Проблемы с памятью: причины, лечение

Время от времени память подводит каждого. К примеру, сколько раз вы забывали дома нужную вещь или не могли вспомнить имя человека, с которым недавно познакомились?

Снижение памяти и других когнитивных показателей может происходить по естественным причинам и носить временный характер — например, вследствие переутомления. Мало кто жалуется на забывчивость с детства, но мозг, как и другие структуры организма неизбежно меняется с возрастом. К сожалению, не всегда удается вовремя увидеть грань между тем, когда рассеянность или возрастное ухудшение памяти остаются в пределах нормы, а когда они перетекают в патологическое состояние. Вы не должны испытывать ощутимых трудностей в повседневных делах, качество работы и жизни не должно страдать. Когда это происходит следует обращаться к специалисту для выяснения диагноза. Даже если проблемы с памятью вызваны заболеванием при правильном лечении они могут быть обратимы.

Память является одной из самых сложных структур психики. Ее нарушение влечет за собой расстройство способностей к познанию, умению рассуждать, запоминать, принимать решения и общаться. Проблемы памяти выходят за пределы нормы, если вы замечаете следующие признаки:

  • забываются не только мелочи, но и важные события;
  • невозможно сосредоточиться, теряется нить разговоров, плохо соображает голова, тяжело улавливать сюжеты книг или фильмов, много раз задаются одни и те же вопросы;
  • неспособность принимать решения, планировать что-то или изучать инструкции;
  • стало тяжелее ориентироваться в привычных условиях и выполнять знакомые задачи;
  • нарушаются функции речи и письма: путаются слова, меняются местами слоги, портится способность выражать мыслей;
  • слабая память и изменение поведения становятся заметны вашему окружению;
  • путается хронология событий или появляются ложные воспоминания;
  • ухудшение памяти со временем становится все более ощутимым.

Заболевания, которые включают в себя патологию памяти, обычно начинаются малозаметно, но со временем прогрессируют и лишают человека способности работать, общаться и даже обслуживать самого себя. Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции.

Причины ухудшения памяти

Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.

Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:

  1. травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;
  2. деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;
  3. заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;
  4. болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;
  5. психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;
  6. лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;
  7. алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;
  8. гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;
  9. дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;
  10. бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.

Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний. К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.

При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.

Что делать, если ухудшается память

Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему.

Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины. Из-за чего же происходит возрастное снижение памяти? Во-первых, гиппокамп, область мозга, которая участвует в формировании и восстановлении воспоминаний, снижает свое функционирование. Во-вторых, утрачивается активность гормонов и белков, которые выполняют для нейронов защитную и стимулирующую функцию. И в-третьих, происходит снижение притока крови к мозгу, что приводит к ухудшению памяти и когнитивных навыков.

Чтобы быть в тонусе, наш мозг, как и все тело, требует заботы и регулярных тренировок. Если вы уже заметили проблемы с памятью, что делать вам подскажет врач, но и вы сами можете улучшить положение при помощи советов, которые помогут адаптироваться и поддержать активность мозга. Учтите, что при когнитивных нарушениях все проблемы должны обсуждаться с семьей, так как пациенту будет необходима помощь и участие близких.

Если ухудшается память что делать вам подскажет следующий список:

  • Продолжайте участвовать в повседневных делах.
  • Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки.
  • Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари.
  • Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя. Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти.
  • Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место.
  • Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе.
  • Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить.
  • Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность.
  • Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений.
  • Введите в свою жизнь умеренные физические нагрузки — они снижают риск развития деменции до 50%. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию.
  • Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они.
Читайте также:  Сосудистая головная боль

Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз.

К какому врачу обратиться при проблемах с памятью

Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов.

К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа.

При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики:

  • изучение анамнеза;
  • оценка соматического здоровья;
  • беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь;
  • неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка;
  • психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование;
  • лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое.

Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.

В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.

При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники.

Лечение памяти

При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.

При проблемах с памятью лечение может включать в себя:

  • Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
  • Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
  • При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
  • При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
  • Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
  • Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
  • Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.

В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.

Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.

Исследования показывают, что правильное лечение памяти позволяет пациентам долгое время сдерживать прогрессирование симптомов и оставаться социально активными даже при самых тяжелых заболеваниях.

Болит голова у ребенка. Причины. Лечение

«Болит голова у ребенка» — одна из частых жалоб при обращении к врачу. Головными болями называют любые боли и дискомфорт в области головы. Цефалгия — это научное название головной боли. Надо помнить, что дети до 5 лет, а иногда и старше, не могут четко определить свои ощущения в силу незрелости функциональных систем мозга, а также отсутствия опыта. Кроме того, для детей вообще характерны жалобы на боли с целью привлечения к себе внимания взрослых. В то же время нельзя игнорировать жалобы на головную боль, так как она может быть симптомом многих заболеваний.

Головная боль у ребенка может быть самостоятельным заболеванием (первичная головная боль) или проявлением другого заболевания (вторичная головная боль).

Головная боль у детей: на что обращать внимание?

1. Локализация головной боли

2. Когда появляется головная боль

3. Как часто возникает боль

4. В какое время суток являются головная боль (очень важный симптом), какие есть симптомы до боли (то есть Аура)

Читайте также:  Причины головных болей от контактных линз

5. Сопровождается ли боль другими симптомами, такими как, рвота, боль в животе и др.

6. Что провоцирет или усиливает головную боль (свет, шум, физическая нагрузка, поза)

7. Что успокаивает головную боль.

Классификация головной боли

Классификацией Международного общества головной боли предусматриваются следующие цефалгии:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная (пучковая) головная боль и хроническая пароксизмальная гемикрания;
  • головная боль, не связанная со структурным поражением мозга;
  • головная боль вследствие травмы головы;
  • головная боль вследствие сосудистых заболеваний;
  • головная боль вследствие внутричерепных несосудистых заболеваний;
  • головная боль вследствие приема некоторых веществ или их отмены;
  • головная боль вследствие внемозговых инфекций;
  • головная боль вследствие метаболических нарушений;
  • головная или лицевая боль вследствие патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, а также других лицевых или черепных структур;
  • краниальные невралгии, боли при патологии нервных стволов и деафферентационные боли;
  • неклассифицируемая головная боль.

Все эти виды цефалгии могут отмечаться и у детей, хотя на практике чаще встречаются мигрень, головная боль напряжения и кластерная (пучковая) головная боль.

Мигрень у детей

Мигрень — хроническое заболевание, проявляющееся периодически повторяющимися приступами интенсивной головной боли пульсирующего характера. Боль локализуется преимущественно в одной половине головы и часто сопровождается тошнотой, иногда рвотой, непереносимостью яркого света, громких звуков. Длительность приступа от 4 до 72 ч, после приступа наступает вялость и сонливость.

Дебют мигрени возможен в любом возрасте, пик заболеваемости приходится на возраст от 25 до 54 лет, женщины страдают чаще мужчин. В семейных случаях мигрень может возникать и в раннем возрасте, чаще всего с 5 лет.

Факторами, провоцирующими приступ мигрени, являются: физическая усталость, эмоциональный стресс, нарушение сна, недосыпание, пересыпание, чрезмерное употребление жирной пищи и др. Крайне легко мигрень провоцируют продукты, богатые тирамином и фенилэтиламином (твердые сорта сыра, шоколад, какао, орехи, копчености и др.). Читайте больше информации в статье «Головные боли, связанные с питанием». Провоцируют мигрень также естественные гормональные перестройки организма.

Мигрень чаще возникает у детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью с дефицитом внимания, эмоциональной лабильностью, завышенной самокритикой, демонстративностью поведения, стремлением к лидерству. Отмечено, что до 7-летнего возраста приступы мигрени чаще встречаются у мальчиков, а в период от 7 до 11 лет частота появления мигрени у мальчиков и девочек примерно одинаковая. В дальнейшем, к 16-18 годам, у юношей приступы регрессируют или отмечаются длительные ремиссии. У девушек частота появления приступов начинает зависеть от менструального периода, причем за полгода-год перед первым появлением менструаций приступы учащаются и становятся более выраженными, а с установлением регулярного цикла могут исчезать или возникать только перед или во время менструации.

Проблема диагностики мигрени у детей связана с их неспособностью четко передать свои ощущения, а также со стертостью фаз развития мигренозного приступа. Характеристики мигрени у детей обычно не соответствуют международным критериям диагностики мигрени, поэтому постановка точного диагноза становится возможной в большинстве случаев только спустя определенное время — с появлением отчетливых приступов мигрени с аурой или без ауры.

Головная боль при приступе мигрени у детей может быть пульсирующей или давящей, при этом многие дети затрудняются определить характер боли. Локализация боли чаще двусторонняя или в области лба с возможным усилением в одной половине головы. Интенсивность боли варьирует от умеренной до нестерпимой. Чувствительность к внешним раздражителям выражена меньше, чем у взрослых. Головная боль практически всегда сопровождается тошнотой, рвотой. Продолжительность приступа составляет от 1 до 48 ч. Характерны выраженные вегетативные проявления: бледность или гиперемия кожных покровов, учащение сердцебиения, затруднение дыхания, тошнота, рвота, гипергидроз, нестабильность температуры тела; возможен озноб, отмечаются слабость, сонливость. Приступ купируется в большинстве случаев отдыхом и сном, приемом небольших доз анальгетиков.

У детей часто встречается абдоминальная форма мигрени. Она проявляется повторными пульсирующими болями в животе, сопровождающимися бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой, диареей, похолоданием и ощущениями покалывания в конечностях, а также головной болью. При первично возникшем приступе важно в первую очередь исключить гастроэнтерологическую патологию и инфекции, которые могут иметь схожую клиническую картину. В результате обследования и наблюдения при отсутствии данных в пользу соматической или инфекционной патологии, а также с учетом однотипности повторяющихся приступов можно предполагать диагноз мигрени. Также дифференцировать данную форму мигрени необходимо с восходящим эпилептическим ощущением.

Практически только у детей встречается дисфреническая мигрень. Она характеризуется приступообразным агрессивным поведением, дезориентированностью, иррациональными поступками. Это состояние сочетается с нарушениями речи. Продолжительность приступа — от 1 ч до нескольких суток. В конце приступа дети успокаиваются и ложатся спать. После сна они чувствуют себя удовлетворительно или жалуются на головную боль, воспоминания о произошедшем частично сохранены. С возрастом дисфреническая мигрень трансформируется в типичные приступы классической мигрени.

У детей старшего возраста нередко наблюдаются приступы гемиплегической мигрени. Это редкая разновидность мигрени с аурой, распространенность составляет 1 случай на 10 000 населения. Обычно заболевание дебютирует в возрасте от 5 до 30 лет. Типичные атаки гемиплегической мигрени отличаются односторонней моторной слабостью, которая всегда сопровождается другими симптомами ауры, часто с сенсорными, зрительными или речевыми нарушениями, также односторонними. Д лительность ауры от 30 до 60 мин. Затем возникает сильная пульсирующая головная боль, которая может длиться несколько часов, дней и даже недель. Возможно развитие тяжелых приступов с длительной гемиплегией, спутанностью сознания, жаром, судорогами и развитием комы.

Лечение мигрени у детей

Лечение мигрени включает два основных направления: купирование приступа и лечение в межприступный период для предотвращения появления приступов.

Профилактическое лечение мигрени заключается в устранении провоцирующих факторов, соблюдении диеты, исключающей продукты, содержащие тирамин и фенилэтиламин. Важны регулярное питание, полноценный сон, дозированные физические нагрузки. Эффективны немедикаментозные методы релаксации (аутогенные тренировки, биологическая обратная связь и др.).

Медикаментозное профилактическое лечение показано при частых и тяжелых затяжных приступах, сопровождающихся существенным нарушением самочувствия и ограничением дееспособности.

У детей приступы мигрени подлежат медикаментозному лечению только в случаях, когда их частота и интенсивность нарушают нормальную жизнь ребенка.

Особенности лечения мигрени у детей заключаются в ограниченном выборе препаратов, так как применение многих препаратов не разрешено у пациентов в возрасте младше 18 лет! Чаще всего для купирования приступа применяют анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства и комбинированные препараты, в состав которых входит кофеин. Эффективным при умеренных и интенсивных приступах является ацетаминофен (парацетамол) в дозе 15 мг/кг. Отмечается эффективность напроксена, ибупрофена, фенацетина и кофеинсодержащих препаратов (например каффетин, начиная с 2-летнего возраста ребенка, от 1/3 таблетки до 1 таблетки 3 раза в день у детей старше 10 лет). Из препаратов, содержащих эрготамина тартрат, в начале приступа эффективен кафергот (кофетамин). Но маленькие дети редко говорят о головной боли в самом начале приступа, а назначение препаратов эрготамина при развернутом приступе неэффективно. Также эрготамин противопоказан пациентам с гемианопсией или гемипарезом во время ауры, а длительное его применение может способствовать возникновению болезни Рейно!

Читайте также:  Головная боль: само пройдет?

Головные боли напряжения у детей

Головные боли напряжения (ГБН) возникают при напряжении лобных, височных, затылочных мышц. Они возникают при повышенной тревожности и депрессивных расстройствах, а также в ответ на воздействие острого или хронического эмоционального стресса. Головные боли напряжения появляются в любом возрасте, чаще от 20 до 40 лет, у лиц женского пола. Головные боли напряжения составляют 60% всех случаев головной боли у детей.

Причинами головных боле напряжения могут быть: реакция на стресс (особенно при длительном его воздействии), длительное напряжение мышц при статических позах ребенка (работа за компьютером, работа с мелкими деталями). Немалую роль играет длительный прием некоторых лекарственных средств, особенно анальгетиков и транквилизаторов. Эпизодические головные боли напряжения продолжаются от 30 мин до 15 дней; у 2/3 больных боли возникают ежедневно в течение указанного времени. Хронические головные боли напряжения продолжаются от 15 до 180 дней; при этом боль постоянная, но ее интенсивность в течение дня меняется.

Клинически головные боли напряжения проявляются монотонными, тупыми, сдавливающими, стягивающими, ноющими, как правило, двусторонними головными болями, преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной и затылочно-шейной областях. Болят также мышцы лица, верхнего плечевого пояса с обеих сторон, без четкой локализации. Головные боли не усиливаются при физической нагрузке, редко сопровождаются непереносимостью яркого света или звука и лишь иногда тошнотой. Дети жалуются на боль и чувство сдавления, сжимания головы, ощущения «шлема», «каски» на голове, которые усиливаются при прикосновении к голове (особенно при причесывании). Эти головные боли редко бывают в ночное время. В большинстве случаев головные боли сочетаются с болями в других органах, без четкой локализации и с неопределенным характером, а также без патологических изменений в них. Характерна выраженная вегетативная дисфункция. Отмечаются нарушения сна: ребенок долго не может заснуть, сон становится поверхностным, непродолжительным, с множеством сновидений, частыми пробуждениями. После сна нет ощущения бодрости, днем возникает сонливость.

Головные боли, возникшие в детском возрасте, влияют не только на школьную успеваемость, но и формирование психики и поведенческих реакций, что в дальнейшем способствует социальной дезадаптации и развитию психогенных заболеваний. Основной причиной появления ГБН у ребенка является стресс, связанный с:

  • 1) обучением (загруженность ребенка уроками, неудобное рабочее место, напряжение зрения),
  • 2) семейными конфликтами, гиперопекой,
  • 3) конфликтами с педагогами.

Хронические психотравмирующие факторы в детстве, как правило, сочетаются недостаточной физической активностью (гиподинамией). Незрелость механизмов психологической защиты ребенка выражается в появлении заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, факторов. Клинически ГБН протекает, как у взрослых, но дети младше 5- 7 лет не всегда объективно рассказывают о ней. Головная боль часто проходит самостоятельно или после отдыха. По мере роста ребенка головные боли учащаются, но их характер не изменяется. У 30% детей головная боль сопровождается потемнением в глазах и тошнотой. По характеру дети с ГБН стеснительны, не удовлетворены собой, плохо адаптируются к новой обстановке, иногда упрямы, капризны.

Для лечения головных болей напряжения у детей применяют обезболивающие средства, разрешенные в детском возрасте. Дозы подбираются индивидуально. Лечение начинают с немедикаментозных мероприятий: психологическая коррекция, нормализация режима дня, нормализация мышечной релаксации, дыхательный релаксационный тренинг, дозированные физические нагрузоки. Применяют фитотерапию: настойку валерианы, пустырника, пассифлоры и др.

При астенической симптоматике применяют растительные адаптогены (экстракт элеутероккока, настойка заманихи или лимонника). При неэффективности назначают фенибут, грандаксин, атаракс.

В более старшем возрасте применяют антидепрессанты в сочетании с транквилизаторами или миорелаксантами (мидокалм, сирдалуд, баклофен).

Кластерная (пучковая, хортоновская) головная боль у ребенка

Кластерная (пучковая, хортоновская) головная боль (цефалгия) встречается в основном у взрослых (у мужчин в 6 раз чаще, чем у женщин) и очень редко у детей. Локализуется боль в височной и орбитальной области с одной стороны, продолжается от 15 мин до 3 часов. По характеру боль жгучая, сверлящая, высокой интенсивности («невыносимая») и не купируется приемом анальгетиков. Может сопровождаться психомоторным возбуждением, тошнотой, брадикардией, слезотечением, ринореей, заложенностью носа на стороне боли. Возникает приступообразно, по ночам, в одно и то же время. Купируется самостоятельно, внезапно.

Причиной кластерных болей у детей могут быть артериовенозные мальформации и аневризмы сосудов головного мозга, другие объемные процессы, заболевания глаз и придаточных пазух носа.

Посттравматические головные боли

У детей одним из наиболее частых неврологических синдромов после черепно-мозговых травм является хроническая посттравматическая головная боль. По международным критериям, посттравматическими называются головные боли, возникающие в течение 14 дней с момента травмы. Они подразделяются на острые (продолжаются не более 8 нед после травмы) и хронические (более 8 нед после травмы). Выявление у детей хронической посттравматической головной боли нередко вызывает трудности, которые обусловлены тем, что иногда сложно установить отчётливую временную связь головной боли с перенесённой травмой.

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии

Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии — идиопатическое повышение внутричерепного давления,при котором отсутствуют признаки обструкции ликворопроводяших путей, перенесенной нейроинфекции. Этиология неизвестна. В детском возрасте может возникать в результате приема больших доз витамина А, лечения препаратами тетрациклинового ряда или после отмены кортикостероидов. Наблюдается чаще у детей с избыточной массой тела. Клиническая картина характеризуется головными болями, редко — нарушением зрения. Лечение симптоматическое.

Другие головные боли

Головные боли, связанные с приемом химических веществ или их отменой:

— при однократном или длительном бесконтрольном приеме лекарственных препаратов;

— при отмене лекарств (резкая отмена гипотензивных препаратов, бензодиазепинов);

— при хроническом приеме анальгетиков, бензодиазепинов, наркотиков;

— при приеме химических веществ с неизвестным механизмом действия.

Головную боль могут вызывать кофеин в высоких дозах, нитраты и нитриты, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы, карбамазепин, нестероидные противовоспалительные средства, антибиотики цефалоспоринового ряда, сульфаниламиды, противогрибковые средства.

Головные боли могут возникать при внемозговых инфекционных заболеваниях:

  • при вирусных инфекциях;
  • при бактериальных инфекциях;
  • при других инфекционных заболеваниях.

Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями, — при различных заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией (при пневмонии, гипотиреозе, феохромацитоме, гломерулонефрите и т.п.)

Головные или лицевые боли при патологии придаточных пазух носа, зубов, полости рта или черепа диагностируются на основании данных анамнеза, тщательного врачебного осмотра, с применением дополнительных методов исследования.

Когда появление головной боли у ребенка требует немедленного обращения к врачу

  • внезапное появление головных болей
  • не зарегистрировано ни одного случая мигрени в семье
  • нарушение походки — ребенок падает
  • ночью и утром головные боли
  • изменение в поведении, заторможенность
  • высокая температура
  • головная боль увеличивается со временем
  • головная боль сопровождается судорогами

Автор: Зоя Павлова для med39.ru

Литература:
  1. Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
  2. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
  3. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  4. https://cmzmedical.ru/simptomy/problemy-s-pamyatyu/.
  5. https://med39.ru/article/pediatria/gb.html.
  6. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector