Но ни к тому, ни к другому я не пошла. А отправилась к заслуженному врачу России Яну Голанду, который с 1964 года работает в Первой городской клинической больнице, построенной еще в 1889 году знаменитым психиатром Петром Кащенко. «Доктор, у меня или сглаз, или порча!» — с ходу выпалила я. «Это вы так считаете, — мягко поправил Голанд. — Успокойтесь, голубушка, у вас просто невроз…»
— Но ведь сегодня очень многие жалуются, что у них те же симптомы!
— Да, число больных неврозами за последние годы резко возросло. Причины чаще всего социальные. Кто-то потерял работу, кто-то не может свести концы с концами, не последнюю роль играет невежество. А такого невежества, как сейчас, в России не было очень давно. Результат — примерно 60-70 процентов мужчин, обращающихся за помощью, считают, что причиной их расстройства является порча или сглаз. У женщин показатель еще выше — 80 — 90 процентов. Если раньше, при советской власти, один мужчина из ста, заикаясь, краснея и бледнея, говорил: «Доктор, а вдруг у меня порча?», то сейчас подавляющее большинство больных уверены не только в том, что их сглазили, но даже знают кто.
— А как они реагируют на информацию о том, что проблема не в сглазе?
— Не соглашаются, приходится убеждать. Для этого есть масса приемов. Я, например, показываю (на видеокассетах) больных, которые так срослись с понятием, что их сглазили, так глупо и нелепо при этом жили, что, выйдя из невроза, сами удивляются, как такое могло быть… Многие на групповую терапию приходят, общаются с теми, кто побывал в шкуре «испорченного-сглаженного». Помогает. Начинают понимать, что причина нервного расстройства не порча и сглаз, а конфликт. С самим собой, с окружающими, на работе, с руководством, личный, сексуальный. Конфликт является причиной переживаний, волнений. Человек теряет сон, аппетит, не находит себе места, у него происходит частая смена настроений, появляются различные страхи… Человек обращается к целителям, увлекается различной потусторонней литературой, смотрит мистические телепередачи и укрепляется во мнении, что есть такие нехорошие люди, которые «испортили» его. А ведь симптомы порчи — это не что иное, как обычный невроз. Это головные боли, ком в горле, дрожат руки-ноги, болит желудок. Человек с высшим образованием будет чувствовать, что боли иррадиируют, а без образования скажет, что в животе жжет-печет. Сейчас даже вернулись грубые симптомы истерического невроза, описанные еще в средние века. Это люди, которые лают, кукарекают, мяукают, падают в припадках, изгибаются дугой, считают, что в них вселился бес. Культура человека определяет симптомы.
— А как объяснить, что многие идут при этом в церковь и церковь им помогает?
— Человеку объясняют причину болезни тем, что в него вселился дьявол, нечистая сила. Называется священник, который якобы может исцелить. В церкви «сглаженный» человек начинает падать, вопить, чревовещать. Эти же пациенты, когда приходят ко мне, начинают осознавать суть и смысл своего расстройства. Я не обращаюсь к сверхъестественным силам, а всего лишь объясняю пациенту, почему у него ком в горле, почему он падает, почему не может войти в церковь без истерического припадка. Невроз — это и внушение, и самовнушение. А когда невротики собираются все вместе, они воруют друг у друга симптомы! А потом выдают своим родным и близким. До революции были известны случаи, когда целыми деревнями люди лаяли, мяукали и квакали.
— А как объяснить, что женщины чаще, чем мужчины, считают, что их сглазили?
— Женщины более эмоциональны. Когда возникает какой-то конфликт, женщины не знают, что делать, а мужчины обращаются к старому известному антидепрессанту и снимают напряжение алкоголем. Кроме того, мужчина, если обращается к врачу, то склонен верить его объяснениям. С женщинами сложнее.
— Что же такое невроз? Болезнь?
— Это болезнь личности, когда нарушаются отношения личности с самой собой, с окружающими и снижается самооценка. Невротик — это скрупулезный ювелир скорбных переживаний. Инвентаризатор всех тех ощущений, которые были в течение дня, недели, месяца, а то и многих лет.
— Сколько выведение из невроза может занять времени?
— Все зависит от культуры, интеллекта, общего развития человека. Обычно пациент разбирается в течение сорока минут — полутора часов. Он выходит из состояния невроза, а дальше получает от меня всю необходимую информацию, потому что невроз — это болезнь неведения. Мой прадед психиатр Самойло Тимофеевич Руденко говорил так: невроз — это невежество, возведенное в ранг болезни. Задача врача — дать правильную необходимую информацию. Тогда пациент сам может найти ответ на простые вопросы — зачем, как и почему он заболел.
— Почему же люди верят в порчу и сглаз?
— Вот женщина жалуется — у нее головные боли, головокружение, она не может ездить в транспорте, боится войти в лифт, она постоянно вызывает себе «скорую помощь», и все видят, что она такая больная… Соседи сочувствуют, врачи лечат современными методами. Состояние остается прежним. Когда ее спрашивают, почему, она говорит: «Это порча, сглаз». А врачи не знают, как лечить порчу и сглаз, и вылечить ее не могут. Начинаешь беседовать с такой пациенткой — оказывается, у нее муж пьет и третирует ее. Здесь показателен случай, который любил рассказывать мой учитель, профессор Николай Владимирович Иванов на лекциях в медицинском институте. Он после окончания медицинского института получил назначение работать где-то под Иркутском, в глухом районном городишке. Как- то раз в его дежурство привозят женщину. Очень больную. Голова обвязана полотенцем, на животе — горячая грелка, в ногах — лед. Женщина изгибается в судорогах, кричит, плачет и размахивает руками. Он посмотрел — невроз. Говорит мужу, несите ее ко мне в кабинет. Муж заботливо, аккуратно, нежно, несет ее в кабинет, укладывает на диван. Входит профессор Иванов. Погружает больную в гипнотическое состояние, а затем говорит: считаю до десяти, вы открываете глаза и уходите — свежая, бодрая и энергичная. При счете «десять» пациентка отрывает глаза, просветленно смотрит на врача и говорит: «Спасибо, будущий профессор Иванов». Проходит неделя, другая. Привозят ту же женщину. Состояние — хуже прежнего. Муж заботливо несет ее в кабинет врача. Врач проводит сеанс гипноза. Женщина встает и бьет врача по лицу. «Когда я болею, мой муж не пьет!» Оказывается, такой женщине хочется думать, что ее сглазили. Она не может признать, что причина — в алкоголике-муже, и предпочитает думать, что ее сглазили. Опять-таки присутствует надежда, что муж посмотрит-посмотрит, пожалеет да и бросит пить. Психологически это легче — винить не мужа, а какую-то злую старушку, напустившую порчу.
— С чем еще приходится сталкиваться?
— Встречаются больные с так называемыми хульными мыслями. Есть такие верующие — стоит человек в церкви, и вдруг в голову приходит страшная шальная мысль — плюнуть на икону. Человек пугается, эта мысль противоречит его христианским убеждениям, он в ужасе выбегает из церкви. Возвращается — возникает то же желание. Это — особая форма невроза навязчивости.
Есть пациентки с нервной анорексией — хотят быть похожими на фотомоделей и манекенщиц, худеют, изнуряют себя диетами и становятся похожи на заключенных концлагерей. Порой у них выпадают зубы, волосы, наступают необратимые гормональные изменения, нередко все это заканчивается внезапной смертью.
— Я знаю, что среди ваших пациентов были потенциальные маньяки. Это тоже невроз?
— Это пациенты с сексуальными перверсиями, половыми извращениями. Да, такие были. Это садисты, эксгибиционисты — они могут нанести вред окружающим. Среди моих пациентов много гомосексуалов, которые приходят и просят помочь. Такой пациент говорит: я измучился, надоело скрываться, меня постоянно шантажируют, я хочу иметь нормальную семью. Я помогаю таким пациентам, у меня их было около семидесяти. Сейчас они ведут нормальный гетеросексуальный образ жизни, счастливы в браке, имеют детей, некоторые стали дедушками и бабушками.
— Такие отклонения тоже начинаются с невроза?
— Как правило, с такими расстройствами не рождаются, их провоцирует социальная среда, воспитание, детство, первые сексуальные впечатления, фантазии. Число пациентов с врожденными расстройствами — десятые доли процента. Сейчас, например, на телевизионных экранах много эпатажа — показывают, какие эти геи свободные, независимые, красивые. Но это не так. Большинство из них — страдающие люди, желающие изменить свою жизнь.
— Ваши методы лечения традиционны?
— Ну, есть, конечно, свои секреты.
— Ваше учреждение мало напоминает больницу.
— Да, мы старались уйти от казенной больничной обстановки. Картины, которые висят у нас на стенах, написаны самими больными. Их здесь около 150, сейчас готовится выставка картин душевнобольных.
— Вы по картине можете определить, что у пациента в душе?
— Можно определить, в каком состоянии пациент писал картину. Вот эта мрачноватая картина написана пациентом со страхом закрытого и открытого пространства. Он не мог ездить в лифтах, его водили за руку поводыри — в течение 27 лет. Он так и ходил — с поводырем, с карманами, набитыми лекарствами и с маленьким баллончиком кислорода — на случай, если не хватит воздуха и он будет задыхаться. Сейчас здоров, женат, двое детей.
На Новый год мы нарядили для больных и персонала елку, которую подвесили вверх ногами — как символ нашей современной жизни и символ нашего пациента с неврозом.
* * *
Когда я прощалась с Яном Голандом, в кабинете зазвонил телефон. Звонила мама очень аккуратной девочки. Девочки, которая постоянно моется. Ребенка привезли в пионерский лагерь, там девочка решила принять душ — ледяной, горячей воды не было, а затем все-таки отказалась оставаться в лагере — слишком грязно. Синдром навязчивости- одна из самых распространенных и тяжелых форм невроза. Люди постоянно моют руки, возвращаются по нескольку раз в квартиру, чтобы проверить, выключен ли газ, совершают прочие некие ритуальные действия. Невроз проявляется по-разному, а вот лечить его нужно одинаково — у психотерапевта. Не обращайтесь к народным целителям.
Как не нервничать по пустякам?
— Процитирую Марка Аврелия: измени отношение к вещам и будешь в безопасности. Если случилось плохое — радуйся, что ты достойно встретил это плохое. Невозможно, например, изменить вашего шефа. Но можно изменить свое отношение к его реакции на вас и ваших коллег. Отбрасывайте все эмоциональное, а рациональное — принимайте. Не нужно расстраиваться, приходить домой и думать, что он специально вас решил обидеть. Есть известная притча про монахов, старого и молодого, которые на берегу горной реки увидели прекрасную девушку. Молодой монах перенес девушку через бушующий поток, и они пошли дальше. Вечером старый монах говорит молодому: «Как ты посмел подойти к девушке, взять ее на руки? Ты же монах!» А молодой ему отвечает: «Да, я ее перенес через реку и поставил на землю. А вот ты несешь ее до сих пор — в голове». Так вот — не нужно ничего лишнего носить в голове.
На кого упадет камень
«Влияют ли проклятия на нашу жизнь? Если да, как от них избавиться? Хотелось бы узнать конкретно, без спекуляций. Тут моя сестра навещала город детства и ей сказали, что первая жена нашего отца долго проклинала и маму, и нас. Теперь Оля ночами не спит, вспоминает все, что с ней случалось: болезни, потери, хотя мы-то с ней чем виноваты?» Олег Н.
Олег, проклятие вошло в жизнь человечества так давно, что если бы каждое злобное слово и пожелания бед исполнялись, мы бы с вами сейчас бесед не вели по причине того, что род человеческий точно бы уже прекратил свое существование. Тем не менее феномен проклятия существует — и проклятия человеческого, и проклятия Божьего. Но надо четко понимать, что благословение возникло не просто раньше, оно первичней. А значит, сильнее. Так же как добро первичней и сильнее зла, и Господь только попускает злу торжествовать из целей воспитательных по отношению к человеку, а не в качестве наказания. С проклятием, считают святые, то же самое. А теперь будем разбираться детально.
1. Начнем с проклятья Божьего. Как пишет святитель Филарет Московский, это осуждение греха праведным судом Божьим. Только не надо наделять Бога мстительностью: мол, Он, проклиная, наказывает человека за то, что тот осмеливается нарушать Его волю, выраженную в данных человеку заповедях. Грех саморазрушителен. Совершая грех, человек отчуждает себя от Бога, ведь Бог — это свет, в Нем нет никакой тьмы, поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с ним. Первое проклятие в адрес человека звучит из уст Божьих за грех братоубийства: Господь проклинает Каина. Но — и это крайне важно! — проклятие звучит не сразу после убийства Каином Авеля, а после того, как ожесточившийся Каин отвергает возможность покаяться перед Господом в содеянном. Святые учат, что цель Божьего проклятия не отмщение, а шанс на исправление человека через смирение и приведение его к покаянию. Давайте задумаемся, почему, проклиная Каина, отлучая его от Лица Своего, Господь накладывает на Каина знамение, «печать», запрещавшую кому-либо убивать первого братоубийцу рода человеческого.
2. Проклятие Божье — это реакция на вопиющие нарушения духовных законов, данных нам в виде заповедей. Возникшее позже, чем Божье благословение, проклятие Божье своего рода отрицательное эхо благословения, его грозный отголосок, но оба они, благословение и проклятие, с разных сторон очерчивают для нас грань, за которой с нами происходит катастрофа, границу, за которой может произойти самоотлучение человека от Бога как Источника жизни. Например, пятая заповедь гласит: «Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои». Перед нами условие Божьего благословения: «почитай отца и мать». А в другой книге Библии уже предупреждение: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» Вот она грань — отношение к родителям, старшим, старости. Будь тут осторожен, будь внимателен, иначе нарушишь глобальный духовный закон, и все, дни твои сочтены. Неслучайно пятую заповедь толкуют еще так: «Пока почитаешь родителей, живешь, перестал — гибнешь».
3. То есть при всей грозности Божьих проклятий не слова проклятия делают человека проклятым, но сам грех, содеянный им, оскверняет, губит, проклинает. Не Бог бросает грешника в пропасть погибели, а сам человек, нарушая духовные законы, заповеди, отчуждает себя от Божьей милости и благословения. Подчас только смерть может остановить и грешника, и распространение зла, казалось бы, вот она — жестокая необратимость расплаты. Но ведь жизнь человека не ограничивается кратким отрезком пребывания на земле. И посмертная участь даже самых закоренелых грешников в руках Божьего милосердия. Другое дело, что покаяние можно принести только в этой жизни. А только искреннее раскаяние способно спасти нас и от наших грехов, и от чужой злобы.
4. Но что происходит, если проклинает человек? Понятно, что такое проклятье субъективно, человек, в отличие от Бога, не всегда способен вершить праведный суд и уж точно не так могуществен, как Творец Вселенной. И все-таки, как учат святые, проклятие человека тоже может иметь последствия. В каких случаях? Для кого? Проклинающего или проклинаемого? Как объяснял святой Паисий Святогорец, проклятие имеет силу в случае, если оно является реакцией на несправедливость. То есть когда мы делаем кому-то зло и нас в порыве обиды проклинают, это может исполниться. Бог попускает таким проклятиям иметь силу. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад — к тому, от кого оно изошло. Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. А вот тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ведь проклиная обидевшего, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. Особенно страшно, если люди идут на это намеренно. Ведь если человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, он сам преступает закон. В таком случае проклятие необратимо падает на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя…» — читаем у апостола Павла.
И проклятие, и сглаз теряют свою власть над теми, кто раскаялся в своих грехах
5. Как освободиться от проклятия? Исповедью. «Если люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они были в чем-то виновны, покаются, то все их беды прекратятся. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью, искренностью расскажет о своих грехах священнику на исповеди, то Бог простит его, ведь Он — Бог. Это касается и невинно пострадавших от чужой злобы, и тех, кого коснулся завистливый взгляд, называемый в народе сглазом», — учит святой Паисий Святогорец.
6. «Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть, будто из завистливых глаз льется губительный, вредоносный поток. Я отвергаю такое поверье», — учит святой Василий Великий и объясняет: когда ненавистники добра демоны находят в человеке произволение к злу, то есть склонность совершить его, они начинают использовать несчастного завистника как марионетку, бездумного и безумного проводника своей злой воли. В таком случае зависть, сконцентрированная во взгляде, язвительном слове, может и смутить другого человека, и навредить ему. Но только если жертва завистника не защищена твердой верой и Таинствами Церкви — Исповедью, Причащением. И уж конечно, пытаясь оградить себя от чужой злобы, не надо бежать к магам и прочим расплодившимся жуликам от суеверия.
7. О пагубности суеверий, колдовства и волхований предупреждал еще Ветхий Завет. А уж в новозаветные времена Церковь чрезвычайно строго наказывала за следование суевериям. Потому что, доверяясь магам и иным обладателям «сверхъестественных способностей», мы фактически вверяем самое ценное, свою бессмертную душу, в волосатые лапы врага рода человеческого. Получается бег по кругу: пугаясь якобы всесильной порчи и сглаза, мы, как неразумные дети, добровольно устремляемся в объятия, «заботливо» распахнутые для нас дьяволом. Но ведь спасение можно найти только у Бога. И разве Он не сильнее любых завистников, чью бы злую волю они ни ретранслировали?
Продолжение следует
Молитва о благополучии семьи Пресвятой Богородице
«Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы». Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злага обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас!
Из первых уст
Святой Паисий Святогорец о силе родительского проклятия и благословения
Знайте, что проклятие и даже просто негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь сплошное мучение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «Умру от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети сиротами. Мне стало за них больно. Молился я за них, но безрезультатно, и тогда я спросил детей, может, ваша мать проклинала вас. «Верно, отче, — отвечают, — в детстве мы шалили, и она с утра до вечера твердила: «Да чтоб вам обрубками быть!» — «Идите, — говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы покаялась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи.
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение».
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или pisma-maria@mail.ru
- Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».
- З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
- https://rg.ru/2003/08/24/Kakyaiskalalekarstvootporchiisglaza.html.
- https://rg.ru/2017/11/08/mariia-gorodova-mogut-li-prokliatiia-i-sglaz-povliiat-na-zhizn-cheloveka.html.
- Daremberg, «Histoire des sciences médicales» (П., 1966).
- Guardia, «La Médecine à travers les âges».
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Baas, «Geschichte d. Medicin».