем, что вызвало проблему. «В 99% случаев головные боли связаны с относительно легкой проблемой: ушибы, шишки и синяки после несильной травмы головы. Иногда это результат инфекции, такой как простуда, грипп, ушные инфекции, воспаление носовых пазух. В более серьезном случае — менингит или энцефалит», — говорит Игорь Степанищев.
Также он отмечает, что способствовать развитию головных болей у детей могут эмоциональные факторы. Обычно говорят в таком контексте про:
- стресс,
- сильное волнение;
- депрессию.
Все они могут стать причиной головной боли, отмечает невролог. Неправильное питание тоже включено в список причин развития головных болей у детей. Большое количество кофеина в газированных напитках и шоколаде, а также пищевой консервант или усилитель вкуса глутамат натрия, входящие в состав колбасы, гамбургеров, чипсов, способствуют возникновению головных болей.
«Головные боли могут возникать сами по себе или как симптом другого заболевания. Иногда они могут быть признаком серьезной проблемы, такой как опухоль головного мозга, абсцесс или кровотечение. Но такое случается только в 1% случаев. Если у вашего ребенка неожиданно возникла новая сильная головная боль или было диагностировано сотрясение мозга, немедленно обратитесь за помощью к врачу», — говорит Игорь Степанищев.
Как распознать
Распознать головную боль можно по следующим признакам. Ребенок жалуется на то, что голова пульсирует с одной или с обеих сторон. Также он может испытывать ноющую боль в висках или затылке и шее. Появляется тошнота или рвота, а также чувствительность к свету, шуму, иногда — запахам.
«Некоторые дети, особенно младшего возраста, не всегда могут сказать, когда у них болит голова. Так что следите за другими знаками: ребенок хочет спать, но может заснуть, ведет себя необычно», — отмечает врач.
Когда обратиться к врачу
Естественно, у родителей много вопросов относительно того, когда именно нужно обращаться к врачу, а когда можно справиться своими силами. Игорь Степанищев отмечает, что обращаться к врачу надо, когда появляются следующие сигналы:
- головные боли усиливаются или появляются чаще чем раз в неделю;
- ребенок не может уснуть из-за головной боли;
- головная боль усиливается по утрам;
- у ребенка ухудшилось зрение, началась рвота или поднялась температура;
- головные боли мешают ребенку сконцентрироваться в школе и доме.
Возможна ли симуляция?
Как известно, дети иногда любят посимулировать. И могут использовать для этого головную боль как предлог. «Иногда дети привлекают к себе внимание, жалуясь на головную боль. Если у вас нет причин подозревать, что с ребенком действительно что-то не так (он не ударялся головой, например, у него нет температуры), не подсказывайте ему, что и где может болеть. Но помните просто правило «хорошего родителя»: не паникуй, но подстрахуйся. Даже если вам кажется, что ребенок симулирует, покажите его врачу и расскажите о всех жалобах. Грамотный врач быстро разберется, где правда, а где вымысел», — отмечает Игорь Степанищев.
Правила терапии
Если же головные боли реальны и повторяются с завидной регулярностью, потребуется лечение. Так, например, неврологи могут предложить нестероидные средства, но по согласованию с врачом и с учетом детских дозировок. «При изнурительных повторяющихся болях ребенку могут прописать более сильные лекарства. При частых головных болях врач может посоветовать ежедневные профилактические лекарства. В случаях когда стресс и подавленное эмоциональное состояние являются причиной головной боли, врач может направить к детскому психологу», — отмечает невролог.
Детские головные боли, как правило, не представляют большой опасности. Но они могут повлиять на учебу, занятия спортом и игры. И чтобы бороться с ними, необходимо выявить причину. «Ведение дневника головной боли может помочь понять, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, и чего следует избегать. Регулярное здоровое питание, достаточный сон и физические упражнения важны для предотвращения головных болей», — подчеркивает невролог.
Некоторые варианты головной боли могут быть серьезными. Если они регулярны и мешают ребенку вести нормальный образ жизни, обратитесь к врачу. Самолечение может только ухудшить ситуацию, когда вы «просмотрите» симптомы, указывающие на серьезность проблемы.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом
Болеет или притворяется? Что стоит за детскими жалобами — Телеканал «О!»
Внезапно ребёнок жалуется на плохое самочувствие — и это обычно происходит утром перед садиком или школой. Не поверить — страшно, все время верить — кажется, нет реальных причин? Психолог Анна Скавитина рассказывает, как правильно реагировать на жалобы про здоровье и на что они могут указывать.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Очень болит!
Рано утром перед детским садом или школой вы вдруг обнаруживаете, что ребёнок кашляет, или у него ужасно болит живот, а может и голова, или другие части тела. Проблема в том, что всего несколько минут назад он был в полном порядке. Возможно, он вас обманывает — и просто не хочет никуда идти?
Большинство из нас пробовали этот трюк в детстве — я знаю, я тоже пробовала. Надо было нагреть градусник на батарее, несколько раз покашлять и остаться дома читать интересную книжку — вместо того, чтобы идти в темноте сквозь метель в школу. Большинство случаев внезапных «загадочных утренних болезней» вызвано довольно безобидными причинами. Но есть более коварные, о которых нам, родителям, необходимо знать, чтобы мы могли помочь детям устранить сложности, из-за которых хочется пропускать школу или детский сад. Разбираться в том, насколько болезни ребёнка реальные или мнимые, иногда приходится вместе с педиатром, психиатром и психологом.
Есть много причин, по которым ребенок может говорить, что он болен, хотя это не так.
Возможно, ему нужен «день психического здоровья» вдали от школы или детского сада, просто нужен выходной, чтобы расслабиться и перезагрузиться. Но, может, ребенок пристрастился к видеоиграм и предпочитает весь день оставаться дома в постели, играя на компьютере, пока родители на работе.
Педиатры называют это «симуляцией», когда ребенок сознательно симулирует симптомы ради какой-то выгоды, или «надуманным расстройством» — когда симптомы есть только в воображении, и ребенок путается в показаниях, в чем же они состоят. Но в других состояниях, таких например, как соматическое расстройство и различные болевые синдромы, симптомы у ребёнка реальные, то есть болит у него всё по-настоящему, даже если не обнаруживается основного заболевания.
Что делать, если ребёнок притворяется больным
Искать проблему. Хотя совсем не много детей любят каждый день ходить в школу, подавляющее большинство готово признать, что посещение школы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому, если ваш ребенок постоянно пытается кашлять или чихать перед выходом из дома, его неожиданно тошнит, важно выяснить, почему. Например, детей может тошнить. от страха.
Возможно, у ребёнка происходит одно или несколько из следующих событий:
⁃ В классе или группе появился новый хулиган, который достаёт вашего ребёнка. Дети, над которыми издеваются, часто симулируют болезни, потому что боятся сообщить о своем мучителе и разозлить его ещё больше.
⁃ Школьник сейчас с трудом справляется с новым предметом: математика, иностранный или родной язык, чтение. Или сегодня предстоит важный тест или контрольная.
⁃ Ребенку не нравится новый воспитатель или учитель, или в расписание занятий были внесены изменения: даже небольшие перемены могут спровоцировать тревогу.
⁃ Ребенок хочет дополнительного внимания от вас, потому что последнее время видел вас не часто;
⁃ Он сильно устал и перегружен, ему хочется побыть в одиночестве дома и отдохнуть.
⁃ Он беспокоится о вашем здоровье и хочет посмотреть, как вы справляетесь дома без него, если вы никуда не уходите.
Убедитесь, что ребенок действительно не болен. Ищите измеримые физиологические симптомы: измерьте температуру, оцените поведение (больной в один момент вдруг превращается в счастливого и смеющегося в следующий) и поищите другие контрольные признаки настоящего заболевания (постоянно спит или не может заснуть, отсутствие аппетита, частые посещения туалета и т. д.). Если у ребёнка болит живот и его действительно тошнит, вряд ли он с аппетитом съест свои любимые блинчики на завтрак. Выполнение всех этих шагов поможет вам понять, что на самом деле происходит, и есть ли у вас медицинские причины для беспокойства.
Иногда важно игнорировать слова и посмотреть на поведение. Предложите сходить сегодня после школы к врачу вместо прогулки с друзьями — возможно, вас ждёт чудесное исцеление через несколько минут. Или согласитесь на то, чтобы ребёнок остался дома в кровати, но без интернета и приставки. Посмотрите на реакцию.
Общайтесь. Если вы не слушаете «мелочи и глупости», которые рассказывает ребёнок, ему трудно будет рассказать вам что-то более серьёзное в другой раз. Постоянно разговаривайте с детьми. Не ждите, пока кто-то заявит, что болен. Задавайте вопросы и выясняйте, что происходит в жизни вашего сына или дочери. Обсуждайте их повседневную деятельность, особенно то, что они делают в школе (в учебе и в общении с ребятами). Иногда это сложно, но если вы сможете разговор с вашим ребенком на сложные темы сделать регулярным и безопасным, то истинные причины его нежелания идти в школу станут очевидными.
Составьте список ресурсов. Вполне может быть, что проблема ребенка более сложна, чем вы думали изначально. Тогда пришло время вызвать поддержку, начав со школы: поговорить с классным руководителем, учителями-предметниками, школьным психологом. Большинство педагогов рады помочь родителям и детям решить любые возникающие проблемы. Они могут видеть то, что не видите вы, и что не рассказывает ребёнок.
Не спешите. Вашим первым порывом могут быть слова «Все в порядке!» или «Нет, ты не болен! Ты немедленно идешь в школу». Если ребенок регулярно притворяется больным, то отсутствие поддержки со стороны родителей может только усложнить и так серьезные проблемы. Нежные прикосновения и аккуратные расспросы, скорее всего, принесут вам гораздо больше информации, чем следование жестким рамкам, которые могут помешать ему раскрыть, что на самом деле происходит. Тут требуется чуткий и терпеливый человек — родитель, учитель, друг — чтобы помочь выявить проблему, которая стоит за жалобой. И иногда стоит прогулять школу, но понять, а что делать дальше.
Мы хотим понять детские чувства. Одна из самых важных вещей — это назвать чувства ребенка и попытаться каким-то образом понять, откуда это чувство, что оно хочет нам рассказать.
Полезно, особенно для детей постарше, сказать, например, так: «Твоё поведение указывает, что тебя что-то беспокоит, но тебе об этом может быть трудно говорить». Вы не представляете, как много взрослых говорили мне «Я так всегда хотел, чтобы мои родители сказали мне — «ты можешь прийти ко мне и поговорить о чем угодно». Многие дети, особенно подростки, действительно боятся разговаривать со своими родителями, ожидая криков или игнорирования их переживаний. Мы, родители, любим своих детей, но нам часто трудно видеть их несовершенства, их проблемы, сталкиваться с их и своими сложными чувствами. Но если не мы, то кто ещё сможет им помочь?
Читайте также:
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Фото: Polina Tankilevitch/Pexels, Alexander Dummer/unsplash, Victoria_Borodinova/pixabay
Тот факт, что болит голова у взрослого человека, мало кого смущает. Ведь люди зрелого возраста много работают, нередко ведут не самый здоровый образ жизни, а также реагируют на погоду. Когда же начинает болеть голова у детей, это наводит на размышления. Ведь поводов для развития такого симптома у малышей еще не так много. О том, почему может болеть голова у ребенка и как понять, что он может симулировать, «АиФ» рассказал к. м. н. невролог, эпилептолог Игорь Степанищев.
Как болит голова у детей
Дети часто сталкиваются с головной болью, отмечает специалист. «Она может быть легкой и пройти через какое-то время. Может длиться несколько часов или стать регулярной. Обычно детские головные боли не являются серьезной проблемой и вызваны общими факторами, которые легко устранить. Например, громкий шум, яркий свет, переутомление или даже чрезмерная суета вокруг. Но если головные боли становятся постоянными или слишком сильными, это уже тревожный признак», — отмечает Игорь Степанищев.
Естественно, в первую очередь надо разбираться с тем, что вызвало проблему. «В 99% случаев головные боли связаны с относительно легкой проблемой: ушибы, шишки и синяки после несильной травмы головы. Иногда это результат инфекции, такой как простуда, грипп, ушные инфекции, воспаление носовых пазух. В более серьезном случае — менингит или энцефалит», — говорит Игорь Степанищев.
Также он отмечает, что способствовать развитию головных болей у детей могут эмоциональные факторы. Обычно говорят в таком контексте про:
- стресс,
- сильное волнение;
- депрессию.
Все они могут стать причиной головной боли, отмечает невролог. Неправильное питание тоже включено в список причин развития головных болей у детей. Большое количество кофеина в газированных напитках и шоколаде, а также пищевой консервант или усилитель вкуса глутамат натрия, входящие в состав колбасы, гамбургеров, чипсов, способствуют возникновению головных болей.
«Головные боли могут возникать сами по себе или как симптом другого заболевания. Иногда они могут быть признаком серьезной проблемы, такой как опухоль головного мозга, абсцесс или кровотечение. Но такое случается только в 1% случаев. Если у вашего ребенка неожиданно возникла новая сильная головная боль или было диагностировано сотрясение мозга, немедленно обратитесь за помощью к врачу», — говорит Игорь Степанищев.
Как распознать
Распознать головную боль можно по следующим признакам. Ребенок жалуется на то, что голова пульсирует с одной или с обеих сторон. Также он может испытывать ноющую боль в висках или затылке и шее. Появляется тошнота или рвота, а также чувствительность к свету, шуму, иногда — запахам.
«Некоторые дети, особенно младшего возраста, не всегда могут сказать, когда у них болит голова. Так что следите за другими знаками: ребенок хочет спать, но может заснуть, ведет себя необычно», — отмечает врач.
Когда обратиться к врачу
Естественно, у родителей много вопросов относительно того, когда именно нужно обращаться к врачу, а когда можно справиться своими силами. Игорь Степанищев отмечает, что обращаться к врачу надо, когда появляются следующие сигналы:
- головные боли усиливаются или появляются чаще чем раз в неделю;
- ребенок не может уснуть из-за головной боли;
- головная боль усиливается по утрам;
- у ребенка ухудшилось зрение, началась рвота или поднялась температура;
- головные боли мешают ребенку сконцентрироваться в школе и доме.
Возможна ли симуляция?
Как известно, дети иногда любят посимулировать. И могут использовать для этого головную боль как предлог. «Иногда дети привлекают к себе внимание, жалуясь на головную боль. Если у вас нет причин подозревать, что с ребенком действительно что-то не так (он не ударялся головой, например, у него нет температуры), не подсказывайте ему, что и где может болеть. Но помните просто правило «хорошего родителя»: не паникуй, но подстрахуйся. Даже если вам кажется, что ребенок симулирует, покажите его врачу и расскажите о всех жалобах. Грамотный врач быстро разберется, где правда, а где вымысел», — отмечает Игорь Степанищев.
Правила терапии
Если же головные боли реальны и повторяются с завидной регулярностью, потребуется лечение. Так, например, неврологи могут предложить нестероидные средства, но по согласованию с врачом и с учетом детских дозировок. «При изнурительных повторяющихся болях ребенку могут прописать более сильные лекарства. При частых головных болях врач может посоветовать ежедневные профилактические лекарства. В случаях когда стресс и подавленное эмоциональное состояние являются причиной головной боли, врач может направить к детскому психологу», — отмечает невролог.
Детские головные боли, как правило, не представляют большой опасности. Но они могут повлиять на учебу, занятия спортом и игры. И чтобы бороться с ними, необходимо выявить причину. «Ведение дневника головной боли может помочь понять, что именно вызывает головную боль у вашего ребенка, и чего следует избегать. Регулярное здоровое питание, достаточный сон и физические упражнения важны для предотвращения головных болей», — подчеркивает невролог.
Некоторые варианты головной боли могут быть серьезными. Если они регулярны и мешают ребенку вести нормальный образ жизни, обратитесь к врачу. Самолечение может только ухудшить ситуацию, когда вы «просмотрите» симптомы, указывающие на серьезность проблемы.
Головная боль у детей — повод для беспокойства или детский каприз?
«Мама, у меня болит голова». Вспомните, как часто вы слышали эти слова от своего ребенка? И, наверняка, не раз и не два раздумывали о причине этой жалобы. Однако не всегда находили её, полагая, что это просто детский каприз или нежелание идти в школу. Тогда как этот симптом нередко свидетельствует о наличии серьезной проблемы со здоровьем у малыша.
К тому же, иногда, к сожалению, случается и так: кроха слишком мал, чтобы рассказать о том, что его беспокоит. И тогда вам остается лишь одно: догадываться о причине его капризов и плача.
Поэтому давайте разберемся, каковы наиболее частые причины головных болей у детей, как их распознать вне зависимости от возраста вашего крохи. А также, что делать и куда бежать с этой проблемой? Случаи поздно выставленного диагноза нередки, поэтому лечение при этом малыш получает неправильное. Да и одной пилюлей в этом случае просто не обойтись.
Что такое головная боль?
Головная боль (в медицинской терминологии «цефалгия») — это любые болезненные ощущения в зоне от бровей и переносицы до затылочной области.
По сути, головная боль — рефлекторный механизм, выполняющий защитную функцию. Он состоит из рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, а также структур головного мозга, которые анализируют их в зависимости от источника.
Болевые рецепторы располагаются во всех анатомических образованиях головы и головного мозга: в стенках кровеносных сосудов, оболочках головного мозга, надкостнице, мягких тканях головы и других структурах.
Собственно раздражение болевых рецепторов определенными веществами и дает ощущение головной боли. А её появление — сигнал тревоги, свидетельствующий об изменении нормальной работы нервной системы.
Головные боли у детей встречаются несколько реже, чем у взрослых. С одной стороны — это свидетельство того, что у них незрелая нервная система, с другой — говорит о её высоких компенсаторных возможностях.
Немного статистики…
Головная боль у детей — вторая по частоте жалоба после болей в животе.
По медицинской статистике от 3 до 8% детей дошкольного возраста страдают от головных болей, 15% жалоб поступает от школьников начальных классов, но большинство (приблизительно 80%) — от ребят старше 10 лет.
Пик начала головных болей приходится на возраст:
- от 6 до 7 лет, когда это связанно с адаптацией к школе
- 13-15 лет, в период полового созревания
Головная боль у ребенка: будьте бдительны!
Существует около 10 типов головной боли, которая является признаком более 50 заболеваний. Однако мы с вами рассмотрим наиболее частые из них, разберем механизмы их возникновения, а также основные проявления.
Мигрень
Встречается у 20-23% детей.
И как ни странно, нередко этот недуг впервые дает о себе знать именно в детском возрасте. Причем её симптомы несколько отличаются от типа мигрени у взрослых. Поэтому зачастую диагностика затруднена даже для достаточно опытных врачей.
Причины и теории возникновения мигрени до сих пор неизвестны. Существуют предположения на этот счет, которые носят лишь умозрительный характер.
Наиболее распространенная теория возникновения
Нарушена взаимосвязь между тройничным нервом и сосудами головного мозга. В результате выделяются вещества, которые понижают тонус сосудов, приводя к отеку тканей вокруг них, который раздражает болевые рецепторы. К тому же, доказано, что имеется наследственная предрасположенность к мигрени. Примечательно, что девочки болеют ею несколько чаще.
Симптомы
В отличие от мигрени у взрослых, детская имеет свои особенности:
- Приступ короткий: он может длиться от 30 минут до 5 часов.
- Пульсирующая боль часто носит двухсторонний характер (тогда как в типичных случаях у взрослых она одностороння), локализуясь в теменной, лобной или затылочной области.
- Нередко приступ головной боли сопровождается головокружением, обмороком или вялостью — так называемая базилярная мигрень.
- Практически каждый приступ протекает вместе с болями в животе, тошнотой и рвотой.
- В начале приступа головная боль невыраженная. Поэтому если малыш увлечен игрой, то может не сразу обратить ваше внимание на ухудшение своего самочувствия. А когда боль становится невыносимой, то вашего ребенка могут доставить в стационар на скорой помощи с ошибочным диагнозом (например, менингит).
- И в тоже время, нередко единственный признак деткой мигрени — боль в животе и тошнота, без головной боли («обезглавленная мигрень»).
- Началу приступа иногда предшествует аура: у малыша может резко меняться настроение, появиться слуховые и зрительные (темные пятна, зигзагообразные линии) галлюцинации и другие симптомы.
Приступ мигрени нередко провоцируют:
- стрессовые ситуации
- нарушения режима сна и бодрствования
- употребление некоторых продуктов: какао, шоколада, цитрусовых, продуктов, содержащих консерванты
- резкие запахи или яркий свет
- чрезмерное пребывание перед экраном монитора или телевизора
- у девочек подростков изменение менструального цикла и некоторые другие факторы
Головные боли напряжения
Встречаются в 70-75% случаев.
Наиболее частые причины:
- физическое и умственное перенапряжение
- нарушения организации режима дня
- неудобная поза во время сна
- стрессовые ситуации (после напряженных уроков или сдачи экзаменов, переживания ребенка по поводу семейных неурядиц или взаимоотношений между сверстниками и так далее)
- длительное нахождение в душном помещении или сидение перед монитором компьютера (в результате напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса)
- изменения погодных условий (ветер, дождь, резкая смена атмосферного давления)
- вынужденное голодание
Однако, к сожалению, иногда причина так и остается не выясненной.
Механизм возникновения
До конца не выяснен. Но большинство исследователей считают, что в основе лежит мышечное напряжение мышц головы, которое может возникнуть в двух случаях.
- Местный механизм
Из-за стресса или неудобной позы напрягаются мышцы головы, скальпа, шеи и плеч. В результате возникает неспецифическая воспалительная реакция. Она приводит к тому, что расширяются сосуды и выделяются специфические вещества в кровь, которые раздражают болевые рецепторы.
- Центральный механизм
Изменяется способность некоторых структур головного мозга (лимбико-ретикулярной формации), обеспечивающих выполнение важнейших функций организма, адекватно отвечать на внешние воздействия.
Это ведет к нарушению эмоциональной деятельности и работы вегетативной нервной системы (регулирует тонус сосудов и мышц, выработку гормонов, работу некоторых внутренних органов). В результате повышается тревожность, которая в свою очередь сопровождается увеличением тонуса мышц скальпа, головы и шеи, а иногда и нарушением работы некоторых внутренних органов.
Симптомы
Малыш наиболее часто жалуется на головную боль в области лба и висков, несколько реже — в области темени. Она монотонная и умеренная по силе, носит давящий, сжимающий или стягивающий характер по типу «каски» или «шлема» (малыш ладошкой показывает место боли). Наиболее часто возникает во второй половине дня.
Головная боль может длиться от одного до нескольких часов. Иногда проходит самостоятельно после небольшого сна или отдыха, смены деятельности. По мере взросления малыша частота и продолжительность приступов увеличивается, но характер самих болей не меняется.
Примечательно, что ребенок не любит расчесывать волосы или отказывается носить головные уборы, даже легкие. Поскольку эти воздействия на перенапряженные мышцы усиливают головную боль.
Нередко вместе с головной болью напряжения появляются боли в суставах, мышцах, животе, в области сердца. Такие жалобы могут сопровождаться лабильным настроением, астенией (повышенная утомляемость и истощаемость), беспричинной тревогой, плохим аппетитом, расстройствами сна. Это связано с нарушением работы вегетативной нервной системы.
Головная боль при изменении внутричерепного давления
В норме внутричерепное давление поддерживается тремя составляющими: объёмом головного мозга, спинномозговой жидкостью (циркулирует в полости черепа и пространстве спинного мозга), а также кровенаполнением сосудов головного мозга. Поэтому головной мозг находится словно во взвешенном состоянии, удерживаясь сосудами и нервами головного мозга, как «якорями».
Увеличение объема одного из этих компонентов ведет к повышению внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии), понижение — к его уменьшению (внутричерепной гипотензии).
Внутричерепная гипертензия
У детей развивается наиболее часто.
Механизм возникновения
Выработка цереброспинальной жидкости повышается, но нарушается её всасывание либо имеются препятствия для её свободной циркуляции. В результате объем цереброспинальной жидкости увеличивается и давит на болевые рецепторы.
Причины
- последствия черепно-мозговых травм, даже очень давних (например, послеродовых)
- гидроцефалия (чрезмерное увеличение объёма спинномозговой жидкости в полости черепа)
- внутриутробное кислородное голодание (гипоксия)
- бактериальные или вирусные инфекции (например, менингит или энцефалит, ОРВИ)
- опухоли головного мозга
- врожденные пороки развития головного мозга.
Симптомы
Ребенок жалуется на:
- распирающие головные боли (наиболее часто во второй половине дня), которые возникают по ощущениям в глубине головы
- тяжесть в голове в утренние часы
- повышенную потливость
- тошноту или рвоту, усиливающуюся во время активных движений
- быструю утомляемость
- усиливающуюся головную боль при кашле, чихании, натуживании.
Нередко малыш отказывается от игр, плаксивый, раздражительный, сонливый.
Внутричерепная гипотензия встречается редко: в основном у взрослых пациентов.
Головные боли при ЛОР заболеваниях (тонзиллит, воспаление околоносовых пазух, аденоидные разрастания)
Нередкое явление.
Вызваны они токсическим воздействием на сосуды головного мозга и раздражением мозговых оболочек болезнетворными микроорганизмами, продуктами их распада, высокой температурой. Это ведет к повышению внутричерепного давления, которое проявляется довольно интенсивными головными болями. Все остальные симптомы, сопутствующие этим заболеваниям, описаны выше (внутричерепная гипертензия).
Головные боли при нейроифекциях
Всегда сопровождают такие заболевания, как ОРВИ, менингит, энцефалит.
Возникают из-за повышенного внутричерепного давления, симптомы которого описаны выше. Головная боль выраженная, усиливается в положении лежа.
Однако в этом случае повышается температура тела. Может появиться рвота, тошнота, выраженная слабость. Иногда ребенок теряет сознание или у него развиваются судороги (при тяжелом состоянии). В дополнение к этому наблюдаются симптомы основного заболевания.
Головная боль при нарушениях зрения
В последнее время имеет место всё чаще и чаще, поскольку на неокрепший детский организм дается колоссальная нагрузка в школе и детском саду. Развивается как при дальнозоркости, так и при близорукости, а иногда и при других нарушениях зрения, когда имеется слабость глазной мускулатуры.
Механизм возникновения
Из-за перенапряжения глазных мышц раздражаются нервные окончания тройничного нерва, что и вызывает головную боль.
Симптомы
Боль ноющая и тупая. Наиболее часто она начинается с переносицы. Однако нередко берет свое начало с области лба или затылка, постепенно распространяясь по всей голове, часто переходя даже на шею.
Головная боль появляется после длительного перенапряжения глазных мышц: прочтения книги, просмотра телепередач, нахождения перед экраном монитора и так далее. Она не проходит после приема лекарственных препаратов. Единственный выход — правильно подобранные очки.
Малыш не умеет говорить: как понять, что у него болит голова?
Пожалуй, это нелегко. Особенно в первые месяцы жизни ребенка и пока ему не исполнится годик. Однако если вы немного «прислушаетесь» к своему крохе, он сам вам «расскажет» о том, что его беспокоит.
Вас должны насторожить:
- частые срыгивания или рвоты, не связанные с приемом пищи (обычно в утренние часы)
- беспричинное беспокойство или вскрикивание
- появление у крохи крика на одной ноте, длящегося на протяжении нескольких часов
- дрожание ручек и ножек у малыша (тремор)
- повышенная болевая чувствительность (иногда даже только дотрагивание до кожи вызывает болезненный крик у крохи)
- наличие глазных признаков: косоглазие, симптом Греффе (при опускании глаза вниз, между радужкой глаза и верхним веком остается белая полоска)
- выбухание и пульсация большого родничка (в норме он находится вровень с костями черепа или несколько западает) — наблюдается при повышенном внутричерепном давлении
- увеличение в размере окружности головы (наиболее часто при гидроцефалии), поэтому всегда её нужно измерять и следить, чтобы она соответствовала возрастным нормам
- плохой сон: кроха часто просыпается или не может уснуть.
Даже если ребенок уже умеет говорить, он не всегда может сообщить точную информацию о своем самочувствии. Как правило, это возраст до 4-5 лет. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш ведет себя. Если его беспокоит головная боль, он часто прикладывает руки к голове, глазам или бровям, взъерошивает волосы.
Что делать и куда бежать?
Конечно, не стоит давать лекарство ребенку от головной боли, которое пьете вы сами, полагая, что всё уладится само собой. А если всё же имеется необходимость облегчить страдания ребенка, помните, что у детей разрешен к применению только Ибупрофен. Однако не стоит злоупотреблять этим препаратом. Лучше ищите причину недомогания малыша.
Необходимо проконсультироваться с врачами и пройти ряд исследований:
- осмотр педиатра, дабы исключить или подтвердить инфекционное или вирусное заболевание
- консультация узких специалистов: оториноларинголога (ЛОР врача), окулиста, невропатолога
- при необходимости назначается томография головного мозга, электроэнцефалография и другие исследования (объем обследований зависит от заключения специалистов и их предполагаемого диагноза).
Конечно, это далеко не все виды и причины головной боли у ребенка, их существует несколько больше. Сложно уместить всю информацию в одной статье. Да и в этих описанных случаях не всегда у малыша наблюдаются все симптомы одновременно, а лишь некоторые из них.
Однако в любом случае появление головной боли — повод для беспокойства и обращения к врачу. Поскольку она нередко — единственный «звоночек» довольно грозных недугов у крохи. Поэтому, дорогие родители, будьте бдительны!
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
фото: https://globallookpress.com/
- Мустафин Р. И., Буховец А. В., Протасова А. А., Шайхрамова Р. Н., Ситенков А. Ю., Семина И. И. Сравнительное исследование поликомплексных систем для гастроретентивной доставки метформина. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015; 1(10): 48–50.
- Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- https://aif.ru/health/children/pochemu_u_rebenka_bolit_golova_simulyaciya_ili_simptomy_sereznoy_problemy.
- https://www.kanal-o.ru/news/15627.
- https://aif.by/health/children/pochemu_u_rebenka_bolit_golova_simulyaciya_ili_simptomy_sereznoy_problemy.
- https://www.u-mama.ru/read/obaby/babyhealth/7378-golovnaya-bol-u-detey—povod-dlya-bespokoystva-ili-detskiy-kapriz.html.
- Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
- Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).