Причины головной боли у подростка

Причины головной боли у подростка

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;

Профессор неврологии, доктор медицинских наук;

Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 16 февраля, 2021

Обновлено: 25 марта, 2021

Взрослые нередко сталкиваются с жалобами детей и подростков на головную боль, которая возникает в разное время суток. Параллельно, имеет дополнительные симптомы или выступает в качестве единственного проявления. Обеспокоенность родителей при этом вполне естественна, ведь виды головной боли бывают разными.

В возрасте созревания, организм человека переживает внешние и внутренние изменения. Спровоцировать развитие такого симптома могут как внешние факторы, негативно влияющие на здоровье и состояние пациента, так и болезни, впервые проявившие себя подобным образом.

При единичном случае цефалгии, родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Но при регулярном возвращении симптома, нужно обратиться в больницу, чтобы определить, почему у подростка часто болит голова [1].

Известно немало факторов, способных вызвать приступ цефалгии у ребенка 12-15 лет. Многие из них — временное влияние, которое легко устранить и тем самым избавиться от возникшей проблемы. Но в других случаях может потребоваться специфическое лечение и соблюдение профилактических мер на протяжении лет.

Внешние факторы

Частые головные боли у подростка иногда способны вызывать явления, с которыми он сталкивается каждый день.

Типично, частыми причинами того, что у подростка болит голова, являются:

  1. Нерегулярный, недостаточный сон. Из-за постоянного нарушения режима, слишком малого количества сна. Это приводит к сильным болям в области лба, переходящим к вискам в течение дня. Также ухудшаются когнитивные способности, приходят перепады настроения. При продолжительных проблемах со сном или с дыханием во сне, снижается иммунитет, отчего ребенок часто болеет инфекциями.
  1. Регулярные стрессы. Боль возникает на фоне сильного переживания и может длиться днями, неделями. Болевые ощущения затрагивают все части головы, протекают ровно, не пульсируя. Для прекращения цефалгии часто можно использовать холод в сочетании с легкими успокаивающими средствами.
  1. Влияние вредных привычек. Зависимость, формирующаяся в столь юном возрасте, требует контроля и устранения. Так как накладывает отпечаток на формирование организма и дальнейшую жизнь человека. Наиболее опасными и регулярно вызывающими приступы головной боли, считаются курение, наркомания, употребление алкоголя, зависимость от гаджетов.
  1. Обезвоживание, нехватка жидкости в организме. Такое состояние не дает очищаться клеткам головного мозга, приводит к загустению крови. Затем провоцирует снижение скорости циркуляции необходимых полезных веществ в организме, в том числе доставки кислорода к мозгу.
  1. Неправильное питание. Обильное количество сладкого, жирного, мучного, в особенности шоколада и фастфуда в меню ребенка. Отрицательно сказывается слишком маленькое количество пищи или чрезмерный ее объем, дефицит витаминов.

Полное выздоровление в таких случаях возможно без вмешательства медиков или приема лекарственных препаратов. Достаточно перестроить жизнь подростка так, чтобы исключить из нее вредный фактор [2].

Если принятые меры не дали ожидаемого результата за 5-7 дней, стоит обратиться к врачу для диагностического поиска.

Возможные заболевания

Если у подростка каждый день болит голова, то нужно обратиться в клинику для общего обследования. Так как подобный симптом способен говорить о развитии ряда опасных заболеваний. Опознать некоторые можно по сопутствующим признакам или по результатам лабораторных, инструментальных обследований.

Болезни с цефалгией:

  1. Опухоли, доброкачественные и нет. Новообразование, возникшее в организме ребенка, опасно, и должно быть изучено врачом. Часто в таком случае головная боль у подростка не проходит, начинаясь с самого утра.

Обезболивающие препараты и анальгетики не помогают. Через некоторое время присоединяются другие симптомы: тошнота, потеря веса, постоянная усталость, ломота в костях, судороги, изменения в поведении. Конкретная симптоматика зависит от места локализации опухоли.

  1. Менингит — инфекционная болезнь, при которой воспаляются оболочки мозга. Крайне опасно. Проявляется рядом признаков, среди которых высокая температура, рвота, сонливость и высокая чувствительность к свету и прикосновениям. Ребенок не может наклонить голову вниз, не способен коснуться подбородком грудной клетки.
  1. Энцефалит (воспаление коры мозга) — встречается не часто, характерно для мальчиков. Может сопровождаться изменениями в поведении и параличом конечностей.
  1. Остеохондроз шейного отдела. Неправильное положение позвонков, дегенеративные образования приводят к постоянному болевому синдрому в области затылка.
  1. Травмы головы и шейного отдела позвоночника. Не всегда после удара на поврежденном месте видны внешние признаки травмированности. После любого сильного удара в голову или шею, стоит провести диагностику. Так как без лечения, последствия могут проявиться серьезно спустя 1-4 недели.

Опухоли, к счастью, встречаются редко. Однако из-за их опасности, стоит обращаться к врачу и исключать эти процессы. Или выявлять на ранних стадиях, когда врачам удается быстро вылечить пациента.

Причиной болезненных ощущений становятся болезни носа[3]. Также заболевания глаз и дыхательной системы могут иметь в качестве дополнительного симптома головную боль, как и неврит тройничного нерва. Локализуется болевой синдром при подобных ситуациях, в соответствующих частях головы.

Диагностика и лечение

Бывает, что приступы неприятных ощущений в голове случаются часто, регулярно. Или усиливаются со временем, перерастают в длительные, многочасовые приступы. В таких ситуациях, обращение в клинику необходимо.

Боль в голове — всегда симптом угнетенного состояния какой-либо из основных систем организма. Избавиться от причины, к этому приводящей, стоит безотлагательно.

В процессе диагностики, врач осмотрит подростка, у которого постоянно болит голова, опросит родителей, чтобы выяснить возможные внешние причины подобного состояния.

Затем будут проведены лабораторные исследования состава крови. При подозрении на нарушение работы органов головы, могут проверить:

  • состояние коры головного мозга, чтобы исключить воспаления и новообразования;
  • сосудистую систему головы и проходимость всех артерий;
  • состояние шейного отдела позвоночника на наличие каких-либо аномалий.
Читайте также:  Зуд в ушах: причины, лечение и профилактика

После получения точного диагноза, назначается терапия, направленная на устранение главной проблемы. Курс может включать в себя разнообразные лекарственные средства, физиотерапевтические процедуры [4].

Потом потребуется разработать и практиковать профилактические меры, оздоравливающие жизнь подростка.

Потребность в оперативном вмешательстве возникает редко. Однако, если это — единственный способ устранить мучительные головные боли, отказываться не стоит.

Список использованной литературы

  1. ^Hershey, Andrew D. «Pediatric ache.» Continuum (Minneapolis, Minn.) 21,4 ache (2015): 1132-45.
  2. ^Blume, Heidi K. «Childhood ache: A Brief Review.» Pediatric annals 46,4 (2017): e155-e165.
  3. ^Barinsky, Gregory L et al. «Rhinogenic ache in Children and Adolescents.» Current pain and ache reports 24,3 7. 30 Jan. 2020.
  4. ^Kuruvilla, Deena, and Rebecca Erwin Wells. «Evidence-Based Integrative Treatments for ache.» ache 59,6 (2019): 971-972.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Головные боли напряжения у детей и подростков

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3-8% среди дошкольников до 57-82% — у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6-27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3-5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3-го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% — вероятной мигренью и 20-25% — ГБН [8-10].

Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН — легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа — от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.

В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН — у 53,3%, хроническая ГБН — у 15,2%, возможная ГБН — у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.

Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2-3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей — от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Читайте также:  Что делать при сильной головной боли: причины и препараты

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.

«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.

Диагностические критерии эпизодических ГБН:

А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В-D.

В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.

С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:

• двусторонняя локализация;

• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;

• интенсивность боли от легкой до умеренной;

• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.

D. Оба симптома из нижеперечисленных:

• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);

• только фотофобия или только фонофобия.

Нечастые эпизодические ГБН — головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).

Частые эпизодические ГБН — головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).

Диагностические критерии хронических ГБН:

А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В-D.

В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.

С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:

• двусторонняя локализация;

• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;

• интенсивность боли от легкой до умеренной;

• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.

D. Оба симптома из нижеперечисленных:

• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;

• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.

Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.

В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4-17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.

Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].

Читайте также:  Заклинило шею, больно поворачивать: что делать в домашних условиях?

Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8-10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза — 10-15 мг/кг, максимальная суточная доза — не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза — 5-10 мг/кг, максимальная суточная доза — не более 30 мг/кг, интервал между приемами — 6-8 ч).

При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.

Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина — неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5-10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8-16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).

Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.

К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10-12 лет должна составлять 0,5-1,0 г (1/2-1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет — 1-2 г (1-2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения — 1,5-2 мес. 2-3 раза в год.

Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14-17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.

Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

Литература:
  1. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  2. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  3. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  4. https://newneuro.ru/prichiny-golovnoj-boli-u-podrostka/.
  5. https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Golovnye_boli_napryagheniya_u_detey_i_podrostkov/.
  6. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  7. ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
  8. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая эффективность прототипа лекарственной формы соединения ЛХС-1208 для внутривенного введения // Российский биотерапевтический журнал. 2012. № 2. С. 49.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector