Головная боль у ребенка

Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45-50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.

В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:

  • синдром вегетативной дистонии;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
  • нестабильность шейного отдела позвоночника;
  • последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).

К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней). В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.

Виды головных болей

По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли. К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма). К вторичным — головные боли при инфекциях (чаще всего — инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.

Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.

По проявлениям врачи различают:

  • острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
  • острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
  • острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
  • хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология — объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
  • хроническую непрогрессирующую (депрессия, головная боль напряжения, тревога и другие психологические факторы);
  • смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).

Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.

Особенности цефалгии у детей

Возьмем, например, мигрень. Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном — вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).

У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6-7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10-11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери — вероятность ее у ребенка 60-70 %, если у отца — 30 %, у обоих родителей — 90-95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и… навсегда пройти с возрастом!

В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки». Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием — быстрым чтением большого объема информации. Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.

Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно — никому! Как и большинство детей, к сожалению…

Основные триггеры (провокаторы приступа)

Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:

  1. Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» — но никак не «до седьмого»! — хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) — наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом — все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
  2. Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
  3. Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8-10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
  4. Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.

Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!

Трудности диагностики

Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? — нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.

Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой. Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.

Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей. Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.

Вести ли ребенка на МРТ?

Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации — нужно сделать ее как можно скорее.

Читайте также:  Какая еда вызывает головную боль

Абсолютными показаниями для МРТ служат:

  • головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
  • сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
  • ночная головная боль с пробуждениями;
  • головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
  • отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
  • отягощенный семейный анамнез.

Когда срочно нужно к врачу

Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:

  • боль началась в возрасте младше 5 лет;
  • когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
  • боль локализуется в затылочной области;
  • носит распирающий и внезапный характер;
  • имеет выраженную интенсивность.

Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.

Средства скорой помощи

Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30-40 минут отдыха (для мигрени — 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает. Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках. Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.

Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно — содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!

Валентина Саратовская

Фото thinkstockphotos.com

Товары по теме: [product](ибупрофен), [product](нурофен), [product](парацетамол)

Почему может болеть голова у ребенка?

Здоровый ребенок редко жалуется на головную боль. Обычно установить симптом можно только после 5 лет, когда малыш адекватно оценивает свое состояние и способен описать неприятные ощущения. Но наиболее часто такие жалобы высказывают подростки.

Цефалгия (медицинский термин головной боли) может возникать по множеству причин и возникать как на фоне заболеваний, так и в виде самостоятельного недуга. Важно не игнорировать жалобы ребенка, своевременно диагностируя проблемы со здоровьем.

Причины появления головных болей у ребенка

Все факторы можно разделить на несколько групп:

  • инфекционные и воспалительные процессы;
  • сосудистые заболевания;
  • травмы головы;
  • невралгические нарушения;
  • абузусные (медикаментозные);

Эти причины характерны для проявления вторичной цефалгии, когда основа возникновения симптома лежит в поражении воспалительными агентами или при сосудистых нарушениях. У ребенка часто болит голова под воздействием внешних факторов — жара, недостаток кислорода, слишком громкий звук.

В случае если симптом является единственным проявлением недомогания, то у детей выделяют всего 3 основных причины:

  1. мигрень;
  2. головная боль напряжения (стрессовая);
  3. пучковые или кластерные (неврологические).

Такие боли возникают на фоне полного здоровья, часто бывают интенсивными и длительными.

Мигрень

Заболевание характеризуется внезапными приступами, при которых цефалгия наблюдается в одной части головы, сопровождаясь светобоязнью, гиперакузией (сочетание звукобоязни и гиперчувствительности) и рвотой (тошнотой). Боли усиливаются в вертикальном положении или во время физической нагрузки. Такой приступ продолжается от 4 часов до нескольких дней.

Обычно мигрень провоцируют стрессы, повышенные эмоциональные и физические нагрузки, употребление больших количеств какао, шоколада, яиц, голодание, изменение погоды.

Боль напряжения

Возникает недуг после длительного нервного перевозбуждения, стресса. Основной характеристикой этого типа является сдавливающая боль, которая опоясывает голову как шлем. У ребенка болит голова, лоб, может присутствовать тошнота, снижается внимательность и ухудшается успеваемость в школе.

Такое состояние связано с перенапряжением мышц головы из-за стресса, и как следствие сдавливание сосудов. Обычно приступ такого вида цефалгии продолжается от 20 минут до нескольких часов.

Кластерные боли

Этот тип связан с раздражением тройничного нерва, характеризуется «точечной» острой, невыносимой болью. Обычно у ребенка болит голова в висках или в области глаза. Может сопровождаться сопутствующими симптомами:

  • повышение потливости;
  • слезотечение;
  • опущение века или западение глаза;
  • насморк.

Что делать если у ребенка болит голова

В первую очередь нужно разобраться с сопутствующими симптомами — температура, тошнота, заложенность носа. Постарайтесь успокоить ребенка, дайте теплое питье, уложите в кровать. Старайтесь затемнить комнату и обеспечить тишину.

Важно: не давайте ни каких лекарств без назначения врача!

Если у ребенка болит голова в области лба, то это может быть связано с гриппом или ОРВИ. В этом случае рекомендуется померить температуру, и, при необходимости дать жаропонижающее.

При появлении частых жалоб стоит обязательно обратиться к врачу. Цефалгия может скрывать в себе достаточно серьезные инфекционные, воспалительные или сосудистые заболевания, лечением и диагностикой которых должен заниматься педиатр или невропатолог.

Головные боли напряжения у детей

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: — Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: — Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли — это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание — это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем — только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль — это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Когда ложусь спать, начинает болеть голова

И головная боль (определение) — это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени — это макушка, при нижней доле легких — это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% — это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% — это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения — почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения — это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения — это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей — девочки чаще страдают — это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы — это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Читайте также:  Заложенный нос и головная боль: причины

Мигрень — я уже говорил — это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень — распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет — 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы — и их уже достаточно большое количество — о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний — это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия — это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен — его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов — первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Литература:
  1. Debjit B., Rishab B., Darsh G., Parshuram R., Sampath K. P. K. Gastroretentive drug delivery systems- a novel approaches of control drug delivery systems. Research Journal of Science and Technology;10(2): 145–156. DOI: 10.5958/2349-2988.2018.00022.0.
  2. Wise, «Review of the History of Medicine» (Л., 1967).
  3. Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
  4. https://apteka.ru/blog/articles/pro-zdorov%60E/golovnaya-bol-u-rebenka5f322c1007642248c30e348e/.
  5. https://www.k31.ru/baza-statey/pochemu-mozhet-bolet-golova-u-rebenka/.
  6. https://internist.ru/publications/detail/golovnye-boli-napryazheniya-u-detey/.
  7. Frédault, «Histoire de la médecine» (П., 1970).
  8. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
  9. Киржанова Е. А., Хуторянский В. В., Балабушевич Н. Г., Харенко А. В., Демина Н. Б. Методы анализа мукоадгезии: от фундаментальных исследований к практическому применению в разработке лекарственных форм. Разработка и регистрация лекарственных средств. 2014; 3(8): 66–80. DOI: 10.33380/2305-2066-2019-8-4-27-31.
  10. Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector