Прыжки с парашютом: противопоказания, советы новичкам

Парашют — от французского parachute (от греческого para — «против» и французского chute — «падать») — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Парашюты используются для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов и т. п.

Историки свидетельствуют, что впервые идея прыжков с парашютом пришла легендарному Леонардо да Винчи. И первое упоминание о безопасной возможности «спуститься с небес» есть в его рукописи (1495 год): «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».

Сегодня у нас больше нет необходимости бросаться с неба с палаткой, а, взвесив все за и против, решиться на прыжок под руководством надежных инструкторов. Что для этого нужно, какие бывают прыжки и кому прыгать нельзя — все эти вопросы волнуют каждого желающего получить свою порцию небесного адреналина. Итак, два варианта прыгнуть с парашютом впервые.

Самостоятельный прыжок с десантным парашютом

В этом случае вы самостоятельно совершаете прыжок с военно-десантным парашютом на круглом куполе с принудительным открытием или трехсекундной задержкой перед открытием парашюта. Считается, что такой вариант выбирают по-настоящему смелые и решительные люди.

Особенности прыжка:

Перед прыжком вам необходимо пройти подготовку: оформление документов, медицинскую комиссию, обстоятельный инструктаж длительностью 3-4 часа (иногда более). Прыжок совершается с высоты 800 метров над землей, скорость самолета при выброске — 160 км/ч. Свободное падение длиться 3 секунды, скорость 50 м/с. Скорость падения при приземлении 5 м/с, именно поэтому этапу приземления уделяется особое внимание во время инструктажа. Невнимательное отношение к инструктажу может повлечь за собой довольно неприятные последствия!

После инструктажа по команде выпускающего инструктора «На борт!» вас посадят в самолет (как правило, Ан-2, известный как «кукурузник») в порядке построения (первыми прыгают самые тяжелые). При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

Ограничения по погоде: ветер не более 6 м/с. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют довольно трудно.

Прыжок в тандеме с инструктором

Затяжной прыжок с парашютом «крыло» в паре с тандем-мастером. Очень надежный вариант первого прыжка с парашютом. Здесь вам, возможно, не придется проявить самостоятельность и героическую смелость, однако вы сможете гораздо дольше и в другом качестве наслаждаться полетом.

Особенности прыжка:

Перед прыжком вас также ждет подготовка: оформление документов, медицинская комиссия, краткий инструктаж.

Прыжок осуществляется с борта (самолета, вертолета), который позволяет набрать большую высоту (Л-410, вертолет Ми-8 и др.).

На борту инструктор соединит ваши подвесные системы. Вы отделяетесь от вертолета (самолета) на высоте 3500-4000 метров(!). Свободное падение длится 50 секунд. Всю работу по стабилизации падения и раскрытию парашюта выполняет опытный инструктор. Вам остается наслаждать ощущениями и открывающимися видами почти минуту!

Скорость падения при приземлении 1 м/с. По силе приземление можно сравнить с прыжком с дивана, поэтому ограничения по здоровью в тандемных прыжках менее строгие.

Ограничения по погоде: ветер до 10-12 м/c, облачность почти не играет роли, так как завозят и выбрасывают по GPS навигатору. Во время прыжка разрешена фото- и видеосъемка.

Осторожно, здоровье

Разумеется, вы пройдете медицинскую комиссию перед прыжком. Но местный врач не может диагностировать множество заболеваний, о которых знаете вы. Поэтому будьте сознательны и внимательно отнеситесь к своему здоровью.

Если вы носите контактные линзы, проблем нет. А вот очки необходимо заменить на очки с пластиковыми стеклами и резинкой вокруг головы. Если у вас сильная близорукость, от прыжка лучше воздержаться.

Имея травмы опорно-двигательного аппарата в прошлом, вам необходимо получить консультацию врача. Возможно, в этом случае для вас подойдет только прыжок в тандеме. А при переломе ног нельзя прыгать с парашютом в течение года после полного срастания костей.

Допустимый вес для самостоятельных прыжков с парашютом не менее 45 кг и не более 95. Для прыжков с парашютом в тандеме верхняя граница веса — 130 кг.

Так что далеко не все могут по состоянию здоровья позволить себе такое экстремальное развлечение, как прыжки с парашютом. Противопоказания вы найдете в следующем разделе.

Прыжки с парашютом: противопоказания. Кому прыгать нельзя?

Людям, страдающим эпилепсией (категорически запрещено).

Людям, страдающим психическими заболеваниями.

Больным сахарным диабетом.

Глухим или страдающим острыми или хроническими заболеваниями среднего уха.

К прыжкам с парашютом не допускаются люди с высоким артериальным давлением.

Не рекомендуется прыгать при простуде и насморке, т. к. прыжки с парашютом могут привести к повреждению носовых пазух и барабанных перепонок.

Вас не допустят к прыжку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Что еще нужно для прыжка

Подходящая одежда и обувь

С поднятием на 1 км температура уменьшается на 6 градусов, поэтому одежда должна быть закрытой даже летом, например, спортивный костюм, или комбинезон, перчатки, защитные очки. Спортивная обувь — кроссовки (при прыжках с 800 метров нужны ботинки с высоким голенищем, или кроссовки плюс эластичные бинты). Все мелкие вещи вытащите из карманов и оставьте на земле.

Состояние и настроение. Совершайте прыжок в хорошей физической форме — в здоровом состоянии тела и духа. Отдохните, выспитесь, накануне не пейте алкоголь. И впечатления, запомнившиеся на всю жизнь, вам обеспечены! Кто знает, может, вы откроете в себе талант воздухоплавателя?

Интересные факты:

Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия Томпсон, Хендерсон, Северная Каролина. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

Читайте также:  Головная боль при похмелье

В настоящее время прыжки на точность приземления — одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см. При приземлении на крыши зданий — главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол парашюта не «погас».

По инструкции летательный аппарат должен вернуться пустым, поэтому тех, кто резко передумал прыгать уже на борту, выкидывают:)

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Секретная информация: прыжки с парашютом с точки зрения науки

Вы только представьте, как сильно нам повезло.

Судя по древнегреческим мифам, уже на заре своего существования человек мечтал научиться летать. Но и спустя тысячелетия — буквально в начале прошлого века — он все еще был обречен всю жизнь ходить по зе

Преодолеть земное притяжение даже на пару минут было недостижимой мечтой. То, что сейчас называют первым полетом братьев Райт, по сути представляло собой подскок и длилось всего 12 секунд.

Со временем, конечно, самолеты стали летать повыше, но было их — штук десять на всю планету. При этом особой надежностью они не отличались, а средств спасения еще не существовало. Хотя всевозможные прототипы парашютов изобретатели придумывали, начиная аж с XIII века, все они представляли собой конструкцию наподобие гигантского зонтика, либо заранее аккуратно разложенного полотнища. Прыгать с такими движущихся объектов было нельзя.

Все изменилось, когда «отец» всех скайдайверов Глеб Котельников в 1911 году изобрел ранцевый парашют. Предполагалось, что он будет служить для спасения жизни летчиков на случай аварии, но прежде чем поставить изобретение на вооружение армии, его, как водится, принялись всячески испытывать. Испытателей набирали в основном из числа тех же военных авиаторов. Но те быстро смекнули, что прыжки с парашютом — сами по себе штука крайне увлекательная, и очень скоро все это вылилось в отдельные войска в армии и отдельный парашютный спорт на «гражданке».

Формально в Советском Союзе стать парашютистом мог кто угодно, но на деле нужно было сначала пройти строгий отбор, а затем месяцами учить матчасть, начиная с устройства парашюта и заканчивая аэродинамикой, и годами тренироваться.

Сегодня же возможность прыгнуть с парашютом имеет любой человек. Москва в этом плане так вообще рай — около десятка дропзон в пределах ста километров. Причем «любой» в данном случае нужно понимать дословно: абсолютно любой, от ребенка до пенсионера. Даже люди с ограниченными возможностями все чаще покоряют небо. А уж молодым, сильным и физически здоровым и подавно нет никаких преград.

Другое дело, зачем оно надо? А вот зачем.

Все дело в адреналине

Вы, конечно же, слышали, что наш организм способен производить эту загадочную субстанцию, которую называют «гормон радости». Давайте разбираться, как он работает.

Давно известно, что современному человеку остро не хватает эмоций. Убивать мамонтов сегодня не надо, завоевывать соседние племена, чтобы испытать чувство собственного превосходства, нужды тоже нет. Но инстинкты-то никуда не делись! Как и нашим древним собратьям, нам необходимо хотя бы иногда чувствовать себя лучше, круче, выше, сильнее других. А как это сделать, если вся жизнь свелась к дом-работа-дом-детсад-дача-теща-картошка?

Вот тут-то и поможет адреналин. На самом деле, было бы правильнее называть его «гормон страха». Потому что вырабатываться он начинает в тот момент, когда наш мозг получает от своих внешних разведчиков — глаз, ушей, вестибулярного аппарата и т.д. — сигналы, что организму грозит опасность. Вот почему так страшно стоять перед открытой дверью самолета. Умом-то понимаешь, что за спиной надежный парашют (точнее, даже два), но глаза видят, как высоко, и сигнализируют мозгу: можно упасть. Адреналин вызывает страх, тем самым как бы предупреждая — остановись!

Одновременно с этим он на всякий случай стимулирует нервную систему и приводит в тонус мышцы. Если в этот момент вдруг случиться упасть и пораниться, болевые ощущения будут во много раз меньше, чем обычно.

Но вот мы прыгаем, парашют раскрывается, глаза любуются великолепными пейзажами, вестибулярный аппарат наслаждается ощущением свободного полета, и организм, наконец-то, понимает — все отлично. Чтобы усмирить разбушевавшийся адреналин, организм выбрасывает в кровь щедрую порцию эндорфинов — гормона счастья. И действительно, каждый, кто хотя бы однажды совершил прыжок с парашютом, скажет вам, что чувство эйфории, накрывающее в этот момент, не сравнимо ни с чем! Причем если вы только начинаете прыгать, эндорфинов выделяется так много, что заряда великолепного настроения хватает на несколько дней вперед.

Итак, вы решились на прыжок с парашютом

Для начала перестаньте терзать поисковики вопросом, где прыгнуть с парашютом в Москве. Нигде. Последний аэродром в Москве закрылся несколько лет назад и сейчас любые полеты авиации в пределах МКАД запрещены. Все действующие парашютные клубы расположены в Подмосковье.

Такой момент как прыжки с парашютом цена примерно одинакова на всех крупных, внушающих доверие дропзонах, поэтому слишком низкая стоимость должна вас насторожить. Очевидно, что когда речь идет о таком серьезном мероприятии, экономить на профессионализме инструкторов, состоянии снаряжения и авиапарка не стоит.

Читайте также:  Sevastopol.info

Хорошо, если информация об этих вещах есть в открытом доступе, и вы можете изучить ее заранее — например, как на сайте парашютного клуба «Аэроград Коломна». В этом случае вы гарантировано избежите сюрпризов, когда обещанная инфраструктура для семейного отдыха (вы же наверняка захотите взять с собой группу поддержки) окажется бытовкой в чистом поле, а вместо современного самолета вам радостно помашет крылом видавший виды «кукурузник».

Если хотите сэкономить, лучше изучите повнимательнее раздел «акции и спецпредложения». Так, почти все аэроклубы, которые работают ежедневно (правда, их совсем немного) предлагают в будни прыгнуть с парашютом в тандеме с заметной скидкой.

В любом случае помните, что цена включает не только прыжок с парашютом как таковой, но и целый ряд сопутствующих «бонусов». Судите сами.

— Прыжки с парашютом — это лучшее лекарство от стресса. А Москва, между прочим, как и все мегаполисы, поводов для стресса дарит в избытке. Это даже не научный факт, а народная мудрость: клин клином вышибают. Ученые давно доказали, что любое психологическое напряжение лучше всего лечить напряжением физиологическим. Бросил любимый человек, уволили с работы, у тещи картошка не уродилась — все эти неприятности кажутся сущей мелочью, когда стоишь перед открытой дверью самолета, летящего со скоростью 150 км/ч на высоте 4000 метров. А что происходит потом, выше уже писали: количество позитивных эмоций зашкаливает настолько, что все проблемы улетучиваются окончательно и бесповоротно.

— Парашютный спорт — это спорт. Со всеми вытекающими последствиями: здоровое тело, здоровый дух, стройная фигура, меньший риск всевозможных заболеваний (которые, как говорят умные врачи, в основном от нервов случаются, а с нервами мы уже разобрались ), ну и все такое прочее. О пользе регулярных занятий спортом и так все знают. Но даже если вы не собираетесь прыгать регулярно, имейте в виду, что скинуть пару-тройку лишних кило можно уже после первого прыжка.

— Скайдайвинг — это новые друзья. Причем какие друзья! Не те, что приходят поныть в жилетку или занять в долг до получки, а самодостаточные, уверенные в себе, позитивные и всегда улыбающиеся люди. Часто можно услышать, что Россия — страна угрюмых интровертов. Так вот, те, кто так говорят, просто никогда не были на аэродроме. Приезжайте в «Аэроград Коломна» и убедитесь сами: такой концентрации позитива на один квадратный метр не бывает даже на Гоа.

— Это новые горизонты — внешние и внутренние. Вы никогда не узнаете, как прекрасна планета с высоты птичьего полета, и никогда не поймете, на что способны, пока не отважитесь на первый прыжок с парашютом Москва — стоимость такого способа раздвинуть собственные границы смехотворна мала по сравнению с услугами всяких коучей и тренингов личностного роста.

— Наконец, прыжки с парашютом — это возможность быть выше других. Просто вдумайтесь, сколько людей на планете мечтают прикоснуться к небу, и насколько ничтожен процент тех, кто пошел дальше слов и отважился на такой шаг. Это в прямом смысле каста избранных. И вы можете стать одним из них.

«Пока самолет набирал высоту, у меня тряслись колени». Как перебороть страх и прыгнуть с парашютом

Мечтаете прыгнуть с парашютом, но боитесь высоты или того, что купол не раскроется? GO.TUT.BY выяснил у профессионального инструктора, как противостоять волнению, и попросил поделиться советами тех, кто преодолел панику ради ярких эмоций.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

— С самого детства я хотела прыгнуть с парашютом, но при этом боялась высоты. Когда другие ребята лазили по крышам, мне было страшно спрыгнуть с небольшого забора. Однажды узнала, что Минский аэроклуб набирает подростковые группы по парашютному спорту, и поняла, что это шанс перебороть страх и исполнить мечту, — говорит Ксения Григорьева, инструктор по прыжкам с парашютом.

В парашютном спорте она уже 6 лет и за это время успела сделать почти 850 прыжков. Девушка утверждает, что это немного: у некоторых чемпионов мира за жизнь набирается по 12 тысяч прыжков. Но даже опытные люди признаются, что вначале испытывали страх.

— Страх неизведанности уходит примерно после пятого прыжка. Цифра приблизительная, но ясно, что нужно пробовать не единожды, — объясняет Ксения.

Ей удалось перебороть страх высоты, но агитировать человека с подобной фобией прыгать с парашютом она бы не стала, это личное решение каждого. Те, кто оказывается в самолете или вертолете, уже сами по себе достаточно мотивированы. За 6 лет Ксения слышала от других инструкторов про два случая, когда люди отказывались от прыжка уже в полете, но лично с такими ситуациями не сталкивалась.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Эти случаи исключительные. Обычно инструктор осведомлен, что делать, если человек начинает паниковать. Есть приемы, которые помогают отвлечь упирающегося тандем-пассажира — человека, который прыгает с инструктором. Например, сделать несколько сальто во время прыжка из самолета, чтобы пассажир расслабился и перестал мешать стабильному падению: если он активно дергает ногами, пару может закрутить в воздушном потоке.

— Была у меня девушка, которая прямо перед отделением (выпрыгивание из самолета или вертолета. — Прим. GO.TUT.BY) сказала, что она боится и никуда не пойдет. Это был тандем-прыжок, поэтому я попросила даму закрыть глаза, после чего выпрыгнула вместе с ней. Она не видела самого страшного момента — как мы подходили к краю самолета — и окончательно перестала волноваться, когда оказалась под раскрытым куполом.

Читайте также:  Головные боли при неврозе

Перед прыжком с парашютом Ксения не советует смотреть тематические фильмы, книги или статьи. Это может только усугубить страх.

— Я прыгала с парнем, который сильно боялся получить травму или разбиться. Он прочитал кучу информации в интернете и начал засыпать меня вопросами вроде «Правда ли можно ноги поломать?». На этот вопрос не ответишь «нет», ведь в парашютном спорте случается всякое. Но вероятность несчастного случая минимальна, если соблюдать все советы инструктора.

По Беларуси и России официальной статистики на этот счет нет, но в США на 3,2 миллиона прыжков в 2016 году был зафиксирован 21 несчастный случай.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Как правильно вести себя в полете, учат на инструктаже. Если человек прыгает в одиночку на десантном парашюте, который неуправляем и перемещается со скоростью ветра, подготовка длится около 4 часов. Нужно знать и как правильно выпрыгивать, и что делать при отказе парашютной техники, и как приземляться на препятствия. Если это прыжок в тандеме, объяснения занимают 15 минут, потому что за человека все делает инструктор.

— Пару недель назад в тандеме с одним из наших инструкторов прыгал дедушка, который захотел отпраздновать восьмидесятилетие в небе, — улыбается Ксения. — Одиночные прыжки также достаточно распространены. Есть мнение, что первый шаг в облака лучше сделать самостоятельно. Но по факту интереснее прыгать в тандеме. Там управляемый парашют, и риск приземления вне аэродрома ничтожно мал. Кроме того, человек успевает побыть 30 секунд в свободном падении. При одиночных прыжках такой возможности нет — парашют раскрывается сразу или через 3 секунды.

Артем, 20 лет, студент

Когда принимаешь решение прыгнуть с парашютом, страх кажется безосновательным. Еще по пути на аэродром инструктор подбадривал меня шутками, поэтому я отвлекался от негативных мыслей. Было ощущение, что мы просто едем на отдых. Все поменялось, когда я в полной экипировке подошел к самолету. Страх ощущался не только на психологическом уровне, но и на физическом: пока самолет поднимался, сердце билось все чаще, а руки и ноги даже начали непроизвольно подергиваться.

Самый волнительный момент наступил, когда двери самолета открылись на необходимой высоте (около 3000 м) и я приблизился к краю. Я даже не пытался справиться со страхом, просто не работала голова. Как робот подошел к открытой двери, попытался машинально ухватиться за поручни, но мои руки сразу же убрали, и мы вместе с инструктором провалились вниз.

В свободном падении все происходит очень быстро, ты даже не успеваешь вдохнуть воздуха и сориентироваться. Но как только раскрывается парашют, все замирает. Достаточно тяжело описать эмоции, которые ощущаешь в небе, но я очень хотел бы прочувствовать их еще раз.

Я очень боюсь высоты. Но в такой ситуации нужно просто взять себя в руки, не отказываться от прыжка в самый последний момент. Лучше просто отключить мозг и полностью довериться инструктору.

Елена, 25 лет, инженер-сметчик

Я не боялась прыжка с парашютом, так как до этого занималась роупджампингом и 4 раза прыгала с вышек на веревке. Волнение пришло во время инструктажа, когда стали рассказывать, что нужно делать во время непредвиденных ситуаций: начинаешь представлять несчастные случаи и нервничать. У меня страх сказывается в физическом плане, сразу хочется в туалет, что не очень кстати по пути в самолет.

Состояние стало спокойным, когда мы пришли на поле и стали надевать экипировку. Я была единственной девушкой в группе, и инструктор часто спрашивал, все ли хорошо. Видимо, переживал, что я откажусь в последний момент. Но в самолете я совсем успокоилась и прыгнула с большим удовольствием. Хочу повторить прыжок, но на другой высоте: в первый раз это было 900 м в одиночку, а есть возможность испробовать 3000 м с инструктором, где свободное падение длится 30 секунд.

Яна, 24 года, врач-невролог

Прыгать с парашютом страшно, но в моем случае желание исполнить давнюю мечту оказалось сильнее. Однако пока самолет набирал высоту, у меня тряслись колени, хотя обычно я не боюсь высоты. Я посмотрела в окно и подумала, что мы преодолели метров 800, но тут услышала голос пилота, который назвал цифру вдвое меньше. Меня бросило в жар! Успокаивали мысли, что это осознанный выбор и отступать уже поздно.

Я не боялась того, что парашют не раскроется. Больше всего пугала мысль, что при приземлении можно сломать ноги. Во время инструктажа нам дали понять, что это очень реально. Но не так страшен черт, как его малюют, и посадка оказалась гораздо мягче, чем я представляла.

Могу сказать точно, что нельзя думать о плохом (парашют не раскроется, вы приземлитесь на электрические провода, парашют унесет ветром в лес). Стоит сосредоточиться на том, что это не первый прыжок в мире, и все пройдет хорошо, если слушать инструктаж и советы тренера.

Литература:
  1. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  2. Харенко Е. А., Ларионова Н. И., Демина Н. Б. Мукоадгезивные лекарственные формы. Химико-фармацевтический журнал. 2009; 43(4): 21–29. DOI: 10.30906/0023-1134-2009-43-4-21-29.
  3. Мустафин Р. И., Протасова А. А., Буховец А. В., Семина И.И. Исследование интерполимерных сочетаний на основе (мет)акрилатов в качестве перспективных носителей в поликомплексных системах для гастроретентивной доставки. Фармация. 2014; 5: 3–5.
  4. https://health.mail.ru/news/pryzhki_s_parashyutom_protivopokazaniya_sovety/.
  5. https://aerograd.ru/news/sekretnaya-informatsiya-pryzhki-s-parashyutom-s-tochki-zreniya-nauki.
  6. https://news.tut.by/go/558134.html.
  7. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
Гусев Анатолий Германович/ автор статьи

Ведущий Невролог
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №43 (Клинико-Диагностическая Лаборатория), Поликлиника №23
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Почему болит голова
Adblock
detector