15 Декабря 2013
Если в течение учебного года школьник получает полноценное 5-6 разовое питание, то проблем с концентрацией внимания, памятью и настроением накануне экзаменов у него, скорее всего, не возникнет
Если в течение учебного года школьник получает полноценное 5-6 разовое питание, то проблем с концентрацией внимания, памятью и настроением накануне экзаменов у него, скорее всего, не возникнет. Рекомендованный интервал между приемами пищи составляет два-три часа. Калорийность суточного рациона составляет около 2200 ккал для младшеклассников, от 2500 до 3000 ккал требуется ребятам из старших и средних классов. Посещение спортивных секций диктует увеличение калорийности примерно на 10%. Однако высокая занятость родителей и зачастую неподконтрольная организация школьного питания приводят к неправильному распределению продуктов в течение дня. Как следствие, в конце учебного года наступает физическая и эмоциональная усталость, снижаются возможности мозга, ребенок чувствует себя ослабленным, расстроенным и мало знающим. Придать сил и уверенности для новых интеллектуальных и творческих свершений помогает сбалансированное меню, составленное преимущественно из свежих и быстрозамороженных продуктов, без консервов, искусственных энергетиков и полуфабрикатов.
Меню школьника на неделю
Аргумента о пользе и питательной ценности продукта детям обычно недостаточно, поэтому важно научиться подавать еду разнообразную по способам кулинарной обработки, красиво оформленную. Место приема пищи должно быть аккуратным, удобным, обустроенным. Недопустимо совмещать еду с чтением или работой на компьютере. Каждый день ребятам необходимы кисломолочные продукты, сливочное и растительное масло, свежие фрукты и зеленые овощи, ягоды, крупяные изделия и крахмалистые овощи. Два-три раза в неделю предлагаются яйца, рыбные блюда, блюда из мяса, творог и сыр. Один раз в неделю подают бобовые. В качестве полдников подходят коктейли из свежих и запеченных фруктов, вареники, творожные запеканки, фруктово-ореховые салаты с медом, творожно-цитрусовые кексы, сырные десерты, молочные десерты. Имеет смысл привлекать детей и подростков к участию в приготовлении вкусных блюд. К примеру, фруктовый салат и творожники довольно просто готовятся в домашних условиях, эффектно выглядят и поднимают настроение. Кроме того, ребенок имеет возможность овладеть новым хозяйственным навыком и отвлечься ненадолго от напряженной учебной деятельности.
Как побороть стресс накануне экзаменов
Отличные отметки на экзаменах гарантирует соблюдение трех условий: правильные установки, спокойствие, обладание достаточным объемом знаний. К сожалению, только владения информацией недостаточно. А хорошие результаты учебы очень важны, ведь они зачастую открывают детям двери в средние и высшие образовательные заведения, где готовят по желанной профессии, а также позволяют экономить существенные деньги и время. При этом самообладание может не только прививаться как поведенческая норма, но и подпитываться «правильной» едой. Предотвратить нервозность способны продукты, содержащие витамины С, В2, В3, В5, В6, D, а также магний и медь. Экстренной мерой станет прием пищи, состоящей из вареного яйца, кусочка морской рыбы, заправленного оливковым или подсолнечным маслом овощного микса. Уместный напиток — минеральная вода. Другими рекомендованными продуктами с антистрессовым действием признаны орехи, красное мясо и птица, говяжьи субпродукты, сельдь, лосось, зерновые. Немаловажным является и высокое потребление протеина.
Профилактика усталости и плохого настроения
У многих школьников формируется привычка «заедать» плохое настроение, связанное с предстоящими контрольными и экзаменационными работами. В большей степени это касается девочек. Ничего предосудительного и опасного в такой привычке нет, если в качестве «таблетки» выбираются не кондитерские изделия, а продукты, богатые витаминами группы В. Так, красное мясо ценно витаминами В1 и В12, яйца и молочные продукты принесут в организм В3 и В12, орехи — В6 и В1. Справиться с подавленным состоянием помогут фолиевая кислота, железо, кальций и магний, содержащиеся в печени, семечках подсолнечника и тыквы, зеленых листовых овощах. Как экстренная мера — цельнозерновая булочка с лососем и вареным яйцом. Предотвратить усталость помогает глюкоза (хлеб, макаронные изделия), белок (сыр, орехи), витамин С (салаты из свежих фруктов и зеленых овощей), а также любые изделия из цельносмолотого зерна. Рецепт быстрого действия: ломтик хлеба с сыром и яйцом, а также стаканчик натурального йогурта домашнего приготовления.
Продукты-помощники для отличной памяти
В период школьных, студенческих аттестаций, учащиеся иногда жалуются на ослабление памяти. А им в короткий срок требуется активизировать в памяти всю информацию, полученную ранее, и восполнить пробелы в знаниях. Способность быстро и надолго запоминать графические, текстовые и числовые данные становится определяющей в подготовке к итоговым экзаменам, особенно когда проводится срез знаний не за один год, а за несколько. Рацион для улучшения памяти должен состоять из продуктов, содержащих сложные углеводы, витамины В1, В6 и В12, холин, фолиевую кислоту, хром, калий, магний, цинк, кальций и железо. К таковым относятся овощи, постное мясо, морская рыба, молоко, яйца, орехи, печень, бурый рис, картофель. Предпочтительными способами кулинарной обработки являются следующие: запекание в фольге без масла, варка на пару, приготовление на гриле.
Повышаем концентрацию внимания
Концентрация внимания неодинакова на разных этапах изучения и повторения информации. Она достигает своего пика через 20-25 минут непрерывного урока, находится на высшей отметке около четверти часа, после чего начинает снижаться. Именно по этой причине через 40-45 минут занятий в школе делается перерыв на 10-15 минут. Этого времени достаточно, чтобы человек отдохнул. Соблюдать режим труда и отдыха полезно и во время самостоятельной подготовки к экзаменам в библиотеке или дома. Выделенную десятиминутку можно провести с пользой. Например, встать и выйти на балкон, посмотреть в окно — так отдых получат и глаза. Этого же времени хватит на приготовление легкого салатика, свежего овощного сока. Удачным вариантом станет кормление или выгул любимого питомца, прослушивание музыки, наведение порядка в платяном шкафу, чистка обуви, полив комнатных растений — любая физическая активность. Продукты питания, рекомендованные при сниженной концентрации внимания, богаты витаминами В1, В3 и В6, витамином С и кальцием. Это значит, что перекусить во время школьной или домашней переменки правильней орехами, йогуртом, зелеными овощами, кусочком тунца или нежирного мяса с булочкой. Вкусными и полезными блюдами станут домашние йогурты с фруктовым пюре, омлет с мясом и шпинатом. Повышенное содержание кальция в рационе школьника должно компенсироваться достаточным количеством фосфора (в пропорциях 1:1 или 2:1). Поэтому одним из наиболее часто рекомендуемых продуктов для учащихся всех возрастов является творог. Помимо правильно организованного питания, улучшить самочувствие ребенка накануне экзаменов помогают прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, яркие эмоции. Часть текстовой информации допустимо получать в аудиоформате — например, поэтические произведения или лекции по родной истории. Подготовку к зачету по мировой художественной культуре совмещают с посещением художественной галереи, а увлекательно постигать географию удается при просмотре научно-популярных фильмов о путешественниках и первооткрывателях. Желаем вам только высших отметок! Фото: flickr.com
Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем
Адрес клиники:
Сегодня речь пойдет не о «головной боли» студентов, а просто о головной боли.
Расскажу об одной моей пациентке. Около полутора лет назад пришла ко мне на прием красивая молодая девушка, студентка-второкурсница одного из Саратовских ВУЗов.
Внешне выглядела совершенно здоровой, вполне уравновешенной и счастливой. Поводом для визита стала головная боль. Болели лоб, виски, затылок, отдавала боль в глаза, больше болела левая сторона.
Эта жалоба беспокоила ее и раньше, лет примерно с 15. Но раньше она была нечастой, несильной, с большими «Светлыми» промежутками, хорошо и быстро купировалась спазмалгоном.
Постепенно головная боль усилилась, когда началась подготовка к ЕГЭ (или ОГЭ) в выпускном классе. На первом курсе она стала уже постоянной, на фоне тупой ноющей боли приступы сильной боли. Таблетки все еще помогали, но уже не так хорошо. Сильная головная боль после приема препаратов становилась нерезкой, фоновой.
На втором курсе все стало гораздо хуже. Всегда активная девочка чувствовала постоянную слабость, утомляемость. После учебы «просто валилась с ног». Чтобы прийти в рабочее состояние, нужно было поспать или отлежаться часа 1,5-2 минимум. Головная боль уже не отпускала, меняясь от сильной до очень сильной.
К моменту обращения головная боль уже не давала передышек. Девушка просто плохо усваивала информацию: «смотрю в книгу и не понимаю, что там написано». Таблетки за последний год перепробовала разные, практически никакого эффекта не было.
Обследование она проходила объемное, на руках были результаты МРТ головного мозга, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, осмотр окулиста (головная боль отдавала в глаза, зрение стало снижаться), обследование щитовидной железы, у гинеколога, ЭКГ, ЭХО-КГ, биохимический анализ крови, УЗИ почек и органов брюшной полости.
Назначила курс ЭРТ — 26 сеансов в течение 21 дня, первые 5 дней проводили 2 сеанса в день. Головная боль отступала с трудом. В первые 2 дня девушка уходила с остатками головной боли («чуть-чуть болит над левой бровью и за глазницей»).
Головная боль усиливалась через 5-6 часов после сеанса, так что два сеанса за день были очень кстати. Часть занятий пришлось в эти дни пропустить по справке. Только на 5 сеансе головная боль снялась полностью, без остатка. Дальше стало легче.
Уже к 11-12 дню лечения головная боль возвращаться начала только к сеансу, т.е. хватало сеанса почти на сутки. Девушка чувствовала себя гораздо лучше, сил и энергии прибавилось, настроения тоже. Учеба «пошла в гору», появилось желание куда-то сходить, встретиться с друзьями и подругами. Жизнь стала налаживаться!
Последние дней 5 курса головной боли не было вообще. При выписке назначила ноотроп, адаптоген, витаминно-минеральный комплекс, фитотерапию. Записала на контрольный осмотр через 3 недели. На осмотре все было прекрасно, наметили курс в 5 сеансов ЭРТ через 1.5-2 месяца.
В целом, за 3 месяца после первого курса ЭРТ головная боль или, скорее, дискомфорт отмечался только один раз, после сложного утомительного дня. Таблетка не понадобилась, вечером легла спать, проснулась без головной боли. Следующий курс в 3-5- сеансов наметили на конец мая, перед сессией, т.е. примерно через 3 месяца. Пришла она на него после сессии, утомление сняли и ясность голове вернули быстро.
Следующий курс у нас получился через год, когда снова начала появляться головная боль. Справились с ней быстро и легко, повторили медикаментозный курс вдогонку. Девушка ведет активный образ жизни, заканчивает курсы вождения автомобиля, взяла абонемент в спортзал. В общем все отлично, чему я, как доктор, очень рада!
Кстати, для студентов у нас действует постоянная скидка — 30%, нужно просто предъявить студенческий билет. Помогаем мы не только при головной боли, но и при «головной боли», т.к. ЭРТ отчетливо улучшает память, внимание, мышление и скорость усвоения материала, прибавляет сил и выносливости. У нас есть как лечебные, так и профилактические программы, так что обращайтесь: легко сдать зачеты и сессию и при этом чувствовать себя отлично — это к нам!
Звоните: 77-28-24
8(8452) 43-79-53
Голова чаще болит у отличников
Как пережить «синдром третьей четверти». 9 советов родителям
В чем причины такого «взрослого» недуга, как головная боль, у детей? Как распознать, правда ли болит или просто неохота идти в школу? Об этом обозревателю Татьяне Батенёвой рассказывает заместитель главного врача Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, врач-невролог Алексей Крапивкин.
162 повода для жалоб
вопрос: Алексей Игоревич, на наших «прямых линиях» и онлайн-конференциях по проблемам здоровья детей родители часто задают вопросы о головной боли. Похоже, это самая распространенная жалоба у школьников. Чем это вызвано?
ответ: Сегодня насчитывается 162 вида головной боли. Так что ее причины действительно могут быть самыми разными — от проблем с позвоночником, заболеваний глаз, уха-горла-носа до проблем психологического и эмоционального свойства. Важно одно — не отмахнуться от них, внимательно понаблюдать за ребенком и, если жалобы повторяются, обратиться к специалистам. Тут важно не просмотреть действительно серьезную болезнь, ведь за головной болью могут, к сожалению, скрываться и врожденная патология сосудов головного мозга, и даже опухоли.
в: Приведу конкретную ситуацию. Вот мама беспокоится: ребенок 9 лет часто жалуется на головную боль после школы. Просит таблетку. Какую можно дать или стоит попытаться обойтись без лекарств?
о: Головные боли, возникающие после школы, во второй половине дня, как правило, боли мышечной природы. Они связаны со статической нагрузкой, то есть длительным напряжением мышц из-за сидения в неправильной позе. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на то, за какой партой или столом сидит ребенок — подходит ли ему высота стола и сиденья. Обратите внимание и на его осанку, как именно он сидит за столом, как расположены его руки, как он читает, как рисует и т.п. И если сидит боком, одно плечо выше другого, или горбится, или, напротив, сидит развалившись, необходимо позу скорректировать.
в: А чем все-таки помочь, чтобы снять боль?
о: Хорошо помогает легкий массаж «воротниковой» зоны — мягкие поглаживающие движения от основания черепа к плечам. Снять боль поможет прогулка на свежем воздухе или недолгий сон. Иногда хорошо снимает боль некрепкий сладкий чай. Прибегать к лекарствам стоит лишь в исключительных случаях, когда боль сильная и все, что вы предприняли, оказалось безуспешным. У детей возможно использование препаратов, содержащих ибупрофен или парацетамол, в возрастных дозировках. Но лучше все же, если эти лекарства назначит врач. Самолечение у детей особенно опасно.
У подростков перестройка
в: Другой случай — подросток 14 лет физически здоров, занимается спортом. Но часто по вечерам жалуется на головную боль.
о: В подростковом возрасте головные боли в большинстве случаев вызваны половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Обычно дети перерастают это без каких-либо последствий. Но для облегчения состояния нужны дозированные физические нагрузки, без переутомления. Нужно сочетать их с контрастными водными процедурами, ежедневными прогулками на свежем воздухе.
в: У девочки 13 лет близорукость, офтальмолог рекомендовал ей очки, но носить их в школе она стесняется, а потом жалуется, что болят глаза и голова.
о: В этом случае голова болит скорее всего из-за перенапряжения зрения. Постоянное напряжение мышц глаза при чтении и письме приводит к спазму сосудов головы. В этом случае мозг недополучает кровоснабжение, это и приводит к головной боли. Поэтому очень важно выполнять рекомендации окулиста. Объясните дочке, что сегодня очки в моде, подберите ей красивую «имиджевую» оправу — и головные боли пройдут. Кстати, у девушек-старшеклассниц голова может болеть и от ношения высоких каблуков, но тут мода скорее враг, чем помощник.
в: А вот еще проблема: десятиклассница 16 лет — гипотоник, артериальное давление постоянно низкое, 90/60. Голова болит часто, после школы она закрывает шторы на окне и ложится в постель, говорит, что в темноте головная боль не такая сильная.
о: У людей со склонностью к пониженному артериальному давлению, особенно у девочек, даже минимальное снижение давления от обычных показателей вызывает апатию, головную боль, утомление, снижение настроения и тонуса. Нередко такое состояние возникает в дни менструации. Для улучшения самочувствия и уменьшения симптомов достаточно выпить крепкого сладкого чая. Весной и осенью, в периоды частой смены погоды, гипотоникам неплохо по утрам принимать несколько капель настойки элеутерококка или лимонника на стакан сока или чая с сиропом шиповника.
Погода или гипердиагностика?
в: Нередко дети, как и пожилые люди, жалуются на головную боль при смене погоды. Понятно, что у пожилых в силу возрастных изменений могут плохо работать сосуды. А что же это за беда такая у юных?
о: В периоды изменения атмосферного давления может меняться давление и у детей. Для начала стоит оценить артериальное давление ребенка и последить, как оно изменяется при перемене погоды. Если повышается, даже незначительно, нужно обратить особое внимание на водный режим. Дети часто пьют воду, особенно после бурных игр, занятий спортом. Но при таких жалобах нужно ограничить прием жидкости во второй половине дня. Если же боли очень сильные, то непременно обратитесь к врачу — возможно, нужно обследовать почки или потребуется коррекция ювенильной (то есть подростковой) гипертонии.
в: Нередко болит голова у подростков, которые много и упорно занимаются, стремятся каждое задание выполнить по максимуму. Но ведь школьную программу все равно усвоить необходимо. Или стоит пожертвовать пятерками ради здоровья?
о: Все зависит от приоритетов, конечно. Причиной головных болей у подростков в 60-70% случаев являются эмоциональные переживания, связанные с успехами или неуспехами в учебе или личной жизни. Это так называемый «синдром отличницы», когда ребенок, чаще девочка, сильно переживает малейший неуспех, любую отметку ниже пятерки. В первую очередь такую девочку необходимо поддержать, успокоить, объяснить, что важны знания, а не их оценка. А уровень нагрузки, конечно, нужно определять индивидуально. Возможно, пожертвовать пятерками по неосновным предметам.
в: Многим детям при рождении ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» или «врожденная энцефалопатия». Затем следуют любимые диагнозы: для младших — «часто болеющий, ослабленный ребенок», а для подростков — «нейроциркуляторная дистония». При этом головные боли как бы сами собой разумеются — мол, ничего поделать нельзя…
о: Тут нередко имеет место так называемая «гипердиагностика», когда врачи записывают эти диагнозы для подстраховки. Но у большинства детей ранние диагнозы все же, к счастью, потом снимают. А «дистонию» можно и нужно лечить движением, активными занятиями оздоровительной физкультурой, длительными прогулками в хорошем темпе. И ни в коем случае не настраивать детей на то, что они «больные, слабенькие».
Поддержать и пошутить
в: Мамы по-разному реагируют на жалобы ребенка на головную боль. Одни кидаются сразу лечить, другие не принимают их всерьез: поболит и пройдет. А как правильно? В каких случаях непременно надо пройти обследование у врача-невролога?
о: Прежде всего ребенка необходимо успокоить и поддержать, по возможности обеспечить ему «охранительный» режим: оградить от лишнего шума, от переживаний, пораньше уложить спать в прохладном, проветренном помещении. Если жалобы возникают периодически, родителям нужно постараться оценить и проанализировать интенсивность головной боли, как часто она возникает, чем провоцируется, что помогает облегчить состояние. Если головная боль возникает часто, несколько раз в неделю, или если она настолько сильна, что ограничивает действия ребенка, непременно обратитесь к врачу. Необходимо провести ультразвуковое допплерографическое обследование сосудов головы и шеи.
в: Бывает ли у детей мигрень? Как ее лечат в этом случае?
о: Да, бывает, если в семье есть наследственная предрасположенность. В возрасте от 5 до 15 лет страдают мигренью (неврологическое заболевание с частыми и мучительными приступами головной боли, чаще одной половины головы. — «Известия») до 10% детей. Такой ребенок должен обязательно наблюдаться у специалиста-невролога.
в: Мамы сталкиваются и с тем, что порой ребенок жалуется на головную боль, чтобы не идти в школу, особенно если назначена контрольная работа. Можно ли распознать обман или лучше не рисковать и поверить жалобам?
о: Вопрос сложный, затрагивающий основы отношений между ребенком и родителями. Если головная боль реальная, то, как правило, это видно — ребенок бледный, вялый, малоподвижный. В случаях, когда он пытается симулировать, боль сразу проходит, как только мама разрешает остаться дома. Ребенок сразу веселеет, с удовольствием занимается любимым делом, играет. На первый раз лучше поверить, чтобы не подорвать собственный авторитет, ну а если жалобы войдут в привычку, реагируйте адекватно. Хорошо помогает шутка, необидное разоблачение «бедного больного».
- Ковнер, «Очерки истории M.».
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
- Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
- https://www.takzdorovo.ru/deti/podgotovka-k-ekzamenam-bez-golovnoi-boli/.
- https://www.saratov-dens.ru/single-post/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D1%83-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2.
- https://iz.ru/news/345275.
- Guardia, «La Médecine à travers les âges».
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
- Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R.,Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.