Церковные записки можно уподобить богослужебным книгам: на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Глобально делятся на две группы: о здравии и об упокоении. Сегодня мы поговорим о тех, что о здравии.
Такие записки — это наша просьба о сугубой помощи Господа тем людям, которые в ней указаны. И эта просьба носит вид соборной, то есть совместной церковной молитвы, которая во много раз сильнее келейной (домашней). Почему?
Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Только в храме объединяется молитвенная сила всех присутствующих. Только храм является домом Бога. Только в храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Сам Господь принес во оставление людских грехов в жертву Свою Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере правило совершать воспоминание об этой жертве в виде бескровных даров — хлеба и вина. Это воспоминание и совершается в каждом храме на Божественной литургии и в таинстве евхаристии — святом Причастии.
Соборная молитва в храме имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником — преемником апостолов, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).
ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»
Это просьба к Богу не только о физическом здоровье указанных в записке близких и родных, но и об их душевном и материальном благополучии.
В этому записку нужно включать всех, кому мы желаем здравия, спасения души и всяческого благополучия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Но в записки о здравии хорошо вписывать также имена своих недоброжелателей и врагов. Это вовсе не значит, что мы просим Господа помогать им в совершении злых дел. Нет, мы молим Бога, чтобы Он вразумил врагов и сделал так, чтобы наш недоброжелатель изменился и обрел гармонию в отношениях с людьми.
По заповеди Господа: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Правильно написанная записка о здравии содержит полные имена без отчеств и фамилий:
— Патриарха
— владыки
— духовника
— членов свой семьи и родных, обычно по старшинству
-крёстных родителей
— тех людей, которые вам в чем-то помогли (благодетелей)
— знакомых, нуждающихся в помощи
— недоброжелателей и врагов
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
КАКИЕ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ СУЩЕСТВУЮТ?
• Простая записка. Священнослужитель один раз упомянет имена указанных в ней людей на обычном богослужении.
• Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на самом богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».
• Записка на проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.
• Молебен. Священник обращается с молитвою непосредственно к выбранному вами святому. Имя святого надо указать в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).
• Многодневные поминания (сорокоуст, полугодовое, годовое). Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 40 дней или 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом богослужении.
КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЗАПИСКИ?
Кроме уже указанных правил, надо учитывать, что имена пишутся в форме, которая как бы отвечает на вопрос «поминаем кого?»: например, Александра, Раису, Ивана, Ольгу и т.д
Перед именем духовного лица надо написать его сан: иерея Бориса, архиеп. Филарета и пр.
Перед именем тяжелобольного человека можно это указать в сокращении «т.бол.» или «бол.».
При обозначении имен детей до 7 лет пишется сокращенно слово «младенец».
Ребенка до 15 лет — «отрок».
Если вам известные имя, под которым человека крестили, то лучше указывать его. Например, не Светлана, а Фотиния.
НЕ НАДО указывать профессию или степень родства. Совершенно лишние пометки: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
ЗА КОГО НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ?
За некрещеных
Еще не рожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)
За причисленных к лику к святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)
ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ
По нашим запискам в храме совершается возношение бескровной Жертвы. Как это происходит?
Подготовка начинается во время проскомидии — той части литургии, во время которых для таинства Причастия готовят хлеб и вино.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляются особые просфоры, из которых вынимаются частицы:
-для причащения (эту часть просфоры называют Агнец)
— в честь Божией Матери (ее называют «богородичной»)
— в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Этой часть просфоры называют «девятичинной».
— в память о живых и усопших Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах.
— за тех людей, имена которых указаны в записках и книжках-помянниках. В это время читаются поминания.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на особое блюдо (дискос) вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
В специальном порядке выложенные на дискос частицы просфор символизируют всю полноту Церкви Христовой.
Те частицы, которые вынуты из просфор для поминания указанных в наших записках имен, не даются в приобщение Плоти Спасителя, они впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.
Согласитесь, ничего из этого невозможно сделать в домашней молитве!
Записки о здравии — зачем нужны, как пишутся и подаются
Особая сила соборной молитвы
Храм — это дом Бога на Земле, куда собираются верующие люди для общей (соборной) молитвы. Иисус Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Поэтому каждый православный христианин стремиться молитвенно помянуть своих близких не только домашней молитве, но и в храме, где незримо присутствует Бог и благодать Божья.Сделать это позволяют записки о здравии.
Записки о здравии
Записки о здравии
В Русской Православной Церкви записки о здравии и упокоении получили широкое распространение. О них знают и их используют практически все. Как люди близкие к православной вере, так и изредка заходящие в храм, чтобы поставить свечи и подать записки. Церковная записка является видом молитвы за живых (за здравие) и за умерших (за упокой). Молитва эта совершается в храме священником и имеет особую благодатную силу.
Записки условно можно разделить на два вида. Первый — те, которые читаются во время совершения Божественной Литургии. Второй тип — те, поминовение имен из которых происходит во время молебнов и панихид.
Записки, читаемые на Литургии, часто называются «на проскомидию». Во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы из просфоры и произносит имена из записок. Эти частицы впоследствии будут погружены в Чашу для Причастия со словами:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Такое поминовение очень важно, оно происходит во время Литургии, принесения Спасителем Себя в бескровную Жертву за всех людей.
Второй вид записок — это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах. Молебны бывают «благодарственные» Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша».
Как правильно писать записки о здравии
Важно понимать, что в Храмах можно поминать только крещеных в православной вере людей. За некрещеных следует молиться дома (по этому вопросу посоветуйтесь в храме со священником).
Лучше всего подать записки до начала Литургии или накануне вечером. Записки следует писать разборчивым почерком, чтобы было проще их читать.
В самом верху обычно начертывается восьмиконечный крест. Далее пишется «за здравие» или «за упокой». Под этими надписями перечисляются имена крещеных христиан в родительном падеже.
Если в записках присутствуют имена священнослужителей, то нужно написать перед именем сан: например, иерея Димитрия. Перед именами детей до семи лет пишется «младенец». Также можно упомянуть перед именем: «болящего», «тяжко болящего», «путешествующего», «монаха», «воина», «заключенного». Никакая другая информация о человеке в записках не указывается (должности, фамилии, отчества, степени родства).
Не является поводом для отказа от поминания отсутствие имени в Святцах. Далеко не во всех Православных церквях существует традиция наречение имени в честь святых.
Взять, например, Грузинскую Церковь. Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца — Патриаршего подворья в Грузинах — протоиерей Федор Кречетов рассказывает, как нарекают имена в Крещении:
«В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых. Но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием такого обычая можно считать такой факт: 24/11 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились. И это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове».
Записки подавай — молиться не забывай
Важно понимать, что сам факт «подачи» записки не отменяет необходимости самостоятельно молиться за перечисленных на бумаге людей. Священник должен молиться за ваших близких. Но и вы сами непременно должны присутствовать на богослужении и возносить Богу молитву.
Как-то у Паисия Святогорца спросили:
«- Геронда, некоторые люди пишут записки с именами болящих и рассылают их по разным монастырям для поминовения.
— Это хорошо, но недостаточно. Люди и сами должны молиться и больным говорить, чтобы те тоже молились. Не нужно довольствоваться только тем, что рассылать имена» (Из книги «Слова. Молитва»).
Околоцерковные приметы и суеверия
Заблуждением является мнение, что записками можно «очистить» человека от грехов как бы магически, механически. Это не так. От грехов христианин может очиститься только покаянием, участием в Таинствах Исповеди и Причастия, добрыми делами. Упоминая же близких в записках, мы можем просить Бога преимущественно о том, чтобы человек скорее достиг с помощью Всевышнего такого покаянного состояния.
Или бывает, что человек приходит в храм со злым умыслом и пишет имена живых и здравствующих людей «за упокой» (отпевание). Он сильно ошибается, думая, Бог по этой причине навредит людям. Записки это не магический инструмент, они не работают как заклинание. Таким поведением человек наносит вред только себе, совершая грех.
Бытует мнение, что молитва за человека непременно сбудется, если подать записки сразу в трех, семи храмах (количество разнится). На самом деле сила молитвы зависит не от количества храмов, куда подавались записки, а от воли Бога и вашей искренней и горячей молитвы.
Как написать записку о здравии / упокоении
Записки о здравии и упокоении подаются в храме за кого-либо из близких людей (одного или нескольких). При заполнении таких записок требуется соблюдать определенные правила, которые будут рассмотрены ниже.
Как правильно написать записку
В верхней части записки изображается восьмиконечный крест, под которым делается надпись о назначении молитвы — «О здравии» либо «О упокоении». Иногда в храмах уже имеются готовые бланки с такими надписями, но чаще всего их нужно делать самостоятельно.
Ниже следует перечислить полные имена поминаемых, полученные ими при Крещении. Делать это следует в церковной форме и в родительном падеже, т.е. не «Иван», а «Иоанна». Поскольку имена ставятся в родительный падеж, следует обратить особое внимание на их окончания, особенно в тех из них, которыми могут быть названы люди обоего пола. Если указанное в записке имя принадлежит священнику, то его пишут первым с указанием перед ним сана.
В записках указываются исключительно имена, полученные людьми при Крещении, а не их светские варианты.
Излишне говорить, что записка должна быть написана разборчивым почерком.
Как правильно написать записки о детях
Многие задаются вопросом, до которого возраста ребенок, в соответствии с православной традицией, считается младенцем, а в каком — отроком. Так вот, младенцем ребенок считается до семи лет, а с семилетнего и до четырнадцатилетнего возраста его называют отроком. Это отражается в записках посредством добавления перед полным именем ребенка сокращений «мл.» — младенец или «отр.» — отрок. Можно писать и полные слова «младенец» и «отрок» в родительном падеже, например, отрока Александра.
Какие слова можно указывать перед именами в записках
Кроме слов «младенца» и «отрока» в записках перед именами можно писать «воина», «путешествующего», «учащегося», «болящего», «заключенного».
Особый случай представляют записки, где представлены имена людей, которые хотя и крещены, однако церковной жизнью не живут. В таких записках перед именем пишется слово «заблудшего». Делается это с целью оповещения священника, о ком ему предстоит молиться.
В записках об упокоении используются слова «новопреставленного» (если записка подается в первые 40 дней после смерти), «приснопамятного» (когда усопшего поминают в день его смерти), «воина» (погибшего при исполнении своего воинского долга), «убиенного» (погибшего насильственной смертью).
Никогда не используются в записках слова «озлобленного», «скорбящего», «страждущего», «вдовицы», «девицы» и т.п.
За кого нельзя подавать записки
Записки могут быть поданы не за всех людей, а только за крещенных в Православии. При этом из их числа исключаются те крещенные, которые являются убежденными богоборцами или атеистами. Не подаются записки и об усопших самоубийцах, сделать это можно лишь при наличии специального архиерейского благословения.
Нельзя подавать записки и за еще не родившихся детей, поскольку ими еще не было принято Крещение. В таком случае можно подать записку о здравии плодоносящей матери, что принесет пользу как ей самой, так и её чаду.
Где подать записки
Записки могут быть поданы как непосредственно в храме, так и онлайн — при невозможности посетить храм. В этом случае можно подать записки сразу в несколько храмов. Заполнение записки при этом не отличается от той, которая подается непосредственно.
Статья «Как правильно писать записки о здравии и упокоении в храме»
Записки в храме. Как правильно подавать и писать?
Записки в храме пишут всегда и многие. Когда вы заходите в храм, то видите людей, пишущих записки. Что же такое «записка в церкви» и зачем она нужна?! Перечень и пояснение видов записок в церкви. Что такое простая записка, заказная записка, сорокоуст, поминовение. Как правильно писать записку в церкви?! Какую записку в церкви лучше подать.
Вы знаете и понимание, что в храме молятся. Так вот, подавая записку, за людей, указанных в записке, будет молиться в храме священнослужитель. Сами подумайте, чья молитва «сильнее» — ваша или батюшки в храме. Притом священник делать это будет во время службы, когда сила молитвы считается ещё сильнее. Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (там где свечки продают). На записках обязательно изображают святой крест. Записка обычно должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, то подайте несколько записок.
Когда лучше подавать (написать) записку в церковь?!
Вообще, записку лучше писать при каждом посещении храма. Но можно писать и по случаям…:
— Обязательно надо подавать записку в дни рождения и крещения вашего ребенка.
— При болезни, госпитализации, операции, подготовке к родам
— При случае, если люди впали в грех: пьянство, воровство, блуд и так далее
За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?!
— нельзя подавать записки о здравии за не крещенных. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка? Нет, так как ребенок ещё не крещен, лучше подать записку о здравии крещеной будущей мамы.
— нельзя подавать записки за упокой за не крещенных, самоубийц (если нет специального разрешения)
-нельзя подавать записки за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.
Как правильно оформить и написать имена в записке в храме?!
— Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Александра, Петра, Екатерину… Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Опытные прихожане указывают имена людей, данные им при крещении.
— в записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.
— можно использовать следующие слова перед именами за здравие: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной (не праздной) (не празд.). До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок (напр «мл. Сергия» или «отр. Евгения»).
— если подаём записку о здравии священника, всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока или монаха.
— можно использовать перед именами за упокой: «убиенный», «новопреставленный» (не прошло 40 дней со дня смерти)
Сначала пишут записки о здравии. Записки в церкви за здравие бывают:
+ простая записка о здравии. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ заказная записка о здравии. (Сверху записки надо написать «заказная») Священнослужитель повторно упоминает людей в молитве перед престолом.
+ записка на проскомидию. За людей будут молиться во время самой главной (сильной с молитвенной точки зрения) службы — литургии.
+ молебен. (Сверху записки пишем «молебен Луке Крымскому о здравии») Священнослужитель в храме совершит молитву за людей из записки определенному святому, которого вы укажете. Например совершит молебен Николаю Чудотворцу за путешествующих или Пантелеймону либо Луке Крымскому за болящих.
+ записка на Проскомидию. Молиться за людей будут во время Литургии.
+ Что такое сорокоуст и как его заказать? Сорокоуст — это сорокадневное поминовение о здравии (или об упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, то есть священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
+ Что такое годовое, полугодовое поминовение? Поминовение (молитва) за людей в течении полугода либо года. Оно бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).+ Что такое вечное поминовение? Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.
Записки в храме об упокоении.
Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.
+ простая записка об упокоении. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ Сорокоуст — это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии (кто не читал сначала напоминаю, что сорокоуст бывает и о здравии).
+ Что такое Постовая записка. Записка в Дни Великого Поста (на Великий пост) — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.
+ что такое записка панихида? Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и так далее. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.
Все прочтенные записки в храме, побывавшие в руках священнослужителей и мирян сжигаются в специальном месте.
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
- Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
- https://slovobozhie.com/2020/10/zapiski-o-zdravii-kakie-byvayut-i-zachem-nuzhny.html.
- https://pravoslavium.ru/zapiski-o-zdravii-zachem-nuzhny-kak-pishutsya-i-podayutsya/.
- https://xn—-7sbbaj6aoegrak8t.xn--p1ai/kak-napisat-zapisku-o-zdravii-upokoenii.html.
- https://www.Svechy-vosk.ru/page/statya-kak-pravilno-pisat-zapiski-o-zdravii-i-upokoenii-v-hrame.
- Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
- М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.