От уроков болит голова

АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004

Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.

Порочный круг

Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как «тупая», «давящая», «распирающая» или «сжимающая» наподобие тесной шапки или шлема.

Ее предвестники — тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.

Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.

Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.

Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль — это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете — невозможность добиться успехов.

Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.

Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.

С чего начать

Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый — оптимизировать нагрузки, второй — с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.

Итак, ваш первый шаг:

  • Учебные нагрузки придется пересмотреть. Исходите из правила приоритета. Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо хотя бы на время отказаться. Для вас главное — успехи ребенка в музыке, спорте или знание китайского? Тогда не обращайте внимания на тройки в школе. Но, как показывает практика, чаще всего бывает достаточно отказаться лишь от «китайского», то есть не загружать ребенка тем, что ему не так уж нужно и что трудно дается.
  • Вам кажется, что ребенок ленится, а он утверждает, что ему тяжело? Самостоятельно этот спор вы разрешить не сможете. Ребенок — всегда заложник родительских амбиций. Но те надежды, которые мы на детей возлагаем, часто оказываются для них непосильной ношей. Обратитесь к психологам, у них есть методики, чтобы определить, не предъявляете ли вы к наследнику завышенные требования, и есть схемы, которые помогут вам преодолеть конфликт.
  • Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не ходите в кино или в театр, не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Вечером приготовьте уроки на следующий день. Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто и принимать решение об их проведении должны только вы лично, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
  • Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три непреложных правила: 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.

    2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.

    3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.

    Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления — и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.

    Учимся расслабляться

    Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг — приступать к лечению.

    В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно «поймать». Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.

    И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.

    Прямая зависимость

    Чем больше у ребенка неврологических проблем — у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию — тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.

    Тревожный симптом

    Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:

  • Ребенок от боли запрокидывает голову.
  • Резкая головная боль возникла на фоне заболевания.
  • Боль уменьшается при изменении положения головы.
  • Голова болит утром и сопровождается рвотой.
  • На фоне головной боли ребенок ощущает головокружение, у него нарушены координация движений, зрение или слух, он апатичен или, наоборот, сильно возбужден.
  • Голова заболела впервые в жизни.
  • Головная боль возникает при физической нагрузке.
  • Ваш ребенок говорит, что ТАК голова у него еще никогда не болела.

    Смотрите также:

    • Умственная отсталость — не приговор! →
    • О чем мечтает сердце подростка →
    • Не шалость, а хорея →
Читайте также:  Может ли сахар вызвать головную боль

Также вам может быть интересно

Болит голова от уроков

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

Причины головной боли у детей

Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода

При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Вегетососудистая дистония

Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Головная боль — это ответ на неблагополучное кровоснабжение мозга такими сосудами. Вегетососудистая дистония зачастую бывает связана и с перегрузкой мозга за счет неправильного режима дня школьника, из-за усиленных занятий в школе, недосыпания — то есть как следствие «усталости мозга».

Последствия травм и ранений черепа и головного мозга

Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.

Опухоль головного мозга

Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.

  • Ребенок должен заниматься и спать в хорошо проветренном помещении. Следите, чтобы он спал по возможности 9-10 часов.
  • Не забывайте, что экран телевизора и монитора «стреляет» высокочастотным альфа- и бета-излучением, которое прежде всего воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и как следствие — головную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ребенка. Не разрешайте ему смотреть телевизор больше часа в день и играть на компьютере дольше получаса.
  • Научите вашего ребенка правильно работать с книгой. Голова читающего не должна «висеть» над книгой, расстояние до книги — не менее 30 см. Освещение должно идти с левой стороны. Нарушение правил гигиены чтения может привести к «усталости глаз», которая зачастую проявляется головной болью.
  • Если ребенок носит очки — проверьте, правильно ли они подобраны, не пора ли ослабить или усилить стекла, купить оправу пошире (для коррекции зрительной оси линз). Неправильно подобранные очки также могут быть одной из причин головных болей у детей. И самое главное: если у ребенка появились головные боли и он все чаще жалуется на них, необходимо обследовать его у невропатолога и окулиста.

Источники

  • Kovalenko T., Tishchenko M., Vovk O., Mishyna M. THE INFLUENCE OF CONTRACEPTION ON VAGINAL MICROBIOCENOSIS CONDITION. // Georgian Med News — 2020 — Vol — N303 — p.40-44; PMID:32841178
  • Cazae C., de Barbeyrac B. [Pelvic inflammatory diseases: Microbiologic diagnosis — CNGOF and SPILF Pelvic Inflammatory Diseases Guidelines]. // Gynecol Obstet Fertil Senol — 2019 — Vol47 — N5 — p.409-417; PMID:30878688
  • Callealta I., Ganswindt A., Goncalves S., Mathew A., Lueders I. Detection of Simonsiella spp. in the Vagina of Lions and Leopard in Oestrus. // Reprod Domest Anim — 2018 — Vol53 — N6 — p.1605-1608; PMID:30066407
  • Babu G., Singaravelu BG., Srikumar R., Reddy SV., Kokan A. Comparative Study on the Vaginal Flora and Incidence of Asymptomatic Vaginosis among Healthy Women and in Women with Infertility Problems of Reproductive Age. // J Clin Diagn Res — 2017 — Vol11 — N8 — p.DC18-DC22; PMID:28969122
  • Kero K., Rautava J., Syrjänen K., Grenman S., Syrjänen S. Association of asymptomatic bacterial vaginosis with persistence of female genital human papillomavirus infection. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N11 — p.2215-2219; PMID:28681204
  • Kaur J., Kalsy J. Study of pruritus vulvae in geriatric age group in tertiary hospital. // Indian J Sex Transm Dis AIDS — 2020 — Vol38 — N1 — p.15-21; PMID:28442799
  • Donders G., Bellen G., Donders F., Pinget J., Vandevelde I., Michiels T., Byamughisa J. Improvement of abnormal vaginal flora in Ugandan women by self-testing and short use of intravaginal antimicrobials. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N4 — p.731-738; PMID:27933401
  • Tansarli GS., Skalidis T., Legakis NJ., Falagas ME. Abnormal vaginal flora in symptomatic non-pregnant and pregnant women in a Greek hospital: a prospective study. // Eur J Clin Microbiol Infect Dis — 2017 — Vol36 — N2 — p.227-232; PMID:27738857
  • Athanasiou S., Pitsouni E., Antonopoulou S., Zacharakis D., Salvatore S., Falagas ME., Grigoriadis T. The effect of microablative fractional CO2 laser on vaginal flora of postmenopausal women. // Climacteric — 2016 — Vol19 — N5 — p.512-8; PMID:27558459
  • Lanowska M., Mangler M., Grittner U., Akbar GR., Speiser D., von Tucher E., Köhler C., Schneider A., Kühn W. Isthmic-vaginal smear cytology in the follow-up after radical vaginal trachelectomy for early stage cervical cancer: is it safe? // Cancer Cytopathol — 2014 — Vol122 — N5 — p.349-58; PMID:24478265
Читайте также:  Головная боль после горячей ванны

Адрес клиники:

Сегодня речь пойдет не о «головной боли» студентов, а просто о головной боли.

Расскажу об одной моей пациентке. Около полутора лет назад пришла ко мне на прием красивая молодая девушка, студентка-второкурсница одного из Саратовских ВУЗов.

Внешне выглядела совершенно здоровой, вполне уравновешенной и счастливой. Поводом для визита стала головная боль. Болели лоб, виски, затылок, отдавала боль в глаза, больше болела левая сторона.

Эта жалоба беспокоила ее и раньше, лет примерно с 15. Но раньше она была нечастой, несильной, с большими «Светлыми» промежутками, хорошо и быстро купировалась спазмалгоном.

Постепенно головная боль усилилась, когда началась подготовка к ЕГЭ (или ОГЭ) в выпускном классе. На первом курсе она стала уже постоянной, на фоне тупой ноющей боли приступы сильной боли. Таблетки все еще помогали, но уже не так хорошо. Сильная головная боль после приема препаратов становилась нерезкой, фоновой.

На втором курсе все стало гораздо хуже. Всегда активная девочка чувствовала постоянную слабость, утомляемость. После учебы «просто валилась с ног». Чтобы прийти в рабочее состояние, нужно было поспать или отлежаться часа 1,5-2 минимум. Головная боль уже не отпускала, меняясь от сильной до очень сильной.

К моменту обращения головная боль уже не давала передышек. Девушка просто плохо усваивала информацию: «смотрю в книгу и не понимаю, что там написано». Таблетки за последний год перепробовала разные, практически никакого эффекта не было.

Обследование она проходила объемное, на руках были результаты МРТ головного мозга, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, осмотр окулиста (головная боль отдавала в глаза, зрение стало снижаться), обследование щитовидной железы, у гинеколога, ЭКГ, ЭХО-КГ, биохимический анализ крови, УЗИ почек и органов брюшной полости.

Назначила курс ЭРТ — 26 сеансов в течение 21 дня, первые 5 дней проводили 2 сеанса в день. Головная боль отступала с трудом. В первые 2 дня девушка уходила с остатками головной боли («чуть-чуть болит над левой бровью и за глазницей»).

Головная боль усиливалась через 5-6 часов после сеанса, так что два сеанса за день были очень кстати. Часть занятий пришлось в эти дни пропустить по справке. Только на 5 сеансе головная боль снялась полностью, без остатка. Дальше стало легче.

Уже к 11-12 дню лечения головная боль возвращаться начала только к сеансу, т.е. хватало сеанса почти на сутки. Девушка чувствовала себя гораздо лучше, сил и энергии прибавилось, настроения тоже. Учеба «пошла в гору», появилось желание куда-то сходить, встретиться с друзьями и подругами. Жизнь стала налаживаться!

Последние дней 5 курса головной боли не было вообще. При выписке назначила ноотроп, адаптоген, витаминно-минеральный комплекс, фитотерапию. Записала на контрольный осмотр через 3 недели. На осмотре все было прекрасно, наметили курс в 5 сеансов ЭРТ через 1.5-2 месяца.

В целом, за 3 месяца после первого курса ЭРТ головная боль или, скорее, дискомфорт отмечался только один раз, после сложного утомительного дня. Таблетка не понадобилась, вечером легла спать, проснулась без головной боли. Следующий курс в 3-5- сеансов наметили на конец мая, перед сессией, т.е. примерно через 3 месяца. Пришла она на него после сессии, утомление сняли и ясность голове вернули быстро.

Следующий курс у нас получился через год, когда снова начала появляться головная боль. Справились с ней быстро и легко, повторили медикаментозный курс вдогонку. Девушка ведет активный образ жизни, заканчивает курсы вождения автомобиля, взяла абонемент в спортзал. В общем все отлично, чему я, как доктор, очень рада!

Кстати, для студентов у нас действует постоянная скидка — 30%, нужно просто предъявить студенческий билет. Помогаем мы не только при головной боли, но и при «головной боли», т.к. ЭРТ отчетливо улучшает память, внимание, мышление и скорость усвоения материала, прибавляет сил и выносливости. У нас есть как лечебные, так и профилактические программы, так что обращайтесь: легко сдать зачеты и сессию и при этом чувствовать себя отлично — это к нам!

Звоните: 77-28-24

8(8452) 43-79-53

Голова чаще болит у отличников

Как пережить «синдром третьей четверти». 9 советов родителям

В чем причины такого «взрослого» недуга, как головная боль, у детей? Как распознать, правда ли болит или просто неохота идти в школу? Об этом обозревателю Татьяне Батенёвой рассказывает заместитель главного врача Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, врач-невролог Алексей Крапивкин.

162 повода для жалоб

вопрос: Алексей Игоревич, на наших «прямых линиях» и онлайн-конференциях по проблемам здоровья детей родители часто задают вопросы о головной боли. Похоже, это самая распространенная жалоба у школьников. Чем это вызвано?

ответ: Сегодня насчитывается 162 вида головной боли. Так что ее причины действительно могут быть самыми разными — от проблем с позвоночником, заболеваний глаз, уха-горла-носа до проблем психологического и эмоционального свойства. Важно одно — не отмахнуться от них, внимательно понаблюдать за ребенком и, если жалобы повторяются, обратиться к специалистам. Тут важно не просмотреть действительно серьезную болезнь, ведь за головной болью могут, к сожалению, скрываться и врожденная патология сосудов головного мозга, и даже опухоли.

в: Приведу конкретную ситуацию. Вот мама беспокоится: ребенок 9 лет часто жалуется на головную боль после школы. Просит таблетку. Какую можно дать или стоит попытаться обойтись без лекарств?

о: Головные боли, возникающие после школы, во второй половине дня, как правило, боли мышечной природы. Они связаны со статической нагрузкой, то есть длительным напряжением мышц из-за сидения в неправильной позе. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на то, за какой партой или столом сидит ребенок — подходит ли ему высота стола и сиденья. Обратите внимание и на его осанку, как именно он сидит за столом, как расположены его руки, как он читает, как рисует и т.п. И если сидит боком, одно плечо выше другого, или горбится, или, напротив, сидит развалившись, необходимо позу скорректировать.

в: А чем все-таки помочь, чтобы снять боль?

о: Хорошо помогает легкий массаж «воротниковой» зоны — мягкие поглаживающие движения от основания черепа к плечам. Снять боль поможет прогулка на свежем воздухе или недолгий сон. Иногда хорошо снимает боль некрепкий сладкий чай. Прибегать к лекарствам стоит лишь в исключительных случаях, когда боль сильная и все, что вы предприняли, оказалось безуспешным. У детей возможно использование препаратов, содержащих ибупрофен или парацетамол, в возрастных дозировках. Но лучше все же, если эти лекарства назначит врач. Самолечение у детей особенно опасно.

У подростков перестройка

в: Другой случай — подросток 14 лет физически здоров, занимается спортом. Но часто по вечерам жалуется на головную боль.

Читайте также:  Головная боль при похмелье

о: В подростковом возрасте головные боли в большинстве случаев вызваны половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Обычно дети перерастают это без каких-либо последствий. Но для облегчения состояния нужны дозированные физические нагрузки, без переутомления. Нужно сочетать их с контрастными водными процедурами, ежедневными прогулками на свежем воздухе.

в: У девочки 13 лет близорукость, офтальмолог рекомендовал ей очки, но носить их в школе она стесняется, а потом жалуется, что болят глаза и голова.

о: В этом случае голова болит скорее всего из-за перенапряжения зрения. Постоянное напряжение мышц глаза при чтении и письме приводит к спазму сосудов головы. В этом случае мозг недополучает кровоснабжение, это и приводит к головной боли. Поэтому очень важно выполнять рекомендации окулиста. Объясните дочке, что сегодня очки в моде, подберите ей красивую «имиджевую» оправу — и головные боли пройдут. Кстати, у девушек-старшеклассниц голова может болеть и от ношения высоких каблуков, но тут мода скорее враг, чем помощник.

в: А вот еще проблема: десятиклассница 16 лет — гипотоник, артериальное давление постоянно низкое, 90/60. Голова болит часто, после школы она закрывает шторы на окне и ложится в постель, говорит, что в темноте головная боль не такая сильная.

о: У людей со склонностью к пониженному артериальному давлению, особенно у девочек, даже минимальное снижение давления от обычных показателей вызывает апатию, головную боль, утомление, снижение настроения и тонуса. Нередко такое состояние возникает в дни менструации. Для улучшения самочувствия и уменьшения симптомов достаточно выпить крепкого сладкого чая. Весной и осенью, в периоды частой смены погоды, гипотоникам неплохо по утрам принимать несколько капель настойки элеутерококка или лимонника на стакан сока или чая с сиропом шиповника.

Погода или гипердиагностика?

в: Нередко дети, как и пожилые люди, жалуются на головную боль при смене погоды. Понятно, что у пожилых в силу возрастных изменений могут плохо работать сосуды. А что же это за беда такая у юных?

о: В периоды изменения атмосферного давления может меняться давление и у детей. Для начала стоит оценить артериальное давление ребенка и последить, как оно изменяется при перемене погоды. Если повышается, даже незначительно, нужно обратить особое внимание на водный режим. Дети часто пьют воду, особенно после бурных игр, занятий спортом. Но при таких жалобах нужно ограничить прием жидкости во второй половине дня. Если же боли очень сильные, то непременно обратитесь к врачу — возможно, нужно обследовать почки или потребуется коррекция ювенильной (то есть подростковой) гипертонии.

в: Нередко болит голова у подростков, которые много и упорно занимаются, стремятся каждое задание выполнить по максимуму. Но ведь школьную программу все равно усвоить необходимо. Или стоит пожертвовать пятерками ради здоровья?

о: Все зависит от приоритетов, конечно. Причиной головных болей у подростков в 60-70% случаев являются эмоциональные переживания, связанные с успехами или неуспехами в учебе или личной жизни. Это так называемый «синдром отличницы», когда ребенок, чаще девочка, сильно переживает малейший неуспех, любую отметку ниже пятерки. В первую очередь такую девочку необходимо поддержать, успокоить, объяснить, что важны знания, а не их оценка. А уровень нагрузки, конечно, нужно определять индивидуально. Возможно, пожертвовать пятерками по неосновным предметам.

в: Многим детям при рождении ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» или «врожденная энцефалопатия». Затем следуют любимые диагнозы: для младших — «часто болеющий, ослабленный ребенок», а для подростков — «нейроциркуляторная дистония». При этом головные боли как бы сами собой разумеются — мол, ничего поделать нельзя…

о: Тут нередко имеет место так называемая «гипердиагностика», когда врачи записывают эти диагнозы для подстраховки. Но у большинства детей ранние диагнозы все же, к счастью, потом снимают. А «дистонию» можно и нужно лечить движением, активными занятиями оздоровительной физкультурой, длительными прогулками в хорошем темпе. И ни в коем случае не настраивать детей на то, что они «больные, слабенькие».

Поддержать и пошутить

в: Мамы по-разному реагируют на жалобы ребенка на головную боль. Одни кидаются сразу лечить, другие не принимают их всерьез: поболит и пройдет. А как правильно? В каких случаях непременно надо пройти обследование у врача-невролога?

о: Прежде всего ребенка необходимо успокоить и поддержать, по возможности обеспечить ему «охранительный» режим: оградить от лишнего шума, от переживаний, пораньше уложить спать в прохладном, проветренном помещении. Если жалобы возникают периодически, родителям нужно постараться оценить и проанализировать интенсивность головной боли, как часто она возникает, чем провоцируется, что помогает облегчить состояние. Если головная боль возникает часто, несколько раз в неделю, или если она настолько сильна, что ограничивает действия ребенка, непременно обратитесь к врачу. Необходимо провести ультразвуковое допплерографическое обследование сосудов головы и шеи.

в: Бывает ли у детей мигрень? Как ее лечат в этом случае?

о: Да, бывает, если в семье есть наследственная предрасположенность. В возрасте от 5 до 15 лет страдают мигренью (неврологическое заболевание с частыми и мучительными приступами головной боли, чаще одной половины головы. — «Известия») до 10% детей. Такой ребенок должен обязательно наблюдаться у специалиста-невролога.

в: Мамы сталкиваются и с тем, что порой ребенок жалуется на головную боль, чтобы не идти в школу, особенно если назначена контрольная работа. Можно ли распознать обман или лучше не рисковать и поверить жалобам?

о: Вопрос сложный, затрагивающий основы отношений между ребенком и родителями. Если головная боль реальная, то, как правило, это видно — ребенок бледный, вялый, малоподвижный. В случаях, когда он пытается симулировать, боль сразу проходит, как только мама разрешает остаться дома. Ребенок сразу веселеет, с удовольствием занимается любимым делом, играет. На первый раз лучше поверить, чтобы не подорвать собственный авторитет, ну а если жалобы войдут в привычку, реагируйте адекватно. Хорошо помогает шутка, необидное разоблачение «бедного больного».

Литература:
  1. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  2. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение I // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 2. С. 71-77.
  3. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  4. https://aif.ru/archive/1694573.
  5. https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/school/11/.
  6. https://www.saratov-dens.ru/single-post/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D1%83-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2.
  7. https://iz.ru/news/345275.
  8. Patil H., Tiwari R. V., Repka M. A. Recent advancements in mucoadhesive floating drug delivery systems: A mini-review. Journal of Drug Delivery Science and Technology. 2016; 31: 65–71.DOI: 10.1016/j.jddst.2015.12.002.
  9. Wunderlich, «Geschichte der Medicin» (Штуттгардт, 1958).
  10. Baas, «Geschichte d. Medicin».
  11. Харенко Е. А., Ларионова Н. И., Демина Н. Б. Мукоадгезивные лекарственные формы. Химико-фармацевтический журнал. 2009; 43(4): 21–29. DOI: 10.30906/0023-1134-2009-43-4-21-29.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector