Если вы страдаете мигренью или у вас просто неожиданно заболела голова, читайте на выбор любое дуа из переведённого нами собрания из восьми коротких специальных молитв от Ахль аль-Бейт Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его семейство, и, если будет на то воля Всевышнего, избавление от мук не заставит себя ждать. Да сделает Аллах здоровыми вас и ваших близких!
1
Мухаммад ибн Исмаил передал от Мухаммада ибн Халида от Якуба аль-Зайата от Муавии от Аммара аль-Духни, который сказал: «Я пожаловался Абу Абдулле (Имаму Садыку), да будет мир с ним, на это (головные боли) и он сказал: «Когда ты закончишь обязательную молитву, приложи указательный палец к глазам и скажи семь раз, проводя пальцем над правой бровью:
О Нежный [к своим рабам], исцели меня
Йа ханна́ну и́шфини
يَا حَنَّانُ اِشْفِنِىْ
Затем проведи им семь раз над левой бровью и скажи:
О Благодетельный, исцели меня
Йа манна́ну и́шфини
يَا مَنَّانُ اِشْفِنِىْ
Затем помести правую ладонь на голову и скажи:
О Тот, ради Кого успокоилось всё, что на небесах и на земле, благослови Мухаммада и его семейство и успокой то, что [приключилось] со мной
Йа ман са́кана ляху́ ма фиссамава́ти уа ма филь а́рды са́лли аля́ Муха́ммадин уа а́лихи уа са́ккын ма би
يَا مَنْ سَكَنَ لَهُ مَا فِىْ السَّمٰوَاتِ وَ مَا (هُوَ) فِىْ اْلاَرْضِ صَلِّ عَلٰی مُحَمَّدٍ وَ اٰلِهِ وَ سَكِّنْ مَا بِىْ
После этого соверши необязательную молитву»».
2
Один человек пожаловался Имаму Садыку, да будет мир с ним, на головные боли. Имам сказал: «Положи свою руку на место, которое болит, и прочитай аят «Аль-Курси» (2:255-257) и суру «Аль-Хамд» («Аль-Фатиха»), а затем скажи:
Аллах велик, Аллах велик
Алла́ху акба́ру Алла́ху акба́р
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Нет бога, кроме Аллаха, и велик Аллах
Ля иля́ха иллял-ла́ху уалла́ху а́кбар
لاَ اِلٰهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
Более свят [Он] и велик, чем я боюсь и опасаюсь
Аджа́ллю уа а́кбару ми́мма аха́фу уа а́хзар
اَجَلُّ وَ اَكْبَرُ مِمَّا اَخَافُ وَ اَحْذَرُ
Я прибегаю к Аллаху от пульсирующей вены
Ау́зу билля́хи мин а́ркын наа́р
اَعُوْذُ بِاللهِ مِنْ عَرْقٍ نَعَّارِ
И я прибегаю к Аллаху от жара огня
Уа ау́зу билля́хи мин ха́ррын нар
وَ اَعُوْذُ بِاللهِ مِنْ حَرِّ النَّارِ
3
Упомянуто в книге «Аль-Мисбах» Кафами от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Положи руку на место, которое болит, и скажи семь раз…».
Я прибегаю у Аллаху, Единственному, Кому принадлежит всё, что обитает на земле и на море
Ау́зу билля́хиль-лязи́ са́кана ляху́ ма филь ба́рри уа́ль бахр
اَعُوْذُ بِاللهِ الَّذِىْ سَكَنَ لَهُ مَا فِىْ الْبَرِّ وَ الْبَحْرِ
На небесах и на земле
Уа ма фиссамава́ти уа ма филь ард
وَ مَا فِىْ السَّمٰوَاتِ وَ مَا فِىْ اْلاَرْضِ
И Он — Слышащий, Знающий
Уа хува́с сами́уль али́м
وَ هُوَ السَّمِيْعُ الْعَلِيْمُ
Также читайте эти слова при боли в ушах.
4
В той же книге «Аль-Мисбах» Кафами также передано от Имама Бакира, да будет мир с ним, что для избавления от мигрени нужно положить руку на то место головы, которое болит, и сказать три раза:
О Существующий и Проявленный
Йа за́хиран мауджу́да
يَا ظَاهِرًا مَوْجُوْدًا
О Скрытый, Который не исчезает
Уа йа ба́тынан гха́йра мафку́д
وَ يَا بَاطِنًا غَيْرَ مَفْقُوْدٍ
Даруй Твоему слабому слуге Твои прекрасные награды
А́рдыд аля́ а́бдикя ад-даи́фе айади́кяль джами́ляте и́ндах
اَرْدِدْ عَلٰی عَبْدِكَ الضَّعِيْفِ اَيَادِيْكَ الْجَمِيْلَةِ عِندَهُ
И удали от него то, из-за чего он страдает
Уа́зхаб анху́ ма бихи́ мин аза́
و اذْهِبْ عَنْهُ مَا بِهِ مِنْ اَذَی
Воистину, Он — Милостивый, Могущественный
И́ннаху рахи́мун кади́р
إنَّهُ رَحِيْمٌ قَدِيْرٌ
5
Другое кораническое дуа от мигрени из 8‑го аята суры «Аль-Имран» («Семейство Имрана»):
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Бисмилля́хи-ррахма́ни-ррахи́м
بِسْمِ ٱللّٰهِ ٱلرَّحْمٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Господи, не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь
Ра́ббана ля тузи́гх кулю́бана ба́да из хаде́йтана
رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوْبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا
И даруй нам милость от Тебя
Уа уаха́бляна милляду́нкя ра́хма
وَ هَبْ لَنَا مِنْ لَّدُنْكَ رَحْمَةً
Воистину, Ты самый щедрый даритель
И́ннакя а́нталь уахха́б
إِنَّكَ أَنْتَ الْوَهَّابُ
Если боль не прошла, сварите куриные яйца, мелко их покрошите, а затем прочитайте над ними 112‑ю суру «Аль-Ихляс» («Искренность») и дайте их съесть больному.
6
От Имама Хасана Аскари, да будет мир с ним, передано, что для избавления от головной боли прочитайте над кувшином с водой 30‑й аят 21‑й суры «Аль-Анбийа» («Пророки»):
Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены
Аваля́м йара́ль-лязи́на ка́фару а́ннас самава́ти уа́ль а́рда ка́ната рат’ка́
أَوَلَمْ يَرَ الَّذِيْنَ كَفَرُوْا أَنَّ السَّمَاوَاتِ وَ اْلأَرْضَ كَانَتَا رَتْقًا
А Мы их разделили
Фафатакна́хума
فَفَتَقْنَاهُمَا
И сделали из воды всякую вещь живую
Уа джаа́льна мина́ль ма́’и ку́лля ша́йин хай
وَ جَعَلْنَا مِنَ الْمَآءِ كُلَّ شَيْءٍ حَيٍّ
Неужели они не уверуют
А́фаля йу’мину́н
أَفَلاَ يُؤْمِنُوْنَ
И выпейте эту воду.
7
Умар ибн Ханзала передал: «Я пожаловался Абу Джафару (Имаму Бакиру), да будет мир с ним, на головные боли, приносящие мне страдания. Он сказал: «Когда они есть у тебя, положи свою руку на ту часть (тела), которая болит, и скажи…»».
«Если бы были вместе с Ним боги, как они говорят
Ля́у ка́на ма́аху а́лихатун кама́ йакулю́на
لَوْ كَانَ مَعَهُ آلِهَةٌ كَمَا يَقُوْلُوْنَ
Тогда бы они пожелали пути к Обладателю Трона» (17:42)
Иза́ль ля́бтагхау иля́ зиль а́рши саби́ля
إِذًا لاَّبْتَغَوْا إِلٰى ذِي الْعَرْشِ سَبِيْلاً
«И когда им скажут
Уа иза́ ки́ля ляху́м
وَ إِذَا قِيْلَ لَهُمْ
«Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику»
Таа́ляу иля́ ма анзалялла́ху уа иля́р расу́ли
تَعَالَوْا إِلٰى مَا أَنْزَلَ اللهُ وَ إِلَى الرَّسُولِ
Ты видишь, как лицемеры отворачиваются от тебя стремительно» (4:61)
Раа́йталь мунафики́на йасудду́на а́нкя суду́да
رَأَيْتَ الْمُنَافِقِيْنَ يَصُدُّوْنَ عَنْكَ صُدُوْدًا
8
Один человек из Мерва пожаловался Абу Абдулле (Имаму Садыку), да будет мир с ним, на головную боль. Имам сказал ему: «Подойди ко мне». Затем он коснулся его головы и произнёс 41‑й аят 35‑й суры «Фатыр» («Творец»):
Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли
Иннала́ха йу́мсикус самава́ти уа́ль а́рда антазу́ля
إِنَّ اللهَ يُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ وَ اْلأَرْضَ أَنْ تَزُوْلاَ
Если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него
Уа ля инза́лята ин амса́кхума мин а́хадын мим ба́дихи
وَ لَئِنْ زَالَتَا إِنْ أَمْسَكَهُمَا مِنْ أَحَدٍ مِّنْ بَعْدِهِ
Он ведь — Кроток, Прощающ
И́ннаху ка́на хали́ман гхафу́ра
إِنَّهُ كَانَ حَلِيْمًا غَفُوْرًا
Молитвы, которые читал Пророк ﷺ для исцеления от всех болезней
Болезни приносят людям много неприятностей. Они являются причиной горестей, беспокойства, страха и волнений, которые делают печальной и невыносимой жизнь человека. Поэтому мы в этой статье расскажем о том, как избавиться от болезней и страданий.
От Абдул-азиза передаётся, что однажды, когда он вместе с Сабитом (один из выдающихся последователей сподвижников Сабит аль-Бунани (да будет доволен им Аллах)) зашёл к Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах), Сабит сказал ему: «О Абу Хамза, я заболел». Тогда Анас (да будет доволен им Аллах) сказал ему:
«Не прочитать ли над тобой заговор Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он сказал: «Конечно!», — и тогда Анас (да будет доволен им Аллах) прочитал:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ ، مُذْهِبَ البَأسِ ، اشْفِ أنْتَ الشَّافِي ، لاَ شَافِيَ إِلاَّ أنْتَ ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقماً
«Аллахумма, Рабба-н-наси, музхиба-ль-ба`си, ишфи Анта-ш-Шафи, ля шафия илля Анта шифаан ля йугадиру сакаман».
«О Аллах, Господь людей, удаляющий болезнь, исцели, Ты — Исцеляющий, и нет целителя, кроме Тебя, исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни». (Имам Ахмад 3/151, Бухари 5742, Абу Дауд 3890, Тирмизи 973)
Также Имам Бухари в своём сборнике передаёт от Масрука и матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах), что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заклинал от болезни кого-либо из членов своей семьи, то натирал больное место правой рукой и говорил:
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أذْهِبِ البأسَ ، اشْفِ أنْتَ الشَّافِي، لا شِفاءَ إِلاَّ شِفاؤُكَ شِفاءً لا يغادر سقما
«Аллахумма Рабба-н-наси азхиби-ль-баъса, (и)шфи Анта-ш-шафи, ля шифаа илля шифау-кя, шифаан ля йугадиру сакаман»
«О Аллах, Господь людей, удали эту болезнь и исцели! Ты — Исцеляющий, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни!» (Бухари, 5675 и 5750)
Также от матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заклинал от болезни кого-либо, он произносил такие слова:
امْسَحِ الباسَ رَبَّ النَّاسِ ، بِيَدِكَ الشِّفاءُ ، لا كاشِفَ لَهُ إِلاَّ أَنْتَ
«Имсахи-ль-ба’са, Рабба-н-наси, би-яди-ка-ш-шифау, ля кашифа ля-ху илля Анта».
«Сотри болезнь, Господь людей, в Твоей длани исцеление, и никто не дарует его, кроме Тебя». (Бухари, 5743 и Муслим, 2191)
Также в сборнике достоверных хадисов имама Муслима передаётся от ‘Усмана ибн Абу ‘Аль-Аса (да будет доволен им Аллах), что он пожаловался Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на боль в теле, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
ضَعْ يَدَكَ على الَّذِي تألم مِنْ جَسَدِكَ، وَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ ثَلاثاً، وَقُلْ سَبْعَ مَرَّاتٍ: أعُوذُ بِعِزَّةِ اللَّهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرّ ما أجِدُ وأُحاذِرُ
«Положи руку на то место своего тела, которое болит, и трижды скажи:
بِسْمِ اللَّهِ
«Би-сми-Ллях» — «С именем Аллаха», после чего скажи семь раз:
أعُوذُ بِعِزَّةِ اللَّهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرّ ما أجِدُ وأُحاذِرُ
«А’узу би-‘иззати-Лляхи ва кудрати-хи мин шарри ма аджиду ва ухазир» — «Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!»» (Муслим 2202, Абу Дауд 3821, Ибн Маджах 3522)
Из вышеприведённого мы понимаем, что когда у человека возникают болезни и недомогания, от которых он желает избавиться, ему следует обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося у Него выздоровления. Это может привести к скорейшему исцелению, и он получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Нурмухаммад Изудинов
Смотрите также:
Дуа, исцеляющее от 99 недугов
7 дуа, которые нужно читать по утрам
5 дуа от печали и грусти
Дуа, которое читал Пророк (ﷺ), желая избавиться от недуга
Как защитить себя от колдовства и одержимости?
Правда ли, что болезнь — это наказание за грехи?
5 шагов, которые приблизят вас к Аллаху
10 самых сильных дуа от болезней
Болезни — неотъемлемая часть испытаний на жизненном пути человека. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что не перестанут постигать верующего трудности, пока он не предстанет перед Всевышним очищенным от грехов.
Болезни неприятны нам, доставляют много неудобств, но они не являются наказанием, в них Аллах заложил возможность очищения от грехов и обретения Его милости и довольства. В каждое из испытаний Всевышний заключил благо для верующего, преодолевая которые с терпением, он непременно удостоится вознаграждения за свои трудности.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кого бы из людей ни постигла болезнь в его теле, Всевышний Аллах дает указание ангелам, которые защищают этого человека, и говорит им: «Вы записывайте моему рабу каждый день и каждую ночь вознаграждение за те благие деяния, которые он совершал раньше (когда он был здоров), пока он находится под моей опекой» (Хаким).
Наша религия учит нас заботиться о своем здоровье, искать пути выздоровления и обращаться к тому, Кто создал болезнь и Кто дарует от нее исцеление.
Какие дуа читать, когда болезнь постигает нас и тех, кого мы любим?
رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ
Роббаху, аннии массанийад-дурру уа анта архамур-рохимиин
«Мой Господь, воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты — Милосерднейший из милосердных» (аль-Анбийа, 83).
اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أذْهِبِ البأسَ ، اشْفِ أنْتَ الشَّافِي، لا شِفاءَ إِلاَّ شِفاؤُكَ شِفاءً لا يغادر سقما
Аллахумма Робба-н-наси азхибиль-бааса, ашфи анта-ш-шафии, ля шифаа-а илля шифаау-кя, шифаа-ан ля йугаадиру сакаман
«О Аллах, Господь людей, удали эту болезнь и исцели! Ты — исцеляющий и нет исцеления, кроме Твоего исцеления, Исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни!»
رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
Роббана аааатинаа фид-дунья хасанатау-уа филь-аахирати хасанатау-уа кынаа ‘азаабаннаар
«Господь наш! Дай нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни и защити нас от наказания в Аду» (Бакара, 201).
أّعُوذُ بِعِزَّةِ اللهِ وَ قُدْرَتِهِ مِنْ شَرِّ مَا أَجِدُ مِنْ وَعجَعِى هَذَا
А`уузу би`иззат-иЛляхи уа кудротихи мин шарри маа аджиду мин уа `джа`ии хаза
«Полагаясь на величие и силу Аллаха ищу защиты у Него от этой болезни и ее угрозы, которая выпала на мою долю».
الْحَمْدُ للهِ الَّذِى عَافَانِى مِمَّا ابْتَلاَكَ بِه وَ فَضَّلَنِى عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلًا
Альхамдулиллахи ллязии `аафаании миммаа-бталякя бихи уа фаддолянии `аля касиирим-мимман халяко тафдыилян
«Предостереги меня от тех бед и несчастий, которые выпали на мою долю, дай мне здоровья и пусть все мои восхваления будут милостивому Аллаху».
بِسْمِ اللّٰهِ، تَوَكَّلْتُ عَلَى اللّٰهِ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللّٰهِ
Бисмилляхи тауаккалту `аляЛлахи уа ля хауля уа ля куууата илля биллях
«С именем Аллаха, доверился я Аллаху, нет силы и мощи, кроме как у Аллаха».
اللَّهُمَّ احْفَظْنِي مِنْ بَينِ يَدَيَّ, وَمِنْ خَلْفِي, وَعَنْ يَمِينِي, وَعَنْ شِمَالِي وَمِنْ فَوْقِي, وَأَعُوذُ بِعَظَمَتِكَ أَن أُْغْتَالَ مِنْ تَحْتِي
Аллахумма хфатнии мин байни ядаййя уа мин халфии уа ‘ан йамиинии уа ‘ан шимаалиа уа мин фаукы. Уа а’уазу би-‘азоматика ан угтааля мин тахтии
«Аллах, защити меня спереди, и сзади, и справа, и слева, и сверху, и я прибегаю к величию Твоему от страхов, которые находятся подо мной».
رب يسر ولا تعسر رب تمم بالخير
Робби йассир уа ля ту`ассир. Робби тамим биль-хайр
«Господь мой! Облегчи для меня (это дело) и не усложняй его. Господь мой! Даруй мне благое его завершение».
أعوذ بكلمات الله التامات من شر ما خلق
А`уузу бикалимаати Ллахи-т-таамаати мин шарри маа халяк
«Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал».
أَسْأَلُ اللهَ الْعَظِيمَ رَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ أَنْ يَشْفِيَني
Ас-алюллахаль ‘азыима роббаль ‘аршиль ‘азыими аййашфийании
«Прошу Аллаха Великого, Господа великого Арша, исцелить меня».
Сайда Хайат
По материалам: https://islam-today.ru/
Психические расстройства и Ислам
Значительный рост мусульманского населения во всем мире приводт к увеличению потребности в медицинских услугах по охране психического здоровья, среди этой группы пациентов. Исследования демонстрируют эффективность интеграции духовности и религиозности в психотерапию, а также то, как религиозные убеждения могут влиять на заболеваемость психическими расстройствами , их распознавание и лечение. Влияние различных убеждений в исламской вере на биопсихосоциальную модель психических расстройств не вызывает сомнения. Разнообразные виды терапии, такие как музыкальная терапия, медитационная терапия и ароматерапия достаточно востребованы в мусульманских странах. Основное значение имеет то , что мусульманские пациенты не всегда получают этичное, приемлемое и эффективное лечение.
Ислам — монотеистическая религия, основанная на откровениях Пророку Мухаммаду 1400 лет назад, которые были записаны в священном Коране (Коран). Слово ислам на арабском языке означает «подчинение», отражающее центральное ядро ислама, которым является подчинением воле Бога. Согласно статистическим данным новых демографических прогнозов Форума Исследовательского центра Pew по религии и общественной жизни , во всем мире насчитывается 1,65 миллиарда мусульман, и ожидается, что к 2030 году это количество возрастет примерно на 35%, а к 2030 году достигнет 2,2 миллиарда человек; что ставит Ислам второй по величине религией в мире после христианства.
Ислам предоставляет мусульманам кодекс поведения, этики и социальные ценности, которые помогают им терпеть и развивать стратегии преодоления негативных жизненных событий. Ислам учит, как жить в гармонии с другими. «Ищите жизнь, чтобы прийти с помощью того, что Бог вам предоставил, но не пренебрегайте своей законной долей в этом мире. Делайте добро другим, как Бог сделал вам добро». В Исламе шариат означает «путь», и это относится к тому пути, которым должны следовать мусульмане в своей жизни. Он содержит руководящие принципы и требования к двум типам взаимодействий: между людьми и Богом (поклонение); и людей между людьми (социальные отношения). Основными источниками шариата являются Священный Коран и Сунна. В Коране описывается, как следует поклоняться Аллаху. Сунна включает в себя все известные высказывания, советы и действия Пророка Мухаммеда, его решения и ответы на жизненные ситуации , философские и правовые вопросы, которые обычно вытекают из так называемого хадиса.
Исследователи обнаружили , что многие мусульмане не решается обратиться за помощью к врачу психиатру в западных странах из — за различия в убеждениях и отсутствии профессионалов, осведомленных об исламских ценностях и методах лечения. Следовательно, мусульманам может становится неудобым искать психиатрическую помощь, поскольку они стараются избежать конфликта со своими религиозными убеждениями. На самом деле, очень полезно интегрировать некоторые исламские взгляды в западные терапевтические методы, чтобы сделать их более приемлемыми для мусульманских сообществ. Современное лечение в психиатрии следует биопсихосоциальной модели, а религия считается одним из самых важных психосоциальных факторов в жизни человека, особенно среди мусульманского населения. Поэтому необходимо признать, что ислам может изменить систему лечения и профилактики различных психических расстройств. В исламе религия и духовность не являются взаимоисключающими, поскольку не может быть одно без другого.
С биологической точки зрения различные исследования показали, что религиозность повышает удовлетворенность пациентов оказанием помощи и подкрепляет приверженность к лечению. Это положение может быть применено и к Исламу в том, как он помогает в соблюдении воздержания от наркотиков путем поощрения мусульман заботиться о своем здоровье, обращаясь за советом и получая лечение, поскольку здоровье считается подарком от Бога, который следует лелеять. Пророк Мухаммад говорил о « лечении, даже когда Он послал болезнь ». Принято считать среди западных обществ, что мусульмане полагают, что психические заболевания связаны с демонами или плохими отношениями с духами, на самом деле европейцы в средневековье рассматривали психическое заболевание как вселение демонов, а мусульманские ученые того времяни, в том числе Ибн Сина (известный на Западе как Авиценна — основатель современной медицины), отвергал такую концепцию и рассматривал психические расстройства как болезни, которые были физиологически ( биологически) обосноваными.
Категория сообщения в блог:
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
- Sprengel, «Pragmatische Geschichte der Heilkunde».
- https://shia.world/podborka-dua-dlya-lecheniya-golovnoj-boli/.
- https://islamdag.ru/vse-ob-islame/50136.
- https://muslim.kz/ru/article/10-samykh-silnykh-dua-ot-bolezneyi.
- https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/psihicheskie-rasstroystva-i-islam.
- Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
- А.В. Ланцова, Е.В. Санарова, Н.А. Оборотова и др. Разработка технологии получения инъекционной лекарственной формы на основе отечественной субстанции производной индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. Т. 13. № 3. С. 25-32.
- М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).