Что делать, если из-за работы начинает болеть голова?

Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.

Причины головных болей напряжения

То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:

  • Информационная перегрузка
  • Эмоциональная перегрузка
  • Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
  • Проявление стресса при интенсивной работе.

К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.

Информационная перегрузка

Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно — некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.

К ней может присоединиться слабость — это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего — в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.

Эмоциональная перегрузка

Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.

Зрительное перенапряжение при работе с компьютером

О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним — неотъемлемая часть умственного труда.

Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:

  • Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
  • Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.

Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие — как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.

Проявление стресса

Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость — следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.

Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости — головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.

От уроков болит голова

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.

Читайте также:  Головная боль с правой стороны

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила: 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

    2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

    3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость — не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →
Читайте также:  Головные боли по утрам после сна

Самое интересное в соцсетях

Голова чаще болит у отличников

Как пережить «синдром третьей четверти». 9 советов родителям

В чем причины такого «взрослого» недуга, как головная боль, у детей? Как распознать, правда ли болит или просто неохота идти в школу? Об этом обозревателю Татьяне Батенёвой рассказывает заместитель главного врача Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, врач-невролог Алексей Крапивкин.

162 повода для жалоб

вопрос: Алексей Игоревич, на наших «прямых линиях» и онлайн-конференциях по проблемам здоровья детей родители часто задают вопросы о головной боли. Похоже, это самая распространенная жалоба у школьников. Чем это вызвано?

ответ: Сегодня насчитывается 162 вида головной боли. Так что ее причины действительно могут быть самыми разными — от проблем с позвоночником, заболеваний глаз, уха-горла-носа до проблем психологического и эмоционального свойства. Важно одно — не отмахнуться от них, внимательно понаблюдать за ребенком и, если жалобы повторяются, обратиться к специалистам. Тут важно не просмотреть действительно серьезную болезнь, ведь за головной болью могут, к сожалению, скрываться и врожденная патология сосудов головного мозга, и даже опухоли.

в: Приведу конкретную ситуацию. Вот мама беспокоится: ребенок 9 лет часто жалуется на головную боль после школы. Просит таблетку. Какую можно дать или стоит попытаться обойтись без лекарств?

о: Головные боли, возникающие после школы, во второй половине дня, как правило, боли мышечной природы. Они связаны со статической нагрузкой, то есть длительным напряжением мышц из-за сидения в неправильной позе. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на то, за какой партой или столом сидит ребенок — подходит ли ему высота стола и сиденья. Обратите внимание и на его осанку, как именно он сидит за столом, как расположены его руки, как он читает, как рисует и т.п. И если сидит боком, одно плечо выше другого, или горбится, или, напротив, сидит развалившись, необходимо позу скорректировать.

в: А чем все-таки помочь, чтобы снять боль?

о: Хорошо помогает легкий массаж «воротниковой» зоны — мягкие поглаживающие движения от основания черепа к плечам. Снять боль поможет прогулка на свежем воздухе или недолгий сон. Иногда хорошо снимает боль некрепкий сладкий чай. Прибегать к лекарствам стоит лишь в исключительных случаях, когда боль сильная и все, что вы предприняли, оказалось безуспешным. У детей возможно использование препаратов, содержащих ибупрофен или парацетамол, в возрастных дозировках. Но лучше все же, если эти лекарства назначит врач. Самолечение у детей особенно опасно.

У подростков перестройка

в: Другой случай — подросток 14 лет физически здоров, занимается спортом. Но часто по вечерам жалуется на головную боль.

о: В подростковом возрасте головные боли в большинстве случаев вызваны половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Обычно дети перерастают это без каких-либо последствий. Но для облегчения состояния нужны дозированные физические нагрузки, без переутомления. Нужно сочетать их с контрастными водными процедурами, ежедневными прогулками на свежем воздухе.

в: У девочки 13 лет близорукость, офтальмолог рекомендовал ей очки, но носить их в школе она стесняется, а потом жалуется, что болят глаза и голова.

о: В этом случае голова болит скорее всего из-за перенапряжения зрения. Постоянное напряжение мышц глаза при чтении и письме приводит к спазму сосудов головы. В этом случае мозг недополучает кровоснабжение, это и приводит к головной боли. Поэтому очень важно выполнять рекомендации окулиста. Объясните дочке, что сегодня очки в моде, подберите ей красивую «имиджевую» оправу — и головные боли пройдут. Кстати, у девушек-старшеклассниц голова может болеть и от ношения высоких каблуков, но тут мода скорее враг, чем помощник.

в: А вот еще проблема: десятиклассница 16 лет — гипотоник, артериальное давление постоянно низкое, 90/60. Голова болит часто, после школы она закрывает шторы на окне и ложится в постель, говорит, что в темноте головная боль не такая сильная.

о: У людей со склонностью к пониженному артериальному давлению, особенно у девочек, даже минимальное снижение давления от обычных показателей вызывает апатию, головную боль, утомление, снижение настроения и тонуса. Нередко такое состояние возникает в дни менструации. Для улучшения самочувствия и уменьшения симптомов достаточно выпить крепкого сладкого чая. Весной и осенью, в периоды частой смены погоды, гипотоникам неплохо по утрам принимать несколько капель настойки элеутерококка или лимонника на стакан сока или чая с сиропом шиповника.

Читайте также:  Почему отекает верхнее веко и болит голова?

Погода или гипердиагностика?

в: Нередко дети, как и пожилые люди, жалуются на головную боль при смене погоды. Понятно, что у пожилых в силу возрастных изменений могут плохо работать сосуды. А что же это за беда такая у юных?

о: В периоды изменения атмосферного давления может меняться давление и у детей. Для начала стоит оценить артериальное давление ребенка и последить, как оно изменяется при перемене погоды. Если повышается, даже незначительно, нужно обратить особое внимание на водный режим. Дети часто пьют воду, особенно после бурных игр, занятий спортом. Но при таких жалобах нужно ограничить прием жидкости во второй половине дня. Если же боли очень сильные, то непременно обратитесь к врачу — возможно, нужно обследовать почки или потребуется коррекция ювенильной (то есть подростковой) гипертонии.

в: Нередко болит голова у подростков, которые много и упорно занимаются, стремятся каждое задание выполнить по максимуму. Но ведь школьную программу все равно усвоить необходимо. Или стоит пожертвовать пятерками ради здоровья?

о: Все зависит от приоритетов, конечно. Причиной головных болей у подростков в 60-70% случаев являются эмоциональные переживания, связанные с успехами или неуспехами в учебе или личной жизни. Это так называемый «синдром отличницы», когда ребенок, чаще девочка, сильно переживает малейший неуспех, любую отметку ниже пятерки. В первую очередь такую девочку необходимо поддержать, успокоить, объяснить, что важны знания, а не их оценка. А уровень нагрузки, конечно, нужно определять индивидуально. Возможно, пожертвовать пятерками по неосновным предметам.

в: Многим детям при рождении ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» или «врожденная энцефалопатия». Затем следуют любимые диагнозы: для младших — «часто болеющий, ослабленный ребенок», а для подростков — «нейроциркуляторная дистония». При этом головные боли как бы сами собой разумеются — мол, ничего поделать нельзя…

о: Тут нередко имеет место так называемая «гипердиагностика», когда врачи записывают эти диагнозы для подстраховки. Но у большинства детей ранние диагнозы все же, к счастью, потом снимают. А «дистонию» можно и нужно лечить движением, активными занятиями оздоровительной физкультурой, длительными прогулками в хорошем темпе. И ни в коем случае не настраивать детей на то, что они «больные, слабенькие».

Поддержать и пошутить

в: Мамы по-разному реагируют на жалобы ребенка на головную боль. Одни кидаются сразу лечить, другие не принимают их всерьез: поболит и пройдет. А как правильно? В каких случаях непременно надо пройти обследование у врача-невролога?

о: Прежде всего ребенка необходимо успокоить и поддержать, по возможности обеспечить ему «охранительный» режим: оградить от лишнего шума, от переживаний, пораньше уложить спать в прохладном, проветренном помещении. Если жалобы возникают периодически, родителям нужно постараться оценить и проанализировать интенсивность головной боли, как часто она возникает, чем провоцируется, что помогает облегчить состояние. Если головная боль возникает часто, несколько раз в неделю, или если она настолько сильна, что ограничивает действия ребенка, непременно обратитесь к врачу. Необходимо провести ультразвуковое допплерографическое обследование сосудов головы и шеи.

в: Бывает ли у детей мигрень? Как ее лечат в этом случае?

о: Да, бывает, если в семье есть наследственная предрасположенность. В возрасте от 5 до 15 лет страдают мигренью (неврологическое заболевание с частыми и мучительными приступами головной боли, чаще одной половины головы. — «Известия») до 10% детей. Такой ребенок должен обязательно наблюдаться у специалиста-невролога.

в: Мамы сталкиваются и с тем, что порой ребенок жалуется на головную боль, чтобы не идти в школу, особенно если назначена контрольная работа. Можно ли распознать обман или лучше не рисковать и поверить жалобам?

о: Вопрос сложный, затрагивающий основы отношений между ребенком и родителями. Если головная боль реальная, то, как правило, это видно — ребенок бледный, вялый, малоподвижный. В случаях, когда он пытается симулировать, боль сразу проходит, как только мама разрешает остаться дома. Ребенок сразу веселеет, с удовольствием занимается любимым делом, играет. На первый раз лучше поверить, чтобы не подорвать собственный авторитет, ну а если жалобы войдут в привычку, реагируйте адекватно. Хорошо помогает шутка, необидное разоблачение «бедного больного».

Литература:
  1. Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».
  2. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.
  3. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  4. https://headsovet.ru/prichiny/posle-raboty-ili-ucheby.html.
  5. https://aif.ru/archive/1694573.
  6. https://iz.ru/news/345275.
  7. Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
  8. Guardia, «La Médecine à travers les âges».
  9. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector