Вегетативная дистония — заболевание, при котором нарушается вегетативная регуляция сердца, сосудов, внутренних органов, что связывают с отклонениями в ЦНС. Из этого следует, что эти нарушения наступают вследствие появлений различных патологий нервной системы.
Безболезненная, уникальная методика
Дешевле, чем мануальная терапия
Мягко, приятно, нас не боятся дети
Бесплатная консультация с 10 по 20 июня!
Классификация в зависимости от диагностирования
Причиной ВД становятся разные заболевания ЦНС, тогда больные будут наблюдаться у специалистов в этой области. Но педиатру нередко приходится сталкиваться с этой проблемой. Обычно это дети, у которых есть посттравматическая перинатальная патология. Такие дети обычно с рождения состоят на учете у невролога. Чаще всего после года яркие симптомы заболевания центральной нервной системы исчезают. Но остаются отклонения вегетативной регуляции. Тогда неврологи ставят диагноз ВД, и он уже считается самостоятельным. Существует классификация вегетативной дистонии:
- Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы;
- Расстройства вегетативной нервной системы;
- Расстройства вегетативной нервной системы неуточненные;
- Гипотензии.
Но стоит отметить, что диагноз вегетативной дистонии будет являться самостоятельным только в том случае, когда будут исключены заболевания другого рода, где ВД является симптомом.
В больницах у детей часто возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой. Детские кардиологи называют это вегетативно-сосудистой дистонией. Терапевты-кардиологи используют слово нейроциркуляторная дистония. С медицинской точки зрения оба словосочетания являются синонимами.
Причины возникновения ВСД
Вегетососудистая дистония — это комплекс симптомов с разнообразными проявлениями, которые затрагивают разные органы и системы в организме человека. Причины появления данного нарушения:
- Стрессовое состояние: школа, семья, работа;
- Быстрый темп общества;
- Постоянное обучение чем-то новому;
- Постоянные нагрузки;
- Перегруз от информации;
- Предрасположенность генетическая;
- Маленькая активность;
- Гормональный сбой.
Основные признаки нарушения:
- Меняется внешний вид кожи, изменяется ее окрас, появляются новые рисунки сосудов;
- Сбой сальных и потовых желез;
- Повышение или уменьшение массы ребенка из-за отклонения работы эндокринных желез;
- Различные сыпи, частый зуд и отеки;
- Множество угрей;
- Быстрое или медленное половое созревание;
- Частая смена температуры тела без явных причин;
- Изменение поведения — сонливое настроение может резко смениться приступами паники и какого-то беспокойства;
- Ухудшение дыхания и наличие «одышки» не самый яркий симптом всд, но имеет место быть;
- Нарушение в работе желудочно-кишечного тракта;
- Тошнота, рвота, диарея, запор, боли в животе, ощущение комка в горле.
Наличие этих симптомов не значит, что у ребенка ВСД. Просто это повод провести полное обследование и найти явную причину.
Диагностирование нарушения
Для постановки диагноза необходимо проводить комплексное обследование. А дети, у которых ВСД подтвердили, должны проходить обследование два раза в год. При осмотрах врач наблюдает за показателями анамнеза: генеалогического, акушерского, задает вопросы о заболеваниях, которыми переболел ребенок. Таким образом, выявляются факторы риска, которые могли стать причиной развития отклонения. Также необходимо оценить психологическое, физическое состояние и половое созревание.
Затем измеряется чистота сердечных ритмов, артериальное давление. Ребенок проходит различные функциональные тесты: дыхательные упражнения, небольшая физическая нагрузка. Также необходимо обязательно провести ЭКГ, кардиоинтервалографию, эхокардиографию. Именно эти обследования характеризуют заболевание сердечно-сосудистой системы и вегетативные гомеостазы.
Если полученных данных недостаточно, то проводятся дополнительные обследования: рентгенография черепа, УЗИ брюшной полости, почек, надпочечников, электроэнцефалография. При необходимости нужно посетить врачей: невролога, кардиолога, гастроэнтеролога, эндокринолога.
Профилактические меры
Для того чтобы оградить своего ребенка от вегетососудистой дистонии, необходимо следить за его здоровьем и помогать поддерживать здоровый образ жизни. Нужно соблюдать режим: спать восемь часов в сутки; частое времяпрепровождение на свежем воздухе; уменьшение времени за гаджетами. Должно быть физическое развитие, посещение различных кружков: теннис, подвижные игры, лыжи, ролики.
Также важную роль играет питание. Оно должно быть сбалансированным. Не нужно вводить в рацион детей большое количество соли, жирного мяса, сахара, сдобы. Наоборот, в меню нужно включить крупы любого рода, бобовые, зелень, курагу, орехи, изюм.
Сегодня важно помогать ребенку расслабляться на психологическом уровне, успокаивать нервную систему, снимать нервное напряжение. Водите на лечебный массаж и электрофорез. А также необходимо регулярно принимать витамины.
Лечение ВСД у детей
Для улучшения состояния ребенка нужно использовать комплексный подход. Важно, что при таком заболевании, в первую очередь, помогают не лекарства и медицинские препараты, а восстановление нормального образа жизни. Нужно составить план, где будет в меру физических и умственных нагрузок, будет время отдыху и восьмичасовому сну. Хорошо влияют на здоровье закаливающие процедуры.
Поэтому стоит отметить, что при вегетососудистой дистонии нужно сначала испробовать народные методы лечения. Особенно положительное влияние оказывают водные процедуры: плавание, контрастный душ, лечебные ванны.
Если это не помогает, то можно дополнить физиотерапевтическими процедурами: гальванизация, электрофорез, электросон. Но, естественно, как и любое заболевание, ВСД можно лечить медикаментозно. Но важно, чтобы назначение делал врач после осмотра, проведения обследования, получения результатов анализов. Медикаменты назначает врач-невролог.
Автор: К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь
Читайте так же
-
Почему болит спина после тренировок и как с этим бороться?
Начиная тренировки, мы ожидаем улучшения общего состояния организма и прилива энергии. Однако порой сразу после начала занятий возникают боли в спине. По какой причине появляются боли, как…
-
Как спасти позвоночник
Позвоночник — это основа нашего скелета, так как он выполняет много функций. Он является опорой тела, участвует в движениях тела и черепа, защищает спинной мозг, находящийся в его канале. Если в…
-
Диета при гонартрозе
Рацион человека влияет на его здоровье: улучшает самочувствие, снижает риск развития конкретных болезней и то, как они проявляются, что важно для страдающих от недугов, как гонартроз — болезни,…
-
Ревматическое воспаление мягких околосуставных тканей
Ночные боли, невозможность завести руку за спину, проблемы во время одевания или дискомфортные ощущения в процессе ходьбы могут свидетельствовать о наличии ревматического поражения тканей,…
-
Кураева Ирина
2014-09-17 12:17:47
Обратилась в клинику «Бобыря» после опыта лечения во многих клиниках. Это, на мой взгляд, единственная клиника, где у пациентов не выманивают деньги, а действительно лечат, что очень и очень приятно! Абсолютно все устроило, единственное посоветовала бы обращаться не к доктору Безносову, а к… Читать дальше
-
Василий Григорьевич
2014-09-19 13:27:33
Мучился от грыжи. После 8 сеансов в клинике «Бобыря» у доктора Дубровина С.Д. больше ничего не беспокоит! Решительно порекомендовал другу, у которого были сильные боли, он проходил лечение у остеопата Золотарева. Болевой синдром сняли за два с половиной сеанса! Мой друг остался в восторге!… Читать дальше
-
Надежда
2020-09-02 00:12:23
Хочу поблагодарить замечательного врача, мануального терапевта Торопцева Дмитрия Анатольевича, врача с большой буквы, внимательного и тактичного к пациентам. Мне очень повезло, что я проходила курс лечения у знающего специалиста, профессионала своего дела. Сейчас чувствую себя отлично, благодаря… Читать дальше
-
Ирина
2019-09-04 17:02:04
Спасибо огромное Михаил Анатольевич, Сергей Дмитриевич! Что не довели до операции, хотя была очень сложная ситуация с позвоночником. Надеюсь, при должном контроле удастся обойтись поддерживающими процедурами и упражнениями. Отдельно хочу отметить «золотые руки» Руслана, который пол года мной… Читать дальше
Врачи клиники Бобыря стаж работы от 10 лет
Вегетососудистая дистония у детей
23.01.2019
О детишках
Махонина Екатерина Маратовна
Рассказывает врач-иридолог, фитотерапевт Махонина Екатерина
За медицинским термином вегетососудистая дистония (нейроциркуляторная дистония, нейроциркуляторная астения, психовегетативный синдром, вегетоневроз) — стоит комплекс взаимозависимых нарушений в работе большого количества органов и систем организма. Это многоликое заболевание, характеризующееся дисбалансом вегетативной регуляции работы органов, сосудов, обменных процессов в результате первично или вторично возникших морфофункциональных изменений вегетативной нервной системы.
Диагноз ВСД давно перестал быть редкостью у детей и подростков. По последним данным, ВСД встречается у 25-80% людей, включая детей переходного возраста.
Причины вегетососудистой дистонии у детей
Характерно, что синдромом ВСД страдают в основном дети, которые родились и выросли в городской современной среде. Во многих исследованиях у контрольной группы подростков было обнаружено отсутствие адекватных физических нагрузок и присутствие малоподвижного образа жизни. Не остаются в стороне и увлечения компьютерными играми и просмотрами телевизионных программ. Чем больше ребенок проводит времени перед экраном телевизора или монитором компьютера, тем выше шансы, что у него будут появляться вегетативные сдвиги с формированием комплекса сосудистой дистонии по тому или иному типу. Возникновению заболевания так же способствуют:
- наследственная предрасположенность;
- перенесенные тяжёлые заболевания;
- изменение гормонального фона организма;
- вредные привычки;
- неполноценное питание с дефицитом некоторых витаминов и минеральных веществ,
- чрезмерные нагрузки в школе, частые стрессы.
Признаки вегетососудистой дистонии у детей
Первые признаки могут появляться в возрасте 6 лет. Но наибольшее число диагностируемых случаев приходится на подростковый период. Это связано с тем, что на имеющиеся вегетативные отклонения в развитии периферической нервной системы накладывает отпечаток гормональный сдвиг.
Проявляется ВСД у детей совершенно разнообразными неприятными симптомами. Уже в возрасте 7-8 лет 76% детей могут предъявлять жалобы на головные боли. Для детей 10-12 лет более распространенными являются жалобы на головокружение (32% детей). Оно может возникать вскоре после сна, при резком изменении положения тела или при длительных перерывах между приёмами пищи. 45% детей отмечают проблему повышенной утомляемости при физических нагрузках. В 41% случаев проявляются снижение памяти, отвлекаемость, рассеянность, ухудшение работоспособности. Но наибольшее количество жалоб относится к группе эмоциональных нарушений. У 73% детей отмечается эмоциональная лабильность, слезливость, вспыльчивость, перемены настроения. Также часто отмечаются такие негативные факторы, как тревожность, эмоциональная напряженность, конфликтность.
Приступы и обострения могут провоцироваться любым изменениями в окружающей среде ребенка — сменой погоды, ремонтом в его комнате или полученной плохой отметкой.
При постановке диагноза необходимо ориентироваться на основной комплекс ведущих симптомов, которые могут указывать косвенным образом на поражение того или иного участка вегетативной нервной системы. Выделяют три основных типа:
1. Вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (или симпатикотонический тип).
2. Вегетососудистая дистония по гипотоническому типу (или ваготонический тип).
3. Смешанная форма заболевания.
Практически при всех вариантах поражения присутствуют признаки слабости синусового узла сердечной мышцы. Это может проявляться периодическими болями в левой половине грудной клетки, сердцебиением, учащением частоты сердечных сокращений. У всех детей с ВСД, независимо от клинических вариантов течения, выделяется синдром общей дезадаптации — повышенная утомляемость, слабость, вялость, снижение работоспособности.
При развитии ВСД по гипертоническому типу подросток страдает от:
- частых головных болей;
- повышенной нервной возбудимости;
- затруднений при отходе ко сну;
- рассеянности внимания;
- трудностей с запоминанием изучаемого материала.
Могут беспокоить боли в области сердца. Отличительная характеристика — повышение артериального давления до 140/80 мм рт ст.
При гипотоническом типе заболевания на первый план выходят симптомы недостаточности мозгового кровоснабжения. Это могут быть следующие признаки:
- плаксивость и постоянные перепады настроения;
- головокружения и мышечная слабость;
- головные боли носят рассеянный характер;
- постоянная сонливость и апатия.
Боли в сердце возникают в основном при физических нагрузках. У ребенка брадикардия и бледные кожные покровы. Артериальное давление чаще держится в пределах 110/70 мм рт ст.
При длительном течении ВСД к данным симптомам могут присоединяться признаки вторичных поражений внутренних органов и систем. Часто нарушается иннервация слизистой оболочки желудка и желчного пузыря. Возникают проблемы с отсутствием аппетита, постоянными застойными явлениями в желчевыводящих путях, нарушения стула.
Диагностика вегетососудистой дистонии у детей
Несмотря на разнообразие клинических проявлений, вегетососудистая дистония редко признаётся ведущим заболеванием у подростков. И дело не только в отношении родителей к здоровью ребёнка, оно широко варьируется от полного невнимания («капризный», «трудный возраст», «поспи и всё пройдёт») до гиперопёки (проведение массы анализов и исследований, посещение всех специалистов при малейшем недомогании отпрыска). Затруднения возникают на стадии осмысления специалистом общей картины состояния пациента. Ибо терапевт (педиатр) будет лечить только гипотонию, гастроэнтеролог займётся дискинезией желчевыводящих путей, а психолог увлечён лечением депрессии или перепадами настроения пациента. Учитывая, что при ВСД нарушения в работе органов и систем носят функциональный и приступообразный характер, стандартная инструментальная диагностика зачастую не выявляет значимых отклонений.
Иридодиагностика — метод оценки состояния органов и систем по радужной оболочке глаза — один из самых древних и точных методов диагностики в мире. Она столь хороша, что признана и современной медициной. При помощи специальной фотокамеры, доктор фотографирует глаза пациента, затем выводит увеличенное изображение на экран компьютера. Даже неискушенный человек увидит, сколь неоднородна структура радужки глаза! Разные участки радужки соответствуют разным органам и системам человека. В зависимости от характера изменений можно говорить о том или ином нарушении работы тела и о прогнозе развития заболевания.
Иридодиагностика используется для скрининга всех органов человека и дает возможность как назначить дополнительное лабораторное или инструментальное обследование, УЗИ, так и подобрать необходимое лечение.
В данном случае иридодиагностика выступает как комплексный неинвазивный метод исследования, позволяющий в течение нескольких минут получить полное представление о здоровье пациента:
- оценить конституциональный тип и состояние наследственности;
- уровень адаптационно-репарационных резервов организма, его «жизнестойкость»;
- обнаружить врождённую органную слабость различных органов и систем;
- выявить и локализовать патологический очаг в организме, в т.ч., очаг скрытой дремлющей инфекции;
- выявить ряд дисфункций и заболеваний в доклинической стадии;
- определить ведущую и второстепенную патологию в организме на момент осмотра;
- установить причинно-следственные связи симптомов;
- одновременно проводить осмотр экстерорецептивных зон всего организма в одном поле.
Только иридологический анализ позволяет выявить семейную органную слабость того или иного органа (системы), указывающую на повышенную уязвимость, низкую толерантность к нагрузкам, снижение репаративных возможностей того или иного органа. Именно провоцирующие моменты (инфекции, интенсивные курсы медикаментозного лечения, стрессовые ситуации, начало пубертатного периода) определяют срок реализации семейной органной слабости и развития заболевания.
При проведении скрининговой иридодиагностики в раннем детском возрасте (5-6 лет) разрабатывается программа несложных профилактических мероприятий, предупреждающих развитие болезни («предупреждён — значит вооружён»). При наличии клинических или иридологических признаков реализации органной слабости и развития симптомов вегетососудистой дистонии пациенту предлагается индивидуально подобранный курс фитотерапии.
Опыт сочетанного использования иридодиагностики и фитотерапии подтвердил высокую эффективность применения иридодиагностики как в качестве диагностической методики, так и в качестве достоверного критерия эффективности проводимого лечения. Сочетание иридодиагностики и фитотерапии является эффективной и экономичной основой для ранней диагностики, надёжной профилактики и успешного лечения синдрома вегетососудистой дистонии у детей и подростков.
Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Клинико-психофизиологические проявления и терапия (обзор)
Статьи
Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.
Л. С. Чутко1, д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина1, канд. мед. наук, Е. А. Яковенко1, канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина2, канд. мед. наук
1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин®
Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifeions and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dys in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dys in children and adolescents, Nooklerin
Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).
Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.
Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].
В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:
G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.
F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).
Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности — мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].
Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].
Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].
При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].
У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].
Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.
Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха — у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин®, который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.
По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.
В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет — по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет — по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.
Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.
Таблица.
Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином
Примечания:
*р < 0,05 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой;
**р < 0,01 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой;
#р < 0,05 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения;
##р < 0,01 — достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения
Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. Лишь в единичных случаях на фоне лечения отмечались жалобы на трудности при засыпании. Через 3-4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно без медикаментозной коррекции. Кроме того, в нескольких случаях отмечалось усиление головной боли на протяжении первой недели приема препарата. В дальнейшем этот побочный эффект купировался самостоятельно. Других побочных явлений отмечено не было.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение Нооклерина в лечении ВСД у детей и подростков характеризуется высокой эффективностью. Установлено достоверное снижение выраженности вегетативных нарушений на фоне использования этого препарата. Немаловажно то, что применение Нооклерина почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.
Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Важная роль уделяется образу жизни подростка: режиму дня, обязательным прогулкам на свежем воздухе, адекватному питанию, достаточному времени, выделяемому на сон. Рекомендуются проведение закаливающих процедур, регулярных гимнастических упражнений и пеших прогулок. Следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры. Обязательна санация очагов хронической инфекции [21].
Комплексность лечения ВСД предполагает большую роль психотерапевтических методик. Рациональная психотерапия при СВД основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Техника лечения основана на беседах с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся патологических симптомах. Говоря о психотерапевтической коррекции у подростков, необходимо отметить что «мишенью» зачастую является не сам пациент, а его родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Т. 2. С. 136-197.
2. Axelrod F.B., Chelimsky G.G., Weese-Mayer D.E. Pediatric Autonomic Disorders // Pediatrics. 2006; 118(1): 309-321.
3. Куликов А.М. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков: сотрудничество интерниста и психотерапевта // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009. № 9(1). С. 69.
4. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.
5. Da Costa J. M. On irritable heart; a clinical study of a form of al cardiac disorder and its consequences // American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871; 61: 17-52.
6. Thiele W. Psycho-vegetative Syndrome // Ment.Welt. 1966; 1 : 9-13.
7. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром // Лечение нервных болезней. 2004. № 1. С. 7-11.
8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990.
9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
10. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. Вегето-сосудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. М., 1987.
11. Середа Ю.В., Шабалов Н.П. Нейроциркуляторная дисфункция у детей: проблемы трактовки и диагностики // Российский семейный врач. 1999. № 4. С. 16-22
12. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика; 1984.
14. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы докладов, 5-8 июня 1984. Ташкент, 1984. С. 159-160.
15. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am. J. Psychiatry. 1988; 145: 11-21.
16. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
17. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 1. С. 11-14.
18. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства. М., 2000.
19. Неудахин Е.В. Практическое руководство по детским болезням. Т. 11. Детская вегетология / Под ред. Р.Р. Шиляева, Е.В. Неудахина. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008.
20. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. 2012. № 91(2). С. 92-101.
21. Панков Д.Д. и др. Вегетативно-сосудистая дисфункция у подростков как проявление дисморфогенеза // Рос. пед. журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
22. Arruda M.A. et al. Primary aches in childhood — a population-based study // Cephalalgia. 2010. 30(9):1056-1064
23. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2002.
24. Чутко Л.С. и др. Головные боли напряжения: клинико-психологические варианты и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. № 4. С. 52-56.
25. Davidson J.I.R. Generalized anxiety and panic: Common, costly and challenging disorders and their pharmacologic- management CNS Spectr. 2004; 9 (6): 1-7.
26. Batelaan N.M., De Graaf R., Van Balkom A.J., Vollebergh W.A., Beekman A.T. Epidemiology of panic. Jijdschr Psychiatr. 2006; 48(3): 195-205.
27. Ollendick T.H., Mattis S.G., King N.J. Panic in children and adolescents: A review // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994; 35(1): 113-134.
28. Huffman J.C., Pollack M.H., Stern T.A. Panic Disorder and Chest Pain: Mechanisms, Morbidity, and Management. Prim Care Companion // J Clin Psychiatry. 2002; 4(2): 54-62.
29. Achiam-Montal M., Tibi L., Lipsitz J.D. Panic Disorder in Children and Adolescents with Noncardiac Chest Pain // Child Psychiatry Hum Dev. 2013; Feb., 3.
30. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н. А., Яновский С.С. Место ноофена в лечении тревожных расстройств у пациентов в общей медицинской практике (аналитический обзор) // Украiнський вiсник психоневрологи. 2004. № 12(1). С. 90-93.
31. Чабан О. С., Хаустова Е.А. Терапия пациентов с тревожными синдромами в рамках невротических и психосоматических расстройств. Современные подходы к терапии внутренних болезней: Методическое пособие. Киев, 2009.
32. Морозова О.Г., Ярошевский А.А. Цервикогенная головная боль: современные представления и тактика лечения // Международный неврологический журнал. 2009. Тематический выпуск. С. 40-52.
33. Хайтович М.В. Вегетативнi дисфункцii у дiтей: (Неврологiчнi аспекти). Соцiальна пе?