Понтий Пилат: Разговор о головной боли (по ”Мастеру и Маргарите”)

Утро выдалось сухим и жарким, а с обеда небо затянули грозовые тучи. Раскаты грома то и дело оглушали округу, но дождя все еще не было. Возможно поэтому римского наместника Понтия Пилата целый день мучили приступы мигрени: голова просто разрывалась от боли.

Ничего не могло его спасти: ни лекари, ни любимый пес, ни микстуры, привезенные из самого Рима; поэтому ему оставалось лишь терпеть эти муки, потирая виски и меняя холодный компресс.

— Может быть, опять позвать лекаря?! — тихо осведомился писарь Пилата, стараясь услужить господину и вместе с тем не вызвать его гнев.

— Этим «Эскулапам» лишь бы кровь пускать. Готовы всю до капли выжать: будут продолжать, пока не убьют! Другого ничего не умеют! Не нужно! — Пилат сидел в своем любимом кресле, потирал виски и смотрел на внутренний сад своего дома. Картина не радовала его: запустенье, мрак, низко нависшие тучи, ветер ворошил облетевшую листву. Если бы у него не болела голова, то он обязательно нашел бы что-нибудь положительное и в этом осеннем пейзаже. Но голова у него просто раскалывалась, поэтому ничего не могло его радовать. — Давай займемся местными делами, может быть, это отвлечет немного. Мой отец говорил: «Топи горе в труде»! Что требует моего вмешательства?!

— Пойманы два разбойника! — писарь развернул свиток. — Старейшины ждут вашего решения.

— Убивали людей?! — Пилат обмакнул полотенце в холодной ключевой воде и вновь приложил ко лбу.

— Да! — неуверенно ответил слуга.

— Казнить! На кресте! — Пилат вздохнул. — Скучно! Еще что-нибудь?!

— Есть еще один, кого первосвященники и старейшины хотят видеть на кресте.

— Кого?

— Иисуса из Назарета.

— Что он совершил?!

— Он объявил себя царем Иудеи, и народ верит ему.

— Это интересно! — Пилат даже приподнялся на локтях. — Приведите его ко мне. Я хочу с ним поговорить.

Пилат был благодарен богам за то, что они дали ему возможность провести этот день интересно, а не как все прочие провинциальные дни. Он любил сумасшедших, юродивых и детей — они говорили истину, даже когда сами того не понимали. Их устами говорили Боги. А если вышеперечисленные говорили просто бред, то это было тоже весело послушать. Пилат с нетерпением ждал, когда приведут арестованного. Он ждал, что боль пройдет, когда к нему придет этот чудак, который считает себя царем. Но когда в помещение ввели кроткого русого мужчину с почти женскими чертами лица и пронзительно серыми глазами, боль в голове Пилата только усилилась.

— Кто ты?! — еле выдавил он из себя.

— Я сын моего Отца! — спокойно молвил вошедший, понимающе и с сочувствием смотря на Понтия Пилата, лицо которого мертвецки побледнело.

— Иосифа из Назарета?

— Нет, Бога. Бога всех Иудеев.

— Так ты считаешь себя Царем всех Иудеев и хочешь занять место Ирода?!

— Нет, я лишь несу Слово Отца моего. Весть о Спасении рода человеческого.

— Каком Спасении?!

— Открылось Царство Божье для всех людей. Царство Любви и Надежды.

— Ты говоришь о Спасении, а фарисеи уверяют меня в том, что ты клеветник и самозванец, желающий стать царем Иудеи! Где истина?! — Пилата стал развлекать разговор. Несмотря на то, что головная боль не уходила, он улыбнулся. Он был Сократом, теперь ему осталось вывести заблуждающегося на истинный путь методом раскрытия противоречий. Вот она — маевтика.

— А истина в том, что у тебя сильно болит голова! — спокойно ответил Иисус.

— Это нетрудно понять по моему внешнему виду и поведению, особенно по этим компрессам! — Пилат улыбнулся и указал на свой туалетный столик. Заблуждающийся пытался уйти от ответа, чувствуя прорехи в своем заблуждении. Сколько раз Пилат наблюдал такое. Значит, скоро он одержит победу над заблуждениями этого человека.

— Истина в том, что у тебя сильно болит голова. А суть в том, почему она болит! — пришелец нисколько не смутился.

— Так почему?! У меня было столько докторов, но они лишь пускали мне кровь и не могли ничего объяснить. Может быть, ты сможешь?! — Пилат играл с пришельцем, но в уголке его существа затеплилась надежда избавиться от этого кошмара.

— Потому что голова твоя здесь, а сердце в Риме!

— Как так?! — Пилат не понял слова безумца.

— Ты это чувствуешь, но не можешь осознать! — спокойно ответил Иисус. — Ты здесь, когда твое Сердце, твоя Любовь в Риме.

— Ты, должно быть, безумен?! Моя жена здесь! — Пилат испугался: для него только что стала ясна причина его головной боли. — Или это она…

— Да, это Она. Рабыня твоего друга. Именно ее черты ты увидел, когда я вошел сюда. Именно ее глаза сейчас смотрят на тебя. Это она приходит к тебе в твоих снах. Это Любовь, которая тебя терзает, которой ты стыдишься и боишься, от которой уехал сюда, в провинцию. От этого и болит твоя голова: ты не с ней и не можешь быть с ней, если не откинешь мирской славы и своего положения. Пока ты Понтий Пилат, у тебя будет болеть голова.

Иисус еще много говорил, а Понтий Пилат слушал и молчал. В нем рождалась истина, которая на всех языках звучит одинаково и не написана ни в одной книге, хотя описана во многих. Он представил ее лицо, и боль ушла.

— Я сохраню тебе жизнь. Я обещаю! — Понтий Пилат встал и подошел к пришельцу. Он хотел поцеловать ему ноги, но не решился сделать это перед писарем и солдатами, конвоирующими Иисуса. — Ты несешь в себе Бога, поэтому ты должен жить, пока Бог не уйдет из тебя.

Он действительно сохранил Иисусу жизнь. Солдаты по приказу сняли его с креста живым, как только зашло солнце. Уксусная вода позволила сохранить узнику жизнь на палящем солнце. Иисусу омыли раны и через три дня в тайне отпустили на свободу.

Понтий Пилат еще месяц страдал от сомнений и головной боли, пока, наконец, не решился… Ранним утром он вышел на берег озера и бросился в воду. Тела его так и не нашли.

Через три месяца от знатного римлянина сбежала рабыня. Говорили, что она ушла на север с беглым каторжником или рабом. Мало кто мог узнать в нем Понтия Пилата, бывшего наместника императора, а кто признавал в их лицах сходство, считал его случайным.

Почему болела голова у Понтия Пилата?

Головная боль — частая спутница современного человека. Потому доля препаратов, помогающих от нее избавиться, на мировом фармацевтическом рынке ежегодно увеличивается на 16 процентов. Иногда достаточно одной таблетки, чтобы вскоре почувствовать облегчение. И в этом смысле мы в более выгодном положении, чем наши далекие предки, которые тоже страдали от головной боли, но не имели необходимых лекарств, из-за чего порой принимали неправильные, а то и трагические решения.

«Богатыри — не мы…»

Однажды моя приятельница пожаловалась своей старенькой маме, что у нее очень болит голова. «А как это — болит? — поинтересовалась 90-летняя женщина, постучав пальцем по лбу. — Что там может болеть?». Несмотря на свой возраст, она прекрасно себя чувствовала. Но такие индивидуумы, к сожалению, скорее исключения из общего правила.

Мы с подругой часто вспоминаем этот забавный разговор. Когда у кого-то из нас резко поднимается давление или начинается приступ мигрени, и спасти от ужасного состояния может только лекарство, которое приходится всегда иметь при себе.

Читайте также:  Как протекает ковид: о симптомах и последствиях рассказывают переболевшие

Да, поколение наших родителей, бабушек и дедушек было крепче и здоровее нашего. Сейчас даже дети часто жалуются на головную боль. Известный украинский невропатолог, кандидат медицинских наук Владимир Берсенев как-то рассказывал о том, что среди его маленьких пациентов есть такие, которые все время живут с головной болью из-за перенесенных родовых травм. И только эффективное медикаментозное лечение может в какой-то степени облегчить их страдания.

Неужели доктор Михаил Булгаков ошибался?

Доктор Владимир Берсенев считает, что существует 36 вариантов болей в голове и каждый из них имеет свои причины, которые определяют технологию лечения. В одной из своих книг — «Понтий Пилат. Выписки из «истории болезни» украинский невропатолог даже спорит с Михаилом Булгаковым, который, как известно, по профессии тоже был врачом. В своем романе «Мастер и Маргарита» писатель ставит прокуратору Иудеи, который страдал от невыносимых приступов головной боли, диагноз — гемикрания. Греческое слово hemicrania означает «половина головы». Так в ту пору называли болезнь, которая в наше время именуется мигренью.

Как известно, головная боль при этом заболевании концентрируется чаще всего в одной половине головы.

Описания головных болей, свойственных приступу мигрени, встречаются в письменах древней шумерской цивилизации, существовавшей более 3000 лет до нашей эры. Гемикрания упоминается в трудах Гиппократа и Парацельса. Скорее всего, Михаил Булгаков был знаком с их сочинениями, возможно, потому у героя его книги и сложилась именно такая «история болезни».

Однако, тщательно проанализировав текст романа, наш современник доктор Берсенев приходит к выводу, что симптомы заболевания, мучившего Понтия Пилата, свидетельствуют о том, что прокуратора Иудеи, отправившего на казнь Иешуа, преследовали приступы невралгии тройничного нерва. При этом заболевании тоже очень сильно болит голова.

Невыносимая аура мигрени

Сама по себе эта историческая и литературоведческая диагностика, конечно, интересна. Но, к сожалению, она не спасает от мигрени, которая знакома более чем 11% населения планеты. И чаще всего от этого «аристократического», по мнению некоторых врачей, недуга страдают женщины. Многим из них приходится испытывать сильные головные боли, которые иногда сопровождаются тошнотой и рвотой, обостренной чувствительностью к свету и звукам.

Мигрень относится к головным болям сосудистого типа. Когда происходит расширение стенок кровеносных сосудов, питающих головной мозг, они начинают давить на окружающие их нервные клетки. Потому и возникают такие болезненные и очень неприятные ощущения, когда все вызывает раздражение.

У головной боли при мигрени есть предвестники, которые называют аурой. У одних больных появляются пелена, «мушки» перед глазами, их мучения усиливает яркий свет. Других начинают выводить из себя запахи, которые кажутся невыносимыми. Некоторые больные жалуются на нарушения слуха, речи, координации движений. Проявления ауры зависят от того, какие участки мозга больше страдают от дисбаланса кровообращения.

Приступ провоцируют гормоны и погода

Особенно часто приступы мигрени провоцируют резкая перемена погоды, физическое перенапряжение, бессонница, вдыхание запахов, раздражающих дыхательные пути, психологические травмы и прием алкогольных напитков. У женщин головные боли нередко вызывают гормональные изменения в организме, связанные с менструальным циклом.

Приступ мигрени может длиться от нескольких часов до трех суток. После его окончания у многих появляется чувство полного истощения умственных и физических сил. Медикаментозное лечение приступа должно начинаться как можно раньше, желательно с момента появления ауры или первых признаков головной боли. Существует много фармацевтических препаратов, облегчающих или полностью купирующих приступы мигрени.

Симптом один — заболеваний много

Однако причиной головной боли может быть не только мигрень. Иногда головная боль является единственным симптомом серьезных патологий головного мозга: черепно-мозговых травм, опухолей мозга и мозговых оболочек, воспаления мозговых оболочек (менингита и менингоэнцефалита). Частые головные боли возникают при артериальной гипертензии, повышенном внутричерепном давлении и атеросклерозе мозговых сосудов. Резкая и сильная головная боль может быть признаком транзиторной ишемической атаки — предшественницы инсульта.

Причиной головной боли могут быть и другие патологии — неврозы, эндокринные нарушения, болезни глаз и синуситы.

«Немозговые» головные боли обусловлены также интоксикацией при вирусных и бактериальных инфекциях. Вспомните, как болит голова при гриппе и ангине. Иногда голова становится жертвой побочного действия лекарственных препаратов — оральных контрацептивов, кофеина и нитроглицерина. Может разболеться голова и под воздействием химических веществ (алкоголя, свинца, окиси углерода). Головной болью проявляют себя гипоксия и другие нарушения метаболизма. Довольно часто болит голова у людей с остеохондрозом шейного отдела позвоночника и т.п.

Именно поэтому важно не игнорировать головную боль, а правильно диагностировать и лечить.

Для избавления от головных болей, не связанных с тяжелыми заболеваниями мозга, применяются процедуры, при которых улучшаются кровообращение и нервная проводимость в тканях.

Это, прежде всего, мануальная терапия и лечебный массаж, различные физиотерапевтические процедуры.

Специальные физические упражнения укрепляют целевые органы и системы, вызывающие головную боль, а также оказывают тонизирующее действие. Некоторым забыть о головной боли помогают лечебные ванны и гирудотерапия.

Смотрите также:

  • Доктор лечит нас от боли… Как можно избавиться от острых приступов и страшных мучений →
  • Как облегчить боль при приступе мигрени →
  • Капризы вегетатики →

Что есть истина? по страницам романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Истина в романе «Мастер и Маргарита»

4.1

(15)

Тема истины является главной в споре бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «Что такое истина?»- спрашивает Пилат. И слышит в ответ: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова». На первый взгляд, эти слова кажутся странными. Если же вдуматься в них, открывается смысл фразы Иешуа. Болит голова, а значит, в душе нет покоя, что-то гложет и мучает человека. От чего же может страдать знатный и богатый прокуратор Иудеи?

На это дает ответ Иешуа: «Ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей». Понтий Пилат одинок и несчастен. Он умнее многих, а любви в его жизни нет. Вот в чем заключается истина. Ведь истина — это любовь. Иешуа тоже одинок. Он говорит: «Я один в мире». Но для прокуратора все люди злы, а Иешуа любит их, называет «добрыми людьми». Счастье Иешуа состоит в любви к людям. Что это за царство истины и справедливости, о котором он говорит? Это царство любви, «когда не будет власти», потому что она просто не будет нужна. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга. Пилат в это не верит. Он не видит истины, не знает ее. Весь мир кажется Пилату враждебным. И вдруг он встречает человека, который избавляет его от головной боли, от душевных страданий.

Понтий Пилат

Перед Пилатом открывается путь к истине. Но он слишком озлоблен окружающим миром, он совершает ошибку, за которую потом расплачивается долгие и мучительные годы. У Пилата появляется возможность, вслушавшись в слова Иешуа, изменить свою жизнь, поверить в людей и полюбить их. Что останавливает его? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Чего боится прокуратор? Он не хочет рисковать своей карьерой, положением, жизнью? Но дорожит ли Пилат своей жизнью? Ведь за несколько минут до вынесения Иешуа смертного приговора «мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора».

Значит, к страшному решению Пилата подталкивает простой, животный инстинкт самосохранения. Обстоятельства побеждают прокуратора, потому что у него нет духовной силы. Убив Иешуа, прокуратор подписывает приговор себе и понимает это. «Страшные, злые боли прокуратора некому лечить». От боли души, от терзаний одинокого сердца «нет средства, кроме смерти». Но ведь Пилата ожидает бессмертие!

Чем же заканчивается история Пилата? Прощением. Ведь истина — это еще и прощение. Тема прощения заложена в рассказе о бале Сатаны. Там избавляется от своих страданий и обретает покой Фрида. Покой, тишина, мир — ключевые понятия для Булгакова. Прийти к ним может только тот, кто достоин, кто не отягощен памятью о зле, кого не мучает совесть, кто умеет любить и прощать. Получает прощенне и успокоение Понтий Пилат. Иешуа клянется ему, что казни не было, и прокуратор восклицает: «Больше мне ничего не нужно!»

Читайте также:  Причины болезненных ощущений на коже у корней волос

«Невысыхающая черно-красная лужа» пролитой Пилатом крови, преступление, две тысячи лет лежавшее каменной глыбой на его сердце, исчезает из сознания прокуратора. Пилат уходит по дороге к познанию истины и любви.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков открывает нам свое понимание мира, свою систему ценностей. Он верит в высшую справедливость. Истина для него — любовь и прощение. «Все будет правильно, на этом построен мир», — говорит Воланд, выражая этими словами авторскую мысль.

4.1 / 5. 15

.

Что есть истина? по страницам романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые считают, что истина в знании, другие — в вере. Где ложь? Где правда? В жизни или в искусстве? Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав.

Кому как не Булгакову, всю свою нелегкую жизнь страдавшему от беззакония власти, задумываться над этим философским вопросом. С конца двадцатых годов писатель обдумывает замысел

своего главного произведения — романа » Мастер и Маргарита».

Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора «Что такое истина?» Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому,

существо, к которому ты привязан». Вот она, истина. Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.

В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и «ершалаимской» истины Пилата. Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: «Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?» Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилат не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.

Ложная жизнь, не приемлющая истину, «во всей красе» представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают «сражения» с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже «знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.

В романе «Мастер и Маргарита» изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет эти жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было.

Наконец, из него ушел даже Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни…

Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев «Мастера и Маргариты». Вспомним, что говорит на балу Воланд: «Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!»

Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита»)

В романе есть лишь единственный эпизод — отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. «Что такое истина?» — этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему: «Итак, Ты царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего». Иешуа же на этот вопрос отвечает так: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…» Иисус имел учеников. За Иешуа же шел лишь один Левий Матвей. Похоже, что прообразом Левия Матвея служит апостол Матфей, автор первого Евангелия (до встречи с Иисусом он был мытарем, то есть, также, как и Левий — сборщиком податей). Иешуа встретился с ним впервые на дороге в Виффагии. А Виффагия — небольшое поселение у Елеонской горы близ Иерусалима. Отсюда началось, согласно Евангелиям, торжественное шествие Иисуса в Иерусалим. Кстати с этим библейским фактом тоже есть различия: Иисус в сопровождении своих учеников въезжает на осле в Иерусалим: «И когда он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда он приблизился к спуску с горы Елернской, все множество учеников начало в радости велегласною славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Евангелие от Луки). Когда Пилат спрашивает Иешуа правда ли то, что он «через Сузские ворота верхом на осле» въехал в город, тот отвечает, что у него «и осла-то никакого нет». Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал. Иешуа с человеком, предавшим его — Иудой из Кириафа, был знаком немного, а Иуда из Кариота был учеником Иисуса. Видимо, Булгаков не хотел заострять свое и внимание читателей на этом предательстве, а разобраться в отношениях Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. В Иерусалиме на суде над Иисусом лжесвидетели перед Синедрионом рассказывали: «…мы слышали, как он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный». Булгаков пытается сделать из своего героя пророка. Иешуа говорит: «Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…» Существенным отличием булгаковского героя от Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. «Суть и тон его речей, — считает С. С. Аверинцев, — исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца». А Иешуа Га-Ноцри? Его слова и поступки совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: «Правду говорить легко и приятно». Правда для него заключается в том, что злых людей не бывает, есть несчастные. Он — человек, проповедующий Любовь, в то время как Иисус — Мессия, утверждающий Истину. Уточню: нетерпимость Христа проявляется лишь в вопросах веры. В отношениях же между людьми Он учит: «… не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея 5, 39). Апостол Павел так уточняет эти слова: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», то есть борись со злом, но при этом не приумножай его сам. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков дает нам свое толкование заповеди Иисуса Христа. Можем ли мы сказать, что слова апостола Павла применимы к Иешуа Га-Ноцри, булгаковскому Христу? Безусловно, потому что на протяжении всей своей жизни он ни на шаг не отступает от своего добра. Оно уязвимо, но не презираемо, возможно, и оттого, что трудно презирать тех, кто не зная тебя, верит в твою доброту, расположен к тебе, независимо ни от чего. Мы не можем упрекнуть его в бездействии: он ищет встреч с людьми, готов говорить с каждым. Но он совершенно беззащитен перед жестокостью, цинизмом, предательством, потому что сам абсолютно добр. И тем не менее неконфликтного Иешуа Га-Ноцри ожидает та же участь, что и «конфликтного» Иисуса Христа. Почему? Не исключено, что здесь М. Булгаков подсказывает нам: распятие Христа — вовсе не следствие Его нетерпимости, как можно предположить, читая Евангелие. Дело в другом, более существенном. Если не касаться религиозной стороны вопроса, причина гибели героя «Мастера и Маргариты», как и его прообраза заключается в их отношении к власти, а точнее, к тому жизненному укладу, который эта власть олицетворяет и поддерживает. Общеизвестно, что Христос решительно разделял «кесарево» и «богово». Тем не менее именно земная власть, светская (наместник Рима) и церковная (Синедрион), приговаривают его к смерти за земные преступления: Пилат осуждает Христа как государственного преступника, якобы претендующего на царский престол, хотя сам в этом сомневается; Синедрион — как лжепророка, богохульно называющего себя Сыном Божиим, хотя, как уточняет Евангелие, на самом деле первосвященники желали ему смерти «из зависти» ( Евангелие от Матфея 27, 18 ). Иешуа Га-Ноцри не претендует на власть. Правда, он оценивает ее прилюдно как «насилие над людьми» и даже уверен, что когда — нибудь ее, власти, может и не быть вовсе. Но такая оценка сама по себе не так уж опасна: когда еще это будет, чтоб люди могли совсем обходиться без насилия? Тем не менее именно слова о «невечности» существующей власти становятся формальным поводом гибели Иешуа (как и в случае с Иисусом Христом). Истинная же причина гибели Иисуса и Иешуа в том, что они внутренне свободны и живут по законам любви к людям — законам, не свойственным и невозможным для власти, причем не римской или какой-то другой, а власти вообще. В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек. Он излучает свободу, самостоятелен в своих суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату: «Правду говорить легко и приятно». А правда Пилату как раз и не нужна. Еще одно существенное отличие сюжета Евангелий от булгаковсокго романа заключается в том, что первый определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат. (Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец»).

Читайте также:  Головная боль на ранних сроках беременности

Вопрос истины в романе «Мастер и Маргарита»

Все это было, но было совсем не так. С таких строчек хочу начать свое размышление… Может, у меня не хватает эрудиции или ученой степени, чтобы обсуждать эту тему. Ведь множество философов современности ведут не прекращая свои споры о том, что же хотел Михаил Афанасьевич Булгаков сказать в своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита».

Писатель, безусловно, гениальный, но все до сих пор только пытаются разгадать глубокий смысл, заложенный в произведении. Здесь, я думаю нет правых или не правых, т.к. у самого писателя мы узнать истину уже не сможем.

До сих пор не могу понять, чем именно «зацепил» роман во время первого моего прочтения. Еще в возрасте 13 лет. Я впервые прочла… это была любовь навсегда… Каждый раз перечитывая, я находила в нем что-то новое.

Один из ответов есть, на мой взгляд, в самом начале произведения, когда во время спора Воланда, Берлиоза и Бездомного Воландом произнесена следующая фраза:

«Имейте в виду, что Иисус существовал».

Я так понимаю, что он действительно существовал, т.е. родился, но был по версии Воланда, не совсем тем человеком, о котором написано в Новом Завете.

Раз это «Евангелие от Воланда», значит, это и будет взгляд дьявола на рождение Христа.

Если вспомнить, никаких чудес Иешуа в романе не совершает… Здесь Иешуа выступает, скорее, как проповедник. Является ли он сыном Господа, в романе об это умалчивается.

Иешуа в романе выступает как человек, нашедший истину: «Разрушится храм старой веры, и будет выстроен храм новой истины…»

Т.е. сатана не приписывает Иешуа каких либо богоподобных деяний, просто обычный «хороший» человек, который проповедует и знает некую правду. А является ли такое описание Иисуса истинным?

Возможно, так и есть…

А может дьявол просто хотел принизить достоинства сына Божьего в глазах людей. Может это и является той причиной, по которой «Мастер не заслужил свет, а заслужил покой».

Ведь он, возможно, не дописал, не доделал и не дал Иешуа искры Божьей, не сделал основного, что было необходимо… И потому было сказано: «Роман не дописан».

А может, дьявол таким и видел Иисуса, но ему не дано было понять того, что может понять и прочувствовать только живой человек, а именно, та самая искра Божья. Мастеру нужно было не только описать все, что было послано Воландом, но привнести свое видение всего, что происходило более двух тысяч лет назад. Он же не сделал самостоятельно ничего… Этот человек был слаб духовно, не способен на великие свершения и ленив. За это мастер и получил свой «покой».

А это ли то, что нужно было мастеру. Является ли «Последний приют» прекрасным местом? Нужно вспомнить описание. Это мрачное, тихое место, возможно вообще беззвучное. Там нет солнышка. Там не надо ничего делать, не о чем беспокоиться, но художник уже не сможет написать здесь картин, писатель не сможет напечатать роман.

Ведь это и есть тот самый «персональный ад» для Мастера! День сменяется ночью, но в этом нет никакого смысла, ведь ты не в силах повлиять ни на что.

А может, это достойное наказание для Мастера? Само слово «мастер» говорит о многом. Мастерство — смерть для художника. Эта фраза, как нельзя лучше характеризует этого героя. Да. Мастер не был творцом, он был просто ремесленником. Он хорошо описывал сюжеты и события, но это худшее, что он мог сделать, он был не прав. Он и сам не может назвать себя писателем:

— Вы — писатель?

— Я — мастер.

Но Булгаков — не мастер. Это самый талантливый художник, произведения которого по сей день не устаревают. И находят отклик в сердцах людей не только в России, но и других странах.

Что же есть истина?.. Это — то чего главный герой не нашел, то, что читатель должен осознать самостоятельно, открыв книгу много раз… Осознав тайное послание, которое зашифровано в романе, каждый найдет свою «истину», а может и смысл жизни, бытия…

Есть и такое мнение, что Иешуа — посланник сатаны, никто иной. То есть зло завуалированное под добро. Эта мысль раскрыта в видео ниже:

Литература:
  1. Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
  2. Ковнер, «Очерки истории M.».
  3. https://www.litkonkurs.ru/2004/02/18/pontiy_pilat_razgovor_o_golovnoy_boli_po_masteru_i_margarite/.
  4. https://aif.ua/health/life/961470.
  5. https://StoryLists.ru/vsya-literatura/istina-v-proizvedenii-master-i-margarita.html.
  6. Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector