У ребенка болит голова — ищем причину!

Повторяющаяся головная боль — один из самых частых симптомов недомогания у школьников. Определить опасность боли и её причину под силу каждому родителю.

Для этого достаточно «отключить» панику и понаблюдать за ребенком. Сложное обследование, МРТ, КТ и госпитализация в больницу — крайние меры, к которым прибегают гораздо чаще, чем требуется на самом деле.

В 90% случаев ребенок, который страдает от головных болей оказывается совершенно здоровым. Причиной может быть унаследованная от родителей особенность кровоснабжения головного мозга или работы нервной системы, — тогда высокие нагрузки, быстрое взросление и переходный возраст приводят к частым болям в голове. Другая причина недомогания — невротическая реакция — когда физическая боль возникает из-за напряжения психики. Например, у детей в младших классах нежелание идти в школу часто сопровождается головной болью в дуэте с болью в животе. Хотя на самом деле и живот, и голова у них в полном порядке.

Только у 10% детей частые боли в голове — вторичные — это сигнал организма о наличии какой-то болезни, которую нужно искать и лечить. Так бывает, например, при скрытом нарушении зрения, осанки или нехватке железа в организме. Признаки вторичных головных болей полезно знать. Опасные для жизни состояния, такие как опухоли, сосудистые аневризмы, менингит тоже в этой группе, но они встречаются крайне редко и имеют очень специфические симптомы, которые трудно не заметить.

Навигация для занятых

Опасные головные боли

Опухоли головного мозга, критические нарушения кровоснабжения, воспалительные процессы и другие опасные для жизни и здоровья состояния имеют характерные черты:

  • головная боль сильная, нарастающая по интенсивности;
  • усиливается при физической нагрузке, кашле, дефекации, крике, мышечном напряжении;
  • тревожный признак — если все время болит одна часть головы.

Как правило, опасная головная боль у детей сопровождается одним или несколькими дополнительными симптомами:

  • высокая температура;
  • судороги;
  • тошнота, рвота, не приносящая облегчения;
  • нарушение зрения, проблемы с речью;
  • головокружение и обмороки;
  • слабость в руке, ноге, шаткость походки.

Такие виды боли наблюдаются у детей очень редко и требуют скорой медицинской помощи.

Усталость

Это самая частая причина головных болей у детей. Отличительные особенности:

  • возникает в конце уроков или в конце дня;
  • если отпустить ребёнка гулять или отвлечь активными играми, боль уходит;
  • в выходные или на каникулах ничего не болит, если, конечно, источник стресса у ребенка — вне дома;
  • голова болит вся целиком, боль ноющая, постоянная;

    ребенок плохо засыпает и беспокойно спит, но утром боль проходит.

Чтобы помочь ребенку, помассируйте кожу головы, мышцы шеи и верхней части спины. Если необходимо дайте обезболивающее. Постарайтесь занять чем-то интересным или просто дайте отдохнуть в тишине. Если боли возникают регулярно, нужно менять режим сна и бодрствования.

Мышечный спазм

Длительное напряжение мышц верхней части спины и шеи может приводить к появлению таких же болей, как от усталости. Так бывает при нарушении осанки у детей, которые:

  • носят тяжелую сумку на одном плече;
  • долго сидят за ноутбуком, компьютером или читают книгу где-нибудь на подоконнике, вжав голову в плечи и согнувшись калачом;
  • не могут ровно сидеть за партой;
  • вынуждены слишком сильно задирать голову вверх, разглядывая доску, или чрезмерно наклоняются к тетради.

Раздев ребенка, можно на ощупь определить болезненное мышечное напряжение справа или слева от позвоночника. Снять головную боль поможет массаж, теплая ванна или душ. Для формирования правильной осанки предложите ребенку занятия в бассейне или другой спортивной секции, где уделяют внимание общей физической подготовке. Если проблему своевременно не решить, круг замкнется: мышечный спазм будет вызывать боль, а боль — провоцировать спазм. Это приведет к стойким нарушениям осанки и постоянным болям в голове.

Мигрень

Причину этого вида боли ученым пока не удалось раскусить. Предполагают, что в деле замешаны половые гормоны, некоторые продукты питания и наследственность. Чаще болеют девочки. Для мигрени есть достаточно четкие диагностические критерии:

  • болит половина головы, но с последующими приступами стороны боли меняются;
  • боль пульсирующего характера: плавно нарастает и стихает;
  • длительность приступа от 1-2 часов и больше;
  • от яркого света и громких звуков становится хуже;
  • часто бывает тошнота, у детей может быть повторная рвота, которая приносит облегчение;
  • до и после приступа выражена слабость и сонливость.

Мигренозная аура у детей бывает редко. Если у ребенка наблюдается несколько признаков из перечисленных, лучше обратиться к врачу: педиатру или неврологу (если у родителей бывают подобные приступы). Не получается самостоятельно снять боль во время приступа — вызывайте скорую помощь.

Анемия

Снижение уровня гемоглобина в крови может вызывать головные боли, похожие на мигрени, особенно у девочек с началом полового созревания. На что обратить внимание:

  • боль не связана с временем суток, погодой или усталостью;
  • у девочек-подростков чаще возникает к концу менструации;
  • у ребенка бледная кожа, он часто мерзнет, быстро устает;
  • во время физических нагрузок бывает головокружение, тошнота, мушки перед глазами, сердцебиение и одышка;
  • характерно извращение вкусовых и обонятельных предпочтений (нравится вкус земли, запах краски и пр.).

Чтобы подтвердить эту причину головных болей у подростков, достаточно сдать общий анализ крови.

Голод

Низкий уровень сахара в крови может вызывать головную боль. Поэтому причиной недомогания у здорового школьника вполне может быть пропущенный завтрак, скудный обед или слишком поздний ужин. Сопутствующими признаками гипогликемии являются:

  • слабость;
  • головокружение;
  • потливость;
  • агрессивное поведение или плаксивость.

После еды или сладкого чая головная боль быстро проходит. Однако подростки находятся в группе риска по развитию сахарного диабета. Понаблюдайте за ребенком внимательнее, чтобы исключить характерные симптомы. А если есть сомнения, отведите его в поликлинику, чтобы сдать кровь на сахар.

Плохое зрение

В норме ребенок напрягает глаза, когда рассматривает что-то в тетради, и расслабляет, глядя на доску. Если школьнику нужно и то и другое делать с напряжением глазных мышц, у него появляется головная боль. На что обратить внимание:

  • голова болит после письменных предметов или чтения;
  • после сна боль проходит;
  • кроме боли может появится тошнота;
  • ребенок щурится, трет глаза, низко склоняется над книгой, подходит близко к экрану;
  • долго рассматривает написанное на доске, прежде чем дать ответ.

При этом качество зрения некоторое время может оставаться достаточным, чтобы видеть четко, поэтому беглая проверка глаз по таблицам ничего не покажет. Отведите ребенка к хорошему окулисту для полноценной диагностики. Головную боль могут также вызывать неправильно подобранные очки.

Синусит

Воспаление в придаточных пазухах носа обычно сопровождается температурой и насморком. Но у некоторых школьников насморк — перманентное состояние из-за аденоидита и частых простуд, а небольшую температуру можно и не заметить. Поэтому важным критерием синусита становится головная боль. Как распознать:

  • боль локализуется четко в области лба или скуловых костей, может быть только с одной стороны;
  • боль усиливается, если постучать зубами, наклонить голову вниз, попрыгать или похлопать подушечками пальцев по лбу или скулам;
  • заболеванию обычно предшествует простуда.

Здесь нужна помощь ЛОР-врача. Оставлять синусит на самотек нельзя, так как возможны гнойные осложнения.

Дистония нервной системы

Для возраста 10-14 лет свойственны временные расстройства процессов возбуждения и торможения в вегетативном отделе нервной системы, который регулирует тонус сосудов и другие функции внутренних органов. Вегетативная дистония считается одной из причин нарушения венозного оттока из сосудов головного мозга, что вызывает головные боли у школьников. Как отличить этот тип боли:

  • характерна метеозависимость;
  • ребенок часто краснеет от волнения;
  • если пальцем чиркнуть по коже, долго сохраняются белые или красные полосы;
  • руки и ноги холодные, сильно потеют;
  • при резком подъеме с кровати кружится голова;
  • разница между частотой пульса в положении лежа и стоя более 15-20 ударов;
  • входят в привычку «тоскливые» вздохи;
  • ребенок чувствительный и эмоциональный.

Для такого школьника важно соблюдать режим дня, чаще бывать на улице, больше двигаться. От боли в голове также помогает массаж, отвлекающие методы, обычные анальгетики. Долгоиграющий эффект будет от закаливания и регулярного посещения спортивных секций.

Таким образом, головная боль у детей и подростков обычно не является поводом для серьезного беспокойства. Это не значит, что жалобы ребенка нужно игнорировать, ведь боль может быть сильной и мучительной. Однако проблема обычно решается коррекцией образа жизни и симптоматическим приемом анальгетиков: парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. Только в редких нужна серьезная диагностика и лечение.

Хороший детский врач — большая удача! Найти его можно с помощью сервиса «Напоправку». У нас записаться на прием к детским врачам любой специализации можно, не выходя из дома.

Головные боли напряжения у детей

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: — Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: — Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли — это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание — это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем — только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль — это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) — это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени — это макушка, при нижней доле легких — это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% — это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% — это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения — почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения — это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения — это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей — девочки чаще страдают — это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы — это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Мигрень — я уже говорил — это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень — распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет — 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы — и их уже достаточно большое количество — о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний — это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия — это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен — его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов — первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Литература:
  1. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
  2. Скориченко, «Доисторическая M.» (СПб., 1996); его же, «Гигиена в доисторические времена» (СПб., 1996).
  3. Puccinotti, «Storia della medicina» (Ливорно, 1954—1959).
  4. https://blog.napopravku.ru/u-rebenka-bolit-golova-ishhem-prichinu/.
  5. https://internist.ru/publications/detail/golovnye-boli-napryazheniya-u-detey/.
  6. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  7. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  8. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
  9. Харенко Е. А., Ларионова Н. И., Демина Н. Б. Мукоадгезивные лекарственные формы. Химико-фармацевтический журнал. 2009; 43(4): 21–29. DOI: 10.30906/0023-1134-2009-43-4-21-29.
Читайте также:  Разные виды головной боли. Невролог объясняет, чем они отличаются и о чем говорят
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector